Основные нарушения прав человека в международной практике

Самое главное по теме: "Основные нарушения прав человека в международной практике" с профессиональной точки зрения. Мы собрали и подготовили ответы на многие сопутствующие вопросы. Если вы не нашли на них ответ, то можете обратиться к дежурному консультанту.

Международное право прав человека

Международное право прав человека — совокупность принципов и норм, регулирующих обязанности и ответственность государств в отношении признания, защиты и содействия соблюдению прав человека и его основных свобод. Как и любая иная отрасль международного права, международное право прав человека обладает всеми характерными чертами отрасли: специальными источниками, отраслевыми принципами и автономным предметом правового регулирования.

Основная идея международного права прав человека заключается в том, что, поскольку именно государства являются главными нарушителями прав и свобод отдельных лиц, необходим международный консенсус относительно смысла и содержания этих прав и свобод и создание работоспособного механизма, обеспечивающего их соблюдение и защиту.

Ратифицируя международные договора по правам человека, правительства обязуются осуществлять меры и принимать законодательства на национальном уровне, согласующиеся с их договорными обязательствами и обязанностями. Поэтому в национальной правовой системе предусмотрены основные механизмы защиты прав человека, гарантируемых международным правом. В тех случаях, когда национальные правовые механизмы не обеспечивают защиту от нарушений прав человека, для рассмотрения жалоб отдельных лиц и групп людей используются механизмы и процедуры на региональном и универсальном уровнях, которые помогают обеспечить, чтобы международные стандарты в области прав человека действительно уважались, соблюдались и применялись на практике.

История международного права прав человека.

Первой попыткой поставить международное право на защиту прав человека стало принятие в 1815 г. на Венском конгрессе Декларации о запрете торговли неграми-невольниками. Европейские державы впервые признали в многостороннем заявлении, что практика работорговли «противоречит принципам гуманности и всеобщей морали».

Другие международные договоры и институты конца 19-го начала 20-го веков также имели отношение к защите определенных категорий лиц и по этой причине их можно рассматривать в качестве предшественников международного права прав человека. Среди них следует упомянуть дипломатическую защиту, международное гуманитарное право, систему мандатов для управления колониями, созданную Лигой Наций, а также правовые режимы защиты прав национальных меньшинств и трудящихся, созданные под эгидой той же организации.

Тем не менее, до начала Второй мировой войны вопросы защиты прав человека на международном уровне поднимались крайне редко. Заметным исключением стала Декларация о международных правах человека, принятая 12 октября 1929 года Институтом международного права в Нью-Йорке. В декларации не упоминались права гражданина (подлежавшие внутригосударственному регулированию), а проблема защиты права на жизнь, свободу и собственность каждого человека признавались общей заботой международного сообщества.

Подписание 26 июня 1945 года Устава ООН, заложившего основы современного международного права, не стало принципиальным прорывом для международного правозащитного движения. Среди держав-победителей не было большого энтузиазма в отношении создания международно-правовой системы защиты прав человека: в США процветал расизм, Великобритания и Франция пытались удержать свои колонии, в СССР проводились массовые политические репрессии. Тем не менее, под влиянием ряда латиноамериканских стран и неправительственных организаций в Уставе ООН были добавлены несколько ссылок на права человека.

10 декабря 1948 года на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция 217 А (III) – Всеобщая декларация о правах человека. Декларация признает гражданские, культурные, экономические, политические и социальные права и, хотя она не является юридически обязательным документом, содержащиеся в ней принципы считаются в настоящее время юридически обязательными для государств либо в качестве норм международного обычного права, либо в качестве общих принципов права, признанных цивилизованными нациями.

Всеобщая декларация и принятые вслед за ней два пакта: Международный пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему 1966 г., собирательно именуемые Международным биллем о правах человека, являются основополагающими договорами по защите прав и основных свобод человека, оказывающими существенное влияние на кодификацию международного права прав человека.

Специальные принципы международного права прав человека.

Международное право прав человека, на ряду с основными принципами международного права, включает несколько специальных отраслевых принципов. К их числу относятся:

Универсальная система защиты прав человека.

Универсальная система защиты прав человека берет свое начало с принятия Всеобщей декларации прав человека в 1948 году. Основой этой системы являются вступившие в действие в течение нескольких десятилетий после принятия Декларации многосторонние договоры о правах человека, разработанные под эгидой ООН.

Девять из этих договоров ООН определила в качестве основных международных договоров по правам человека. Некоторые договоры дополняются факультативными протоколами, касающимися конкретных вопросов.

  1. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.;
  2. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.;
  3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.;
  4. Международная конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.;
  5. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания 1984 г.;
  6. Конвенция о правах ребенка 1989 г.;
  7. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г.;
  8. Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений 2006 г.;
  9. Конвенция о правах инвалидов 2006 г.

Для обеспечения подотчетности ООН создала множество механизмов контроля за соблюдением государствами-участниками их обязательств в области прав человека. Эти механизмы делятся на две категории.

