Нарушение прав национальных меньшинств

Самое главное по теме: "Нарушение прав национальных меньшинств" с профессиональной точки зрения. Мы собрали и подготовили ответы на многие сопутствующие вопросы. Если вы не нашли на них ответ, то можете обратиться к дежурному консультанту.

Нарушение прав национальных меньшинств

Но несмотря на значительное количество законов, постановлений и указов, гарантирующих на бумаге защиту прав национальных меньшинств, кардинальных улучшений в положении малых этносов не произошло.

Всем известно, что право на многообразие является одной из основ демократического общества и поэтому признание прав национальных меньшинств и важности их недискриминации очень важно для Российской Федерации, ибо Россия считается многонациональной страной.

Но, к сожалению, дискриминации национальных меньшинств одна из проблем современного российского общества. Н

Националистические настроения в обществе растет с каждым днем, в особенности у молодежи, которая наиболее восприимчива к радикально-националистическим и ксенофобским идеям и настроениям.

Многолетний конфликт на Кавказе привел к тому, что народы Кавказа воспринимаются молодыми людьми, крайне негативно. Из-за того, что ситуацию замалчивают, отсутствует информация из первых рук, нехватки знаний по истории народов Кавказа, о культуре, достижениях, проблемах, у молодых людей формируются и укрепляются негативные стереотипы, которые в последствии ведут к насилию в отношении выходцев с Кавказа.

Не способствуют снижению кавказофобии действия представителей правоохранительных органов, постоянные проверки паспортного режима, в ходе которых задержанными в большинстве своем оказываются выходцы с Кавказа. А число преступлений в отношении к выходцам с Кавказа растет, как и уровень жестокости.

Ярким примером ксенофобии и нацизма можно назвать беспорядки на Манежной площади, которые имели место быть в 11 декабря 2010 года. В беспорядках участвовало несколько тысяч футбольных фанатов и ультраправых националистов, которые скандировали ультранационалистические лозунги, пытались противостоять ОМОНу и избили несколько выходцев с Кавказа, среди которых были и школьники.

Другая же часть фанатов устроили беспорядки в метро: они выдергивали людей с неславянской внешностью из вагонов и избивали. В общей сложности от расистских нападений только 11 декабря пострадало не менее 41 человека.

И все эти жестокости националисты прикрывали лишь желанием расследования убийства выходцами с Северного Кавказа молодого члена группировки болельщиков «Спартака» Егора Свиридова.

Хотя и так ясно, что это всего лишь повод, а причина одна: ксенофобия, ненависть по отношению граждан, не той, по мнению националистов, национальности.

Перед российским обществом стоит задача укрепления общечеловеческого подхода к осуществлению прав и свобод личности, не забывающей национальных обычаев и традиций, но и не превращающей их в абсолютную величину.

В национальной политике конституционно-правовыми путями следует обеспечить:

учет интересов коренного населения, особенно коренных малочисленных народов;

учет интересов национальных меньшинств, причем необходимо распространить понятие национальных меньшинств даже на тех представителей государствообразующих наций, которые проживают на территории отдельных республик;

создание и поддержку разных форм национально-культурных автономий;

государственную поддержку объединений граждан тех национальностей, которые в силу исторических судеб оказались оторванными от своих государств, но нашли свою родину в России.

Источник: http://studbooks.net/1880456/pravo/narusheniya_prav_natsionalnyh_menshinstv_sovremennoy_rossii

Нарушение прав национальных меньшинств

Но, даже несмотря на огромное количество законов, постановлений и указов, гарантирующих на бумаге защиту прав национальных меньшинств, кардинальных улучшений в положении малых этносов не произошло. Приведем данные Московской Хельсинской группы:

Особенно тяжелым можно считать положение народов Кавказа, дискриминация которых происходит на всей территории России, не говоря уже собственно о Чеченской Республике, где антитеррористическая операция до сих пор далека от завершения. Антикавказские настроения в обществе становятся все более заметны, причем не только в приграничных южных регионах, жители которых непосредственно контактируют с вынужденными переселенцами с Кавказа, но и в центре России. Не способствуют снижению кавказофобии действия представителей правоохранительных органов, постоянные проверки паспортного режима, в ходе которых задержанными в большинстве своем оказываются выходцы с Кавказа. Ковальская Г. Арифметика национального дискомфорта // Еженедельный журнал. — 2002. — N 40

