Нарушение объективного права

Самое главное по теме: "Нарушение объективного права" с профессиональной точки зрения. Мы собрали и подготовили ответы на многие сопутствующие вопросы. Если вы не нашли на них ответ, то можете обратиться к дежурному консультанту.

Субъективное юридическое право. Взаимосвязь субъективного юридического права и субъективной юридической обязанности

В юриспруденции слово «право» используется для обозначения двух взаимосвязанных, но разных явлений: одно из них именуется объективным правом, другое — субъективным юридическим правом.

Объективное право — это разновидность социальных норм, социальный регулятор, то есть как бы «право вообще». Характерно, что в этом смысле о праве невозможно говорить во множественном числе: если речь идет о «правах», значит имеются в виду права субъективные. Когда объективное право рассматривается вне связи с субъективным юридическим правом, то его называют просто «правом»: гражданское право, административное право и т. д.

Субъективное юридическое право — явление, тесно связанное с объективным правом, обусловленное им, возникающее на его основе, но тем не менее качественно от него отличающееся, то есть другое явление.

Анализируя данный вопрос, следует сразу разграничить две проблемы:

а) проблему объективного и субъективного в праве;
б) проблему объективного права и субъективного юридического права.

Первая имеет философский характер и смысл ее в том, чтобы определить, в какой степени то явление общественной жизни, которое юристы именуют «объективным правом», объективно, а в какой — субъективно. Наша же проблема лежит в плоскости юриспруденции, и субъективное юридическое право здесь называется «субъективным» лишь по одной причине: оно есть нечто, принадлежащее субъекту. Поэтому его даже проще было бы именовать не «субъективным», а «субъектным» правом.

Иногда можно встретить такое определение: «субъективное право — это право субъекта». Кроме явной неполноты и тавтологичности, оно страдает еще одним серьезным недостатком. Ведь в силу такого специфического обстоятельства, как существование в правоведении еще одного, качественно отличного, понимания слова «право» — как особой разновидности социальных норм, можно прийти к довольно абсурдному выводу: субъективное юридическое право есть некая система норм, почему-то принадлежащая отдельному субъекту.

В определении субъективного юридического права должно быть дано объяснение каждому из трех слов, составляющих данный термин:

а) почему оно «субъективное»;
б) что означает «юридическое»;
в) какой смысл в этом случае вкладывается в слово «право».

Субъективное юридическое право — это предоставленная субъекту права юридическими нормами в целях удовлетворения его интересов мера возможного (дозволенного) поведения в правоотношении, обеспеченная корреспондирующей обязанностью другого субъекта правоотношения и гарантированная государством.

Данное определение базируется на следующих признаках:

  1. Речь идет о возможности определенного поведения.
  2. Эта возможность предоставляется не кому-либо, а именно субъекту права (лицу правоспособному).
  3. Предоставлено субъекту права в целях удовлетворения его интересов.
  4. Существует в правоотношении.
  5. Имеет свои границы, будучи мерой поведения. Нарушение этой меры есть злоупотребление правом.
  6. Субъективное юридическое право не может существовать вне связи с соответствующей юридической обязанностью, без реализации которой не может быть реализовано и само право.
  7. Реализация гарантируется возможностью государственного принуждения по отношению к носителю корреспондирующей (соответствующей) юридической обязанности или иными способами правовой защиты.
  8. Имеет юридическую природу, которая проявляется в том, что:

а) возможность определенного поведения предоставляется юридическими нормами;
б) осуществление этой возможности гарантируется государством.

Характеризуя субъективное право, возникающее на основе юридических норм, не следует исключать из его термина — «субъективное юридическое право» — слово «юридическое». Хотя зачастую говорят таким образом: «субъективные права и юридические обязанности». При этом упуская из вида, что субъективные права могут быть и неюридическими. Ведь право — не единственный социальный регулятор. Сколько существует видов социальных норм, столько же существует и видов субъективных прав: на основе норм морали возникают субъективные моральные права, на основе корпоративных норм -субъективные права членов общественных организаций и т.д. Принципиальный механизм действия социальных норм един: норма — фактические условия — субъективные права и обязанности.

Надо вообще заметить, что слово «право» в русском языке может использоваться для обозначения и неюридических явлений. Кроме уже отмеченного случая, не имеют формально-юридического смысла такие словосочетания, как «естественное право», «права человека».

