Техническая защита персональных данных

Самое главное по теме: "Техническая защита персональных данных" с профессиональной точки зрения. Мы собрали и подготовили ответы на многие сопутствующие вопросы. Если вы не нашли на них ответ, то можете обратиться к дежурному консультанту.

Статья 19. Меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 июля 2011 г. N 261-ФЗ статья 19 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, распространяющейся на правоотношения, возникшие с 1 июля 2011 г.

Статья 19 . Меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 19 настоящего Федерального закона

1. Оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

ГАРАНТ:

Об утверждении требований по обеспечению безопасности персональных данных в таможенных органах РФ, организациях, находящихся в ведении ФТС России, при их обработке в информационных системах персональных данных таможенных органов РФ см. приказ ФТС России от 11 августа 2015 г. N 1611

Об организации и проведении работ по обеспечению безопасности персональных данных при обработке в информационных системах персональных данных в Росреестре см. приказ Росреестра от 29 января 2013 г. N П/31

Об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в автоматизированных информационных системах налоговых органов см. приказ ФНС России от 21 декабря 2011 г. N ММВ-7-4/959@

2. Обеспечение безопасности персональных данных достигается, в частности:

1) определением угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных;

2) применением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, необходимых для выполнения требований к защите персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные Правительством Российской Федерации уровни защищенности персональных данных;

3) применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации;

4) оценкой эффективности принимаемых мер по обеспечению безопасности персональных данных до ввода в эксплуатацию информационной системы персональных данных;

5) учетом машинных носителей персональных данных;

6) обнаружением фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятием мер;

7) восстановлением персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним;

8) установлением правил доступа к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе персональных данных, а также обеспечением регистрации и учета всех действий, совершаемых с персональными данными в информационной системе персональных данных;

9) контролем за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных и уровня защищенности информационных систем персональных данных.

3. Правительство Российской Федерации с учетом возможного вреда субъекту персональных данных, объема и содержания обрабатываемых персональных данных, вида деятельности, при осуществлении которого обрабатываются персональные данные, актуальности угроз безопасности персональных данных устанавливает:

1) уровни защищенности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных в зависимости от угроз безопасности этих данных;

2) требования к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные уровни защищенности персональных данных;

ГАРАНТ:

См. Инструкцию по организации защиты персональных данных, содержащихся в информационных системах органов внутренних дел РФ, утвержденную приказом МВД РФ от 6 июля 2012 г. N 678

3) требования к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных.

4. Состав и содержание необходимых для выполнения установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 настоящей статьи требований к защите персональных данных для каждого из уровней защищенности, организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий.

5. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Банк России, органы государственных внебюджетных фондов, иные государственные органы в пределах своих полномочий принимают нормативные правовые акты, в которых определяют угрозы безопасности персональных данных, актуальные при обработке персональных данных в информационных системах персональных данных, эксплуатируемых при осуществлении соответствующих видов деятельности, с учетом содержания персональных данных, характера и способов их обработки.

6. Наряду с угрозами безопасности персональных данных, определенных в нормативных правовых актах, принятых в соответствии с частью 5 настоящей статьи, ассоциации, союзы и иные объединения операторов своими решениями вправе определить дополнительные угрозы безопасности персональных данных, актуальные при обработке персональных данных в информационных системах персональных данных, эксплуатируемых при осуществлении определенных видов деятельности членами таких ассоциаций, союзов и иных объединений операторов, с учетом содержания персональных данных, характера и способов их обработки.

7. Проекты нормативных правовых актов, указанных в части 5 настоящей статьи, подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации. Проекты решений, указанных в части 6 настоящей статьи, подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Решение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обеспечения безопасности, и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, об отказе в согласовании проектов решений, указанных в части 6 настоящей статьи, должно быть мотивированным.

8. Контроль и надзор за выполнением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных, установленных в соответствии с настоящей статьей, при обработке персональных данных в государственных информационных системах персональных данных осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий и без права ознакомления с персональными данными, обрабатываемыми в информационных системах персональных данных.

Читайте так же:  Сро некоммерческое партнерство управляющих организаций

9. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, решением Правительства Российской Федерации с учетом значимости и содержания обрабатываемых персональных данных могут быть наделены полномочиями по контролю за выполнением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных, установленных в соответствии с настоящей статьей, при их обработке в информационных системах персональных данных, эксплуатируемых при осуществлении определенных видов деятельности и не являющихся государственными информационными системами персональных данных, без права ознакомления с персональными данными, обрабатываемыми в информационных системах персональных данных.

