Содержание
- 1 Статья 8. Некоммерческие партнерства
- 2 Фонды некоммерческие партнерства
- 3 Типы и примеры некоммерческих организаций в России – фонды, объединения, кооперативы
- 4 Глава II. Формы некоммерческих организаций (ст.ст. 6 — 12)
- 5 Фонды; некоммерческие партнерства
- 6 Особенности правового статуса некоммерческих фондов
Статья 8. Некоммерческие партнерства
Статья 8. Некоммерческие партнерства
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 8 настоящего Федерального закона
К созданным до 1 сентября 2014 г. некоммерческим партнерствам применяются нормы об ассоциациях (союзах) — статьи 123.8 — 123.11 Гражданского кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ)
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ в пункт 1 статьи 8 настоящего Федерального закона внесены изменения
1. Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства. Члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов, если иное не установлено федеральным законом.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ в пункт 2 статьи 8 настоящего Федерального закона внесены изменения
2. Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.
3. Члены некоммерческого партнерства вправе:
участвовать в управлении делами некоммерческого партнерства;
получать информацию о деятельности некоммерческого партнерства в установленном учредительными документами порядке;
по своему усмотрению выходить из некоммерческого партнерства;
если иное не установлено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства, получать при выходе из некоммерческого партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке, предусмотренном учредительными документами некоммерческого партнерства;
получать в случае ликвидации некоммерческого партнерства часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, если иное не предусмотрено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ в пункт 4 статьи 8 настоящего Федерального закона внесены изменения
4. Член некоммерческого партнерства может быть исключен из него по решению остающихся членов в случаях и в порядке, которые предусмотрены учредительными документами некоммерческого партнерства, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.
5. Члены некоммерческого партнерства могут иметь и другие права, предусмотренные его учредительными документами и не противоречащие законодательству.
Источник: http://base.garant.ru/10105879/31de5683116b8d79b08fa2d768e33df6/
Фонды некоммерческие партнерства
Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или ) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность , соответствующую целям, для достижения которых оно создано, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.
Создание некоммерческого партнерства
1). Некоммерческое партнерство может быть создано в результате его учреждения или реорганизации другой некоммерческой организации такой же организационно-правовой формы и в случаях, предусмотренных федеральными законами, в результате реорганизации в форме преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы.
2). Решение о создании некоммерческого партнерства в результате его учреждения принимается ее учредителями (учредителем ).
3). Некоммерческое партнерство подлежит государственной регистрации.
4). Учредительным документом некоммерческого партнерства является устав, утвержденный учредителями (участниками ).
Учредители (участники ) некоммерческих партнерств вправе заключить учредительный договор.
Реорганизация некоммерческого партнерства
1). Реорганизация некоммерческого партнерства может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.
2). Некоммерческое партнерство вправе преобразоваться в фонд или автономную некоммерческую организацию, а также в хозяйственное общество в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом.
Решение о преобразовании некоммерческого партнерства принимается учредителями единогласно.
Ликвидация некоммерческого партнерства
1). Некоммерческое партнерство может быть ликвидировано на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским законодательством РФ.
2). Заявление в суд о ликвидации некоммерческого партнерства вносится прокурором соответствующего субъекта РФ в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», уполномоченным органом или его территориальным органом.
Имущество некоммерческой организации
1). Некоммерческое партнерство может иметь в собственности здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество. Некоммерческое партнерство может иметь земельные участки в собственности или на ином праве в соответствии с законодательством РФ. Федеральным законом могут быть установлены право некоммерческой организации формировать в составе имущества целевой капитал, а также особенности правового положения некоммерческого партнерства, формирующих целевой капитал.
2). Источниками формирования имущества некоммерческого партнерства в денежной и иных формах являются:
регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников , членов);
добровольные имущественные взносы и пожертвования;
выручка от реализации товаров, работ, услуг;
дивиденды (доходы , проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
другие не запрещенные законом поступления.
3). Полученная некоммерческим партнерством прибыль не подлежит распределению между участниками (членами ) некоммерческого партнерства.
