Международное право работа как нарушение прав человека

Самое главное по теме: "Международное право работа как нарушение прав человека" с профессиональной точки зрения. Мы собрали и подготовили ответы на многие сопутствующие вопросы. Если вы не нашли на них ответ, то можете обратиться к дежурному консультанту.

Ответственность государств за нарушения прав и свобод человека в международном праве

Из современных последователей концепции уголовной ответственности государств за нарушения прав и свобод человека (как и за другие международные преступления), можно назвать иранского исследователя М. Фархада. В качестве аргументов за возможность ответственности государства, исследователь называет такие особенности государства как:

— долгое существование (намного превышающее, как правило, человеческую жизнь);

— более явный характер нарушения норм международного права;

— большую возможность доказательства совершения преступления государством;

— более высокий уровень гарантий возмещения причиненного ущерба по сравнению с индивидом;

— а также невозможность для государства укрыться от преследования в силу привязанности к определенной территории. [2]

По мнению Ю.Г. Барсегова, кандидат юридических наук, бывшего члена Комиссии международного права Генеральной ассамблеи ООН: «Государство может нести от своего имени лишь материальную, политическую, моральную ответственность, и не более. Например за такое грубейшее нарушение прав и свобод человека как геноцид, именно уголовную ответственность должны нести конкретные физические лица, так как нарушает права человека государство опосредовано, через правительства, местной администрации, армии, полиции, пропагандистских служб, средств массовой информации и т.п., которые представляют собой конкретные физические лица. А государство, свою очередь, уже от своего имени несет материальную, политическую и моральную ответственность». [3]

Сделаем вывод, что возможность несения ответственности государствами, за нарушения прав и свобод человека, признают многие ученые-авторы.

А что касается идей создания специального международного юрисдикционного органа для реализации особого режима международной ответственности государства за совершение международных преступлений, продолжает оставаться популярной. Она обсуждалась при подготовке проекта Конвенции о геноциде 1948 г., во время работы Комиссии международного права над проектом Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества. Из чисто прагматических соображений их закрепление в этих документах было отклонено.

Комитет по уголовной юстиции 1951 г. при обсуждении статьи 25 проекта Статута Международного уголовного суда ограничил персональную подсудность физическими лицами, отметив, что «ответственность государств за действия, составляющие международные преступления, имеет преимущественно политический характер» и «не дело суда решать подобные вопросы». Комитет считал более важным закрепить принцип международной уголовной ответственности индивидов, чем начинать дискуссию по вопросу, в отношении которого отсутствуют согласованные позиции.

В 1983 г. Комиссия международного права, возобновив рассмотрение темы проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, попросила Генеральную Ассамблею уточнить, входит ли государство в число субъектов права, которым может быть вменена международная уголовная ответственность, «ввиду политического характера этой проблемы». В 1984 г. Комиссия международного права решила ограничить проект на нынешнем этапе уголовной ответственностью индивидов, что не препятствует последующему рассмотрению возможности применения к государствам понятия международной уголовной ответственности. В проект Кодекса включена специальная статья 4 «Ответственность государств», которая устанавливает, что «ответственность отдельных лиц за преступления против мира и безопасности человечества, предусмотренная в настоящем Кодексе, никоим образом не влияет на ответственность государств по международному праву».

Специальным предметом рассмотрения эта проблема стала в связи с проектом статей об ответственности государств, который был принят Комиссией в первом чтении в 1996 г.

Проект содержит статью 19, в которой раскрывается понятие международного преступления, а также три статьи (51—53), касающиеся последствий международных преступлений. Однако Комиссия отказалась от разработки специального механизма реализации ответственности государства за международные преступления, несмотря на то что соответствующие предложения в развернутом виде были сформулированы специальным докладчиком по этой теме.

1.2. Международные нормативно-правовые акты, устанавливающие гарантии соблюдения государствами прав и свобод человека и ответственности государств за нарушения данных прав

Ответственность государств, наступает при наличии определённых оснований, на основании чего и за что возникает ответственность. Юридические основания – это совокупность юридически обязательных международно–правовых актов, на основе которых определённое поведение квалифицируется как международное правонарушение.

Источник: http://law.pp.ru/mejdunarodnoe-pravo/otvetstvennost-gosudarstv-za-narusheniya-prav-i-svobod-cheloveka-v-mezhdunarodno-p2

Права человека и международное гуманитарное право (стр. 1 из 2)

Принципы и нормы, относящиеся к сфере прав человека, разрабатывались и принимались как во внутригосударственном, так и в международном праве на протяжении длительного времени. Исторически первоначально складывались нормы, регулирующие поведение государств в период вооруженных конфликтов. Эти нормы регламентировали военные действия таким образом, чтобы ограничить жестокость войны и обеспечить соблюдение гуманитарных стандартов в отношении воюющих, раненых, больных, военнопленных и в особенности гражданского населения. Один из основоположников науки международного права Гуго Гроций в своей работе «О праве войны и мира», изданной в 1625 г., оправдывал так называемые «справедливые войны», которые, однако, не могли быть поводом для нарушения правил войны воюющими сторонами .