10. Использование и хранение биометрических персональных данных вне информационных систем персональных данных могут осуществляться только на таких материальных носителях информации и с применением такой технологии ее хранения, которые обеспечивают защиту этих данных от неправомерного или случайного доступа к ним, их уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения.

11. Для целей настоящей статьи под угрозами безопасности персональных данных понимается совокупность условий и факторов, создающих опасность несанкционированного, в том числе случайного, доступа к персональным данным, результатом которого могут стать уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение персональных данных, а также иные неправомерные действия при их обработке в информационной системе персональных данных. Под уровнем защищенности персональных данных понимается комплексный показатель, характеризующий требования, исполнение которых обеспечивает нейтрализацию определенных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных.

Источник: http://base.garant.ru/12148567/95ef042b11da42ac166eeedeb998f688/

Организационные меры защиты персональных данных

Комплекс мероприятий по обеспечению защиты персональных данных состоит из организационных и технических мер защиты информации.

Организационные меры по защите персональных данных включают в себя:

· разработка организационно – распорядительных документов, которые регламентируют весь процесс получения, обработки, хранения, передачи и защиты персональных данных (например):

o Положение об обработке персональных данных;

o Положение по защите персональных данных;

o Регламент взаимодействия с субъектами персональных данных;

o Регламент взаимодействия при передаче персональных данных третьим лицам;

o Инструкции администраторов безопасности персональных данных;

o Инструкции пользователей по работе с персональными данными;

· перечень мероприятий по защите персональных данных:

o определение круга лиц, допущенного к обработке персональных данных;

o организация доступа в помещения, где осуществляется обработка ПДн;

o разработка должностных инструкций по работе с персональными данными;

o установление персональной ответственности за нарушения правил обработки ПДн;

o определение продолжительности хранения ПДн и т.д.

Меры организационного характера осуществляются на предприятии независимо от того, нужно подавать уведомление в Роскомнадзор или нет, обработка ПДн осуществляется с использованием средств автоматизации или без использования таких средств. В каждой организации перечень мероприятий и документов может варьироваться в зависимости от специфики обработки ПДн, организационной структуры и других особенностей конкретного предприятия. Реализация организационных мер защиты информации осуществляется с учетом категорий персональных данных – чем выше категория, тем выше требования их защиты.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9046 — | 7678 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/7_160257_organizatsionnie-meri-zashchiti-personalnih-dannih.html

Техническая защита персональных данных

Технические меры защиты информации предполагают использование программно — аппаратных средств защиты информации. При обработке ПДн с использованием средств автоматизации применение технических мер защиты является обязательным условием, а их количество и степень защиты определяется в процессе предпроектного обследования информационных ресурсов предприятия.

Технические средства защиты информации делятся на два основных класса:

· средства защиты информации от несанкционированного доступа (НСД) (системы разграничения доступа к информации; антивирусная защита; межсетевые экраны; средства блокировки устройств ввода-вывода информации, криптографические стредства и т.п.);

· средства защиты информации от утечки по техническим каналам (использование экранированных кабелей; установка высокочастотных фильтров на линии связи; установка активных систем зашумления и т.д.).

В отличие от организационных мер, техническая защита информации является сложным и трудоемким делом, при выполнении которого требуется соблюдать определенные условия, а именно:

· для выполнения работ по технической защите конфиденциальной информации (а персональные данные относятся к сведениям конфиденциального характера) требуются лицензии на выполнение такого вида деятельности;

· требуется тщательное обследование информационных ресурсов предприятия в соответствии с методическими рекомендациями ФСТЭК (определение перечня ПДн, подлежащих защите; определение состава и структуры каждой информационной системы ПДн (ИСПДн); анализ уязвимых звеньев и возможных угроз безопасности ПДн; оценка ущерба от реализации угроз безопасности ПДн; анализ имеющихся в распоряжении мер и средств защиты ПДн);

· на основании проведенного обследования осуществляется обоснование требований по обеспечению безопасности ПДн (разработка модели угроз и модели нарушителя безопасности ПДн; определение класса информационных систем ПДн; при необходимости обосновывается использование средств шифрования);

· далее проводятся работы по проектированию, созданию и вводу в эксплуатацию системы защиты ПДн (разработка перечня мероприятий по защите ПДн в соответствии с выбранным классом ИСПДн; согласование документов с регуляторами; разработка технического задания на создание системы защиты ПДн; развертывание и ввод в эксплуатацию системы защиты ПДн);

· аттестация (сертификация) информационных систем ПДн по требованиям безопасности информации (для ИСПДн 1-го и 2-го классов требуется аттестация соответствия требованиям информационной безопасности; сертификация средств защиты информации). Работы по аттестации (сертификации) выполняются при наличии соответствующих лицензий.

