Пределы прав суда кассационной и надзорной инстанции

Самое главное по теме: "Пределы прав суда кассационной и надзорной инстанции" с профессиональной точки зрения. Мы собрали и подготовили ответы на многие сопутствующие вопросы. Если вы не нашли на них ответ, то можете обратиться к дежурному консультанту.

Статья 391.12. Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации при пересмотре судебных постановлений в порядке надзора

Статья 391.12. Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации при пересмотре судебных постановлений в порядке надзора

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 391.12 ГПК РФ

1. Президиум Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев надзорные жалобу, представление с делом в порядке надзора, вправе:

1) оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, надзорные жалобу, представление без удовлетворения;

2) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум Верховного Суда Российской Федерации может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;

3) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;

4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;

5) отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права;

6) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 391.4 настоящего Кодекса.

2. При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум Верховного Суда Российской Федерации проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалобы, представления. В интересах законности Президиум Верховного Суда Российской Федерации вправе выйти за пределы доводов надзорных жалобы, представления. При этом Президиум Верховного Суда Российской Федерации не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.

При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум Верховного Суда Российской Федерации не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

3. Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации подписывается председательствующим в заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

4. Указания Президиума Верховного Суда Российской Федерации о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

Источник: http://base.garant.ru/12128809/f375cd4568c1134de17ce70cdd40dbe2/

Пределы прав надзорной инстанции

Суд надзорной инстанции при рассмотрении уголовного дела проверяет правильность применения норм уголовного и уголовно-процессуального законов нижестоящими судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалобы, представления. В интересах законности Президиум Верховного Суда РФ вправе выйти за пределы доводов надзорных жалобы, представления и рассмотреть уголовное дело в полном объеме, в том числе в отношении лиц, которые не обжаловали судебные решения в порядке надзора. Основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда в порядке надзора являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального законов, повлиявшие на исход дела, либо выявление данных, свидетельствующих о несоблюдении лицом условий и невыполнении им обязательств, предусмотренных досудебным соглашением о сотрудничестве.

Указания Президиума Верховного Суда РФ являются обязательными для суда, вновь рассматривающего уголовное дело.

Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель вправе не согласиться с постановлением судьи Верховного Суда РФ об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ и вынести постановление об отмене данного постановления и о передаче жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ.

Президиум Верховного Суда РФ в случае отмены судебного решения не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимущества одних доказательств перед другими и определять, какое судебное решение должно быть принято при новом рассмотрении дела.

В результате рассмотрения уголовного дела суд надзорной инстанции вправе:

  • — оставить надзорные жалобу, представление без удовлетворения;
  • — отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу;
  • — отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело в суд первой инстанции на новое судебное рассмотрение;
  • — отменить решение суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение;
  • — отменить решение суда кассационной инстанции и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение;
  • — отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и возвратить уголовное дело прокурору;
  • — внести изменения в приговор, определение или постановление суда;
  • — оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу, если: они не отвечают требованиям, предусмотренным ст. 412.3 УПК; поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции; пропущен срок обжалования судебного решения в порядке надзора; поступила просьба об отзыве надзорных жалобы, представления; поданы с нарушением правил.

Постановление Президиума Верховного Суда РФ вступает в законную силу с момента его провозглашения.

Источник: http://studme.org/298924/pravo/predely_prav_nadzornoy_instantsii

Пределы прав суда надзорной инстанции

Рассмотрение уголовного дела в суде надзорной инстанции осуществляется в так называемом ревизионном порядке, в соответствии с которым суд не связан доводами надзорных жалобы или представления и вправе проверить все производство по уголовному делу в полном объеме в отношении всех осужденных по данному делу независимо от того, что надзорные жалоба или представление касаются интересов лишь одного или нескольких осужденных по данному делу (ч. 1 и 2 ст. 410 УПК).

Такой порядок пересмотра вступивших в законную силу приговора, определения, постановления дает возможность суду надзорной инстанции принять меры к тому, чтобы исполнялись лишь законные, обоснованные и справедливые судебные решения.