  1. Уставные органы — оценивают соблюдение всеми государствами-членами ООН своих обязательств в области прав человека в соответствии с Уставом ООН:
    • Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) – департамент секретариата ООН, отвечающий за координацию работы по поощрению и защите прав человека;
    • Совет по правам человека (СПЧ) – межправительственный орган системы ООН, заменивший Комиссию по правам человека;
    • Специальные процедуры СПЧ – независимые эксперты в области прав человека, уполномоченные информировать и консультировать по конкретным вопросам в области прав человека или по ситуациям с правами человека в определенных странах.
  2. Договорные органы — комитеты независимых экспертов, которые контролируют осуществление государствами-участниками основных международных договоров по правам человека.

Универсальная система защиты прав человека все еще находится в стадии развития. Уставные и договорные органы ООН путем проведения инспекций и расследований на местах, ведения диалога с национальными правительствами и организациями гражданского общества, выпуска периодических отчетов о мониторинге и оценки индивидуальных жалоб значительно повысили осведомленность и помогли воспитать культуру более глубокого уважения к правам человека.

Региональные системы защиты прав человека.

Наряду с универсальной системой договоров и институтов, разработанных по эгидой ООН для защиты прав человека на международном уровне, отдельные региональные межправительственные организации создали собственные механизмы защиты прав человека в своих географических регионах.

Читайте так же:  Вызывают в отдел по делам несовершеннолетних

Региональные системы защиты прав человека обычно состоят из одного или нескольких многосторонних договоров, механизма контроля за соблюдением государствами-участниками этих договоров и судебного или квазисудебного органа, уполномоченного рассматривать индивидуальные иски о нарушении прав, гарантируемых в соответствии с данными договорами.

Старейшей и наиболее эффективной региональной системой защиты прав человека является европейская система. За ней последовала межамериканская система, охватывающая Западное полушарие, и формирующаяся африканская система. Хотя каждая из систем имеет свои характерные особенности, свои сильные и слабые стороны, все они борются за выплаты компенсаций жертвам нарушений прав человека и принуждение государств-участников к соблюдению их постановлений и рекомендаций.

Европейская система защиты прав человека действует на основе Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ) 1950 г. и 14 протоколов к ней. Она включает в себя Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), занимающийся рассмотрением межгосударственных и индивидуальных жалоб о нарушении ЕКПЧ, и Комитет министров Совета Европы, осуществляющий функции по надзору за исполнением государствами-участникам решений ЕСПЧ.

Межамериканская система защиты прав человека развивается в рамках Организации американских государств. В соответствии с Американской конвенцией о правах человека 1969 г. ее образуют Межамериканская комиссия по правам человека и Межамериканский суд по правам человека.

Африканская система защиты прав человека возникла в 1981 г с подписанием в рамках Организации африканского единства (ныне Африканский союз) Африканской хартии прав человека и народов, которая предусматривала создание Африканской комиссии прав человека и народов, наделенной квазисудебными полномочиями.

Защита прав человека уязвимых слоев населения.

Целью договоров о правах человека является обеспечение защиты лиц, уязвимых к нарушениям их основных прав и свобод. Существуют определенные группы, которые по разным причинам являются наиболее незащищенным и уязвимыми или традиционно являются жертвами нарушений и, следовательно, нуждаются в особой защите для равного и эффективного осуществления своих прав человека. Зачастую в документах по правам человека устанавливаются дополнительные гарантии для лиц, принадлежащих к подобным группам, требующие от государств осуществление специальных мер по их защите, даже в условиях ограниченности ресурсов.

В мерах, принимаемых государствами, приоритетное внимание должно уделяться конкретным проблемам прав человека, возникающим, например, в отношении пола, возраста, инвалидности, миграции и перемещения. Особое значение в этом контексте имеют обязательства, налагаемые международными конвенциями, направленными на защиту женщин, детей, инвалидов и трудящихся-мигрантов.

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. формулирует основополагающие принципы обеспечения прав женщин, в частности запрещают дискриминацию женщин, закрепляют равные по сравнению с мужчинами права, обязанности государств принимать особые меры для обеспечения и защиты прав и интересов женщин.

Конвенция о правах ребенка 1989 г. распространяет свое действие и защиту на каждое человеческое существо, не достигшее 18 лет. В 2000 г. к Конвенции были приняты Факультативные протоколы, направленные на защиту детей от участия в вооруженных конфликтах, а также на запрет торговли детьми, детской проституции и порнографии.

Конвенция о правах инвалидов 2006 г. и факультативный протокол к ней, закрепили как общегражданские права, так и права, присущие этой категории населения в силу ее специфических особенностей. Это такие права, как право на самостоятельный образ жизни и вовлеченность в местное сообщество, право на наивысший достижимый уровень здоровья, право на достижение и сохранение максимальной независимости, полных физических, умственных, социальных и профессиональных способностей и полного включения и вовлечения во все аспекты жизни, право на участие в культурной жизни, проведение досуга и отдыха и занятие спортом.

Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и их семей 1990 г. закрепляет трудовые, личные и социальные права мигрантов. К числу последних относятся некоторые специальные права: на крайне необходимую медицинскую помощь, уважение культурной самобытности, защиту единства семьи, создание собственных профсоюзов.

