Гражданско правовая ответственность за экологические преступления

Самое главное по теме: "Гражданско правовая ответственность за экологические преступления" с профессиональной точки зрения. Мы собрали и подготовили ответы на многие сопутствующие вопросы. Если вы не нашли на них ответ, то можете обратиться к дежурному консультанту.

Вопрос. Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения

Она предусматривается в ст. 42 Конституции РФ: каждый имеет право на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Гражданско-правовая ответственность заключается в обязанности виновного возместить потерпевшей стороне вред в полном объеме. Следует отличать случаи, когда вред природной среде причинен в результате правомерной антропогенной деятельности, т.е. без нарушения действующего законодательства, а когда вследствие экологического правонарушения. Формы возмещения правомерного и неправомерного вреда различны. В первом случае компенсация причиненного вреда осуществляется путем внесения платежей за загрязнение окружающей природной среды, предусмотренных ст.16 Закона «Об охране окружающей среды», во втором – путем привлечения виновного к гражданско-правовой ответственности. Возмещение вреда, причиненного природной среде, регулируется ГК РФ (гл. 59) и Законом «Об охране окружающей среды» (ст. 77- 79).

Вред, причиненный окружающей природной среде, характеризуется негативными изменениями в состоянии окружающей среды, вызванными деятельностью человека. Эти изменения могут заключаться в загрязнении природной среды, истощении природных ресурсов, повреждении, разрушении экологических систем природы, что в свою очередь причиняет вред или создает реальную угрозу причинения такого вреда здоровью человека, растительному и животному миру, материальным ценностям. Как в литературе, так и в законодательстве помимо понятия «вред» используются также понятия «убытки», «ущерб».

Взаимодействие двух систем – общества и природы обуславливает деление вреда на экономический и экологический. Вред экономический вытекает из экономической оценки природных ресурсов. Он посягает на экономические интересы природопользователей. Так, экономический вред, возникший в результате нарушения правил пожарной безопасности в лесах, включает: стоимость уничтоженной товарной древесины, затрат на тушение пожара и уборку территории, расходов по возмещению ущерба другим организациям и лицам. Однако не только этим измеряются потери, возникшие при пожаре. Перестал функционировать лесной массив, уничтоженный пожаром. Атмосферный воздух лишается естественного фильтра, очищающего окружающую среду от пыли и газов, а почва и реки – защиты от эрозии и обмеления. Это – экологический вред. Он, как правило, не поддается денежной оценке.

Экономический вред включает в себя следующие элементы: а) неиспользованные затраты, вложенные ранее в природные объекты, например, такими затратами могут быть суммы, затраченные на охрану государственного природного заповедника; б) затраты на восстановление прежнего состояния природного объекта, например, денежные средства на рекультивацию земель; в) неполученные доходы, выразившиеся в не получении природного сырья, например, стоимость уничтоженной товарной древесины. Вред может проявляться в одном их трех указанных элементов либо в их сочетании. Так, например, третий элемент может иметь место, если только природный объект используется в хозяйственной деятельности.

В соответствии со ст. 77 Закона РФ «Об охране окружающей среды» Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности.

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет (ст. 78).

Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме.

Определение объема и размера возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется в соответствии с законодательством (ст. 79).

Вред, причиненный окружающей природной среде, возмещается в соответствии с основными принципами гражданского права, закрепленными в главе 59 ГК РФ. Эти принципы можно отнести ко всем компенсационным отношениям. В то же время они имеют применительно к окружающей природной среде свои характерные особенности, обусловленные спецификой объекта экологического правонарушения, своеобразием условий возникновения вреда и наличием существенных особенностей его содержания. С учетом общего и особенного эти принципы могут быть сформулированы следующим образом:

1.Всеобщая обязанность причинителя возместить причиненный вред. Она выражается в первую очередь в существовании правила, по которому привлечение к уголовной, административной ответственности не освобождает виновных от выполнения обязанности возместить вред.

