Обжалование решения налогового органа в судебном порядке

Самое главное по теме: "Обжалование решения налогового органа в судебном порядке" с профессиональной точки зрения. Мы собрали и подготовили ответы на многие сопутствующие вопросы. Если вы не нашли на них ответ, то можете обратиться к дежурному консультанту.

Обжалование решения налогового органа в судебном порядке

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Письмо Минфина России от 17 января 2014 г. № 03-02-08/1243 О порядке обжалования действий или бездействия должностных лиц налоговых органов

Вопрос: О порядке обжалования действий или бездействия должностных лиц налоговых органов.

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает, что обращение в соответствии с п. 9.20 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 № 82н, направлено по принадлежности в Федеральную налоговую службу.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном Кодексом, в том числе на основании информации, полученной от физических лиц.

Отбор объектов для проведения выездных налоговых проверок осуществляется налоговыми органами в соответствии с Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок и Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков (Приложения 1 и 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected]).

В силу п.п. 1 и 2 ст. 102 Кодекса любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, поименованных в указанном пункте, составляют налоговую тайну и не подлежат разглашению, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Обжалование действий или бездействия должностных лиц налоговых органов осуществляется в порядке, установленном разд. VII Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 138 Кодекса действия или бездействие должностных лиц налогового органа могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 139 Кодекса в редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 153-ФЗ жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана, если иное не установлено Кодексом, в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.

Решение по жалобе на действия или бездействие должностных лиц налогового органа, в соответствии с абз. 2 п. 6 ст. 140 Кодекса, принимается налоговым органом в течение 15 рабочих дней со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов, но не более чем на 15 дней.

В случае если решение по жалобе не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные п. 6 ст. 140 Кодекса, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке. Действия или бездействие должностных лиц ФНС России обжалуются в судебном порядке (п. 2 ст. 138 Кодекса).

Жалобы на действия или бездействие должностных лиц налоговых органов, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством и иными федеральными законами (ст. 142 Кодекса).

Заместитель директора
департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики
Минфина России
Р.А. Саакян

Обзор документа

Действия (бездействие) должностных лиц налогового органа могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) суд в предусмотренном порядке. Так, в первый жалоба подается через инспекцию, действия (бездействие) сотрудников которой обжалуются. Срок — в течение года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Если он пропущен по уважительной причине, то может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.

Решение по жалобе принимается в течение 15 рабочих дней со дня ее получения. В некоторых случаях данный срок может быть продлен руководителем (его заместителем) вышестоящего налогового органа, но не более чем на 15 дней. Во-первых, если необходимо получить документы (информацию) для рассмотрения жалобы от нижестоящих налоговых органов. Во-вторых, если подавшее жалобу лицо представило дополнительные документы.

Если решение не принято в срок, действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов могут быть обжалованы в суд. Действия (бездействие) работников ФНС России обжалуются в судебном порядке.

Источник: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70481062/

О нюансах обжалования актов налоговых органов рассказали финансисты

AndreyPopov / Depositphotos.com

Регулированию процедур обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц посвящен раздел VII Налогового кодекса. В частности, ст. 138 НК РФ предусматривает возможность обжалования актов налоговых органов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб), в вышестоящий налоговый орган и (или) в судебном порядке. При этом обжалование актов ненормативного характера ФНС России, действий или бездействия ее должностных лиц допускается только в судебном порядке.

Напомним, законодательство не содержит понятия ненормативного правового акта. Однако в соответствии с определением Конституционного суда Российской Федерации от 4 декабря 2003 г. № 418-О под таким актом понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный любым должностным лицом налогового органа, касающийся конкретного налогоплательщика и нарушающий его права.

Может ли налогоплательщик обратиться в суд в случае отмены оспариваемого решения инспекции вышестоящим налоговым органом? С правовой позицией судов по данному вопросу ознакомьтесь в разделе «Налоговый кодекс РФ» «Энциклопедии судебной практики» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Порядок и сроки обжалования в вышестоящий налоговый орган и особенности рассмотрения жалоб и принятия решения по ним вышестоящим налоговым органом определены в ст.ст. 138-140 НК РФ. В частности, в п. 3 ст. 140 НК РФ перечислены возможные решения вышестоящего органа по итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) – последний может оставить жалобу без удовлетворения, отменить акт налогового органа ненормативного характера, отменить решение налогового органа полностью или в части или отменить его полностью и принять по делу новое решение, а также признать действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и вынести решение по существу.

Финансисты напоминают, что в соответствии с п. 5 ст. 140 НК РФ нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки может служить основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Читайте так же:  Окончание судебного разбирательства гпк

Также подчеркивается, что обращение к исполнению решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к такой ответственности возлагается на тот налоговый орган, который вынес соответствующее решение. Вступившее в силу решение вышестоящего налогового органа при рассмотрении им жалобы в апелляционном порядке направляется в налоговый орган, вынесший первоначальное решение, в течение трех дней со дня вступления решения в силу (п. 2 ст. 101.3 НК РФ).

