Кто рассматривает дела в отношении несовершеннолетних

Самое главное по теме: "Кто рассматривает дела в отношении несовершеннолетних" с профессиональной точки зрения. Мы собрали и подготовили ответы на многие сопутствующие вопросы. Если вы не нашли на них ответ, то можете обратиться к дежурному консультанту.

Статья 11. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 297-ФЗ статья 11 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции

Статья 11. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 11 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 июня 2017 г. N 109-ФЗ в пункт 1 статьи 11 настоящего Федерального закона внесены изменения

1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

Законом субъекта Российской Федерации полномочием по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав могут наделяться органы местного самоуправления.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляют деятельность на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, осуществляющие деятельность на территориях муниципальных образований этих субъектов Российской Федерации, в случае, если органы местного самоуправления указанных муниципальных образований не наделены полномочием по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные органами местного самоуправления, осуществляют деятельность на территориях соответствующих муниципальных образований субъектов Российской Федерации.

Порядок создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими деятельности определяется законодательством субъекта Российской Федерации.

Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав утверждается Правительством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. также Положение о Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденное постановлением Правительства РФ от 6 мая 2006 г. N 272

2. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции:

1) обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

2) подготавливают совместно с соответствующими органами или учреждениями материалы, представляемые в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Подпункт 3 изменен с 8 июля 2018 г. — Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 170-ФЗ

3) рассматривают вопросы, связанные с отчислением несовершеннолетних обучающихся из организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», и иные вопросы, связанные с их обучением;

Информация об изменениях:

Подпункт 4 изменен с 8 июля 2018 г. — Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 170-ФЗ

4) обеспечивают оказание помощи в бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, оказание помощи по трудоустройству несовершеннолетних (с их согласия), а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

5) применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

6) подготавливают и направляют в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, отчеты о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) на территории соответствующего муниципального образования;

Информация об изменениях:

Пункт 2 дополнен подпунктом 7 с 8 июля 2018 г. — Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 170-ФЗ

7) осуществляют иные полномочия, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 26 апреля 2016 г. N 113-ФЗ в пункт 2.1 статьи 11 настоящего Федерального закона внесены изменения

Порядок принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав решения, указанного в абзаце первом настоящего пункта (в том числе перечень документов, представляемых для принятия решения, сроки их рассмотрения комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав), форма документа, содержащего данное решение, утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Указанное в абзаце первом настоящего пункта решение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав может быть обжаловано в суд.

Информация об изменениях:

Статья 11 дополнена пунктом 2.2 с 8 июля 2018 г. — Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 170-ФЗ

2.2. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав наряду с проведением индивидуальной профилактической работы вправе принять решение в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 2, 4, 6, 8 пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в случаях совершения ими в присутствии несовершеннолетнего противоправных и (или) антиобщественных действий, оказывающих отрицательное влияние на поведение несовершеннолетнего, о проведении разъяснительной работы по вопросу о недопустимости совершения действий, ставших основанием для применения меры воздействия, и правовых последствиях их совершения.

Читайте так же:  Какой срок обжалования судебного приказа

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 489-ФЗ в пункт 3 статьи 11 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.

3. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав принимают постановления по отнесенным к их компетенции в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи вопросам, обязательные для исполнения органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В постановлении комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав указываются выявленные нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, меры по их устранению и сроки принятия указанных мер.

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обязаны сообщить комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о принятых мерах по исполнению данного постановления в срок, указанный в постановлении.

Источник: http://base.garant.ru/12116087/9d78f2e21a0e8d6e5a75ac4e4a939832/

Статья 10. Категория дел, рассматриваемых комиссиями в муниципальных образованиях в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей

Статья 10 . Категория дел, рассматриваемых комиссиями в муниципальных образованиях в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей

В соответствии с федеральным законодательством комиссии в муниципальных образованиях рассматривают материалы (дела):

1. В отношении несовершеннолетних:

совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, до достижения возраста, с которого, согласно закону, наступает уголовная ответственность;

совершивших общественно опасные деяния, содержащие признаки состава преступления, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, в отношении которых отказано в возбуждении уголовного дела или уголовное дело прекращено по нереабилитирующим основаниям;

совершивших в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет административные правонарушения в пределах компетенции, определенной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

допустивших антиобщественные проступки (уклонение от выполнения обязанностей, возложенных судом, немедицинское употребление наркотических средств и психотропных веществ, бродяжничество и другие);

уклоняющихся от учебы.