Субъективное юридическое право, как и объективное право, имеет свой «внутренний мир»: свои элементы, внутреннюю организацию, то есть определенное строение. Его элементы называются правомочиями. Известный российский правовед Николай Григорьевич Александров предлагал в составе субъективного юридического права выделять три правомочия: вид и меру возможного поведения его обладателя, возможность требовать определенного поведения от обязанных лиц и возможность прибегнуть в необходимых случаях к принудительной силе государственного аппарата. Если говорить коротко, то это:

а) право на положительные действия;
б) право требования;
в) притязание.

Последнее правомочие иногда выделяют в самостоятельное субъективное юридическое право в рамках охранительных правоотношений.

Диалектической противоположностью субъективного юридического права является субъективная юридическая обязанность. Они неразрывно связаны и не могут существовать друг без друга. Право одного субъекта не может быть реализовано вне реализации соответствующей обязанности другого субъекта. Существование же обязанности вне связи с субъективным правом лишено смысла. Поэтому известный тезис о том, что «не может быть прав без обязанностей», не только отражает общие начала социальной справедливости, но и выступает проявлением сугубо правовой закономерности в механизме действия юридических норм.

Субъективная юридическая обязанность — это возложенная на субъекта права юридическими нормами в целях удовлетворения интересов управомоченного субъекта мера должного поведения в правоотношении, реализация которой обеспечена возможностью государственного принуждения.

Определение субъективной юридической обязанности отражает следующие ее характерные черты:

  1. Речь идет о необходимости (долженствовании) определенного поведения.
  2. Может быть возложена лишь на право- и дееспособное лицо.
  3. Возлагается на субъекта права в целях удовлетворения интересов управомоченного субъекта.
  4. Существует в правоотношении.
  5. Должное поведение имеет свои границы (меру).
  6. Не может существовать вне связи с субъективным юридическим правом.
  7. Реализация обеспечена возможностью государственного принуждения.
  8. Имеет юридическую природу, которая выражается в том, что:

а) необходимость определенного поведения возлагается на субъектов юридическими нормами;
б) реализация обеспечивается возможностью государственного принуждения.

Субъективные юридические права и обязанности, как и всякие диалектические противоположности, имеют общие черты и в то же время существенно отличаются друг от друга. Объединяет их, во-первых, общая юридическая природа: и право, и обязанность вытекают из юридических норм и гарантируются государством. Во-вторых, и право, и обязанность являются мерами поведения. В то же время право — это мера возможного поведения, а обязанность — мера поведения должного. Суть этого различия состоит в том, что реализация права зависит от воли управомоченного, а воля обязанного лица в этом отношении детерминирована жестко: оно должно реализовать свою обязанность.

Читайте так же:  Оспаривание морального вреда

Различие права и обязанности также в том, что если первое содержит благо для своего обладателя, то вторая осуществляется не в интересах своего носителя, а в интересах другого лица — управомоченного.

В заключение можно заметить, что в целом субъективные обязанности так же, как и субъективные права, могут быть неюридическими: субъективные моральные обязанности, субъективные обязанности членов общественных организаций и т. д.

Источник: http://be5.biz/pravo/t027/104.html

2. Понятие права в объективном и субъективном смысле

В юридической науке и практике традиционно различают право в объективном и субъективном смысле.

Объективное право (или собственно право) — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, ус­танавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Субъективное право — это мера юридически возможного пове­дения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами выступают конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т.п.), кото­рые субъективны в том смысле, что связаны с субъектрм, принадле­жат ему и зависят от его воли и сознания.

Если объективное право — это юридические нормы, выражен­ные в тех или иных формах, то субъективное право — это те конкрет­ные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах права объективного.

Вместе с тем не следует забывать, что не государство создает и предоставляет личности права, а она сама их имеет от рождения и обязанность государства — признавать и защищать эти права.

Подразделение права на объективное и субъективное коренится в самой жизни, поэтому всегда надо знать, идет ли речь о праве в смысле юридических норм или в смысле наличных прав участников общественных отношений.

Источник: http://lawbook.online/gosudarstva-prava-teoriya/ponyatie-prava-obyektivnom-subyektivnom-36178.html

Функции объективного юридического права

Общесоциальные функции права

Функции права — это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.

С помощью понятия «функции права» можно познать предназначение права в обществе, его действие. Функции права, отражая его качественное своеобразие, его востребованность и динамику в общественной жизни, характеризуются следующими свойствами:

  • — содержание и перечень функций предопределяются сущностью права и его социальным назначением в обществе;
  • — функции права отличаются относительным постоянством и устойчивостью. Они обеспечивают такие направления и такое содержание регулятивного воздействия, без которых общество не может обойтись или заменить иными регуляторами;
  • — содержание выполняемых функций отличается высокой динамичностью, способностью реагировать на изменения основных задач и целей, стоящих перед данной политико — правовой системой в определенный исторический период, адекватным перераспределением средств и способов юридического воздействия;
  • — функции права носят комплексный, системный характер. Они конкретизируются в функциях иных юридических явлений и процессов.