Источник: http://www.garant.ru/news/1197944/

Без ответа

Согласно п. 5 ст. 4 АПК РФ и п. 5 ст. 101.2 НК РФ налогоплательщики вправе обращаться в арбитражный суд с обжалованием решений налоговых органов по выездным и камеральным налоговым проверкам только после соблюдения обязательного досудебного порядка обжалования решений в вышестоящем налоговом органе путем подачи апелляционной жалобы в Управление ФНС (УФНС) по субъекту Федерации через территориальную ИФНС.

В постановлении Президиума ВАС РФ от 24 мая 2011 г. N 18421/10 указано, что досудебный порядок распространяется не только на решения о привлечении (об отказе привлечения) к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, но и на решения об отказе полностью или частично в возмещении заявленной налогоплательщиком суммы налога и решения о частичном возмещении сумма налога.

Указанная правовая позиция была воспроизведена и в определении ВАС РФ от 18 июля 2011 г. N ВАС-3421/11.

В п. 3 ст. 140 НК РФ установлено, что вышестоящий налоговый орган обязан принять решение в течение одного месяца, с момента принятия такого решения согласно п. 2 ст. 101.2 НК РФ вступает в силу решение нижестоящего налогового органа и согласно п. 4 ст. 198 АПК РФ начинается отсчет трехмесячного срока для обжалования в арбитражном суде решения налогового органа.

Однако на практике возникают ситуации, когда по истечении одного месяца УФНС не принимает никакого решения, и возникает практический вопрос: «Можно ли обжаловать в арбитражном суде решение ИНФС, по которому в течение месяца УФНС не приняло никакого решения?»

В п. 4 ст. 198 АПК РФ указано, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении своих прав и законных интересов.

В п. 5 ст. 101.2 НК РФ содержится двухступенчатая норма:

— решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе;

— в случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

Как понимать фразу «стало известно»?

Если в течение одного месяца получено решение УФНС — это и есть «стало известно».

А если решения нет, а прошло уже несколько месяцев?

А кому тогда п. 3 ст. 140 НК РФ предписывает принять решение в течение одного месяца?

Вышестоящему налоговому органу, вестимо, однако он за нарушение этого срока никакой ответственности не несет и за бездействие наказан быть не может (см. постановление Президиума ВАС РФ от 1 февраля 2011 г. N 13065/10).

Тем не менее, если месяц истек, а решения Управления ФНС нет, все-таки можно подавать в суд заявление с обжалованием решения территориального налогового органа!

Этот вывод следует из правоприменительной практики:

— в Постановлении Президиума ВАС РФ от 20 ноября 2007 г. N 8815/07 подчеркивается, что срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ, должен исчисляться с момента истечения срока для рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом;

— в Определении ВАС РФ от 19 ноября 2009 г. N ВАС-14644/09 также отмечено, что срок для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, в случае обжалования ненормативного акта налогового органа в вышестоящую инстанцию, следует исчислять с момент получения ответа вышестоящего налогового органа или с момента истечения срока для ответа — если ответа на жалобу не последовало;

— в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 17 марта 2009 г. по делу N А42-5218/2008 указано, что «срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ, должен исчисляться с момента истечения срока для рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом».

Несмотря на то что суды в некоторых случаях весьма либеральны к определению процессуальных сроков для обращения в суд (см., в частности, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 8 октября 2009 г. N А39-943/2009), ничто не мешает налогоплательщикам обращаться в суд, не дожидаясь решения вышестоящего налогового органа, которое не принято по истечении одного месяца (см., в частности, постановление ФАС Центрального округа от 7 июля 2009 г. N А08-900/2009-16, в котором констатируется, что исчисление процессуального срока для судебного обжалования решения налогового органа с даты вынесения решения вышестоящим налоговым органом фактически лишает налогоплательщика права на обращение в суд, в связи с чем срок, предусмотренный п. 4 ст. 198 АПК РФ, должен исчисляться с момента истечения срока для рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом).

Правомерность обращения в суд при соблюдении досудебного порядка обжалования решения налогового органа в УФНС по субъекту Федерации, но при отсутствии информации о принятом УФНС решении, подтверждена в постановлении ФАС Московского округа от 27 мая 2010 г. N КА-А41/5186-10 по делу N А41-25652/09. В постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 17 мая 2010 г. по делу N А32-48298/2009-66/853 было признано соблюдение налогоплательщиком досудебного порядка обжалования решения налогового органа при подаче апелляционной жалобы в УФНС и заявления в суд в один день.