Между тем, федеральная власть не выполняет своих обязательств по отношению к вынужденным переселенцам. Так, по свидетельству председателя правительства Ставропольского края Н. Пальцева, к 2002 г. только 28% вынужденных переселенцев смогли получить финансовую помощь от государства Близнюк Н. Ставрополь: кричащая беда и тихая оккупация // Ставропольская правда. — 2003. N 12

Новые аспекты отношения государства к этническим меньшинствам выявила состоявшаяся в октябре 2002 г. Всероссийская перепись населения. Как мы уже отмечали в главе 2.1, любое лицо имеет право указывать свою национальность или воздержаться от указания оной (согласно Конституции РФ и федерального закона N 82-ФЗ). Подготовка перечня существующих национальностей и этнических групп была возложена на Институт этнологии и антропологии РАН. В разработанном перечне было устранено существовавшее в советское время деление национальностей на «основные» — государствообразующие, и «неосновные», ранее учитывавшиеся в составе более крупных национальных образований. Кроме того, в список был внесен ряд этнических групп, не включенных туда в советское время. В ходе переписи национальность должна была фиксироваться только на основании заявления опрашиваемого, без учета его паспортных данных.

В ряде случаев эти новшества натолкнулись на сопротивление уже не федерального центра, а республиканских властей и элит. Так, например, возможность включения в список в качестве самостоятельного этноса цезов, кайтагцев и еще несколько народностей, проживающих на территории Дагестана, побудило дагестанские власти обратиться в Институт этнологии и антропологии РАН с рекомендацией ограничиться внесением в готовящийся перечень только 14 народов в качестве самостоятельных (все остальные при этом учитывать в составе более крупных групп) из опасения, что привычная этническая картина в республике окажется сильно измененной, что может привести как к общественным волнениям, так и переделу власти. Эту проблему мы уже рассматривали в предыдущей главе, анализируя закон о гарантиях прав коренных малочисленных народов.

Читайте так же:  Образец выхода из снт

Наиболее ярко эта ситуация проявилась в Татарстане, где стремление кряшенов обозначить себя как самостоятельный этнос вызвало бурю протеста как со стороны властей Татарстана, так и татарской элиты, настаивавшей на признании лишь религиозной особенности кряшенов и отрицавшей их этническую самостоятельность. В прессе регулярно появлялись сообщения о том, что попытка кряшенов (а также мишарей и ногайбаков) выделиться из состава татарской нации есть не что иное, как «расчленение» народа под давлением федерального центра.

Аналогичную картину можно было наблюдать и в других регионах России. В Северной Осетии опасение республиканских властей вызвало возможное «разделение» осетинского народа на кударцев, иронцев и дигорцев. Глава Республики Алтай, например, опасаясь, что недостаточное количество представителей «титульной нации» может привести к тому, что республика вновь будет введена в состав Алтайского края, пообещал сам записаться алтайцем . Последовать его примеру призвали граждан и местные власти, отказываясь признать самостоятельными этническими группами челканцев, телеутов, теленгитов и другие народности, населяющие республик.

Зачастую борьба за права своего этноса ложится целиком на плечи общественных организаций, представляющих интересы своих этносов на местном законодательном уровне.

Такова ситуация по России в целом. В этой связи нами предпринята попытка рассмотреть и проанализировать функционирование национальных общественных объединений на территории Волгоградской области.

Источник: http://studbooks.net/1160631/pravo/narusheniya_prav_natsionalnyh_menshinstv_sovremennoy_rossii

Нарушения прав национальных меньшинств в современной России.

Автор: kovarnaj. 05 Июл 2012 в 6:52

Обсуждение

76% опрошенных так или иначе сочувствуют участникам выступлений на Манежной площади 11 декабря 2010 года, осуждает их только 20% респондентов. Наибольшее одобрение у опрошенных вызвала деятельность Движения против нелегальной иммиграции (32%), движение «Русское национальное единство» одобрили 16%, наци-скинхедов — 5%.
37% заявили, что их знакомые приняли бы участие в акциях, подобных столкновениям в Москве. А в том, что они будут, не сомневался почти никто. «Где и когда, не знаю, но будут. Все к этому может привести, что сейчас происходит»,— заявил один из респондентов. 78% опрошенных назвали события на Манежке не националистическим выступлением, а «акцией протеста против коррупции и этнической преступности» (58%). 66% уверены, что приезжие, особенно уроженцы Кавказа, «живут лучше» из-за легкой приспособляемости к коррупционности властей. При этом люди довольно лояльно относятся к мигрантам вообще, их внешности и манере одеваться, незнанию русского языка, но к «кавказцам» отношение отрицательное (39%). 69% опрошенных не любят уроженцев Кавказа их за «наглое поведение» и нежелание «жить по нашим правилам». 26% из них