Во второй половине XIX — начале XX вв. постепенно осуществлялась кодификация законов и обычаев войны. Этапной в данном отношении стала Женевская конвенция 1864 г. об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях. Первая же в истории международных отношений кодификация законов и обычаев войны была реализована на первой (1899 г.) и второй (1907 г.) мирных конференциях в Гааге. На первой гаагской конференции были приняты три конвенции, а на второй — тринадцать. Среди них одной из наиболее значимых является Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны с входящим в ее состав приложением «Положение о законах и обычаях сухопутной войны». С течением времени международное сообщество принимало новые акты, которые были направлены на регулирование законов и обычаев войны, а также совершенствовало действующие правила. Наиболее значительными из них являются четыре Женевских конвенции 1949 г., а также Дополнительные протоколы к ним, касающиеся защиты жертв международных и немеждународных вооруженных конфликтов .

В отличие от международных конвенций, регулирующих законы и обычаи войны, принципы и нормы, касающиеся прав человека в условиях мира, начали складываться практически только в начале XX века. Первоначально они принимались на национальном уровне, а затем закреплялись в международно-правовых документах .

В период, предшествующий созданию Организации Объединенных Наций, ограниченным количеством государств были заключены первые международные соглашения, в которых в той или иной степени регулировались только некоторые вопросы защиты прав человека. К их числу относятся договоры и конвенции, содержащие положения о борьбе с рабством и работорговлей, о пресечении торговли женщинами и детьми, о защите национальных меньшинств. Лишь после Второй мировой войны, учреждения ООН и принятия ее Устава начинается качественно новый этап регулирования основных прав и свобод человека, который сопровождался разработкой Международного билля о правах человека и принятием многочисленных международных документов в этой сфере.

Соотношение международного права прав человека

и международного гуманитарного права

Нормы, регулирующие права человека в мирное время, имеют ряд характерных черт, которые отличают их от законов и обычаев войны. К ним можно отнести следующие:

Читайте так же:  Ходатайство о назначении экспертизы при дтп образец

— сравнительно недавнее формирование и закрепление в международном праве;

— создание конвенционных контрольных органов;

— учреждение механизма контроля над всеми государствами — членами ООН, а не только теми, которые ратифицировали те или иные договоры.

Эти и другие различия, по мнению многих ученых, свидетельствуют, что в настоящее время существуют две отрасли права: международное гуманитарное право (далее — МГП) и международное право прав человека (далее — МППЧ) .

В российской и зарубежной литературе уже длительное время высказываются различные точки зрения относительно существования названных отраслей права. Так, Г.И. Тункин еще в 70-е гг. XX века утверждал, что «появляется новая отрасль международного права, определяющая обязанность государств по обеспечению всем людям, независимо от расы, языка, религии, пола, основных прав и свобод» . В учебнике международного права Г.И. Тункин писал о возникновении и развитии «одной из важных отраслей международного права — международной защиты прав человека» . Болгарский профессор П. Радойнов считал, что после принятия Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей ряд гуманитарных принципов, следует говорить о существовании особой отрасли права — международного гуманитарного права . Следует подчеркнуть, что обычно в юридической литературе под гуманитарным правом понимают совокупность норм, касающихся правового положения определенной категории лиц в период вооруженных конфликтов и регулирующих законы и обычаи войны.

Профессор Ж. Пикте, бывший вице-президент Международного комитета Красного Креста, высказывал разделяемое рядом ученых мнение о существовании международного гуманитарного права, состоящего из системы норм, регулирующих законы и обычаи войны и права человека . А. Робертсон в работе «Права человека в мире» критикует данное утверждение. Он считает, что права человека в качестве отрасли международного права являются основой развития гуманитарного права, которое служит составной частью этой отрасли права.

И.П. Блищенко, разделяя приведенное мнение Ж. Пикте, считал предлагаемую им систему международного гуманитарного права убедительной . В то же время он относил к международному гуманитарному праву не только систему норм, регулирующих законы и обычаи войны и права человека, но и нормы, направленные на ограничение гонки вооружений и разоружение .

Особую позицию в этом отношении занимал автор настоящей публикации. Он подразделял международные соглашения в области прав человека на три группы. В первую входят такие международные документы, как Всеобщая декларация прав человека, Пакты о правах человека, и другие, которые содержат принципы и нормы, касающиеся прав человека главным образом в условиях мира.

Вторая группа включает в себя международные конвенции о защите прав человека в период вооруженных конфликтов. К ним относятся в первую очередь отдельные положения Гаагских конвенций 1899 и 1907 гг. о законах и обычаях войны, а также четыре Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и Дополнительные протоколы к ним, принятые в 1977 г.

Третью группу составляют международные документы, в которых регламентируется ответственность за преступное нарушение прав человека как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов. К названной группе относятся Нюрнбергский устав и приговоры Международных военных трибуналов в Нюрнберге и Токио, Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества и Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него, Статут Международного Уголовного Суда (далее — Статут МУС).

