Уголовное право ответственность за нарушение закона

Самое главное по теме: "Уголовное право ответственность за нарушение закона" с профессиональной точки зрения. Мы собрали и подготовили ответы на многие сопутствующие вопросы. Если вы не нашли на них ответ, то можете обратиться к дежурному консультанту.

Уголовная ответственность за нарушение законодательства о выборах

В настоящее время уголовная ответственность рассматривается как крайняя мера борьбы с правонарушениями в сфере избирательного права, рассчитанная на наиболее вредоносное посягательство на общественные отношения, опосредующие реализацию избирательных прав.

В Уголовном кодексе Российской Федерации содержится четыре статьи, касающиеся преступлений в сфере избирательных правоотношений: статья 141 (воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий), статья 141.1 (Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума), статья 142 (фальсификация избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов) и статья 142.1 (Фальсификация итогов голосования).

Пункт 1 ст. 141 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает ответственность за воспрепятствование осуществлению гражданином избирательных прав, а также воспрепятствование работе избирательной комиссии. Это преступление наказывается штрафом в размере от пятидесяти рублей до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

Если деяние, предусмотренное п. 1 ст. 141 Уголовного кодекса Российской Федерации совершено с дополнительными квалифицирующими признаками (подкуп, обман, применение насилия, использование должностного положения) санкция закрепляется в п. 2: штраф в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Крупным размером признаются размер суммы денег, стоимость имущества или выгод имущественного характера, которые превышают одну десятую предельной суммы всех расходов средств избирательного фонда соответственно кандидата, избирательного объединения, установленной законодательством о выборах на момент совершения деяния, но при этом составляют не менее одного миллиона рублей.

Статья 142 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает, что деяния, заключающиеся в фальсификации избирательных документов, заведомо неправильном подсчете голосов либо заведомо неправильном установлении результатов выборов, нарушении тайны голосования, совершенные членами избирательных комиссий или инициативной группой наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи -месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет.

Под фальсификацией понимается изменение содержания избирательных документов путем внесения заведомо ложных сведений, поправок, подчисток, а также подмены подлинных документов специально изготовленными бумагами.

Источник: http://lawbook.online/pravo-rossii-izbiratelnoe/ugolovnaya-otvetstvennost-narushenie-59994.html

Ответственность за нарушение закона о персональных данных

Лицам, нарушившим требования закона о персональных данных, в зависимости от конкретных обстоятельств и серьезности деяния может грозить не только административная и уголовная ответственность, но также гражданско-правовая и даже дисциплинарная (таблица 1). При этом административная ответственность с 1 июля 2017 года ужесточилась – вместо одного состава правонарушения ст. 13.11 КоАП РФ теперь предусматривает семь, а максимальный штраф составляет 75 тыс. руб.

Таблица 1. «Виды ответственности за нарушение закона о персональных данных»

Вид ответственности

Нарушение

Санкция

Норма

Неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено законом, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации

Административный штраф на должностных лиц в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб.

Обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законом, либо обработка, несовместимая с целями сбора персональных данных

Предупреждение или административный штраф:

  • на граждан – от 1 тыс. до 3 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 5 тыс. до 10 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

Обработка персональных данных без письменного согласия субъекта, когда это необходимо, либо обработка данных с нарушением требований к составу сведений, включаемых в такое согласие

  • на граждан – от 3 тыс. до 5 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 15 тыс. до 75 тыс. руб.

Невыполнение оператором обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к политике обработки персональных данных

Предупреждение или административный штраф:

  • на граждан – от 700 до 1 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 3 тыс. до 6 тыс. руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 5 тыс. до 10 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 15 тыс. до 30 тыс. руб.

Невыполнение оператором обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных

Предупреждение или административный штраф:

  • на граждан – от 1 тыс. до 2 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 4 тыс. до 6 тыс. руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 10 тыс. до 15 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 20 тыс. до 40 тыс. руб.

