Содержание
- 1 2.1. Специфика ответственности лиц, осуществляющих функции ревизора, и счетной комиссии общества, а также членов ревизионной, счетной и ликвидационной комиссий общества
- 2 Счетная комиссия
- 3 Ревизионная комиссия
- 4 Счетная и ревизионная комиссия
- 5 Ревизионная комиссия
- 6 Значение словосочетания «ревизионная комиссия»
2.1. Специфика ответственности лиц, осуществляющих функции ревизора, и счетной комиссии общества, а также членов ревизионной, счетной и ликвидационной комиссий общества
В частности, это ревизионная, счетная и ликвидационная комиссии.
Ревизионная комиссия (ревизор).
Существует несколько точек зрения по вопросу сущности данного органа акционерного общества. Некоторые авторы полагают, что ревизионная комиссия (ревизор) представляет собой орган управления акционерного общества *(540) .
Вероятно, данное предположение вызвано исторической традицией. Если обратиться к периоду временного возрождения акционерной формы в советской России, можно увидеть, что нормативные акты данного периода относили ревизионную комиссию именно к органам управления акционерного общества *(541) . Кроме того, аналогичное положение о том, что ревизионная комиссия является органом управления общества, можно встретить и в уставах существовавших в рассматриваемый период обществ *(542) .
Несмотря на исторические факты, более обоснованной кажется точка зрения о том, что ревизионная комиссия (ревизор) является контрольным органом, который хотя напрямую и не участвует в решении управленческих вопросов, однако помогает работе органов управления акционерного общества *(543) . В настоящее время такой подход разделяется большинством исследователей *(544) .
Следует подчеркнуть, что общество вправе самостоятельно выбрать структуру этого органа — будет ли он коллегиальным (ревизионная комиссия) или единоличным (ревизор) — абз. 1 п. 1 ст. 85 Закона об АО.
В законе предусмотрено, что ревизионная комиссия (ревизор) избирается для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества общим собранием акционеров в соответствии с уставом общества (абз. 1 п. 1 ст. 85 Закона об АО).
В научной среде нет единогласия по поводу круга вопросов, входящих в компетенцию ревизионной комиссии (ревизора). Некоторые авторы полагают, что контроль, осуществляемый названным органом, ограничивается финансово-хозяйственной деятельностью общества *(545) . Другие, напротив, считают, что, помимо проверки финансово-хозяйственной деятельности общества, данный орган контролирует соблюдение исполнительными органами и советом директоров общества норм устава и внутренних документов общества, исполнение решений, принятых общим собранием акционеров и советом директоров, а также соответствие действий исполнительных органов и совета директоров интересам акционеров *(546) .
Вряд ли можно согласиться с последней точкой зрения. Вероятнее всего такое расширительное толкование компетенции контрольного органа общества вызвано положением акционерного законодательства, гласящим, что компетенция ревизионной комиссии (ревизора) общества по вопросам, не предусмотренным Законом об АО, определяется уставом общества (абз. 1 п. 2 ст. 85). Однако сторонники этой концепции не учли тот факт, что законодатель допускает определение компетенции данного органа только в пределах установленной цели образования ревизионной комиссии (ревизора) — контроля за финансово-хозяйственной деятельностью акционерного общества.
Следует отметить, что ревизионная комиссия (ревизор) обладает полномочиями, связанными с процессом осуществления управления в акционерном обществе. Так, этот орган вправе требовать проведения внеочередного общего собрания акционеров (абз. 1 п. 1 ст. 55 Закона об АО) и заседаний совета директоров общества (п. 1 ст. 68 Закона об АО).
Согласно абз. 1 п. 1 ст. 56 Закона об АО в обществе с числом акционеров — владельцев голосующих акций общества — более ста создается счетная комиссия, количественный и персональный состав которой утверждается общим собранием акционеров.
Счетная комиссия не является органом управления акционерным обществом. Некоторые авторы называют ее органом (образованием, структурой) общего собрания акционеров *(547) . Однако с этим мнением нельзя согласиться. Общее собрание акционеров, являясь органом управления акционерного общества, не может иметь каких бы то ни было своих органов. Счетная комиссия формируется акционерным обществом и является исключительно его органом, осуществляющим функции, связанные с проведением общих собраний акционеров.