Главная цель права — упорядочение, организация общественных отношений. Это означает, что с помощью права общественные отношения строятся по тем образцам, моделям, которые установлены в правовых нормах.

Право проявляет себя в следующих функциях (Приложение 2):

  • · Общесоциальные;
  • · Специально — юридические.

К общесоциальным функциям права относятся:

  • — информационная — информирование граждан, т.е. доведение до сведения адресата, о направлениях регулирования общественных отношений, об их правах, обязанностях и ответственности (правовая информация);
  • — ориентационная — ориентирование граждан на позитивные правовые установки, которые предполагают оценку права и готовность действовать соответственно его нормам (правомерное поведение);
  • — воспитательная — выражается в формировании у участников общественных отношений убежденности в целесообразности и справедливости предлагаемого порядка правового регулирования, в необходимости строить свое поведение согласно предписаниям правовых норм;
  • — экономическая — выражается в юридическом обеспечении надежности, справедливости и эквивалентности экономических связей.

Действующее право закрепляет отношения собственности, стимулирует инициативу и предприимчивость хозяйствующих субъектов. Следует отметить, что право не только непосредственно регулирует, наиболее целесообразно организует систему отношений в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных благ, но и охраняет их, гарантируя защиту от всяческих проявлений произвола и нарушений, угрозой наступления неблагоприятных последствий;

  • — политическая — состоит в правовом регулировании отношений между классами, нациями, политическими партиями, религиозными конфессиями, органами местного самоуправления и т. д., по поводу формирования и осуществления государственной власти. С помощью права устанавливается и охраняется от посягательств политический строй, закрепляются институты представительной и непосредственной демократии, обеспечивается полновластие народа и подконтрольность государственной власти;
  • — культурная — выражается в том, что право аккумулирует и развивает духовные ценности, достижения народа, а также человечества в целом (права человека, демократию, социальную справедливость и т. д.);
  • — функция социального контроля заключается в опосредованном воздействии права на поведение субъектов (стимулирование, поощрение, удержание от совершения неправомерных действий и прочее).

Таким образом, общесоциальные функции — это функции, посредством которых право выражается в качестве социальных регуляторов отношений в различных сферах общественной жизни. Все функции права реализуют основное социальное назначение права — упорядочивать общественные отношения и обеспечивать их стабильность, устойчивость, независимость от внешних негативных влияний.

Источник: http://studwood.ru/1187129/pravo/funktsii_obektivnogo_yuridicheskogo_prava

Нарушение объективного права

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).

Признаки административного правонарушения

Из определения административного правонарушения, данного в статье 2.1 КоАП РФ, можно выделить следующие его признаки.

1. Противоправность действия (бездействия). Противоправное – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие, нарушение нормы законодательства, регулирующей те или иные отношения;

2. Виновное действие (бездействие). Вина в совершении правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью (формой вины).

Определение понятий умысла и неосторожности содержится в статье 2.2 КоАП РФ:

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Читайте так же:  Податель апелляционной жалобы

3. Субъект правонарушения. К административной ответственности может быть привлечено как физическое, так и юридическое лицо.

Возраст. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (статья 2.3 КоАП РФ).

Иностранные граждане. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях (статья 2.6 КоАП РФ).

4. Наказуемость деяния: за совершенное деяние КоАП РФ или законом субъекта РФ установлена административная ответственность.

Для привлечения лица к административной ответственности необходимо не только наличие признака, указанного в п. 1 (противоправность – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие), но и наличия соответствующей нормы закона, предусматривающей административное наказание.

Из указанного следует, что недопустимо привлечение к административной ответственности за противоправное (незаконное) деяние, за которое не предусмотрена административная ответственность ни кодексом РФ об административных правонарушениях, ни законами субъектов Федерации.

Состав административного правонарушения

Деяние, содержащее такие признаки административного правонарушения как противоправность, виновность, наказуемость, не всегда может являться административным правонарушением, поскольку в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения.

Признаки административного правонарушения как понятия следует отличать от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.

Состав административного правонарушения — это совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением.
Состав административного правонарушения представляет собой совокупность нескольких элементов, заключающих в себе однотипную совокупность признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.

1) Объект административного правонарушения — это общественные отношения, охраняемые мерами административной ответственности, которым противоправным деянием наносится вред.

Общим объектом для всех административных правонарушений является совокупность общественных отношений, урегулированных нормами административного и некоторых других отраслей российского права, которая охраняется мерами административной ответственности.