Однако в Рекомендациях Научно-консультативного совета ФАС Волго-Вятского округа от 10 октября 2010 г. N 7 «О практике применения налогового законодательства» на конкретный вопрос: «Должен ли суд считать досудебный порядок соблюденным, если налогоплательщик обжалует в административном порядке решение по результатам проверки, срок рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом на день подачи в суд заявления пропущен, но решение по жалобе не вынесено?» была дана иная рекомендации судам округа: «Исходя из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 20.11.2007 N 8815/07, суд должен считать досудебный порядок соблюденным только в том случае, если налогоплательщик обжалует в административном порядке вступившее в законную силу решение по результатам проверки (п. 3 ст. 101.2 НК РФ), а вышестоящий налоговый орган в установленный срок (п. 3 ст. 140 НК РФ) не вынес решение по жалобе».

В любом случае последнее слово за судом, однако сама по себе попытка обжалования в суде не вступивших в силу решений налоговых органов должна побудить Управления ФНС соблюдать отведенный им для ответа срок в один месяц.

Читайте так же:  Мировое соглашение в сводном исполнительном производстве


Источник: http://rg.ru/2011/09/13/nalogi.html

Порядок обжалования решений налоговых органов

Сначала в ФНС или сразу в суд? А срок, какой … Определенные законодательные нововведения несколько усложнили процесс обжалования налогоплательщиком действий тех или иных налоговых органов. Так, вместо ранее предусмотренной возможности выбора способа обжалования действующее законодательство установило императивно требование о досудебном урегулировании налоговых споров, которое является обязательным и при несоблюдении данного порядка суд откажет в принятии искового заявления.

С 2009 г. действуют требования, согласно которым для обжалования незаконных решений налоговых органов требуется обязательное соблюдение досудебного порядка урегулирования спора.

Такое требование распространилось на следующие виды решений:

  • О привлечении налогоплательщика к ответственности;
  • Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности.

По требованиям «О возмещении НДС», «Об уплате налога», «О предоставлении документов», «О приостановлении операций по счетам в банках» и иным, такой порядок является необязательным.

1) Апелляционное обжалование.
К примеру, была проведена выездная налоговая проверка, налоговый орган вынес Решение о привлечении вас к ответственности за совершение налогового правонарушения. Хоть решение и вынесено, но оно еще не вступило в законную силу, а значит, у вас есть 10 дней на апелляционное обжалование. Если Вы не согласны, то в течение 10 дней обращаетесь в вышестоящий налоговый орган. Данная апелляционная жалоба будет рассматриваться в течение одного месяца, по результатам которой будет вынесено одно из следующих решений:

  1. Оставить без изменений, а жалобу без удовлетворения;
  2. Отменить или изменить решение полностью или в части и принять новое решение;
  3. Отменить решение и прекратить производство по делу.

И только после того, как будет вынесено решение, Вы будете привлечены или освобождены от ответственности, с вас взыскивается штраф, приостанавливаются операции по счетам в банках и др.

Ситуация уже другая, в рамках все той же выездной проверки было вынесено Решение о привлечении вас к ответственности, но был пропущен десятидневный срок. Значит, Решение вступило в законную силу, и на вас накладывается штраф. Вы обязаны уплатить его, но не лишаетесь права обжаловать. Для этого подаете жалобу в течение одного года в вышестоящий налоговый орган, где жалоба также рассматривается один месяц и выносится все те же Решения. Если отменяется Решение нижестоящего налогового органа, то Вы получаете выплаченную ранее сумму штрафа.

Возникает логичный вопрос, какую процедуру лучше выбрать? Безусловно, лучше выбрать апелляционное обжалование, поскольку это быстрее и выгоднее.

Плюсы и минусы досудебного урегулирования налогового спора

  • Не нужно платить государственную пошлину при обжаловании;
  • Приостановление исполнения решение до момента рассмотрения жалобы вышестоящим органом;
  • Срок рассмотрения от 1 до 2 месяцев;
  • Возможность в дальнейшем защитить себя в судебном порядке, тщательно подготовившись к делу.

Минусами, безусловно, можно признать следующее:

  • В некоторых спорах является обязательным требованием;
  • Вышестоящие органы не заинтересованы в отмене решений своего органа;
  • Приостановление исполнения Решения – право, а не обязанность налоговой;
  • Срок, отведенный на подачу апелляционной жалобы небольшой, а в случае простого обжалования большая вероятность пропустить срок на судебную защиту.

Судебное урегулирование налоговых споров

Все споры, по которым обращаются в суд можно условно разделить на следующие группы:

  1. Оспаривание нормативного акта ФНС;
  2. Оспаривание решений и действий (бездействий) Налоговой службы.

1) Оспаривание нормативного акта ФНС

Оспаривание НПА ФНС осуществляется по правилам главы 21 КАС РФ. Для этого необходимо обратиться в суд общей юрисдикции с соответствующим заявлением. Заявителем может быть как лицо, на которого распространяется действие данного НПА и нарушаются интересы и права, так и потенциальный налогоплательщик. Оспариваться может нормативный правовой акт в части или полностью. Срок для оспаривания ограничен рамками действия данного НПА, а срок, связанный с рассмотрением дела, может варьироваться от 2 до 3 месяцев.

Данная категория спора встречается достаточно редко, по причине условного соответствия федеральному законодательству и малому количеству обращений в суд. Не всегда такие обращения могут быть вынесены в вашу пользу!