Невыполнение оператором в установленные сроки требования субъекта персональных данных или его представителя либо Роскомнадзора об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении (если данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки)

Предупреждение или административный штраф:

  • на граждан – от 1 тыс. до 2 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 4 тыс. до 10 тыс. руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 25 тыс. до 45 тыс. руб.
Читайте так же:  Платежные поручения принимаются банком

Невыполнение оператором при обработке персональных данных без использования средств автоматизации обязанности по соблюдению условий, обеспечивающих их сохранность и исключающих несанкционированный к ним доступ, если это повлекло неправомерный или случайный доступ к данным, их уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение либо иные неправомерные действия в отношении них

  • на граждан – от 700 до 2 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 4 тыс. до 10 тыс. руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 25 тыс. до 50 тыс. руб.

Невыполнение оператором, являющимся государственным или муниципальным органом, обязанности по обезличиванию персональных данных либо несоблюдение установленных для этого требований или методов

Предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 тыс. до 6 тыс. руб.

Непредставление или несвоевременное представление в государственный или иной уполномоченный орган сведений, представление которых предусмотрено законом либо предоставление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде

  • на граждан – от 100 до 300 руб.;
  • на должностных лиц – от 300 до 500 руб.;
  • на юридических лиц – от 3 тыс. до 5 тыс. руб.

Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или СМИ

Ш траф до 200 тыс. руб., либо обязательные работы на срок до 360 ч асов , либо исправительны е работы на срок до одного года, либо принудительные работы на срок до двух лет ( с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет или без такового ) , либо арест на срок до четырех месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет ( с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет )

То же деяние, совершенное с использованием служебного положения

Ш траф от 100 тыс. до 300 тыс. руб. , либо лишение права занимать определенные должности на срок от двух до пяти лет, либо принудительные работы на срок до четырех лет ( с лишением права занимать определенные должности на срок до пяти лет или без такового ) , либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до четырех лет ( с лишением права занимать определенные должности на срок до пяти лет )

Незаконное публичное распространение информации, указывающей на личность лица, не достигшего 16 лет, по уголовному делу, либо информации, содержащей описание полученных им в связи с преступлением физических или нравственных страданий

Ш траф от 100 тыс. до 300 тыс. руб., либо лишение права занимать определенные должности на срок от трех до пяти лет, либо принудительны е работ ы на срок до пяти лет ( с лишением права занимать определенные должности на срок до шести лет или без такового ), либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до пяти лет ( с лишением права занимать определенные должности на срок до шести лет )

Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление ему неполной или заведомо ложной информации, если это причинило вред правам и законным интересам граждан

Ш траф до 200 тыс. руб., либо лишение права занимать определенные должности на срок от двух до пяти лет

Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, если это повлекло ее уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование

Ш траф до 200 тыс. руб. , либо исправительные работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо принудительны е работ ы на срок до двух лет, либо лишение свободы на тот же срок

Причинение лицу убытков в результате нарушения правил обработки его персональных данных.

Под убытками при этом понимаются:

  • расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права;
  • утрата или повреждение его имущества;
  • неполученные доходы, которые лицо получило бы, не будь его право нарушено.

Причинение гражданину морального вреда (нравственных страданий) вследствие нарушения правил обработки персональных данных

Компенсация морального вреда (независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных субъектом убытков)

Разглашение одним работником персональных данных другого, если они стали известны ему в связи с исполнением трудовых обязанностей

Иные нарушения в области персональных данных при их обработке

Источник: http://www.garant.ru/actual/persona/otvetstvennost/

Уголовная ответственность за нарушение банковского законодательства

Уголовный кодекс РФ содержит специальный состав преступления — «Незаконная банковская деятельность» (статья 172 УК РФ).

Объектом преступления являются общественные отношения, возникающие в сфере осуществления банковской деятельности.

Объективную сторону преступления образует осуществление банковской деятельности (банковских операций) без регистрации или без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере. То есть состав преступления сконструирован как материальный, преступление будет считаться оконченным только в случае наступления указанных в законе последствий (наступления крупного ущерба, извлечение дохода в крупном размере).