Несостоятельным кажется и довод Д.В. Ломакина о том, что счетная комиссия не может быть отнесена к органам общества, так как она не имеет возможности приобретать от имени общества гражданские права и принимать обязанности *(548) . Здесь исследователь противоречит себе, ведь он относит ревизионную комиссию к органам акционерного общества *(549) , которая, так же как и счетная комиссия не может приобретать от имени общества гражданские права и принимать обязанности.
В связи с вышеизложенным следует признать, что счетная комиссия является органом акционерного общества.
В соответствии с п. 4 ст. 56 Закона об АО счетная комиссия осуществляет следующие функции:
— проверяет полномочия и регистрирует лиц, участвующих в общем собрании акционеров;
— определяет кворум общего собрания акционеров;
— разъясняет вопросы, возникающие в связи с реализацией акционерами (их представителями) права голоса на общем собрании;
— разъясняет порядок голосования по вопросам, выносимым на голосование;
— обеспечивает установленный порядок голосования и права акционеров на участие в голосовании;
— подсчитывает голоса и подводит итоги голосования;
— составляет протокол об итогах голосования;
— передает в архив бюллетени для голосования.
Некоторые авторы выступают за необходимость заключения с членами счетной комиссии договоров гражданско-правового характера *(550) .
В некоторых случаях (абз. 2 п. 1 ст. 56 Закона об АО) полномочия счетной комиссии осуществляет регистратор. Так, в обществе, держателем реестра акционеров которого является регистратор, ему может быть также поручено выполнение функций счетной комиссии. Кроме того, в обществе с числом акционеров — владельцев голосующих акций более 500 функции счетной комиссии в любом случае выполняет регистратор.
Регистратор может быть привлечен для осуществления функций счетной комиссии и в случае, если срок полномочий счетной комиссии истек либо количество ее членов стало менее трех, а также в случае явки для исполнения своих обязанностей менее трех членов счетной комиссии (п. 3 ст. 56 Закона об АО).
Как правило, регистратор не является участником акционерных отношений. Он всего лишь осуществляет деятельность по ведению реестра акционеров общества. При этом он не осуществляет управление акционерным обществом и не оказывает воздействия на процесс управления акционерным обществом.
Однако, если регистратор начинает осуществлять функции счетной комиссии, он таким образом вовлекается в процесс принятия решений одним из органов управления общества — общим собранием акционеров, т.е. приобретает возможность оказывать воздействие на процесс управления акционерным обществом и становится участником акционерных отношений.
Ликвидационная комиссия по своей сути отличается от других органов общества. Это обусловлено тем, что данный орган создается крайне редко, его появление вызвано чрезвычайными обстоятельствами деятельности общества.
Согласно действующему законодательству (п. 2 ст. 21 Закона об АО) в случае добровольной ликвидации общества совет директоров ликвидируемого общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии. После чего общее собрание акционеров добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии.
Именно с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества (п. 3 ст. 21 Закона об АО). Казалось бы, в связи с этим обстоятельством ликвидационную комиссию необходимо отнести к органам управления акционерного общества *(551) .
Однако с этим нельзя согласиться *(552) . Дело в том, что ликвидационная комиссия не управляет процессом обычной нормальной деятельности общества, а организует и проводит его ликвидацию, обладая при этом довольно значительными полномочиями *(553) .
Таким образом, ликвидационная комиссия хоть и не является органом управления общества, все-таки входит в число органов акционерного общества, выполняющих определенные действующим законодательством функции. В этой связи нельзя согласиться с позицией Д.В. Ломакина, согласно которой ликвидационная комиссия не может быть признана органом акционерного общества *(554) .
К сожалению, акционерное законодательство не уделяет внимания вопросу ответственности членов ревизионной комиссии (лица, осуществляющего функции ревизора), счетной комиссии (лица, осуществляющего функции счетной комиссии) и ликвидационной комиссии. Это создает впечатление об их безответственности, понижает уровень исполнения указанными лицами своих обязанностей, что может привести к негативным последствиям для конкретного акционерного общества.
