Оспаривание решений фас в арбитражном суде

Самое главное по теме: "Оспаривание решений фас в арбитражном суде" с профессиональной точки зрения. Мы собрали и подготовили ответы на многие сопутствующие вопросы. Если вы не нашли на них ответ, то можете обратиться к дежурному консультанту.

Судебное обжалование решений антимонопольного органа: позиция ВС РФ

За 2015 год антимонопольный орган, по сообщению ФАС России, возбудил 9092 дела, выдал 2362 предупреждения о прекращении действий (бездействия) хозяйствующего субъекта, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, и провел 133 внеплановые проверки на основании приказов (распоряжений) руководителя органа государственного контроля. В Обзоре по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере (далее – Обзор), ВС РФ пояснил, можно ли оспорить в суде решения антимонопольного органа. Рассмотрим подробности.

Приказ руководителя антимонопольного органа о проведении проверки соблюдения антимонопольного законодательства

Cудебный пристав-исполнитель на основании определения арбитражного суда возбудил исполнительное производство о принятии обеспечительных мер – наложении ареста на денежные средства и иное имущество хозяйствующего субъекта. Должник с этим не согласился и подал в антимонопольный орган жалобу на действия пристава-исполнителя. Территориальный орган ФАС России рассмотрел указанную жалобу и издал приказ о проведении внеплановой выездной проверки отдела судебных приставов. Последние, по мнению антимонопольщиков, могли нарушить требования закона о запрете на ограничивающие конкуренцию согласованные действия (ст. 16 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»; далее – закон о защите конкуренции). Указанная проверка предусматривала проведение осмотра помещений и рабочих компьютеров, истребование и анализ полученной информации, в том числе документов исполнительного производства.

В свою очередь территориальное управление ФССП России обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным приказа руководителя антимонопольного органа о проведении внеплановой выездной проверки, как вынесенного за пределами его полномочий.

Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований. Они исходили из того, что оспариваемый приказ принят антимонопольным органом в пределах предоставленных ему полномочий, в соответствии с действующим законодательством, и не нарушает права и законные интересы управления (ст. 25.1, ст. 25.4 закона о защите конкуренции). К числу функций антимонопольного органа отнесены полномочия по проведению проверок соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов федерации, органами местного самоуправления, а также государственными внебюджетными фондами и физическими лицами, получению от них необходимых документов и информации, объяснений в письменной или устной форме (ст. 23 закона о защите конкуренции).

Не согласившись с принятыми решениям, территориальное управление ФССП России обратилось с жалобой в ВС РФ. Высший судебный орган отметил, что реализация предоставленных ФАС России полномочий по проведению внеплановых проверок ограничена необходимостью соблюдения требований, установленных законом о защите конкуренции.

В указанном деле исполнительное производство было возбуждено на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом. Таким образом, необходимость наложения ареста на денежные средства и иное имущество должника, а также сумма, в пределах которой арест должен быть осуществлен, определены судом. По мнению ВС РФ, исполнительное производство в рассматриваемом случае не могло быть проверено на предмет соответствия закону о защите конкуренции, поскольку никак не влияло на конкуренцию и положение хозяйствующих субъектов на рынке иначе, чем это установлено требованиями вступивших в законную силу судебных актов. При этом ФАС России не наделен правом на их пересмотр.

ВС РФ пришел к выводу, что антимонопольный орган при издании приказа о проведении внеплановой выездной проверки вышел за пределы своих полномочий, и признал оспариваемый приказ недействительным.

Данным решением Суд продемонстрировал: приказ руководителя антимонопольного органа о проведении проверки соблюдения антимонопольного законодательства может быть оспорен в арбитражном суде (п. 2 Обзора).

Предупреждение антимонопольного органа о прекращении действий (бездействия) хозяйствующего субъекта, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

Территориальный орган ФАС России вынес в отношении общества предупреждение о прекращении действий (бездействия) по нарушению антимонопольного законодательства, выражающихся в отказе от заключения договора по транспортировке твердых бытовых отходов. В предупреждении указывалось, что общество, которое занимает на товарном рынке доминирующее положение, должно прекратить незаконные действия и заключить соответствующий договор (п. 5 ч. 1 ст. 10 закона о защите конкуренции).

Не согласившись с вынесенным предупреждением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании акта антимонопольного органа недействительным. По мнению общества, осуществляемая им хозяйственная деятельность не подлежит проверке на предмет ее соответствия положениям ч. 1 ст. 10 закона о защите конкуренции, поскольку общество не является хозяйствующим субъектом, занимающим на товарном рынке доминирующее положение.

Арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу, что предупреждение антимонопольного органа не является ненормативным правовым актом, который может быть оспорен в порядке гл. 24 АПК РФ. На этом основании Суд прекратил производство по делу (ч. 1 ст. 150 АПК РФ).