Для примера, в декабре 2016 было обращение в Верховный Суд РФ о признании недействующим нормативный правовой акт, а именно Инструкции об организации проведения служебной проверки ФНС. Свое требование гражданка С. мотивировала тем, что для нее, как гражданской служащей не определены права на обжалование, сроки назначения, проведения, истребования письменных объяснений, не указаны также процессуальные гарантии и уполномоченное на такие действия должностное лицо ФНС. Однако после тщательного анализа было отказано в удовлетворении.

2) Оспаривание решений и действий (бездействий) налоговой службы

Для данной категории споров предусматривается административный и судебный порядок защиты. Как уже говорилось ранее, в некоторых случаях административный (досудебный) порядок обязателен, в остальном же для вас предусматривается выбор. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, обращаются в арбитражный суд. Основаниями для такого заявления может быть следующая совокупность условий: противоречие закону, нарушение прав, создание препятствий для осуществления нормальной предпринимательской деятельности.

Если срок пропущен по уважительной причине, то по общему правилу такой срок может быть восстановлен. Что касается срока, определенный законом на рассмотрения дела в суде, то он составляет 3 (а в некоторых случаях 6) месяцев. После вынесения решения арбитражного суда первой инстанции, Вы имеете право на подачу апелляционной, кассационной и надзорной жалобы.

Апелляционная жалоба подается до вступления в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции, т.е. в течение одного месяца. В случае пропуска данного срока или же вынесено апелляционной инстанцией решения об отказе, то Вы имеете право в течение двух месяцев со дня вступления в силу законного решения обратиться с кассационной жалобой. Последней ступенькой является обращение с надзорной жалобой, рассматриваемой Президиумом Верховного Суда от двух до трех месяцев.

В практике складывается очень интересная ситуация, когда ненормативные акты фактически соответствуют нормативным требованиям. Что в этом случае делать и куда обращаться? Конституционный Суд в Постановлении от 31.03.2015 г. №6-П указал следующее: «такие акты часто содержат разъяснение или нормативное толкование налоговых законов, обязательное для применения всеми территориальными налоговыми органами, которое может противоречить действительному смыслу законов и, тем самым, нарушать законные права налогоплательщиков». Хоть КС РФ не признал данное положение не соответствующим Конституции, однако дал разъяснения, что данные дела не подсудны ВС РФ и поэтому следует обращаться в арбитражные суды, применяя главу 24 АПК РФ.

И так, законом предусмотрены правовые средства для защиты – административный и судебный порядок разрешения налогового спора. Какой выбирать? Все зависит от сложности дела, предписания в законе, материально-финансовой составляющей, привлечения квалифицированного специалиста, объективности вынесения решения, срока рассмотрения и многих других факторов. И самое важное – Ваш выбор будет зависеть от конкретных обстоятельств дела.

Источник: http://zhorin.com/articles/poryadok-obzhalovaniya-resheniy-nalogovykh-organov/

Порядок оспаривания решения после налоговой проверки

На основании акта налоговой проверки, налоговый орган выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. При этом соответствующее решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения.

Читайте так же:  Жалоба на судебный приказ мирового судьи образец

Жалоба на решение налогового органа

Налоговый кодекс РФ (Налоговый кодекс) дает возможность налогоплательщику составлять жалобы на решение налогового органа, а так же на прочие нарушения своих прав.

Существуют два вида жалоб на принятое решение: апелляционная и обычная. Апелляционная так же как и обычная жалоба, подается в письменном виде и отличается от обычной сроками и порядком представления. Срок подачи апелляционной жалобы – в течение 10 дней с момента получения решения налогового органа. Апелляционная жалоба подается на решение налогового органа, не вступившее в силу.

Главное отличие апелляционной жалобы от обычной заключается в том, что в случае подачи апелляционной жалобы, решение налогового органа приостанавливается. В последствии оно вступает в силу лишь с даты утверждения его вышестоящим налоговым органом или с даты принятия вышестоящим налоговым органом нового решения или с даты изменения решения нижестоящего налогового органа вышестоящим.

Статья 139 НК РФ (Налоговый кодекс Статья 139) устанавливает трехмесячный срок для подачи жалобы на нарушение прав налогоплательщика. Течение данного срока начинается со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. А жалоба на вступившее в силу решение налогового органа (не обжалованное в апелляционном порядке) подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Приказом МНС РФ от 17.08.01 № БГ-3-14/290 утвержден Регламент рассмотрения споров в досудебном порядке (далее Регламент). При составлении жалобы необходимо учитывать порядок составления жалоб, изложенный в данном Регламенте. Отсутствие указаний на предмет обжалования и обоснование заявляемых требований, отсутствие подписей уполномоченных лиц и печати организации (в определенных случаях и доверенности на лицо, подающее или подписавшее жалобу), будет являться формальным поводом для отказа в ее удовлетворении. Причем совсем не факт, что об этом станет известно при подаче документа. Наиболее вероятно получение подобного «ответа» на жалобу через 10 дней после ее получения вышестоящим налоговым органом (такой срок предусмотрен в вышеуказанном Регламенте).

