Содержание
- 1 Причины подростковой преступности и правонарушений несовершеннолетних
- 2 Причины правонарушений несовершеннолетних.
- 3 Характеристика основных причин совершения правонарушений несовершеннолетними
- 4 Причины и условия совершения преступлений несовершеннолетними
- 5 § 3. Причины и условия преступности несовершеннолетних
- 6 Причины и условия совершения несовершеннолетними правонарушений
Причины подростковой преступности и правонарушений несовершеннолетних
Преступление показывает, что лицо, его совершившее, далеко отошло от границ допустимого. Но мгновенного падения в моральные пропасти не бывает. А Бестужев в одном из своих писем писал: «В беду попадают как в пропасть, вдруг, в преступление сходят по ступеням…» Поэтому важно выяснить причины, приведшие подростка к правонарушению или преступлению. Рассмотрим некоторые из них:
1) Семейное неблагополучие.
Семья – важнейший институт социализации подрастающего поколения.
Если попытаться квалифицировать семьи «трудных» подростков с точки зрения негативного влияния старших на личность и поведение несовершеннолетних, то можно выделить три группы неблагополучных семей.
Первая группа характеризуется остроконфликтными взаимоотношениями между всеми ее членами и низкой общественностью родителей как в сфере рабочего, так и в сфере свободного времени.
Ко второй группеможно отнести семьи, отличающиеся внешней благопристойностью внутрисемейных отношений и довольно высокой деловой активностью родителей. Дети в подобных семьях испытывают острый дефицит родительской любви, ласки, внимания.
Для третьей группы семей типична низкая общественная направленность личности супругов при положительных отношениях между ними. В таких семьях родители, нередко ответственно относясь к учебе своих детей, их материальному обеспечению, безразличны к остальным сферам их жизнедеятельности.
Для всех трех групп трудных семей, при всем их различии, характерным является отсутствие интереса родителей к внутренней духовной жизни детей.
2) Неблагоприятное бытовое окружение
Это одна из распространенных причин правонарушений среди подростков. Превращение большой семьи в малую, рост числа однодетных и неполных семей, дезорганизация семьи повысили необходимость для детей искать общения вне дома как своеобразную компенсацию дефицита эмоциональных контактов с родителями. И закон этот потребует компенсации, и она будет найдена в досуговом поведении, в сферах безобидных, даже окружающими поощряемых, — в спорте, увлечении музыкой, одеждой. Зловещая закономерность состоит в том, что безобидное досуговое неформальное поведение легко скатывается вповедению асоциальному (карты, выпивка, хулиганство), затем к антисоциальному (квартирные кражи, наркотики, фарцовка и т. Д.). Вспомним, что подросток пришел в преступную группу за гармонией от семейно-школьного дискомфорта. Если противоречив мир взрослых, подросток будет искать и найдет гармонизирующее начало в другом мире. Порядки и нравы в этом мире могут становиться похожими на порядки и нравы «зоны». Ценностные ориентации подростков в таких группах чрезвычайно низки. Социологи, обследовавшие 40 преступных групп, получили следующие данные:
70% подростков в группах употребляют спиртное;
55% «иногда» хулиганят;
36% защищают в потасовках свою территорию;
52% дерутся с другими группами;
46% допускают в группах «свободную любовь»;
10% готовы достать деньги любым способом.
Уходя от несвободы семьи и школы, подросток попадает в несвободу неформальной группировки. И что печальнее всего, многие из них не хотят разрывать с такой группой. Она гармонизирует его бытие – обеспечивает видимость порядка, защиту, престижность положения.
3) Средства массовой коммуникации
Кино и телевидение являются мощными источниками формирования навыков агрессивного поведения. Посредством телевидения дети и подростки получили многочисленные возможности обучения широкому спектру форм агрессии, не выходя из дома. Исследования, проводимые в последние годы, показали, что демонстрация насилия по телевидению внушает зрителям:
а) агрессивные стили поведения;
в) искажает представление об окружающей реальности.
Физическую агрессию часто показывают по телевидению как образцовое средство разрешения конфликтов.
4) Подстрекательство со стороны взрослых
Известно, что 1/3 преступлений подростки совершают под воздействием взрослых. Подстрекательство – это не только склонение, но и вовлечение в преступление. Подстрекатели любыми способами стремятся сделать несовершеннолетних зависимыми, увлекают их ложной романтикой, разлагают бездельем, пьянством и наркоманией.
5) Низкая правовая грамотность
Правовая безграмотность – одна из причин правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Социологические исследования показали, что только единицы учащихся могут правильно ответить на вопросы о праве и законе, значительная часть их проявляет неосведомленность в вопросах действующего законодательства.
Степень общественной опасности характеризуется следующими показателями:
-значимость регулируемых правом общественных отношений;
-размер причинённого вреда или ущерба;
-способ, время и место совершения правонарушения;
Проступками признаются правонарушения, ответственность за которые устанавливается любой иной – не уголовной – отраслью законодательства.