Общество обжаловало данное решение. Суд апелляционной инстанции установил, что оспариваемое предупреждение отвечает признакам ненормативного правового акта: оно принято уполномоченным государственным органом в отношении конкретного хозяйствующего субъекта и содержит властное предписание, возлагающее на общество обязанность и оказывающее влияние на его права в сфере предпринимательской деятельности (ч. 1 ст. 198 АПК РФ). Следовательно, предупреждение антимонопольного органа может быть предметом самостоятельного обжалования в арбитражном суде.

Вместе с тем, Суд отметил: судебный контроль при обжаловании предупреждения как при проверке его соответствия закону, так и при оценке нарушения им прав и законных интересов должен быть ограничен особенностями вынесения такого акта, целями, достигаемыми этим актом, соразмерностью предписанных мер и их исполнимостью. Предупреждение выносится при обнаружении лишь признаков правонарушения, а не его факта. Поэтому судебной проверке подлежит факт наличия указанных признаков в поступивших в антимонопольный орган информации и документах, которые явились основаниями для вынесения предупреждения (ч. 2 ст. 39.1 закона о защите конкуренции). Такими признаками в рассматриваемом деле являются признание общества занимающим доминирующее положение на товарном рынке и факт отказа общества заключать договор по транспортировке твердых бытовых отходов.

Читайте так же:  Окна возможностей восстановления функций сроки характеристика

В рамках рассматриваемого дела антимонопольный орган не смог доказать, что общество занимает на рынке доминирующее положение. Исходя из этого, апелляционный суд признал вынесенное в отношении общества предупреждение недействительным.

Таким образом, предупреждение антимонопольного органа о прекращении действий (бездействия) хозяйствующего субъекта, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, может быть оспорено в арбитражном суде (п. 3 Обзора).

В 2015 году результаты 34 проверок, проведенных ФАС России, были признаны недействительными по решениям суда. Теперь, когда ВС РФ на примере сложившейся судебной практики пояснил, что приказ и предупреждение руководителя антимонопольного органа можно оспорить в суде, хозяйствующие субъекты смогут еще эффективнее защищать свои права. А значит, незаконных предупреждений и приказов станет меньше.

Источник: http://www.garant.ru/article/722043/

Оспариваем решение или предписание антимонопольного органа по делам в сфере государственного заказа: чек-лист

pressmaster / Depositphotos.com

Участникам рынка государственного заказа, в частности организаторам закупок, часто приходится оспаривать решения и предписания управлений ФАС России. Напомним, что для лиц, допустивших соответствующие нарушения, предусмотрены штрафы (ст. 7.29-7.32 КоАП). Оценить перспективы дела и подготовиться к судопроизводству поможет чек-лист, составленный Андреем Прокофьевым, управляющим партнером юридической фирмы «Бизнес санация».

В первую очередь, проверим частые процессуальные нарушения УФАС России при рассмотрении жалоб участников закупок.

Право УФАС на рассмотрение жалобы, по которой приняты оспариваемые решение и предписание. Например, при рассмотрении жалоб на действия заказчиков УФАС не имеет права выходить за пределы указанных в жалобе доводов (ч. 13 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»).

Сроки подачи жалобы. Часто случается, что УФАС принимает решения по жалобам, поданным с пропуском установленных законом и/или закупочной документацией сроков. Жалобы, поданные за пределом установленных законом сроков должны оставляться контролирующим органом без рассмотрения (ч. 3 и ч. 4 ст. 105 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). Напомним, что срок оспаривания через УФАС положений закупочной документации не может превышать дату окончания срока подачи заявок, а жалобы на решения, принимаемые комиссией заказчика при рассмотрении заявок, могут быть рассмотрены УФАС только в случае их поступления в 10-дневный срок с даты опубликования спорного документа.

Соответствие принятого решения и выданного предписания. Случается, что факты установлены верно, однако выданное предписание не приведет к исполнению решения. Пример из практики: УФАС верно установил в действиях заказчика нарушения, предписал отменить протоколы и проверить заявки участников заново. Вместе с тем контролирующий орган не учел, что контракт уже заключен, а повторная проверка заявок не приведет к какому-либо результату. Суд поддержал позицию истца и отменил предписание (решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22 октября 2018 г. по делу № А56-11627/2018).

Проверка заявителя жалобы на предмет аккредитации на торговой площадке и соответствия обязательным требованиям к участникам размещения заказа (требования должны быть указаны в закупочной документации). Такая проверка поможет доказать в суде отсутствие нарушения прав третьих лиц в следствие совершения спорных действий.

Аккредитация участников проверяется на сайтах электронных торговых площадок (в разделах «Реестр участников»), а с 2020 года все участники должны быть зарегистрированы также на портале единой информационной системы, что можно будет проверить по ссылке: http://zakupki.gov.ru/epz/organization/quicksearch/search.html.

