Диагностика правонарушений несовершеннолетних

Самое главное по теме: "Диагностика правонарушений несовершеннолетних" с профессиональной точки зрения. Мы собрали и подготовили ответы на многие сопутствующие вопросы. Если вы не нашли на них ответ, то можете обратиться к дежурному консультанту.

Заключение

Анализ проведённой работы по исследованию проблем социальной профилактики правонарушений среди несовершеннолетних преступников позволяет сделать следующие выводы.

Проблемы возникновения и развития правонарушений среди несовершеннолетних преступников — это социальная незащищённость которая обусловлена рядом психологических, социально-экономических и медико-социальных проблем. Все они в целом взаимосвязаны.

Социально-профилактическая работа с несовершеннолетними должна осуществляться с учётом данных субъективных и объективных факторов, негативно влияющих на жизнедеятельность ребенка, а также быть ориентированной на укрепление, развитие и восстановление его внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций общества.

Деятельность различных специализированных учреждений в основном направлена, на психологическую и социально-правовую поддержку несовершеннолетних. Специалистами специализированных учреждений применяются и разрабатываются методы социально- профилактической работы применительно к несовершеннолетним, совершившим первичное преступление с целью предотвращения рецидива. Практическое значение состоит в наиболее эффективном оказании помощи подросткам в условиях специализированных учреждений.

Специалисты предоставляют психологическую, медицинскую, правовую помощь и натуральную помощь в пределах компетенции своего учреждения, а также направляют нуждающихся в правовой, психологической, медицинской помощи в те учреждения, в компетенцию которых входит её оказание.

Основной проблемой, затрудняющей деятельность специалистов специализированных учреждений, являются недостаточное финансирование мероприятий, направленных на поддержку неблагополучных слоев молодежи. Успех деятельности в целом зависит от координации специалистами деятельности всех организаций, предприятий и учреждений города, направленной на защиту прав и интересов подростков.

Специфика проведения работы по социальной профилактике правонарушений среди несовершеннолетних преступников, а также оказания социальной поддержки учитывается в практической деятельности специалистов по социальной работе в условиях специализированных учреждений. Специалистами отмечается, что работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних преступников в конкретных жизненных ситуациях позволяют повысить эффективность их социальной защиты. Исходя из анализа опыта деятельности специализированных учреждений, можно сделать вывод, что несовершеннолетние нуждаются в комплексном подходе к решению проблем развития рецидивной преступности с акцентом на оказание психологической, медико-социальной, а также социально-правовой помощи.

Список литературы

правонарушение несовершеннолетний профилактика

Алексеева, Л.С. Психологическая служба семьи в системе социальной работы / Л.С. Алексеева // Семья в России. — 2011. — № 3. — С. 45-50.

Абдуллаев, Э.А. Борьба с преступностью несовершеннолетних: ее значение, задачи и некоторые аспекты проведения этой борьбы в современных целях Азейбарджана / Э.А. Абдулаев // История государства и права. — 2010. — № 1. — С. 14-17.

Алтунина, И.Р. Мотивы и мотивации социального поведения детей / И.Р. Алтунина. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2010. — 300 с.

Алексеева, И.А. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь / И.А. Алексеева, И.Г. Новосельский. — М.: Генезис, 2008. — 256 с.

Бабушкин, А.В. Как подростку защитить свои права? / А.В. Бабушкин. — М.: Сфера, 2009. — 120 с.

Башкатов, И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп / И.П. Башкатов. — М.: Академия, 2008. — 158 с.

Багреева, Е. Образование, преступность и государственная безопасность / Е. Багреева // Народное образование. — 2012. — № 5. — С. 48-51.

Волков, В.Н. Социально-психологическая характеристика формирования преступного поведения у несовершеннолетних в группах / В.Н. Волков // Закон и право. — 2009. — № 11. — С. 20-23.

Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением: учеб.-метод. пособие / под ред. М.И. Рожкова. — М.: ВЛАДОС, 2008. — 239 с.

Девиантное поведение подростков — профилактика и реабилитация, защита прав несовершеннолетних. Опыт работы регионов Российской Федерации: метод. пособие. / Авт.-сост. М.Н. Мирсэгэтова, З.И. Суховерхова, О.Ю. Васильченко. — М.: Академия, 2009. — 235 с.

Дармодехин, С.В. Семья и государство / С.В. Дармодехин // Педагогика. — 2009. — № 1. — С. 70-73.

Детская и подростковая психотерапия / Под ред. Д. Лейна, Э. Миллера. — СПб.: Питер, 2011. — 402 с.

Дивицына, Н.Ф. Социальная работа в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Н.Ф. Дивицына, Л.К. Миронова. — М.: Проспект, 2009. — 184 с.