2. В отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних:

не исполняющих обязанности по содержанию, воспитанию и обучению несовершеннолетнего;

вовлекающих несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ;

за совершение несовершеннолетним в возрасте до шестнадцати лет нарушений правил дорожного движения;

за потребление несовершеннолетним наркотических средств или психотропных веществ;

за появление несовершеннолетнего в общественных местах в состоянии опьянения, а равно за распитие им алкогольной и спиртосодержащей продукции;

за другие правонарушения.

>
Меры воздействия, применяемые комиссиями в муниципальных образованиях в отношении несовершеннолетних, а также к родителям.
Содержание
Закон Республики Марий Эл от 3 марта 2005 г. N 2-З «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник: http://base.garant.ru/20734252/3d3a9e2eb4f30c73ea6671464e2a54b5/

Проведение закрытого судебного разбирательства по делам о преступлениях несовершеннолетних как одна из гарантий эффективности осуществления правосудия

Мулюков У.А., судья Верховного суда Республики Башкортостан.

Габдрашитова В.Р., преподаватель кафедры криминологии и судебных экспертиз Башкирского государственного университета.

Эффективность правосудия по делам о преступлениях несовершеннолетних, на наш взгляд, — вопрос первостепенной важности. От того, насколько оно эффективно, зависит и достижение целей правосудия, поскольку «понятие эффективности уголовного правосудия привязано к его цели — обеспечению законного, обоснованного и справедливого разрешения уголовного дела. Будет ли она достигнута полностью или частично либо нет, всецело зависит от качества судебного разбирательства, от оптимальности условий (гарантий) для этого» .

Еникеев З.Д., Шамсутдинов Р.К. Повышение эффективности уголовного правосудия — задача первостепенной важности // Проблемы реализации международных стандартов в правоохранительной системе России: Материалы всероссийской научно-практической конференции 1 — 2 июня 2005 г. Часть II. Уфа: РИО БашГУ, 2005. С. 12.

Поэтому необходимо рассмотреть некоторые вопросы, касающиеся осуществления правосудия по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.

В первую очередь это вопрос о таком конституционном принципе судебного разбирательства, как гласность. В соответствии с ч. 1 ст. 123 Конституции России разбирательство дел во всех судах открытое, при этом слушание дела в закрытом судебном заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В соответствии со ст. 241 УПК Российской Федерации закрытое судебное разбирательство допускается на основании определения или постановления суда в следующих случаях: 1) когда разбирательство уголовного дела в суде может привести к разглашению государственной или иной охраняемой законом тайны; 2) когда рассматриваются уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста 16 лет; 3) когда рассмотрение уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности и других преступлениях может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства либо сведений, унижающих честь и достоинство; 4) когда этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц.

Таким образом, уголовно-процессуальным законом России допускается рассмотрение уголовных дел в закрытых судебных заседаниях в отношении несовершеннолетних, не достигших возраста 16 лет. Однако если рассмотрение уголовного дела в отношении несовершеннолетнего, достигшего 16-летнего возраста, подпадает под случаи, предусмотренные п. п. 3 и 4 ч. 2 ст. 241 УПК России, то также допускается проведение закрытого судебного заседания.

Подавляющее же большинство дел о преступлениях несовершеннолетних рассматривается в открытых судебных заседаниях .

См.: Хисматуллин Р.С. Проблемы судебного разбирательства дел о преступлениях несовершеннолетних: Монография // Издание Башкирского университета. Уфа, 2001. С. 35.

Между тем в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод пресса и публика могут не допускаться на все судебное разбирательство или его часть по соображениям морали, общественного порядка или национальной безопасности в демократическом обществе, а также если это требуется в интересах несовершеннолетних, или для защиты частной жизни сторон, или — в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо, — при особых обстоятельствах, когда гласность нарушала бы интересы правосудия .