Практика принимаемых по схожим спорам решений. К счастью, специализация на спорах в сфере государственного заказа позволяет подобрать нужную практику практически в любой ситуации. Ищем судебную практику с помощью агрегатора поиска судебной практики, например, в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получить полный доступ на 3 дня бесплатно!

После оценки перспектив дела (кроме частых процессуальных нарушений, безусловно рассматривается фактическая сторона каждого спора), приступаем к формированию иска в суд.

Содержание иска также сверяем по чек-листу, поскольку есть особенности при оспаривании НПА:

ФОРМА

Заявление о признании недействительным решения и предписания антимонопольного органа


Источник: http://www.garant.ru/article/1238409/

Разъяснено, какие акты ФАС России можно обжаловать в суде

ВС РФ принял Обзор по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере (утв. Президиумом ВС РФ 16 марта 2016 г.). Основой для правовых позиций ВС послужили почти 64 тыс. дел, рассмотренных как судами первой инстанции, так и высшими судами за период 2012-2015 годов.

В частности, ВС РФ рассказал, какие акты ФАС России могут быть обжалованы самостоятельно, а какие – нет. К числу последних отнесен, например, акт по результатам проведенной антимонопольным ведомством проверки. ВС РФ отметил: закрепляя результат проверки, акт лишь фиксирует факт выявленных нарушений, но не содержит обязательного для исполнения требования, сам по себе не порождает прав и обязанностей проверяемого лица и, следовательно, не подлежит оспариванию в судебном порядке.

Когда согласованные действия или соглашения между хозяйствующими субъектами, ограничивающие конкуренцию, признаются допустимыми? Узнайте из «Энциклопедии решений. Корпоративное право» интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите бесплатный доступ на 3 дня!

А вот приказ руководителя антимонопольного органа о проведении проверки, напротив, может стать предметом обжалования. Поводом к такому решению послужило решение о проверке правильности наложения обеспечительных мер судебным приставом. ВС РФ счел, что антимонопольная служба превысила свои полномочия, назначив такую проверку, – ведь действия сотрудников ФССП России регламентированы законом и не могут влиять на состояние конкуренции.

Обжаловать можно и предупреждение антимонопольного органа о прекращении действий (бездействия) предпринимателя, которые содержат признаки нарушения законодательства. Такое предупреждение Суд признал ненормативным правовым актом.

Читайте так же:  Порядок и последствия признания гражданина умершим

ВС РФ дал пояснения и по подведомственности некоторых дел. К примеру, граждане, которые решили обжаловать решение или предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства, должны обращаться не в суд общей юрисдикции, а в арбитражный суд. Ключевым здесь будет не субъектный состав дела, а круг споров, которые могут разрешать арбитражные суды. К ним относятся в том числе возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (п. 5 ч. 1 ст. 29 АПК РФ). Дела о защите конкуренции как раз включены в последнюю категорию (ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»; далее – закон о защите конкуренции).


Важной для тех, кто допустил нарушение антимонопольного законодательства, будет позиция ВС РФ об определении дохода, который подлежит изъятию в бюджет (подп. «к» п. 2 ч. 1 ст. 23 закона о защите конкуренции). В одном из дел было зафиксировано установление предпринимателем, реализовывавшим молочную продукцию, монопольно высоких цен. ФАС России посчитала, что нарушителя следует лишить всего дохода, полученного от продажи такой продукции. Однако ВС РФ с этим не согласился. Он указал, что перечислению в бюджет подлежит доход общества, полученный им только от неправомерных действий (бездействия), а не вся полученная от реализации такой продукции выручка.


Источник: http://www.garant.ru/news/703135/

Обжалование решения ФАС: как обратиться в арбитраж

Если участник закупки считает, что его права нарушены, он может обратиться с жалобой в ФАС. Антимонопольный орган рассматривает такие обращения в особом порядке и очень быстро выносит решение. Но иногда какая-либо из сторон остается им недовольна. В таком в случае можно обжаловать решение ФАС в арбитражном суде.

Сроки

Часть 4 статьи 198 АПК РФ гласит, что заявление в арбитражный суд должно быть подано в течение 3 месяцев с того момента, как заявитель узнал о нарушении его прав. Применительно к жалобе в ФАС срок исчисляется с даты, когда был получен полный текст решения антимонопольного органа, которое подлежит обжалованию. Отметим, что ФАС готовит свои решения незамедлительно и тут же передает их заинтересованным сторонам.