Долгова, А.И. Криминология. Учебник. Гриф МО РФ / А.И. Долгова. — М.: Норма, 2014. — 1008 с.

Зарипова, Г. Противодействие преступлениям в отношении несовершеннолетних / Г. Зарипова // Законность. — 2011. — № 1. — С. 27.

Зубкова, Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений./ Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина. — М.: Академия, 2008. — 224 с.

Зубенко, В. Права детей и правовое государство / В. Зубенко // ОБЖ. — 2011. — № 11. — С. 23.

Зинчук, Е.Г. Подростковая девиантность как одно из условий формирования резерва преступного мира / Е.Г. Зинчук, В.В. Кривошеев // Преступность и дети: Сб. тезисов конференции. — М.: Просвещение, 2009. — 276 с.

Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие / Е.В. Змановская. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 288 с.

Ибрагимова, А.М. Органы внутренних дел как путь профилактики правонарушений несовершеннолетних: проблемы и некоторые пути совершенствования / А.М. Ибрагимова // Российский следователь. — 2010. — № 4. — С. 37-38.

Казанская, В.Г. Подросток. Трудности взросления. Книга для психологов, педагогов, родителей. 2-е изд. / В.Г. Казанская. — СПб.: Питер, 2008. — 286 с.

Колосова, М. Малолетние бандиты / М. Колосова // Огонек. — 2010. — № 6. — С. 44-45.

Криминология: Учебник / под ред. Г.А. Аванесова. — М.: Юнити-Дана, 2012. — 575 с.

Лелеков, В.А. Ювенальная криминология: Учебник / В.А. Лелеков. — М.: Юнити-Дана, 2014. — 311 с.

Мировский, Э.Л. Преступное и виктимное поведение несовершеннолетних. Проблемы их вовлечения в криминальную деятельность / Э.Л. Мировский // Закон и право. — 2010. — № 7. — С. 17-19.

Можгинский, Ю.Б. Агрессивность детей и подростков. Распознавание, лечение, профилактика / Ю.Б. Можгинский. — М.: Когито-Центр, 2008. — 158 с.

Читайте так же:  Образец иска о признании гражданина умершим

Нагаев, В.А. Ювенальная юстиция. Социальные проблемы / В.А. Нагаев. — М.: Юнити-Дана, 2010. — 274 с.

Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. — М.: Дашков и К, 2012. — 120 с.

Основы социальной работы: учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 456 с.

Павленок, П.Д. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: Учеб. пособие / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 185 с.

Павленок, П.Д. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / П.Д. Павленок, О.А. Аникеева, О.С. Бухтерева., Ю.С. Ерохин. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 600 с.

Петрова, А.В. Психологическая коррекция и профилактика агрессивных форм поведения несовершеннолетних с девиантным поведением / А.В. Петрова. — М.: Флинта, 2008. — 152 с.

Порядок приема, содержания и выпуска лиц, находящихся в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации: Приложение к постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 января 1997 г. № 4. — 38 с.

Подросток: проблемы социальной адаптации / Сост. и ред. В.К. Криворученко. — М.: Сфера, 2010. — 80 с.

Плоткин, М.М. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей / М.М. Плоткин, В.И. Ширинсит // Семья в России. — 2012. — № 2. — С. 46.

Поддубная, Т.Н. Справочник социального педагога: защита детства в Российской Федерации / Т.Н. Поддубная. — Ростов н/Д.: Феникс, 2008. — 473 с.

Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков: метод. пособие / Под ред. И. Соковни. — М.: Просвещение, 2010. — 158 с.

Рассел, Д. О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних / Д. Рассел. — М.: Книга по Требованию, 2013. — 108 с.

Реабилитация социально дезаптированных детей и подростков: Краткий словарь для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних / Сост. Г.М. Иващенко, В.Н. Бушуева при участии В.И. Ширинского. — М.: Сфера, 2008. — 225 с.

Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. — СПб.: Питер, 2013. — 456 с.

Раттер, М. Помощь трудным детям / М. Раттер. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2009. — 128 с.

Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированных учреждениях: пособие для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних. — М.: Московский ин-т, 2011. — 369 с.

Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв. ред. д. и. н., проф. Е.И. Холостова, д. и. н., проф. А.С. Сорвина. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 472 с.

Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 240 с.

Рычкова, Н.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика. — М.: Академия, 2008. — 300 с.

Филонов, Л.Б. Детерминация возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением // Психология формирования и развития личности: Сб. / Л. Б. Филонов. — М.: Наука, 2009. — 400 с.