Проступки отличаются меньшей (по сравнению с преступлением) степенью общественной опасности (вредности). Проступки, в отличие от преступлений, не выражают общественной опасности самой личности нарушителя.
Проступки подразделяются на
Юридическая ответственность – это применение мер государственного принуждения к правонарушителю за совершенное им противоправное деяние, связанное с претерпеванием виновным лишений личного или имущественного характера.
Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет (ч.1 ст. 2.3.КоАП РФ).
Наиболее часто встречающиеся составы административных правонарушений, совершаемые несовершеннолетними:
— Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах;
— Появление в общественных местах в состоянии опьянения;
— Мелкое хулиганство;
— Мелкое хищение;
— Уничтожение или повреждение чужого имущества;
— Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством;
— Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов;
— Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.
Статьей 88 УК РФ предусматриваются виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним:
Штраф
Ограничение свободы назначается несовершеннолетним осужденным в виде основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет.
Наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до шестнадцати лет, на срок не свыше шести лет. Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях. Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до шестнадцати лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые.
При назначении несовершеннолетнему осужденному наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления низший предел наказания, предусмотренный соответствующей статьей Особенной части Уголовного Кодекса, сокращается наполовину.
Источник: http://www.informio.ru/publications/id4254/Prichiny-podrostkovoi
Причины правонарушений несовершеннолетних.
В жизни человека огромное значение имеет его поведение. Именно оно делает наши психические процессы полноценными. Известно, что смотреть и видеть, слушать и слышать – далеко не одно и то же. Только нормальное поведение дает нам возможность воспринимать окружающее. Как необходимое условие в окружающей действительности, поведение имеет большое значение для любой деятельности, особенно для обучения.
Для того чтобы оказать психологическую и социально-педагогическую помощь и поддержку детям и подросткам правонарушителям необходимо четко знать причины такого поведения.
Причинами правонарушений подростков могут быть разные поводы, связанные с воспитанием родителей, воздействием общества и современного мира. Выделим основные причины.
Основными причинами правонарушений несовершеннолетних являются следующее:
1) обстоятельства жизни этих детей;
2) пьянство одного или обоих родителей;
3) асоциальное поведение одного или обоих родителей (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция и пр.);
4) устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов;
5) сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими;
6) убийство одного из родителей на глазах детей собутыльниками или другим родителем;
8) оставление малолетних детей одних без пищи и воды;
9) отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств существованию и отсутствие постоянного места жительства;
10) побеги из дома, конфликты со сверстниками и т.д. [2, С.160].
Гиперопека родителей – ребёнок, избегая от опеки родителей, может подружиться с плохой уличной компанией и так же изменить своё поведение в отрицательную сторону;
Плохое общество – может повлиять на ребёнка негативно, если он длительное время находится, видит и общается с людьми, имеющими отрицательные качества и вредные привычки;
Доступные СМИ – современные детям и подросткам благодаря новейшим технологиям доступны разные сайты, телепередачи которые не рекомендованы для их возраста.
Из перечисленных причин можно понять, что главное значение в жизни и поведение детей имеют родители. От их жизненных позиций, условий труда, характера отношений к детям, в целом от поведений родителей зависит будущее поведение детей. Родители должны быть личным примером для своих детей. Если же дети будут расти с родителями, которые употребляют алкогольные напитки, ведущими аморальный образ жизни и нарушают свои права и обязанности то впоследствии дети могут принять их поведение.
Анализ условий жизни таких детей и подростков показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую правонарушению несовершеннолетних. Специалисты чаще всего фиксируют сочетание многих неблагоприятных условий, которые делают невозможным дальнейшее проживание детей в семьях, где создается прямая угроза здоровью ребенка, и его жизни.
Воздействие и взаимодействие неблагоприятных и неблагополучных, а часто нечеловеческих условий жизни детей в семьях достаточно длительное время вызывает отрицательные психические, физические и другие изменения в организме ребенка, приводящие к тяжелейшим последствиям.
У детей и подростков возникают значительные отклонения, как в поведении так и в личностном развитии. Им свойственна такая черта, как нарушение прав, норм и ценностей социализации: отсутствие навыков гигиены, неумение вести себя за столом, неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам, гиперсексуальность, нарушения половой ориентации, воровство, лживость, потеря ценности человеческой жизни, жестокость, агрессивность, утрата интереса к труду, лень, отсутствие ценностных ориентаций, отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе, бездуховность, утрата интереса к знаниям, дурные привычки (употребление алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания, нецензурная брань и т.д.) [8, С.269].