См.: Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2000. С. 541.

В соответствии с Минимальными стандартными правилами Организации Объединенных Наций, касающимися отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), право несовершеннолетнего на конфиденциальность должно уважаться на всех этапах, чтобы избежать причинения ей или ему вреда из-за ненужной гласности или из-за ущерба репутации . В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции России общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Читайте так же:  Согласие на обработку персональных данных несовершеннолетнего бланк

См.: Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2000. С. 289.

Следует согласиться с мнением профессора Э.Б. Мельниковой в том, что «в странах, придерживающихся Пекинских правил (напомним, что Россия — в их числе), должен быть запрещен допуск представителей прессы, присутствие публики в зале ограничено родителями и лицами, их заменяющими, а в необходимых случаях и представителями учреждений, занимающихся несовершеннолетними по поручению суда» .

Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: Учебное пособие. М.: Дело, 2000. С. 90.

Кроме того, необходимо брать во внимание и нравственно-психологические особенности несовершеннолетних, связанные с возрастом, недостаточной адаптированностью к условиям внешнего мира. Известно, что судебное следствие, являющееся этапом стадии судебного разбирательства, в условиях которого исследуются все доказательства по делу, существенным образом отличается от условий предварительного следствия, хотя им присущи и общие черты.

Судебное следствие, как и предварительное, проводится также в специфической психологической атмосфере, накладывающей отпечаток на взаимодействия ее участников. Для судебного разбирательства характерно сосредоточение одновременно в одном месте нескольких людей с противоположными процессуальными интересами. При этом неизбежно возникает психологическое воздействие одного участника на другого или на нескольких участников процесса . Имеющие житейский и процессуальный опыт лица сталкиваются с неопытным в том и другом несовершеннолетним.

См.: Кисленко С.Л., Комиссаров В.И. Судебное следствие: состояние и перспективы развития. М.: Издательство «Юрлитинформ», 2003. С. 91.

Если в зале судебного заседания будут присутствовать посторонние лица, например представители средств массовой информации, то их присутствие может помешать, например, даче подростком полных и правдивых показаний, так как несовершеннолетний может растеряться, испугаться огласки происходящего и т.д. Аналогично в случае, если в зале судебного заседания будут присутствовать сверстники, подросток может с целью демонстрации независимости начать бравировать совершенным преступлением.

Существует даже концепция стигматизации («клеймения») несовершеннолетнего обвиняемого, подсудимого с «помощью» судебного процесса, особенно открытого, когда имя подростка и его правонарушение до вынесения приговора обрастает слухами, домыслами, что может отрицательно затем сказаться на его судьбе и ему самому нанести психическую травму .

См.: Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: Учебное пособие. М.: Дело, 2000. С. 91.

Поэтому мы поддерживаем точку зрения профессора Р.С. Хисматуллина о том, что дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста 18 лет, целесообразно рассматривать в закрытых судебных заседаниях, о чем следует внести изменения в ст. 241 УПК Российской Федерации. Проведение закрытого судебного разбирательства по делам несовершеннолетних обеспечивает благоприятную психологическую обстановку в суде для всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела, способствует вынесению законного, обоснованного и справедливого приговора .

См.: Хисматуллин Р.С. Современные проблемы судебной деятельности по делам несовершеннолетних. Автореф. дис. . докт. юрид. наук. Екатеринбург, 2002. С. 23, 16.

Также необходимо обратиться к вопросу о провозглашении приговора по уголовному делу в отношении несовершеннолетнего. Согласно ч. 7 ст. 241 УПК Российской Федерации приговор суда провозглашается в открытом судебном заседании. В случае рассмотрения уголовного дела в закрытом судебном заседании на основании определения или постановления суда могут оглашаться только вводная и резолютивная части приговора.

В соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах любое судебное постановление по уголовному или гражданскому делу должно быть публичным, за исключением тех случаев, когда интересы несовершеннолетних требуют другого или когда дело касается матримониальных споров или опеки над детьми .