В любом случае, независимо от размера и организационной структуры предприятия, наличия или отсутствия собственных специалистов по информационной безопасности, своими силами или с привлечением сторонних организаций приступать к решению задачи под названием «Выполнение требований Закона О персональных данных» нужно как можно быстрее. Так как установленный законом срок выполнения требований не за горами, а сложность и масштабность работ по защите ПДн не предполагает быстрого их завершения.

Читайте так же:  Восстановление генеральной доверенности

Предприятия, которые уже приступили к реализации проектов по защите ПДн или приступят в ближайшее время имеют следующие преимущества:

· временной запас позволит тщательно изучить задачи и выбрать наиболее оптимальную конфигурацию защиты ПДн, соответствующую требованиям Закона;

· поэтапное выполнение работ обеспечит равномерное распределение затрат на создание системы защиты ПДн;

· выполнить работы в установленные сроки даже в случае возникновения непредвиденных обстоятельств.

Можно занять выжидательную позицию, но в этом случае предприятие рискует испытать на себе жесткость санкций со стороны регуляторов за неисполнение требований законодательства и подвергнуть свой бизнес рискам, влекущим репутационные и финансовые потери.

Тема 1.6. Технология электронного документооборота.

Первые системы электронного документооборота(СЭД) состояли из трех час­тей: системы управления документами, системы массового ввода бумажных документов, системы автоматизации деловых процессов.

Система управления документами обеспечивает интеграцию с приложениями, хранение данных на разных устройствах, распределенную обработку данных, поиск, ин­дексацию электронных документов, коллективную работу с электронными документами.

Разнообразие электронных документов на предприятии порождают используемые приложения: общего назначения (word, excel, access и др.) и предметные (бухгалтерский учет, расчеты с поставщиками, финансовый анализ и др.).Интеграция с ними осуществ­ляется на уровне операций с файлами, то есть операции приложения — открытие, закры­тие, создание, сохранение и другие — замещаются соответствующими операциями систе­мы управления документами. Интеграция выполняется автоматически. Ее достоинство в том, что сохраняются принятые в организации виды документов.

Следующей задачей является обеспечение хранения электронных документов на разных носителях(серверах, оптических дисках, библиотеках-автоматах и т.д.). К тому же надо обеспечить быстрый поиск и доступ к различным устройствам хранения инфор­мации, чтобы факторы доступности и стоимости хранения всегда были в оптимальном со­отношении в зависимости от важности и актуальности информации. Для этого использу­ют технологии информационных хранилищ HSM и Data Migration — автоматической миграции документов.

Для обеспечения распределенной обработки данныхв режиме реального времени (on-line) можно по сети посредством запросов, объединенных в транзакции, получить данные из информационного хранилища. Можно посредством Web-сервера предприятия подсоединиться к интернет и тем самым получить доступ к удаленным данным. Можно в почтовом режиме (off-line) по электронной почте послать запрос в информационное хра­нилище, задав критерии выбора данных. По этим критериям будет сформирован список документов и переправлен пользователю. Этим способом коммерческая служба может оказывать информационные услуги.

К традиционным функциям систем электронного документооборота относятся:

• библиотечные службы (хранение содержимого и атрибутов документов, регист­рация изменений, обеспечение поиска, средства безопасности);

• управление деловыми процессами (разработка маршрутов движения документов, автоматизация выполнения бизнес-процессов, контроль исполнения документов);

• работа с составными документами (определение структуры, формирование со­держания, опубликование);

• интеграция с внешними приложениями (офисными и предметными приложения­ми, электронной почтой).

К ним добавляются функции управления знаниями:

• автоматизация жизненного цикла документов;

• поддержка принятия решений.

Жизненный циклпредставляет собой описание стадий использования документа в ходе делового процесса (история жизни документа) в целях управления этим процессом. Примерами стадий существования документа являются: создание документа, согласова­ние, использование, редактирование, уничтожение, хранение в архиве и др. Для каждой стадии жизненного цикла указываются бизнес-процессы и критерии перехода документа из одной стадии в другую.