Если в семье, школе или среди компании друзей возникнут какие то проблемы или конфликты то несовершеннолетнем подросткам и детям кажется что они не выдержат и не справятся с этими проблемами. И у них появляется потребность уйти от реальности и в принятии роли другого, представляют себя в качестве того человека у которого всё хорошо. Это основано на процессе компенсации негативных жизненных переживаний, они хотят представить человека полностью удовлетворенного своей жизнью, который считает свою жизнь счастливой. Таких несовершеннолетних подростков много, поэтому большинство из них находят выход, из своих жизненных проблем связываясь с плохой уличной компанией.
Наибольшую опасность попадания в плохую компанию имеют дети, обладающие следующими общими качествами:
1) некоммуникативная и социальная некомпетентность;
3) не способность конструктивно вести себя в конфликтных ситуациях;
4) неадекватная самооценка;
5) не способность контролировать себя.
Для того чтобы предотвратить таких негативных последствий надо с раннего возраста учить детей соблюдать семейные традиции, ценности и нормы принятые обществом. Ведь именно семья является важнейшим социальным институтом.
Характеристика неблагополучных семей, то есть семей, где ребенку плохо, где за ним не ухаживают, очень разнообразна — это могут быть семьи, где родители жестоко обращаются с детьми, не занимаются их воспитанием, где родители ведут аморальный образ жизни, занимаются эксплуатацией детей, бросают детей, запугивают их «для их же блага», не создают условий для нормального развития и т.д. Семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентиров.
Детям не хватает родительского внимания, потому что всегда проще вести неправильный образ жизни и отмазываться поводами и найти причины, чтобы не проводить время с детьми, чем заниматься и воспитывать детей. В таких семьях обычно родители не работают, поэтому нет денежных средств, для приобретения продуктов питания и других жизненно необходимых товаров. Дети вынуждены искать и идти работать с раннего возраста для того чтобы не голодать. У них постепенно пропадает интерес к учёбе и к жизни. Ведь для них будет важнее, как и на что прожить этот день, чем как получать знания. Это ведет к неполноценному развитию личности, к малому духовному росту, так как несовершеннолетние все меньше и меньше развиваются.
Итак, можно понять, что источником правонарушений несовершеннолетних детей и подростков могут быть сами родители, которые не правильно воспитывают своих детей, и являются для них плохим примером, ведя асоциальный образ жизни.
Правонарушения характерны не только несовершеннолетним, которые воспитываются в семьях, но и тем которые живут и воспитываются в детских домах и интернатах. Эти дети больше склонны к отклоняющемуся поведению и правонарушениям. Причиной тому служит недостаток внимания, заботы со стороны взрослого человека. Они нуждаются в любви родителей, которая для них необходима. В нашем современном мире эти несовершеннолетние отвержены обществом, так как воспитываются в детских домах, к большому сожалению, сложилось мнение об этих детях в обществе не положительное.
Таким образом, причины правонарушений несовершеннолетних разные. Но много зависит от воспитания и родителей. Именно от их воспитания зависит будущее поведение несовершеннолетних.
Источник: http://sdamzavas.net/4-23668.html
Характеристика основных причин совершения правонарушений несовершеннолетними
Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но, прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних. Правонарушения несовершеннолетних опасны для общества, так как они угрожают его будущему.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Асоциальные взгляды, привычки, приобретенные в раннем возрасте, могут привести к глубокой деморализации личности и как результат — к росту преступности и рецидивам. По данным Росстат за последние годы число преступлений, совершенных несовершеннолетними, значительно снизилось.
Характеристика личности несовершеннолетнего правонарушителя в большинстве своем обусловлена особенностями подросткового возраста, который отличается бурным физическим развитием организма, энергией, активностью, повышенной возбудимостью, неуравновешенностью.
Несовершеннолетние правонарушители слишком восприимчивы к внешним воздействиям, как положительным, так и к отрицательным. Восприимчивость и впечатлительность являются теми внутренними условиями, которые способствуют формированию основ мировоззрения, черт характера, свойств и качеств личности.
Некритическое отношение к себе, неадекватная оценка приводят к нравственной неустойчивости несовершеннолетних, которая снижает эффективность социальной регуляции поведения и затрудняет формирование общественно полезных установок и адаптацию в обществе. Выделяют следующие характерные признаки несовершеннолетнего правонарушителя:
— отставание в общем развитии (на 2–3 года). Подростки имеют значительные проблемы со здоровьем (соматическое и физическое здоровье, психическое состояние);
— неустойчивость, нестабильность эмоционально-волевой сферы, акцентуированность отдельных черт характера личности;
— неуспеваемость в школе. Чаще всего преступление совершают так называемые «трудные», педагогически «запущенные» подростки. В ряде исследований отмечается, что для подростков-правонарушителей характерен низкий уровень развития познавательных и общественных интересов.
Личность подростка-правонарушителя характеризуется крайним индивидуализмом, стремлением исполнять свои желания вопреки требованиям окружающих, общества. Противоправные проявления среди подростков в настоящее время связаны с неблагоприятными условиями нравственного формирования личности, выступающими основной причиной возникновения антиобщественных взглядов, с недостатками в нравственном и трудовом воспитании подростков и плохой организации их досуга, ошибками в деятельности школы и общественных организаций в борьбе с детской безнадзорностью и правонарушениями.