Источник: http://interlaws.ru/mezhdunarodnoe-pravo-prav-cheloveka/

Нарушение прав человека: примеры из разных стран. Всеобщая декларация прав человека

Сегодня права человека защищаются законодательством. Действует множество международных договоров, кроме того, права и гарантии закреплены в конституциях и отдельных законах государств. Но все же довольно часто происходит нарушение прав. Самые ужасающие и резонансные примеры будут описаны далее, но сначала – о Всеобщей декларации и причинах нарушения прав.

Всеобщая декларация прав

Декларация прав человека была принята ООН в 1948 году. Фактически этот документ считается только рекомендацией. Но многие его положения за годы практики приняли статус норм обычного права. Последнее означает аспекты международного права, которые исходят из правовых обычаев. На сегодняшний момент многие страны лишь частично следуют Декларации, что порождает факты нарушения прав человека. Некоторые из них далее будут рассмотрены подробнее.

Основные причины притеснений

Случаи нарушения прав человека случаются в современном мире повсеместно. Можно выделить тому несколько причин:

  1. Политический режим. Лучше всего люди защищены в условиях демократии в государстве, когда каждый отдельный член развитого общества имеет равные с другими права. Сейчас же во многих странах сложились антидемократические режимы, а в некоторых отдельных случаях – даже вовсе антинародные. Ни о какой гарантии прав не может быть и речи.
  2. Религия. Во многих азиатских и африканских странах религия оказывает серьезное влияние на жизнь общества. Радикальные течения часто притесняют, например, права женщин.
  3. Проблемы в экономике. Любые экономические трудности приводят к заметному снижению уровня жизни населения. В условиях нарастания проблем в обществе соблюдать права каждого отдельного гражданина (например, право на достойную оплату труда) становится сложнее.

Нарушения прав человека в СССР

В тридцатые-пятидесятые годы прошлого века советские лагеря были переполнены заключенными. Стать неугодным власти было очень легко. Достаточно было негативно отозваться о политических лидерах, допустить возможность установления иного государственного строя в стране или просто работать на ниве культуры и искусства не так, как настоятельно рекомендуют вожди. В лагеря были сосланы тысячи ученых, музыкантов, художников, артистов, а также крестьяне и рабочие. Все это называлось борьбой с инакомыслием.

От попадания в лагеря или от расстрела не был застрахован никто, даже крупные партийные руководители, министры или генералы армии. КГБ постоянно вело работу в области выявления «антисоветски» настроенных граждан, групп и организаций. Всем известен такой пример нарушения прав человека, как, например, «дело врачей», которое было сфабриковано в 1930 году против медиков органами государственной безопасности. Врачи якобы организовали антисоветскую организацию, целью которой было свержение существующего режима. Всех участников этой вымышленной группировки расстреляли.

Случаи нарушения прав человека в США

В США расположена военная тюрьма Гуантанамо (сейчас это тюрьма для лиц, обвиненных в террористической деятельности, или тех, которые участвовали в войне на стороне противника), где применяются пытки в виде длительного лишения сна, воздействия громкой музыки, утопления. Там считается допустимым казнить заключенных, которые под пытками признались в совершенных деяниях.

Читайте так же:  Заявление об утверждении мирового соглашения арбитраж

Один из граждан Великобритании, которому пришлось пройти тюрьму Гуантанамо, утверждает, что это настоящий ад. Бывший заключенный Шафик Расул сказал, что солдаты постоянно избивали заключенных, плевали в еду, кидали на пол священные книги (Библию, Коран) и топтали их ногами. Клетка заключенного представляла собой маленькое пространство 2х2 метра. Камеры были одиночными, заключенным сначала запрещали разговаривать друг с другом, потом – разрешали. Многие просто сходили с ума. Заключенного, который рассказал это, освободили через посредничество Международного Красного Креста, а на родине он находился под постоянным наблюдением полиции. После каждой заграничной поездки его расспрашивают о цели поездки, о том, с кем встречался и что делал.

Международный скандал разгорелся и по поводу информации о том, что правительство США использует ряд программ, которые позволяют читать сообщения любого гражданина. Эту информацию сообщил бывший программист ЦРУ и АНБ Э. Сноуден. Так Америка не только нарушила 3 статью Декларации прав человека, но и настроила против себя весь мир. До этого основатель сайта WikiLeaks Дж. Ассанж опубликовал данные о пытках заключенных в тюрьме Гуантанамо, секретные документы правительства войне в Афганистане, тысячах смертей мирных граждан в Ираке и коррупции в Кении.

Права человека в Беларуси

В Беларуси регулярно происходили и в настоящее время нередко происходят случаи нарушения прав и свобод человека и гражданина – об этом часто не забывают упомянуть американские и западноевропейские СМИ при любой подходящей и не очень подходящей возможности. Больше всего беспокоят мировую общественность следующие конкретные случаи:

  • задержания граждан Беларуси под откровенно надуманными или незаконными предлогами (особенно в ходе мирных акций протеста или митингов);
  • неудовлетворительное (совершенно не соответствующее принятым международным нормам) состояние уголовно-процессуальной системы государства;
  • серьезные ограничения на деятельность различных религиозных организаций и групп;
  • появление в СМИ и других авторитетных источниках достоверной информации, указывающей на принадлежность лиц, которые находятся на высших государственных должностях, бывших следователей и сотрудников правоохранительных органов, к неоднократным похищениям людей и казням (без суда и следствия) политических оппонентов установленного в стране режима.