Следует, однако, заметить, что этот порядок пересмотра вступившего в законную силу судебного решения ограничен тем, что в случае, когда по уголовному делу осуждено или оправдано несколько лиц, суд не вправе отменить приговор, определение или постановление в отношении тех оправданных или осужденных, в отношении которых надзорная жалоба или представление не принесены, если отмена приговора, определения или постановления ухудшает их положение (ч. 5 ст. 410 УПК).

Читайте так же:  Как подается встречный иск и отправляется

Таким образом, в свете упоминавшегося выше Постановления от 11 мая 2005 г. № 5-П принципиальным остается положение о том, что ухудшение положения осужденного либо оправданного при пересмотре вступившего в законную силу приговора возможно лишь по жалобе потерпевшего (его представителя) или по представлению прокурора.

Что касается возможности улучшения положения осужденного в рассматриваемой стадии уголовного судопроизводства, то оно ничем не ограничено.

По этому вопросу Пленум Верховного Суда РФ в п. 18 названного выше постановления от 11 января 2007 г. № 1 разъяснил, что «предусмотренное частями первой и второй статьи 410 УПК право суда надзорной инстанции проверить все производство по уголовному делу и в отношении всех осужденных обязывает суд устранить все выявленные в судебном заседании нарушения материального и процессуального закона, если их устранение влечет улучшение положения осужденного (осужденных). Иное противоречило бы положениям статьи 6 УПК РФ».

Следовательно, при рассмотрении уголовного дела по жалобе потерпевшего или представлению прокурора, в которых поставлен вопрос об ухудшении положения осужденного (оправданного), суд надзорной инстанции может не согласиться с доводами, приведенными в указанных ходатайствах и принять решение об изменении вступивших в законную силу судебных решений, улучшив положение осужденного, либо об отмене приговора, определения или постановления суда и всех последующих судебных решений и прекратить производство по данному уголовному делу.

В ст. 410 УПК установлено, что указания суда надзорной инстанции обязательны при повторном рассмотрении этого дела судом нижестоящей инстанции (ч. 6 ст. 410 УПК). Иногда это положение закона подвергается сомнению. Полагают, что такие указания не могут быть обязательными в силу конституционного требования о том, что судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону (ч. 1 ст. 120). При этом, однако, не учитывается, что вышестоящие суды, включая и суды надзорной инстанции, действуют с единой целью — обеспечить правильное и единообразное применение нижестоящими судами тех же нормативных правовых актов, а именно: Конституции РФ и федеральных законов.

В этом собственно и состоит суть судебного надзора, осуществляемого верховными судами республик, краевыми, областными и равными им судами в предусмотренных федеральным законом формах, чем достигается единообразие в применении закона всеми без исключения судами общей юрисдикции. Этому же способствуют постановления Пленума Верховного Суда РФ, в которых даются конкретные разъяснения по возникающим у судов вопросам применения той или иной нормы материального либо процессуального закона.

Вопрос, касающийся обязательности указаний вышестоящего суда для нижестоящего в связи с отменой в кассационном порядке приговора или иного судебного решения, был предметом рассмотрения в Конституционном Суда РФ.

Согласно его правовой позиции, изложенной в Определении от 5 ноября 2004 г. № 380-О «По запросу Всеволожского городского суда Ленинградской области о проверке конституционности части шестой статьи 388 и части первой статьи 402 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», законодательное возложение на суд кассационной инстанции полномочий по проверке законности, обоснованности и справедливости приговора и иных судебных решений в связи с кассационными жалобами и представлениями, равно как и придание принимаемым этим судом решениям обязательного характера, вытекают из положений ст. 50 (ч. 3) и 126 Конституции в их взаимосвязи, как закрепляющих институт пересмотра приговора и иных судебных решений вышестоящими судебными инстанциями.

Вместе с тем исходя из требований закона (ч. 2 ст. 386 УПК) о том, что суд кассационной инстанции при направлении уголовного дела на новое рассмотрение не вправе предрешать вопросы о доказанности или недоказанности обвинения, о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, о преимуществах одних доказательств перед другими, о наказании, в том же Определении отметил следующее: «. судья или суд, не согласный с мнением суда кассационной инстанции, сформированным применительно к самому существу уголовного дела и выступающим, по его мнению, в качестве препятствия для вынесения законного, обоснованного и справедливого приговора, вправе при новом рассмотрении дела, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и федеральному закону (статья 120, часть 1, Конституции Российской Федерации), принять процессуальное решение самостоятельно в пределах собственной компетенции. Иное истолкование части шестой статьи 388 УПК Российской Федерации означало бы нарушение закрепленных в Конституции Российской Федерации принципов самостоятельности суда и судей и их независимости».