Апелляционная жалоба подается в письменной форме в вынесший решение налоговый орган (с пометкой «в УФНС по …»), который в течение 3-х дней передает ее в вышестоящий налоговый орган.

Прикладывать к жалобе документы не требуется. Это обязан сделать нижестоящий налоговый орган при передаче на рассмотрение вышестоящему.

Поданную жалобу можно отозвать до принятия по ней решения. Однако, это лишит организацию возможности повторной подачи жалобы по тем же основаниям или тому же должностному лицу.

Организация вправе исполнить решение (полностью или частично) до вступления его в силу. При этом подача апелляционной жалобы не лишает компанию права исполнить не вступившее в силу решение (полностью или частично).

Порядок обжалования решения налогового органа приведен в ст. 101.2 НК РФ (Налоговый кодекс Статья 101.2).

Решение, не обжалованное в апелляционном порядке, может быть обжаловано в обычном. Однако обычная жалоба автоматически не приостанавливает исполнение решения налогового органа. Для приостановки исполнения потребуется составлять ходатайство, причем оно будет удовлетворено только в том случае, если налоговый орган полагает (имеет для этого достаточные основания), что обжалуемый акт или действие не соответствует Законодательству РФ. То есть на приостановку исполнения решения в такой ситуации лучше особенно не рассчитывать.

Для сравнения законодательных норм: заявление об обеспечении иска, подаваемое в судебные органы, рассматривается арбитражным судом не позднее следующего дня после дня поступления заявления в суд. В то же время Налоговый кодекс РФ не указывает срок, в течение которого вышестоящий налоговый орган должен рассмотреть заявление о приостановлении обжалуемого решения. Следовательно, можно сделать вывод о том, что вышестоящие налоговые органы не будут реагировать на ходатайства налогоплательщиков так же оперативно.

Изменения с 2009 года

С 01.01.09 решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. Данное изменений было введено Федеральным законом от 27.07.06 № 137-ФЗ .

Следует отметить, что введенный таким образом апелляционный порядок является ограничительным для реализации конституционного права налогоплательщика на судебное обжалование. Это нарушает положения ч. 1 ст. 46 (Конституция Статья 46), ст. 55 Конституции РФ (Конституция Статья 55), декларирующие судебную защиту прав и свобод как гарантию в отношении всех других конституционных прав и свобод. Если практика покажет, что такой порядок действий неэффективен, данный довод может стать хорошим основанием для обращения налогоплательщиков в Конституционный суд.

Требование о необходимости обращения с жалобой сначала в вышестоящий налоговый орган, а только после этого в суд, касается лишь оспаривания решений инспекций о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Другие решения налогового органа:



    об отказе в зачете или возврате излишне уплаченного (взысканного) налога,

об отказе в применении налоговых вычетов,

о взыскании налога за счет прочего (не денежного) имущества налогоплательщика,

об аресте имущества организации,

о приостановлении операций по банковским счетам налогоплательщика

могут быть обжалованы непосредственно в арбитражный суд, минуя обращение в вышестоящий налоговый орган.

Так же следует иметь в виду, что понятия «вышестоящий налоговый орган» и «вышестоящее должностное лицо» не тождественны. Действия или бездействие налогового инспектора обжалуются не в вышестоящий налоговый орган, а его руководителю, то есть вышестоящему должностному лицу.

Решение по жалобе

По итогам рассмотрения жалобы, вышестоящий налоговый орган вправе:



    оставить жалобу без удовлетворения

отменить акт налогового органа

отменить решение налогового органа

  • изменить решение или вынести новое решение
  • Решение по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Срок может быть продлен, но не более чем на 15 дней (причем рабочих дней), фактически увеличивая срок рассмотрения жалобы еще на 3 недели.

    При этом нужно иметь в виду, что вышестоящий налоговый орган будет вести отчет месячного срока с момента официальной регистрации жалобы именно в вышестоящем налоговом органе или у вышестоящего должностного лица.

    О принятом решении налоговый орган обязан сообщить лицу, подавшему жалобу, в течение 3-х дней со дня его принятия.

    Как итог получается, что ответ вышестоящего налогового органа по своей жалобе компания должна получить почти через 2 месяца с даты подачи.

    В Определении ВАС РФ от 21.09.07 № 8815/07 встал на защиту налогоплательщиков указав, что пропуск срока на обращение в суд в связи с ожиданием решения налогового органа фактически лишает налогоплательщика права на оспаривание ненормативного правового акта инспекции в судебном порядке после обращения с жалобой в вышестоящий налоговый орган. И установленные в АПК РФ (Арбитражный процессуальный кодекс) ограничения по срокам не должны рассматриваться как препятствие реализации права на использование внесудебных процедур разрешения налоговых споров. На основании вышеизложенного судебная коллегия сделала вывод о том, что в данном случае трехмесячный срок начинает исчисляться со дня вручения или получения обществом решения вышестоящего органа.