1). Лицами, заинтересованными в совершении некоммерческим партнерством тех или иных действий, в том числе сделок, с другими организациями или гражданами, признаются руководитель (заместитель руководителя) некоммерческого партнерства, а также лицо, входящее в состав органов управления некоммерческого партнерства или органов надзора за его деятельностью, если указанные лица состоят с этими организациями или гражданами в трудовых отношениях, являются участниками, кредиторами этих организаций либо состоят с этими гражданами в близких родственных отношениях или являются кредиторами этих граждан. При этом указанные организации или граждане являются поставщиками товаров (услуг ) для некоммерческого партнерства, крупными потребителями товаров (услуг ), производимых некоммерческим партнерством, владеют имуществом, которое полностью или частично образовано некоммерческим партнерством, или могут извлекать выгоду из пользования, распоряжения имуществом некоммерческого партнерства.
2). В случае, если заинтересованное лицо имеет заинтересованность в сделке, стороной которой является или намеревается быть некоммерческое партнерство, а также в случае иного противоречия интересов указанного лица и некоммерческого партнерства в отношении существующей или предполагаемой сделки:
оно обязано сообщить о своей заинтересованности органу управления некоммерческого партнерства или органу надзора за его деятельностью до момента принятия решения о заключении сделки;
сделка должна быть одобрена органом управления некоммерческого партнерства или органом надзора за его деятельностью.
общее собрание членов некоммерческого партнерства
1). Высшим органом управления некоммерческого партнерства является общее собрание членов некоммерческого партнерства.
2). Основная функция общего собрания членов некоммерческого партнерства — обеспечение соблюдения некоммерческим партнерством целей, в интересах которых оно было создано.
Исполнительный орган некоммерческого партнерства
1). Исполнительный орган некоммерческого партнерства может быть коллегиальным и (или ) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческого партнерства и подотчетен высшему органу управления некоммерческого партнерства.
2). К компетенции исполнительного органа некоммерческого партнерства относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления некоммерческого партнерства.
Источник: http://jurist-for-you77.ru/korporativnoe_pravo/non-profit-partnership/
Типы и примеры некоммерческих организаций в России – фонды, объединения, кооперативы
Некоммерческие организации – популярный вид создания единого общества, задачей чего не ставится заработок. Направление дела напрямую влияет на тип объединения. Примерами некоммерческих организаций в России является Фонд кино, Русфонд и другие.
Законодательная база
Регулирование деятельности НКО происходит с учетом следующих законов:
- № 51 (30.11.1994), часть 1 ГК РФ
- № 82 (19.05.1995) «Об общественных объединениях»
- № 135 (11.08.1995) «О благотворительной деятельности и организациях»
- № 7 (12.01.1996) «О некоммерческих организациях»
- № 125 (26.09.1997) «О свободе совести и религиозных объединениях»
- № 129 (08.08.2001) «О госрегистрации юрлиц и ИП»
- № 154 (05.12.2005) «О госслужбе российского казначейства»
К этому списку добавляются специальные законы, применяемые к товариществам и кооперативам.
Классификация НКО
НКО разделяются на классы зависимо от основания:
- организационно-правовая форма
- фокусная группа
- форма взаимодействия с государством
- целевая аудитория
- цель создания
Классификация используется для процесса формирования и использования форм объединений (таблица 1).
Класс
Классификация
- фонды
- учреждение
- товарищества собственников
- союзы и ассоциации
- потребительские кооперативы
- организации религиозной направленности
- публично-правовые компании (новый тип, включающий в свое понятие юридических лиц, где есть единственный учредитель, не являющийся участником, подобная компания создается согласно параграфу 4.3 Закона о НКО)
- общины коренных малочисленных народов
- партии, профсоюзы, органы общественного управления
- казачьи общества
- автономные НКО
- работающих в интересах круга лиц
- общественной пользы
- взаимной помощи
- ведущие деятельность исключительно относительно членов сообщества
- прямая поддержка государства. Сюда входят организации, которые получают бюджетные средства напрямую в любой из доступных форм (товары, пропитание, покрытие расходов и так далее)
- косвенная поддержка государства. В этот класс входят организации, которые получают помощь от государства, но не финансовую. Такое отношение может проявляться в предоставлении имущества для пользования, определения налоговых льгот, содействие в получении контрактов от государства
По целевой аудитории
образования распределяются по социальным группам: беженцы, переселенцы, молодежь, малоимущие семьи
По цели создания
- для удовлетворения потребностей населения, не относящихся к материальным
- для защиты юридических прав интересов лиц, разрешение конфликтных ситуаций и споров
- для продвижения физкультуры и спорта, охраны здоровья
- в других целях, которые необходимы обществу для предоставления благ
Классификация НКО намного шире, чем коммерческих. Это отчетливо прослеживается при сравнении количества организационно-правовых форм (в НКО их 11, а в коммерческих – 6).