Куда обращаться

Подавать заявление нужно в арбитражный суд по месту нахождения ответчика. Таковы требования части 1 статьи 34, а также статьи 35 АПК РФ. Другими словами, если оспариваемое решение вынесено УФАС по городу Москве, то и обращаться нужно в Арбитражный суд города Москвы.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Что указать в заявлении

В исковом заявлении должна быть указана такая информация:

  1. Название органа, который принял оспариваемое решение.
  2. Наименование и реквизиты акта, который будет оспорен.
  3. Перечень прав и интересов заявителя, которые нарушены этим решением.
  4. Ссылки на законодательные и другие нормативные акты, которые с точки зрения заявителя были нарушены.
  5. Требование о признании решения недействительным.

К исковому заявлению нужно приложить собственно текст оспариваемого акта, а также документы, которые указаны в статье 126 АПК РФ. Среди них числятся:

  • документа об уплате госпошлины;
  • подтверждение направления другим фигурантам дела копии искового заявления;
  • копия свидетельства о госрегистрации компании или ИП;
  • выписка из государственного реестра;
  • документы, подтверждающие обстоятельства искового заявления и некоторые другие.

Примеры решений арбитражных судов по жалобам на ФАС

Рассмотрим несколько примеров, в которых арбитры принимали решения как в пользу заявителя, так и в пользу антимонопольного органа.

Закупка лекарственных препаратов в определенной упаковке

Заказчик запросил лекарственный препарат во флаконе, участник же, поставляющий его в ампулах, расценил это как нарушение конкуренции. ФАС приняла сторону поставщика, но заказчик обратился в суд и выиграл спор.

Арбитры определили, что в данном случае требование поставить лекарство во флаконе продиктовано необходимостью его дальнейшего хранения. Тогда как препарат в ампуле хранению не подлежит. Судьи указали, что требование к упаковке хоть и снижает в некоторой степени конкуренцию, но в целом способствует повышению эффективности использования препарата и экономии бюджетных средств. Сыграл роль и тот факт, что на процедуру было подано 7 заявок, в которых участники предлагали поставить товар именно во флаконах. Решение ФАС было отменено.

Закупка компьютеров и ПО

Заказчик включил в один лот компьютерную технику и программное обеспечение. Отдельные участники посчитали, что таким образом нарушается конкуренция. ФАС приняла решение в пользу поставщиков и аннулировала закупку, после чего заказчик обратился в суд.

Мнение арбитров не совпало с позицией ФАС. Судьи указали, что в данном случае программное обеспечение и компьютерная техника включены в один лот правомерно, поскольку являются функционально и технологически связанными объектами. Без ПО компьютеры надлежащим образом использовать не получится. В связи с этим суд отменил решение Антимонопольной службы.

Строительные работы и проектная документация

ФАС решила, что заказчик строительных работ при проведении конкурса нарушил пункт 1 части 1 статьи 50 закона 44-ФЗ, поскольку не разместил в ЕИС проектную документацию. Заказчик обратился в суд, но отстоять свою правоту ему не удалось.

Судьи указали, что на основании проектной документации определяется объем и содержание строительных работ, в том числе выбираются разного рода решения — технологические, функциональные, конструктивные и прочее — которые должны применяться в ходе реализации контракта. Поэтому проектно-сметная документация должна быть размещена в ЕИС в составе конкурсной документации. Поскольку заказчик этого не сделал, суд признал, что он нарушил закон о контрактной системе.

Источник: http://zakupki-kontur.ru/news/obzhalovanie-resheniya-fas-kak-obratitsya-v-arbitrazh/

Обжалование решения арбитражного суда

Есть образцы документов для свободного скачивания:

Вынося вердикт по тому или иному делу, любой суд (за исключением Верховного) оставляет за участниками право на его оспаривание. Есть возможность и для обжалования решения арбитражного суда первой инстанции, причем порядок и органы, в которые следует обращаться, могут отличаться. Основной момент – вступило оно в силу или нет. Разобраться в том, как оспорить постановление с учетом действующих правовых нормативов, поможет наш обзор основных моментов данного процесса.

Читайте так же:  Компенсация морального вреда заключение

Причины для обжалования решения суда по арбитражному делу

Закон определяет конкретные основания для обращения с заявлением в кассационную инстанцию, а именно:

  • совершение ошибок при составлении постановления, в частности, недостаточно точное указание информации;
  • нарушение процессуального процесса, например, отказ выслушать свидетелей или рассмотреть представленные доказательства;
  • наличие ссылки на конкретные акты, нарушенные в рамках разбирательства.

Причину предстоит указать непосредственно в жалобе, по возможности, подкрепив доказательствами в виде номеров нарушенных статей АПК, списка доказательств, не принятых во внимание и т.д. Чтобы не ошибиться с формой и содержанием документа, разумнее будет доверить составление юристу – это, как показывает практика, дает больше шансов на удовлетворительный ответ.

Как происходит оспаривание в арбитражном суде

Чтобы добиться справедливости, необходимо действовать последовательно, обращаясь поочередно в вышестоящие органы в случае отказа на каждом этапе. Сначала нужно подать жалобу в апелляционную палату (на это дается 30 дней), затем обращаться для обжалования решения в арбитражный суд округа.