Выделяют родовой объект административного правонарушения, который соответствует каждой из глав Особенной части КоАП РФ). Например, объектом правонарушений, сгруппированных в главе 5 КоАП РФ будут являться права граждан, в главе 7 КоАП РФ – отношения в области охраны собственности, в главе 12 КоАП РФ – отношения в области дорожного движения, и т.д.

Выделяют непосредственный объект административного правонарушения, который определяется в каждой главе Особенной части КоАП РФ конкретным составом административного правонарушения.

Например, непосредственным объектом посягательства, согласно статье 5.61 КоАП РФ будет являться честь и достоинство лица, родовой же объект, как указывалось выше – права граждан.

2) Объективная сторона административного правонарушения — это совокупность признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.

Административное правонарушение – это, прежде всего противоправное деяние (действие или бездействие), а также наступившие вредные последствия и причинно-следственная связь между ними.

Устанавливать причинно-следственную связь необходимо для определения обстоятельств наступления негативных последствий, т.е. для определения действительности наступления таких последствий в результате противоправного деяния, а не по иным причинам. Например, для привлечения к административной ответственности по статье 12.24 КоАП РФ («Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего») не достаточна констатация того обстоятельства, что после ДТП потерпевший месяц провел в больнице. Следует установить, мог ли водитель, соблюдая правила дорожного движения, избежать столкновения с пешеходом, или причинения вреда здоровью стало следствием неправомерных действий самого потерпевшего. Кроме того, необходимо установить, что кратковременное или длительное расстройство здоровья в указанный период стало последствием именно действий лица, нарушившего правила дорожного движения, а не иных событий, произошедших ранее. Указанные обстоятельства могут устанавливаться на основании заключений экспертов, медицинских заключений.

Материальный состав правонарушения

Вышеприведенный пример описывает материальный состав правонарушения, в объективную сторону которого всегда включается наступление негативных материальных последствий. Как в примере, указанном выше – вред здоровью лица. Последствием может быть возникновение пожара, причинение ущерба и проч. Материальный состав правонарушения предполагает, что если указанные соответствующей статье КоАП РФ последствия не наступили, то лицо к административной ответственности не привлекается.

Формальный состав правонарушения

Однако большинство составов правонарушений является формальным. Это означает, что для наступления административной ответственности лица не требуется наступления какого-либо вредного материального последствия. Поэтому нет нужды устанавливать и причинно-следственные связи. Вредные последствия административного правонарушения с материальным составом состоят, по мнению законодателя, по сути, в общественной опасности самого деяния. Например, в главе 12 КоАП РФ:

  • Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке (статья 12.1 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство (статья 12.3 КоАП);
  • Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена (статья 12.5 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (статья 12.7 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (статья 12.8 КоАП РФ);
  • Превышение установленной скорости движения (статья 12.9 КоАП РФ)
  • и т.д.

Факультативные признаки объективной стороны состава административного правонарушения

К факультативным признакам традиционно относятся время, способ, место, повторность, систематичность, злостность, неоднократность деяния, характер его совершения.
Например, состав мелкого хулиганства образуют действия, именно выражающее явное неуважение к обществу (признак «характер совершения«), и именно в общественных местах (признак «место«).

3) Субъект административного правонарушения — физическое или юридическое лицо. Физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности, если оно достигло 16-летнего возраста на момент совершения административного правонарушения и отвечает признаку вменяемости, т.е. отсутствием признаков психического нездоровья в момент совершения правонарушения.

Общие субъекты правонарушения — любые вменяемые лица, достигшие 16 лет.

Специальные субъекты правонарушения — должностные лица, несовершеннолетние, водители транспортных средств и проч.

Особые субъекты правонарушения — военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица.

4) Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется прежде всего виной, т.е. особым осознанно-волевым отношением субъекта правонарушения к совершаемому деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности, о чем указывалось выше.

Факультативными признаками субъективной стороны могут являться цель совершения правонарушения (представление правонарушителя о желаемом результате, к которому он стремится) и мотив (побуждение, которое толкает его на совершение правонарушения).