О том, что собой представляют некоммерческие организации, смотрите видео:
Автономные НКО
АНО считается статусом на основании ФЗ № 7 и ст. 123.24 ГК РФ. АНО – унитарная организация, для чего свойственны следующие признаки:
- отсутствует членство
- создается за счет добровольного финансирования
- предоставляются услуги некоммерческой деятельности в области науки, образования, культуры, здравоохранения
Допускается, если АНО будет иметь одного учредителя.
На первый взгляд, АНО и благотворительные фонды имеют много общего, но это совершенно разные понятия организаций. Первые предоставляют услуги для физических и юридических лиц в некоммерческой деятельности. Вторые предоставляют бескорыстную помощь для людей, попавших в определенные ситуации.
Учредители, которые передают свои средства в АНО, теряют право владения этими благами. Вернуть переданное имущество или денежный эквивалент в случае выхода из состава учредителей будет также невозможно.
Религиозные НКО
Религиозными и культовыми организациями определены собрание лиц, образовавших группу для совместного вероисповедания или ее продвижения. Для узаконивания организации потребуется зарегистрироваться как юридическое лицо. К религиозным и культовым НКО относятся объединения таких групп, координирующий и руководящий орган.
Действие НКО допускается только в случае, если внутренние законы организации не противоречат законодательству РФ.
Единственным владельцем имущества является сама религиозная организация. Все имущество, переданное в организацию, не может быть присвоено ее учредителями в собственность.
Потребительские или обслуживающие кооперативы
Цель членства – удовлетворение желаний лиц-участников, для чего вводятся имущественные взносы.
Устав организации устанавливает размер взносов для членства, порядок внесения платы, ответственность за несоблюдение обязанностей.
Обязательное условие в составлении наименования кооператива – наличие указания основной цели деятельности и включение слов, характеризующих классификацию объединения.
Ежегодно участники кооператива утверждают баланс, который должен быть восполнен от убытков в течение трех месяцев. Если этого не происходит, то кооператив ликвидируется в судебном порядке по запросу кредиторов.
Форма деятельности кооператива может различаться. Главное условие – это деятельность некоммерческого характера, которая призвана для удовлетворения потребностей плательщиков.
Благотворительные фонды
Некоммерческая организация благотворительного направления может называться фондом или учреждением. Деятельность подобной НКО жестко контролируется. К этому виду организации используют особенные требования. Зато благотворительный фонд имеет право рассчитывать на налоговые льготы от правительства.
Под благотворительностью подразумевается любая бескорыстная деятельность в отношении физических и юридических лиц. Коллегиальный высший орган, осуществляющий наблюдение за деятельностью организации, выполняет обязанности безвозмездно.
На имущество благотворительных организаций накладывается ряд ограничений:
- пожертвования не должны быть затрачены на поддержку политических партий, движений
- от каждой суммы должно быть потрачено более 80% на основную цель в срок не более одного года с момента перечисления средств от пожертвовавшего лица, но условия могут быть изменены при обоюдном согласии сторон
- оплата административно-управленческих действий не должна превышать 20% от общей суммы затрат за год
- на финансирование программ должно затрачиваться более 80% от общей суммы поступивших средств из любых источников
- запрещается продажа и покупка товаров, услуг или работы, предоставляемой организацией, ее учредителями на более выгодных условиях, в сравнении со стоимостью для остальных лиц
- все финансовые операции не попадают под понятие коммерческой тайны, открываются для общественности
Общественные объединения
Все члены объединения должны подчиняться утвержденному Уставу, который не противоречит законодательству РФ. Участники организации имеют равные права с вероятностью исключения в уставном порядке.
