Привлечение к гражданско правовой ответственности служащего

Самое главное по теме: "Привлечение к гражданско правовой ответственности служащего" с профессиональной точки зрения. Мы собрали и подготовили ответы на многие сопутствующие вопросы. Если вы не нашли на них ответ, то можете обратиться к дежурному консультанту.

Статья 14. Ответственность государственного служащего

Статья 14. Ответственность государственного служащего

1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на государственного служащего могут налагаться органом или руководителем, имеющим право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы, следующие дисциплинарные взыскания:

3) строгий выговор;

4) предупреждение о неполном служебном соответствии;

2. Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение государственного служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится распоряжением руководителя, указанного в пункте 1 настоящей статьи.

ГАРАНТ:

О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы см. Указ Президента РФ от 6 июня 1996 г. N 810

3. Порядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий устанавливается федеральным законом.

4. Государственный служащий в случае сомнения в правомерности полученного им для исполнения распоряжения обязан в письменной форме незамедлительно сообщить об этом своему непосредственному руководителю, руководителю, издавшему распоряжение, и вышестоящему руководителю. Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший распоряжение, в письменной форме подтверждает указанное распоряжение, государственный служащий обязан его исполнить, за исключением случаев, когда его исполнение является административно либо уголовно наказуемым деянием.

Ответственность за исполнение государственным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.

5. Государственный служащий несет предусмотренную федеральным законом ответственность за действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан.

Источник: http://base.garant.ru/10103884/888134b28b1397ffae87a0ab1e117954/

Юридическая ответственность государственных служащих за их деятельность

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

по Правовым основам государственной службы РФ

тема: Юридическая ответственность государственных служащих за их деятельность

1. Уголовная ответственность

2. Административная ответственность

3. Дисциплинарная ответственность

4. Гражданско-правовая ответственность

Введение

Правонарушения государственных служащих, особенно должностных лиц, наделенных юридически властными полномочиями, характеризуются повышенной опасностью, поскольку затрагивают непосредственно интересы государства, правопорядок, права и свободы граждан, а потому должны сопровождаться повышенной юридической ответственностью. Основанием для применения таких мер является нарушение государственным служащим своих служебных обязанностей.

Юридическая ответственность государственных служащих наступает на общих основаниях ответственности по российскому праву, которые включают: равенство всех перед законом, единую процессуальную форму рассмотрения дела о правонарушении, привлечение к одному виду ответственности без освобождения от другого вида ответственности и др.

Нарушение государственными служащими своих служебных обязанностей может повлечь за собой различные правовые последствия. В зависимости от вида и серьезности правонарушения, степени вины и обстоятельств, при которых служебные обязанности были нарушены, к государственным служащим могут применяться следующие виды юридической ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая, иные правовые меры воздействия.

1. Уголовная ответственность

Уголовные преступления государственных служащих — это все деяния, состоящие в злоупотреблении властью с целью получения денег, выгод и иных преимуществ или с целью оказания давления. Уголовная ответственность государственных служащих регламентируется не законодательством о государственной службе, а исключительно Уголовным кодексом РФ. Уголовное преследование госслужащих возбуждается по заявлению третьих лиц или по требованию администрации государственного органа.

Любое уголовно наказуемое деяние по службе одновременно признается нарушением обязанностей государственного служащего. Как граждане РФ госслужащие, виновные в совершении конкретного преступления, могут быть подвергнуты уголовному наказанию по приговору суда. При этом не имеет никакого значения наличие государственно-служебных отношений и оно не учитывается при привлечении к уголовной ответственности за преступления, не связанные с исполнением служебных обязанностей (преступления против жизни и здоровья — ст.105 — 125 УК РФ, половой неприкосновенности и половой жизни — ст.131 — 135 УК РФ и т.д.). Госслужащие могут быть подвергнуты уголовному наказанию за деяния, совершенные ими как должностными лицами, если нарушение ими служебных обязанностей является уголовно наказуемым.

В УК РФ имеется ряд составов преступлений, субъектами которых являются только госслужащие — как должностные, так и не должностные лица. Основные из них:

1) злоупотребление должностными полномочиями (ст.285 УК РФ) — использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;

2) превышение должностных полномочий (ст.286 УК РФ) — совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;

3) незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.289 УК РФ) — если в результате незаконного участия в предпринимательской деятельности организация, в которой участвует должностное лицо, получила льготы и преимущества либо какое-нибудь покровительство в другой форме;

4) получение взятки (ст.290 УК РФ) — получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействия) в пользу взяткодателя;

5) дача взятки (ст.291 УК РФ) — дача взятки должностному лицу лично или через посредника;

6) халатность (ст.293 УК РФ) — неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе;

7) контрабанда (ст.188 УК РФ) — перемещение в крупном размере через таможенную границу РФ товаров или иных предметов, совершенное должностным лицом с использованием своего служебного положения и др.