Права человека в качестве отрасли международного права представляют собой совокупность принципов и норм, закрепленных во всех трех указанных ранее группах международных документов. Все эти принципы и нормы должны соблюдаться как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов. Действие некоторых из них может быть приостановлено государствами во время войны или в период иного чрезвычайного положения. В то же время ряд фундаментальных прав и свобод человека должен соблюдаться каждым государством независимо от ситуации или положения.

Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны специально запрещают следующие действия в отношении лиц, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях:

«а) посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания,

b) взятие заложников,

c) посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение,

d) осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивилизованными нациями» (ст. 3 Женевских конвенций 1949 г.).

Пакт о гражданских и политических правах подтвердил принцип современного международного права, согласно которому определенные фундаментальные права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации, включая периоды вооруженных конфликтов.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Пакта «во время чрезвычайного положения в государстве, при котором жизнь нации находится под угрозой и о наличии которого официально объявляется», государства «могут принимать меры в отступление от своих обязательств. только в такой степени, в какой это требуется остротой положения, при условии, что такие меры не являются несовместимыми с их другими обязательствами по международному праву и не влекут за собой дискриминации исключительно на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения. «. Государство, использующее это «право отступления», должно немедленно информировать другие государства — участники Пакта через Генерального секретаря ООН о «положениях, от которых оно отступило, и о причинах, побудивших к такому решению» (п. 3 ст. 4).

«Право отступления» не применяется согласно п. 2 ст. 4 Пакта к следующим фундаментальным правам и свободам:

— к праву на жизнь (ст. 6);

— к запрещению подвергать кого-либо пыткам или жестокому, бесчеловечному, унижающему достоинство обращению или наказанию (ст. 7);

— к запрещению рабства, работорговли и подневольного состояния (п. п. 1 и 2 ст. 8);

— к запрещению лишать свободы за невыполнение какого-либо договорного обязательства (ст. 11);

— к запрещению отмены принципа, что уголовный закон не имеет обратной силы (ст. 15);

— к праву каждого на свободу мысли, совести и религии (ст. 18).

Обязанность государств соблюдать ряд основных прав человека в любых ситуациях, включая периоды вооруженных конфликтов, неоднократно подтверждалась в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН. «Основные права человека, — подчеркивается, например, в Резолюции 2675 (XXV), — в том виде, как они признаны в международном праве и изложены в международных документах, продолжают полностью применяться в ситуациях вооруженного конфликта».

Источник: http://mirznanii.com/a/156870/prava-cheloveka-i-mezhdunarodnoe-gumanitarnoe-pravo

Международная защита прав человека

Начало созданию современной системы международной правовой защиты прав и свобод человека было положено созданием Организации Объединенных Наций. Ее структурные подразделения принимают рекомендации, выносят решения, осуществляют контрольные функции за соблюдением государствами – членами ООН обязательств, принятых по Уставу ООН и международным соглашениям. Основную ответственность за выполнение функций ООН по соблюдению основных прав и свобод человека несет Генеральная Ассамблея ООН, а также руководимый ею Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС). Рекомендации, принимаемые Генеральной Ассамблеей в области прав человека являются обязательными для государств – членов ООН.

В 1946 г. ЭКОСОС учредил в качестве своего вспомогательного органа Комиссию по правам человека, члены которой избираются на 3 года. Комиссия собирается на ежегодные сессии и принимает решения большинством голосов. В ее функции входит подготовка предложений и докладов Совету по соблюдению прав человека; международных деклараций и конвенций о гражданских свободах, свободе информации и других вопросах; защиты меньшинств; предотвращения дискриминации по признакам расы, пола, языка или религии и др. Одним из направлений деятельности Комиссии стала работа с Международным биллем о правах человека, включающим следующие международные соглашения: Всеобщую декларацию прав человека (1948); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966); Международный пакт о гражданских и политических правах (1966); Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966); второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни (1989).

Читайте так же:  Долг по возмещению ущерба

Значение международных пактов 1966 г. состоит в следующем: 1) впервые государства взяли на себя обязательства перед международным сообществом содействовать осуществлению прав своих граждан; 2) впервые государства наделили международные органы правом контроля за выполнением принятых на себя обязательств; 3) впервые жертвы нарушений прав человека получили возможность обращаться за помощью в органы, неподведомственные властям национальных государств.

Основная идея перечисленных международных документов выражается в соблюдении фундаментальных прав и свобод человека в мирное и в военное время. Некоторые ущемления прав человека допустимы в связи с введением чрезвычайного или военного положения.

Каждый год на сессии Комиссии ООН по правам человека собираются не только 53 государства-члена, но и свыше 100 государств-наблюдателей. В 1976 г. ООН был создан Комитет по правам человека из 18 экспертов. Одна из основных функций Комитета – рассмотрение докладов государств-участников о реализации на их территории прав человека. В период между сессиями комитетов ООН необходимые меры могут быть приняты Верховным комиссаром ООН по правам человека и Верховным комиссаром ООН по правам беженцев.