Фалькович, Т.А. Подростки XXI века: Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях / И.В. Фалькович, Н.С. Толстоухова, Н.В. Высоцкая. — М.: ВАКО, 2011. — 256 с.

Черемошкина, Л.В. Ценностные ориентации современной молодёжи как основа социальной ответственности / Л.В. Черемошкина // Социальная политика и социология. — 2009. — № 3. — С. 146-154.

Шишковец, Т.А. Справочник социального педагога / Т.А. Шишковец. — ВАКО, 2010. — 170 с.

Штинова, Г.Н. Социальная педагогика: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Соц. педагогика» и «Социальная работа» / Г.Н. Штинова, М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова. — М.: ВЛАДОС, 2008. — 447 с.

Источник: http://studbooks.net/1884330/pedagogika/zaklyuchenie

Диагностика правонарушений несовершеннолетних

Целью исследования является психологическое консультирование и коррекция девиантного поведения подростков — правонарушителей.

1. Подобрать комплекс методик для диагностики уровня отклонений поведения учащихся от нормального.

2. Провести первичную диагностику, обработать результаты, сформулировать выводы и рекомендации.

3. Выявить группы школьников, испытывающих трудности в саморегулировании поведения, адаптации к условиям школы-интерната, определить характер и природу трудностей в каждом случае и пути оказания помощи этим детям.

4. Провести коррекционно-развивающие занятия Коррекционные занятия проводились классным руководителем 8 «В» класса Навлинской школы-интерната Насоновой Г.Б., также ею были проведены предложенные тесты во время занятий, кроме того Насонова Г.Б. является разработчиком коррекционной программы для адаптации подростков с девиантным поведением к условиям школы-интерната 8-го вида..

5. Провести контрольную диагностику, обработать результаты.

6. Сформулировать выводы и рекомендации.

Описание методов и методик исследования: анализ материалов личного дела (протоколы ПМПК, характеристики); наблюдение; тестирование.

Метод наблюдения: метод психологического исследования, расчитаный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств; заключается в фиксации проявлений поведения и получении суждений о субъективных психических явлениях. Наблюдения как метод психологии предполагает планомерное и целенаправленное фиксирование психологических факторов в естественных условиях повседневной жизни.

Тест: краткое стандартизированное, обычно ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления в сравниваемых величинах индивидуальных различиях (тесты-задания, тесты-опросники).

Опросник Филлипса: «Тест школьной тревожности». Цель: диагностика особенностей испытуемого, уровень и характер тревожности, связанной со школой, оценка эмоциональных особенностей отношений ребенка со сверстниками и учителями. Показатели этого вопросника дают представление как об общей тревожности — эмоциональном состоянии ребенка, связанной с различными формами его включения в жизнь школы, так и о частных видах проявления школьной тревожности. Тест состоит из 58 вопросов, которые можно зачитывать школьникам, а можно предлагать в письменном виде. На каждый вопрос требуется ответить однозначно: «да» или «нет». В тесте тревожность разделяется на 8 видов: Общая тревожность в школе; Переживания социального стресса; Фрустрация потребности в достижении успеха; Страх самовыражения; Страх ситуации проверки знаний; Страх не соответствовать ожиданиям окружающих; Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу; Проблемы и страхи в отношении с учителями. (Полный текст методики в Приложении 1).

Читайте так же:  Немедленное исполнение решения суда означает

Методика Басса-Дарки. Цель: диагностика состояния агрессии у подростков. Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А.Басс и А.Дарки выдели следующие виды реакций: физическая агрессия; косвенная агрессия; раздражение; негативизм; обида; подозрительность; вербальная агрессия; чувство вины. Вопросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет». Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (прямой или мотивационной) включает в себе шкалы 1, 3, 7 (Приложение 2).

«Анкета для определения школьной мотивации учащихся» разработана Н.Г.Лускановой. Цель: изучение школьной мотивации. Эта методика описана в [36;56-57]. В нее включено 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе, учебному процессу. Для возможности дифференцировки детей по уровню школьной мотивации введена система бальных оценок. Вопросы анкеты построены по закрытому типу и предполагают выбор одного из трех вариантов ответов. При этом ответ, свидетельствующий о положительном отношении и предпочтении учебных ситуаций, оценивается в три балла, нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.д.)- 1балл, ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов. Оценка в 2 балла не включена для более жесткого разделения детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией. Таким образом, максимальная оценка составляет 30 баллов, а уровень в 10 баллов служит верхней границей дезадаптации. На основании ответов конкретный учащийся может быть отнесен к одному из 5 уровней школьной мотивации. Сумма баллов, набранная ребенком, фиксируется непосредственно на заполняемом им опросном листе. (Текст данной методики в приложении № 3).