2.Полное возмещение причиненного вреда. Для гражданских правоотношений подобное требование означает, как подчеркивается в ст.15 ГК РФ, взыскание реального ущерба и упущенной выгоды. Для экологических правоотношений применение такого принципа означает взыскание как экономического вреда в виде реального ущерба и упущенной выгоды, так и вреда экологического в объеме, доступном для исчисления.

Читайте так же:  Подана вторая апелляционная жалоба

3.Ответственность юридического лица или гражданина за вред, причиненный его работником. Названный принцип, сформулированный в ст. 1068 ГК РФ, полностью распространяется и на эколого-правовые отношения и служит надежной гарантией возмещения причиненного ущерба.

4. Солидарная ответственность при совместном причинении вреда. При солидарной ответственности кредитор вправе привлечь к ответственности любого из должников как в полном объеме, так и в любой ее части Применение данного принципа в области охраны окружающей природной среды дает возможность усилить гарантии компенсации вреда, поскольку принцип солидарной ответственности позволяет взыскать весь причиненный вред с одного из должников, который имеет для этого необходимое имущество или денежные средства.

5. Вред, причиненный источником повышенной опасности, подлежит возмещению независимо от вины причинителя по факту причинения вреда. Это общее правило гражданско-правовой ответственности располагает широкими потенциальными возможностями в экологической сфере. Следует отметить, что источником повышенной опасности должна признаваться любая деятельность, отвечающая двум признакам – повышенная вероятность причинения вреда и невозможность полного контроля за ней со стороны человека. Кроме того, вопрос о признании ответчика источником повышенной опасности должен решаться судом в каждом конкретном случае.

59 вопрос. Методы экологического права

Метод правового регулирования — это способ воздействия юридических норм на общественные отношения. Соответственно, метод экологического права — это определенные приемы, способы и средства воздействия на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования. Указанные методы закрепляются в нормативных правовых актах и подкрепляются соответствующими мерами юридического воздействия на участников таких отношений. В свою очередь, именно методы правового регулирования лежат в основе деления права на частное и публичное, которое уходит своими корнями к римскому праву.

Как известно, частному праву характерен диспозитивный метод — это способ регулирования отношений между участниками, являющимися равноправными сторонами. Диспозитивный метод предоставляет им самим решать вопрос о формировании своих взаимоотношений, урегулированных нормами права экологического права. Этот метод включает в себя три способа регулирования общественных отношений:

— дозволение совершить определенные действия, имеющие правовой характер;

— предоставление участникам общественных отношений, урегулированных нормами права, определенных прав;

— предоставление лицам, участвующим в определенных взаимоотношениях, возможности выбора варианта своего поведения.

Публичному праву характерен императивный метод — это способ властного воздействия на участников общественных отношений, урегулированных нормами права. В таких общественных отношениях одной из сторон всегда выступает государственный орган или его должностное лицо, что предопределяет его властный характер.

Учитывая вышеизложенное, принято выделять следующие методы экологического права:

— Метод «экологизации«, характеризуется проникновением экологических требований во все сферы жизнедеятельности общества. Так, законодательством РФ требования в области охраны окружающей среды и природопользования устанавливаются не только в отношении конкретных компонентов природной среды, но и в отношении хозяйственной и иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В действующем законодательстве прослеживается интеграционный подход в принятии органами государственной власти управленческих решений и осуществлении контрольных мероприятий. Характерный пример тому — изменения в градостроительном законодательстве, внесенные в конце 2006 г.

— Метод административно-правового регулирования, характеризуется юридическим неравенством сторон и властной сущностью публичного управления, осуществляется, как правило, императивными нормами (обязательными), а усмотрение сторон допускается лишь в установленных ими пределах или случаях. Так, взаимоотношения органов государственной власти и юридических лиц при осуществлении государственного контроля и надзора регулируются именно императивными нормами.