Одной из старейших региональных организаций по правам человека является Совет Европы, действующий на основе Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятой 4 ноября 1950 г. в Риме и вступившей в силу 3 сентября 1953 г. На основании Конвенции были образованы Европейская комиссия по правам человека и Европейский Суд по правам человека, наделенные полномочиями по рассмотрению сообщений государств, отдельных лиц, неправительственных организаций и групп лиц о нарушении их прав государствами – участниками Конвенции. Впоследствии Европейская комиссия по правам человека была упразднена и единственным органом защиты прав человека стал Суд. Решения Суда обязательны для государств-участников. Россия вступила в Совет Европы и ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Защите прав человека отводится значительное место в также работе Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

В международном праве выделяют две категории противоправных деяний: международные правонарушения и международные преступления. Выделяют три вида международных преступлений: 1) действия, направленные на развязывание или ведение агрессивной войны; 2) военные преступления; 3) преступления против человечности. Субъектом международного правонарушения и преступления является как государство, так и индивид, даже в том случае, если правонарушения или преступления совершались им как частным лицом, а не от имени государства. Ответственность за многие международные преступления наступает независимо от места и времени их совершения, независимо от того, предусмотрены они в законодательстве государства или нет. Если индивид, совершивший международное преступление, действовал от имени государства, к международно-правовой ответственности может быть привлечено и само государство.

Международное гуманитарное право – это совокупность международных норм, составляющих правила ведения войны (законы и обычаи войны), регулирующих отношения между воюющими государствами, а также между ними, с одной стороны, и нейтральными странами – с другой, и имеющих целью гуманизацию средств и методов ведения войны. Нормы МГП защищают военнопленных, гражданское население и другие жертвы войны. Международное гуманитарное право возникло во второй половине XIX в. На I Гаагской конференции в 1899 г. было принято три конвенции и три декларации; в 1907 г. – 13 конвенций и одна декларация, в которых были зафиксированы нормы МГП для сухопутной, морской, воздушной войны, правила нейтралитета, а также некоторые обязательства государств по предупреждению войн. В 1909 г. они были дополнены Лондонской декларацией для морской войны. После Второй мировой войны были приняты четыре новые Женевские конвенции о защите жертв войны (1949 г.), Конвенция о защите культурных ценностей во время войны (1954 г.), Дополнительные протоколы I и II (1977 г.) к Женевским конвенциям 1949 г.

Ограничения, установленные международным гуманитарным правом, распространяются и на вооружённые конфликты немеждународного (внутреннего) характера. В соответствии с III Гаагской конвенцией 1907 г., состоянию войны обязательно должно предшествовать предупреждение в форме обоснованного объявления войны или ультиматума. О состоянии войны должны быть уведомлены и нейтральные державы. С принятием Устава ООН в 1945 году угроза силой или ее применение были запрещены за исключением случаев: индивидуальной или коллективной самообороны; применения по решению Совета Безопасности ООН.

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 3314 от 14 декабря 1974 г. определяет следующие действия как акты агрессии: 1) вторжение вооруженных сил на территорию другого государства, её аннексия или оккупация; 2) бомбардировка или применение другого оружия против территории другого государства; 3) блокада портов или берегов другого государства; 4) нападение на вооруженные силы другого государства; 5) применение вооруженных сил, находящихся на территории другого государства по соглашению с последним, в нарушение условий соглашения, а равно пребывание их на территории другого государства по истечении срока соглашения; 6) предоставление государством своей территории для осуществление агрессии третьим государством в отношении другого государства; 7) засылка вооруженных банд, групп, наемников и т.п. от имени государства, которые осуществляют акты вооруженной борьбы против другого государства, по серьезности сопоставимые с предыдущими пунктами.

Во время войны территория нейтральных государств считается неприкосновенной. Воюющим сторонам запрещается использовать её для перемещения войск, военных грузов и для установки оборудования связи, проводить вербовку на территории нейтрального государства.

В международном гуманитарном праве проводится разграничение между комбатантами(сражающимися) и некомбатантами (несражающимися). К комбатантам относятся: 1) личный состав регулярных вооружённых сил и включенные в них полувоенные или вооружённые организации, личный состав ополчений и добровольческих отрядов, включённые в состав вооруженных сил; 2) партизаны, личный состав ополчений и добровольческих отрядов, включая организованные движения сопротивления; 3) население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно берется за оружие для борьбы с вторгающимися войсками; 4) вооружённые участники национально-освободительных движений, борющихся против колониализма, расизма и иностранного господства в осуществлении своего права на самоопределение (для стран-участниц Дополнительного протокола I 1977 г.).

Военные журналисты, интендантский, военно-медицинский состав и военные юристы считаются некомбатантами, несмотря на то, что входят в состав вооружённых сил. Если гражданские лица принимают участие в военных действиях, они теряют свой статус и полагающуюся защиту. Существует различие между наёмниками и добровольцами: последние участвуют в конфликте по идейным соображениям и являются комбатантами.