Программа коррекционно-развивающих занятий приведена в приложении №5. Первичное и контрольное исследование проводились автором программы — Насоновой Г.Б. Диаграммы и гистограммы построены на данных количественного анализа результатов опроса воспитанников интерната по вышеизложенным методикам. В круглых скобках при проведении анализа указаны присвоенные опрошенным учащимся их идентификационные номера. Диаграммы первичного и контрольного исследования приведены в приложении №6.

Сравнительный анализ состояния агрессии первичного и контрольного исследования. Прежде всего, обращает на себя внимание заметное снижение уровня индекса агрессивности — с 20 до 18,3 балла. Если при первичном исследовании было выявлено 70% учащихся с высоким уровнем агрессивности, то при контрольном — только пятеро-50%. Причем уровень индекса агрессивности снизился почти у всех учащихся (01) — с 29 до 22б., (02) — с 31 до 24б., (04) — с 18 до 14 б., (05) — с 32 до 22 б., (07) — с 23 до 21б., (10) — с 32 до 25б. Несколько снизился и уровень индекса враждебности с11 до 10,8 балла. Но если при первичном исследовании 70% учащихся имели высокий уровень враждебности, то контрольное исследование выявило только 50%таких учащихся.

Сравнительная гистограмма уровня агрессивности /Рисунок №1/.

Рис. 1. Сравнительная гистограмма уровня агрессивности

С 69% до 53% снизился уровень физической агрессии. Соответственно количество подростков с высоким уровнем физической агрессии снизилось с пяти человек (50%) до одного (10%). Уровень косвенной агрессии снизился с 48,1% до 41,8%.Причем количество учащихся с высоким уровнем агрессивности снизилось с 20% до 10%. При первичном исследовании, уровень обиды составлял- 69,8%, при контрольном- 66,3%. При первичном исследовании шестеро подростков -60% имели высокий уровень обиды, при контрольном исследовании таких подростков было выявлено пятеро-50%. Уровень вербальной агрессии в группе до эксперимента составлял 55,1%, после эксперимента — 52,3%. Соответственно количество учащихся с высоким уровнем вербальной агрессии до эксперимента равнялось четырем-40%, после эксперимента только один учащийся показал высокий уровень вербальной агрессии. Уменьшилось количество подростков с высоким уровнем раздражения. До эксперимента таких учащихся было четверо — 40%, после эксперимента — двое -20%. С 40% до 20% уменьшилось количество учащихся с высоким уровнем негативизма. Все это указывает на то, что в результате проведения формирующего эксперимента уровень враждебности и агрессивности в группе заметно снизился.

Сравнительный анализ уровня школьной мотивации первичного и контрольного исследования. Полигон частот по данному распределению до и после эксперимента /Рисунок №2/.

Рис. 2. Сравнение уровней школьной мотивации

Уровень школьной мотивации после занятий существенно повысился. Если при первичном обследовании у одного учащегося (03)- 10% наблюдалась явная школьная дезадаптация . 40% учащихся (01,07,09,10) имели низкую школьную мотивацию. 50% подростков (02,04,05,06,08) проявляли положительное отношение к школе, то при контрольном обследовании получены следующие данные: не выявлено ни одного учащегося с полной школьной дезадаптацией. У 40% подростков (01,03,07,10) выявлена низкая школьная мотивация, у 20% подростков (06,08) положительное отношение к школе, а у 40% учащихся (02,04,05,09) выявлена хорошая школьная мотивация. Уровень школьной мотивации повысился у всех учащихся. Таким образом, анализируя полученные данные, выявлено, что формирующий эксперимент оказал большое влияние на повышения уровня школьной мотивации.

Источник: http://studbooks.net/1070679/pravo/programma_psihologicheskogo_issledovaniya_nesovershennoletnih_pravonarushiteley_psihologicheskoy_korrektsii

Диагностика в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних
тест (9 класс) на тему

Выявление правонарушения в школьной среде

Скачать:

Вложение Размер
dokument_microsoft_word.docx 17.35 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика правонарушений несовершеннолетних давно уже признается основным направлением борьбы с преступностью. Особенно это важно, когда речь идет о профилактике преступлений несовершеннолетних. И роль школы здесь трудно переоценить. Тем более в наши дни, когда происходит серьезное ухудшение в области семейного воспитания, следствием чего является социальная дезадаптация молодежи. Отсюда уход из семьи, уклонение от учебы, рост преступности, алкоголизма, наркомании. Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики.

Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.

Решить эту проблему можно только комплексно, с привлечением всех сил общества. Однако, интеграция усилий общества может осуществиться лишь в рамках научно обоснованной, обеспеченной эффективными технологиями социально-педагогической системы воспитания личности несовершеннолетнего посредством последовательных педагогических и воспитательно-профилактических воздействий, обеспечивающих формирование личности с твердыми и правильными жизненными установками.