Приведенные правовые позиции в полной мере применимы к деятельности судов надзорной инстанции.

Источник: http://studme.org/177308179842/pravo/predely_prav_suda_nadzornoy_instantsii

Решения суда кассационной инстанции. Пределы прав суда кассационной и надзорной инстанций

В результате рассмотрения уголовного дела суд кассационной инстанции вправе:

  • 1) оставить кассационные жалобу или представление без удовлетворения;
  • 2) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу;
  • 3) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое судебное рассмотрение либо возвратить дело прокурору;
  • 4) отменить приговор суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение;
  • 5) отменить решение суда кассационной инстанции и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение;
  • 6) внести изменения в приговор, определение или постановление суда.

К определению и постановлению суда кассационной инстанции, а

также к постановлению суда надзорной инстанции предъявляются такие же требования, как и к апелляционным определению и постановлению (ч. ч. 3, 4 ст. 389.28 УПК).

Определение суда кассационной инстанции подписывается всем составом суда, а постановление (кассационное и надзорное) — председательствующим в заседании президиума.

Источник: http://studref.com/416003/pravo/resheniya_suda_kassatsionnoy_instantsii_predely_prav_suda_kassatsionnoy_nadzornoy_instantsiy

Пределы прав суда кассационной инстанции

Пересмотр в кассационном порядке приговора, определения, постановления суда по основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, оправданного, лица, в отношении которого уголовное дело прекращено, допускается в срок, не превышающий одного года со дня вступления их в законную силу, если в ходе судебного разбирательства были допущены повлиявшие на исход дела нарушения закона, искажающие саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия, либо если были выявлены данные, свидетельствующие о несоблюдении лицом условий и невыполнении им обязательств, предусмотренных досудебным соглашением о сотрудничестве.

Суд кассационной инстанции при рассмотрении уголовного дела может смягчить назначенное осужденному наказание или применить уголовный закон о менее тяжком преступлении.

Суд кассационной инстанции по итогам рассмотрения жалобы или представления вправе принять следующие решения (ст. 401.14 УПК):

— оставить кассационные жалобу, представление без удовлетворения;

  • — отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу;
  • — отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать дело на новое судебное рассмотрение или возвратить дело прокурору;
  • — отменить приговор суда апелляционной инстанции и передать дело на новое апелляционное рассмотрение;
  • — отменить решение суда кассационной инстанции и передать дело на новое кассационное рассмотрение;
  • — внести изменения в приговор, определение или постановление суда.
Читайте так же:  Независимое психиатрическое освидетельствование

Суд кассационной инстанции не связан с доводами кассационной

жалобы или представления и вправе проверить производство по уголовному делу в полном объеме. Возвращая уголовное дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции должен указать, в суд какой инстанции возвращается уголовное дело.

В случае когда по уголовному делу осуждено или оправдано несколько лиц, суд не вправе отменить приговор, определение или постановление в отношении тех оправданных или осужденных, в отношении которых кассационные жалоба или представление не принесены, если отмена приговора, определения или постановления ухудшает их положение.

Не допускается внесение повторных или новых кассационных жалобы, представления по тем же или иным правовым основаниям теми же или иными лицами в тот же суд кассационной инстанции, если ранее эти жалоба или представление в отношении одного и того же лица рассматривались этим судом в судебном заседании либо были оставлены без удовлетворения.

В случае отмены судебного решения суд кассационной инстанции не вправе:

  • — устанавливать или считать доказанными факты, которые не были установлены в приговоре или были отвергнуты им;
  • — предрешать вопросы о доказанности или недоказанности обвинения, достоверности или недостоверности того или иного доказательства и преимуществах одних доказательств перед другими;
  • — принимать решения о применении судом первой или апелляционной инстанции того или иного уголовного закона и о мере наказания;
  • — предрешать выводы, которые могут быть сделаны судом первой или апелляционной инстанции при повторном рассмотрении данного уголовного дела.