Заметим, что жизненный цикл документа и маршрут движения (workflow) — прин­ципиально разные, хотя и тесно связанные между собой понятия. Маршрут движения показывает кто, что, в каком порядке делает в процессе движения документа. Например, на стадии жизненного цикла — согласование документа — могут применяться разные мар­шруты движения. В то же время в ходе исполнения единственного маршрута документ может пройти несколько стадий своего жизненного цикла

Технологии интеллектуального анализа данных обеспечивают:

• извлечение и накопление информации из внешних источников (файл-серверов,

серверов баз данных, почтовых систем, Web-серверов, принадлежащих различным ин­

формационным службам университетов, правительственных органов и даже конкурентов, доступным по интернету);

• анализ собранной информации с целью определения ее надежности и соответст­вия бизнесу на основании собственных внутренних баз данных;

Видео (кликните для воспроизведения).

• формирование и предоставление интеллектуального капитала (аналитических
данных) сотрудникам предприятия в нужное время в требуемом формате и в соответствии с их ролями и задачами в контексте бизнеса для принятия решений.

Модуль поддержки принятия решений состоит из графического редактора, систе­мы обеспечения жизненного цикла документов, инструментов извлечения аналитических данных, средств визуального программирования и др.

Для реализации большинства перечисленных функций разработаны специальные серверы, например, EDMS-сервер (Electronic Document Management System).

Использование технологий электронного документооборота и деловых интеллек­туальных технологий выбора данных позволили создать приложения по следующим на­правлениям:

• маркетинг и сбыт продукции;

• управление финансовыми рисками;

• управление проектами и командами разработчиков и др.

Во всех перечисленных направлениях работ требуется сбор и анализ «внешней» информации, чтобы определить спрос, конкурентов, поставщиков, ресурсы, заказчиков, состояние исследований и новых разработок у конкурентов и т.д. Этим занимаются спе­циальные службы организации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9222 — | 7340 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/7_160258_tehnicheskaya-zashchita-personalnih-dannih.html

Защита персональных данных

Минимизируйте риски: убедитесь в том, что персональные данные защищены в соответствии с ФЗ-152.

Зачем необходимо принимать меры по защите персональных данных?

Несоблюдение требований законодательства становится причиной взысканий (в результате плановых и внеплановых проверок Роскомнадзора и других ведомств), жалоб со стороны клиентов и сотрудников, нападок со стороны конкурентов и потери ценной информации.

Комплекс услуг

Аудит существующей системы защиты персональных данных

  • обследование процессов обработки персональных данных
  • анализ организационно-распорядительной документации
  • рекомендации по доработке системы
Читайте так же:  Состав участников судебного разбирательства

Заказать услугу

Доработка имеющейся системы защиты персональных данных в соответствии с актуальными требованиями законодательства

Сопровождение созданной системы в условиях меняющегося законодательства и появления новых угроз

Комплекс услуг по созданию с нуля системы защиты персональных данных

В соответствии с требованиями законодательства (для медучреждений, ВУЗов, средних и крупных компаний, бюджетников).

  • оценка текущего состояния обработки ПДн, организационно-распорядительной документации и СЗИ на соответствие актуальным требованиям 152-ФЗ
  • моделирование угроз безопасности ПДн, проектирование эффективной работающей системы ИБ

Технические мероприятия по созданию системы защиты персональных данных в соответствии с классом:

  • поставка и внедрение технических средств защиты информации (сертифицированные межсетевые экраны, антивирусы, средства защиты каналов связи VPN, системы обнаружения и предотвращения вторжений и т.д.)
  • настройка средств и систем защиты информации в соответствии с требованиями
  • аттестация информационной системы персональных данных
  • помощь в подготовке к прохождению проверки контролирующих органов (Роскомнадзор, ФСТЭК, ФСБ)

Заказать услугу

Источник: http://kontur.ru/security/features/personal-data

Защита персональных данных

Защита персональных данных
с помощью DLP-системы

Р ешения для защиты персональных данных в российских компаниях и учреждениях формируются на базе мер организационно-технического характера. Они должны соответствовать нормам правовых актов: Конституции Российской Федерации (статья 24), Федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных» и специальным требованиям регуляторов. Функции регуляторов выполняют:

  • Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций – Роскомнадзор;
  • Федеральная служба по техническому и экспортному контролю – ФСТЭК;
  • Федеральная служба безопасности – ФСБ.

Роскомнадзор следит за исполнением законодательства, касающегося персональных данных в целом, ФСТЭК и ФСБ формируют требования к методологическим, техническим и организационным условиям защищенности информационных систем обработки персональных данных.

Что входит в понятие «персональные данные»?

Определение персональных данных (ПДн) содержится в законе 152-ФЗ .