Субъектом преступления является дееспособное физическое лицо (уголовная ответственность в отношении юридических лиц УК РФ не предусмотрена), достигшее общего возраста уголовной ответственности (16 лет). Учитывая специфику объективной стороны деяния, субъектом преступления будет то лицо, которое учредило организацию, осуществляющую такую деятельность и (или) лицо, осуществляющее руководство деятельностью такой организации.

Субъективная сторона состава преступления характеризуется наличием умысла. То есть виновное лицо должно осознавать, что осуществляется банковская деятельность без регистрации или без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательна.

Читайте так же:  Состав комиссии по делам несовершеннолетних

Часть первая статьи 172 УК РФ закрепляет следующее наказание -штраф в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Часть 2 статьи 172 УК РФ содержит квалифицирующие признаки данного преступления:

а) совершенное организованной группой;

б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере.

Наказание при наличии указанных квалифицирующих признаков — «наказывается лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового».

К уголовной ответственности виновные лица могут быть привлечены при совершении других преступных деяний в результате деятельности в банковской сфере:

1. По статье 174 УК РФ «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем». Объективную сторону составляет совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем.

2. По статье 180 УК РФ «Незаконное использование товарного знака».

3. По статье 183 УК РФ «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну». Уголовную ответственность будет влечь собирание сведений о другой кредитной организации, составляющих банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом.

4. По статье 185 УК РФ «Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг»;

5. По статье 185.1 УК РФ «Злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах».

6. По статье 195 УК РФ «Неправомерные действия при банкротстве».

7. По статье 196 УК РФ «Преднамеренное банкротство».

8. По статье 197 УК РФ «Фиктивное банкротство».

Видео (кликните для воспроизведения).

9. По статье 199УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации».

Источник: http://lawbook.online/pravo-rossii-bankovskoe/ugolovnaya-otvetstvennost-narushenie-54422.html

Уголовная ответственность за нарушение законодательства о страховых взносах

Ответственность за нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов в крупном размере на основании статьи 285 УК РФ Следует отметить, что для наступления уголовной ответственности статья 285.2 УК РФ не требуется установления наступления каких-либо определенных последствий. Преступным является сам факт расходования средств государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством РФ, регулирующим их деятельность, и бюджетам этих фондов, в крупном (сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей) и особо крупном (семь миллионов пятьсот тысяч рублей) размере.

Субъектом преступления являются должностные лица государственных внебюджетных фондов, работающие как в центральном аппарате фонда, так и в его территориальных (отраслевых) отделениях (организациях, филиалах) и обладающие административно-хозяйственными полномочиями по распоряжению средствами фонда. Так, в пункте 9 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации прямо установлено, что распорядителями средств Фонда являются председатель и главный бухгалтер Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях Фонда — управляющий и главный бухгалтер отделения Фонда. Вместе с тем согласно тому же Положению выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию в организациях осуществляются через бухгалтерию работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

Следует отличать нецелевое использование средств государственных внебюджетных фондов от случаев их хищения, совершенного должностными лицами фондов, имея при этом в виду признаки хищения чужого имущества (статья 158 УК РФ).


Источник: http://studref.com/429781/pravo/ugolovnaya_otvetstvennost_narushenie_zakonodatelstva_strahovyh_vznosah

Персональные данные: что грозит за нарушение закона

Работодатель, принимая сотрудника на работу, запрашивает у него определенные сведения. В статье расскажем, что считается персональными данными, какие обязанности по их защите установлены для работодателей и какая ответственность за их несоблюдение ждет нарушителей.

Какие данные являются персональными

Персональные данные — это любая информация, прямо или косвенно относящаяся к субъекту персональных данных — определенному или определяемому физическому лицу (ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»).

К персональным данным могут быть отнесены:

  • фамилия, имя, отчество;
  • пол, возраст;
  • образование, квалификация, профессиональная подготовка и сведения о повышении квалификации;
  • место жительства;
  • семейное положение, наличие детей, родственные связи;
  • факты биографии и предыдущая трудовая деятельность (место работы, судимость, служба в армии, работа на выборных должностях, на государственной службе и др.);

Кстати, сведения о заработной плате относятся к персональным данным.