Читайте так же:  Семейно гражданская ответственность

Сегодня наряду с позитивными изменениями в обществе протекают процессы, характеризующиеся негативными тенденциями: изменяется уклад и образ жизни людей, углубляется социальная дифференциация, усиливается конфликтность и бездуховность, прослеживается тенденция увеличения числа семей так называемой «группы риска», растет количество несовершеннолетних, вовлеченных в преступную деятельность, хранение, доставку, продажу и употребление наркотиков, произошел резкий рост беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.

К причинам роста правонарушений, преступности, снижения моральных устоев несовершеннолетних можно отнести следующие: крушение прежних идеалов, переориентация несовершеннолетних на новые, до конца не осознанные идеалы; безработица; появление в условиях хаоса, неразберихи множества лазеек для преступной деятельности; переход от строгих централизованных форм государственной и общественной жизни к рыночным отношениям не может не сказаться на психологии, самосознании, поведении; резко ухудшающиеся жизненные условия всего населения, особенно несовершеннолетних, которые являются наименее защищенной категорией; падение престижа образования, культуры, отсюда снижение культурного уровня молодых людей в своей массе; крушение привычных, нравственных идеалов, что приводит к усилению нигилизма, агрессивности, жестокости, национальный экстремизм.

Сложная криминогенная обстановка в стране побуждает исследователей различных областей наук вести поиск эффективных способов и средств профилактики и преодоления различных отклонений в поведении ребенка, в том числе правонарушений.

С этой целью был составлен этот сборник диагностик, анкет и тестов для выявления отклонений в поведении несовершеннолетних.

Анкета по профилактике правонарушений

Предлагаем Вашему вниманию анкету по исследованию проблем противодействия и профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

Внимательно прочитайте каждый вопрос. Ознакомившись с вариантами ответов, выберите нужный и подчеркните его. В случаях, когда ни один из предложенных вариантов ответа Вас не удовлетворяет, напишите, пожалуйста, свой.

Конфиденциальность Вашего личного мнения гарантируется.

1. Сколько Вам лет? ________________________________________________

2. Нравится ли Вам обучение в Вашей школе (лицее, колледже)?

3. Приходят ли в Вашу школу (лицей, колледж) посторонние лица?

4.Если да, то ими являются:

а) бывшие одноклассники (одногруппниками)

б) граждане, ранее окончившие Вашу школу (лицей, колледж)

в) незнакомые ровесники либо взрослые лица

г) родители других учащихся

5. С какой целью приходят?

в) с целью вымогательства или сбора денег

г) по служебным вопросам

6. Имеются ли факты вымогательства или сбора денег в Вашей школе (лицее, колледже) со стороны одноклассников (одногруппников), учащихся старших классов (групп) или посторонних лиц?

Видео (кликните для воспроизведения).

Если есть, то можете их назвать по имени, фамилии, по кличке?

7. Слышали ли Вы о подобных случаях?

а) в вашей школе (лицее, колледже)

б) возле школы (возле лицея, возле колледжа)

в) в своем микрорайоне

г) в дворовом клубе

д) в развлекательных центрах

8. Чем они мотивируют сбор денег?

а) нужно помочь товарищу

б) внезапно возникшими у них проблемами

в) сбора на «общак» (для криминальных структур)

г) никак не объясняют

9. Имеется ли в Вашей школе (лицее, колледже) «смотрящий» или «неформальный лидер»?

10. Подвергались ли Вы сами вымогательству либо сбору денег (или других материальных средств) со стороны одноклассников (одногруппников), учащихся старших классов (групп) или посторонних лиц, приходящих Вашу школу (лицей, колледж)?

Если да, то можете назвать Ваших обидчиков по имени, фамилии, по кличке?

11. Имели ли место факты насилия в отношении учащихся в Вашей школе (лицее, колледже)?

12. Знаете ли Вы о группировках криминальной направленности, которые вымогают деньги с учеников, для сбора денег якобы в «общак»?

13. Если хотите к заданным вопросам что-либо добавить, запишите.

Источник: http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2018/02/14/diagnostika-v-profilaktike-pravonarusheniy-sredi

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019

ДИАГНОСТИКА СКЛОННОСТИ К ПРАВОНАРУШЕНИЯМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В условиях социально-экономических преобразований, происходящих сегодня в российском обществе, особую значимость приобретает проблема профилактики правонарушений несовершеннолетних. Современное подрастающее поколение проходит нелегкое испытание становления и выживания в бездуховном обществе, переживающем тяжелое время крушения идеалов и ценностей. Среди проблем детского неблагополучия одна из наиболее значительных – беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних,

защита их прав; реабилитация и адаптация к жизни несовершеннолетних, находившихся вне семейных связей, отторгнутых образовательным учреждением и другими социальными институтами, и совершивших правонарушения.