  • Например, статьей 5.22 КоАП РФ предусмотрено наказание за получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью проголосовать вместо избирателя..;
  • Статьей 7.12 КоАП РФ предусмотрено наказание за ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными…;
  • Статья 17.2 КоАП РФ содержит санкцию за вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с целью повлиять на его решения.
  • Статья 20.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций. Мотивы действий следует учитывать при оценке вины правонарушителя. Такие мотивы должны быть обусловлены именно экстремистскими направленностями в понимании Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».
Читайте так же:  Верховный суд республики карелия рассмотрение апелляционных жалоб

Виды административных наказаний по КоАП РФ

Статья 3.2 КоАП содержит исчерпывающий перечень наказаний за совершение административных правонарушений. Самым распространенным наказанием является штраф, размеры которого разняться в зависимости от объекта посягательства и совершившего правонарушение субъекта. Самым мягким видом наказания является предупреждение, наиболее суровым – административный арест. Неприятным для бизнеса видом наказания остается административное приостановление деятельности, а для автолюбителей — лишение специального права, предоставленного физическому лицу (т.е. лишение прав управления транспортным средством).

Ответственность физического и юридического лица за одно и то же правонарушение

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (см. статью 2.1 КоАП РФ с комментариями).

Рекомендуем по теме:

Александр Отрохов, Правовой центр «Логос», 12.04.2015г.

Источник: http://logos-pravo.ru/articles/administrativnoe-pravonarushenie-ponyatie-sostav-priznaki

Защита субъективного права от нарушения

С вопросом о содержании субъективного гражданского права связана еще одна проблема. Юридическую возможность защиты субъективного права от нарушения одни ученые рассматривают как правомочие в составе нарушенного субъективного права, другими — как особое субъективное право (право на

возможность защиты нарушенного субъективного права (и абсолютного в том

Видео (кликните для воспроизведения).

числе) является его необходимым элементом. Реализация этой возможности

представляет собой юридическую деятельность по устранению препятствий на

пути осуществления субъектами своих прав и пресечению правонарушения, а

так же восстановлению положения, существовавшего до правонарушения . По

нашему мнению, следует согласиться с утверждением, что «правомочие на

защиту подлежит реализации в процессе осуществления субъективного

гражданского права его обладателем и не может являться отдельно от этого

процесса — процесса осуществления субъективного права». Поэтому, как

представляется, следует признать, что правомочие на защиту имманентно

самому субъективному праву, и наряду с другими правовыми возможностями

составляет потенциал субъективного права.

Поскольку защита права осуществляется во взаимодействии с

правонарушителем — обязанным субъектом, мы полагаем возможным

присоединиться к точке зрения, высказанной М.С. Мурашко, согласно которой

«правомочие защиты представляет собой свойственное каждому

субъективному праву требование, претерпевшее определенные изменения

после посягательства» . Таким образом, защита субъективного гражданского права есть воздействие на обязанное лицо, предъявление ему требования об исполнении лежащей на нем обязанности, осуществляемое в принудительном порядке. Более подробно обоснование нашей позиции будет изложено в § 4 данной главы.

Указанные правомочия в свою очередь распадаются на более мелкие образования — частные правовые возможности. Так, в рамках правомочия на действия с объектом права в субъективном праве собственности выделяют

возможности по владению, пользованию и распоряжению вещью. Правомочие требования можно представить в виде суммы двух групп правовых возможностей: возможности предъявить требование о надлежащем исполнении юридической обязанности и возможности применить меры правоохранительного характера. Правомочие распоряжения субъективным правом объединяет возможности прекращения, обременения права и определения правопреемника на случай перехода права в порядке универсального правопреемства. Такие составные части правомочий являются элементами субъективных гражданских прав, их предлагают именовать субправомочями.

Таким образом, состав субъективного права представлен двумя уровнями: в нем есть уровень правомочий и уровень субправомочий. Субъективное право по своему составу — это сложное, разноуровневое образование.

Источник: http://lawbook.online/avtorskoe-pravo-rossii/zaschita-subyektivnogo-prava.html

Признаки позитивного (объективного) права

Признаки позитивного (объективного) права:

1) нормативность — право состоит из норм, правил поведения общего характера, рассчитанных на неоднократное их применение, адресованных каждому, кто окажется в условиях, предусмотренных нормами права;

2) системность — право не есть механическая совокупность норм. Все они призваны действовать согласованно, образуя единое непротиворечивое целое — систему правовых норм;

3) формальная определенность норм права заключается во внешнем оформлении и закреплении их содержания в статьях нормативно-правовых актов, четком определении прав и обязанностей их адресатов. Позитивное право — это в основном система формально-определенных норм, установленных государством и закрепленных в законодательстве. Однако некоторые нормы являются правовыми, поскольку они санкционированы государством, т.е. признаны легально (путем закрепления в статье нормативно-правового акта) или фактически (в судебных решениях и иных актах государственных органов);

4) всеобщность — нормы права обращены ко всем членам общества, касаются в равной мере всех тех, кому они адресованы, т.е. право — это всеобщий нормативный регулятор общественных отношений. Иные нормативные системы, действующие в светском государстве (религиозные нормы, нормы морали и т.п.) такого официального статуса не имеют;

5) общеобязательность — правовые требования подлежат

безусловному исполнению всеми, кому они адресованы;

6) гарантированность норм права связана с возможностью применения государственного принуждения для воплощения правовых требований в жизнь.