Читайте так же:  Образец иска о признании гражданина умершим

В соответствии с нормами международного гуманитарного права, любое лицо из состава вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, попадающее во власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного, и его могут подвергнуть уголовному преследованию. В отличие от шпиона, разведчик, то есть лицо из состава вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, которое от имени этой стороны собирает или пытается собирать информацию на территории, контролируемой противной стороной, не считается лицом, занимающимся шпионажем, если оно носит форменную одежду своих вооруженных сил. В случае пленения разведчик имеет право на статус военнопленного.

Под особой защитой норм МГП находятся инвалиды, священнослужители, несовершеннолетние дети, пленные и др. Международное гуманитарное право содержит нормы, охраняющие журналистов во время войны. В зоне вооружённого конфликта могут работать две категории журналистов: военные корреспонденты и журналисты, находящиеся в профессиональных командировках в районах вооружённых конфликтов.

В соответствии с Четвертой Женевской конвенцией и Дополнительными протоколами 1977 г. запрещается: делать мирное население или мирные объекты целями ударов; наносить неизбирательные удары; использовать голод среди мирного населения как средство войны; наносить удары по объектам, имеющие важное значение для жизнеобеспечения мирного населения; наносить удары по сооружениям, обладающим значительным энергетическим потенциалом (плотины, дамбы, АЭС), если высвобождение этой энергии может привести к значительным потерям среди мирного населения. Грабеж и мародёрство запрещены. Запрещены некоторые виды оружия и боеприпасов, причиняющие бессмысленные страдания человеку: разрывные боеприпасы массой до 400 г; пули, легко сплющивающиеся и расширяющиеся в теле человека; химическое и биологическое оружие; оружие, порождающее осколки, невидимые в рентгеновских лучах (например, стекло); противопехотные мины и мины-ловушки; зажигательное оружие и боеприпасы, ослепляющее лазерное оружие.

В 1864 г. в качестве отличительной эмблемы покровительства раненым воинам было решено использовать обратное положение цветов швейцарского флага (белый крест на красном фоне). Символом гуманитарной защиты в мусульманских странах является знак Красного Полумесяца, признанного Женевской конвенцией 1929 г. в качестве второй официальной эмблемы Международного комитета Красного Креста (1880). В 2005 г. на очередной Женевской конференции была утверждена новая эмблема международных гуманитарных организаций – Красный Кристалл (красный квадрат на белом фоне), действующая наравне с прежними.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/9_141956_mezhdunarodnaya-zashchita-prav-cheloveka.html

Международно-правовая защита прав человека

Права человека как общепризнанный международный правовой стандарт являются предпосылкой для становления в каждом государстве национальных институтов защиты прав человека. Систему международных стандартов по правам человека правомерно связывать с деятельностью ООН, которая выработала Билль о правах человека. Билль о правах человека включает в себя следующие соглашения: Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, второй Факультативный протокол.

Права человека выступают базовой отраслью современного международного права. В основе международных соглашений в этой сфере находятся такие общепризнанные принципы как уважение суверенитета государств, самоопределение наций, равноправие всех людей и защита их от дискриминации, равенство прав мужчины и женщины, соблюдение прав человека в условиях вооруженных конфликтов и др. Нормы по правам человека формируются в результате многосторонних международных договоров. Определяющее положение при этом занимает ООН.

В настоящее время всю систему международных соглашений по правам человека принято разделять на три группы: первую группу составляют акты, регулирующие права человека в мирных условиях (Всеобщая декларация прав человека, Пакты о правах человека), вторую группу составляют акты, защищающие человека в условиях вооруженных конфликтов (Гаагские и Женевские конвенции о законах, обычаях войны, защите жертв войны и др.), в третью группу входят международные документы, устанавливающие ответственность за преступления против прав человека, как в мирное, так и в военное время (Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него, Статут Международного Уголовного Суда).

В международной системе защиты прав человека непосредственное значение имеет деятельность главных и вспомогательных органов ООН. Главную ответственность за соблюдение прав человека несет Генеральная Ассамблея ООН, ее Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС). Важное значение имеет также деятельность Комиссии ООН по правам человека, которая работает с законодательством по правам человека, обращает внимание на способы и процедуры защиты меньшинств и предотвращения дискриминации и др. Особую деятельность Комиссии выполняют ее специальные органы по проведению конкретных расследований систематических нарушений прав человека, применения апартеида, пыток и др.

Распространенной формой работы Комиссии ООН по правам человека является создание тематических механизмов (рассмотрение нарушений прав человека в определенной сфере), которые позволяют вести диалог с государствами, где нарушаются права человека или рекомендовать необходимость вмешательства ООН с применением в отношении государств системы санкций. При ООН также создано Управление Верховного комиссара по правам человека, который координирует деятельность ООН в указанной сфере. ООН может принимать решение о вооруженных мерах защиты прав человека, но только на основании решения Совета Безопасности. Решения Совета Безопасности о применении санкций для пресечения преступлений в данной сфере являются обязательными для всех членов ООН. Наряду с Комитетом по правам человека функции контроля в данной сфере выполняют также Комитет по правам ребенка, Комитет против пыток, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин и др.