Опрос явно показывает насколько волна ксенофобии и ненависти к национальным меньшинствам велика.
1 мая 2011года по разным городам России прошли Первомайские акции националистов, помимо Москвы, они так же прошли в Санкт-Петербурге, в Кирове, Саратове, в Ульяновске, в Сыктывкаре, в Калининграде, в Новосибирске, На всех акциях выкрикивались националистические лозунги, среди них: Русские вперёд!», «Слава России!», «Мир,труд ,май! Гастарбайтер уезжай!», «Сегодня иммигрант – завтра оккупант!», «Один за всех», «Слава труду! Нет оккупации! Слава России! Долой иммиграцию!». «Труд! Нация! Справедливость!», «Меняйте миграционную политику, иначе мы поменяем вас», «Иммигрантов все больше, русских все меньше» и т д.
И все это с позволения власти. Для многонациональной страны такие лозунги разрушительны.

Источник: http://novost-abc.ru/2012/07/05/narushenija-prav-natsionalnih-menshinstv-v-sovremennoj-rossii/

Защита прав национальных меньшинств в Российской Федерации.

Нормативная база защиты прав национальных меньшинств.

В Российской Федерации существует собственная, весьма обширная, нормативно-правовая база, призванная гарантировать защиту прав национальных меньшинств. Поскольку формат курсовой работы не предполагает подробного анализа такого количества документов, и даже простой список федеральных законов и иных нормативных актов по данной тематике занял бы несколько страниц, рассмотрим лишь основные.

Закон Российской Федерации от 30.04.1999 N 82-ФЗ

О гарантиях прав коренных и малочисленных народов Российской Федерации ( с изменениями на 22 августа 2004 года).

Согласно данному закону, коренными малочисленными народами Российской Федерации считаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы.

Особняком стоит Дагестан — учитывая уникальность этнического состава населения республики по числу проживающих на ее территории народов, Государственный Совет Республики Дагестан определяет количественные и иные особенности ее коренных малочисленных народов, а также устанавливает перечень этих народов с последующим включением его в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации. Однако, и здесь возникает ряд проблем — руководство республики не склонно признавать ряд этносов в качестве отдельных народов и причисляет его к иным, более крупным этническим группам. Подробнее этот вопрос мы рассмотрим в следующей главе нашей работы.

Также Закон о гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации дает определения традиционного образа жизни малочисленного народа, исконной среды обитания малочисленных народов, общины и иной формы общественного самоуправления, уполномоченных представителей малочисленных народов и этнологической экспертизы и гарантирует связанные с этим права.

Закон определяет полномочия федеральных органов государственной власти по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов. Кроме того, закон гарантирует лицам, принадлежащим к малочисленным народам, судебную защиту их прав и определяет особенности направления на гражданскую альтернативную службу граждан, относящихся к коренным малочисленным народам, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами. Статья 10 данного закона посвящена гарантиям прав малочисленных народов на сохранение и развитие своей самобытной культуры.

Читайте так же:  Возмещение убытков постановление пленума

Закон Российской Федерации от 25.10.1991 N 1807-1О языках народов Российской Федерации (с изменениями на 24 июля 1998 года) охватывает сферы языкового общения, подлежащие правовому регулированию, и не устанавливает юридической нормы использования языков народов Российской Федерации в межличностных неофициальных взаимоотношениях, а также в деятельности общественных и религиозных объединений и организаций.