Сущность права

Общество является объектом права как нормативного регулятора общественных отношений, направленного на их упорядочение и установление правопорядка. В этом плане важно определить социальную сущность права.

Сущность права как социального института заключается в том, что оно является общесоциальным регулятором общественных отношений, направленным на достижение в обществе согласия и мира, а также всеобщей мерой свободы, равенства, справедливости и ответственности субъектов социального общения, которая выражает согласованность их воли и интересов. Такова социальная сущность права в современном цивилизованном обществе, социально ориентированном, демократическом, правовом государстве. Упоминание здесь государства не случайно. Сущность государства и сущность права однотипны. Сущность государства, всегда являющегося кон центрированным отражением и выражением общества (каково общество — таково и государство), влияет на сущность права. Вообще два начала всегда присутствуют в содержании права и сказываются на его сущности — цивилизационное начало и начало политическое.

Цивилизация — это период развития человечества, истоки которого связаны с переходом людей от присваивающей экономики к экономике производящей, когда жизнь человека перестала находиться в абсолютной зависимости от «даров» природы. Одновременно отдельный человек начал обретать все большую свободу в обществе. Цивилизация создала человека как личность — обладателя свободы и сознания. Человек сознательно реализовывал свою свободу в своих действиях. История развития человечества — это история развития меры свободы личности в природе и обществе, которую олицетворяет право как инструмент, создающий порядок в обществе. Право противостоит произволу (абсолютной свободе, анархии), и всегдаесть мерасвободы — объективно возможной и необходимой в обществе.

Читайте так же:  Примеры морального вреда потребителя

В древнем обществе свобода была минимальной. Первоначально социальные нормы древнего общества были ориентированы на ограничение свободы и формулировались как запреты. Со временем появились нормы, предоставляющие свободу, возможность совершать определенные действия, т.е. появились права. Так возникло собственно право. Будучи мерой свободы, право одновременно яви лось и мерой ответственности за свободно совершенные поступки. Свобода неотделима от ответственности. Следует отметить и то, что право—мера справедливости. Справедливость, праведность, прав да, правильность — однокоренные слова, самым непосредственным образом связанные с правом. Древние юридические памятники не случайно часто назывались «правдами» — Русская Правда, Салическая Правда. Древнеримские юристы говорили: «Право есть искусство добра и справедливости».

И еще есть одна особенность права как меры равенства людей. Право — это равная мера свободы по отношению к неравным людям. Но право обеспечивает не фактическое, а формальное равенство людей.

Право — атрибут государственно-организованного общества, и его содержание неизбежно выражает государственную волю. Государственная воля — политическая категория, политический инструмент, который может служить интересам даже меньшинства населения страны в ущерб интересам большинства. В связи с этим, на исходе прошлого века, указывая на нормы права, закрепленные в законодательстве, сформировалось понимание сущности права своего времени и предшествующих эпох (рабовладельческой, феодальной) как возведенной в закон воли экономически и политически господствующего класса, воли, направленной на формирование в обществе порядка, выгодного и угодного, прежде всего, этому классу. При этом подчеркивалось «всего лишь воли», «одной лишь воли», «именно воли», тем самым делалась оговорка, что сущность права предполагает и нечто другое, т.е. то, что выше было обозначено как цивилизационное начало.

Право как ценность

Функции права

Функции права — это направления его воздействия на общественные отношения. Различают следующие основные функции права:

1) регулятивные (направления правового воздействия, нацеленные на упорядочение общественных отношений, введение их в определенные рамки), которые, в свою очередь, подразделяются на:

а) регулятивно-статическую (выражается в закреплении определенных общественных отношений);

б) регулятивно-динамическую (выражается в развитии определенных общественных отношений);

2) охранительную (выражается в охране определенных общественных отношений, обеспечении их неприкосновенности и одно временном вытеснении отношений, противостоящих охраняемым).

Существуют и иные функции:

а) информационная (право — источник знаний о государственно-организованном обществе и правовом статусе личности, воле законодателя, выраженной в юридических нормах и т.д.);

б) ориентационная (право—источник знаний о механизме государства, о дозволяемых или запрещаемых формах поведения);

в) оценочная (право — критерий оценки поведения как правомерного или противоправного);

г) воспитательная (право—фактор, влияющий на формирование поведенческих установок личности).