2. Административная ответственность

Административным правонарушением признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Нередко нарушение должностных обязанностей одновременно признается и административным, и дисциплинарным проступком, т.е. их составы дублируются, например, в отношении военнослужащих.

От вида и тяжести административного проступка зависят форма и объем санкций, однако во всех случаях вина признается необходимым элементом административного проступка должностного лица. Нет вины — нет и административного проступка. Нередко должностное лицо либо предвидит наступление вредных последствий своих действий (бездействий), но легкомысленно рассчитывает на их предотвращение, либо не предвидит таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Неосторожная вина также признается элементом состава административного правонарушения. Когда должностное лицо не должно было и не могло предвидеть вредные последствия своих действий (бездействия), оно освобождается от административной ответственности. [1]

Читайте так же:  Постановление правительства судебные издержки

Административная ответственность госслужащих выражается в применении к ним государственными органами, должностными лицами и представителями административной власти административного взыскания за нарушения требований служебной дисциплины. Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил, обеспечение выполнения которых входит в их должностные обязанности, с сфере охраны порядка управления; государственного и общественного порядка; природы; здоровья населения и др. правил.

Ответственность должностных лиц наступает за нарушение обязательных правил не только своими действиями, но и за правонарушения, которые представляют собой упущения по службе. Данные упущения могут выражаться в даче подчиненным указаний, не соответствующих общеобязательным правилам, а также в непринятии мер по обеспечению этих правил подчиненными лицами, когда обеспечение их соблюдения входит в круг должностных обязанностей привлекаемого к ответственности должностного лица.

Особенно выделен вопрос об административной ответственности военнослужащих и государственных служащих, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов. Эти категории госслужащих несут ответственность по дисциплинарным уставам. Однако за нарушение правил режима государственной границы РФ; пограничного режима; режима в пунктах пропуска через государственную границу РФ; правил дорожного движения, охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов; таможенных правил, а также за контрабанду данные категории госслужащих несут административную ответственность на общих основаниях. Госслужащие, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, в случаях, прямо предусмотренных ими, несут за совершение административных правонарушений дисциплинарную ответственность, а в остальных случаях — административную ответственность на общих основаниях.

3. Дисциплинарная ответственность

Под дисциплинарной ответственностью имеются в виду предусмотренные в законе меры дисциплинарных взысканий, налагаемые на госслужащих за должностные проступки. Дисциплинарная ответственность наступает, если госслужащий нарушает свои должностные обязанности. Условием применения мер дисциплинарной ответственности является признание неисполнения или ненадлежащего исполнения служебных обязанностей должностным лицом. Только те действия или бездействия госслужащего могут быть признаны противоправными, которые не соответствуют законодательству и/или иными юридическими актами, которые определяют его служебные обязанности (должностные инструкции, положения, уставы и др.).

Любые действия или бездействие госслужащего, соответствующего законам или иным юридическим актам, не могут квалифицироваться как должностной проступок, поскольку является правомерным. Должностным проступком является не всякое неисполнение госслужащим возложенных на него обязанностей, а только виновное, т.е. которое совершено умышлено или неумышленно. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного госслужащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения госслужащим своих должностных обязанностей. [2]

Под дисциплинарным взысканием понимаются предусмотренные в законодательстве меры принудительного воздействия, применяемые полномочным органом или руководителем за совершенный должностной проступок. Наиболее серьезной мерой дисциплинарного воздействия является прекращение государственно-служебных отношений в форме официального увольнения с государственной службы.

Источник: http://mirznanii.com/a/33943/yuridicheskaya-otvetstvennost-gosudarstvennykh-sluzhashchikh-za-ikh-deyatelnost

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

За невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении обязанностей военной службы государству, физическим и юридическим лицам, и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, военнослужащие несут гражданско-правовую ответственность.

Военнослужащие хотя и ограничены в правоспособности, но ответственность они несут в полном объеме исходя из существа принятых на себя обязательств. В неслужебное время ответственность по принятым на себя обязательствам возникает на общих основаниях. возникает на общих основаниях.

Гражданско-правовая ответственность — один из видов юридической. ответственности, которому свойственны все признаки, характеризующие юридическую ответственность.