При изучении противоправных действий рассматривают следующие причины, вызывающие подобное поведение.
- Отрицательное влияние в семье. Семья является важнейшим социальным институтом. Именно в семье происходит становление личности подростка. Но не всегда семьи являются благоприятным фоном, для развития ребенка. В сфере семьи и ближайшего окружения выделяют следующие причины:
— ослабление позитивного влияния семьи и ее возможностей защитить ребенка от отрицательного влияния, обеспечить необходимый уровень его умственного и нравственного развития;
— рост числа неблагополучных семей и разводов;
— снижение экономического благосостояния семьи;
— отказы от детей;
— формирование искаженных нравственных и правовых установок у детей;
— распространение в семье алкоголизма и наркомании.
- Отрицательное влияние неформальной группы сверстников. Особенно часто под влияние асоциальной группы попадают подростки мало дисциплинированные, плохо успевающие, а потому не сумевшие установить правильных взаимоотношений с товарищами по классу и учителями. Для большинства подростков правонарушителей роль друзей и их мнение оказывается более значимыми, чем мнение и авторитет взрослых. Похожая статья: Психолого-педагогическая профилактика правонарушений среди подростков в условиях средней общеобразовательной школы
- Низкий уровень жизни большой части населения. Среди малообеспеченных слоев наиболее ярко выражен уровень наркотизации и алкоголизации, которые во многом являются причинами преступности. Очень часто подросткам из бедных семей приходится совершать преступления, чтобы просто выжить.
- Недостатки в развитии досуговой системы: слабая организация сети клубов, кружков, спортивных секций, отсутствие заботы о вовлечении и закреплении в них несовершеннолетних, находящихся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания. Нередко эти учреждения являются платными, а значит недоступными для подростков из бедных семей.
- Недостатки учебно-воспитательной работы общеобразовательных школ и профессионально-технических учебных заведений (проявления формализма, отказ от индивидуального подхода и т. д.), в результате чего не реализуется должным образом задача формирования чувства гражданской ответственности учащихся, управления своим поведением, нередко обучающиеся отчуждаются от учебного коллектива, утрачивают интерес к учебе. Контингент несовершеннолетних преступников пополняется за счет подростков, бросивших школу, второгодников, отстающих. Указанные обстоятельства приводят к ослаблению и потере социальных связей, что облегчает контакт с источниками отрицательных влияний. Для данной ситуации характерно следующее:
— недостаточное стимулирование учеников к обучению; — непрофессионализм учителей, их неспособность компенсировать недостатки семейного воспитания;
— неблагополучные социальные условия в школе (сквернословие, курение, торговля наркотиками и т. п.);
— отсутствие необходимой связи между семьей и школой в целях организации эффективного образовательного процесса и др.
- Недостатки в организации трудоустройства несовершеннолетних, поддержки их в трудовых коллективах. В этой связи необходимо отметить несвоевременное устройство лиц в возрасте от 14 до 18 лет, оставивших или окончивших школу и не продолжающих учебу; недостатки профориентации, отсутствие поддержки работающих несовершеннолетних. Все эти явления — особенно с учетом того, что контроль семьи за работающим несовершеннолетним ослабляется, в его распоряжении оказываются личные деньги и он стремится доказать свою «взрослость», — способствуют бесцельному времяпрепровождению в свободное время, риску в плане возможных контактов с криминогенной структурой.
- Подстрекательство со стороны взрослых преступников, что нередко связано с предварительным вовлечением в пьянство, азартные игры и другие формы «до преступного» антиобщественного поведения в сочетании с пропагандой «преимуществ» жизни преступников. Надо отметить, что целенаправленное воздействие преступной среды интенсифицируется: все большее распространение получают уголовный жаргон и обычаи «зоны», более престижным становится получение дохода противозаконными методами.
- Проникновение в молодежную среду стереотипов поведения, не совместимых с общественными ценностями: употребление ПАВ, культивирование половой распущенности, насилия и жестокости. Значительная роль здесь принадлежит СМИ и Интернет.
Следующим шагом становится вхождение в преступную группировку и совершение преступления. На прохождение этого пути требуется в среднем 2 года. Среди мотивов правонарушений несовершеннолетних В. Н. Кудрявцев выделяет следующие:
1) материальную заинтересованность (корысть, тяга к накопительству, стяжательству, разгульной жизни);
2) мотивы межличностного общения (личная неприязнь, обиды, месть, ревность, деформированное стремление к превосходству, пренебрежительное отношение к окружающим)
Таким образом, причины правонарушения среди несовершеннолетних в России связаны с социальными, психологическими и другими особенностями несовершеннолетних, попадающих в ситуации риска; обстоятельствами, способствующими совершению правонарушений, структурой преступности, которые относятся к различным социальным и нравственно-психологическим сферам общественной жизни.