См.: Международный пакт о гражданских и политических правах // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2000. С. 57.

Как уже говорилось, в соответствии с Минимальными стандартными правилами Организации Объединенных Наций, касающимися отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинскими правилами), право несовершеннолетнего на конфиденциальность должно уважаться на всех этапах, чтобы избежать причинения ей или ему вреда из-за ненужной гласности или из-за ущерба репутации .

См.: Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2000. С. 289.

Поэтому следует согласиться с точкой зрения профессора В.М. Бозрова о том, что целесообразно было бы в УПК Российской Федерации предусмотреть варианты оглашения приговоров в закрытом судебном заседании, с их последующим депонированием в доступном для заинтересованных лиц месте , включив в качестве одного из вариантов оглашение приговора в закрытом судебном заседании по уголовному делу в отношении несовершеннолетнего.

См.: Бозров В. Гласность и тайна в уголовном судопроизводстве // Российская юстиция. 2002. N 2. С. 31.

По нашему мнению, целесообразно привести уголовно-процессуальное законодательство России в соответствие с Международным пактом о гражданских и политических правах и Минимальными стандартными правилами Организации Объединенных Наций, касающимися отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, и предусмотреть возможность оглашения приговора в отношении несовершеннолетнего в закрытом судебном заседании.

Источник: http://wiselawyer.ru/poleznoe/14785-provedenie-zakrytogo-sudebnogo-razbiratelstva-delam-prestupleniyakh-nesovershennoletnikh

Процессуальные нарушения, допускаемые КДНиЗП при рассмотрении административных дел

Работу комиссий по делам несовершеннолетних я изучаю уже более пяти лет, я был на многих заседаниях комиссий в качестве защитника, оспаривал их постановления в судах, при оказании помощи гражданам в возвращении неправомерно отобранных детей я изучал постановления, которые комиссии принимали.

Видео (кликните для воспроизведения).

Чем больше я изучаю их работу, тем больше понимаю, что это важный орган, выполняющий важные государственные функции. И тем больше я ужасаюсь тому, во что сегодня превратились заседания комиссий.

Продемонстрированный в ролике РВС случай заседания самарской КДНиЗП — это, конечно, крайнее проявление. Но я как частый свидетель происходящего на заседаниях комиссий и член РВС, имеющий возможность собирать информацию более чем из 60 регионов страны, могу сказать, что продемонстрированное заседание ничем особым не отличается от тех, что проводятся повсеместно, кроме, конечно, крайне вызывающего поведения председателя. Но дело тут не в конкретном человеке, а в выстроенной системе, которая поселяет в членах комиссии мнение о том, что КДНиЗП — это репрессивный орган с крайне широкими полномочиями, которые даже позволяют действовать без оглядки на закон. Свои соображения по поводу того, почему так получилось, я изложу в конце, а сейчас перейдём к конкретным нарушениям.

Читайте так же:  Стоит ли выгонять мужа из дома

Типичные нарушения, допускаемые КДНиЗП при подготовке к рассмотрению дел и в процессе рассмотрения

Всё это — типичные процессуальные нарушения на заседаниях КДниЗП, которые проводятся в рамках КоАП РФ. Этот процесс поставлен на поток, в России ежегодно проходят тысячи и тысячи таких заседаний, что подтверждается практикой РВС и других родительских организаций.

Уверяю: если сегодня эксперты в области права получат возможность скрытно присутствовать на случайно выбранном заседании любой российской комиссии по делам несовершеннолетних, с большой степенью вероятности они зафиксируют все нарушения, которые я перечислил. В своей личной практике я ни разу не сталкивался с заседанием КДНиЗП в рамках КоАП РФ, которое проходило бы без серьёзных процессуальных нарушений.

Подавляющее большинство граждан оказывается абсолютно не готовым к ситуации взаимодействия с комиссией в рамках КоАП РФ, они не могут должным образом себя защитить, чем и пользуются все члены комиссии, не спешащие должным (именно должным) образом разъяснить гражданам их права.