Закон определяет правое положение языков — государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык, республики вправе устанавливать в соответствии с Конституцией Российской Федерации свои государственные языки. В местностях компактного проживания населения, не имеющего своих национально-государственных и национально-территориальных образований или живущих за их пределами, наряду с русским языком и государственными языками республик, в официальных сферах общения может использоваться язык населения данной местности. Порядок использования языков в таких местностях определяется законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Закон устанавливает государственные гарантии равноправия и защиты языков народов Российской Федерации, предусматривает программы сохранения, изучения и развития языков народов Российской Федерации, определяет культурные и политические права народов, говорящих на этих языках, среди которых: право на выбор языка общения, воспитания, обучения, изучение и преподавание языков народов Российской Федерации. Закон определяет язык официального опубликования федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов, язык подготовки и проведения выборов и референдумов в Российской Федерации.

Отдельные главы закона посвящены использованию языков народов Российской Федерации в деятельности государственных органов, организаций, предприятий и учреждений; использованию языков в отношениях Российской Федерации с зарубежными странами, международными организациями, субъектами Российской Федерации и языку наименований географических объектов, надписей и иных указателей.

Закон Российской Федерации от 17.06.1996 N 74-ФЗ О национально-культурной автономии определяет национально-культурную автономию как форму национально-культурного самоопределения, представляющую собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры; также в законе прописаны принципы, правовое регулирование и права национально-культурной автономии; порядок учреждения и регистрации, а также система национально-культурной автономии.

Закон призван обеспечить права на сохранение и развитие национальной культуры, для чего и гарантирует защиту ряда социальных, экономических и, особенно, культурных прав. Приводить полный перечень прав представляется бес перечень привоь права на сохранение и развитие национальной культуры, для чего и гарантирует защиту ряда социальных, экономичсмысленным, поскольку они дублируют права, прописанные в уже рассмотренных нами законах.

Закон Российской Федерации от 20 июля 2000 года N 104-ФЗ Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации устанавливает общие принципы организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, создаваемых в целях защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, прав и законных интересов указанных коренных малочисленных народов, а также определяет правовые основы общинной формы самоуправления и государственные гарантии его осуществления и оперирует такими понятиями, как коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации; представители других этнических общностей; общины малочисленных народов; семейные (родовые) общины малочисленных народов; территориально-соседские общины малочисленных народов; союзы ( ассоциации) общин малочисленных народов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Действие данного закона распространяется на все общины малочисленных народов, в том числе созданные до его вступления в силу, а также на союзы общин малочисленных народов. В законе прописаны права и обязанности членов общины малочисленных народов, принципы организации и деятельности, ограничения на организацию и деятельность общин малочисленных народов, а также их взаимоотношения с органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Источник: http://studbooks.net/1160630/pravo/zaschita_prav_natsionalnyh_menshinstv_rossiyskoy_federatsii

Основные права национальных меньшинств. Льготы и преимущества лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам

Лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, согласно ч. 2 ст. 6 Конституции РФ, как и каждый гражданин РФ, обладают на ее территории всеми правами и свободами и несут равные обязанности, предусмотренные Основным законом.

Конституционный принцип равенства всех перед законом и судом, конституционное гарантирование равных прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ч. 1 и 2 ст. 19 Конституции РФ) в равной мере распространяются и на лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам. Конституция РФ тем самым запрещает дискриминацию лиц в зависимости от расовой и национальной принадлежности. Согласно ч. 2 ст. 19 Конституции РФ, «запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности», «не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства» (ч. 2 ст. 29). Защита меньшинств против расовой ненависти, вражды и ксенофобии обеспечивается и уголовным преследованием (ст. 136 и 282 УК РФ).

Наряду с правами человека и гражданина Конституция РФ (ч. 3 ст. 68, ст. 69, п. «в» ст. 71, п. «б» и «м» ст. 72) конституции республик, уставы краев, областей, других субъектов Российской Федерации, текущее (отраслевое) законодательство признают коллективные права национальных меньшинств. Специальные, дополнительные права могут устанавливаться для всех национальных меньшинств либо даже для одного из них. Коллективные права национального меньшинства определяют содержание производных от них специальных, дополнительных прав лиц, принадлежащих к национальному меньшинству. Для лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, могут устанавливаться льготы и преимущества, которые являются дополнительными гарантиями реализации их основных (конституционных) прав и свобод. Как социально оправданные, они не нарушают принципа равенства всех перед законом и судом.