Известные нарушения в Латвии

Латвия не признает более 14% населения страны гражданами (к ним даже применяется понятие «не гражданин Латвии»). Русский язык, который является родным для 37% населения страны, считается иностранным, а возможности общения на нем и изучения были резко сужены после обретения независимости республики. Сотрудникам медицинских учреждений даже запрещено обслуживать пациентов на русском языке (!). Подобные факты очень жестко нарушают многие права человека (право на родной язык, получение медицинской помощи, образование). Также это нарушает не один латвийский закон.

Нарушение права на жизнь

«Каждый человек имеет право на жизнь». Это закреплено Всемирной декларацией и конституциями многих стран мира. Но в 2007 году, например, более шести с половиной тысяч человек стали жертвами вооруженного конфликта в Афганистане, в Бразилии в том же году были убиты полицией более тысячи человек – один из самых высоких показателей. Эти явные примеры нарушения прав человека официально названы правительствами стран просто «актами сопротивления», конечно, по ним не проводились абсолютно никакие расследования.

Проблема эта характерна и для многих других стран мира. Например, в Уганде еженедельно умирают в лагерях беженцев более полутора тысяч человек, во Вьетнаме власти насильно ссылают в «исправительные учреждения» страдающих наркотической зависимостью и девушек, которые занимаются проституцией. В последнем случае этих людей объявляют подверженными заболеванию СПИДом, но в медицинском учреждении не оказывают никакой психологической помощи или адекватного лечения. Этими же действиями нарушается право на личную жизнь, защиту своей чести.

Свобода самовыражения

Каждый имеет право на свободу совести, мысли и религии. При этом в современном мире есть такие примеры нарушения прав человека:

  1. В Мьянме военное правительство то и дело разгоняет мирные акции, которые возглавляют монахи, проводит рейды в религиозных учреждениях, уничтожает имущество монастырей, расстреливает и избивает священнослужителей, незаконно удерживает протестующих, берет в заложники членов их семей.
  2. В Китае последователей религиозного направления под названием фалуньгун заключали под арест, избивали, подвергали пыткам и жестоко обращались. Христиан тоже преследовали, но не просто так, а только за проведение религиозных обрядов в местах, которые не были для этого предусмотрены государством.
  3. Власти Казахстана разрушали дома членов религиозного сообщества Кришны. Выдвигалось также официальное обвинение в том, что эта земля приобретена незаконно. Разрушены были только те строения, которыми владело сообщество Кришны.

Запрет пыток и жестоких наказаний

Помимо американской тюрьмы Гуантанамо на Кубе, пытки применяются в Демократической Республике Конго, где служащие органов государственной безопасности регулярно используют пытки по отношению к задержанным, содержат их в изолированных местах, избивают и насилуют. Задерживают там многих, кто критикует правительство.

Проблема рабства во многих странах

Еще один пример нарушения прав человека – рабство. В Российской империи работорговля была запрещена указом Петра I в 1723 году, а крепостное право отменили в 1861 году. Паспорта колхозникам начали выдавать только в 1974 году, т. е. уже во времена СССР. Последней страной, которая отменила рабство, считается Мавритания (1981 год). Однако случаи работорговли и невольничества (т. е. грубое нарушение прав человека) встречаются и в современном мире.

Только из России и стран Восточной Европы ежегодно бесследно исчезают не менее 175 тыс. человек. Жертвами торговли становятся не менее четырех миллионов человек, большинство являются гражданами малоразвитых стран Азии и Африки. Торговцы живым товаром получают огромные прибыли, составляющие по несколько миллиардов долларов. Работорговля на черном рынке – это третье по прибыльности занятие после распространения наркотиков и торговли оружием.

Большая часть рабов в развитых странах (в Европе и США) представлена девушками и женщинами, которых склонили к занятию проституцией или заставили торговать своим телом. Также принуждают людей к работе на объектах строительства и сельского хозяйства, в качестве домашней прислуги. Отдельно выделяют:

  • сексуальное рабство (особенно распространено на Ближнем Востоке, в странах Восточной Европы, Азии и Африки);
  • рабство в домашнем хозяйстве (в странах Восточной и Западной Африки, а также в диаспорах выходцев из африканских стран, которые проживают в США и Европе);
  • детский труд (чаще всего в странах Азии);
  • рабский труд мигрантов;
  • насильственное привлечение детей к участию в военных конфликтах (в Конго, Либерии, Сомали, Сьерра-Леоне).

Ответственность за нарушения

Ответственность за нарушение прав человека несут не все и далеко не всегда. Конечно, это ужасающий факт для современного мира, где царит демократия. К тому же иногда в рамках ответственности за нарушение прав граждан некоторые государства решают свои собственные геополитические или экономические трудности. Тут всплывает, например, роль США в международных отношениях. Штаты «делают» революции и войны по стандартной для себя схеме: заявляют, что в стране нарушаются права человека (к примеру, право на труд или на свободу). Затем они вводят войска для урегулирования ситуации, удовлетворяют собственные нужды (например, устраняют потенциальных соперников на политической арене или пользуются экономическими привилегиями).