Ключевой особенностью трактовки является словосочетание «любая информация», то есть закон позволяет буквально все организации записать в «операторы персональных данных». Логика понятна. Устраиваясь, например, на работу человек передает работодателю всю информацию о себе, а заключая, скажем, договор с физическим лицом – получает и обрабатывает ПДн. Госструктуры, банки, интернет-магазины, социальные сети – это всего лишь несколько примеров из обширного списка операторов ПДн.

Санкции за нарушение норм закона в области обработки и защиты персональных данных варьируются от штрафов (с 1 июля 2017 года размеры штрафов выросли ) до административной ответственности, не исключено и уголовное преследование.

Нарушение процедуры обращения с персональными данными угрожает также потерей деловой репутации. Выявление подобных фактов в компания нередко становится поводом для оттока клиентов. Значит, исполнять требования 152-ФЗ и соблюдать предписания регулирующих и контролирующих сферу ПДн структур – жизненная необходимость для каждой компании, которая прямо или опосредованно оперирует персональными данными.

Универсального подхода к исполнению требований всеми организациями, которые подпадают под контроль регуляторов, нет. Согласно законодательству, персональные данные разбиты на четыре категории. Компании формируют систему защиты ПДн в зависимости от категории, соответственно, различаются и требования к оператору.

Наиболее сложный и затратный процесс – внедрение полноценного комплекса обеспечения защищенности информационной системы персональных данных (ИСПДн) , в которой обрабатываются сведения о расе и нации субъекта, вере, здоровье, интимной жизни, политических и философских взглядах. Все перечисленные данные входят в группу специальных ПДн . Защищу сведений из этой категории закон требует обеспечивать особенно тщательно.

Высоки требования закона к обеспечению защищенности и биометрических ПДн : биологических и физиологических характеристик, которые позволяют идентифицировать субъекта данных.

Компания, которая получила письменное согласие клиента на обработку ФИО, даты и места рождения, домашнего адреса, данных о профессии, контактных сведений, становится оператором общедоступных ПДн . Подобные сведения используют, например, для составления телефонных справочников. К защите общедоступных персональных данных законодательство предъявляет минимальные в сравнении с другими категориями требования.

К четвертой категории – иных ПДн – причисляют все сведения, которые нельзя отнести к специальным, биометрическими или специальным, но по которым возможно идентифицировать субъекта данных. Защищать иные ПДн проще, чем биометрические или специальные. Однако требования к безопасности выше, чем в случае систем обработки данных из общедоступной категории.

Согласно постановлению правительства от 01.11.2012 № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных», операторы при создании механизмов защиты должны учитывать численность субъектов ПДн. Законодательство делит ИСПДн на такие, в которых обрабатывают данные менее 100 тыс. и более 100 тыс. субъектов.

Обеспечение сохранности персональных данных, обрабатываемых в системе, начинается с определения наиболее вероятных угроз. Независимо от категории, целей обработки и численности субъектов ПДн, система должна гарантировать защиту от неправомерных операций , включая:

копирование и распространение уничтожение и блокировку несанкционированное изменение

В инфраструктуре комплексной защиты ИСПДн необходимо учитывать возможность присутствия внутреннего нарушителя. Ущерб персональным данным способен причинить любой сотрудник, намеренно или по неосторожности.

Модули «СёрчИнформ КИБ» перехватывают информацию, переданную на внешние устройства, по почте и через облачные сервисы, а также следят за операциями с файламикопированием, удалением, изменением имени и содержания.

Меры, которые помогают предотвратить несанкционированный доступ, усилить надежность и отказоустойчивость ИСПДн, сохранить целостность и доступность информации внутри системы, перечислены в 152-ФЗ. Закон предписывает:


1. Определить масштаб информационной системы и категорию ПДн, смоделировать угрозы безопасности.

2. Внедрить организационно-технические механизмы безопасности в соответствии с четырьмя уровнями защищенности. Определение уровней содержится в постановлении правительства №1119 .

3. Использовать средства информационной защиты, возможности которых подтверждены сертификатами соответствия ФСТЭК и/или ФСБ.

4. Провести до начала обработки ПДн комплексный аудит безопасности, включая аудит информационной системы, компонентов защиты, исполнения требований внутренних организационных и методических распоряжений.

5. Внедрить систему учета всех видов носителей информации ограниченного использования, в том числе ПДн.

6. Заложить в информационной системе функции резервирования и восстановления ПДн в случае несанкционированных изменений или уничтожения.

7. Установить регламент доступа сотрудников оператора к персональным данным в ИС. Уровни доступа должны сегментироваться в зависимости от должностных обязанностей.