Читайте так же:  Госпошлина 300 рублей в суд

Юридической основой для установления специальных, дополнительных прав, а также льгот и преимуществ национальных меньшинств и лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, служат положения ч. 2 ст. 4 Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств, согласно которым государства обязуются принимать в необходимых случаях надлежащие меры, с тем чтобы поощрять во всех областях экономической, социальной, политической и культурной жизни полное и реальное равенство между лицами, принадлежащими к национальному меньшинству, и лицами, принадлежащими к большинству населения. В связи с этим государства должным образом учитывают особое положение лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам.

Специальные, дополнительные коллективные права, льготы и преимущества национальных меньшинств и лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, устанавливаются для преодоления формального характера юридического равенства всех перед законом и судом, для сглаживания и известного преодоления различий в социальном (экономическом, политическом, культурном) статусе большинства населения и национальных меньшинств, как правило, нуждающихся в дополнительном обеспечении и защите их прав. Реализация специальных, дополнительных прав, льгот и преимуществ национальных меньшинств есть гарантия установления гармонии юридического и фактического равенства всех народов, наций, национальных (этнических) групп в цивилизованном мировом сообществе.

Дополнительные права, льготы и преимущества лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, естественно, не могут рассматриваться в качестве привилегий По своей природе привилегии ведут к углублению социального неравенства, умалению достоинства других лиц, не имеющих таких привилегий. Так, лицо, не являющееся этнически принадлежащим к коренному малочисленному народу, но получающее предоставляемые этому народу льготы и преимущества, по существу, пользуется привилегиями.

Национальным меньшинствам, согласно действующему конституционному и отраслевому законодательству в Российской Федерации, гарантируются следующие основные права:

Многообразие форм государственно-региональной и местной автономии в наибольшей мере способствует обеспечению и защите прав национальных меньшинств, этнических групп, их реального равенства во всех областях общественной и государственной жизни.

Особую роль в решении насущных проблем национальных меньшинств играет местное самоуправление, которое в Российской Федерации рассматривается как одна из основ конституционного строя. При этом согласно ст. 12 Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, а органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Конституция предусматривает, что структура органов местного самоуправления определяется населением са- [3] [4]

мостоятельно (ч. 1 ст. 131). Местное самоуправление осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций.

Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [5] предусматривает возможность создания национально-территориальной местной автономии, местного самоуправления в границах территорий проживания населения, обладающего особым национальным составом (национальный район и другие национально- территориальные единицы). Муниципальное и иное образование с особым национальным составом дополнительно наделяется правами, рядом льгот для коренного населения по использованию национальных языков, наименованию населенных пунктов, развитию внешнего экономического сотрудничества и побратимских связей.

Основания и порядок создания различных форм национально- территориальной местной автономии в настоящее время регулируются на региональном и местном уровне [6] .

Распространенным способом обеспечения защиты прав национальных меньшинств является функционирование национальнокультурной автономии в условиях как унитарного, так и федеративного государства.

Федеральный закон от 17 июня 1996 г. [7] «О национально-культурной автономии» устанавливает, что национально-культурная автономия в Российской Федерации есть форма национальнокультурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан РФ, относящих себя к определенным этническим общностям на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры (ст. 1). Национально-культурные автономии могут быть федеральными, региональными и местными (городскими, районными, поселковыми, сельскими) [8] .

Национально-культурная автономия в Российской Федерации основывается на принципах: свободного волеизъявления граждан при отнесении себя к определенной этнической общности; самоорганизации и самоуправления; многообразия форм внутренней организации национально-культурной автономии; сочетания общественной инициативы с государственной поддержкой; уважения языка, культуры, традиций и обычаев граждан различных этнических общностей; законности.

Национально-культурная автономия имеет право: получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры; обращаться в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы; создавать свои средства массовой информации, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке; иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям, сохранять и обогащать историческое и культурное наследие; следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные и народные промыслы и ремесла; создавать образовательные и научные учреждения, учреждения культуры и обеспечить их функционирование; участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций; устанавливать и поддерживать без какой-либо дискриминации гуманитарные контакты с гражданами, общественными организациями иностранных государств.

Федеральный закон «О национально-культурной автономии», другие федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации устанавливают материальные, организационные, правовые и иные гарантии названных прав, обязанности органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации, органов местного самоуправления по обеспечению права на сохранение, развитие и использование национального (родного) языка, в том числе при получении соответствующего образования, права на сохранение и развитие национальной культуры, а также предусматривают источники финансирования национально-культурных автономий из средств бюджетов различных уровней, право собственности, другие специальные государственные меры поддержки (создание специальных фондов, установление льгот по налогам, сборам и кредитам и др.).