Унитарные НКО
Под унитарными НКО подразумеваются юридические лица, не желающие извлекать финансовую прибыль от деятельности. НУО имеют следующие отличительные признаки:
- учредители и участники – разные лица
- создание организации происходит по утвержденному плану: утверждение состава, передача имущества, регистрация
- самостоятельная имущественная ответственность
- прибыль не распределяется между участниками организации
- обретается специальная правоспособность
- минимальный уставной фонд законодательством не устанавливается
- имущество принадлежит организации
- коммерческая деятельность допускается исключительно для осуществления поставленных целей
Примеры НКО России
Примеры НКО, существующих на территории РФ:
- Российский фонд культуры: фонд, занимающийся обеспечением гражданской активности в культурной сфере
- Регбийная премьер-лига: некоммерческое партнерство, занимающееся проведением чемпионата России по регби
- Московское архитектурное общество: общественная организация, занимающаяся популяризацией сферы архитектуры в целом
Видео (кликните для воспроизведения). |
Все о НКО России на видео:
В Российской Федерации существует множество типов некоммерческих организаций. Всех их объединяет одна общая черта – они не ставят перед собой необходимость заработка. А создать свою НКО может любой желающий.
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Источник: http://pravodeneg.net/corporate/primery-nekommercheskih-organizatsij-v-rossii.html
Глава II. Формы некоммерческих организаций (ст.ст. 6 — 12)
Глава II. Формы некоммерческих организаций
> Общественные и религиозные организации (объединения) |
Содержание Федеральный закон «О некоммерческих организациях» |
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Источник: http://base.garant.ru/10105879/948c9c0734b6e944a4727660f2d5a027/
Фонды; некоммерческие партнерства
1. Фондом в целях настоящего Кодекса признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.
2. Устав фонда должен содержать сведения о наименовании фонда, включающем слово «фонд», месте его нахождения, предмете и целях его деятельности, об органах фонда, в том числе о высшем коллегиальном органе и о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения от исполнения обязанностей, судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.
3. Реорганизация фонда не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи.
4. Правовое положение негосударственных пенсионных фондов, включая случаи и порядок их возможной реорганизации, определяется настоящей статьей и статьями 123.18 — 123.20 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных законом о негосударственных пенсионных фондах.
Ст123.18. Имущество фонда
1. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители фонда не имеют имущественных прав в отношении созданного ими фонда и не отвечают по его обязательствам, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.
2. Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе.
Ежегодно фонд обязан опубликовывать отчеты об использовании своего имущества.
Ст123.19. Управление фондом
1. Если иное не предусмотрено законом или иным правовым актом, к исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда относятся:
определение приоритетных направлений деятельности фонда, принципов образования и использования его имущества;
образование других органов фонда и досрочное прекращение их полномочий;
утверждение годовых отчетов и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда;
принятие решений о создании фондом хозяйственных обществ и (или) об участии в них фонда, за исключением случаев, когда уставом фонда принятие решений по указанным вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов фонда;
принятие решений о создании филиалов и (или) об открытии представительств фонда;
изменение устава фонда, если эта возможность предусмотрена уставом;
одобрение совершаемых фондом сделок в случаях, предусмотренных законом.
Законом или уставом фонда к исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда может быть отнесено принятие решений по иным вопросам.
2. Высший коллегиальный орган фонда избирает единоличный исполнительный орган фонда (председателя, генерального директора и т.д.) и может назначить коллегиальный исполнительный орган фонда (правление) или иной коллегиальный орган фонда, если законом или другим правовым актом указанные полномочия не отнесены к компетенции учредителя фонда.
К компетенции единоличного исполнительного и (или) коллегиальных органов фонда относится решение вопросов, не входящих в исключительную компетенцию высшего коллегиального органа фонда.
3. Лица, уполномоченные выступать от имени фонда, обязаны по требованию членов его высшего коллегиального органа, действующих в интересах фонда, в соответствии со статьей 53.1 настоящего Кодекса возместить убытки, причиненные ими фонду.
4. Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.
Ст123.20. Изменение устава и ликвидация фонда
1. Устав фонда может быть изменен высшим коллегиальным органом фонда, если уставом не предусмотрена возможность его изменения по решению учредителя.
Устав фонда может быть изменен решением суда, принятым по заявлению органов фонда или государственного органа, уполномоченного осуществлять надзор за деятельностью фонда, в случае, если сохранение устава фонда в неизменном виде влечет последствия, которые было невозможно предвидеть при учреждении фонда, а высший коллегиальный орган фонда или учредитель фонда не изменяет его устав.
2. Фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если:
1) имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
2) цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
3) фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом;
4) в других случаях, предусмотренных законом.
3. В случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда, за исключением случаев, если законом предусмотрен возврат такого имущества учредителям фонда.