    Читайте так же:  Исковая давность коллектор кредит

    Однако на лицо неувязка в законодательстве: максимальное использование срока на обжалование решения налогового органа, вступившего в законную силу (1 год), приведет к пропуску законного срока на судебное обжалование (3 месяца). Таким образом получается, что налогоплательщик, обратившийся с жалобой в вышестоящий налоговый орган например через 4 месяца с момента вступления решения в силу, теряет возможность на судебное обжалование. Получается, что возможность для обжалования решения в административном порядке не утрачена, однако срок для обращения в суд истекает. Налогоплательщик, конечно, может направить в суд ходатайство о восстановлении пропущенного по уважительной причине срока, однако никаких гарантий положительного решения в данном случае нет.

    Поданная организацией жалоба согласно Регламенту (в том числе и апелляционная) после изучения ее вышестоящим налоговым органом, «возвращается» в нижестоящий налоговый орган для составления заключения. Получается, что предварительное заключение будет готовить тот налоговый орган, на решение которого жалуется организация. Вышестоящий налоговый орган так же может запросить у нижестоящего копии документов, необходимых для рассмотрения жалобы.

    Однако в большинстве случаев это приводит к тому, что в вышестоящий налоговый орган поступает не заключение, а обоснование по каким причинам необходимо отказать тому или иному налогоплательщику. Получив такое «заключение» вышестоящему налоговому органу остается только дополнить его доводами против компании и передать его налогоплательщику. Ну а если речь идет о налогоплательщике, в отношении которого решение уже вступило в силу, то к моменту, когда суд примет к производству соответствующее исковое заявление, решение уже наверняка будет исполнено.

    Что касается практической реализации своего права, то подавая жалобу в вышестоящий налоговый орган, в обязательном порядке следует выяснить входящий номер письма (жалобы) и телефон непосредственного исполнителя. Это позволит в последствии отслеживать прохождение жалобы. В подавляющем большинстве случаев удается узнавать о судьбе документа и о предварительном результате заранее (по телефону).

    Удовлетворение жалобы вышестоящим налоговым органом в моей практике случалось лишь в каждом пятом случае, и я склонен рассматривать эти случаи лишь как исключение.

    Законодатель, введя обязательный досудебный порядок для обжалования решений налогового органа, фактически вынудил налогоплательщиков обращаться с жалобами на налоговый орган в сам налоговый орган. Соответственно, налогоплательщикам не стоит обнадеживаться, что вышестоящий налоговый орган примет их сторону, поскольку вся система налоговых органов выполняет одни и те же задачи по сбору налогов.

    Судя по всему, законодатель, вводя процедуру досудебного разбирательства, хотел уменьшить нагрузку на арбитражные суды. Однако опять вместо «как лучше» получили «как всегда».

    Будем надеяться, что сам факт подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган будет предполагать будущую судебную тяжбу, а значит и статистика в принятии решений по жалобам претерпит некоторые изменения. В подавляющем большинстве случаев такие жалобы позволяют избегать лишь откровенного «беспредела». Принципиальных вопросов, а особенно принятых на основании разъяснений тех же вышестоящих органов, без арбитража, к сожалению, не решить.

    Источник: http://ppt.ru/news/64830

    Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

    Процедура досудебного урегулирования налоговых споров: обязательна ли, что собой представляет

    Налоговым кодексом РФ (далее — НК) в ст. 137 предусматривается два различных варианта защиты налогоплательщиками нарушенных, по их мнению, прав действиями (либо бездействием) налоговиков, а также их актами (в том числе налагающими ответственность и соответствующие штрафные санкции).

    Одним из них является обращение в судебный орган с заявлением об оспаривании незаконных действий и решений, другой же предполагает досудебное урегулирование спорных вопросов в форме направления соответствующей жалобы в орган ФНС, являющийся вышестоящим по отношению к тому, чьи решения обжалуются. Иных способов досудебной защиты прав налогоплательщиков (как рядовых граждан, так и хозяйствующих субъектов) налоговым законодательством не предусматривается.

    Соблюдение досудебного порядка на основании п. 2 ст. 138 НК является обязательным.

    При этом оно также имеет две формы, применяемые в зависимости от двух факторов:

    1. Вступление ненормативного акта в законную силу.
    2. Характер решений и действий, которые подлежат обжалованию.

    Так, на основании п. 1 ст. 138 НК существуют особенности досудебных налоговых споров об обжаловании акта инспекции ФНС о привлечении лица к ответственности (либо об отказе в этом), которое еще не обрело юридическую силу, и всех иных решений и действий налоговиков. В первом случае должна быть подана апелляционная жалоба, иные споры предполагают направление просто жалобы.