Встречающиеся в литературе и в периодической печати предложения о представительстве национальных меньшинств, национальных общин по квотам в федеральном парламенте — Государственной Думе и Совете Федерации, о создании вместо нынешнего Совета Федерации Палаты национальностей, в которой должны быть представлены «все национальные общины и группы страны» [9] , требуют серьезного обсуждения. Вряд ли есть необходимость обеспечения представительства в федеральном парламенте по квотам всех национальностей, национальных меньшинств, национальных общин и т. д. Установление квот для представительства национальных меньшинств даже на региональном и местном уровнях — явление исключительное и должно иметь серьезную аргументацию. Преждевременным является и отказ от национально-государственных образований в виде республик и национально-территориальных государственных образований в виде автономной области и автономных округов (что, естественно, не закрывает в будущем иного решения вопроса об их конституционном статусе и структурном соотношении).

Читайте так же:  Строительный трест судебное разбирательство

Источник: http://studref.com/633088/pravo/osnovnye_prava_natsionalnyh_menshinstv_lgoty_preimuschestva_prinadlezhaschih_natsionalnym_menshinstvam

Защита прав национальных меньшинств: международный аспект

На сегодняшний день одними из основных признаков де­мократичности государства являются уважение и защита прав проживающих на его территории национальных меньшинств.

Проблема защиты национальных меньшинств, несмотря на то, что речь идет о меньшинствах в пределах отдельных госу­дарств, имеет глобальный характер. Она является актуальной, так как развивалась вместе со становлением самой системы международного права и продолжает влиять на ее форми­рование. Международная защита национальных меньшинств сыграла определяющую роль в становлении всей системы за­щиты прав человека в том виде, в котором она существует в со­временном международном праве. Особое значение проблема меньшинств приобрела в XX веке, и сохраняет его до настоя­щего времени. Усилия международного сообщества по улуч­шению ситуации направлены на интеграцию меньшинств в политические структуры, повышение безопасности, возвра­щение перемещенных лиц и беженцев на места прежнего проживания, восстановление и возврат незаконно занятой не­движимости, доступ к рабочим местам, образованию и здра­воохранению и, в то же время, на сохранение их как наций.

Прежде всего, определим, что такое национальные мень­шинства. Под национальными меньшинствами ученые «по­нимают часть представителей нации, проживающей в инона­циональной среде за пределами традиционного поселения, но продолжающей сохранять свою самобытность, язык и к у льт уру».

Первые попытки создания международной системы за­щиты меньшинств потерпели неудачи. По причине того, что новые государства, после Первой мировой войны противо­стояли соглашениями по этому вопросу, данная система раз­валилась вместе с Лигой Нацией. С течением времени все более выдвигался вопрос о национальных меньшинствах на передний план, что требовало создания единого механизма решения проблем национальных меньшинств. Главную роль в этом процессе взяла на себя ООН. С созданием Организации Объединенных Наций был принят совершенно иной подход к вопросу прав национальных меньшинств — индивидуальные права человека и принцип недискриминации являются над­лежащими средствами защиты всех и каждого, включая пред­ставителей меньшинств.

Защита прав лиц, принадлежащих к меньшинствам, предусмотрена всеми известными международными доку­ментами. В частности, к таким можно причислить Всеобщую декларацию прав человека (1948), Международные пакты о правах человека (1966), Конвенцию о предупреждении пре­ступления геноцида и наказания за него (1948) и другие. Эти международные акты решают проблемы национальных мень­шинств либо в общем контексте прав человека, либо посред­ством признания специальных прав лиц, которые принадле­жат к национальным меньшинствам.

В начале 1990 гг. различными международными орга­низациями были снова приняты подробные положения по проблемам меньшинств в международных документах, в том числе Организацией по безопасности и сотрудничеству в Ев­ропе (ОБСЕ), Организацией Объединенных Наций и Советом Европы.