Читайте так же:  Право собственности на квартиру судебная практика

Примером ответственности за нарушение прав можно считать, например, Нюрнбергский процесс над врачами 1946-1947 годов (также назывался «США против Карла Брандта»). Немецкие врачи обвинялись в следующем:

  • исследованиях влияния на организм человека переохлаждения, морской воды, пониженного давления;
  • тестировании вакцины от тифа на людях;
  • опытах по изучению трансплантации кости;
  • исследованиях с горчичным газом, который является химическим оружием;
  • реализации программы умерщвления (Т-4);
  • медицинских экспериментах по стерилизации.

Подсудимым предъявили обвинения за участие в военных преступлениях против человечности. Суд приговорил большинство врачей к смертной казни (повешение), троих — к пожизненному заключению, двоих – к 20 годам тюрьмы, одного – к 15 годам заключения, еще одного – к 10 годам. Оправданы были три врача.

Нарушения прав в повседневной жизни

Случаи нарушения прав встречаются довольно часто. Например, нарушение права на образование. Общеобразовательные школы в России отказываются принимать детей без регистрации по месту жительства, даже если у их родителей (по независящим от них причинам) нет возможности оформить регистрацию. Это уже нарушение права на образование. Любой суд постановит, что даже дети без регистрации должны иметь возможность обучаться в школьных и дошкольных учреждениях.

А еще часто нарушается право на труд. Работодатели часто не соблюдают Трудовой кодекс. Например, могут лишить работника возможности занимать какие-то места, даже если тот полностью соответствует квалификационным требованиям. Это является грубым нарушением и подлежит рассмотрению в суде.

Источник: http://www.syl.ru/article/359566/narushenie-prav-cheloveka-primeryi-iz-raznyih-stran-vseobschaya-deklaratsiya-prav-cheloveka

Основные нарушения прав человека в международной практике

Безусловно, особенности отрасли международного права прав человека влекут за собой некоторые трудности, связанные с международной защитой прав и свобод. Все трудности можно разделить на две группы: вытекающие из самого понятия прав человека и связанные с международным механизмом защиты.

Можно выделить две проблемы, связанные с определением и понятием прав человека:

— разграничение прав человека и других прав;

— классификация прав человека.

Так, на практике не всегда просто отграничить права человека от других юридических норм.

1. Например, часто в национальном праве закрепляется норма о том, что каждый имеет право защищать свои материальные и нематериальные интересы, вытекающие из права собственности на литературные, художественные и научные произведения. Возникает вопрос: является ли это право правом индивида на собственность или это применение гражданско-правового института собственности?

2. Другим примером может служить проблема разграничения прав человека и коллективных прав народов, которые возникли и существуют наряду с классическими индивидуальными правами, как права сообщества людей. Например, это право народа на существование, на развитие, на самоопределение, на благоприятную окружающую среду, на равноправие с другими народами. Проблема заключается в том, что между данными правами и индивидуальными правами нет барьера. Коллективными правами пользуется как весь народ, так и отдельные лица.

Коллективные права народов укрепляют права человека, нарушение коллективных прав приводит к нарушению индивидуальных прав.

3. Нет четкого разделения и между гуманитарным правом и правами человека. Исторически, гуманитарное право — это отрасль права, содержащая нормы, которые сложились по поводу защиты личности в вооруженных конфликтах, оно делится на правила ведения войны (Гаагское право) и правила обращения с комбатантами, с жертвами, с мирным населением (Женевское право). Каковы же взаимоотношения между гуманитарным правом и правами человека? Можно выделить две теории: теория интеграции и теория разделения. В последнее время данный термин стал иметь обобщающий характер и охватывает современные международные нормы, касающиеся прав человека во всех аспектах.

Тем не менее противники теории интеграции указывают, что это две различные отрасли с разными объектами регулирования и разной природой защищаемых прав. Однако нельзя не учитывать, что и гуманитарное право, и право прав человека действуют в одном направлении и базируются на общих принципах (например, недискриминация и безопасность индивидов).

Часто проблемой является классификация прав человека.

1. Основные и иные права. Проблема связана с тем, что нет строгого критерия деления, формально определенного перечня основных прав; более того, в международном праве не существует определения основных прав. Основные права постоянно изменяются во времени и пространстве, также в разных международных документах непостоянно и число абсолютных прав, не подлежащих ограничению. Кроме того, данная классификация нарушает принцип неделимости прав человека и дает основания для ограничения иных (не основных) прав и свобод.

2. Деление прав на индивидуальные и коллективные. Трудность заключается в том, что в нормативных актах нет понятия группы и численного критерия. Кроме того, некоторые права, являясь индивидуальными, не могут быть осуществлены одним лицом (право на вступление в брак, право на ассоциацию).

3. Гражданские и социальные, экономические, культурные права.