Правовое положение фондов в целом определяется ГК и Законом о некоммерческих организациях. Особенности правового положения и деятельности отдельных видов фондов предусмотрены специальными законами, например Законом об общественных объединениях, — если это общественный фонд, Законом о благотворительной деятельности — при создании благотворительного фонда.
Фонды как некоммерческие организации следует отличать от государственных органов, являющихся по своей организационно-правовой форме государственными учреждениями, в названиях которых используется термин «фонд» (например, Специализированное государственное учреждение «Российский фонд федерального имущества», Пенсионный фонд РФ).
Закон не ограничивает численность учредителей фонда; он может быть создан и одним лицом. Определенные ограничения устанавливаются в отношении субъектного состава учредителей, в который не могут входить, в частности, государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 19 Закона об общественных объединениях, ст. 8 Закона о благотворительной деятельности).
В отличие от многих видов некоммерческих организаций фонд не имеет членства. Его учредители не управляют деятельностью фонда и не участвуют в такой деятельности.
Для надзора за деятельностью фонда из числа учредителей и иных лиц создается попечительский совет, являющийся одним из органов фонда. Он действует на общественных началах. В фонде могут образовываться исполнительные органы: коллегиальный и единоличный, которые назначаются либо утверждаются учредителями фонда или попечительским советом. Сведения об органах фонда должны быть указаны в его уставе.
Учредители фонда не сохраняют право собственности на переданное ему имущество (в виде взносов, пожертвований и др.); это имущество становится собственностью фонда. Фонды не отвечают по обязательствам своих учредителей, а учредители не отвечают по обязательствам фонда и не имеют права требовать возврата переданного фонду имущества в случае его ликвидации. Поэтому в уставе фонда должна быть определена судьба его имущества в случае ликвидации.
Устав является единственным учредительным документом фонда. Для гарантии того, что цели, ради которых учредители фонда создали его и внесли свое имущество, не будут изменены органами фонда без ведома учредителей, законом установлен особый порядок изменения устава. Органы фонда могут изменить его устав только в случае, если в самом уставе предусмотрена возможность его изменения в таком порядке. В уставе может быть предусмотрен иной порядок его изменения. Если такая возможность в уставе вообще не предусмотрена, он может быть изменен только в судебном порядке.
Фонды обладают правом создания хозяйственных обществ и участия в них, а также правом осуществления иных видов предпринимательской деятельности для достижения уставных общественно полезных целей. При этом фонды могут быть ограничены в праве осуществлять определенные виды деятельности и использовать свое имущество в определенных целях. Например, благотворительные фонды не могут участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими лицами. Они не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний (пп. 4, 5 ст. 12 Закона о благотворительной деятельности).
Информация о деятельности фонда должна быть доступна общественности, поэтому на фонд возложена обязанность ежегодной публикации отчетов об использовании своего имущества.
Реорганизация фонда возможна по решению его учредителей, попечительского совета по общим правилам граж-го зак-ва. При этом преобразование фонда в иной вид ЮЛ не допускается. В добровольном порядке фонд ликвидирован быть не может. Фонд может быть ликвидирован по решению суда по основаниям и в порядке, определенным зак-вом о несостоятельности (банкротстве), либо если цели фонда не могут быть достигнуты, либо при уклонении фонда от его уставных целей, а также в иных установленных законом случаях.
Некоммерческие партнерства. Некоммерческая организация, члены которой сохраняют права на ее имущество, созданная для оказания содействия своим членам в ведении общеполезной деятельности, называется некоммерческим партнерством.
Этот вид ЮЛ неизвестен ГК и впервые введен в оборот Законом «О некоммерческих организациях». Можно полагать, что содействие в ведении членами некоммерческого партнерства общеполезной деятельности будет в основном заключаться в выполнении тех или иных хозяйственных функций, не ориентированных на извлечение прибыли. Так же как и общественные организации, некоммерческие партнерства базируются на принципе членства. Но если первые создаются для достижения тех или иных общеполезных целей, то последние играют лишь роль вспомогательного инструмента в достижении этих целей. Кроме того, члены общественных организаций, по общему правилу, не имеют никаких прав в отношении имущества этих организаций. Тогда как в некоммерческом партнерстве объем имущественных прав участников весьма велик. В частности, в случаях выхода, исключения из партнерства или его ликвидации участник вправе требовать выдачи ему части имущества, которое ранее было передано членами в собственность некоммерческого партнерства (если иное не предусмотрено его уставом).