Куда идти с заявлением, если в первой и второй инстанции ваши требования не удовлетворили?

Следующий этап — обращение в Судебную коллегию ВС России, что удастся сделать на протяжении 2 месяцев после получения отказа из предыдущего органа. Последнее место, где можно оспорить вердикт — Президиум Верховного суда, решение которого является окончательным.

Сроки обжалования арбитражного решения

Важным аспектом реализации права на оспаривание постановлений является выполнение процессуальных действий в определенные временные рамки.

Что необходимо знать о сроках обжалования решений арбитражного суда:

  • 1 месяц есть у участников дела на составление и подачу апелляции;
  • в течение 10 дней с жалобой следует обратиться, если речь идет об административном правонарушении;
  • 60 дней дается на оспаривание в кассационных инстанциях за исключением ситуаций, когда имеют место утвержденное мировое соглашение, определение права на интеллектуальную собственность, обжалование решения третейского суда, признание вердикта судебных органов другого государства. Для них период обращения ограничивается 30 днями;
  • 2 месяца предусмотрено на иск в инстанции второй кассации.

Дела, связанные с интеллектуальной собственностью, составляют особую категорию, поскольку решения по ним приобретают юридическую силу сразу после оглашения. Поэтому изменить их удастся исключительно в кассационном порядке.

Конкретные сведения относительно установленного периода на подачу апелляции содержатся непосредственно в постановлении, поэтому нужно внимательно изучать документы, иначе рискуете пропустить срок подачи. Впрочем, если причина задержки с жалобой судьей будет признана уважительной (длительная тяжелая болезнь, переезд в другой город из-за учебы и т.д.), то сроки можно восстановить. Для этого следует одновременно подать апелляционное заявление и дополнительное ходатайство, где указать основания для продления с доказательствами.

Можно ли оспорить решение арбитражного суда, которое уже вступило в силу?

Даже если вердикт приобрел юридическую силу, шанс его изменить есть, и закон устанавливает для этого определенный порядок действий. В отличие от обычного обжалования, в данном случае нет необходимости с подачей апелляционной жалобы – вы сразу обращаетесь в первый кассационный орган. В заявлении предстоит указать наименование суда, вынесшего решение, персональную информацию и сведения о других участниках разбирательства, суть просьбы и основания для её удовлетворения. В конце прописываются приложенные документы и ставится дата с подписью. Дальнейшие действия аналогичны тем, что предусмотрены при обжаловании вердикта, не вступившего в силу.

Источник: http://100yuristov.com/cat/sud/obzhalovanie-rescheniya-arbitrazhnogo-suda/

Обжалование решения ФАС по 44-ФЗ

Видео (кликните для воспроизведения).

Возникновение споров – актуальное явление при проведении государственных аукционов на закупки. Причиной может быть неправильное исполнение обязательств каждой из сторон, связанных с участием в тендерных торгах. Согласно закону РФ, обжалование решения ФАС по 44-ФЗ осуществляется несколькими способами: в досудебном порядке и через арбитражный суд.

Возможные сроки подачи протеста

На основании ч. 4 ст. 198 АПК РФ, иск в суд должен быть направлен на протяжении 3-х месяцев после того, как заинтересованное лицо узнало о нарушении его прав, предусмотренных законом. Сроки на обжалование решений ФАС начинают свой отсчет с даты получения от антимонопольного органа акта, подлежащего обжалованию.

На заметку! Уполномоченный орган подготавливает свои решения незамедлительно и направляет их заинтересованным лицам.

Урегулирование споров в досудебном порядке

Жалоба на решение антимонопольной службы по 44-ФЗ подается в письменной форме на основании Приказа ФАС-498 от 24.06.12 года. Заявление составляется уполномоченным представителем организации на основании документа, удостоверяющего его права. Заверяется печатью компании или ИП и подписью руководителя.

В жалобе указываются следующие данные:

  • В шапке: кому подается заявление (название органа или имя уполномоченного лица), кто направляет жалобу (инициалы, должность представителя, реквизиты организации).
  • По тексту: расписываются нарушения комиссии антимонопольной службы со ссылкой на закон. Если до этого ФАС отказывало в рассмотрении жалобы, то в каждом последующем заявлении указываются другие аргументы.
  • Обоснованность предъявляемых требований подтверждается соответствующим пакетом документов, которые прилагаются к протесту.
  • Заявление направляется по почте заказным письмом с уведомлением о получении или регистрируется лично с отметкой о вручении на 2-ой копии. На рассмотрение жалобы законом отводится 30 дней.

Срок может быть пролонгирован еще на месяц при необходимости получения дополнительной информации. О причинах продления данного периода заинтересованное лицо уведомляется в письменной форме.