Кроме ООН созданы и региональные организации в области защиты прав человека. В настоящее время одной из эффективных региональных систем является Европейская система защиты прав человека. Среди организаций данной системы, выполняющих важные функции, можно назвать Совет Европы, Европейскую комиссию по правам человека, Европейский Суд по правам человека. Любое государство, вступающее в Совет Европы должно присоединиться к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и привести в соответствие с ней свое внутреннее законодательство. Наряду с Советом Европы большое внимание защите прав человека уделяется в деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Сложилась определенная система международного гуманитарного права, действие норм которого распространяется на все государства. Согласно Конституции РФ общепринятые принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ предусмотрены иные правила, чем предусмотрены законом, то действуют правила международного договора.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/3_6404_mezhdunarodno-pravovaya-zashchita-prav-cheloveka.html

Ответственность государств за нарушения прав и свобод человека в международном праве

Специальным предметом рассмотрения эта проблема стала в связи с проектом статей об ответственности государств, который был принят Комиссией в первом чтении в 1996 г.

Проект содержит статью 19, в которой раскрывается понятие международного преступления, а также три статьи (51—53), касающиеся последствий международных преступлений. Однако Комиссия отказалась от разработки специального механизма реализации ответственности государства за международные преступления, несмотря на то что соответствующие предложения в развернутом виде были сформулированы специальным докладчиком по этой теме.

Читайте так же:  Судебный приказ на взыскание алиментов на ребенка

1.2. Международные нормативно-правовые акты, устанавливающие гарантии соблюдения государствами прав и свобод человека и ответственности государств за нарушения данных прав

Ответственность государств, наступает при наличии определённых оснований, на основании чего и за что возникает ответственность. Юридические основания – это совокупность юридически обязательных международно–правовых актов, на основе которых определённое поведение квалифицируется как международное правонарушение.

Государства не вправе ссылаться на положения своего внутреннего законодательства в оправдание международных деликтов. Они несут международную ответственность не за существующие на их территории условия, а за нарушение международного обязательства или иное причинение вреда правам и свободам физических лиц.

Устав ООН явился первым в истории международных отношений договором, который закрепил обязанность государств соблюдать и уважать основные права и свободы человека.

В первой же строке преамбулы Устава ООН было закреплено, что Мы, народы Объединённых Наций, в полной решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе, стремимся вновь утвердить веру в основные права и свободы человека.

В Уставе ООН сформулирована главная цель — «поддерживать мир и международную безопасность» путем «принятия эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира». Устав предоставляет ООН право анализировать деятельность иных государств, не состоящих членами ООН в соответствии с указанными принципами международного права в той мере, в которой это необходимо для поддержания международного мира и безопасности (п.6 ст.2 Устава).[5]

Видео (кликните для воспроизведения).

В отличие от Устава ООН, конвенции ООН не являются обязательными для принятия участниками организации. Та или иная страна может как ратифицировать тот или иной договор, так и не делать этого. Наиболее известные конвенции и декларации ООН касающихся прав и свобод человека:

— Всеобщая декларация прав человека, 1948 год;

— Конвенция по предупреждению и наказанию преступления геноцида, 1948 год;

— Международный пакт об гражданских и политических правах, 1966 год;

— Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 год;

-Конвенция о правах ребенка, 1989 год;

-Декларация тысячелетия, 2000 год и т.д.

Рассмотрим данные декларации и конвенции и другие договора, касающиеся прав и свобод человека.

Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., явилась первым в истории международных отношений документом универсального характера, провозглашавшим перечень прав и свобод человека. Ее значение трудно переоценить, в силу своей авторитетности и широкого применения она стала, несмотря на свою первоначальную форму резолюции Генеральной Ассамблеи, имеющей рекомендательный характер, актом, обладающим обязательной юридической силой.

Сформулируем принципы основных права и свободы человека по «Всеобщей декларации прав человека»:

— Права и свободы человека принадлежат ему от рождения, а не предоставлены государством;

— Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства;

— Набор закреплённых прав и свобод человека и гражданина в государстве должен соответствовать международно-правовым стандартам;

— В соответствии с принципом равноправия права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому;

— Правовые нормы о правах и свободах человека должны быть непосредственно действующими, а не декларацией;

— Права и свободы человека и гражданина должны определять смысл, содержание и применение законов, деятельность государственной власти и местного самоуправления;

— Государство не должно издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина; они могут быть ограничены только в чрезвычайных условиях (кроме базовых);

— Права и свободы человека и гражданина должны быть гарантированы судебной защитой;

— Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Личные права являются правами каждого, и хотя часто именуются гражданскими, не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него. Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека.