Некоммерческое партнерство является собственником переданного ему имущества и не отвечает по обязательствам своих членов, а последние не отвечают по обязательствам партнерства. Высшим органом его управления является общее собрание членов.
Согласно п. 1 ст. 17 Закона РФ «О некоммерческих организациях» некоммерческое партнерство вправе преобразоваться в общественную или религиозную организацию, фонд или автономную некоммерческую организацию, что говорит об известной близости этих правовых форм.
Источник: http://megaobuchalka.ru/6/34305.html
Особенности правового статуса некоммерческих фондов
Законодательством Российской Федерации определено, что фонд — это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (статья 7 Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 «О коммерческих организациях», статья 118 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Законодательство различает некоммерческие фонды, порядок деятельности которых регулируется Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ«О некоммерческих организациях» и общественные фонды, на которые распространяется действие Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Кроме того, порядок создания и деятельности фондов регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и другими специальными законами.
Среди разновидности фондов следует выделить общественные фонды. Основная особенность общественных фондов заключается в порядке их создания. Если учредителями некоммерческого фонда могут быть как физические лица — граждане, так и юридические лица (как некоммерческие, так и коммерческие организации), то учредителями общественного фонда в соответствии с нормами Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» могут быть не менее трех физических лиц, а также юридические лица, но только созданные в форме общественных объединений.
Следует отметить, что после вступления в силу Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в качестве учредителя некоммерческого фонда могут также выступать представительные органы муниципальных образований. Однако, законодательством прямо определено, что учредителями, членами и участниками общественных фондов не могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления. Запрещается участие в благотворительных фондах органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений.
Если классифицировать фонды по целям, с которыми они создаются, безусловно, наиболее многочисленную группу составляют благотворительные фонды (в том числе благотворительные общественные фонды).Цели деятельности благотворительного фонда установлены в статье 2 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Источники формирования имущества благотворительных фондов также определены в Федеральном законе от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», однако они отличаются от источников формирования имущества, установленных Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и действие Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Кроме того Федеральным законом от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» установлены ограничения в распоряжении имуществом, в частности, благотворительный фонд не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний, не может участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими лицами и др.
Также имеют место некоторые особенности в отношении деятельности высшего органа благотворительного фонда. Так, высший орган управления благотворительного фонда должен быть в обязательном порядке коллегиальным. При этом члены высшего органа управления благотворительной организацией выполняют свои обязанности в этом органе в качестве добровольцев. В составе высшего органа управления благотворительной организацией может быть не более одного работника ее исполнительных органов (с правом либо без права решающего голоса).
Кроме того, члены высшего органа управления благотворительной организацией и должностные лица благотворительной организации не вправе занимать штатные должности в администрации коммерческих и некоммерческих организаций, учредителем (участником) которых является эта благотворительная организация.
К некоммерческим фондам вполне можно отнести и негосударственные пенсионные фонды. Особое правовое положение негосударственного пенсионного фонда регулируется Федеральным законом от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Негосударственный пенсионный фонд является особой организационно-правовой формой некоммерческой организации социального обеспечения. По своему статусу НПФ отвечает всем признакам некоммерческой организации в форме фонда: является некоммерческой организацией, не имеет членства, целевая направленность деятельности, ограничены права учредителей на имущество фонда, полная имущественная ответственность негосударственного пенсионного фонда и разграничение ответственности фонда и учредителей. Таким образом, негосударственный пенсионный фонд является разновидностью фонда как некоммерческой организации с особыми целями.
Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонд вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Также фонд вправе создавать другие некоммерческие организации или участвовать в них в случае, если это совершается в интересах достижения целей, предусмотренных уставом. Законом не предусмотрена возможность участия фонда в других видах коммерческих организаций.
В связи с тем, что фонды не основаны на членстве, учредители фонда не обязаны участвовать в деятельности организации и имеют возможность участвовать в управлении его делами только через органы фонда. Кроме того, фонд является собственником своего имущества, на которое у его учредителя (участников) отсутствуют какие-либо права.
Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Учредители фонда не сохраняют вещных прав в отношении имущества, переданного фонду, и не приобретают каких-либо обязательственных прав в отношении фонда. Также законом не предусмотрена возможность передачи имущества фонду на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.