Возможно это вызвано тем, что отечественное акционерное законодательство осуществило значительное число заимствований из иностранных правовых систем. Например, согласно преобладающей в западной юридической литературе точке зрения ревизионная комиссия (ревизор) не считается органом акционерного общества *(555) .
Однако в отечественном акционерном законодательстве ревизионная комиссия (ревизор), а также счетная и ликвидационная комиссии являются органами общества и, следовательно, возникает необходимость закрепить в действующем акционерном законодательстве положения, регулирующие ответственность лица, осуществляющего функции ревизора, а также членов ревизионной, счетной и ликвидационной комиссий.
В настоящее время привлечение к ответственности указанных лиц является довольно проблематичным мероприятием. Акционерное законодательство не предусматривает обязанности возмещения указанными лицами причиненного обществу ущерба. Однако это не говорит о том, что гражданско-правовая ответственность этих лиц будет основываться на деликтных отношениях, предусмотренных гл. 59 ГК, ведь между акционерным обществом и членами ревизионной, счетной и ликвидационной комиссий, а также лицами, осуществляющими функции ревизора и счетной комиссии, возникают особые отношения, в ходе которых на них возлагаются различные обязанности, например, по проверке финансово-хозяйственной деятельности общества, подсчету голосов и т.д.
Отсутствие должного регулирования привело и к проблеме солидарной ответственности членов указанных органов.
Рассмотрим историю вопроса на примере ревизионной комиссии — контрольного органа общества. Ранее члены ревизионной комиссии являлись именно солидарными должниками перед обществом (примечание к ст. 360 ГК РСФСР 1922 г.). Кроме того, солидарной ответственности подлежали все выборные лица акционерного общества, если они причинили убытки совместно (ч. 2 ст. 73 Положения об акционерных обществах 1927 г.). Законодательные установки нашли свое отражение и на практике, в частности, в уставах акционерных обществ, в которых можно встретить положения о солидарной ответственности членов ревизионной комиссии *(556) .
В настоящее время действующее законодательство обходит стороной вопрос о солидарном характере ответственности членов ревизионной, счетной и ликвидационной комиссий. В связи с чем возникает вопрос, а несут ли их члены солидарную ответственность перед акционерным обществом?
Учитывая, что действующее законодательство прямо не предусматривает солидарную ответственность членов указанных комиссий, их ответственность не носит солидарный характер *(557) .
Вряд ли можно признать удовлетворительным подобное положение. Здесь следует обратиться к тому, что данные органы по своей сути коллегиальные, и принимаемые ими решения являются результатом голосования их членов. Этот порядок принятия решений характерен и для иных коллегиальных органов акционерного общества. Учитывая единую природу органов общества, а также идентичный порядок принятия ими решений, становится явной необходимость установления солидарного характера ответственности образующих их лиц. Вообще следует подчеркнуть, что правовое регулирование ответственности лиц, образующих органы управления и иные органы акционерного общества, должно основываться на общих принципах, ведь еще И.Т. Тарасов отмечал, что «в ответственности правления, поверочного совета и ревизоров не должно быть существенного различия» *(558) .
В связи с этим необходимо внести соответствующие изменения в действующее законодательство, дополнив ст. 71 Закона об АО пунктом 7 следующего содержания: «Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, положения настоящей статьи распространяются на лиц, осуществляющих функции ревизора и счетной комиссии общества, членов ревизионной, счетной и ликвидационной комиссий общества».
Счетная комиссия
- Из скольких человек длжна быть счетная комиссия на собрании членов ЖСК.
- Может ли председатель собрания быть членом счетной комиссии? Почему?
- Члены счетной комиссии являются членам правления тсж?
- На какой срок избирается счетная комиссия в ТСЖ?
- Может председатель и член счетной комиссии быть кандидатом в совет дома?