Источник: http://studme.org/298918/pravo/predely_prav_suda_kassatsionnoy_instantsii

Решения и пределы прав суда надзорной инстанции

1. Виды решений, принимаемых судом надзорной инстанции. Рассмотрев материалы уголовного дела, суд надзорной инстанции вправе принять следующие решения:

оставить надзорные жалобу, представление без удовлетворения;

отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу;

отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело в суд первой инстанции, либо апелляционной, либо кассационной инстанции на новое судебное рассмотрение;

отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и возвратить уголовное дело прокурору для исправления процессуальных недостатков, допущенных в ходе предварительного расследования (ст. 237, 389 22 УПК РФ);

внести изменения в приговор, определение или постановление суда;

оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований для возвращения жалобы или представления без рассмотрения (ст. 412 4 УПК РФ).

К решениям (определениям или постановлениям) суда надзорной инстанции предъявляются те же требования, что и к решениям кассационного суда (ст. 389 28 УПК РФ). Отличие состоит в том, что определение суда надзорной инстанции подписывается всем составом суда, а постановление — только председательствующим в заседании Президиума Верховного Суда РФ.

  • 2. Основания отмены или изменения судебного решения. Основания отмены или изменения судебного решения судом надзорной инстанции в основном аналогичны тем, которые применяются при кассационном пересмотре (более подробно о них см. в § 5 гл. 30 настоящего учебника).
  • 3. Пределы прав суда надзорной инстанции. Пределы полномочий суда надзорной инстанции можно рассматривать по следующим направлениям: объем предмета пересмотра; направленность пересмотра принимаемых решений; характер указаний, даваемых нижестоящим судам при направлении дела на новое рассмотрение.

С точки зрения объема предмета рассмотрения Президиум Верховного Суда РФ проверяет правильность применения норм уголовного и уголовно-процессуального законов нижестоящими судами, рассматривавшими дело, по общему правилу лишь в пределах доводов, содержащихся в надзорной жалобе или представлении. Тем не менее данное правило не абсолютно, и, если Президиум Верховного Суда РФ сочтет это необходимым (действуя в интересах законности), он может выйти за эти пределы и рассмотреть уголовное дело в полном объеме, с точки зрения оснований, которые не были указаны заявителем, в том числе в отношении лиц, которые не обжаловали судебные решения в порядке надзора (ч. 1 ст. 412 12 УПК РФ).

В УПК РФ на данный момент не содержится такого условия для ухудшения положения осужденного или оправданного, как требование стороны обвинения (прокурора, потерпевшего). Представляется, однако, что суд надзорной инстанции не вправе не только изменять в сторону ухудшения, но также и отменять судебное решение с направлением дела на новое рассмотрение нижестоящим судом по мотивам необходимости поворота к худшему иначе, чем по жалобе (представлению) стороны обвинения. Однако существование такого условия следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ 1 , толкующего положения Конституции РФ. Конституционный Суд указал, что пересмотр судебных решений против интересов обвиняемого допустим только по требованию стороны обвинения, а не по жалобе самого обвиняемого. Это объясняется необходимостью учета вытекающего из конституционного принципа судебной защиты вышеупомянутого правила о свободе обжалования приговоров.

Характер указаний, даваемых нижестоящим судам при направлении дела на новое рассмотрение, отличается рядом особенностей. При отмене приговора, определения, постановления с направлением дела на новое расследование или судебное рассмотрение суд надзорной инстанции в силу ч. 3 ст. 412 12 УПК РФ не вправе:

Видео (кликните для воспроизведения).

устанавливать или считать доказанными факты, которые не были установлены или отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции;

предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства и о преимуществах одних доказательств перед другими;

определять, какое судебное решение должно быть принято при новом рассмотрении дела, в том числе о применении того или иного уголовного закона и о мере наказания.

Вместе с тем в постановлении об отмене судебного решения и передаче уголовного дела на новое судебное рассмотрение Президиум Верховного Суда РФ вправе обосновать, почему у него имеются сомнения по указанным вопросам, и предложить нижестоящему суду вернуться к их обсуждению. Только в этом смысле можно понимать применительно к перечисленным выше вопросам предписание ч. 2 ст. 412 12 УПК РФ о том, что указания суда надзорной инстанции обязательны при повторном рассмотрении данного уголовного дела судом нижестоящей инстанции. Указания надзорной инстанции не препятствуют суду первой инстанции при новом рассмотрении дела самостоятельно принимать при производстве по переданному ему на новое рассмотрение уголовному делу процессуальные решения по находящимся в прямой связи с содержанием приговора вопросам, в том числе о доказанности или недоказанности обвинения, достоверности или недостоверности доказательств и преимуществах одних доказательств перед другими, а также о мере наказания [2] [3] .