В зависимости от кон-кретных обстоятельств ответственность по гражданскому праву может быть различной. Это зависит от характера правонарушения, субъектного состава гражданского правоотношения и ряда других обстоятельств.

Гражданско-правовую ответственность военнослужащие несут за неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных гражданским законодательством обязательств, за ущерб, причиненный государству, юридическим лицам, гражданам, и в других случаях, предусмотренных законодательством. (ст.28 ФЗ «О статусе военнослужащих» ) с изм., внесенными Федеральным законом от 23.12.2003 N 186-ФЗ (ред. 10.11.2004), Постановлением Конституционного Суда РФ от 05.04.2007 N 5-П)

Существуют понятия «вред», «ущерб», «убыток». Вред и ущерб рассматриваются в качестве синонимов. Убыток является денежным выражением вреда или ущерба.

В соответствии с различным правовым положением субъектов на момент возникновения вреда и соответственно различным правовым основаниям возникновения обязательства по возмещению вреда гражданское законодательство и судебная практика различают вред «договорный» и «внедоговорный».

«Договорный» вред может быть причинен в результате неисполнения обязательства, возникшего из договора, закона или административного акта. Поскольку до возникновения вреда стороны уже состояли в определенных гражданского-правовых отношениях, ответственность за вред, причиненный нарушением этих отношений, определяется в соответствии с условиями договора или по правилам того закона, который регулирует данное правоотношение.

Под «внедоговорным» вредом понимается вред, причиненный в результате нарушения блага, по поводу которого стороны не состояли ранее в обязательственных отношениях.

«Внедоговорный» вред возникает непосредственно из правонарушений (деликта). Сам факт причинения вреда (в совокупности с другими указанными в законе условиями) порождает между сторонами (потерпевшим и причинителем вреда) правоотношение ( обязательство по возмещению вреда), регулируемое специальными нормами права. Так при при причинении вреда физическим или юридическим лица несет ответственность если не докажет, что вред причинен вследствие исполнения приказа командира.

Таким образом, если «договорный» вред является следствием неисполнения ранее существовавшего обязательства, то «внедоговорный» — причиной возникновения ранее несуществовавшего обязательства, называемого обязательством, возникающим вследствие причинения вреда и неосновательного обогащения» (глава 19 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик).

Вред может носить имущественный или неимущественный характер.

Материальные (экономические) последствия правонарушения (умаление имущества), имеющие стоимостную форму, мы называет имущественным гражданско-правовым вредом. Он может быть определен как разность между материальным положением потерпевшего до и после правонарушения.

Неимущественный вред выражается в причиненных нравственных переживаниях (собственно моральный вред) и физических страданиях. Моральный вред может заключаться в страхе, унижении, беспомощности, стыде, переживании иного дискомфортного состояния в связи с утратой родных, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением сведений, не соответствующих действительности, временным ограничением или лишением каких-либо прав и др. Физический вред выражается в причинении физической боли. Такое разграничение неимущественного вреда на моральный и физический соответствует уголовному законодательству, согласно которой потерпевшим признается лицо, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред. Малеина М.Н. Компенсация за неимущественный вред. — Вестник Верховного суда СССР. — 1991. — N 5. — Ст.27 — 29.

Гражданско-правовая ответственность, как уже отмечалось, наступает за нарушения в области договорных и внедоговорных имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений. Такого рода противоправные деяния выражаются, в частности, в невыполнении или ненадлежащем выполнении обязательств, причинении имущественного вреда и т.п.

Читайте так же:  Назначить дело к судебному разбирательству

В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие (передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п.) либо воздерживаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в ГК РФ.

Должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 15 ГК РФ. Так, например, заключение военнослужащим договора найма жилого помещения у собственника предоставляет права и обязанности сторонам договора. По договору найма наниматель обязан использовать жилое помещение только для проживания, обеспечивать сохранность жилого помещения и поддерживать его в надлежащем состоянии.

Наниматель не вправе производить переустройство и реконструкцию жилого помещения без согласия наймодателя.

Наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение. Если договором не установлено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, при определении убытков принимаются во внимание цены, существовавшие в том месте, где обязательство должно было быть исполнено, в день добровольного удовлетворения должником требования кредитора, а если требование добровольно удовлетворено не было — в день предъявления иска. Исходя из обстоятельств, суд может удовлетворить требование о возмещении убытков, принимая во внимание цены, существующие в день вынесения решения.

При определении упущенной выгоды учитываются предпринятые кредитором для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления.

Если за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства установлена неустойка, то убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой.