- Публикации
- Заочное голосование тсж счетная комиссия
- Протокол счетной комиссии
- Счетная комиссия в ТСЖ
- Счетная комиссия общего собрания собственников
Советы юристов:
Согласно п. 1 ст. 39 Федерального закона от 30.12.2004 N 215-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О жилищных накопительных кооперативах» численный и персональный состав счетной комиссии определяется собранием собственников.
8. Как правильно посчитать проценты «за»/»против»/»воздержался» на общем собрании собственников?
Общая площадь дома — 5442,2 кв.м. Из них проголосовало — 2885 кв. м. Что брать за 100%? Только проголосовавших?
И еще вопрос: по итогам подсчета должен быть протокол проведенного собрания с итогами голосования? Или нужно еще подготовить протокол счетной комиссии?
10.1. Уважаемая Таисия Александровна г. Калуга!
Ревизионная комиссия ТСЖ должна избираться:
— в соответствии с Уставом ТСЖ;
— и как правило Выборы и Утверждение Ревизионной комиссии производятся на Отчётно-выборном собрании ТСЖ.
Удачи вам Владимир Николаевич
г. Уфа 14.12.2018 г.
12.1. Уважаемая Елена!
Да, кандидат в члены совета многоквартирного дома (ст. 161.1 ЖК РФ) может одновременно являться и членом счетной комиссии (лицом, проводящим подсчет голосов) общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. Закон не содержит соответствующих запретов. Лицо, проводившее подсчет голосов, обязано подписать протокол общего собрания (п. 21 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утв. Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 937/пр).
14.1. Уважаемая Татьяна!
Грамотно оформлять всё, что исходит от правления ТСЖ, можно только одним способом — через юриста.
К сожалению, жилищное законодательство очень сложное и витиеватое. Даже опытные юристы в нём испытывают затруднения, что уж говорить о простых людях, не имеющих специальной подготовки.
Приглашайте юриста, специализирующегося на подобного рода делах, и не экономьте. :sm_ay:
17.1. Требовать-то может. Но, если ему, как члену ТСЖ не будет предоставлена возможность ознакомиться с результатами голосования (листы для голосования), то он вправе обратиться в суд с иском о признании ОС членов ТСЖ недействительным. И тогда инициаторы проведения общего собрания членов ТСЖ обязаны будут предоставить суду эти результаты голосования.
См. ст. 46 ЖК РФ и ст. 146 ЖК РФ.
19.1. Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28 февраля 2018 г. № 7252-ЕС/04 О составе счётной комиссии собрания собственников помещений в многоквартирном доме
Жилищное законодательство не содержит прямых норм, указывающих на обязательное создание счетной комиссии, в компетенцию которой входит подсчет голосов по итогам проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах. Не определены требования к лицам, занимающимся подсчетом голосов. В протоколе собрания должны быть отражены сведения о таких лицах.
В состав счетной комиссии могут входить председатель, секретарь собрания.
Вопросы об избрании председателя и секретаря, о лицах, проводивших подсчет голосов, рекомендуется включать в повестку дня каждого собрания.
Отсутствие отдельного протокола счетной комиссии по итогам голосования на общем собрании не влияет на легитимность итогов голосования по вопросам повестки дня и не является обязательным требованием действующего законодательства.
21.1. Счётная комиссия общего собрания членов ЖСК — это некий «технический атрибут» общего собрания членов ЖСК и не является его органом управления. Соответственно любой член ЖСК может быть по его желанию включён в число кандидатов для избрания в счётную комиссию общего собрания.
Члены ревизионной комиссии ЖСК (ревизор ЖСК) — не вправе занимать НИКАКИЕ иные должности в органах управления ЖСК.
22.1. Уважаемая Елена г. Саратов!
Согласно ст.244 ГК РФ
ч.1.Имущество, находящееся в собственности ДВУХ или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.
Ч.2.Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (ДОЛЕВАЯ СОБСТВЕННОСТЬ) или БЕЗ определения таких долей (СОВМЕСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ).
В соответствии с ч.1 ст.246 ГК РФ «Распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех её участников».