Эта классификация, пожалуй, является самой полезной, поскольку разделяет права по их природе, контролю, содержанию. Но в данном случае также нарушается принцип единства прав человека. Трудность также в том, что не существует четких критериев, по которым то или иное право можно отнести к гражданским или к социальным, экономическим, культурным (например, право собственности, право на вступление в брак, право на забастовку и др.).

Что касается трудностей, связанных с международным характером защиты прав и свобод, то они делятся на:

— проблемы социального характера;

— проблемы юридического характера.

Проблемы социального характера вытекают из неоднородности, постоянного расширения и рудиментарного характера международного сообщества. Современное мировое сообщество состоит из большого числа государств; более того, в последнее время наблюдается тенденция его постоянного расширения. Государства весьма разнообразны, каждое из них имеет особенности: исторические, экономические, культурные и т.п. Вообще, различают следующие виды разнородности:

Видео (кликните для воспроизведения).

— пространственная (государства различаются по площади территории);

— временная (различия между государствами связаны с продолжительностью их существования);

— демографическая (различное количество населения государств, различный уровень плотности населения, его урбанизации и т.п.);

— экономическая (различный уровень экономического развития государств);

— политическая (государства различаются по форме правления, форме государственного устройства, политическому режиму).

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в этих условиях международному праву, в том числе и нормам, регулирующим права человека и их защиту, становится все труднее быть универсальным. Эти нормы должны развиваться на региональном уровне, поскольку именно при таком развитии можно наиболее полно учитывать особенности различных государств.

Читайте так же:  Основания прекращения права государственной собственности на землю

Наконец, если сравнивать международное сообщество с государственным механизмом, то нельзя не отметить его рудиментарный характер, что также представляет препятствие для эффективного обеспечения прав человека. Так, на международной арене отсутствует разделение функций на законодательную, исполнительную и судебную. То есть нет четкого представления, кто принимает решения, кто их исполняет, кто осуществляет контроль и кто наказывает за допущенные нарушения. В международном обществе отсутствует законодатель, обязательная судебная юрисдикция (за исключением Европейского Суда по правам человека) и принудительное исполнение государствами решений международных органов.

Наряду с социальными можно выделить несколько трудностей правового характера в осуществлении международной защиты прав человека. Это базовые принципы международного сообщества, характер обязательств государств и особенности системы контроля.

Основными принципами международного сообщества являются:

1) принцип суверенитета:

2) принцип равенства государств;

3) принцип невмешательства во внутренние дела государств;

4) принцип юрисдикционного иммунитета от суда другого государства;

5) невозможность обязать государство соблюдать договорную норму, которую оно не приняло.

Данные принципы представляют собой, во-первых, трудность для того, чтобы обязать государство соблюдать те или иные международные нормы, а во-вторых, препятствие для единообразного применения международных норм.

Трудности защиты прав человека, вытекающие из характера обязательств государств — это трудности, связанные с такими международно- правовыми явлениями, как ратификация, оговорки, имплементация.

Под ратификацией понимают утверждение договора высшим органом государственной власти, в результате чего договор приобретает обязательную для государства силу. В соответствии со ст. 14 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., такое согласие государства дается, если:

— ратификация предусмотрена договором;

— участвующие государства договорились о необходимости ратификации;

— представитель государства подписывает договор год условием ратификации, или это вытекает из полномочий подписавшего лица.

Проблемы заключаются в следующем:

1) чтобы международный договор о защите прав человека вступил в силу, требуется определенное количество ратификаций (например, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод вступила в силу после 10 ратификаций, а Международный пакт о гражданских и политических правах — после 35 ратификаций), в связи с этим часто процесс вступления договора в силу занимает не один год;

2) ратификация зависит от воли государств, то есть это дискреционный акт. У государства всегда, даже после подписания договора, остается свобода выбора — ратифицировать или нет договор.

Оговорки в международных договорах по правам нарушают принцип равенства государств и их обязательств. Как уже отмечалось, это объясняется желанием международного сообщества привлечь как можно больше участников в тот или иной договор. Неоднороден и порядок представления оговорок для разных международных инструментов.

Важной для единообразного применения международных норм по правам человека является проблема соотношения и взаимодействия международного и внутригосударственного права. Хотя международное право не предписывает, каким образом государство осуществляет реализацию взятого на себя международного обязательства (так как это полностью лежит в сфере государственного суверенитета), тем не менее нельзя сказать, что международное право игнорирует этот вопрос. Механизм согласования и увязки международного и национального права базируется на принципе, согласно которому государство обеспечивает выполнение международного договора всеми находящимися в его распоряжении властными действиями в соответствии с конституционными и иными предписаниями.

Известно, что соотношение международного и внутригосударственного права в разных правовых системах и разных государствах не одинаково. Различают государства с монистической и с дуалистической системой.

Конституции монистических стран объявляют международное право частью внутреннего права. Это означает, что права и обязанности индивидов могут непосредственно регулироваться нормами, источником которых является международное право. Однако далеко не все страны придерживаются позиции, в соответствии с которой нормы международного права могут непосредственно применяться во внутренней правовой системе. Так, в государствах с дуалистической системой нормы международного права применяются, только если они трансформируются соответствующим нормативным правовым актом. То есть в данных странах отсутствует непосредственное применение международного права.