Учредительным документом фонда является устав. Устав фонда помимо основных сведений, указанных в пункте 3 статьи 14 Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», должен содержать: наименование фонда, включающее слово «фонд», сведения о цели фонда; указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.
Устав фонда, в отличие от других некоммерческих организаций, может быть изменен органами фонда только в том случае, если самим уставом предусмотрена возможность его изменения в таком порядке. Если такая возможность не оговорена, изменить устав можно только в случае непредвиденных негативных последствий по заявлению органов фонда или органа, уполномоченного осуществлять надзор за его деятельностью, в суд общей юрисдикции.
Фонд как некоммерческая организация имеет отличия в налоговом режиме от других налогоплательщиков.
Для некоммерческих организаций существует список необлагаемых доходов, указанный в статье 251 НК РФ. Обязательным условием для льготирования по налогу на прибыль средств целевого финансирования и целевых отступлений является раздельный учет. НК РФ требует организовать раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ), а также раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений (пункт 2 статьи 251 НК РФ).
Следует отметить, что порядок ликвидации фонда (в том числе общественного фонда) имеет значительное отличие в сравнении с другими организационно-правовыми формами некоммерческих организаций. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. При этом законодательством установлен перечень оснований, по которым может быть ликвидирован фонд, а именно:
если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;
в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
Наиболее часто встречающимся основанием для ликвидации фонда является недостаточность имущества для осуществления его целей, другими словами, фонду не удалось привлечь необходимые для достижения своих целей средства.
Так, в 1 полугодии 2012 года Управление Министерства юстиции по Владимирской области (далее – Управление) было привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в 3 делах по исковым заявлениям о ликвидации фонда в связи с тем, что имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна.
По состоянию на 29.08.2012 общее количество зарегистрированных в ведомственном реестре Управления некоммерческих фондов составляет 112, из которых 43 являются благотворительными фондами; общее количество зарегистрированных общественных фондов составляет 20, из которых 9 являются благотворительными фондами. Для сравнения: общее количество зарегистрированных в ведомственном реестре Управления некоммерческих фондов по состоянию на 29.08.2011 составляло 101, из которых 37 являются благотворительными фондами; общее количество зарегистрированных общественных фондов составляло 19, из которых 9 являются благотворительными фондами.
Необходимо выделить также обязанность фондов представлять ежегодную информацию в территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации, в том числе в Управление.
Пункт 3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» устанавливает обязанность некоммерческих фондов представлять в Управление документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы (ОН 0001 и ОН 0002) и сроки (до 15 апреля года, следующего за отчетным) представления указанных документов установлены Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 марта 2010 г. № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» (далее — Приказ) и подпунктом «а» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций». Кроме того, фонды соответствующие вышеуказанному пункту, обязаны ежегодно размещать в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в Управление.
Если учредителями (участниками, членами) фонда не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также фонд не имел в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств такого фонда в течение года составили до трех миллионов рублей, то пунктами 3.1 и 3.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» определена обязанность представлять в Управление заявление, подтверждающее соответствие фонда указанному пункту и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности, а также ежегодно размещать в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.
Общественные фонды представляют информацию в Управление согласно требованиям абзаца 8 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» по форме ОН0003, утвержденной Приказом, в аналогичные с некоммерческими фондами сроки. Кроме того, общественные фонды ежегодно информируют Управление о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного фонда в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
Если в соответствии с учредительными документами фонд осуществляет благотворительную деятельность, тогда соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 11.09.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», фонд обязан представлять отчет о своей деятельности, содержащий сведения о:
— финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований указанного Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительного фонда;
— персональном составе высшего органа управления благотворительным фондом;
— составе и содержании благотворительных программ благотворительного фонда (перечень и описание указанных программ);
— содержании и результатах деятельности благотворительного фонда;
— нарушениях требований Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.
Отчет представляется в Управление в тот же срок, что и годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельности (в течение 90 дней по окончании года, следующего за отчетным), представляемый в налоговые органы.
Еще одна ежегодная обязанность фондов установлена абзацем 2 пункта 2 статьи 118 Гражданского кодекса Российской Федерации и абзацем 2 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а именно: публиковать отчеты об использовании своего имущества.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: http://to33.minjust.ru/ru/osobennosti-pravovogo-statusa-nekommercheskih-fondov
Юрист: стаж 15 лет
Образование: Воронежский Государственный Университет
Специализация: Гражданское право