Социологические исследования последних лет свидетельствуют о неуклонном увеличении темпов роста преступности в молодежной среде. За последние годы статистика подростковой преступности в Российской Федерации следующая: 40% — несовершеннолетних осуждены за кражи; 13 % — за разбой; 14 % — за грабеж; 5 % — за убийство.

Одной из главных причин криминализации несовершеннолетних является неправильное воспитание детей в семье и в учреждениях среднего профессионального образования. Именно вследствие неправильного воспитания происходит деформация мотивационной и ценностно-смысловой сферы подрастающего человека и образуются отрицательные тенденции в развитии его личности, которые служат психологической основой «отклоняющейся социализации» (в форме наркомании, алкоголизма, проституции, бродяжничества, преступных и иных антисоциальных действий). По этой же причине устойчивая криминогенная ориентация среди несовершеннолетних преступников фиксируется значительно чаще, чем среди взрослых. Поиск путей снижения роста правонарушений среди несовершеннолетних и повышение эффективности их профилактики – одна из актуальных и социально значимых задач, стоящих сегодня перед российским обществом.

В Российской Федерации действует федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 N 120-ФЗ, который устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Возрастающая социальная значимость проблемы защиты детства и роста преступности несовершеннолетних указывает на необходимость разработки социальной программы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и придания этой программе приоритетного статуса. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних представляет собой одно из ведущих направлений всей борьбы с преступностью.

Читайте так же:  Урок какую ответственность порождают гражданско правовые обязательства

Преступность и негативные социальные отклонения (пьянство, наркомания, токсикомания, проституция, бродяжничество, безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних и т. п.) взаимосвязаны и имеют общие детерминанты. В этой связи многие ученые отмечают, что борьбу с преступлениями необходимо начать с предупреждения негативных отклонений и незначительных правонарушений несовершеннолетних. Большую роль в социально-педагогической профилактике принадлежит системе среднего профессионального образования. Анализ исследований в области изучения сущности делинквентного поведения подростков, изучение социально-психологических особенностей подростков и описания технологий профилактики делинквентного поведения представляет собой теоретическую основу эмпирического исследования в области преодоления делинквентного поведения подростков. Данное исследование было разработано и реализовано в целях получения эмпирического материала, который позволил бы проверить выдвинутую гипотезу.

Целью данной экспериментальной работы является проверка эффективности предложенной социальной программы социально-педагогической профилактики правонарушений несовершеннолетних в условиях среднего профессионального образования. Эмпирическое исследование по выявлению несовершеннолетних, склонных к делинквентному поведению, проводилось в ОГБПОУ УЭМК в городе Ульяновске.

В исследовании приняли участие студенты первого курса: экспериментальная группа АС-11 – 25 человек, контрольная группа ИС-11 – 25 человек. Выборка составила пятьдесят человек. Для диагностики склонности к правонарушениям несовершеннолетних были использованы следующие методики:

Методика диагностики девиантного поведения несовершеннолетних разработана коллективом авторов (Э.В. Леус, САФУ им. М.В. Ломоносова; А.Г. Соловьев, СГМУ, г. Архангельск) и прошла процедуру адаптации и стандартизации.

Методика склонности к отклоняющему поведению разработана автором А.Н. Орел.

Опросник агрессивности Басса-Дарки.

Для проведения эмпирического исследования нами были выбраны следующие индикативные показатели:

Склонность к делинквентному поведению;

Склонность к аддиктивному поведению;

Склонность к агрессивному поведению.

Методика диагностики девиантного поведения несовершеннолетних Э.В. Леус.

Рис.1 – Диагностика склонности к делинквентному поведению в экспериментальных и контрольных группах

По результатам диагностики склонности к делинквентному поведению в экспериментальной группе было выявлено, что у что у 19% респондентов обнаружена высокая склонность ориентации на социально обусловленное поведение личности, то есть в данном случае, происходит подростковая реакция группирования; у 30% респондентов, мы видим присутствие сформированной модели делинквентного поведения, что говорит о необходимости внедрения социальной программы. По результатам диагностики склонности к делинквентному поведению в контрольной группе было выявлено, что у 26% респондентов выражена склонность к социально обусловленному поведению, что значительно больше, чем в экспериментальной группе. Здесь мы так же видим, ориентация на подростковую реакцию группирования. У 28% − сформированная модель делинквентного поведения.