В течение 3-х дней с момента принятия решения по жалобе заявителю направляют соответствующий ответ в письменном виде.

Обжалование акта ФАС через суд

Направить иск можно в письменной или электронной форме. Заявление подается через официальный ресурс арбитражного суда РФ по окончанию предварительной регистрации – http://www.arbitr.ru/.

На основании ст. 199 АПК иск о признании постановления антимонопольной службы недействительным должен отвечать требованиям, которые предъявляются к заявлению (часть 1, п. 1, 2, 10 и часть 2, 3 ст. 125). В ходатайстве должны быть указаны такие сведения:

  • наименование органа, принявшего решение;
  • название и данные оспоренного акта;
  • список нарушенных интересов, прав заинтересованного лица;
  • ссылки на нормативно-правовые и законодательные акты, которые были не исполнены, по мнению представителя организации;
  • «просьба» о признании акта неправомерным.
Читайте так же:  В какой суд подавать встречный иск

К иску прилагается оспариваемое решение, пакет документов, предусмотренных ст. 126 АПК. А именно:

  • квитанция о внесении государственной пошлины;
  • подтверждение о предоставлении копии заявления всем участникам спора;
  • выписка из госреестра;
  • ксерокопия свидетельства о постановке организации или ИП на учет;
  • документы, удостоверяющие обстоятельства иска и иные бумаги.

Перед подачей требования в арбитражный суд РФ нужно оплатить госпошлину – 3 тыс. рублей (НК РФ ст. 333.19 п. 1 под. 3).

Для составления жалобы о признании решения антимонопольной службы неправомерным, а также обращения в суд, рекомендуется воспользоваться помощью юриста (в отсутствии специалиста в штате компании). Эксперты нашего юридического бюро имеют большой опыт работы в указанной сфере, что повышает ваши шансы на обжалование решения ФАС по 44-ФЗ.

Источник: http://lwise.pro/obzhalovanie-resheniya-fas-po-44-fz

Юридическое бюро Law & Wise – надежный помощник в ходе обжалования решений ФАС

В отношении вашей компании было принято решение, связанное с нарушением антимонопольного законодательства? Считаете его незаконным и желаете оспорить действия ФАС/УФАС? Эксперты Law & Wise защитят ваши права и интересы и помогут возместить нанесенный вашей компании ущерб! Требуется помощь при обжаловании решения ФАС? Получите бесплатную консультацию прямо сейчас!

Law & Wise – компетентная помощь представителям бизнеса в спорах с ФАС

Обжаловать решение ФАС/УФАС можно посредством подачи искового заявления в арбитражный суд. Как показывает практика, арбитражный процесс – это кропотливая, продолжительная и трудоемкая работа, поэтому в большинстве случаев предпринимателям требуется квалифицированная помощь юриста, который составит жалобу на решение ФАС и представит интересы клиента в суде.

Эксперты юридического бюро Law & Wise специализируются на антимонопольном праве, успешно решая проблемы представителей среднего и малого бизнеса. Для достижения положительного решения по обжалованию решения ФАС/УФАС наши юристы:

  • детально изучат решение УФАС о включении вашей компании в реестр недобросовестных поставщиков;
  • проанализируют обстоятельства дела, выделив смягчающие обстоятельства;
  • соберут необходимую документацию, приложив ее в качестве доказательств неправомерности решения, принятого ФАС;
  • составят заявление/исковое заявление об обжаловании решения в арбитраж;
  • защитят интересы клиента в рамках арбитражного судопроизводства;
  • при отрицательном решении арбитражного суда обжалуют его в вышестоящей судебной инстанции.

На что обратить внимание при обжаловании решения ФАС?

Российское законодательство отводит конкретный срок, в рамках которого можно обжаловать решение ФАС/УФАС – 3 месяца. Отсчет времени начинается со дня, когда антимонопольный орган вынес свое решение. Но как быть, если не удалось соблюсти временной интервал? Обратиться за помощью к юристам Law & Wise.

Эксперты нашего бюро, которые специализируются на антимонопольном праве, окажут квалифицированную помощь в этой непростой ситуации. Наши юристы:

Соберут необходимые документы, которые будут содержать аргументированные доводы об уважительной причине несоблюдения сроков обжалования решения ФАС/УФАС.

Составят ходатайство о восстановлении срока на подачу иска в арбитражный суд.

Направят заявление об обжаловании решения ФАС и ходатайство в суд.

Судебная практика и кейсы

Комиссия ФАС признала обоснованной жалобу юристов правого бюро на действия (бездействие) заказчика. Основанием для обращения с жалобой послужил необоснованный отказ со стороны заказчика в допуске к участию в электронном аукционе участника закупки.