Законом или договором могут быть предусмотрены случаи: когда допускается взыскание только неустойки, но не убытков; когда убытки могут быть взысканы в полной сумме сверх неустойки; когда по выбору кредитора могут быть взысканы либо неустойка, либо убытки.

В случаях, когда за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства установлена ограниченная ответственность (ст. 400 ГК РФ), убытки, подлежащие возмещению в части, не покрытой неустойкой, либо сверх ее, либо вместо нее, могут быть взысканы до пределов, установленных таким ограничением.

За пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо — в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части.

При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.

Уплата неустойки и возмещение убытков в случае ненадлежащего исполнения обязательства не освобождают должника от исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено законом или договором.

Возмещение убытков в случае неисполнения обязательства и уплата неустойки за его неисполнение освобождают должника от исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено законом или договором.

Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Видео (кликните для воспроизведения).

Заключенное заранее соглашение об устранении или ограничении ответственности за нарушение обязательства ничтожно.

Источник: http://pravo.bobrodobro.ru/16697

Обязанности и ответственность военнослужащих

  • быть верными Военной присяге, беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию;
  • строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;
  • дорожить воинской честью, боевой славой и войсковым товариществом;
  • совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
  • быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;
  • соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Не допускается привлечение к дисциплинарной ответственности:

  • в случае отсутствия события дисциплинарного проступка;
  • если действие (бездействие) не является противоправным или виновным или совершено вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики;
  • повторно за один и тот же дисциплинарный проступок;
  • по истечении срока давности привлечения к дисциплинарной ответственности (1 год со дня совершения проступка);
  • в случае отмены или признания утратившим силу закона или иного нормативного правового акта, нарушение положений которого стало основанием привлечения к дисциплинарной ответственности;
  • в случае исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы (отчислением с военных сборов или окончанием военных сборов).

За дисциплинарный проступок к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, могут применяться следующие виды дисциплинарных взысканий:

  • выговор;
  • строгий выговор;
  • лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег;
  • сокращение продолжительности основного отпуска на срок до пяти суток;
  • лишение нагрудного знака отличника;
  • предупреждение о неполном служебном соответствии;
  • снижение в воинской должности;
  • снижение в воинском звании на одну ступень;
  • снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности;
  • досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта;
  • отчисление из военного образовательного учреждения профессионального образования;
  • отчисление с военных сборов;
  • дисциплинарный арест.

Дисциплинарный арест назначается только за грубый дисциплинарный проступок судьей гарнизонного военного суда. Полномочия командиров по назначению других дисциплинарный взысканий устанавливаются общевоинскими уставами.
При дисциплинарном разбирательстве военнослужащий имеет право давать объяснения, представлять доказательства, пользоваться юридической помощью защитника с момента принятия судьей гарнизонного военного суда решения о назначении судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке. Гражданин, в отношении которого ведется производство по материалам о грубом дисциплинарном проступке, также имеет право участвовать в судебном рассмотрении этих материалов. В качестве защитника допускается адвокат.

Читайте так же:  Суд по делам несовершеннолетних костанайской области

Нормативно-правовые акты и прочие документы на которые ссылается раздел:

Источник: http://edu.garant.ru/education/army/9/3/

Виды ответственности военнослужащих

Административная ответственность на общих основаниях насту­пает для военнослужащих за нарушение правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных пра­вил. Однако, к ним не могут быть применены административные взы­скания в виде штрафа, лишения права на управление транспортными средствами, исправительных работ и административного ареста. За ос­тальные административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в порядке, определенном общевоин­скими уставами.

Гражданско-правовая ответственность наступает за нарушение договорных обязательств или за причинение имущественного внедоговорного вреда. Главное содержание гражданско-правовой ответственно­сти — возмещение имущественного ущерба, (а при нарушении договор­ных обязательств и уплата неустойки). Особенностями гражданско-правовой ответственности являются: добровольное возмещение ущерба при осознании своей вины и необходимости нести ответственность; об­ращение потерпевшего сначала к нарушителю за возмещением ущерба (в имущественных спорах между организациями это обязательно) и воз­можность в некоторых случаях самому потерпевшему применить санкции.

Для гражданско-правовой ответственности характерно возмещение причиненного имущественного вреда. Вопросы гражданско-правовой ответственности могут решаться как различными судами, так и органа­ми управления. В отличие от уголовного процесса, где действует пре­зумпция невиновности, когда обвиняемый не обязан доказывать отсут­ствие своей вины, при гражданско-правовой ответственности необходи­мо в определенных случаях доказать свою невиновность.