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

Источник: http://infopedia.su/13xc6bf.html

Субъективное и объективное право.

Право – это соответствующая правилам права система норм, установленная и санкционированная государством или равная мера свободы формально равных субъектов. В юридической науке и практике традиционно различают право в объективном и субъективном смысле.

Объективное право – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Объективное право – это законодательство, юридические обычаи, прецеденты данного периода в конкретном государстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависти от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему.

Субъективное право – это мера юр. возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами выступают конкретные права и свободы личности, которые субъективны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания. Значит оно неразрывно связано с юр.обязанностями других лиц. С позиции этатистов на первом месте стоит объектвное право, а с точки зрения юснатурализма – субъективное.+ вопрос 27 33. Право и государство.Довольно сложная проблема соотношения права и государства приобрела в последнее время дискуссионный характер. В литературе сформулированы противоположные теоретические позиции по этой проблеме.

Тоталитарная концепция исходит из того, что государство выше и важнее права, что оно творит право и использует его как инструмент своей политики. Данная концепция опирается на марксистское понимание государства и права и была широко распространена в отечественной литературе.

Прагматическая концепция характерна для этатистского правопонимания, предполагает связывание государства с правовыми нормами, но при этом отождествляет право и закон.

Либеральная концепция базируется на естественно-правовой теории, согласно которой право выше и важнее государства.

В действительности взаимосвязь государства и права достаточно сложна. А потому соотношение между ними следует проводить под углом зрения анализа их единства, различия и многостороннего воздействия друг на друга. Государство и право нерасторжимы. Оба они имеют социально-экономическую основу. Вместе с тем они различаются по своей структуре, по способам функционирования. Если механизменная часть государства состоит из органов и учреждений, то право состоит из норм, объединенных в институты и отрасли. Гос-во входит в политическую систему общества, а право – в нормативную систему.

Самый важный аспект рассматриваемого соотношения – воздействие гос-ва на право и наоборот. Только при активном взаимодействии гос-во и право могут полноценно и эффективно функционировать, прибрести социальную ценность. Государство не творит, не создает право, оно юридически оформляет и закрепляет лишь то, что уже созрело в обществе в виде объективных потребностей, притязаний. Но так или иначе гос-во придает праву важнейшие свойства – формальную определенность и общеобязательность.

За правом всегда стоит приоритет и реальная сила государства. Вместе с тем само гос-во должно строго соблюдать и исполнять правовые предписания, а в реализации права наряду с гос-вом должны активно участвовать граждане.

Между государством и правом складывается устойчивое функциональное взаимовлияние.

Право придает гос.деятельности легитимный характер. Оно регламентирует порядок формирования органов гос-ва, закрепляет их компетенцию и упорядочивает их отношения между собой. С помощью права определяется вид и мера гос.принуждения.

Право и мораль.

Мораль – это система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого. Взаимосвязь морали и права заключается в следующем: 1) и право и мораль – социальные нормы 2)оба основаны на добре и справедливости 3)и те и другие регулируют отношения между людьми.4) и мораль и право – это мера свободы.

Читайте так же:  Виндикация и негаторный иск
мораль право
1)по происхождению Вместе с обществом Вместе с государством
2)по форме выражения В общественном сознании В специальных нормативных актах, имеющих письменную форму
3)по сфере действия Универсальны – могут регулировать практически все общ.отн-я. Наиболее важные, требующие защиты
4)по методу обеспечения Мерами общ.воздействия Мерами гос.воздействия
5)критерий оценки Регулируют с позиции добра и зла С точки зрения законн или нет, правомерно или нет

Право и справедливость.

Право и закон.

Проблема соотношения права и закона явл. одной из наиболее дискуссионных в современной российской теории права. Различные варианты ее решения зависят от принадлежности ученого к той или другой научной школе. Этатистская правовая традиция предлагает лишь формальное разграничение права и закона. Закон в данном случае рассматривается как одна из форм права. Сторонники естественного права пытаются найти сущностные отличия права от закона. Право не сводимо к закону, так как оно порождается не государством, а природой в широком смысле слова и выражает естественные закономерности бытия. Сторонники этого правопонимания полагают, что законодатель не создает право, а лишьпридает официальнуюформу тому праву, которое изначально существует в природе. Фиксация в законе такого права придает самому закону правовой характер, возникает правовой закон.

В либеральной естественно-правовой традиции правовой закон связывается с закреплением и защитой индивидуальных прав и свобод, в которых выражается естественное состояние человека.