В этом отношении следует особо отметить принятие 18 декабря 1992 года Генеральной Ассамблеей ООН «Деклара­ции о правах лиц, принадлежащих к национальным или эт­ническим, религиозным и языковым меньшинствам». Как представляется, данный документ следует рассматривать как знаковый в процессе развития защиты прав меньшинств на универсальном уровне, своего рода связующее звено между механизмами защиты прав человека, существовавших до соз­дания ООН, положений о защите прав меньшинств, суще­ствующих в рамках ООН и положениями о защите индиви­дуальных прав. И сегодня декларация продолжает оставаться наиболее полным, всеобъемлющим международным доку­ментом в деле регламентации прав меньшинств и обязанности государств в их отношении.

1 февраля 1995 года Советом Европы была принята Ра­мочная Конвенция о защите прав национальных меньшинств. В ней защита национальных меньшинств относится к сфере международного сотрудничества, что, бесспорно, наложило особую ответственность на все государства, включая Россию, в силу многонациональности которой проблема прав наци­ональных меньшинств является наиболее актуальной. Кон­венция закрепляет политические, культурные, социальные и экономические права национальных меньшинств. Права меньшинств являются правами человека, доступными всем людям, которые принадлежат к этим меньшинствам. В Кон­венции запрещается дискриминация, гарантируется право на равенство перед законом, право поддержки и развития своей культуры, сохранения элементов своей самобытности, право свободы мирных собраний и свободы ассоциаций, свободы выражения мнений, свободы мысли, совести, религии и пр.

Надо сказать, что зарождение международной защиты национальных меньшинств произошло «с целью защиты дис­криминируемых групп, в частности, религиозных меньшинств, причем с упором на необходимость проявлять терпимость, а не выдвигать права». Тем не менее, первые международно­правовые нормы, направленные на защиту прав человека от­носились именно к защите прав национальных (религиозных) меньшинств и таким образом они имели фундаментальное значение не только для процесса становления международно­правовой защиты прав национальных меньшинств, но и для формирования современной концепции международно-пра­вовой защиты прав человека в целом.

В настоящее время созданы специальные международ­но-правовые механизмы защиты прав меньшинств и приняты необходимые меры для закрепления недискриминационного подхода к меньшинствам. Принцип недискриминационного подхода включен в основные международные документы, а особые права национальных меньшинств устанавливаются все новыми и новыми международно-правовыми инструментами.

Государства как основные субъекты международного пра­ва несут особую ответственность за предотвращение дискри­минации и защиту прав меньшинств.

Национальные меньшинства существенно ограничены в возможностях оказания влияния на политику своих госу­дарств как в смысле законодательного регулирования, так и в плане проведения фактической политики по отношению к ним, и их положение не должно целиком зависеть от доброй воли или же произвола соответствующих правительств. Этим и объясняется необходимость международно-правового регу­лирования вопросов национальных меньшинств; они должны иметь надежного защитника своих прав в лице международ­ного права и соответствующего его механизма, а если подойти шире — в лице международного правопорядка и мирового со­общества в целом. На сегодняшний день общепризнанно, что защита национальных меньшинств является неотъемлемым компонентом защиты прав человека и как таковая не может считаться исключительно внутренним делом соответствующе­го государства, а является предметом законной международ­ной озабоченности и сотрудничества государств.

Читайте так же:  Встречный иск срок рассмотрения дела

Однако, по мнению А. К. Кадралиевой, с которой мы со­лидарны, «обеспечить защиту национальных меньшинств от дискриминации недостаточно. Меньшинства должны иметь средства и возможности для сохранения и развития своей этнической специфики. Более того, они должны иметь свою долю власти и должны принимать реальное участие в при­нятии решений на общегосударственном уровне». Каждая этническая группа уникальна по-своему и не может, да и не должна жить в условиях, навязываемых большинством.

Какова же ситуация с защитой прав национальных мень­шинств сегодня? События, происходящие в настоящее время в различных регионах мира, обнаруживают существование про­блем, затрагивающих права национальных меньшинств. Один из ключевых вопросов в сфере защиты прав меньшинств — со­отношение их прав и права народов на самоопределение. Ос­новной проблемой является нестыковка следующих правовых норм: констатация права каждой нации на самоопределение и гарантия каждому государству его целостности и недели­мости, что привело к множеству разногласий, обернувшихся кровавыми конфликтами. Общеизвестно, что конфликтные ситуации, касающиеся национальных интересов, проявились в таких государствах, как Руанда, Судан, бывшая Югославия, Южная Африканская Республика, Армения и Азербайджан.