— Метод гражданско-правового регулирования основан на равенстве сторон, свободе волеизъявления, осуществляется, как правило, диспозитивными нормами. Так, законодательством предусмотрена возможность заключения Соглашения между органами государственной власти разного уровня, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды как одна из правовых и наиболее действенных форм взаимодействия.

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

Источник: http://infopedia.su/13xa313.html

Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения

Гражданско-правовая (гражданская) ответственность является одним из видов юридической ответственности и заключается в применении к правонарушителю в интересах другого лица либо государства установленных законом или договором мер воздействия, влекущих для него отрицательные, экономически невыгодные последствия имущественного характера (возмещение убытков, уплату неустойки, возмещение вреда).

Гражданско-правовая ответственность может возлагаться на правонарушителя наряду с применением мер дисциплинарного, административного и уголовного воздействия.

Общие положения о возмещении вреда, в том числе и экологического, содержатся в гражданском законодательстве (в частности, глава 59 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ)), а порядок его возмещения регулируется Гражданским процессуальным кодексом РФ (ГПК РФ) и Арбитражным процессуальным кодексом РФ (АПК РФ).

По мнению М.М. Бринчука8, гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения заключается, главным образом, в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный или моральный вред, причиненный в результате нарушения правовых экологических требований.

Ст. 1064 (п. 1) ГК РФ содержит общее правило о том, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В экологическом законодательстве определение экологического вреда содержится в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», согласно ст. 1 которого вред окружающей среде — это негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

Ст. 77 (п.1) Закона расширяет и дополняет понятие экологического вреда: это загрязнение, истощение, порча, уничтожение, нерациональное использование природных ресурсов, деградация и разрушение естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иное нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, а п. 3 указанной статьи Закона устанавливает, что вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Читайте так же:  Возмещение сторонам судебных расходов

Реальный ущерб, прежде всего, проявляется в форме загрязнения окружающей среды, порчи, уничтожения, повреждения, истощения природных ресурсов, разрушения экологических систем. Под упущенной выгодой понимаются недополученные хозяйствующими субъектами — природопользовате- лями доходы, которые они могли бы получить при обычных условиях хозяйствования. Таксами при исчислении размера вреда окружающей среде являются условные единицы оценки ущерба с учетом понесенных затрат.

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Согласно ст. 78 Закона «Об охране окружающей среды», определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (например, Приказ Минсельхозпрода России от 25.05.1999 г., утвердивший таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием или уничтожением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты; Приказ Госкомэкологии России, Министерства природных ресурсов РФ и Министерства финансов РФ, утвердивший Методику исчисления размера ущерба от загрязнения подземных вод, и др.).

На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ. Кроме того, суды рассматривают требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды (ст. 80 Закона « Об охране окружающей среды»).Учитывая специфику экологического вреда законодатель установил, что иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет (п. 3 ст. 78 «Об охране окружающей среды»).

Кроме возмещения вреда окружающей среде возмещению в полном объеме подлежит и вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц (п. 1 ст. 79 Закона «Об охране окружающей среды»).

Помимо Закона «Об охране окружающей среды» нормы, регулирующие порядок возмещения экологического вреда, содержатся в иных нормативных правовых актах (природоресурсном законодательстве). Так, ст. 76 Земельного кодекса РФ устанавливает, что юридические лица и граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений, ст. 111 Лесного кодекса РФ — лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам и т.д.

Сравнительно новым для российского права элементом экологического вреда является моральный вред, который может заключаться в нравственных переживаниях в связи с невозможностью продолжать активную общественную жизнь, с потерей работы, а также с физической болью, связанной с повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»). Поскольку окружающая нас природная среда удовлетворяет эстетические (духовные) потребности человека, то уничтожение, к примеру, зеленых насаждений в городах также может рассматриваться как фактор причинения морального вреда и, соответственно, должно служить основанием для его возмещения.

Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; Нарушение авторского права страницы

Источник: http://infopedia.su/16x1f3c.html

Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный окружающей среде, здоровью и имуществу человека

Основанием привлечения лица (субъекта) к гражданско-правовой ответственности является:

1. Причинение вреда окружающей природной среде или ее компонентам

2. Причинение вреда здоровью граждан или ущерба их имуществу в результате нарушений экологического законодательства

3. Причинение морального вреда физическим лицам в результате несоблюдения эколого-правовых норм

Общими условиями привлечения субъекта к гражданско-правовой ответственности являются:

1. Причинение вреда или ущерба

Данное условие не требуется, если вред или ущерб причинен источником повышенной опасности

3. Причинно-следственная связь

4. Размер причиненного вреда или ущерба

В соответствии со статьей 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» вред, причиненный окружающей среде, и его размер определяется в соответствии с утвержденными таксами и методиками, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. В соответствии со статьей 78 ФЗ «Об охране окружающей среды» определение размера вреда окружающей среде осуществляется исходя из фактических затрат, необходимых для восстановления нарушенного состояния в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, а при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размеров вреда.

Требования о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, могут быть предъявлены в судебные органы в течение 20 лет. Закон не определяет начало срока, по общему правилу – с момента причинения вреда, когда лицо узнало либо должно было узнать о нем.

Таксы и методики используются в основном для определения размеров причиненного вреда (или ущерба) отдельным компонентом окружающей природной среды. Таксовый способ используется в отношении объектов лесных отношений и объектов животного мира. Методики используются для определения размера ущерба причиненного в отношении водных объектов, атмосферного воздуха и недр.

Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектом вследствие нарушения водного законодательства.

Таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами, незаконным добыванием или уничтожением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты.

Административная ответственность за нарушение экологического законодательства

Административная ответственность – вид юридической ответственности, наиболее часто использующийся в сфере охраны окружающей среды. Она выражается в применении компетентным государственным органом или должностным лицом мер административного взыскания за совершение экологического правонарушения. Административным экологическим правонарушением признается виновное противоправное действие, бездействие физического или юридического лица, нарушающее требования экологического законодательства, за которое КоАП РФ или законы субъектов РФ устанавливают административную ответственность.

Читайте так же:  Фас и евроцемент заключили мировое соглашение

Юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного экологического правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, самовольное занятие водоохраной зоны водного объекта, нарушение правил с пестицидами и агрохимикатами, нарушение законодательства об экологической экспертизе, нарушение правил охраны водных объектов, нарушение правил захоронения отходов, нарушения правил охраны атмосферного воздуха, охраны рыбных запасов и т.д.

Административно-экологическое правонарушение характеризуется следующими элементами его состава:

1. Субъект – физические и юридические лица,

Видео (кликните для воспроизведения).

2. Объект – отношения по охране окружающей среды и ее компонентов и отношения по обеспечению экологической безопасности человека.

3. Субъективная сторона – форма вины

4. Объективная сторона:

a. Если состав формальный, то включается только деяние

b. Если состав материальный, то включаются 3 элемента: деяния, причинно-следственная связь и наступивший результат (как правило, характеризуется некрупным, несущественным и незначительным размером)

На практике существует проблема разграничения смежных составов административно-экологических правонарушений и экологических преступлений. Разграничение в данном случае проводится по 3 критериям:

2. Деяние, как объективная сторона

3. Наступивший отрицательный результат

Уголовная ответственность за экологические правонарушения

Экологическим преступлением признается виновно-совершенное, общественно-опасное деяние, в результате совершения которого нарушаются нормы экологического законодательства и природным объектам, как правило, причиняется значительный вред. В УК РФ экологические преступления выделены в отдельную главу 26. В ряде статей УК РФ введены такие квалифицирующие признаки, как совершение противоправных деяний в зоне экологического бедствия или зоне Чрезвычайной Экологической Ситуации, совершение деяния лицом с использованием служебного положения и т.д.