Какие ужасные системные проблемы это порождает? Например, в РВС всё чаще и чаще стали обращаться за помощью люди, имеющие конфликт любого рода с местной администрацией или школой, детским садом, больницей, иными субъектами системы профилактики детского и семейного неблагополучия, работу которых как раз и координируют комиссии по делам несовершеннолетних. Их начали использовать как инструмент давления на неугодных родителей. Комиссии выносят постановления о привлечении к административной ответственности как «горячие пирожки», в результате государственные органы получают возможность вмешиваться в дела семьи и перед семьёй возникает угроза разрушения. Всем известно, что, например, неоднократное привлечение родителей по статье 5.35 КоАП РФ может являться причиной подачи опекой иска об ограничении или лишении родительских прав, а само наличие таких постановлений формирует определенный образ семьи и родителей, подтверждая систематичность их якобы «неправомерных» действий, связанных с ненадлежащим исполнением родительских обязанностей.

Да, постановления комиссий можно обжаловать в суде. Однако как практик я могу сказать, что сделать это очень сложно, например, на объективность районных судов я уже давно не надеюсь. Тем не менее, мне удавалось выигрывать такие дела, причем в основном — во второй инстанции, но, несмотря на это, могу сказать, что каждая последующая инстанция лишь уменьшает вероятность восстановления справедливости, а вовсе не увеличивает её. Это мой опыт правозащитника. А что же тогда говорить о рядовых гражданах?

Так в чём же причина существующей проблемы, где системная ошибка и как решить существующую проблему КДНиЗП?

Фактически, комиссиям даны судебные функции, но практика ведения заседаний такова, что нет даже подобия и симуляции судебного процесса. И это неудивительно, причины понятны, ведь, во-первых, в состав комиссии входят лица, зачастую не обладающие должной квалификацией, а во-вторых, каждый из участников выражает интересы своего ведомства. Ситуацию также усугубляет то, что, например, в малых населенных пунктах эти люди всегда связаны теми или иными отношениями.

Между тем, азбука теории государства и права говорит, что в демократическом государстве существует разделение властей и их баланс, который заключается в том, что каждая из ветвей власти друг друга уравновешивают. Существующая система КДНиЗП эти принципы попросту попирает, поскольку члены комиссий не выбираются, а назначаются исполнительной властью, причем, как уже было сказано выше, членами комиссий становятся зачастую совершенно посторонние люди.

Наш вывод прост: у системы КДНиЗП необходимо забрать функции рассмотрения дел об административных правонарушениях и передать их в суды. Более того, мы знаем, что сами комиссии были бы этому рады, поскольку они так же считают, что это не их функция. А оставить им следует функцию координации работы всех органов системы профилактики детского и семейного неблагополучия.

Не сомневаюсь в том, что у законодателей есть чувство собственного достоинства, и они не хотят, чтобы их работа была лишена смысла. Могут ли они, видя, как системная ошибка приводит к постоянному игнорированию законов, не выступить с подобной инициативой? Вопрос риторический.

Источник: http://rvs.su/statia/processualnye-narusheniya-dopuskaemye-kdnizp-pri-rassmotrenii-administrativnyh-del

Методические рекомендации на тему: «Особенности производства дел об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних граждан» (стр. 1 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав

На тему: «Особенности производства

Подготовлены заместителем председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, начальником отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Копейского городского округа Челябинской области

Глава 1. Общая характеристика производства по делам об административных

________ правонарушениях в отношении несовершеннолетних__________ 6

1.1. Понятие, задачи и основные принципы производства по делам об

административных правонарушениях в отношении

1.2. Общая характеристика стадий производства по делам об

административных правонарушениях в отношении

Глава 2. Участники производства по делам об административных

правонарушениях в отношении несовершеннолетних________ 26

2.2. Лица, участвующие в производстве по делам об административных

правонарушениях в отношении несовершеннолетних________ 33

Глава 3. Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных

правонарушениях в отношении несовершеннолетних________ 38

3.1.Исполнение административной юрисдикции комиссиями по делам

несовершеннолетних и защите их прав____________________ 38

3.2.Исполнение законодательства комиссиями по делам

несовершеннолетних и защите их прав при осуществлении

Список использованных источников и литературы 64

В законодательстве об административной ответственности вряд ли возможно найти более сложное, объемное и динамичное явление, чем производство по делам об административных правонарушениях. Этот процесс приобретает особую значимость благодаря своей содержательной стороне и тем требованиям, которые предъявляются к его осуществлению, а также возможностью устранения возникающих пробелов в действующем законодательстве.