    Досудебный порядок урегулирования спора: этапы

    Процесс разрешения спора рассматриваемой категории на основании ст. 139, 139.1, 139.3 и 140 НК складывается из следующих этапов:

    • формирование и направление жалобы, которое хотя и осуществляется в вышестоящий орган (чаще всего в региональное управление ФНС), но делается это через орган, являющийся стороной спора;
    • вынесение решения о принятии жалобы к рассмотрению или отказе в предметном ее рассмотрении в силу законных обстоятельств;
    • уведомление заинтересованных сторон (и в первую очередь — заявителя) о времени рассмотрения спора по существу, дате и месте заседания;
    • предъявление заявителем дополнительных доказательств, аргументов и объяснений;
    • запрос дополнительных материалов, касающихся дела, в нижестоящем органе;
    • непосредственное рассмотрение;
    • вынесение мотивированного решения по досудебному налоговому спору;
    • вручение письменного решения заявителю.

    Важное (а иногда и решающее) значение в процессе досудебного решения спора играют сроки, установленные законом. Так, например, жалоба может быть подана лишь до истечения года со дня нарушения прав, а апелляция подается до вступления решения в силу. Перенаправление жалобы в компетентный орган осуществляется в 3-дневный срок, в этот же срок заявителю должно быть вручено или направлено итоговое решение по жалобе.

    Рассмотрение жалобы по существу

    Соответствие направленной жалобе требованиям ст. 139.2 и 139.3 НК является основанием для ее принятия и рассмотрения спора по существу. По общему правилу разрешение дела в силу п. 2 ст. 140 НК осуществляется в отсутствие заявителя (что не мешает ему по личной инициативе присутствовать на рассмотрении) на основании тех материалов, которые были представлены налоговым органом и лицом, обжалующим его действия.

    Общий срок рассмотрения дел данной категории в досудебном порядке на основании абз. 2 п. 6 ст. 140 НК составляет 15 дней со дня поступления жалобы к налоговикам (входящая дата регистрации жалобы или штемпель почтовой службы с датой доставки). Однако по решению руководителя органа он может быть продлен единожды на тот же срок. Исключение составляет жалоба на акт, которым лицо было привлечено к ответственности, в этом случае срок установлен в 1 месяц (абз. 1 п. 6 ст. 140 НК).

    Заканчивается рассмотрение принятием мотивированного решения в соответствии с п. 3 ст. 140 НК:

    • об отказе в удовлетворении требований заявителя;
    • о признании акта незаконным и подлежащим отмене или изменению;
    • о признании незаконными действий (бездействия) и следующие за этим решения;
    • об изменении или отмене решения органа в определенной части.
    Читайте так же:  Примеры срока подачи апелляционной жалобы

    Лишь по завершении данной процедуры возможно дальнейшее судебное обжалование.

    Итоги

    Обязательный порядок досудебного разрешения налоговых споров должен отвечать требованиям налогового законодательства (раздел VII НК). Основанием начала пересмотра решения или действия налогового органа является жалоба заинтересованного лица, по результатам рассмотрения которой вышестоящий налоговый орган выносит одно из предусмотренных НК решений.

    Об обжаловании решения налогового органа в суде читайте в этой статье.

    Основные правила разрешения налоговых споров — здесь.

    Источник: http://nalog-nalog.ru/otvetstvennost/dosudebnyj_poryadok_uregulirovaniya_nalogovyh_sporov/

    Можно ли оспорить решение налоговой инспекции?

    Если физическое лицо или организация не довольны решением налогового органа, то они вправе его обжаловать. С 2009 года обязателен порядок досудебного решения спора.

    Решить любые юридические проблемы можно легко с помощью юристов зарегистрированных на сайте — цену выполнения задания (проконсультировать, составить иск, подать жалобу и т.д) назначаете Вы сами, а юристы подают заявки на ваше задание, вам остается только выбрать лучшего. Оставить задание:

    Основания обжалования

    Требования о предварительном обращении с заявлением об обжаловании постановления инспектора ФНС распространяются в случае, когда гражданина или компанию привлекают к административной ответственности.

    Досудебный порядок решения спора необязателен по следующим требованиям:

    • о возмещении НДС;
    • о порядке уплаты налога;
    • о предоставлении документов для расчета налогового платежа;
    • о приостановлении операций по начислениям налога.

    Для административного обжалования потребуется обращение в налоговую инспекцию с заявлением. В нем нужно подробно изложить существующую ситуацию. Например, инспекция неверно рассчитала сумму налога на имущество физических лиц или земельный налог, и гражданин узнал это к моменту наступления срока оплаты.

    Правовые нюансы

    Если платеж не будет своевременно внесен, то за просрочку гражданину будут начислены пеня и штраф в размере до 40% от суммы неуплаченного налога. Порядок взыскания штрафа урегулирован в НК РФ – ст. 122. Поэтому следует не мешкать с обжалованием. В заявлении нужно обозначить:

    • наименование административного органа;
    • сведения о должностном лице, которым вынесено решение;
    • основания жалобы и доводы заявителя;
    • перечень приложенных документов.