Уголовная ответственность за нарушение экологического законодательства предусмотрена за нарушение правил при проведении, например, горных работ, нарушение режима особо охраняемых природных территорий, нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, загрязнение вод, загрязнение атмосферы, нарушение правил охраны рыбных запасов, правил охраны недр и т.д. В основном перечисленные виды преступлений характеризуются существенным экологическим вредом, под которым понимается возникновение заболеваний и гибель водных животных и растений, в том числе на берегах водных объектов, уничтожение рыбных запасов, мест нереста и нагула, массовая гибель птиц и животных на определенной территории, на которой уровень смертности превышен в 3 и более раза.

При незаконной охоте определяющим критерием в части выбора вида ответственности для правонарушителя является причинение им крупного размера вреда окружающей среде. К таковому вреду, в частности, необходимо относить ущерб, причиненный отстрелом зубра, лося, оленя при незаконной охоте; уничтожение мест нереста, гибель большого количества мальков, при незаконном занятии водным добывающим промыслом, отловом или уничтожением животных и растений, в том числе занесенных в красную книгу.

При затруднении при заключении смежных составов необходимо руководствоваться постановлением Пленума ВС 1998 года «о практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения».

Элементами состава экологического преступления являются:

1. Субъект – физические лица

2. Объект — отношения по охране окружающей среды и ее компонентов и отношения по обеспечению экологической безопасности человека

3. Субъективная сторона – обе формы вины (ч. 2 статьи 252 УК РФ)

5. Объективная сторона:

a. Если состав формальный, то включается только деяние

b. Если состав материальный, то включаются 3 элемента: деяния, причинно-следственная связь и наступивший результат (характеризуется тяжкими последствиями, существенным, крупным или значительным размером)

Критерий разграничения смежных составов

Административно-экологическое правонарушение Экологическое Преступление
Субъект Физические и юридические Физические
Деяние Общественная вредоносность Общественная опасность
Наступивший результат Несущественный, некрупный Значительный, крупный, тяжкие последствия

Дисциплинарная ответственность за нарушение экологического законодательства

Дисциплинарная ответственность проявляется в наложение работодателем (его представителем) на виновного работника взыскания (дисциплинарного) за невыполнение им его трудовых обязанностей, связанных с охраной окружающей среды. Основанием привлечения работника к дисциплинарной ответственности в общем смысле является несоблюдение им трудовой, производственной или технологической дисциплины, повлекшее нарушение требований экологического законодательства.

Привлечение работника к дисциплинарной ответственности за нарушение экологического законодательства является субъективным правом работодателя (его представителем), но есть одно исключение – статья 195 ТК РФ, в соответствии с которой руководитель обязан быть привлечен к дисциплинарной ответственности по требованию представительного органа работников. К работнику, совершившему дисциплинарный проступок, могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание (в письменной форме с приказом, при ознакомлении, подписи работника или акта об отказе), выговор и увольнение (могут применяться иные меры, если они закреплены в локальном акте).

Субъективной стороной дисциплинарного экологического проступка является вина, в том числе выраженная в форме неосторожности. При наложении взыскания и определении его вида, учитывается тяжесть совершенного проступка, поведение работника, обстоятельства, способствующие совершению правонарушения. До назначения работнику дисциплинарного взыскания и применения мер с него в обязательном порядке в письменном виде берутся объяснение об обстоятельствах совершения проступка. В случае отказа работника дать объяснение в течение 2 рабочих дней, составляется соответствующий акт об этом, в котором фиксируется отказ работника.

К дисциплинарной ответственности работник может быть привлечен в течение одного месяца с момента, когда работодатель (его представитель) узнал или должен был узнать о совершенном правонарушении или в течение 6 месяцев с момента совершения дисциплинарного проступка. В указанные периоды не включается время болезни, отпуска работника, иные уважительные причины. Непосредственно наложение дисциплинарного взыскания оформляется приказом или распоряжением работодателя, с которым работник знакомится под роспись в течение 3 рабочих дней. Работник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности с момента издания соответствующего приказа. Дисциплинарное взыскание может быть снято досрочно по ходатайству профсоюзного органа или иного представительного органа работников, самого работника или его непосредственного руководителя.