Источник: http://raduga.uralschool.ru/site/pub?id=575
Причины и условия совершения преступлений несовершеннолетними
Подростковый возраст — трудный период психического развития, труден он в первую очередь для самого подростка. Действительно, в возрасте 10-16 лет организм ребенка претерпевает качественные изменения. В этот период происходит перестройка всей физиологической системы организма. Этому периоду жизни подростка свойственно неравномерное развитие различных органов, тканей, это вызывает усиленное сердцебиение, повышение давления, головные боли, быструю утомляемость и другие осложнения, снижающие внимание, а главное самоконтроль, скорость и адекватность реагирования на педагогические воздействия. Такие перемены в организме подростка как раз и становятся причиной раздражительности и неуравновешенности или проявляются в виде депрессивного состояния, вялости, апатичности
Причина многих преступлений среди школьников — вовлечение их в преступную деятельность. Деятельность взрослых организаторов и подстрекателей крайне негативно отражается на формировании личности подрастающего поколения. Именно они обучают подростков наиболее простым и легким способам совершения преступлений, препятствуют их исправлению и перевоспитанию. Часто, вместе со взрослыми подростки совершают такие тяжкие преступления, которые они самостоятельно совершить не могут.
В качестве еще одного основополагающего фактора совершения преступлений несовершеннолетними выступает воспитание, существенные дефекты которого обусловливают в большинстве случаев искаженное формирование личности и последующий переход несовершеннолетних на преступный путь. Именно в семье детям прививаются правила поведения. Весь дальнейший процесс становления личности основывается на нравственных устоях, заложенных в характере человека семьей. Практически все специалисты (социологи, психологи, педагоги, криминологи), посвящающие свои работы темам детства, подрастающего поколения, так или иначе, касаются проблем семьи как социального института семейного воспитания. И это не случайно: здесь все истоки абсолютного большинства качеств и свойств личности, будущих ее достоинств и пороков. Еще А.Б.Сахаров и Г.М.Миньковский в свое время предлагали все существенные отклонения от нормы в сфере семейного воспитания разделить на 3 группы:
1) материально-бытовые условия семьи;
2) состав семьи и структура;
3) нравственная и воспитательно-педагогическая позиция.
Итак, если говорить о материально бытовых условиях жизни семьи, то это один из важнейших факторов социализации подростка. «Бедность семьи сужает число жизненных шансов для детей, и вероятность «наследования» детьми бедности родителей очень высока». Низкий уровень материальной обеспеченности семьи часто стимулирует формирование у подростков психологии изгоев общества, а она в свою очередь предопределяет негативное отношение к труду и учебе, неуважение к закону и базовым ценностям общества, и как следствие преступного поведения. Хочется подчеркнуть, конечно, недопустимо представлять, что материальное неблагополучие автоматически и неизбежно приведет к вышеуказанным результатам.
Если говорить о составе и структуре семьи, то совершенно понятно, что сам по себе факт воспитания ребенка в неполной семье не может и не должен рассматриваться как фатально неизбежное криминогенное обстоятельство. Однако, многократно доказано, что в массе своей неполные семьи значительно чаще, чем нормальные по своей структуре оказываются «территорией криминогенного риска». На отсутствие в семье одного из ее членов: отца или матери — как обстоятельство, откладывающее серьезный отпечаток в сознании и характере подростка, имеющих важное значение для воспитания нравственно полноценной личности, — указывал А.Б.Сахаров еще в 1961г. в своей монографии.
Источник: http://studbooks.net/975936/pravo/prichiny_usloviya_soversheniya_prestupleniy_nesovershennoletnimi
§ 3. Причины и условия преступности несовершеннолетних
Причины и условия преступности несовершеннолетних, как и преступности в целом, носят социально обусловленный характер. Они прежде всего зависят от конкретных исторических условий жизни общества, от содержания и направленности его институтов, от сущности и способов решения основных противоречий.
Социально-экономические и социально-психологические противоречия перехода к рыночным отношениям привели к глубинной переориентации молодежи с коллективистских духовных ценностей на корыстно-индивидуалистические. За 10 лет выросло целое поколение, которое с малых лет занимается уличной торговлей, охранной деятельностью в сомнительных учреждениях и т.п. Несовершеннолетние, воспитываясь в условиях, когда многие вопросы решались в отсутствие необходимого правового поля, привыкли не соблюдать предписания законов. Более того, у многих их них вошло в привычку постоянно всех обманывать и жить в страхе за собственную жизнь.
У многих несовершеннолетних появилась, если так можно сказать, «робин-гудовская» психология мести за несправедливость по отношению к ним, которая облегчает для них совершение преступления. Они внутренне не согласны с навязанным им клеймом «социального аутсайдерства».