Читайте так же:  Налоговый кодекс госпошлина в суды общей юрисдикции

8. Внедрить инструменты аудита и журналирования действий сотрудников с персональными данными.

9. Контролировать исполнение правил безопасности эксплуатации персональных данных и непрерывность работы защитных аппаратно-программных сервисов ИСПДн.

Федеральный закон обозначает общее «защитное поле» персональных данных. Конкретные нормы содержатся в приказе ФСТЭК от 18.02.2013 № 21 . Например:

1. В системе обработки ПДн должна применяться идентификация и аутентификация пользователей, компонентов системы и персональной информации – объектов доступа, защиту которых нужно обеспечивать. Реализация требования предполагает сопоставление уникальных идентификаторов, которые присваиваются объектам и субъектам в ИСПДн. Это значит, необходимо задействовать механизмы авторизации и разграничения прав.

2. Программная среда должна быть ограниченной, что подразумевает наличие фиксированного перечня системного и прикладного ПО. У пользователя должны быть заблокированы полномочия изменять набор системных компонентов и разрешенного ПО. Пользователь вправе запускать и использовать ПО в рамках своей роли. Это обеспечит защиту от случайных действий сотрудников, способных нанести ущерб ИСПДн.

3. Хранение и обработка ПДн на съемных носителях возможна только при отлаженном учете устройстве.

4. Оператор должен обеспечить непрерывный мониторинг безопасности: вести журнал аудита событий, чтобы отследить, что произошло и какие меры были предприняты. Одновременно следует надежно защитить сам журнал аудита от модификации и удаления.

5. Система защиты ПДн должна включать антивирусные программные комплексы. Вредоносное ПО нередко становится причиной утечек конфиденциальной информации и частичного (реже – полного) выхода из строя информационной инфраструктуры.

6. Наряду с антивирусом рекомендуется применять системы обнаружения и предотвращения вторжений. Это позволяет анализировать и выявлять факты неавторизованного доступа на уровне сети или компьютерной системы, попытки превышения полномочий или внедрения вредоносного ПО и предпринимать меры по устранению угроз: информирование офицера безопасности, сброс соединения, блокирование трафика и т.д.

7. Несанкционированное изменение, повреждение информационной системы и ПДн фиксируют также системы обеспечения целостности, которые при использовании в ИСПДн должны иметь функции восстановления поврежденных компонентов и информации.

8. Уровень защищенности ИСПДн подлежит регулярному контролю. Развернутые программные компоненты, аппаратный инструментарий и установленные настройки должны обеспечивать непрерывную и полную защиту процедур обработки и хранения информации, исходя из экспертного класса информационной системы.

Перечень мер, устанавливаемых ФСТЭК для реализации системы безопасности ИСПДн, не исчерпывается несколькими пунктами. В приказе № 21 приводятся требования к инструментам виртуализации, каналам связи, конфигурации ИСПДн, классы средств вычислительной техники, антивирусных систем и другие параметры защиты. Кроме приказа ФСТЭК, при внедрении комплекса защиты ПДн организация – обработчик данных должна руководствоваться приказом ФСБ России от 10.07.2014 № 378.

«СёрчИнформ КИБ» сертифицирована ФСТЭК России. Система соответствует четвертому уровня контроля недекларированных возможностей, которые могут навредить обрабатываемой информации. Это значит, что данные в системе защищены не только от утечек, но и от нарушения целостности, доступности и конфиденциальности.

Разработать и внедрить полный комплекс мероприятий по защите ПДн невозможно без освоения нормативной базы, навыков настройки технических средств и знаний принципов ПО, обеспечивающего информационную безопасность. Это значит, защищать персональные данным силами одного сотрудника, по меньшей мере недальновидно. Единственная ошибка на любом уровне рискует обернуться штрафами от регуляторов и потерей лояльности клиентов.

Сотруднику без ИБ-компетенций под силу разобраться в законодательстве и определить категорию ПДн. Пошаговые инструкции, доступные в Сети, помогут разработать регламент информирования субъектов ПДн о сборе информации и составить уведомление в Роскомнадзор о деятельности компании в качестве оператора ПДн – это стандартные документы. Определить роли, разграничить доступ и зафиксировать, какие сотрудники имеют доступ и какие операции вправе совершать с ПДн – несложная задача для специализированного ПО.