Какая связь между нормами ТП и ЭП? Трудовая функция работника должна быть связана с выполнением и соблюдением норм экологического права косвенно или непосредственно.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы

Читайте так же:  Арест залогового автомобиля

Источник: http://infopedia.su/7x199a.html

Гражданско-правовая ответственность за экологический вред

Условия, основания и порядок наступления гражданско-правовой ответственности за совершение экологических деликтов регулируется гражданским законодательством Российской Федерации и не обладает какими-либо специфическими чертами и особенностями. Наиболее важным для экологического права являются понятие экологического вреда и его возмещения, а также способы определения размера причиненного вреда [1] .

Гражданско-правовая ответственность, по господствующему мнению, определяется следующим образом: «. одна из форм государственного принуждения, состоящая во взыскании судом с правонарушителя в пользу потерпевшего имущественных санкций, перелагающих на правонарушителя невыгодные имущественные последствия его поведения и направленных на восстановление нарушенной имущественной сферыпотерпевшего» 1 . Гражданско-правовая ответственность в сфере взаимодействия общества и природы заключается главным образом в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный или моральный вред, причиненный в результате нарушения правовых экологических требований [2] [3] .

Под вредом в гражданском праве понимается умаление, уничтожение субъективного гражданского права или блага; вред может причиняться как личности, так и имуществу.

Вред, в свою очередь подразделяется на имущественный и неимущественный.

Российское законодательство содержит исходные положения, которые позволяют обеспечить возмещение вреда окружающей среде. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [4] устанавливает обязанность полного возмещения

вреда окружающей среде, причиненного предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами загрязнением окружающей среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями.

Возмещение вреда окружающей среде 1 и ее компонентам производится как добровольно, так и по решению суда или арбитражного суда в соответствии с утвержденными в установленном порядке методиками исчисления размера ущерба и таксами, а при их отсутствии — по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды; при этом учитываются понесенные убытки, в том числе и упущенная выгода. По согласию сторон экологический вред может быть возмещен в натуре путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению окружающей среды за счет его средств и сил [5] [6] .

За 2013 г. инспекторами Росприроднадзора предъявлено исков по возмещению вреда окружающей среде в размере 4232,56 млн руб., в том числе вреда, рассчитанного в результате конкретных надзорных мероприятий в области:

  • ? охраны атмосферного воздуха, общих природоохранных норм, обращения с отходами — 82,56 млн руб.;
  • ? водопользования — 1244,31 млн руб.;
  • ? деятельности на море— 1182,81 млн руб.;
  • ? землепользования — 800,13 млн руб.;
  • ? недропользования — 19,33 млн руб.;
  • ? законодательства об ООПТ — 0,91 млн руб. [7]

Следует понимать, что последствия экологических катастроф могут достигать огромных масштабов, а ущерб, причиненный ими, практически не подлежит восстановлению.

В Мексиканском заливе. 20 апреля 2010 г. на нефтяной платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе, принадлежащей компании British Petroleum (ВР), произошел взрыв. После этого начался пожар. В результате инцидента платформа затонула, а из поврежденной скважины в воду начала вытекать нефть. Для выплаты компенсаций пострадавшим от катастрофы был учрежден специальный фонд, размер которого должен был составить 20 млрд дол. США [8] . Обратим внимание на то, что речь идет только о выплате компенсаций пострадавшим от данной катастрофы. Ущерб, нанесенный окружающей среде (в особенности морской), на наш взгляд, возместить невозможно.