Гражданско-правовую ответственность военнослужащие несут лишь за причинение имущественного вреда воинской части, учреждению, ор­ганизации не при исполнении служебных обязанностей.

Таким образом, деление юридической ответственности военнослужащих на виды позволяет более полно рассматривать конкретное правонарушение с позиции виновности и наказания.

3. Правовые основы привлечения военнослужащих к юридической ответственности

3.1. Основания для привлечения военнослужащих к дисциплинарной и административной ответственности

Одним из видов юридической ответствен­ности военнослужащих является дисциплинарная ответственность. По общему правилу, под дисциплинарной ответственностью понимается установленный законом способ государственно-правового воздействия на лиц, виновных в совершении дисциплинарных проступков. К дисцип­линарной ответственности могут привлекаться не только военнослужа­щие, но и сотрудники органов внутренних дел, государственные служа­щие, работники предприятий и организаций, а также другие лица, но в данной работе мы будем рассматривать именно ответственность военнослужащих.

Основания и порядок привлечения к дисциплинарной ответственно­сти каждой категории указанных лиц определяются соответствующими законодательными актами (законодательством о труде, о государствен­ной службе, о службе в органах внутренних дел и другими). Важной отличительной чертой дисциплинарной ответственности является то, что виновный привлекается к этому виду юридической ответственности в служебном порядке властью командира (начальника)[31].

Дисциплинарная ответственность, как вид юридической ответст­венности военнослужащих, установлена статьей 28 Федерального закона “О статусе военнослужащих”[32]. В соответствии с данной статьей военно­служащие несут дисциплинарную ответственность за проступки, связан­ные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка по основаниям и в порядке, которые определены общевоинскими уставами. Юридические нормы, определяющие конкретные требования воинской дисциплины и ответственность за их нарушение, содержатся в Дисцип­линарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации. Согласно пункту 48 Дисциплинарного устава, военнослужащий за нарушение во­инской дисциплины и общественного порядка несет дисциплинарную ответственность в персональном порядке[33].

То есть, под дисциплинарной ответственностью во­еннослужащих понимается такая юридическая ответственность, которая наступает за совершение проступка, представляющего собой нарушение воинской дисциплины или общественного порядка, и реализуется в слу­жебном порядке властью командира (начальника) по правилам Дисцип­линарного устава. Дисциплинарная ответственность имеет целью укреп­ление воинской дисциплины, борьбу с ее нарушителями.

Дисциплинарная ответственность военнослужащих, по сравнению с дисциплинарной ответственностью других категорий лиц, имеет определенные особенности. Так, дисциплинарная ответственность военно­служащих наступает за нарушения не только служебной дисциплины, но и общественного порядка. Она характеризуется большей строгостью мер принуждения к нарушителям, чем это предусматривают другие виды дис­циплины (например, арест с содержанием на гауптвахте). Командиры и начальники при привлечении к дисциплинарной ответственности наделе­ны более широкими и разнообразными дисциплинарными полномочиями.

Дисциплинарная ответственность военнослужащих может наступать лишь при наличии правового и фактического оснований.

Правовым основанием дисциплинарной ответственности военнослу­жащих являются нормы Федерального закона “О статусе военнослужа­щих”, Дисциплинарного устава и иных нормативных правовых актов, определяющих противоправность и наказуемость дисциплинарных про­ступков военнослужащих.

Фактическим основанием привлечения военнослужащего к дисцип­линарной ответственности является совершение воинского дисципли­нарного проступка, то есть виновного противоправного деяния (дейст­вия или бездействия), нарушающего воинскую дисциплину или общест­венный порядок, за совершение которого военнослужащий подлежит наказанию в служебном порядке властью командира (начальника).

Воинский дисциплинарный проступок обладает четырьмя признака­ми: общественной опасностью, противоправностью, виновностью и на­казуемостью (Приложение 8).

1. Общественная опасность дисциплинарного проступка состоит в том, что он реально причиняет или может причинить вред воинской дисциплине или общественному порядку. Вред может выражаться как в причинении материального ущерба, так и в иной форме.

2. Дисциплинарный проступок — это противоправное деяние, то есть деяние, нарушающее нормы права. Дисциплинарная ответственность установлена за нарушения норм как военного права, регулирующих во­инскую дисциплину, так и административного права, устанавливающие

правила поведения в общественных местах.

3. Дисциплинарное правонарушение — это психическое отношение лица к деянию и его по­следствиям в форме умысла или неосторожности.