Тем самым, как Сособственник данной долевой собственности вы вправе:
— либо дать письменное Согласие о передаче в пользование общего имущества;
— либо отказать в передаче в пользование общего имущества.
Тем самым, в данном случае НЕ требуется проведения Общего собрания.
Удачи вам Владимир Николаевич
г.Уфа 22.04.2018 г.
Ревизионная комиссия
Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью и выполнением решений Совета ФПА РФ, регламентирующих указанную деятельность, избирается Ревизионная комиссия из числа адвокатов, сведения о которых внесены в региональный реестр соответствующего субъекта Российской Федерации.
Формирование Ревизионной комиссии относится к исключительной компетенции высшего органа управления Федеральной палаты адвокатов РФ – Всероссийского съезда адвокатов, который избирает ее членов сроком на два года и утверждает ее отчет о результатах хозяйственной деятельности палаты.
Количество членов Ревизионной комиссии определяется Всероссийским съездом адвокатов, однако оно не может быть менее 7 человек.
Члены Ревизионной комиссии не вправе занимать иную выборную должность в Федеральной палате адвокатов. Члены Ревизионной комиссии могут совмещать работу в Ревизионной комиссии с работой в органах адвокатских палат субъектов Российской Федерации, адвокатской деятельностью и иной не запрещенной для адвоката деятельностью, получая при этом вознаграждение за работу в Ревизионной комиссии в размере, определяемом Советом ФПА РФ.
Решение об избрании конкретного лица в состав Ревизионной комиссии считается принятым, если за него проголосовало большинство делегатов Всероссийского съезда адвокатов, имеющих право голоса.
В компетенцию Ревизионной комиссии входят проверка финансовой документации Федеральной палаты адвокатов и ее органов, проведение инвентаризации имущества, сравнение указанных данных и документов с данными первичного бухгалтерского учета.
В целях выполнения возложенных на нее функций Ревизионная комиссия вправе проверять:
- соблюдение органами и штатными работниками Федеральной палаты адвокатов сметы, утвержденной Всероссийским съездом адвокатов, в том числе: – расходы на вознаграждения адвокатов, работающих в органах Федеральной палаты адвокатов;
– компенсации этим адвокатам расходов, связанных с их работой в указанных органах;
– расходы на заработную плату работников аппарата Федеральной палаты адвокатов;
– расходы на материальное обеспечение деятельности Федеральной палаты адвокатов, а также иные расходы, предусмотренные сметой;
ведение хозяйственной деятельности, в том числе:
Видео (кликните для воспроизведения). |
– распоряжение имуществом Федеральной палаты адвокатов в соответствии с его назначением;
– наличие, состояние и обеспечение сохранности имущества Федеральной палаты адвокатов;
соблюдение решений Всероссийского съезда адвокатов по вопросам, связанным с ведением финансовой и хозяйственной деятельности Федеральной палаты адвокатов.
Для надлежащего выполнения возложенных на нее задач Ревизионная комиссия имеет право:
– получать от органов управления Федеральной палаты адвокатов, ее должностных лиц и работников всю необходимую для осуществления своих задач документацию. Документация должна быть предоставлена Ревизионной комиссии не позднее пяти дней после ее запроса председателем Ревизионной комиссии;
– запрашивать пояснения от органов управления Федеральной палаты адвокатов, ее должностных лиц и работников по вопросам, входящим в компетенцию Ревизионной комиссии.
При выполнении своих обязанностей члены Ревизионной комиссии должны руководствоваться нормами действующего законодательства, а также соблюдать этические принципы независимости, честности, объективности, добросовестности, конфиденциальности.
Ревизионная комиссия обязана:
- не реже одного раза в год проводить ревизию финансово-хозяйственной деятельности Федеральной палаты адвокатов и ее органов;
- предоставлять для утверждения очередному Всероссийскому съезду адвокатов отчет по результатам ревизии финансово-хозяйственной деятельности Федеральной палаты адвокатов и ее органов.
В случае созыва внеочередного Всероссийского съезда адвокатов Ревизионная комиссия должна провести проверку финансово-хозяйственной деятельности Федеральной палаты адвокатов и подготовить соответствующий отчет.