К личным правам относят:

— Право на свободу и личную неприкосновенность;

— Право на достоинство личности;

— Право на неприкосновенность частной жизни;

— Право на неприкосновенность жилища;

— Право на национальную и культурную самоидентификацию;

— Свобода совести и свобода мысли;

— Свобода передвижения и выбора местожительства;

— Cвобода выбора национальности и языка общения;

— Право на судебную защиту;

— Свобода вероисповедания (каждый человек может придерживаться любой религии, или создать свою собственную);

Политические права и свободы отличаются от личных, социальных, экономических и других прав, тем, что как правило, тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства. Являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны.

К политическим правам, как правило, причисляются:

— Свобода слова (свобода информации);

— Право на гражданство;

— Право на объединение (свобода союзов);

— Свобода собраний (право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, демонстрации, шествия);

— Право на участие в управлении делами государства и на равный доступ к государственной службе;

— Право на участие в отправлении правосудия;

— Право обращений или петиций (то есть обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления);

— Свобода средств массовой информации;

— Избирательные права (активное и пассивное субъективное избирательное право: избирать и быть избранным).

К социально-экономическим и культурным правам относятся:

— Свобода предпринимательства (право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность);

— Трудовые права (право на труд и свободу труда);

— Право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства;

— Право на социальное обеспечение;

— Право на жилище;

— Право на охрану здоровья и медицинскую помощь;

— Право на благоприятную окружающую среду;

— Право на образование;

— Свобода творчества (свобода литературного, научного и других видов творчества и преподавания);

— Право на участие в культурной жизни;

В 1966 году Генеральная Ассамблея приняла Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах. Они вступили в силу в 1976 году.

Эти документы с самого начала имели форму международных конвенций, обязательных для участвующих в них государств, и являлись самыми общими по охвату проблематики прав человека актами, устанавливающими стандарты в этой области. Они получили широкое международное признание и авторитет. На них постоянно делаются ссылки в резолюциях различных международных организаций и в договорах по отдельным аспектам прав человека.

Источник: http://mirznanii.com/a/29606-2/otvetstvennost-gosudarstv-za-narusheniya-prav-i-svobod-cheloveka-v-mezhdunarodnom-prave-2

Тема 8 международно правовая ответствен­ность за нарушения прав человека

Международно-правовое преступление в области прав человека: понятие и содержание.

Правовые основы международной ответственности государств за нарушения прав человека.

Понятие и содержание международно-правовой ответственно­сти.

Ответственность физических лиц за совершение международ­ных преступлений,

Читайте так же:  Особенности защиты деловой репутации юридических лиц

Виды и формы ответственности государств.

Международно-правовое преступление: понятие и содержание

Укрепление международного мира и правопорядка, обеспечение реализации прав и свобод человека ,борьба с массовыми нарушениями в области прав человека, эффек­тивность функционирования международного права — все это непосредственно связано с проблемой ответственно­сти за международные правонарушения.

В международном праве под международными правонарушениями подразумевают международные деликты и международные преступления. Большинство исследователей склоняются к тому, что к международным преступлениям «следует относить особо опасные деликты, нарушающие основополагающие принципы и нормы международного права, имеющие жизненно важное значение для между­народного сообщества, и потому негативно воздействую­щие на всю систему международных отношений, Между­народными преступлениями считаются акты агрессии, колониальное господство, геноцид, апартеид, системати­ческое, массовое, грубое нарушение прав человека, серь­езные военные преступления, нанесение преднамеренного и серьезного ущерба окружающей среде, незаконный оборот наркотиков и т.п.

Правонарушение считается международным лишь в слу­чае признания его таковым каким-либо государством, международной организацией или компетентным органом — судом (государственным, международным).

Правовые основы международной ответственности государств за нарушения прав человека

Международно-правовые акты, предусматривающие международные обязательства, нарушение которых влечет международное правонарушение, составляют правовое основание международной ответственности.

С целью осуществления кодификации норм института международно-правовой ответственности по поручению Генеральной Ассамблеи ООН в 1956 году была создана Комиссия международного права. Предметом анализа в деятельности Комиссии из всех субъектов международно­го публичного права являются лишь государства и их от­ветственность за международно-противоправные деяния. В 1980 году Комиссия занялась разработкой проекта специаль­ной конвенции об ответственности за вредные последст­вия действий, не составляющих международного правона­рушения.

Нормы, касающиеся ответственности государств, со­ставляют отдельный институт и носят межотраслевой ха­рактер в международном праве. Выделяют нормы общего характера, регулирующие вопросы ответственности, закре­пленные в международных договорах, а также в резолю­циях ООН и других международных организаций: статьи 39, 41 и 42 Устава ООН устанавливают процедуры реализации ответственности за совершение международных преступ­лений против мира и безопасности; и нормы, действие которых направлено на урегулирование отдельной облас­ти или предмета международных отношений: Конвенция о международной ответственности за ущерб, причинен­ный космическими объектами (1972 г.), Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и нака­зании за него (1973 г.) и Конвенция о предупреждении геноцида и наказании за него (1948 г.), Конвенции про­тив пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижаю­щих достоинство видов обращения и наказания (1987 г.).