Юристы правового бюро убедили комиссию ФАС в отсутствии необходимости включения участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с неподтвержденным фактом уклонения последнего от заключения государственного контракта. Основание – у участника закупки ввиду неисправности ключа ЭЦП отсутствовала возможность подписать государственный контракт.

Комиссия ФАС признала обоснованной жалобу юристов правого бюро Law & Wise на действия (бездействие) заказчика. Основанием для обращения с жалобой послужил необоснованный отказ со стороны заказчика в допуске к участию в электронном аукционе участника закупки.

Комиссия ФАС признала обоснованной жалобу юристов правого бюро на действия (бездействие) заказчика, оператора электронной площадки. Основанием для обращения с жалобой послужило нарушение прав и законных интересов участника закупки, выразившееся в отсутствии возможности принять участие в аукционе по причине некорректной работы электронной площадки.

Источник: http://lwise.pro/antimonopolnoe-pravo/obzhalovanie-reshenij-fas

Действующий внесудебный и судебный порядки обжалования решения или предписания ФАС

ФАС принадлежат контрольные функции в сфере государственных закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ. В сферу ее компетенции входит вынесение предписаний об устранении нарушений закупочного законодательства. Но нередко антимонопольная служба выносит некорректные решения, которые можно обжаловать в установленном порядке.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург
  • Какими правовыми нормами регулируется

    Обжалование решений ФАС в сфере госзакупок допускается как со стороны участника торгов, так и заказчика. Оно служит мощным правовым инструментом для защиты своих интересов и восстановления прав сторон. Исчерпывающий перечень оснований для передачи жалобы законодательно не установлен.

    Согласно ч. 1 ст. 52 ФЗ-135 «О защите конкуренции» решения ФАС можно обжаловать двумя способами:

    1. В судебном порядке через арбитражный суд.
    2. В коллегиальном органе федерального антимонопольного органа.

    Помимо ФЗ-135, при обжаловании решений ФАС сторонам следует руководствоваться положениями:

    1. Гражданского кодекса.
    2. АПК, который определяет порядок рассмотрения подобных жалоб в судебном порядке.
    3. 44-ФЗ и 223-ФЗ, регулирующими вопросы государственных закупок и закупок отдельными видами юрлиц.

    Также стоит принять во внимание утвержденный Обзор по вопросам судебной практики, которые возникли при рассмотрении дел о защите конкуренции в суде. Он был утвержден Президиумом ВС от 16 марта 2016 года.

    Внесудебный порядок обжалования решения ФАС в вышестоящем антимонопольном органе

    Обращение в судебные инстанции требует от сторон больших временных трудозатрат, поэтому незаконные действия должностных лиц ФАС можно обжаловать в досудебном порядке.

    Порядок досудебного урегулирования предполагает следующий алгоритм действий:

    1. Определяется подразделение ФАС.
    2. Составляется письменное заявление с жалобой на действия ФАС.
    3. Направляется жалоба на признание незаконными действий должностных лиц ФАС.
    4. В установленные сроки производится проверка действий ФАС, и выносится решение об отмене ранее вынесенного решения или об оставлении его в силе.
    5. Решение вышестоящей инстанции ФАС по результатам рассмотрения обращения передается заявителю в письменной форме. Если в удовлетворении его требований было отказано, то такое решение антимонопольного органа должно быть мотивированным.
    Читайте так же:  Общество с ограниченной ответственностью адвокат

    Как и куда обращаться

    Основанием для инициации процедуры оценки действий антимонопольной службы на предмет их корректности выступает обращение потерпевшей стороны.

    Жалоба на незаконные действия должностных лиц ФАС подается в письменной форме или в формате электронного документа (последний следует заверить ЭЦП).

    В жалобе должны содержаться следующие сведения:

    1. Информация о нарушившем законодательство подразделении ФАС.
    2. Реквизиты документа, который обжалуется.
    3. Сведения о заявителе: ФИО ИП или наименование юрлица, адреса, контактные сведения, реквизиты, предпочтительный способ обратной связи.
    4. Доводы заявителя и ссылки на законодательство, которые подтверждают факт нарушения закона.
    5. Перечень прилагаемых документов.

    Жалобу допускается передать одним из следующих способов:

    1. Лично на приеме в антимонопольной службе.
    2. В электронной форме.
    3. Почтой.
    4. Через МФЦ или портал госуслуг.

    Жалоба может быть возвращена заявителю, если она нечитабельна, содержит угрозы и оскорбления, нецензурную лексику.

    Сроки обращения

    Обжаловать решение или предписание ФАС в досудебном порядке стороны могут в течение месяца после его вынесения. Когда установленные сроки истекут, то придется подавать жалобу в судебную инстанцию. Данные сроки начинают отсчитываться с даты принятия полного решения. Оно изготавливается ФАС в течение 10 дней с даты оглашения резолютивной части.