Методика склонности к отклоняющему поведению А.Н. Орел

Предлагаемая методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения склонности подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение склонности к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения. Шкалы опросника делятся на содержательные и служебную. Содержательные шкалы направлены на измерение психологического содержания комплекса связанных между собой форм девиантного поведения, то есть социальных и личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями. Служебная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого давать о себе социально-одобряемую информацию, оценки достоверности результатов опросника в целом, а также для коррекции результатов по содержательным шкалам в зависимости от выраженности установки испытуемого на социально-желательные ответы. Результаты проведённой диагностики в экспериментальной и контрольной группах по данной методике представлены в виде диаграмм. Результаты, полученные после подсчета баллов, набранных испытуемыми по уровню склонности к аддиктивному поведению, представлены на Рис 2.

Рис. 2 – Диагностика склонности к аддиктивному поведению в экспериментальных и контрольных группах

По результатам диагностики склонности к аддиктивному поведению в экспериментальной группе было выявлено, что у 51% респондента свидетельствуют о предрасположенности к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, о склонностях к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем; у 63% − свидетельствуют об агрессивной направленности личности во взаимоотношениях с другими людьми, о склонности решать проблемы посредством насилия, о тенденции использовать унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки, о наличии садистических тенденций; у 67% − свидетельствует о слабости волевого контроля эмоциональной сферы, о нежелании или неспособности контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций.

По результатам диагностики склонности к аддиктивному поведению в контрольной группе было выявлено, что у 61% респондент свидетельствуют о предрасположенности к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, о склонностях к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем; у 69% − свидетельствуют об агрессивной направленности личности во взаимоотношениях с другими людьми, о склонности решать проблемы посредством насилия, о тенденции использовать унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки, о наличии садистических тенденций; у 62% − свидетельствует о слабости волевого контроля эмоциональной сферы, о нежелании или неспособности контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций.
3. Опросник агрессивности Басса-Дарки (Приложение В).

Личностный опросник, разработан А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте целостного психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому опросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками. Тест состоит из 75 утверждений, на которые обследуемый должен ответить «да» или «нет» . Соавтор Хван А.А. предлагает более сложную схему. Сырые баллы по каждой шкале необходимо умножить на коэффициент, цель которого — привести максимальное значение по каждой шкале к 100 баллам.

Результаты проведённой диагностики в экспериментальной и контрольной группах по данному опроснику представлены в виде диаграмм. Результаты, полученные после подсчета баллов, набранных испытуемыми по уровню склонности к агрессивному поведению, представлены на Рис 3.

Рис. 3 – Диагностика склонности к агрессивному поведению в экспериментальных и контрольных группах

По результатам диагностики склонности к аддиктивному поведению в экспериментальной группе было выявлено, что у 65% респондентов выражена повышенная склонность к агрессивному поведению; у 47% − выражена средняя склонность к враждебному поведению. По результатам в контрольной группе было выявлено, что у 11% респондентов выражена склонность к социально обусловленному

Читайте так же:  Нарушения прав отцов

По результатам диагностики в контрольной группе было выявлено, что у 51% респондентов выражена повышенная склонность к агрессивному поведению; у 49% − выражена повышенная склонность к враждебному поведению. По результатам в контрольной группе было выявлено, что у 11% респондентов выражена склонность к социально обусловленному

Таким образом, полученные в ходе диагностики результаты служат основанием внедрения социальной программы по социально-педагогической профилактике правонарушений несовершеннолетних в условиях среднего профессионального образования.

Проведенное исследование, направленное на социально-педагогическую профилактику правонарушений несовершеннолетних в условиях среднего профессионального образования показало, что данный вопрос актуален и требует особого внимания к себе со стороны специалистов по социальной работе. Современное подрастающее поколение проходит нелегкое испытание становления и выживания в бездуховном обществе, переживающем тяжелое время крушения идеалов и ценностей. Среди проблем детского неблагополучия одна из наиболее значительных – беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних,
защита их прав; реабилитация и адаптация к жизни несовершеннолетних, находившихся вне семейных связей, отторгнутых образовательным учреждением и другими социальными институтами, и совершивших правонарушения. Поиск путей снижения роста правонарушений среди несовершеннолетних и повышение эффективности их профилактики – одна из актуальных и социально значимых задач, стоящих сегодня перед российским обществом, которую необходимо решить.

Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : федер. закон от 24 июня 1999 № 120–ФЗ (ред. от 07.02.2011) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1999. – № 26. – Ст. 3177 ; Рос. газ. – 1999. – 30 июня (№121) ; КонсультантПлюс : справ. правовая система.

Клейберг Ю.А., Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел) / Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. – М., 2014. С.141-154.