Изложенная выше трактовка вызывает ряд замечаний с позиций коммуникативной теории права:

1)право не может сводиться к установлениям государства, но оно не есть также природное явление, существующее независимо от общества.

2)любые ценности в праве являются ценностями историческими, обусловленными социокультурным развитием конкретного общества.

3) из принципа относительной справедливости следует, что отнесение закона к справедливому или нет в зависимости от его содержания зависит от субъекта оценки.

Понятие правосознания.

Существуют различные формы общественного сознания, посредством которого люди осознают окружающий мир. Это политическое, нравственное, национальное, религиозное сознание. К формам общественного сознания относится и правосознание.

ПС представляет собой совокупность идей, взглядов, традиций, чувств, переживаний, которые выражают отношение людей к правовым явлениям общественной жизни. ПС – одобрительная или отрицательная реакция людей на принятые законы, проекты нпа и т.д.

Особенность ПС как специфической формы общ.сознания выражается в следующем: 1) в правосознании отражаются лишь те явления, которые составляют правовую сторону жизни общества, Оно охватывает процесс сознания правовых норм, реализацию их требований в общ.жизни. Политические, нравственные и другие идеи и представления тоже активно воздействуют на формирование и реализацию норм права. Но прежде чем получить выражение в правовых нормах, в практике их применения, они должны пройти через ПС, то есть получить правовую форму в виде правовых идей и представлений.; 2) особенность правосознания выражается также и в способе отражения явлений общ.жизни. Осознание правовых явлений жизни общества осуществляется посредством социальных юридических понятий, категорий. К их числу относятся такие понятия как правомерность, правоотношение, законность.Теория правосознания явл. одним из основных разделов общей теории права. Право не существует вне человеческого сознания.

Правовая политика – совокупность представлений о том, какими путями и средствами можно воздействовать на правовую ситуацию в обществе. Политика может быть реформистской, консервативной, революционной. Правовая политика тесно связана с правовой идеологией и в значительной мере ей определяется.

Правовая установка – состояние готовности, предрасположенности субъекта к определенной правовой ситуации, а также сформировавшееся представление о том, как нужно действовать в той или иной правовой ситуации. 48. Субъекты правосознания и его виды.Субъектами правосознания могут выступать как отдельные индивиды, так и различные социальные группы вплоть до социума в целом. В соответствии с этим различают следующие виды правосознания: индивидуальное, правовое и общественное.

Индивидуальное правосознание характеризует правосознание каждой отдельной личности. Групповое правосознание представляет собой представления, оценки и установки тех или иных социальных групп, слоев, классов общества. Общественное правосознание характеризует правосознание общества в целом и именно в нем живет право.

Структура правосознания.

47. Правовая аксиология.Правовая аксиология – это ценностное отношение к праву. Она подразделяется на правовую идеологию и правовую психологию. Правовая идеология – вопрос 49.Правовая психология – несистематизированное восприятие правовой действительности в виде правовых эмоций, чувств. Одним из важнейших элементов правовой психологии является правовое чувство. Она тесно связана не только с деятельностью сознания, но во многом зависит и от подсознания человека. Подсознание есть сфера бессознательного и представляет собой совокупность психических процессов, не представленных в сознании субъекта. Бессознательное есть форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение субъекта к этой действительности представлены как одно целое. Бессознательное воздействует не только на эмоциональную сферу личности, но и на его стремления, действия, поступки, причины которых не осознаются. В психологии выделяют несколько классов проявления бессознательного, имеющих непосредственное отношение к правосознанию: 1)архетипы коллективного бессознательного — поведение членов опр.соц.группы 2)мотивы и смысловые установки..

В теории психоанализа важное значение имеет понятие сублимации. 47. Правовая аксиология.Правосознание включает не только рациональное знание о правовой действительности (о праве и правовой системе), но и иррациональное (эмоциональное) ценностное отношение к праву, складывающееся в том или ином обществе, и которое лишь частично тематизируется и рационализируется сознанием индивида. Такое интеллектуально-эмоциональное восприятие права и составляет содержание правовой аксиологии (рациональное знание о правовых ценностях относится к теоретической правовой онтологии, так как знать, что такое правовые ценности и переживать нечто как правовую ценность — далеко не одно и тоже). Правовая аксиология подразделяется на правовую идеологию и правовую психологию. В своей активной составляющей (правовая идеология) она выполняет функцию средства, при помощи которого осуществляется легитимация (делегитимация) правовых текстов, придающая им нормативный правовой смысл и значение. Такая легитимация осуществляется на уровне правовой психологии.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://infopedia.su/8x10e81.html

Нарушение объективного права
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here