Ревизионная комиссия проводит проверки финансово-хозяйственной деятельности ФПА РФ по итогам за год.
Ревизионная комиссия также имеет право в соответствии с регламентом проводить проверки в любое время по собственной инициативе, по решению Съезда, Совета ФПА РФ, президента ФПА РФ. При проведении проверок Ревизионная комиссия вправе привлекать бухгалтеров адвокатских палат субъектов Российской Федерации, иных специалистов. По требованию Ревизионной комиссии руководитель аппарата и работники ФПА РФ обязаны представлять председателю Ревизионной комиссии документы о финансово-хозяйственной деятельности палаты. По результатам проводимой проверки Ревизионная комиссия составляет акт, который подписывается всеми членами комиссии и представляется президенту и Совету палаты.
Работу Ревизионной комиссии организует председатель комиссии, избираемый из числа ее членов на первом заседании комиссии открытым голосованием простым большинством голосов.
В обязанности председателя комиссии входят организация текущей работы Ревизионной комиссии; созыв ее заседаний; объявление об открытии и закрытии заседания; обеспечение соблюдения порядка его ведения; предоставление членам Ревизионной комиссии и приглашенным лицам слова для выступления; оглашение предложений членов Ревизионной комиссии по рассматриваемым вопросам и объявление последовательности постановки их на голосование; постановка на голосование решений Ревизионной комиссии и других документов, требующих принятия Ревизионной комиссией; совершение иных действий, необходимость которых вызывается ведением заседания Ревизионной комиссии и рассмотрением повестки дня. Председатель комиссии представляет Ревизионную комиссию на Всероссийском съезде адвокатов, в Совете ФПА РФ, в отношениях с иными органами, должностными лицами ФПА РФ и иных организациях.
По предложению председателя комиссии из числа членов Ревизионной комиссии открытым голосованием простым большинством голосов ее членов избирается заместитель председателя, который выполняет функции председателя в его отсутствии.
Заседания Ревизионной комиссии считаются правомочными, если на них присутствуют более половины ее членов. При отсутствии кворума заседание Ревизионной комиссии переносится на другой срок. Явка членов Ревизионной комиссии на заседание обязательна.
Решения Ревизионной комиссии принимаются открытым голосованием простым большинством голосов членов Ревизионной комиссии, участвующих в ее заседании. При равенстве голосов решающим является голос председателя Ревизионной комиссии. Отчет Ревизионной комиссии должен быть принят и подписан большинством членов комиссии.
Член Ревизионной комиссии в случае своего несогласия с решением комиссии вправе изложить свое особое мнение.
Источник: http://fparf.ru/fpa-rf/revision-commission/
Счетная и ревизионная комиссия
Согласно статье 85 Закона об акционерных обществах ревизионная комиссия осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества. Ревизионная комиссия действует самостоятельно и не зависит в своей деятельности от органов управления обществом. Ревизионная комиссия не является органом управления обществом, однако ее деятельность имеет важное значение для общества.
В соответствии со статьями 85, 48 Закона об акционерных обществах, статьи 103 ГК РФ ревизионная комиссия избирается общим собранием акционеров.
Членами ревизионной комиссии могут быть только физические лица, независимо от того, являются ли они акционерами общества или нет.
Законом об акционерных обществах не установлен срок полномочий членов ревизионной комиссии. Однако, исходя из комплексного толкования статей 47, 53 Закона об акционерных обществах, можно сделать вывод о том, что ревизионная комиссия должна ежегодно переизбираться на годовом общем собрании акционеров, и, следовательно, срок полномочий ревизионной комиссии истекает в день проведения следующего годового общего собрания акционеров общества.
Необходимо учитывать, что подпункт 9 пункта 1 статьи 48 Закона об акционерных обществах устанавливает, что полномочия членов ревизионной комиссии (ревизора) могут быть прекращены досрочно решением общего собрания акционеров.