Таким образом, эффективность международно-правового регулирования, особенно в сфере прав человека, во многом зависит от возможностей и способов имплементации норм международного права во внутренние правовые системы.

Вывод. В последние десятилетия важность и значение, придаваемые правам человека, выражаются в увеличении количества международных инструментов в данной сфере и числа институтов и органов, управомоченных обеспечивать их защиту. Контроль, осуществляемый данными органами, можно разделить на судебный и несудебный.

Международно-правовая защита прав и основных свобод человека является одним из аспектов сложной и многоплановой проблемы обеспечения прав человека в целом. При этом защита прав человека во внесудебном (т.е. договорном порядке) является прежде всего задачей внутригосударственного, национального правопорядка.

Можно выделить две проблемы, связанные с определением и понятием прав человека:

— разграничение прав человека и других прав;

— классификация прав человека.

Механизм международной защиты прав человека *судебный порядок) начинает функционировать только после того, как исчерпаны возможности внутригосударственного механизма. В свою очередь, внутригосударственное законодательство по защите прав и основных свобод человека ориентировано на международно-правовые акты. Оно как можно более полно отражает и закрепляет тот объем прав и свобод индивида, который предусмотрен международными договорами.

На региональном уровне существуют четыре судебных органа, которые с разной степенью успешности и эффективности контролируют соблюдение прав человека. Это Европейский Суд по правам человека, Межамериканский Суд по правам человека, Африканский Суд по правам человека и Суд Европейских сообществ/Европейского Союза. Три первых органа были созданы специально для обеспечения прав и свобод, а Суд ЕС выполняет данную функцию в рамках контроля за соблюдением права ЕС.

Компетенция международных судебных органов в области прав человека по кругу лиц (персональная) ограничивается, как правило, факультативным характером. То есть государства свободны в выборе: признать или не признать юрисдикцию Суда. Единственным международным судебным органом по защите прав человека с обязательной юрисдикцией является Европейский Суд по правам человека после принятия

Источник: http://studbooks.net/1000881/pravo/problemy_mezhdunarodnoy_zaschity_prav_cheloveka

Тема 8 международно правовая ответствен­ность за нарушения прав человека

Международно-правовое преступление в области прав человека: понятие и содержание.

Правовые основы международной ответственности государств за нарушения прав человека.

Понятие и содержание международно-правовой ответственно­сти.

Ответственность физических лиц за совершение международ­ных преступлений,

Виды и формы ответственности государств.

Международно-правовое преступление: понятие и содержание

Укрепление международного мира и правопорядка, обеспечение реализации прав и свобод человека ,борьба с массовыми нарушениями в области прав человека, эффек­тивность функционирования международного права — все это непосредственно связано с проблемой ответственно­сти за международные правонарушения.

Читайте так же:  Полномочия суда кассационной инстанции курсовая

В международном праве под международными правонарушениями подразумевают международные деликты и международные преступления. Большинство исследователей склоняются к тому, что к международным преступлениям «следует относить особо опасные деликты, нарушающие основополагающие принципы и нормы международного права, имеющие жизненно важное значение для между­народного сообщества, и потому негативно воздействую­щие на всю систему международных отношений, Между­народными преступлениями считаются акты агрессии, колониальное господство, геноцид, апартеид, системати­ческое, массовое, грубое нарушение прав человека, серь­езные военные преступления, нанесение преднамеренного и серьезного ущерба окружающей среде, незаконный оборот наркотиков и т.п.

Правонарушение считается международным лишь в слу­чае признания его таковым каким-либо государством, международной организацией или компетентным органом — судом (государственным, международным).

Правовые основы международной ответственности государств за нарушения прав человека

Международно-правовые акты, предусматривающие международные обязательства, нарушение которых влечет международное правонарушение, составляют правовое основание международной ответственности.

С целью осуществления кодификации норм института международно-правовой ответственности по поручению Генеральной Ассамблеи ООН в 1956 году была создана Комиссия международного права. Предметом анализа в деятельности Комиссии из всех субъектов международно­го публичного права являются лишь государства и их от­ветственность за международно-противоправные деяния. В 1980 году Комиссия занялась разработкой проекта специаль­ной конвенции об ответственности за вредные последст­вия действий, не составляющих международного правона­рушения.

Нормы, касающиеся ответственности государств, со­ставляют отдельный институт и носят межотраслевой ха­рактер в международном праве. Выделяют нормы общего характера, регулирующие вопросы ответственности, закре­пленные в международных договорах, а также в резолю­циях ООН и других международных организаций: статьи 39, 41 и 42 Устава ООН устанавливают процедуры реализации ответственности за совершение международных преступ­лений против мира и безопасности; и нормы, действие которых направлено на урегулирование отдельной облас­ти или предмета международных отношений: Конвенция о международной ответственности за ущерб, причинен­ный космическими объектами (1972 г.), Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и нака­зании за него (1973 г.) и Конвенция о предупреждении геноцида и наказании за него (1948 г.), Конвенции про­тив пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижаю­щих достоинство видов обращения и наказания (1987 г.).