Правовое регулирование производства по делам об административных правонарушениях в настоящее время осуществляется Кодексом РФ об административных правонарушениях РФ (далее по тексту – Кодекс РФ или КоАП РФ). В сравнении с действовавшим ранее Кодексом РСФСР об административных правонарушениях вопросам производства в действующем нормативном правовом акте уделяется значительно больше внимания.

Актуальность темы в работе является, выделение для самостоятельного исследования производства по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних, которое объясняется рядом причин. Во-первых, важностью задач по защите прав и законных интересов несовершеннолетних граждан. Во-вторых, особенностью мотивации совершаемых несовершеннолетними правонарушений и влияние на них процесса воспитания и содержания со стороны взрослых лиц, а также особенностями личностных, социально-психологических и иных характеристик. В-третьих, спецификой уровня и структуры правонарушений, их причин и динамики.

Читайте так же:  Право подачи апелляционной жалобы гпк

Основная цель исследования – выявление особенностей производства по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних лиц.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотреть общую характеристику, задачи, принципы и основные стадии производства по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних;

2) исследовать круг лиц, участвующих в административном производстве, в том числе несовершеннолетних как специального субъекта административной ответственности;

4) рассмотреть деятельность комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при исполнении административной юрисдикции по организации производства по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних граждан;

5) выявить основные пробелы в законодательстве при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних и выработать предложения по его совершенствованию.

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе производства по делам об административных правонарушениях с учетом несовершеннолетних лиц в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет.

Предметом исследования служат теории, концепции, монографии, а также нормативно-правовые акты и практика их применения.

Теоретическую основу работы составили труды таких ученых в области административного права как: , , , , и другие.

Кроме научных работ ученых использованы информационно-статистические данные в области исполнения законодательства комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав по Российской Федерации, Челябинской области и Копейского городского округа, а также публикации, статьи в журналах, методические рекомендации по правовым вопросам в области административного права в отношении несовершеннолетних.

Рассматривая особенности производства по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних граждан, использованы в основном такие методы как сравнительно-исторический, сравнительно-правовой, аналитический и социологический.

Работа построена из введения, трех глав, каждая из которых включает по два параграфа, заключения, библиографического списка и приложений.

Глава 1. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних

1.1. Понятие, задачи и основные принципы производства по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних

Производство по делам об административных правонарушениях является частью административного процесса по разрешению индивидуально-конкретных дел на основе норм административно-процессуального права.

До начала 60-х годов XX века в российской науке отсутствовали основательно разработанные концепции административного процесса. За прошедший период времени ситуация вокруг административного процесса существенно изменилась. В настоящее время в юридической науке административный процесс представляет собой достаточно разработанное сложное правовое явление, имеющее собственную конструкцию, соответствующие аспекты и формы выражения.

Основное предназначение административного процесса состоит в обеспечении последовательности порядка применения административно-правовых норм в сфере управления для достижения конкретных юридических результатов.

Административный процесс представляет собой «внешнюю правоприменительную деятельность органов и учреждений исполнительной власти, исполнительных органов местного самоуправления, иных уполномоченных государством субъектов управления (административных органов) по урегулированию (разрешению) индивидуальных юридических дел, возникающих на основе различных материальных норм права, в пределах их компетенции, осуществляемую в предусмотренных процессуальными нормами права несудебных формах (процедурах)»[1].

В настоящее время существует множество административных производств, при их построении используются различные критерии. Так, выделяют следующие административные производства: по принятию нормативных актов органов исполнительной власти; по комплектованию личного состава; по приватизации государственного и муниципального имущества; по жалобам граждан; дисциплинарное производство; по выдаче разрешений; по делам об административном правонарушении и др. Таким образом, административное производство является частью административного процесса, их соотношение может быть представлено как отношение части и целого.