Несмотря на то, что право народов на самоопределение считается императивным принципом международного права, касательно меньшинств его применение нередко ставят под сомнение. Признавая право народов на самоопределение и автономию, государства, тем не менее, весьма отрицательно относятся к праву на самоопределение меньшинств, потому, что оно может угрожать территориальной целостности и при­водить к внутренним и внешним конфликтам. Помимо этого, ни один международный документ непосредственно за мень­шинством это право не признает.

Согласно положениям Декларации о принципах между­народного права, Декларации принципов Заключительного

акта СБСЕ 1975 года, Парижской хартии для новой Европы, право на самоопределение принадлежит всем народам, кото­рые проживают под иностранным господством, а также не­зависимых суверенных государствах. В государствах, которые нарушают это право, народы имеют право на внешнее и на внутреннее самоопределение, а в суверенном демократиче­ском государстве — на внутреннее самоопределение, не на­рушающее территориальной целостности и политического единства государства, т.е. его конституции».

В то же время распространена позиция, согласно кото­рой «права лиц, принадлежащих к меньшинствам, отлича­ются от прав народов на самоопределение. Право на само­определение. не применяется к лицам, принадлежащим к меньшинствам».

Рассмотрим также право сохранения национальными меньшинствами своей самобытности. Надо подчеркнуть, что данное право является коллективным и не может быть реали­зовано одним человеком. К примеру, С. С. Юрьева подчерки­вает следующее: «многие обязанности государств направлены на поддержку культуры, религии, языка, т.е. таких форм про­явления самобытности, которые реализуются исключительно в относительно устойчивой социальной группе. В связи с этим представляется, что отсутствие в международных актах харак­теристики тех или иных прав как принадлежащих именно эт­нической общности, а не индивиду, обусловлено, скорее, по­литическими. чем правовыми соображениями».

Почти во всех государствах в пределах их национальных границ проживает один или несколько этносов, характеризу­ющихся этнической, языковой или религиозной самобытно­стью, которая отличает их от большинства населения. Под­держание гармоничных отношений между меньшинствами, а также между меньшинствами и большинством населения, уважение самобытности каждой группы имеют важное зна­чение для развития этнического и культурного многообразия международного сообщества.

Рамочная конвенция Совета Европы способствует сохра­нению меньшинствами своей самобытности. В соответствии с данным актом отношение к чужой культуре должно быть хотя бы терпимым. Также Конвенция закрепляет право поль­зования языком меньшинства. Как представляется, это право является как одним из самых охраняемых прав, так и самых на­рушаемых. Лицам, которые принадлежат к этническим мень­шинствам, разрешено изучение языка своей национальности и получение образования на этом языке. Однако данная норма является декларативной. Существует множество примеров ее нарушения, и, подчеркнем, что практически все страны не не­сут ответственности за них (в частности, события в Литве, Укра­ине, Казахстане).

Существующий на сегодняшний день механизм регу­лирования недостаточен для полного разрешения данного вопроса. Это обусловлено тем, что не существует и не может существовать типичных общественных отношений, подлежа­щих урегулированию.

Таким образом, международное право не только призна­ет факт наличия разных национальных, этнических и языковых меньшинств, но и осуществляет активные действия по обеспе­чению недискриминации и защиты этих групп, сохранению их самобытности. Целями разработки международных норм в сфере регулирования прав национальных меньшинств являются следующие: обеспечить надлежащие условия проживания мень­шинств в каждой стране, совершенствовать демократические ин­ституты государства и общества, расширить права человека. Од­нако, несмотря на существование международных документов, в которых действительно на достаточно высоком уровне закрепле­ны права национальных меньшинств, они все равно нарушаются на практике, а к ответственности государства и их представители привлекаются редко. Поэтому, на наш взгляд, необходимо до­работать механизм контроля над исполнением предписанных норм, а также выработать надежный, крепкий и всесторонний механизм защиты прав национальных меньшинств со стороны международного сообщества.

ШАМСУТДИНОВ Магомед Каландарович
магистрант кафедры конституционного и международного права Юридического факультета Дагестанского государственного университета

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://eurasialaw.ru/nashi-rubriki/yuridicheskie-stati/zashchita-prav-natsionalnykh-menshinstv-mezhdunarodnyj-aspekt

Нарушение прав национальных меньшинств
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here