Значительную долю среди норм международного права занимают конвенции, договоры и другие международно-правовые документы, предусматривающие ответственность за правонарушения в области прав человека.

Понятие и содержание международно-правовой ответственности

В науке международного права под международно-пра­вовой ответственностью понимают отрицательные юриди­ческие последствия, наступающие для субъекта междуна­родного права в результате нарушения им международно­го обязательства.

Нарушения прав человека, равно как и другие международные правонарушения, влекут за собой различные правовые последствия: восстановление нарушенного права, возмещение материального ущерба, принятие каких-либо санкций и других мер коллективного или индивидуального характера к государству, нарушившему свою ме­ждународную обязанность, в случае наступления вредных последствий при правомерной деятельности – обязанность произвести соответствующую компенсацию лицу (группе лиц), чье право было нарушено.

Содержание международно-правовой ответственности состоит в том, что она наступает за совершение междуна­родного правонарушения в области прав человека; в при­менении к государству-правонарушителю санкций меж­дународно-правовых норм; связана с определенными от­рицательными последствиями для правонарушителя; на­правлена на обеспечение международного правопорядка в случае массового и систематического, грубого нарушения прав человека или защиту, восстановление или обеспече­ние реализации прав отдельного человека или группы лиц; реализуется в области международных правоотношений.

Ответственность физических лиц за совершение международных преступлений

Субъектами международно-правовой ответственности являются только субъекты международного публичного права. Этими субъектами могут быть и являются государ­ства и другие субъекты международного права.

Международная ответственность за такие преступления, как агрессия, геноцид, апартеид и др., возлагается как на государство, которое их санкционирует, так и на физических лиц, которые их осуществляют, умышленно исполь­зуя государственный механизм.

В этих случаях физические лица несут международную уголовную ответственность за международные преступле­ния или преступления против человечества. Такая ответст­венность предусмотрена целым рядом документов: Уста­вом Международного военного трибунала для наказания главных военных преступников европейских стран 1945 года, Уставом Международного военного трибунала для Дальнего Востока 1946 года — за преступления против мира, военные преступления и преступления против человечно­сти (ст. 6 обоих Уставов); Конвенцией о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 г.), Кон­венцией о предупреждении преступления апартеида и на­казании за него (1973 г.), Женевскими конвенциями о за­щите жертв войны (1949 г.) и др. Однако при этом между­народно-правовая ответственность физических лиц явля­ется особого рода уголовной ответственностью и по своей природе отличается от ответственности других субъектов международного права.

Допускается применение международной уголовной ответственности физических лиц как перед международ­ным уголовным судом, создаваемым ad hoc (Нюрнберг­ский и Токийский процессы), так и перед национальным судом. Так, например, Уголовный Кодекс Республики Беларусь также предусматривает ответственность за соот­ветствующие преступления в области прав человека.

Виды и формы ответственности государств

Виды и формы ответственности государств за междуна­родные преступления носят специфический характер, но при этом также обусловлены степенью тяжести последст­вий и причиненного ущерба. Ответственность государства может быть сопряжена с различными ограничениями су­веренитета и его правоспособности в политической, эко­номической, социальной или иной области.

В международном праве выделяют следующие основ­ные виды международной ответственности: за междуна­родные правонарушения — ординарные сатисфакции и репарации, за международные преступления— чрезвычай­ные сатисфакции и репарации.

Ординарная сатисфакция — это удовлетворение государ­ством-правонарушителем правомерных нематериальных требований потерпевшего государства, например: прине­сение извинений; выражение сожаления, сочувствия или соболезнования; возложение обязанности материального возмещения на лиц, причастных к совершению междуна­родного правонарушения, или их уголовное или админи­стративное преследование; издание специальных законов, направленных на обеспечение соблюдения международных обязательств, и т.п.

Ординарная репарация представляет собой возмещение государством-правонарушителем материального ущерба.

Чрезвычайная сатисфакция представляет собой различ­ного вида временные ограничения суверенитета и право­способности государства, совершившего международное преступление. Ее целью является искоренение причин, породивших международное преступление, и создание га­рантий с целью избежать его повторения: временное при­остановление или ограничение полномочий законодатель­ных, исполнительных и судебных органов государства-пра­вонарушителя; упразднение отдельных элементов полити­ческой системы и общественных институтов, наличие ко­торых способствовало совершению государством между­народного преступления; временная оккупация части или всей территории; меры по роспуску или сокращению воо­руженных сил; обязанность не оснащать их в будущем оп­ределенными видами вооружений и не производить тако­вые.

Чрезвычайные репарации — временное ограничение пра­вомочий государства, совершившего международное пре­ступление, распоряжаться своими материальными ресур­сами с Целью возмещения материального ущерба потер­певшему лицу и исключения существующих обстоятельств, способных вновь повлечь совершение международного преступления.

Существует мнение, что особой формой ответственно­сти государства за международное преступление является передача части его территории потерпевшим субъектам с целью гарантии их безопасности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studfile.net/preview/5612168/page:18/

Основные нарушения прав человека в международной практике
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here