Леус Э.В., Сидоров П.И., Соловьев А.Г. Особенности распространенности девиантного поведения у подростков городской и сельской среды [Текст] / Э.В. Леус, П.И. Сидоров, А.Г. Соловьев. // Известия Южного федерального университета. — 2009. — № 3. — С. 175-179

Хван А.А., Зайцев Ю.А., Кузнецова Ю.А. Стандартизация опросника А. Басса и А. Дарки./Психологическая диагностика, 2008, № 1, — с. 35-58.

Источник: http://scienceforum.ru/2019/article/2018013066

Диагностика правонарушений несовершеннолетних

По согласованию с инспектором ПДН

Вовлечение обучающихся в объединения дополнительного образования

3. Индивидуальная профилактическая работа с учащимися, состоящими на разных формах учёта

Выявление интересов потребностей, трудностей в учебе подопечных детей, подростков, опекуны которых не обеспечивают их надлежащим воспитанием. Посещение семьи по месту жительства

Индивидуальные профилактические беседы с подростками

Работа классных руководителей по изучению личностных особенностей обучающихся и выявлению причин:

  • неадекватного поведения
  • дезадаптации, конфликтности, слабой успеваемости и неуспеваемости
  • изучение семейных взаимоотношений, социального окружения

Выполнение ФЗ РФ «Об образовании», контроль над посещением и подготовкой к урокам

Вовлечение обучающихся в социально значимую деятельность через реализацию программ и программных мероприятий

Индивидуальные консультации совместно с инспектором ПДН

Организация каникулярного времени детей «группы риска», трудоустройство на работу

Перед каникулами (в течение года)

Рассмотрение персональных дел на заседании школьного Совета профилактики

4. Профилактическая работа с родителями. Ранняя профилактика семейного неблагополучия

Совместный рейд с ПДН по посещению семей «трудных» учащихся и неблагополучных семей

Проведение цикла профилактических бесед об ответственности

родителей за воспитание детей

Во время рейдов, месячников профилактики,

Выявление неблагополучных семей, находящихся в социально опасном положении. Формирование банка данных по семьям.

Индивидуальные семейные консультации

Рассмотрение дел родителей, которые не обеспечивают надлежащим образом воспитание своих детей на заседании школьного Совета профилактики

5. Работа с педагогическими кадрами

Сверка обучающихся, неблагополучных семей, учащихся группы риска

Совместно с классными руководителями, руководителями кружков и секций провести работу по охвату «трудных» подростков, детей, оставшихся без попечения родителей, кружками, спортивными секциями и другими видами внеклассной работы

6. Участие в районных, муниципальных профилактических мероприятиях

Участие в реализации муниципальных программ:

  • предупреждение правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних
  • профилактика наркомании и табакокурения, алкоголя

Участие в межведомственных комплексных операциях:

  • Подросток
  • Защита
  • Дети улиц
  • Без наркотиков
  • За здоровый образ жизни
  • Образование всем детям

По плану РОО и КДН

7. Профилактика наркомании, негативных привычек, безнадзорности и правонарушений

Планирование работы по профилактике наркомании, негативных привычек, безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних

Изучение отношения детей к проблемам наркомании

Месячник по профилактике

Встречи со специалистами во время проведения месячников, дней профилактики

Классные часы нравственности (профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений)

1 раз в четверть

8. Диагностика и социометрия

Организация мониторинга социального состава обучающихся школы и их семей

Психодиагностика уровня адаптации обучающихся 5 классов

Изучение потребности в рабочих местах для учащихся в летний период

Консультирование родителей учащихся, имеющих трудности в развитии и отклонения в поведении

Консультирование родителей учащихся, состоящих на различных видах учёта

10. Методическая работа

Участие в семинарах, педсоветах

Работа с периодическими изданиями, изучение нормативно – правовой базы

Оформление отчётной документации

Критерии отслеживания эффективности программы

Видео (кликните для воспроизведения).

Отслеживание эффективности всей программы

  • появление у подростков устойчивых интересов
  • положительная динамика изменения количества подростков, состоящих на учёте в ПДН ОВД
  • уменьшение количества детей «группы риска»
  • уменьшение количества причин ,по которым дети попадают в «группу риска»

Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия программы

проведение анкетирования, опросов участников (учащихся, родителей) с целью отслеживания эффективности, проводимых мероприятий, динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и степени добровольной вовлечённости родителей и учащихся в мероприятия

Конечный результат реализации программы

Положительная динамика состояния преступности, преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних ,создание условий для обеспечения защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации в обществе

Источник: http://74335s012.edusite.ru/p46aa1.html

Диагностика правонарушений несовершеннолетних
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here