4. Наказуемость заключается в том, что за совершение дисциплинарно­го проступка может быть наложено дисциплинарное взыскание по прави­лам, установленным Дисциплинарным уставом.

Таким образом, воинский дисциплинарный проступок можно опре­делить как общественно опасное, противоправное и виновное наруше­ние военнослужащим требований воинской дисциплины или общест­венного порядка, установленных законами, воинскими уставами и дру­гими нормативными актами, за совершение которого может быть нало­жено дисциплинарное взыскание по правилам, установленным Дисцип­линарным уставом.

Дисциплинарный проступок обладает меньшей общественной опас­ностью, чем преступление, а лицо, его совершившее, не представляет для общества такой опасности как преступник. При наличии в деянии военнослужащего признаков преступления, виновный привлекается к уголовной ответственности. Вместе с тем, военнослужащий, подвергну­тый дисциплинарному взысканию за совершенное преступление, не ос­вобождается от уголовной ответственности.

Воинский дисциплинарный проступок включает в себя общие эле­менты, характерные для любого правонарушения (объект, субъект, объ­ективная сторона и субъективная сторона). Эти элементы в совокупно­сти образуют состав воинского дисциплинарного проступка. При отсут­ствии хотя бы одного из них, воинский дисциплинарный проступок отсутствует, и, следовательно, военнослужащий не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарная ответственность реализуется посредством примене­ния к военнослужащим дисциплинарных взысканий, под которым пони­маются меры воздействия, закрепленные в Дисциплинарном уставе. Дисциплинарное взыскание является не только мерой принуждения, но и побуждения к сознательному исполнению воинского долга, а также мерой предупредительного воздействия на нарушителя и на других во­еннослужащих.

Читайте так же:  Обжалование апелляционной жалобы районного суда

Применение дисциплинарных взысканий играет важную роль среди мер укрепления воинской дисциплины. Дисциплинарные взыскания применяются в том случае, если командир (начальник) пришел к выво­ду, что принятых мер, основанных на методе убеждения, недостаточно, и они не дают результата.

Основанием для применения дисциплинарных взысканий является со­вершение военнослужащим нарушения воинской дисциплины или об­щественного порядка. При нарушении военнослужащим воинской дис­циплины или общественного порядка командир (начальник) может ог­раничиться напоминанием о его обязанностях и воинском долге, а в случае необходимости подвергнуть его дисциплинарному взысканию. При этом он должен учитывать, что налагаемое, взыскание, как мера укрепления дисциплины и воспитания военнослужащих, должно соот­ветствовать тяжести совершенного проступка и степени вины совер­шившего его военнослужащего.

В соответствии с пунктом 49 Дисциплинарного устава в целях обще­ственного осуждения нарушений воинской дисциплины или общественно­го порядка, проступки военнослужащих по решению соответствующего командира (начальника) могут рассматриваться и обсуждаться на собра­ниях личного состава различных категорий военнослужащих, а также то­варищеским судом чести офицеров, прапорщиков и мичманов[34]. При этом, принимать решение о рассмотрении проступков офицеров, прапорщиков и мичманов товарищескими судами чести и одновременно налагать на них за тот же проступок дисциплинарное взыскание запрещается.

Источник: http://mirznanii.com/a/23065-5/vidy-otvetstvennosti-voennosluzhashchikh-5

Виды юридической ответственности гос. служащих

Административная ответственность госслужащих выражается в применении к ним государственными органами, должностными лицами и представителями административной власти административного взыскания за нарушения требований служебной дисциплины. Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил, обеспечение выполнения которых входит в их должностные обязанности, с сфере охраны порядка управления; государственного и общественного порядка; природы; здоровья населения и др. правил.

Ответственность должностных лиц наступает за нарушение обязательных правил не только своими действиями, но и за правонарушения, которые представляют собой упущения по службе. Данные упущения могут выражаться в даче подчиненным указаний, не соответствующих общеобязательным правилам, а также в непринятии мер по обеспечению этих правил подчиненными лицами, когда обеспечение их соблюдения входит в круг должностных обязанностей привлекаемого к ответственности должностного лица.

Дисциплинарная ответственность наступает, если госслужащий нарушает свои должностные обязанности. Условием применения мер дисциплинарной ответственности является признание неисполнения или ненадлежащего исполнения служебных обязанностей должностным лицом. Только те действия или бездействия госслужащего могут быть признаны противоправными, которые не соответствуют законодательству и/или иными юридическими актами, которые определяют его служебные обязанности (должностные инструкции, положения, уставы и др.).