Без привлечения специалиста с профильными знаниями не обойтись на этапе при составлении политики безопасности и определении актуальных угроз. Цикл внедрения программно-технических комплексов от подбора до «боевого» использования ПО и оборудования требует понимания документации ФСТЭК и ФСБ. Специалист должен не только ориентироваться в классах СВТ, антивирусах и межсетевых экранах, но и знать, как гарантировать конфиденциальность и обеспечить безотказность связи для сегментов ИСПДн.

Проблема заключается в том, что даже обладающий нужной квалификацией ИТ- или ИБ-специалист не сможет внедрить и поддерживать в ИСПДн подсистему информационной безопасности без соблюдения ряда условий. Работа со средствами технической защиты – деятельность, лицензируемая ФСТЭК. Значит, перед оператором ПДн встанет задача получить лицензию регулятора.

Крупным организациям целесообразно нанять штат специалистов по информационной безопасности, выполнить условия, чтобы получить лицензию ФСТЭК, а затем самостоятельно создать и поддерживать систему обеспечения защиты персональных данных.

Небольшим организациям – обработчикам ПДн содержать ИБ-штат экономически невыгодно. Менее затратным, более разумным и быстрым будет вариант привлечь лицензиатов ФСТЭК. Это организации, которые профессионально занимаются защитой информации. Специалисты лицензиатов уже обладают всеми знаниями нормативной и технической базы, имеют опыт создания комплексных систем безопасности, в том числе информационной.

Еще одна возможность защитить ПДн для небольших компанийотдать ИБ-задачи на аутсорсинг внештатным специалистам по безопасности «СёрчИнформ».

Источник: http://searchinform.ru/resheniya/biznes-zadachi/zaschita-personalnykh-dannykh/

Техническая защита персональных данных

Защита персональных данных
с помощью DLP-системы

Б ольшинство компаний в стране являются операторами персональных данных, так как обрабатывают большие объемы информации, прямо относящейся к личности граждан, которую они получают в ходе выполнения свих уставных задач. Существующие модели угроз требуют адекватных уровню угроз технических средств защиты данных от утечек, неправомерного доступа и использования, утраты при передаче по каналам связи. Перечень таких мер устанавливается нормативными актами ФСТЭК России. Это же ведомство вместе с ФСБ РФ контролирует правомерность их выбора и правильность применения. Требования ФСТЭК обязательны для применения, в противном случае организация может лишиться права на обработку персональных данных.

Для чего требуется техническая защита персональных данных

По своей правовой природе персональные данные относятся к конфиденциальной, охраняемой законом информации. Федеральный закон «О персональных данных» причисляет к ним любую информацию, которая прямо относится к тому или иному человеку. После того, как она доверена операторам-компаниям, осуществляющим ее обработку, сведения, переданные физическими лицами при условии оформления согласия на их обработку определенными способами и в определенных целях, получают охраняемый статус. В отличие от коммерческой тайны, способы защиты персональных данных устанавливаются государством. Перечень конкретных технических средств определяется ФСТЭК России в Приказе № 21. Рекомендации вводят 15 групп технических мер, в каждой группе прописаны базовые, обязательные для применения, меры и рекомендуемые, которые оператор может использовать по своему усмотрению, сравнивая с актуальной на текущий момент моделью угроз безопасности персональных данных.

Читайте так же:  Кассационная жалоба на определение арбитражного апелляционного суда

Этапы создания системы защиты персональных данных

До направления уведомления о начале осуществления деятельности, связанной с защитой персональных данных, оператор должен позаботиться о том, чтобы его информационная система соответствовала установленным требованиям, и о выборе технических средств. Процесс внедрения делится на несколько последовательных этапов, их количество зависит от выбранного способа защиты, который, в свою очередь, зависит от типа информации, класса защищенности, определяемого по параметрам, устанавливаемым Постановлением Правительства РФ № 1119, наличия или отсутствия подключения системы к телекоммуникационным каналам связи.

Первичные организационные меры

Прежде чем переходить к реализации системы технических мер по защите персональных данных, необходимо осуществить некоторые организационные меры, относящиеся к классификации угроз и оценке имеющихся в наличии технических средств. Это потребуется для оценки необходимости установки и выбора антивирусных средств и средств криптографической защиты.

В рамках такого анализа устанавливаются:

  • перечень персональных данных, имеющихся в распоряжении организации, и требуемая степень их защиты. Усиленная потребуется при обработке данных, составляющих врачебную тайну, и тех сведений, на основании которых будут приниматься решения, имеющие юридические последствия;
  • цели обработки данных. Это может быть сбор кадровой информации, оказание услуг, связанных с обработкой, услуги по передаче сведений;
  • сроки работы с данными. Закон устанавливает, что они являются ограниченными. Необходимо определить объемы данных, которые должны быть уничтожены, сроки, средства и порядок такого уничтожения.