Производство по делам об административных правонарушениях как одно из важнейших направлений административного процесса представляет собой «нормативно-урегулированный порядок совершения процессуальных действий, обеспечивающих законное и объективное рассмотрение и разрешение индивидуальных административных дел, объединенных общностью предмета»[2].

Производство в традиционном понимании представляет собой институт административного права, состоящего из норм, регулирующих деятельность уполномоченных органов и лиц по применению административных наказаний за административные правонарушения в установленной административно-процессуальной форме. Основным нормативным актом, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях, является Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации.

Исследование правовой основы производства предполагает характеристику как минимум двух аспектов. Первый и в данном случае определяющий — вопрос о субъектах, издающих нормы, устанавливающие порядок производства по делам об административных правонарушениях. Данный аспект есть не что иное, как решение вопроса о предметах ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

. Второй аспект, нуждающийся в обозначении, — это вопрос об органах, регулирующих установление административной ответственности, главным образом виды административных правонарушений.

Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях отражены в статье 1.3 КоАП РФ, где среди иных положений к ведению Российской Федерации отнесен и порядок производства по делам об административных правонарушениях, включая меры обеспечения производства. Это значит, что субъекты Российской Федерации не вправе издавать нормы, изменяющие порядок производства по делам об административных правонарушениях.

Соответствующего внимания требует вопрос об органах, регулирующих установление административной ответственности (виды административных правонарушений). Так, статья 1.1 КоАП РФ к числу законодательных актов, составляющих законодательство об административных правонарушениях, наряду с Кодексом относит и законы субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации, а также статьей 1.1 КоАП РФ органы власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать административную ответственность посредством своих законов в пределах совместного ведения, если административная ответственность по данному предмету не нашла отражения в федеральном законодательстве.

Источник: http://pandia.ru/text/80/139/31422.php

Особенности производства по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних

ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Несовершеннолетний является особым субъектом административной ответственности, так как производство по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних имеет существенные особенности. Статья 2.3 Кодекса об административных правонарушениях, введенного в действие с 1 июля 2002 г., закрепляет, что административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.

В случаях совершения административного правонарушения несовершеннолетний может быть доставлен для составления протокола об административном правонарушении в специальные помещения. О доставлении несовершеннолетнего либо составляется протокол, либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании.

Если несовершеннолетний имеет при себе документы, удостоверяющие его личность; совершенное им деяние не требует дополнительного выяснения обстоятельств; не находится в состоянии, алкогольного или наркотического опьянения, то в данном случае он должен быть отпущен сразу после составления протокола об административном правонарушении.

Читайте так же:  Вконтакте персональные данные

КоАП РФ предполагает и закрепляет возможность и порядок административного задержания несовершеннолетних правонарушителей. Административное задержание является принудительной мерой, ограничивающей свободу лица, и согласно ст. 27.3 КоАП РФ может быть применено в исключительных случаях: если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении и в связи с исполнением постановления по делу об административном правонарушении.

Несовершеннолетний правонарушитель может быть задержан на срок не более трех часов, а в случае если несовершеннолетний правонарушитель находится в состоянии алкогольного опьянения, срок административного задержания начинает исчисляться согласно ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ с момента вытрезвления несовершеннолетнего.

Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители (ч. 4 ст. 27.3 КоАП РФ).

Несовершеннолетний, подвергнутый административному задержанию, вправе обратиться за помощью к защитнику, который должен быть допущен к участию в производстве по делу с момента административного задержания согласно ч. 4 ст. 25.5 КоАП РФ.

Административные правонарушения могут совершаться также несовершеннолетними, которые еще не достигли возраста административной ответственности, например в возрасте 12-14 лет. Также есть случаи, когда по каким-то причинам несовершеннолетний отказывается называть должностному лицу

(участковому инспектору, инспектору по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и другим), осуществляющему опрос, свои имя, фамилию, координаты своих родителей, а также адрес своего проживания. В данном случае помимо решения вопроса о привлечении несовершеннолетних к административной ответственности ( а в некоторых случаях и их родителей) также может быть решен вопрос о помещении их в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел куда они могут быть направлены либо на основании постановления руководителя органов внутренних дел или уполномоченного сотрудника органов внутренних дел ( на срок не более 48 часов), либо на основании постановления судьи (на срок более 48 часов).