Любые действия или бездействие госслужащего, соответствующего законам или иным юридическим актам, не могут квалифицироваться как должностной проступок, поскольку является правомерным. Должностным проступком является не всякое неисполнение госслужащим возложенных на него обязанностей, а только виновное, т.е. которое совершено умышлено или неумышленно. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного госслужащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения госслужащим своих должностных обязанностей

Гражданско-правовая ответственность госслужащего наступает за вред, причиненный имуществу государственного органа или третьего лица вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей. Госслужащий, причинивший имущественный вред, обязан возместить его, также он не освобождается от обязанности возместить имущественный вред и после прекращения государственной службы. Наличие материального ущерба является мерой гражданско-правовой ответственности госслужащего. Она возникает в результате виновного противоправного деяния госслужащего и установления причинной связи между противоправным поведением и причиненным материальным ущербом. Обязанность госслужащего возместить причиненный материальный ущерб существует только в отношении государственного органа. Если вред причинен имуществу гражданина или юридического лица по вине госслужащего при исполнении им должностных обязанностей и иск о возмещении предъявлен, то в соответствии со ГК РФ государственный орган обязан вмешаться и взять на себя ответственность за допущенные госслужащим неправомерные действия или бездействие.

Дата добавления: 2015-05-08 ; просмотров: 1022 | Нарушение авторских прав

Источник: http://lektsii.org/1-32428.html

Гражданско-правовые аспекты правового регулирования ответственности государственных служащих

Буравлев Ю.М., доцент Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина, кандидат юридических наук.

Преобладающей формой правоотношений, возникающих в процессе прохождения государственной службы гражданином Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, иными лицами, являются государственно-служебные отношения . Вместе с тем, обладая наряду со специальным также и общегражданским статусом, государственный служащий в связи с исполнением своих должностных (служебных) обязанностей, а также в иных жизненных ситуациях вступает в гражданско-правовые отношения, в том числе по поводу одноименной ответственности.

«Государственно-служебные отношения, возникающие при реализации гражданином Российской Федерации конституционного права на равный доступ к госслужбе и ее прохождение, становятся предметом регулирования федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о государственной службе» — записано в Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной Приказом Президента Российской Федерации от 15 августа 2001 г. N 1496.

Однако в силу специфики государственной службы круг этих правоотношений ограничен и в правовом отношении урегулирован разрозненными правовыми нормами, преимущественно связанными с элементами правового статуса работника госоргана: государственного гражданского служащего, военнослужащего, сотрудника правоохранительных органов.

Так, предметом правового регулирования законодательства о государственной гражданской службе являются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального служащего и служащего субъекта Российской Федерации . В сфере гражданской службы допускается также правовое регулирование отношений и другими федеральными законами, к числу которых есть все основания отнести и нормативные акты гражданского права.

См.: ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. N 31.

Из правового статуса гражданского служащего законодательством о такой службе устанавливаются некоторые изъятия гражданских прав. Гражданскому служащему, в частности, запрещается: участвовать на платной основе в деятельности органов управления коммерческой организацией (исключения оговорены законом); осуществлять предпринимательскую деятельность; приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход; получать в связи с исполнением должностных обязанностей подарки и подношения в любой форме; использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам.

В случае если владение гражданским служащим приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции, доли в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации . Ответственность за несоблюдение таких запретов в данном случае лишь продекларирована и, следовательно, носит абстрактный характер как форма изложения предписаний, предусмотренная юридической техникой.

Читайте так же:  Что грозит за просроченное разрешение на оружие

См.: ст. 17 названного Закона.

В соответствии с Законом «О статусе военнослужащих» допускаются ограничения некоторых общегражданских прав и свобод, обусловленные особенностями военной службы, которые, однако, компенсируются льготами для военнослужащих . Статья 26 данного Закона предусматривает, что в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения военнослужащие несут гражданско-правовую ответственность.

См.: ч. 4 ст. 1 названного Закона.

Аналогичным образом решается вопрос и в отношении сотрудников правоохранительных органов. Так, вред, причиненный физическим и юридическим лицам противоправными действиями или бездействием сотрудника органов внутренних дел, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации .

См.: ст. 4 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Верховным Советом Российской Федерации 23 декабря 1992 г. N 4202-1 (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. N 2288, Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ).

Если обратиться к основным обязанностям гражданского служащего, то в соответствии с п. 7 ст. 15 Закона о государственной гражданской службе гражданский служащий обязан не разглашать сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство. В случае нарушения данной обязанности гражданский служащий может быть привлечен либо к дисциплинарной, либо к гражданско-правовой ответственности.