В заключение отметим, что юридическая ответственность является лишь одним из многих правовых средств, используемых для охраны окружающей среды, но ее роль в данной сфере чрезвычайно важна, поэтому изучению данного вопроса следует уделять повышенное внимание.

Вопросы и задание для самоконтроля

  • 1. Какие составы экологических преступлений вы знаете?
  • 2. Какова специфика составов экологических преступлений?
  • 3. Как осуществляется разграничений уголовной и административной ответственности за экологические правонарушения?
  • 4. Охарактеризуйте дисциплинарную ответственность за экологические правонарушения?
  • 5. Раскройте содержание возмещения вреда, причиненного окружающей среде как вида гражданско-правовой ответственности.

Источник: http://bstudy.net/648387/pravo/grazhdansko_pravovaya_otvetstvennost_ekologicheskiy_vred

Гражданско правовая ответственность за экологические преступления

4.4. Гражданско-правовая ответственность
в экологической сфере

Возмещение вреда, причиненного имуществу гражданина, осуществляется в полном объеме, в том числе с учетом упущенной выгоды. Возмещение вреда возможно в денежном выражении или в натуре.
Первым источником причинения вреда мы назвали совершение противоправного деяния. Когда речь идет о совершении лицом преступления, правонарушения и проступка, его привлекают к уголовной, административной и трудовой ответственности соответственно. Если же в результате совершенных им противоправных действий был причинен вред окружающей среде, имуществу и (или) здоровью человека, причинителя вреда привлекают также и к гражданско-правовой ответственности. В случае привлечения виновного к уголовной ответственности за совершение экологического преступления потерпевший может предъявить гражданский иск о возмещении вреда после возбуждения уголовного дела и до окончания судебного следствия при разбирательстве данного уголовного дела в суде первой инстанции .
———————————
Часть 2 ст. 44 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ.

Источник: http://kommentarii.org/2019/ekologicheskoe_pravo/page23.html

Уголовная ответственность за экологические преступления

В УК РФ прямо сказано, что его задачей наряду с охраной прав и свобод человека и гражданина, собственности и общественного порядка является охрана окружающей среды.
От чистоты воды, воздуха, качества продуктов, которыми он питается, и соответственно от чистоты почвы в значительной степени зависит состояние здоровья человека, являющегося в соответствии с Конституцией РФ высшей ценностью.

Экологическое преступление — это предусмотренное уголовным законом и запрещенное им под угрозой наказания виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на окружающую среду и ее компоненты, рациональное использование и охрана которых обеспечивает оптимальную жизнедеятельность человека, экологическую безопасность населения и территорий, состоящее в непосредственном противоправном использовании природных объектов (или в противоправном воздействии на их состояние) как социальной ценности, что приводит к негативным изменениям состояния окружающей среды, уничтожению, повреждению ее объектов.

Все составы преступлений, сформулированные в действующем Уголовном кодексе РФ, с точки зрения выполняемых ими функций, относящихся к природопользованию и охране окружающей среды, можно подразделить на три группы:

  1. специальные экологические составы;
  2. смежные;
  3. дополнительные.

Специальные экологические составы сформулированы в отдельной главе «Экологические преступления» (гл. 26). Уголовная ответственность наступает, в частности, за:

  • нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246);
  • нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247);
  • нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248);
  • загрязнение вод (ст. 250);
  • загрязнение атмосферы (ст. 251);
  • загрязнение морской среды (ст. 252);
  • порчу земли (ст. 254);
  • нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255);
  • нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257);
  • незаконную охоту (ст. 258);
  • уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259);
  • другие преступления.
Читайте так же:  Штраф за просроченную регистрацию по месту пребывания

К специальным экологическим составам также относится ряд составов, сформулированных в статьях, содержащихся в других главах Кодекса, например, нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215); сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237); жестокое обращение с животными (ст. 245); экоцид (ст. 358).