Читайте так же:  Регрессные требования европротокол

Однако содержащиеся в постановлении суда надзорной инстанции указания на процессуальные нарушения, допущенные в предыдущем судебном разбирательстве либо досудебном производстве, имеют обязательный характер для нижестоящих судов при новом рассмотрении дела. Их невыполнение служит достаточным основанием к отмене судебного решения ввиду нарушения уголовно-процессуального закона.

Вместе с тем по буквальному смыслу данной нормы указанные изъятия не распространяются на случаи изменения судебного решения. То есть, изменяя (но не отменяя) судебное решение, Президиум Верховного Суда РФ вправе устанавливать или считать доказанными факты, которые не были установлены в приговоре суда или были отвергнуты им; разрешать вопросы о доказанности или недоказанности обвинения, достоверности или недостоверности того или иного доказательства и преимуществах одних доказательств перед другими (конечно, только при том общем условии, что исправляемые таким образом ошибки нижестоящих судов явились результатом существенных нарушений закона и при этом надзорная инстанция не использует новых доказательств, не прошедших проверку в судебном следствии в первой или апелляционной инстанции).

Кроме того, следует добавить, что пересмотр судебного решения в порядке надзора допускается лишь при наличии оснований, вытекающих из материалов дела. Если же сомнения в законности, обоснованности и справедливости судебного решения связаны с обстоятельствами, которые не основаны непосредственно на самих материалах уголовного дела, вопрос о пересмотре такого решения может быть разрешен только в порядке производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (более подробно об этом см. в гл. 32 настоящего учебника).

Источник: http://studref.com/315780/pravo/resheniya_predely_prav_suda_nadzornoy_instantsii

Полномочия кассационной и надзорной инстанции

Полномочия кассационной инстанции

Суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с делом, вправе (ст. 390 ГПК РФ):

  1. оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, кассационные жалобу, представление без удовлетворения;
  2. отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение суд может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;
  3. отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;
  4. оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;
  5. отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права;
  6. оставить кассационные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 379.1 настоящего Кодекса.

1) Оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, кассационные жалобу, представление без удовлетворения. Это полномочие суд использует в том случае, если согласен с обжалуемым судебным актом и при проверке законности обжалуемого судебного акта не нашел оснований для его отмены. Согласно п. 8 ч. 1 ст. 388 ГПК РФ суд должен сформулировать мотивы, по которым он пришел к своим выводам, и ссылку на закон, которым руководствовался.

2) Отменить постановление суда первой, апелляционной или кассавое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение суд может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей. Отмену обжалуемого судебного акта влечет за собой установление существенных нарушений норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законныхинтересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов. Указанные нарушения носят неустранимый характер, требуется установление новых юридических фактов, представление новых доказательств или повторное исследование имеющихся.

3) Отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу. Данное полномочие может быть реализовано судом при установлении нарушении норм процессуального права, предусмотренных ст. 220, 222 и 263 ГПК РФ. В этом случае суд должен отменить обжалуемое постановление и либо прекратить производство по делу, либо оставить заявление без рассмотрения.

4) Оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений. В случае если по делу было принято уже несколько судебных постановлений, то суд кассационной инстанции может прийти к выводу о законности одного из них. Таким образом, он может оставить в силе то судебное постановление, которое является законным.

5) Отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права. Если судами первой и (или) апелляционной инстанций допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права, для исправления которой после отмены (изменения) судебных постановлений не требуется установления новых обстоятельств дела, представления, исследования и оценки доказательств, то суду кассационной инстанции следует принять новое судебное постановление (определение), не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой или апелляционной инстанции.

6) Оставить кассационные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных ст. 379.1 ГПК РФ (возвращение без рассмотрения по существу). К указанному полномочию суд может обратиться в том случае, если установит, что кассационная жалоба была принята с нарушениями норм процессуального права при наличии оснований, указанных в ст. 379.1.

При рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления . В интересах законности суд кассационной инстанции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления.

Суд кассационной инстанции не вправе:

  • устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции;
  • предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими;
  • определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

Полномочия надзорной инстанции

Вступившие в законную силу судебные постановления, указанные ниже, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам (ст. 391.1 ГПК РФ):

  • лиц, участвующих в деле;
  • других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями;
  • по представлению Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей (если в рассмотрении дела участвовал прокурор).
Читайте так же:  Как написать жалобу прокурору на бездействие полиции

В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются:

  1. вступившие в законную силу решения судов среднего и высшего звена судебной системы, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации;
  2. апелляционные определения судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации;
  3. кассационные определения судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации.

Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации при пересмотре судебных постановлений в порядке надзора установлены ст. 391.12 ГПК РФ.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев надзорные жалобу, представление с делом в порядке надзора, вправе ( сравнить с кассацией ):

  1. оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, надзорные жалобу, представление без удовлетворения;
  2. отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум Верховного Суда Российской Федерации может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;
  3. отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;
  4. оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;
  5. отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права;
  6. оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 391.4 Кодекса.

Отличий практически нет.

Кассация
Надзор

оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, кассационные жалобу, представление без удовлетворения;

При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум Верховного Суда Российской Федерации проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалобы, представления.

В интересах законности Президиум Верховного Суда Российской Федерации вправе выйти за пределы доводов надзорных жалобы, представления.

При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум Верховного Суда Российской Федерации не вправе:

  • не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо
  • предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и
  • определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации подписывается председательствующим в заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Указания Президиума Верховного Суда Российской Федерации о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

Источник: http://jurkom74.ru/ucheba/polnomochiya-kassatsionnoy-i-nadzornoy-instantsii

Пределы прав суда надзорной инстанции

Отмена в порядке надзора приговора, определения или постановления с передачей дела на новое рассмотрение в суд соответст­вующей инстанции возможна как ввиду нарушения уголовно-процессуаль­ного закона, которое повлияло на вынесение законного, обоснованного и справедливого судебного решения, так и вследствие того, что изложенные в нем выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам уго­ловного дела (например, в случае, когда суд оставил без проверки выдви­нутое подсудимым алиби либо его утверждение о том, что хотя он и нахо­дился на месте преступления, но к его совершению непричастен).

При отмене приговора суда апелляционной инстанции уголовное дело подлежит передаче на новое апелляционное рассмотрение и в том случае, если одновременно отменяется приговор мирового судьи.

Отменяя кассационное определение, суд надзорной инстанции передает дело на новое кассационное рассмотрение, так как сам он не вправе прини-

мать решение по делу вместо суда кассационной инстанции во избежание подмены одного порядка производства другим. Кроме того, в случае отме­ны кассационного определения и принятия окончательного решения судом надзорной инстанции останутся без рассмотрения в кассационном порядке поданные на приговор жалоба или представление, что нарушит права соот­ветствующих участников процесса и, в том числе, право осужденного на защиту.

Исключение из этого правила допускается в случае, когда в надзорном порядке рассматривается дело о нескольких осужденных, причем в отно­шении одних суд кассационной инстанции вынес определение, а в отноше­нии других решения не принимал. В отношении последних надзорная ин­станция при наличии к тому оснований принимает решение, не передавая дело о них на рассмотрение суда кассационной инстанции.

При отмене судебного решения нижестоящей надзорной инстанции и признания законными и обоснованными вынесенных по делу приговора и кассационного определения вышестоящая надзорная инстанция принимает окончательное решение без передачи дела на новое рассмотрение в порядке надзора.

При отмене определения или постановления, вынесенных в порядке надзора, передача дела для повторного рассмотрения его нижестоящим судом надзорной инстанции не допускается, за исключением случая, когда этот суд рассмотрел дело с нарушением уголовно-процессуального закона (например, не известил лиц, указанных в ст. 402 УПК РФ, о дате, времени и месте судебного заседания).