Это означает, что вопросы досрочного прекращения полномочий членов ревизионной комиссии (всего состава или отдельных членов комиссии) и, соответственно, вопрос избрания нового состава ревизионной комиссии общества могут решаться также и на внеочередном общем собрании акционеров, если этого требуют интересы акционеров, обладающих количеством акций, позволяющих им требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров общества.
Компетенция ревизионной комиссии определяется Законом об акционерных обществах и уставом общества.
Согласно статье 85 Закона об акционерных обществах ревизионная комиссия осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности.
Как правило, проверка финансово-хозяйственной деятельности общества осуществляется по итогам деятельности общества за год.
Кроме того, может быть проведена и внеочередная проверка по инициативе ревизионной комиссии общества, решению общего собрания акционеров, совета директоров общества или по требованию акционера (акционеров) общества, владеющего в совокупности не менее чем 10 процентами голосующих акций общества.
Кодексом корпоративно поведения рекомендовано проводить внеочередную проверку финансово-хозяйственной деятельности общества не позднее 30 дней с даты поступления требования акционеров о ее проведении или протокола общего собрания акционеров или совета директоров.
С целью недопущения необоснованного затягивания проверок во внутренних документах общества следует определить сроки их проведения. Желательно чтобы срок ее проведения не превышал 90 дней.
В обеспечение исполнения обязанностей ревизионной комиссией пунктом 4 статьи 85 Закона об акционерных обществах закреплена обязанность лиц, занимающих должности в органах управления общества по требованию ревизионной комиссии общества представить документы о финансово-хозяйственной деятельности общества.
Порядок деятельности ревизионной комиссии (ревизора) общества определяется внутренним документом общества, утверждаемым общим собранием акционеров.
Законом об акционерных обществах не предусмотрен количественный состав ревизионной комиссии. Законодательство не определяет необходимый кворум для принятия решений на заседаниях ревизионной комиссии общества. Вместе с тем, чтобы решения принимались действительно коллегиально, желательно, чтобы кворум для проведения заседания ревизионной комиссии составлял не менее половины числа избранных членов ревизионной комиссии.
Решения на заседании ревизионной комиссии следует принимать большинством голосов членов ревизионной комиссии, принимающих участие в заседании. Передача права голоса члена ревизионной комиссии иному лицу, в том числе другому члену ревизионной комиссии, не допускается.
Заседание ревизионной комиссии оформляется протоколом (пункт 1 статьи 89 Закона об акционерных обществах).
Важное правомочие закреплено в пункте 5 статьи 85 Закона об акционерных обществах, ревизионная комиссия (ревизор) общества вправе потребовать созыва внеочередного общего собрания акционеров.
Акции, принадлежащие членам совета директоров общества или лицам, занимающим должности в органах управления общества, не могут участвовать в голосовании при избрании членов ревизионной комиссии (ревизора) общества.
По решению общего собрания акционеров членам ревизионной комиссии (ревизору) общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждения и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими своих обязанностей. Размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания акционеров.
По результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности общества в соответствии со статьей 87 Закона об акционерных обществах ревизионная комиссия общества составляет заключение
Аудитор акционерного общества.
Перед опубликованием обществом указанных в пункте 2 статьи 88 Закона об акционерных обществах документов общество обязано привлечь для ежегодной проверки и подтверждения годовой финансовой отчетности аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его акционерами.
Привлечение аудитора осуществляется независимо от деятельности ревизионной комиссии, данные органы не подменяют друг друга.
Аудитор (гражданин или аудиторская организация) общества осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации на основании заключаемого с ним договора.
Согласно статье 1 Федерального закона от 30 января 2008 года №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»:
«Аудиторская деятельность, аудит — предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (далее — аудируемые лица)».
Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
Аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.
Аудиторская организация — коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги.
Статьей 7 Федерального закона от 30 января 2008 года №152-ФЗ «Об аудиторской деятельности» установлены случаи обязательного аудита:
- 1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
- 2) организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
- 3) объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда.
Общее собрание акционеров утверждает аудитора общества. Это исключительная компетенция общего собрания. Акционеры и органы управления не вправе инициировать аудиторскую проверку (Постановление ФАС Уральского округа от 31 августа 2004 года по делу №Ф09-2836/2004-ГК).