Смежными составами преступлений в области природопользования и охраны окружающей среды следует считать те из них, которые выполняют экологические функции лишь при определенных обстоятельствах объективного порядка:

  • отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140);
  • регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170);
  • терроризм (ст. 205);
  • нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216);
  • нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (ст. 217); и др.

Некоторые составы, не являясь по своей природе экологическими, при определенных обстоятельствах также могут быть использованы в целях охраны окружающей среды.

К дополнительным следует отнести ряд преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления:

  • злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285);
  • превышение должностных полномочий (ст. 286);
  • служебный подлог (ст. 292);
  • халатность (ст. 293).

Предусмотренные этими статьями преступления могут применяться напрямую к тем должностным лицам, которые своими действиями или бездействием способствовали причинению вреда окружающей среде.

Виды наказаний за совершение экологических преступлений:

  • штраф;
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  • обязательные работы;
  • исправительные работы;
  • ограничение свободы;
  • арест;
  • лишение свободы на определенный срок.

Штраф предусмотрен почти за все экологические преступления. Его размер зависит от характера совершенного преступления. Минимальный размер штрафа — 40 тыс. рублей, максимальный — 500 тыс. рублей.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью предусмотрено за многие экологические преступления. Иногда установлен и срок действия данного наказания;

Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления. Этот вид наказания предусмотрен, в частности, за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (до 240 часов).

Исправительные работы отбываются по месту работы осужденного, при этом из его заработка производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%. Такое наказание установлено, примеру, за нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (до 2 лет); за загрязнение атмосферы (до 1 года); за порчу земли (до 2 лет); нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (до 2 лет).

Ограничение свободы заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора. Такое наказание предусмотрено за порчу земли (до 2 лет); уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (до 3 лет).

Арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества. Предусматривается за загрязнение вод (до 3 месяцев); за загрязнение морской среды (до 4 месяцев).

Лишение свободы на определенный срок предусматривается за многие преступления, в том числе за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (до 5 лет); нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (от 3 до 8 лет); нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (до 5 лет); загрязнение вод (до 5 лет); загрязнение атмосферы (до 5 лет); порчу земли (до 5 лет); уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (до 3 лет); уничтожение или повреждение лесов (до 7 лет). Наиболее строгая уголовная ответственность предусмотрена за экоцид, т.е. массовое уничтожение растительного и животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Данное преступление наказывается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет (ст. 358).

Субъективная сторона составов экологического преступления выражается, как правило, в форме косвенного умысла, когда лицо осознает нарушение им соответствующих правил, предвидит возможность наступления негативных для состояния окружающей среды или здоровья человека последствий и сознательно допускает их наступление либо относится к этому безразлично. В ряде статей, связанных главным образом с загрязнением окружающей среды, нарушением правил обращения с опасными веществами и отходами, вина выражается в форме неосторожности.

Оценивая практику применения уголовной ответственности за экологические преступления, специалисты отмечают ее низкую эффективность. Общее число зарегистрированных в стране преступлений сократилось в 2000 г. на 1,6%, но экологических — возросло на 19,4%. В результате их удельный вес в общей структуре преступности увеличился с 0,3% в 1999 г. до 0,5 в 2000 г. По-прежнему преобладает незаконная порубка деревьев (50,7%), незаконная добыча водных животных и растений (42,7%), незаконная охота (4,9%), которые в совокупности составляют 98,3% от числе всех экологических преступлений (в 1999 г. — 97,7%).

Экологические правонарушения относятся в России к категории наиболее распространенных. Но при этом латентность экологических преступлений достигает 95-99%.

По оценкам Директора НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, «в России сложилась парадоксальная ситуация: при нарастании экологического кризиса наблюдается атрофия и разбалансированность государственного контроля и управления, при росте числа правонарушений и злоупотреблений просматривается линия на затухание судебно-правового реагирования».

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://jurkom74.ru/ucheba/ugolovnaya-otvetstvennost-za-ekologicheskie-prestupleniya

Гражданско правовая ответственность за экологические преступления
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here