Изменяя приговор и последующие судебные решения ввиду несоответст­вия назначенного наказания тяжести преступления и личности осужденного, суд надзорной инстанции может принять во внимание имеющиеся в деле об­стоятельства, смягчающие наказание, которые не были учтены судами первой и второй инстанций, а также дополнительные материалы, если содержащиеся в них сведения о личности осужденного не требуют проверки.

Принимая решение о внесении изменений в состоявшиеся по делу при­говор, определение или постановление, суд надзорной инстанции может изменить их частично, оставив те же решения без изменения в остальной части. Внесение во вступившие в законную силу судебные решения каких бы то ни было изменений и даже формулировок, ухудшающих положение осужденного, недопустимо.

Решение суда надзорной инстанции должно соответствовать требова­ниям ст. 388 УПК РФ, устанавливающей содержание кассационного опре­деления.

Согласно ст. 408 УПК РФ надзорные жалоба и представление, а также все иные процессуальные документы, поданные либо внесенные в ходе надзорного производства, приобщаются к уголовному делу.

Раздел III. Производство в суде

В соответствии с ч. 1 ст. 409 основаниями к отмене или изменению вступивших в законную силу приговора, определения либо постановления являются основания, указанные в ст. 379 УПК РФ, т. е. нарушение уголов­но-процессуального закона, неправильное применение уголовного закона, несправедливость приговора.

В отличие от производства в судах апелляционной и кассационной ин­станций в ч. 1 и 2 ст. 410 УПК РФ предусмотрено право суда надзорной инстанции проверить все производство по уголовному делу в полном объ­еме и в отношении всех осужденных независимо от доводов надзорных жалобы или представления, т. е. осуществить проверку дела в так называе­мом ревизионном порядке.

Поскольку, по смыслу указанных норм, основанием к такой проверке являются допущенные по делу нарушения требований уголовного и уго­ловно-процессуального закона, которые необходимо устранить, представ­ляется, что в таких случаях суд надзорной инстанции должен принять меры к отмене либо изменению незаконного, необоснованного и несправедливо­го приговора и последующих судебных решений, которыми он был остав­лен без изменения.

Читайте так же:  Нормативно правовые акты устанавливающие гражданскую ответственность

В суде надзорной инстанции недопустим поворот к худшему для осуж­денного. Поэтому при рассмотрении дела по надзорным жалобе или пред­ставлению суд может лишь применить уголовный закон о менее тяжком преступлении, смягчить назначенное осужденному наказание и принять иные решения, направленные на улучшение его положения. Это правило относится в равной мере как к осужденному, в отношении которого поданы надзорные жалоба или представление, так и в отношении других осужден­ных по тому же делу, интересы которых не затрагивались в указанных об­ращениях.

В соответствии с ч. 6 ст. 410 УПК РФ указания суда надзорной инстан­ции обязательны при повторном рассмотрении данного уголовного дела судом нижестоящей судебной инстанции. Эти указания могут касаться, в частности, вопросов о необходимости проведения дополнительных процессуальных действий в суде первой или апелляционной инстанции для выяснения тех или иных обстоятельств дела путем допроса подсудимого, потерпевшего, свидетелей, проведения дополнительной или повторной экс­пертизы.

В случае невыполнения указаний суда надзорной инстанции, направ­ленных на восполнение пробелов судебного следствия, повлиявших на раз­решение дела, либо на устранение нарушений уголовно-процессуального закона, которые путем лишения или ограничения гарантированных зако­ном прав участников уголовного судопроизводства, несоблюдение проце­дуры судопроизводства или иным путем повлияли или могли повлиять на постановление законного обоснованного и справедливого приговора, такой

Глава XXX Производство в надзорной инстанции

приговор подлежит отмене по жалобе или представлению с передачей дела на новое судебное рассмотрение.

Отменяя вступившие в законную силу судебные решения по жалобе ли­бо представлению, суд надзорной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанным факты, которые не были установлены в приговоре или были отвергнуты им, а равно предрешать вопросы о доказанности или не­доказанности обвинения, о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, о преимуществах одних доказательств перед други­ми, а также принимать решения о применении нижестоящим судом того или иного уголовного закона и о мере наказания.

Это правило основано на положении, предусмотренном ст. 17 УПК РФ, о том, что судья, присяжные заседатели оценивают доказательства по сво­ему внутреннему убеждению, руководствуясь при этом законом и сове­стью, а также требованиями положений гл. 11 УПК РФ, определяющей принципы и порядок доказывания по уголовному делу.