С аудитором заключается договор о возмездном оказании услуг (статья 779 ГК РФ). Заключение договора и определение размера оплаты его услуг осуществляется советом директоров общества.
В своей деятельности аудиторы руководствуются Федеральными правилами аудиторской деятельности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 года №696 «Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности».
По результатам аудиторской проверки аудитор представляет аудиторское заключение.
Аудиторское заключение — официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
В заключении должны содержаться:
- — подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетах, и иных финансовых документов общества;
- — информация о фактах нарушения установленных правовыми актами Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также правовых актов Российской Федерации при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.
Счетная комиссия проверяет полномочия и регистрирует лиц, участвующих в общем собрании акционеров, определяет кворум общего собрания акционеров, разъясняет вопросы, возникающие в связи с реализацией акционерами (их представителями) права голоса на общем собрании, разъясняет порядок голосования по вопросам, выносимым на голосование, обеспечивает установленный порядок голосования и права акционеров на участие в голосовании, подсчитывает голоса и подводит итоги голосования, составляет протокол об итогах голосования, передает в архив бюллетени для голосования.
Источник: http://studwood.ru/1150820/pravo/schetnaya_revizionnaya_komissiya
Ревизионная комиссия
- Ревизио́нная коми́ссия (ревизо́р) — орган внутреннего финансового контроля юридического лица, избираемый общим собранием участников (акционеров) хозяйственного общества не реже одного раза в год для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества. Компетенция и численный состав ревизионной комиссии определяется уставом хозяйственного общества и законодательством Российской Федерации.
В акционерном обществе, избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) общества, является компетенцией годового общего собрания акционеров.
В государственном аппарате роль ревизионной комиссии выполняют органы финансового контроля, например, Счётная палата; так же граждане, путём объединений на основе самоуправления, могут создавать организации общественного контроля. Вот что говорит об этом руководитель аппарата Счётной Палаты Российской Федерации Сергей Шахрай:
Вот если условно представить, что Российская Федерация это открытое акционерное общество, в нём мы граждане — акционеры, в нём есть менеджеры, мы их избрали (президент, парламент, правительство), есть капитал — бюджет страны, но до сих пор никто не поставил вопрос, а где ревизионная комиссия? Пусть это несколько амбициозно, но «Российский Союз Налогоплательщиков», как неполитическая общественная организация, такой первый шажок создать самим акционерам ревизионное общество, чтобы следить, как наши менеджеры тратят наши налоги, потому что бюджет состоит из наших налогов.
Значение словосочетания «ревизионная комиссия»
- Ревизио́нная коми́ссия (ревизо́р) — орган внутреннего финансового контроля юридического лица, избираемый общим собранием участников (акционеров) хозяйственного общества не реже одного раза в год для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества. Компетенция и численный состав ревизионной комиссии определяется уставом хозяйственного общества и законодательством Российской Федерации.
Ревизионная комиссия по собственной инициативе, инициативе общего собрания участников (акционеров) общества, совета директоров или участника (крупного акционера), а также в обязательном порядке перед проведением годового общего собрания осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности хозяйственного общества, по результатам которой подтверждает достоверность данных, содержащихся в отчётности, а также обнародует информацию о выявленных нарушениях порядка ведения бухгалтерского учёта и предоставления финансовой отчётности.
В акционерном обществе, избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) общества, является компетенцией годового общего собрания акционеров.
В государственном аппарате роль ревизионной комиссии выполняют органы финансового контроля, например, Счётная палата; так же граждане, путём объединений на основе самоуправления, могут создавать организации общественного контроля. Вот что говорит об этом руководитель аппарата Счётной Палаты Российской Федерации Сергей Шахрай:
— Интервью с Шахраем С.М. «А куда, собственно, идут наши налоги?», 27.02.09 Известия, видео
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова детонация (существительное):
Видео (кликните для воспроизведения). |
Юрист: стаж 15 лет
Образование: Воронежский Государственный Университет
Специализация: Гражданское право