Впрочем, утверждать, что проблемы, связанные с преступностью несовершеннолетних, появились только за последние 10 лет, тоже было бы неправильно. Латание общественных дыр с помощью молодежи, постоянное потребительское отношение к ней привело к разрастанию форм дезадаптивного поведения. Неудивительно, что несовершеннолетние не верят сколько-нибудь серьезно официальной пропаганде.
Следовательно, причины преступности несовершеннолетних можно разделить на две большие группы: связанные с личностными особенностями несовершеннолетних; отражающие недостатки общественного устройства.
Первая группа причин определяется подростковым нигилизмом, когда в душе внешне беспристрастных людей нередко кипят страсти, а за грубостью у юношей скрывается робость; катастрофическим снижением интеллектуального потенциала (до 6% учащихся не в состоянии усвоить школьную программу, 30% — испытывают при этом затруднения, 70% школьников имеют дефектный генотип). Кроме того, следует особо подчеркнуть, что, по подсчетам специалистов, акцентуированных личностей среди граждан — около 40%, а среди несовершеннолетних этот процент еще выше. В результате у несовершеннолетних проявляется рост корыстной и сексуальной агрессивности, хулиганства.
Вторая группа причин охватывает противоречия социального и экономического состояния общества.
В криминологической литературе в последние годы сложилось устойчивое мнение о том, что главной причиной преступности несовершеннолетних и ее стремительного роста является резкое ухудшение экономической ситуации и возросшая напряженность в обществе. Конечно, все это влияет и на взрослую преступность, однако стремительное снижение уровня жизни сказывается сильнее всего на подростках, ибо во все времена несовершеннолетние были и остаются наиболее уязвимой частью общества. Уязвимость заключается в том, что отличающие несовершеннолетних особенности (неустоявшаяся психика, не сформированная до конца система ценностей) делают их более подверженными влиянию факторов, которым взрослые люди противостоят гораздо успешнее.
Не имея возможности законным путем удовлетворять свои потребности, многие подростки начинают «делать деньги» и добывать необходимые вещи и продукты в меру своих сил и возможностей, зачастую путем совершения преступления. Несовершеннолетние активно участвуют в рэкете, незаконном бизнесе и других видах преступной деятельности.
Одно из негативных проявлений экономического кризиса — сокращение рабочих мест, приводящее к безработице подростков, в частности, отбывших наказание в воспитательных учреждениях.
Рост безработицы, как известно, в первую очередь, оказывает негативное влияние на молодежь, поскольку именно ей тяжело найти подходящие рабочие места из-за отсутствия надлежащей квалификации и опыта работы. Как установлено проведенными исследованиями, безработица выступает мощным стимулом формирования криминальной психологии несовершеннолетних.
Преступности несовершеннолетних способствует и неконтролируемое отчисление подростков из школ и ПТУ. Только в 1996 г. из школ Российской Федерации по неуважительным причинам выбыло более 100 тыс. учеников (в 1985 г. — 1,5 тыс.). Наблюдаются многочисленные факты отчисления детей, не достигших 14-летнего возраста. В 1995/1996 учебном году из-за ограничения приема учащихся в 9 — 11 классы и сокращения приема в профессионально-технические училища около 500 тыс. подростков старше 14 лет оказались лишенными возможности продолжить обучение.
Одной из специфических причин преступности несовершеннолетних на современном этапе жизни общества является катастрофическое положение с организацией досуга детей и подростков по месту жительства. Многие детские учреждения, организации прекратили свое существование, а помещения, принадлежавшие им, переданы в аренду коммерческим структурам.
Продолжается процесс разрушения системы оздоровления и летней занятости. Многие оздоровительные лагеря для детей и подростков закрыты, а в оставшиеся дети из неполных малообеспеченных семей не всегда могут попасть из-за высокой стоимости путевок.
Обострение проблем семейного неблагополучия на общем фоне нищеты и постоянной нужды, моральная и социальная деградация, происходящая в семьях, приводят к крайне негативным последствиям.
Известно, что среди несовершеннолетних из неблагополучных семей интенсивность преступности особенно высока. В основном в этих семьях процветают пьянство, наркомания, проституция, отсутствуют какие-либо нравственные устои, элементарная культура. Специалисты различных наук приводят внушительные цифры, говоря о несовершеннолетних, страдающих психическими заболеваниями, не исключающими и исключающими вменяемость. Психические расстройства детей — во многом результат и наследие соответствующего поведения и жизни их родителей-алкоголиков, наркоманов. Некоторые сочетания психических расстройств и социально-психологической деформации личности во многом объясняются тем, что причины патологического развития личности несовершеннолетних кроются в асоциальности и аморальности родителей.
В таких семьях процветает насилие по отношению друг к другу и к своим детям. Так, по данным исследователей, от произвола родителей ежегодно страдает около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет, каждый десятый из них умирает, а 2 тыс. кончают жизнь самоубийством. Как прямое следствие этого — стремительный рост крайне опасных насильственных преступлений, совершаемых подростками и даже детьми. Жестокость порождает жестокость.