Запрет для суда надзорной инстанции устанавливать или считать дока­занным факты, которые не были установлены в приговоре или были от­вергнуты им, не лишает этот суд возможности дать иную, чем в приговоре, правовую оценку установленным в нем фактам и принять в связи с этим решение, улучшающее положение осужденного. В случае отмены кассаци­онного определения суд второй инстанции обязан выполнить указания, содержащиеся в постановлении (определении) суда надзорной инстанции. Однако, если эти указания в нарушение требований ч. 8 ст. 410 УПК РФ предрешают выводы кассационной инстанции, то судьями принимается решение в соответствии с положением ст. 17 УПК РФ.

После отмены в порядке надзора первоначального приговора или касса­ционного определения дело подлежит рассмотрению в общем порядке с той стадии, которая указана в решении суда надзорной инстанции. Новое рассмотрение дела в суде первой инстанции либо в апелляционном или кассационном порядке должно быть произведено в соответствии с УПК РФ без каких-либо изъятий. При этом, однако, нижестоящие суды обязаны вы­полнить указания, содержащиеся в решении суда надзорной инстанции, отменившей приговор или кассационное определение.

С учетом требований, содержащихся в гл. 48 УПК РФ, после отмены приговора или кассационного определения в порядке надзора, при поста­новлении новых приговора или определения недопустим поворот к худше­му в отношении подсудимого, а вступившие в законную силу новые судеб­ные решения судов первой и второй инстанций по тому же делу могут быть обжалованы в соответствующий суд надзорной инстанции на общих осно­ваниях.

В ч. 1 ст. 412 УПК РФ содержится весьма существенное положение о том, что внесение повторных жалоб или представлений в суд надзорной

Раздел III. Производство в суде

инстанции, ранее оставивший их без удовлетворения, не допускается. Тем самым упорядочено не только внесение указанных процессуальных доку­ментов, но и в целом производство в порядке надзора.

Согласно закону участник процесса, будучи не удовлетворен постанов­лением судьи верховного суда республики, краевого, областного или соот­ветствующего ему суда об отклонении его надзорной жалобы или надзор­ного представления, может обратиться к председателю указанного суда с жалобой либо представлением об отмене названного постановления судьи и о возбуждении надзорного производства. В случае отказа в удовлетворе­нии этого обращения участники судопроизводства не вправе подавать по­вторные жалобы или представления в тот же суд надзорной инстанции. Однако они могут подать жалобу или представление в вышестоящую над­зорную инстанцию, т. е. в Верховный Суд РФ, в котором эти обращения рассматриваются в общем порядке, предусмотренном ст. 406 УПК РФ. При этом отказ судьи Верховного Суда РФ в удовлетворении жалобы или пред­ставления может быть обжалован Председателю Верховного Суда РФ или его заместителю, которые вправе принять решение в соответствии с ч. 4 ст. 406 УПК РФ. В случае, если они откажут в удовлетворении жалобы или представления на предмет отмены названного постановления судьи, повтор­ное их внесение в Верховный Суд РФ не допускается, что означает исчерпа­ние всех имеющихся внутригосударственных средств правовой защиты.

Следует учитывать, что указание в ч. 3 ст. 412 УПК РФ на то, что жало­ба или представление на новые приговор и последующие судебные реше­ния могут быть внесены независимо от мотивов, по которым были отмене­ны первоначальные судебные решения, означает также, что и пересмотр надзорной инстанцией новых приговора, определения, постановления дол­жен производиться в общем порядке независимо от мотивов отмены первоначальных судебных решений по тому же делу.

В случае, когда нижестоящая надзорная инстанция оставляет без удов­летворения жалобу или представление на приговор и последующие судеб­ные решения, вынесенные при вторичном рассмотрении уголовного дела, аналогичные жалоба либо представление могут быть внесены в вышестоя­щий суд надзорной инстанции независимо от того, что ранее он уже рас­сматривал это дело в порядке надзора.

Глава XXXI.Возобновление производства

по уголовному делу ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://megaobuchalka.ru/6/41982.html

Пределы прав суда кассационной и надзорной инстанции
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here