Значительную долю среди норм международного права занимают конвенции, договоры и другие международно-правовые документы, предусматривающие ответственность за правонарушения в области прав человека.

Понятие и содержание международно-правовой ответственности

В науке международного права под международно-пра­вовой ответственностью понимают отрицательные юриди­ческие последствия, наступающие для субъекта междуна­родного права в результате нарушения им международно­го обязательства.

Нарушения прав человека, равно как и другие международные правонарушения, влекут за собой различные правовые последствия: восстановление нарушенного права, возмещение материального ущерба, принятие каких-либо санкций и других мер коллективного или индивидуального характера к государству, нарушившему свою ме­ждународную обязанность, в случае наступления вредных последствий при правомерной деятельности – обязанность произвести соответствующую компенсацию лицу (группе лиц), чье право было нарушено.

Содержание международно-правовой ответственности состоит в том, что она наступает за совершение междуна­родного правонарушения в области прав человека; в при­менении к государству-правонарушителю санкций меж­дународно-правовых норм; связана с определенными от­рицательными последствиями для правонарушителя; на­правлена на обеспечение международного правопорядка в случае массового и систематического, грубого нарушения прав человека или защиту, восстановление или обеспече­ние реализации прав отдельного человека или группы лиц; реализуется в области международных правоотношений.

Ответственность физических лиц за совершение международных преступлений

Субъектами международно-правовой ответственности являются только субъекты международного публичного права. Этими субъектами могут быть и являются государ­ства и другие субъекты международного права.

Международная ответственность за такие преступления, как агрессия, геноцид, апартеид и др., возлагается как на государство, которое их санкционирует, так и на физических лиц, которые их осуществляют, умышленно исполь­зуя государственный механизм.

В этих случаях физические лица несут международную уголовную ответственность за международные преступле­ния или преступления против человечества. Такая ответст­венность предусмотрена целым рядом документов: Уста­вом Международного военного трибунала для наказания главных военных преступников европейских стран 1945 года, Уставом Международного военного трибунала для Дальнего Востока 1946 года — за преступления против мира, военные преступления и преступления против человечно­сти (ст. 6 обоих Уставов); Конвенцией о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 г.), Кон­венцией о предупреждении преступления апартеида и на­казании за него (1973 г.), Женевскими конвенциями о за­щите жертв войны (1949 г.) и др. Однако при этом между­народно-правовая ответственность физических лиц явля­ется особого рода уголовной ответственностью и по своей природе отличается от ответственности других субъектов международного права.

Допускается применение международной уголовной ответственности физических лиц как перед международ­ным уголовным судом, создаваемым ad hoc (Нюрнберг­ский и Токийский процессы), так и перед национальным судом. Так, например, Уголовный Кодекс Республики Беларусь также предусматривает ответственность за соот­ветствующие преступления в области прав человека.

Виды и формы ответственности государств

Виды и формы ответственности государств за междуна­родные преступления носят специфический характер, но при этом также обусловлены степенью тяжести последст­вий и причиненного ущерба. Ответственность государства может быть сопряжена с различными ограничениями су­веренитета и его правоспособности в политической, эко­номической, социальной или иной области.

В международном праве выделяют следующие основ­ные виды международной ответственности: за междуна­родные правонарушения — ординарные сатисфакции и репарации, за международные преступления— чрезвычай­ные сатисфакции и репарации.

Ординарная сатисфакция — это удовлетворение государ­ством-правонарушителем правомерных нематериальных требований потерпевшего государства, например: прине­сение извинений; выражение сожаления, сочувствия или соболезнования; возложение обязанности материального возмещения на лиц, причастных к совершению междуна­родного правонарушения, или их уголовное или админи­стративное преследование; издание специальных законов, направленных на обеспечение соблюдения международных обязательств, и т.п.

Ординарная репарация представляет собой возмещение государством-правонарушителем материального ущерба.

Чрезвычайная сатисфакция представляет собой различ­ного вида временные ограничения суверенитета и право­способности государства, совершившего международное преступление. Ее целью является искоренение причин, породивших международное преступление, и создание га­рантий с целью избежать его повторения: временное при­остановление или ограничение полномочий законодатель­ных, исполнительных и судебных органов государства-пра­вонарушителя; упразднение отдельных элементов полити­ческой системы и общественных институтов, наличие ко­торых способствовало совершению государством между­народного преступления; временная оккупация части или всей территории; меры по роспуску или сокращению воо­руженных сил; обязанность не оснащать их в будущем оп­ределенными видами вооружений и не производить тако­вые.

Чрезвычайные репарации — временное ограничение пра­вомочий государства, совершившего международное пре­ступление, распоряжаться своими материальными ресур­сами с Целью возмещения материального ущерба потер­певшему лицу и исключения существующих обстоятельств, способных вновь повлечь совершение международного преступления.

Существует мнение, что особой формой ответственно­сти государства за международное преступление является передача части его территории потерпевшим субъектам с целью гарантии их безопасности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studfile.net/preview/5612168/page:18/

Международное право работа как нарушение прав человека
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here