После определения объекта технической защиты надо перейти к определению технических средств, необходимых для обеспечения защиты персональных данных.

Способы обработки персональных данных

На практике персональные данные на первом этапе обрабатываются вручную, и от оператора требуется только физическая защита материальных носителей, для которой используются такие средства, как пропускная система и оборудование помещений согласно определенному классу безопасности, и только на следующем этапе они поступают в автоматизированные информационные системы. В рамках ручного и технического методов обработки выделяется несколько отдельных способов, при автоматизированной обработке необходимо определить те элементы конфигурации системы, в которых происходит обработка. Это могут быть кадровый и бухгалтерский модуль, модуль по работе с клиентами.

Определение характеристик технических систем

Следующим этапом работы по обеспечению технической защиты персональных данных становится определение основных характеристик автоматизированных систем обработки, их конфигурации, потребности в генерации электронной подписи, установлении сертифицированных средств антивирусной или криптографической защиты. Далее проводится классификация системы в зависимости от качества данных. Выделяются такие группы, как:

  • категория 1. Это сведения, касающиеся здоровья, личной жизни, политических взглядов;
  • категория 2. Любые данные, позволяющие идентифицировать человека и получить о нем в дальнейшем дополнительную информацию;
  • категория 3. Сведения, которые только позволяют идентифицировать субъекта персональных данных;
  • категория 4. Обезличенные данные.

При обработке данных 1-й категории автоматизированная система, в которой хранятся персональные данные, должна быть оборудована техническими средствами защиты как специальная, для остальных будет достаточно базовой модели. Кроме категории данных, на параметры системы влияет количество человек, чьи сведения обрабатываются. Исходя из этого, устанавливается четыре уровня защищенности системы – от максимального до низкого.

Оценка соответствия системы требованиям ФСТЭК России

После определения класса данных и требований к системе нужно установить, какие именно требования ФСТЭК России предъявляет в целях оценки соответствия применяемых для обеспечения безопасности персональных данных технических средств своим требованиям. Они выглядят следующим образом:

  • если система относится к 1-му или 2-му классу, то ее соответствие требованиям, предъявляемым к уровню защищенности, подтверждается обязательной сертификацией (в ряде нормативных документов эта процедура называется аттестацией). Она проводится ФСТЭК России;
  • если система относится к 3-му классу, то от оператора потребуется декларирование соответствия ее параметров предъявляемым требованиям;
  • для систем 4-го класса выбор метода защиты и применяемых технических средств остается на волеизъявление оператора.

После того, как определено, каким параметрам должна отвечать система и какие технические средства для ее работоспособности и надлежащей защиты персональных данных необходимы, начинается построение ее конфигурации. Оценку правильности применяемых решений раз в три года проводит оператор, также соответствие системы требованиям может контролировать ФСТЭК РФ в рамках документарных или выездных проверок.

Установка технических средств защиты

После того, как параметры системы определены, начинается выбор необходимых программных и технических средств, соответствующих заявленному классу безопасности. При выборе базовых и компенсирующих средств необходимо соблюдать баланс между уровнем безопасности и финансовой целесообразностью. Иногда для такой оценки правильным решением будет привлечь специализированную организацию.

Качество средств, требования к их сертификации определяются согласно нормативным документам ФСТЭК Российской Федерации. Все технические средства делятся на две группы:

  • защищающие персональные данные и другую конфиденциальную информацию от несанкционированного доступа. К ним относятся средства антивирусной и криптографической защиты, межсетевые экраны, средства блокировки устройств ввода-вывода информации, системы, ограничивающие возможности вывода информации из защищаемого периметра;
  • средства защиты информации, отвечающие за исключение утечек сведений по техническим каналам связи. Это генераторы шумов, экранированные кабели, исключающие перехват электромагнитного излучения, высокочастотные фильтры на линии связи.

При привлечении специализированной организации для создания технической системы защиты персональных данных необходимо проконтролировать наличие у нее соответствующих лицензий, а также то, чтобы все применяемые средства были сертифицированы в установленном порядке.

Выбор технических средств защиты должен обусловливаться классом защищенности системы, тем, относится она к категории обычных или специальных, собственными возможностями.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://searchinform.ru/resheniya/biznes-zadachi/zaschita-personalnykh-dannykh/realizaciya-zashchity-personalnyh-dannyh/tekhnicheskaya-zashchita-personalnyh-dannyh/

Техническая защита персональных данных
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here