Из-за ненормальной обстановки в семье около 50 тыс. детей ежегодно уходят из дома, 20 тыс. покидают детские школы-интернаты из-за жестокого обращения, пополняя ряды беспризорных и безнадзорных, число которых в настоящее время достигло 3 млн. человек.
Уходя от родителей, несовершеннолетние ищут поддержку в обществе себе подобных. Подростков захлестывает волна «взрослой» жизни — секс, наркотики. В некоторых странах данные явления считаются прямыми причинами преступности несовершеннолетних.
К условиям, способствующим преступному поведению несовершеннолетних, относятся и недостатки в деятельности органов, на которые возложена борьба с преступностью несовершеннолетних. К сожалению, в настоящее время наблюдается фактическое бездействие общественно-государственных структур, призванных осуществлять воспитательную и профилактическую работу с подростками (комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; органов управления социальной защитой населения; управления образованием, опеки и попечительства, по делам молодежи, управления здравоохранением, службы занятости). Существенные недостатки имеются в деятельности правоохранительных органов, в том числе и органов внутренних дел, по предупреждению, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Как уже отмечалось, преступность несовершеннолетних имеет высокую латентность, и некоторые исследования показывают, что еще до первого осуждения подростки успевают совершить несколько преступлений. Это создает атмосферу безнаказанности. Не обеспечивается неотвратимость наказания — важнейшее средство предупреждения преступного поведения.
Подводя итог сказанному, отметим, что наличие причин и условий, способствующих преступности несовершеннолетних, не означает, однако, фатальной неизбежности совершения ими преступлений. Указанные причины и условия в определенной степени поддаются регулированию, нейтрализации и устранению. Важное значение в связи с этим приобретает общая и индивидуальная профилактика — система мер предупреждения преступности, применяемых государственными органами, в том числе органами внутренних дел, в отношении несовершеннолетних, совершающих преступления.
Источник: http://studfile.net/preview/5969207/page:60/
Причины и условия совершения несовершеннолетними правонарушений
§ 2. Причины и условия преступности несовершеннолетних и их предупреждение
Причины и условия преступности несовершеннолетних – это те же социально-негативные явления и процессы, которые детерминируют преступность в целом. Вместе с тем общее ухудшение экономического положения страны в 90-х годах привело к тому, что в последние годы в причинном комплексе, обусловливающем преступное поведение подростков, произошли значительные изменения. Негативные процессы социального и экономического характера существенно ослабили, прежде всего, родительскую семью как социальный институт, который ранее наиболее последовательно и надежно защищал жизнь и здоровье детей и подростков, обеспечивал их интеллектуальное и нравственное развитие.
Исследуя причины и условия, способствующие совершению преступлений несовершеннолетними, криминологи на достоверном материале убедительно доказали, что в большинстве своем наиболее криминогенным фактором, провоцирующим противоправное поведение детей и подростков, является кризисная неблагополучная семья. Именно она чаще всего наиболее интенсивно формирует личность, способную совершать преступления.
В этой связи защита семьи и детей, воспитывающихся в ней, должна рассматриваться в качестве одной из приоритетных задач цивилизованного общества и государства.
Неуклонно снижается уровень жизни большинства семей – до 30 % всех детей живут в бедных семьях. Семья, которая сводит концы с концами, ежедневно борется за выживание, причем использует для этого морально далеко не безупречные, а нередко и откровенно противоправные средства, перестает быть инструментом воспитания. Сложная психологическая обстановка в таких семьях способствует возникновению конфликтных ситуаций между родителями и детьми, между самими родителями, что в итоге приводит не только к распаду семей, но и зарождению в них криминогенных настроений, привычек, поступков, жестокости и насилия в отношении близких и родных. Такая семья становится либо постоянно и сильно действующим источником влияний на нравственное формирование подростка, либо выталкивает его на улицу, в антиобщественную среду, в стихию «дикого» рынка, в частности, сферу полулегального или нелегального мелкого бизнеса.
Существенным отличием последних лет от предыдущих стало значительное увеличение размеров социального сиротства детей, когда складывается обстановка, при которой они оказываются или чувствуют себя брошенными при живых родителях. Все чаще дает о себе знать так называемое скрытое сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условий жизни значительной части семей, падения нравственных устоев, следствием чего, в свою очередь, становится изменение отношений к детям, плоть до полного вытеснения их из семей.
Значительным криминогенным фактором является социальное расслоение, значительный разрыв в материальном обеспечении детей – выходцев из различных социальных групп. Если среди взрослых вуалирование несправедливости социального распределения облегчается легендами о том, что наиболее богаты те, кто приносит больше пользы обществу, то единственная заслуга обеспеченных детей в том, что их родители богаты. Известно, что ничто не оказывает такого сильного криминального воздействия, как несправедливость: она рождает зависть, переходящую в злобу, ненависть и агрессию, а также нейтрализует моральные запреты (барьеры) при совершении корыстных преступлений.