    Заявление должно быть подписано гражданином-заявителем, а также должностным лицом, которое приняло документ. Срок рассмотрения заявления составляет не меньше 1 месяца с момента поступления в налоговую инспекцию.

    Обжалование в досудебном порядке

    Налоговая инспекция вправе провести выездную проверку и принять решение привлечь организацию к административной ответственности. Если оно вынесено, то у заявителя есть 10 дней на апелляционное обжалование. При несогласии с вынесенным решением гражданин вправе обратиться в ИФНС.

    В результате рассмотрения жалобы административный орган вправе принять решение:

    • не удовлетворять жалобу и оставить решение без изменения;
    • отменить решение полностью и частично и принять по делу новый акт;
    • отменить решение и закончить производство по делу.

    После вынесения решения гражданин или организация привлекаются к административной ответственности либо освобождаются от нее. Возможно приостановление операций в банках, наложение ограничений со стороны судебных приставов.

    Процессуальные нюансы

    Обжалование возможно и после того как решение налоговой инспекции вступило в силу. Тогда заявитель обязан заплатить штраф, но у него есть год на то, чтобы обжаловать постановление налогового инспектора в административном порядке – в управление ФНС по конкретному региону. Жалоба рассматривается в течение месяца после обращения. Рекомендовано обжаловать постановление, когда оно еще не вступило в законную силу.

    Преимущества обжалования на досудебной стадии заключается в возможности не оплачивать государственную пошлину. До момента рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом приостанавливается исполнение решения.

    Недостаток обжалования в административном порядке заключается в том, что налоговая инспекция не заинтересована в отмене своих решений. Если административная жалоба не будет удовлетворена, то у заявителя есть возможность искать защиты своих прав в судебном порядке.

    Судебный порядок обжалования

    В суде можно оспорить нормативные акты ФНС. Предусмотрена возможность оспаривания решения ФНС по начисленному налогу. Оспорить ненормативный акт ФНС можно согласно нормам главы 21 КАС РФ. В качестве заявителя может выступать любое лицо, чьи права нарушают действия должностных лиц. Срок оспаривания ограничивается рамками действия нормативного акта.

    Время рассмотрения заявления в суде составляет 2-3 месяца.

    Для обжалования актов в налоговой инспекции, не связанных с коммерческой деятельностью, граждане должны обращаться в суд общей юрисдикции. Организации или индивидуальные предприниматели должны обращаться в арбитражный суд по месту регистрации.

    Срок обжалования составляет три месяца с момента вынесения налоговой инспекцией постановления. При уважительном пропуске срока он может быть восстановлен по ходатайству заинтересованной стороны.

    Подготовка искового заявления

    Если административный порядок оспаривания не возымел успеха, то придется оформлять исковое заявление по правилам ст. 125-128 КАС РФ. В иске должно содержаться:

    • наименование судебной инстанции;
    • сведения о заявителе – Ф.И.О. гражданина, наименование организации, ее юридический адрес;
    • информация о соблюдении досудебного порядка решения спора – копии административных жалоб и ответы на них;
    • документы заявителя;

    Исковое заявление можно оформить в электронной форме. Для этого нужно заполнить заявление на сайте суда. Если заявление заполняется в электронной форме, то его следует подписать электронной цифровой подписью.

    В качестве ответчика по делу выступает налоговая инспекция, которая вынесла постановление об административном штрафе. Если необходим пересчет налога, то нужно обратиться в налоговую инспекцию с заявлением о пересчете платежа.

    Документы

    К исковому заявлению потребуется приложить следующие документы:

    • документы заявителя – паспорт, учредительные документы организации;
    • сведения о рассчитанном налоге;
    • нотариальную доверенность, если интересы доверителя предоставляет квалифицированный посредник.

    Количество исковых заявлений должно соответствовать числу участников по делу. Копии документов должны быть разосланы всем сторонам процесса заказными письмами. Перечень зависит от сложности дела и обстоятельств конкретной ситуации.

    Пересчет налога осуществляется в зависимости от налогового периода и нормативных документов, принятых на муниципальном уровне. Налоговое уведомление поступает за каждый период.

    Предварительный расчет осуществляет сотрудник инспекции. При неверной сумме следует обращаться в административном порядке и снизить размер начисленного налога. Споры по налогообложению следует решать с учетом местного законодательства.

    Инструкция

    Для оспаривания решения налогового органа следует:

    1. Изучить налоговое решение и выявить основание оспаривания. Это могут быть неправильно рассчитанный налог, неучтенные льготы. Доказывать право на льготу следует самому заявителю.
    2. Написать заявление в налоговую инспекцию и попробовать оспорить решение в административном порядке.
    3. Если административные способы решения конфликта не возымели успеха, то следует обращаться в суд.

    В спорах с налоговой инспекцией часто задействован административный ресурс. Для его преодоления часто требуется помощь квалифицированного юриста.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источник: http://moyzakon.com/kak-osporit-reshenie-nalogovoy-inspekcii/

    Обжалование решения налогового органа в судебном порядке
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here