Отдельные положения имущественного характера вытекают из правоограничений, связанных с гражданской службой. Так, гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае непредставления установленных законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. За несоблюдение данных ограничений устанавливается юридическая ответственность. Ссылочно-бланкетный характер данной правовой нормы предоставляет субъекту, применяющему ответственность, широкую свободу усмотрения, что является далеко не лучшей формой реализации закона.

Гражданин при поступлении на гражданскую службу, а также гражданский служащий ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляют представителю нанимателя сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Такие сведения носят конфиденциальный характер, либо они могут быть отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.

Обязанность по организации проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также соблюдении служащим ограничений и запретов, установленных законодательством, возложена на кадровую службу государственного органа .

См.: подп. 18 п. 1 ст. 44 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В качестве правовой гарантии служащего не допускается использование сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера для установления или определения платежеспособности, для сбора в прямой или косвенной форме пожертвований (взносов) в фонды общественных или религиозных объединений, иных организаций, а также физических лиц. Обработка персональных данных гражданского служащего среди прочих целей осуществляется для обеспечения сохранности принадлежащего ему имущества, а также имущества государственного органа . Подобные сведения из личного дела гражданского служащего включаются в реестр и хранятся на электронных носителях, исключающих их несанкционированное использование.

См.: подп. 1 п. 1 ст. 42 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Гражданский служащий, виновный в разглашении таких сведений о других гражданских служащих или в использовании этих сведений в целях, не предусмотренных законом, несет ответственность в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе или иными федеральными законами .

См.: ч. 4 ст. 20 и ч. 2 ст. 42 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Определенные особенности регулирования имущественных прав в части их декларирования установлены для федеральных гражданских служащих, замещающих высшие должности гражданской службы. В соответствии с положением, утвержденным актом Президента России, сведения о доходах и об имуществе таких лиц предоставляются для опубликования общероссийским СМИ по их обращениям с одновременным информированием об этом указанных гражданских служащих.

По общему правилу гражданско-правовая ответственность наступает за нарушение договорных обязательств имущественного характера или причинение имущественного вреда внедоговорного характера. Это так называемая деликтная ответственность, которая в гражданском праве рассматривается как ответственность, возникающая в связи с причинением имущественного вреда одним лицом другому в результате гражданского правонарушения (деликта). Подобного рода ответственность вытекает также из защиты чести, достоинства и деловой репутации гражданина, иного лица, права и законные интересы которых пострадали от неправомерных действий государственного органа или должностного лица. Основной принцип гражданско-правовой ответственности — полное возмещение вреда. Однако если вред причинен госслужащим в связи с выполнением должностных обязанностей, то возмещает его государство, которое потом вправе взыскать с виновного полностью или частично денежную сумму, выплаченную потерпевшему.

Не вызывает сомнения и тот факт, что государственный служащий обладает деликтоспособностью, т.е. способностью нести гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный его противоправными действиями. Однако здесь существует одна особенность, заключающаяся в том, в каком качестве предстает в этом правоотношении госслужащий, связаны ли его действия (бездействие) с исполнением служебных обязанностей, или правонарушение совершено вне связи с его должностными полномочиями.

В отношении военнослужащих данная проблема решается следующим образом. К гражданско-правовой ответственности военнослужащие привлекаются за невыполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательств, за убытки и моральный вред, причиненный военнослужащими, не находящимися при исполнении обязанностей военной службы, государству, физическим и юридическим лицам, и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации .

См.: ст. 30 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495 // СЗ РФ. 2007. N 47. Ст. 5749.

В случае совершения правонарушения, связанного с причинением государству материального ущерба, военнослужащие возмещают ущерб независимо от привлечения к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия (бездействие), которыми причинен ущерб.

Таким образом, законодательство о государственной службе не содержит норм прямого действия, устанавливающих гражданско-правовую ответственность служащих, принадлежащих к различным видам государственной службы. Законодатель использует в данном случае отсылочную форму изложения своих властных предписаний, которые распределяются между законодательными актами о каждом виде госслужбы и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими вопросы гражданско-правовой ответственности. Такой подход не всегда учитывает специфику госслужбы, порождает пробелы и коллизии в праве, предоставляет возможности произвольных усмотрений лицам, применяющим гражданско-правовую ответственность.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://wiselawyer.ru/poleznoe/31008-grazhdansko-pravovye-aspekty-pravovogo-regulirovaniya-otvetstvennosti-gosudarstvennykh

Привлечение к гражданско правовой ответственности служащего
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here