В соответствии со ст. 23.2 органом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (по месту жительства несовершеннолетнего). Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП) являются специальными органами, входящими в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, целью деятельности которых является осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних и др.

В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием несовершеннолетнего, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и по общему правилу — с участием его законных представителей. Родитель, явившийся в заседание КДН и ЗП для защиты интересов несовершеннолетнего, должен иметь при себе документы, удостоверяющие его личность, а также не должен быть лишен родительских прав или ограничен в родительских правах. Опекуны или попечители несовершеннолетнего, представляющие интересы несовершеннолетнего, должны иметь соответствующие документы, подтверждающие, что они таковыми являются.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав может принять решение об удалении несовершеннолетнего, в отношении которого ведется дело, на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать на него отрицательное влияние (ч. 4 ст. 25.1 КоАП РФ).

Не все административные наказания, которые предусмотрены КоАП РФ для совершеннолетних правонарушителей, могут применяться к несовершеннолетним. Так, к несовершеннолетним, совершившим административное правонарушение, не может применяться административный арест. Решая вопрос о привлечении несовершеннолетнего к административной ответственности в виде штрафа, КДН и ЗП должна выяснить, есть ли у него самостоятельный заработок, так как при отсутствии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.

Необходимо учитывать, что заработок — это вознаграждение, которое работодатель обязан выплачивать работнику в соответствии с качеством его труда по установленным нормам или в соответствии с заключенным трудовым договором.

Например, пенсия или стипендия, получаемая несовершеннолетним, заработком не является.

Родителям и иным законным представителям необходимо учитывать, что несовершеннолетний, совершивший административное правонарушение, сразу же попадает в поле зрения должностных лиц подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, которые решают вопрос о постановке на учет несовершеннолетних правонарушителей на основании постановления КДН и ЗП в случае совершения ими правонарушения, повлекшего применение меры административного наказания.

На несовершеннолетних, в отношении которых КДН и ЗП вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, заводятся учетно-профилактические карточки. При заведении учетно-профилактической карточки должностные лица ПДН проводить беседу с несовершеннолетним, его родителями или законными представителями, разъяснять им основания постановки на учет и снятия с учета, а также должны проводить регистрацию поставленных на учет в журнале регистрации лиц, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

Родителям и иным законным представителям необходимо знать, что в случае однократного совершения несовершеннолетним малозначительного правонарушения, при наличии соответствующих данных об особенностях его личности, условиях жизни и воспитания, родителях или лицах, их замещающих, должностные лица ПДН могут внести предложения о нецелесообразности постановки этого несовершеннолетнего на учет.

Анализ административной практики в отношении несовершеннолетних показывает, что, как правило, подростки привлекаются к административной ответственности по ст. ст. 20.1 (мелкое хулиганство), 20.20 (употребление спиртных напитков, наркотических средств и психотропных препаратов), 20.21 (появление в общественных местах в состоянии опьянения), 7.27 (мелкое хищение) КоАП РФ.

Нагатинская межрайонная прокуратура осуществляет надзор за соблюдением и исполнением административного законодательства в отношении несовершеннолетних. Прокуратурой ежемесячно проверяется деятельность районных КДН и ЗП по рассмотрению административных протоколов, составленных в отношении несовершеннолетних и привлечению их к административной ответственности, а в законность составления таких протоколов. По выявленным нарушениям закона вносятся представления, а также приносятся протесты на незаконные постановления КДН и ЗП. За 9 месяцев 2008 года прокуратурой опротестовано 5 постановлений КДН и ЗП, которые рассмотрены и отменены Нагатинским районным судом г. Москвы. Кроме того, в поднадзорные ОВД и КДН и ЗП внесено 10 представлений с требованиями по устранению выявленных нарушений административного законодательства в отношении несовершеннолетних.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://pandia.ru/text/78/111/54367.php

Кто рассматривает дела в отношении несовершеннолетних
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here