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Можно ли номер телефона отнести к персональным данным?

Абонентский номер (номер телефона) это выделяемый абоненту номер, (совокупность цифровых знаков) при заключении с абонентом договора об оказании услуг телефонной связи. Данный номер служит для обозначения и возможности идентификации конечного оборудования абонента в сети связи при соединении с ним абонентских устройств. Из чего следует, что номер телефона без указания на его владельца не является информацией, на основании которой это лицо (субъекта персональных данных) можно однозначно идентифицировать и его использование не может подразумевать обработку персональных данных его владельца. Поэтому номер телефона сам по себе не относится к персональным данным.

Читайте так же:  Выгонять кота из дома во сне

А вот фотография относится к биометрическим персональным данным. Так как это изображение человека (фотография и видеозапись), которое позволяет установить личность и с этой целью используется оператором (См. Разъяснения Роскомнадзора «О вопросах отнесения фото- и видео- изображения, дактилоскопических данных и иной информации к биометрическим персональным данным и особенности их обработки»).

Персональные данные, набор которых не позволяет идентифицировать субъект, являются обезличенными. К защите обезличенных персональных данных требования законодательства минимальны.

Ответственность работодателя за нарушение норм, регулирующих защиту персональных данных

С 1 июля 2017 года органом, осуществляющим контроль и надзор за соответствием обработки персональных данных требованиям Закона о персональных данных и нормативных правовых актов, является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) (ст. 23 Закона о персональных данных). Есть плановые проверки, которые Роскомнадзор совершает раз в три года, а есть внеплановые ревизии, и о них не стоит забывать. Они могут быть проведены, к примеру, с целью выяснить, устранила ли компания нарушения, допущенные и выявленные ранее. Кроме того, проверку также стоит ждать, если компания претендует на выполнение госзаказа.

За нарушение порядка получения, обработки, хранения и защиты персональных данных сотрудников предусмотрена дисциплинарная, материальная, административная и уголовная ответственность (ст. 90 ТК РФ, ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ). Разберем каждый вид ответственности.

Дисциплинарная ответственность

Неправомерное разглашение персональных данных лицом, в чьи обязанности входит соблюдение правил хранения, обработки и использования такой информации, является основанием для привлечения этого лица к дисциплинарной ответственности (ст. 90 ТК РФ). Трудовой договор с работником может быть, расторгнут по причине разглашения охраняемой законом тайны, ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей (подп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Материальная ответственность

Eсли вред работнику был причинен по вине лица, которое было ответственно за неразглашение персональных данных, то работодатель может привлечь последнего к материальной ответственности за ущерб, который был нанесен работнику такими действиями. В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 243 ТК РФ материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в случае разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну.

Административная ответственность

С 1 июля статья 13.11 КоАП РФ претерпела значительные изменения и теперь применяется в новой редакции. Был детализирован перечень нарушений в области персональных данных и увеличен размер административной ответственности за них. Теперь новая формулировка статьи 13.11 содержит семь составов правонарушений (вместо одного). Проверяющ ие могут составить отдельный протокол за каждое нарушение и назначить отдельный штраф.

То есть, если до 1 июля 2017 года максимальный штраф по статье 13.11 КоАП РФ составлял 10 тыс. руб. и состав нарушения был одним, то на данный момент размер штрафа увеличен до 75 тыс. руб., и составов преступлений стало семь. Соответственно, за разные нарушения на одну компанию могут наложить несколько разных штрафов.

Кроме того, должностных лиц могут оштрафовать на сумму от 3 000 до 20 000 руб., индивидуальных предпринимателей — на сумму от 5 000 до 20 000 руб., организации — на сумму от 15 000 до 75 000 руб.