Существуют свои проблемы, отрицательно влияющие на формирование подростков, и в благополучных в материальном отношении семьях. Это, например, проявление роскоши на средства, добытые противоправным путем, а порой и откровенное рвачество, алчность в сочетании с бездуховностью, нередко отсутствие душевного тепла во взаимоотношениях и сильное взаимное отчуждение.
В силу возрастных особенностей подростки в большей степени, чем взрослые, подвержены криминогенным воздействиям, связанным с таким негативным явлением в духовно-нравственной сфере, как тотальная агрессия худших образцов «массовой культуры», распространение порнографии, культа наживы в средствах массовой информации. Некоторых подростков привлекает блатная романтика преступной среды, которая перекочевывает в сознание молодых ребят из кинофильмов и так называемого «криминального чтива».
Рассматривая профилактику преступности несовершеннолетних в качестве элемента предупредительной деятельности в целом, правомерно использовать при анализе общекриминологические классификации мер профилактик: общесоциальные, специально-криминологические.
Социальное обслуживание семьи и детей выступает сегодня как составная часть принципиально нового и чрезвычайно важного для настоящего и будущего направления социальной политики.
В странах с развитой рыночной экономикой эта сфера стоит в одном ряду с такими отраслями, как здравоохранение и образование, имеет разветвленную сеть учреждений, в которых трудятся профессионально подготовленные кадры социальных работников, психологов, юристов и других специалистов. Суть социального обслуживания семей и детей – помочь человеку на индивидуальном уровне в решении его жизненных проблем, начиная с получения положенного по закону пособия до оказания психологических, юридических, социально-бытовых услуг, гарантировать социальную поддержку и помощь в трудной ситуации и одновременно активизировать его внутренний потенциал самопомощи.
Для решения проблем устройства детей и подросток, лтишившихся родительского попечения, развернута сеть семейных детских домов, созданы социальные центры для оказания им необходимой помощи, законодательно определены возможности для помещения таких детей на определенный срок в приемные семьи.
Создана сеть специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типав для лиц, которые не сумели адаптироваться в обычной школе, склонны к агрессии, бродяжничеству, не имеют нормального контакта с родителями, чьи семьи принадлежат к «группе риска». Кроме того, открыты и специальные (коррекционные) учреждения для несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии и совершивших правонарушение.
К мерам ранней профилактики относятся меры, имеющие своим содержанием: а) предупреждение и устранение существенных нарушений нормальных условий жизни и воспитания несовершеннолетних путем надзора и контроля за соблюдением правовых норм, регулирующих эти условия, оказания социальной помощи в различных ее формах; б) целенаправленная корректировка неправильного развития личности в начальной стадии, а также нормализация условий и оздоровления среды жизни и воспитания конкретных подростков или их определенных групп (контингентов).
Задачи ранней профилактики в значительной степени решаются в процессе обычной деятельности органов, осуществляющих воспитание несовершеннолетних. К числу мер ранней профилактики также относятся: вовлечение родителей в педагогический процесс; беседы о правах и обязанностях родителей; рассмотрение компетентными органами материалов о ненадлежащем выполнении родительских обязанностей; направление родителей на лечение и т. д.
Другую группу образуют меры непосредственного предупреждения. Они необходимы, если на предыдущем этапе (ранней профилактики) не было предотвращено формирование у подростка склонности к правонарушениям и он начал их совершать. На данной ступени также осуществляется нормализация условий жизни и воспитания, оздоровление микросреды. Существенно интенсифицируется воздействие на самого подростка, включая при необходимости и меры правового характера. Специализированная служба органов внутренних дел выясняет и устраняет обстоятельства, под влиянием которых конкретные несовершеннолетние нарушают общественный порядок, совершают мелкие кражи, принимают участие в выпивках, азартных играх и т. д., а равно ведут работу по исправлению самих этих лиц. Привлекаются к ответственности (административной, уголовной и др.) лица, оказывающие на этих несовершеннолетних вредное влияние.
Следующая группа мер направлена на профилактику рецидива. Их цель – перевоспитание, контроль и социальная помощь несовершеннолетним, уже совершившим преступления, нейтрализация факторов социальной среды, способствовавших совершению преступления. К таким мерам относятся воспитательная деятельность исправительного учреждения, контроль и помощь в бытовом, трудовом устройстве отбывшим наказание несовершеннолетним, перевоспитание осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
Рассмотренная классификация мер специального предупреждения исходит из момента начала реализации мер, обусловленного степенью деформации личности и поведения подростка. Раннее предупреждение при этом должно рассматриваться как самое перспективное, гуманное и экономичное направление профилактики преступности несовершеннолетних, оказывающее влияние и на будущие характеристики преступности в целом. К сожалению, на практике потенциал ранней профилактики оценен еще не полностью, в том числе и правоохранительными органами.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Юрист: стаж 15 лет
Образование: Воронежский Государственный Университет
Специализация: Гражданское право