    Необходимые документы

    К жалобе прикладываются документы:

    1. Подтверждающие права лица на подпись и передачу подобного рода документов (доверенность на представление интересов или копию устава).
    2. Копию обжалуемого предписания или решения ФАС.
    3. Иные документы, которые подтверждают нарушение прав заявителя.

    Сроки рассмотрения

    Жалоба в территориальном органе ФАС рассматривается в порядке, который предусмотрен законом 59-ФЗ от 2006 года.

    Если жалоба подавалась в коллегиальный орган ФАС, то она будет рассмотрена в течение 2 месяцев с возможностью продления на месяц. Если заявление рассматривается в досудебном порядке, то предписание ФАС не приостанавливает своего действия, а подлежит исполнению (например, если оно предполагало штрафные санкции, то штраф подлежит оплате).

    Результаты

    По результатам рассмотрения жалобы ФАС может принять решение:

    • об отказе в удовлетворении жалоб;
    • о признании вынесенного решения ФАС незаконным;
    • о признании доводов заявителя частично справедливыми.

    К допустившим нарушения должностным лицам могут быть применены меры дисциплинарного воздействия.

    Судебный порядок обжалования решения ФАС в арбитражном суде

    В судебной инстанции могут рассматриваться как исковые заявления об отмене принятых актов, так и о признании действий (либо бездействия) сотрудников контрольной инстанции противоречащими закону. Например, нарушение установленных сроков рассмотрения жалобы, незаконный отказ в рассмотрении поступившего заявления по существу.

    Для обжалования решения или предписания ФАС сторонам следует руководствоваться таким порядком действий:

    1. Определиться с подведомственностью таких дел.
    2. Подготовить исковое заявление и оплатить госпошлину.
    3. Подать исковое заявление в суд по почте или через секретариат с комплектом сопровождающих документов.
    4. Дождаться рассмотрения дела судом и вынесения решения об отмене решения или предписания ФАС либо об отказе в удовлетворении требований заявителя.

    Куда обращаться и в какие сроки

    Дела об обжаловании решения антимонопольного органа рассматриваются в арбитражном суде.

    Согласно ст. 52 ФЗ-135 «О защите конкуренции», решения антимонопольной службы могут быть обжалованы в течение трех месяцев после их вынесения или выдачи соответствующего предписания для погашения задолженности.

    Акты антимонопольного органа, которые были приняты решением коллегиального органа антимонопольной службы, можно оспорить в судебном порядке в более сжатые сроки – в течение месяца после их принятия.

    При наличии уважительных причин указанные сроки для подачи искового заявления в суд подлежат восстановлению.

    Исполнение предписания ФАС в случае принятия жалобы на нее в суде приостанавливается до дня вступления в законную силу судебного постановления.

    Правила составления искового заявления

    В соответствии со ст. 199 АПК в заявлении должны содержаться следующие сведения:

    1. Сведения об истце: наименование, юридический и фактический адрес, реквизиты (ИНН/КПП).
    2. Наименование подразделения ФАС и реквизиты документа (решения, предписания или акта), который оспаривается.
    3. Перечень нарушений ФАС со ссылками на нормы закона.
    4. Конкретные требования истца к суду: отменить акт ФАС/его решение/предписание, признать незаконными действия должностных лиц и привлечь их ответственности.

    Необходимые документы

    Для того чтобы исковое заявление было принято в суде, участнику следует подготовить следующий комплект документов:

    1. Квитанция об оплате госпошлины. Согласно ст. 333.21 Налогового кодекса, госпошлина составляет 3000 р.
    2. Исковое заявление.
    3. Учредительные документы истца или ИНН предпринимателя, свидетельство о постановке на налоговый учет (копии) и паспорт физлица в статусе ИП.
    4. Копия документов, которые подтверждают отправку экземпляра искового заявления ответчику.

    К заявлению прикладываются материалы, которые обосновывают позицию истца. Это копия вынесенного антимонопольным органом решения и собранная истцом доказательная база.

    Рассмотрение дела и вынесение решения

    В назначенный день происходит судебное разбирательство, в ходе которого дело рассматривается по существу. Для того чтобы повысить свои шансы на победу, участнику следует тщательно подготовиться к разбирательству: изучить сложившуюся судебную практику по делам аналогичного рода, подготовить свою мотивированную позицию.

    Таким образом, у представителя заказчика и участника сферы государственных закупок есть возможность обжалования некорректных действий Федеральной антимонопольной службы (ФАС). На обжалование действий ФАС в досудебном порядке у сторон есть месяц с момента вынесения решения или предписания. Для этого нужно подать жалобы в территориальный или коллегиальный орган ФАС. На подачу искового заявления в суд сторонам отводится три месяца.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источник: http://zakonguru.com/goszakupki/obzalovanie-resenia-fas.html

    Оспаривание решений фас в арбитражном суде
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here