Практическая ситуация

В коллективном договоре закреплено, что одним из видов поощрения работников является размещение фотографии работника на Доске почета. Работник обратился к работодателю с требованием не размещать его фотографию для всеобщего обозрения. Какие риски несет работодатель, если разместит фотографию без согласия работника?

Согласно Закону о персональных данных фотографию работника можно отнести к персональным данным. Доска почета, размещенная публично, является общедоступным источником персональных данных. Статья 8 Закона о персональных данных устанавливает, что в общедоступные источники персональных данных сведения о персональных данных могут включаться только с письменного согласия субъекта персональных данных.

То есть работодатель должен перед размещением фотографии на доске почета запросить письменное разрешение работника. Если фотография работника размещена без его согласия, работодатель может быть привлечен к административной ответственности с наложением штрафа до 75 тыс. руб., при этом работник может также потребовать компенсации морального вреда за нарушение его прав.

Если будет установлено, что разглашение персональных данных произошло по вине работника, ответственного за хранение, обработку и использование персональных данных других работников, то его могут привлечь к административной ответственности в виде штрафа (ст. 13.14 КоАП РФ) (за исключением случаев, если такое разглашение влечет уголовную ответственность):

  • на граждан — от 500 до 1 000 руб.;
  • на должностных лиц — от 4 000 до 5 000 руб.

С работником, допущенным к обработке персональных данных, подписывается обязательство о неразглашении персональных данных.

Можно ли условие о неразглашении персональных данных включать в трудовой договор с работником? Только в отношении тех работников, которые непосредственно работают с персональными данными: кадровиков, бухгалтеров, секретарей и т.п. (ст. 57 ТК РФ). В этом случае при приеме на работу ознакомьте работника с Положением о работе с персональными данными.

Уголовная ответственность

Если работник, ответственный за хранение, обработку и использование персональных данных других работников, злоупотреблял своими служебными полномочиями, распространял сведения о частной жизни других работников без их согласия, он может быть привлечен и к уголовной ответственности. Наказывается такое деяние (ст. 137 УК РФ):

  • штрафом в сумме до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы, либо иного дохода осужденного за период до 18 месяцев;
  • либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов;
  • либо исправительными работами на срок до одного года;
  • либо арестом на срок до четырех месяцев.

Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, наказываются (ч. 2 ст. 137 УК РФ):

  • штрафом в сумме от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы, либо иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
  • либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет;
  • либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.
Читайте так же:  Какой срок рассрочки исполнения решения суда

Подведем итоги

Что можно порекомендовать работодателям во избежание привлечения к ответственности, а также дополнительных затрат в случае проведения проверок? Обязательно проверьте:

  • от всех ли работников получено согласие на обработку персональных данных;
  • ознакомлены ли работники с локальными актами, устанавливающими порядок обработки таких данных, и с их правами и обязанностями в этой области;
  • должным ли образом осуществляется хранение и защита персональных данных;
  • соответствует ли документация об их обработке требованиям законодательства и т.д.

Источник: http://school.kontur.ru/publications/1624

Ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумах

Административная ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумах

Основания и порядок привлечения к административной ответственности определяются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В качестве административного правонарушения может выступать только противоправное деяние – такое действие или бездействие, которое нарушает нормы законодательства о выборах и референдумах, других федеральных законов, ответственность за которое установлена КоАП РФ.

Квалификация административных правонарушений осуществляется с учетом положений следующих основополагающих нормативных правовых актов:

1) Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ;
2) федеральных законов, регламентирующих проведение выборов и референдумов;
3) законов Ульяновской области, регламентирующих проведение выборов и референдумов.

Субъектами административной ответственности могут быть юридические лица и физические лица (в том числе замещающие определенные должности) в органах государственной власти и местного самоуправления, избирательных комиссиях, комиссиях референдума, организациях, независимо от формы собственности. Физические лица могут быть привлечены к административной ответственности только по достижению ими 16-летнего возраста на момент совершения административного правонарушения.

В качестве юридических лиц, на которых может быть возложена административная ответственность за нарушение законодательства о выборах, выступают:

• организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание;
• редакции периодических печатных изданий, сетевых изданий;
• избирательные объединения;
• общественные объединения;
• благотворительные организации;
• религиозные объединения;
• кредитные организации (учреждения);
• полиграфические организации и др.

Составы административных правонарушений, посягающих на избирательные права граждан и право на участие в референдуме, содержатся в главе 5 Особенной части КоАП РФ (статьи 5.1-5.25, 5.45-5.52, 5.56, 5.58).

Исходя из специфики и предметной характеристики отношений, являющихся объектом нарушения, административные правонарушения можно классифицировать по определенным группам:

1) нарушения, связанные с осуществлением деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума:

— неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума, непредставление сведений и материалов по запросу избирательной комиссии, комиссии референдума (статья 5.3 КоАП РФ);
— нарушение порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума (статья 5.4 КоАП РФ);
— нарушение порядка и сроков представления и хранения документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума (статья 5.56), и др.;

2) нарушения индивидуальных прав субъектов избирательного и референдумного процессов:

— нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума (статья 5.1 КоАП РФ);
— нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации (статья 5.6 КоАП РФ);
— отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах, референдуме (статья 5.7 КоАП РФ) и др.;

3) нарушения установленных законом правил ведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и прав граждан на получение информации о выборах, референдуме, в том числе:

4) нарушения установленных законом правил финансирования избирательной кампании, кампании референдума:

— непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума (статья 5.17 КоАП РФ);
— незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума (статья 5.18 КоАП РФ);
— использование незаконной материальной поддержки при финансировании избирательной кампании, кампании референдума (статья 5.19 КоАП РФ);
— незаконное финансирование избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, кампании референдума, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанные с проведением выборов, референдума выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам (статья 5.20 КоАП РФ);
— несвоевременное перечисление средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума (статья 5.21 КоАП РФ);

5) нарушения правил голосования и установления результатов выборов, референдума:

— подкуп избирателей, участников референдума, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах (статья 5.16 КоАП РФ);
— незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме (статья 5.22 КоАП РФ);
— сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме (статья 5.23 КоАП РФ);
— нарушение установленного законом порядка подсчета голосов, определения результатов выборов, референдума, порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой «Повторный» или «Повторный подсчет голосов» (статья 5.24 КоАП РФ);
— непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов (статья 5.25 КоАП РФ);
— нарушение установленного законодательством о выборах и референдумах порядка выдачи открепительного удостоверения и невыполнение требований о его изъятии. Нарушение порядка использования специального знака (марки). Использование заведомо поддельных открепительного удостоверения или специального знака (марки) (статья 5.58 КоАП РФ).

Читайте так же:  Медосмотр на продление разрешения на оружие

6) нарушение кандидатами, избирательными объединениями, инициативными группами по проведению референдума общих правил проведения избирательной кампании, кампании референдума:

— использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума (статья 5.45 КоАП РФ);
— подделка подписей избирателей, участников референдума (статья 5.46 КоАП РФ);
— сбор подписей избирателей, участников референдума в запрещенных местах, а также сбор подписей лицами, которым участие в этом запрещено федеральным законом (статья 5.47 КоАП РФ);
— нарушение правил перечисления средств, внесенных в избирательный фонд, фонд референдума (статья 5.50 КоАП РФ).
Следует иметь в виду, что административная ответственность за некоторые правонарушения, связанные с выборами и референдумом, в частности, предусмотренные статьями 5.16, 5.18, 5.20 и 5.46 КоАП РФ, наступает только в том случае, если в действиях правонарушителя не содержатся признаки уголовно наказуемого деяния.

Уголовная ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумах

Уголовная ответственность наступает за совершение общественно опасных нарушений законодательства о выборах и референдумах, причиняющих существенный вред охраняемым законом общественным отношениям в сфере реализации гражданами избирательных прав и права на участие в референдуме.

В отличие от административной ответственности, уголовную ответственность несут только физические лица.

Уголовная ответственность регламентируется Уголовным кодексом Российской Федерации , который насчитывает 5 статей, посвященных посягательствам на избирательные права и право на участие в референдуме граждан.

Данные статьи расположены в главе 19 «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина» Уголовного кодекса Российской Федерации:

• статья 141. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий;
• статья 141.1. Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума;
• статья 142. Фальсификация избирательных документов, документов референдума;
• статья 142.1. Фальсификация итогов голосования;
• статья 142.2. Незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме.

Источник: http://www.oprf.ru/1449/2134/1703/2533/2540

Уголовная ответственность.

Как отмечал Н. В. Витрук, уголовная ответственность представляет собой справедливое возмездие (наказание) за особо общественно опасные правонарушения, определяемые законом как преступления. Основанием уголовной ответственности служит преступление, т. е. виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания. Основной целью уголовной ответственности является наказание преступника, совершившего уголовное преступление, как способ восстановления социальной справедливости и исправления осужденного 1 .

Выделяют карательную, восстановительную, превентивную и воспитательную функции уголовной ответственности [1] [2] . Карательная функция в виде уголовного наказания лишает преступника самых разнообразных прав, ограничивает его правовой статус как гражданина, исключает лицо из самых разнообразных сфер общественных отношений, участником которых он раньше являлся.

Применительно к финансовым отношениям карательная функция реализуется установлением мер уголовно-правовой ответственности за следующие правонарушения:

  • — уклонение от уплаты налогов и сборов (ст. 198, 199 УК РФ);
  • — неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199′ УК РФ);
  • — сокрытие денежных средств или имущества, за счет которого должно производиться взыскание налогов и сборов (ст. 199 [2] УК РФ);
  • — фальсификацию финансовых документов учета и отчетности (ст. 172′ УК РФ);
  • — легализацию имущества, приобретенного преступным путем (ст. 174, 174′ УК РФ);
  • — мошенничество при получении социальных выплат (ст. 159 [2] УК РФ);
  • — незаконную банковскую деятельность (ст. 172 УК РФ);
  • — незаконное получение или разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183 УК РФ);
  • — изготовление, хранение, перевозку или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186 УК РФ);
  • — неправомерный оборот средств платежей (ст. 187 УК РФ);
  • — уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации (ст. 193 УК РФ);
  • — совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов (ст. 193 [5] УК РФ);
  • — контрабанду наличных денежных средств или денежных инструментов (ст. 200 [5] УК РФ).

Восстановительная функция уголовной ответственности направлена на восстановление нарушенных общественных отношений. Восстановительная функция уголовной ответственности за нарушение финансового законодательства действует в случае добровольного заглаживания вреда, причиненного соответствующему бюджету бюджетной системы РФ.

В то же время в соответствии с УК РФ лица, впервые совершившие такие преступления, как уклонение от уплаты налога или неисполнение обязанностей налогового агента, освобождаются от уголовной ответственности, если этими лицами либо организацией, уклонение от уплаты налогов или сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также суммы штрафа, предусмотренные НК РФ. Уголовным законодательством предусмотрены и другие основания освобождения от уголовной ответственности при условии возмещения причиненного государству ущерба.

В данном случае восстановительная функция уголовной ответственности будет иметь приоритет над карательной функцией, а уголовная ответственность будет замещаться налоговой ответственностью. С точки зрения эффективности и экономичности формирования государственных доходов и осуществления расходов взыскать недоимки и пени с налогоплательщика или налогового агента намного предпочтительнее, чем применять санкции, предусмотренные УК РФ.

По мнению Н. В. Витрука, карательная и восстановительная функции уголовной ответственности сопровождаются превентивной и воспитательной функциями уголовной ответственности. Неотвратимость и эффективность уголовной ответственности имеют большое воспитательное воздействие на сознание и волю людей, формируя у них установку на воздержание от неправомерных действий и соблюдение уголовно-правовых запретов [5] .

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studref.com/414262/pravo/ugolovnaya_otvetstvennost

Уголовное право ответственность за нарушение закона
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here