Содержание
- 1 Статья 423. Задержание несовершеннолетнего подозреваемого. Избрание несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому меры пресечения
- 2 Статья 96. Уведомление о задержании подозреваемого
- 3 Статья 96. Уведомление о задержании подозреваемого
- 4 Статья 423. Задержание несовершеннолетнего подозреваемого. Избрание несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому меры пресечения
- 5 Статья 96 УПК РФ. Уведомление о задержании подозреваемого
- 6 Особенности задержания несовершеннолетних
- 7 Особенности задержания несовершеннолетних
Статья 423. Задержание несовершеннолетнего подозреваемого. Избрание несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому меры пресечения
1. Задержание несовершеннолетнего подозреваемого, а также применение к несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу производятся в порядке, установленном статьями 91, 97, 99, 100 и 108 настоящего Кодекса.
2. При решении вопроса об избрании меры пресечения к несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому в каждом случае должна обсуждаться возможность отдачи его под присмотр в порядке, установленном статьей 105 настоящего Кодекса.
3. О задержании, заключении под стражу или продлении срока содержания под стражей несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого незамедлительно извещаются его законные представители.
Комментарий к Ст. 423 УПК РФ
1. Комментируемая статья из всех законных мер пресечения выделяет отдачу несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого под присмотр родителям, опекунам, попечителям и другим заслуживающим доверия лицам, а также должностным лицам специализированного детского учреждения (см. текст части первой статьи 105 УПК и комментарий к ней). Такой акцент обязывает следователя и суд, принимая решение о мере пресечения, прежде всего «примерить» к несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому именно эту меру и лишь при невозможности ее применения избрать другую.
3. О задержании, заключении под стражу или продлении срока содержания под стражей несовершеннолетнего незамедлительно извещается кто-либо из следующих лиц (с учетом пожелания подозреваемого, обвиняемого): родитель или оба родителя, усыновитель, опекун или попечитель либо представитель учреждения или организации, на попечении которых находится подросток. Эти лица являются его законными представителями (см. пункт 12 статьи 5 УПК) в силу законодательства о браке и семье; для признания их таковыми уголовно-процессуального решения не требуется.
Источник: http://stupkrf.ru/423
Статья 96. Уведомление о задержании подозреваемого
1. Подозреваемый в кратчайший срок, но не позднее 3 часов с момента его доставления в орган дознания или к следователю имеет право на один телефонный разговор на русском языке в присутствии дознавателя, следователя в целях уведомления близких родственников, родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения, о чем делается отметка в протоколе задержания. В случае отказа подозреваемого от права на телефонный разговор или невозможности в силу его физических или психических недостатков самостоятельно осуществлять указанное право такое уведомление производится дознавателем, следователем, о чем также делается отметка в протоколе задержания. Дознаватель, следователь не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого также уведомляет о его задержании иных лиц, указанных в частях второй, второй.1, второй.2 и третьей настоящей статьи.
2. При задержании подозреваемого, являющегося военнослужащим, об этом уведомляется командование воинской части, а в случае задержания сотрудника органа внутренних дел — начальник органа, в котором проходит службу указанный сотрудник.
2.1. При задержании подозреваемого, являющегося членом общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, об этом уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия в срок, указанный в части первой настоящей статьи.
2.2. При задержании подозреваемого, являющегося адвокатом, об этом уведомляется адвокатская палата субъекта Российской Федерации, членом которой он является, в срок, указанный в части первой настоящей статьи.
3. Если подозреваемый является гражданином или подданным другого государства, то в срок, указанный в части первой настоящей статьи, уведомляется посольство или консульство этого государства.
Комментарий к Ст. 96 УПК РФ
1. Часть первая комментируемой статьи обязывает должностное лицо, в чьем производстве находится уголовное дело, по которому гражданин задержан в качестве подозреваемого, уведомить о произведенном задержании близких родственников задержанного или предоставить такую возможность ему самому. Последнее известно (по примеру зарубежных стран) как право арестованного на один телефонный звонок. Это правило имеет очевидное нравственно-гуманистическое содержание и предназначено исключить такие ситуации, когда задержание по подозрению в преступлении оборачивалось бы пропажей человека без вести.
2. Частью четвертой комментируемой статьи предусмотрено исключение из указанных правил, диктуемое особыми обстоятельствами дела, когда уведомление о задержании способно причинить существенный вред интересам расследования, причем в статье не указано, как оформляется решение о том, чтобы в интересах расследования сохранить факт задержания данного лица в тайне. В данном случае, как и в других подобных, следует руководствоваться пунктом 25 статьи 5 УПК, где говорится, в частности, о том, что любое решение лица, производящего расследование по уголовному делу, облекается в форму постановления, которое в данном случае нуждается в прокурорской санкции.
Источник: http://stupkrf.ru/96
Статья 96. Уведомление о задержании подозреваемого
СТ 96 УПК РФ
1. Подозреваемый в кратчайший срок, но не позднее 3 часов с момента его доставления в орган дознания или к следователю имеет право на один телефонный разговор на русском языке в присутствии дознавателя, следователя в целях уведомления близких родственников, родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения, о чем делается отметка в протоколе задержания. В случае отказа подозреваемого от права на телефонный разговор или невозможности в силу его физических или психических недостатков самостоятельно осуществлять указанное право такое уведомление производится дознавателем, следователем, о чем также делается отметка в протоколе задержания. Дознаватель, следователь не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого также уведомляет о его задержании иных лиц, указанных в частях второй, второй.1, второй.2 и третьей настоящей статьи.
2.1. При задержании подозреваемого, являющегося членом общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, об этом уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия в срок, указанный в части первой настоящей статьи.
2.2. При задержании подозреваемого, являющегося адвокатом, об этом уведомляется адвокатская палата субъекта Российской Федерации, членом которой он является, в срок, указанный в части первой настоящей статьи.
3. Если подозреваемый является гражданином или подданным другого государства, то в срок, указанный в части первой настоящей статьи, уведомляется посольство или консульство этого государства.
4. При необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление по мотивированному постановлению дознавателя, следователя с согласия прокурора может не производиться, за исключением случаев, если подозреваемый является несовершеннолетним.
Комментарий к Статье 96 Уголовно-процессуального кодекса
1. Дознаватель или следователь, в производстве которого находится уголовное дело, не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого обязан уведомить об этом кого-либо из близких родственников (супругу, супруга, родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев, сестер и других), а при их отсутствии — других родственников или предоставляет возможность такого уведомления самому подозреваемому.
———————————
Пункт 4 ст. 5 УПК РФ.
Уведомление о задержании может быть сделано по телефону, факсу, по любым иным каналам связи, а также в личной беседе. Однако это не освобождает следователя или дознавателя от обязанности составить письменное уведомление и отправить его в адрес лиц, указанных в комментируемой статье. Копия такого письменного уведомления, на котором фиксируются дата отправления и исходящий номер, подшивается к материалам уголовного дела.
Уведомление может быть сделано самим подозреваемым, если дознаватель или следователь примет об этом решение.
В данной части представляет интерес сложившаяся практика военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, где следователю рекомендуется составлять протокол разъяснения подозреваемому права на уведомление родственников о задержании. В протоколе, помимо прочего, указывается время, способ и адрес или абонент произведенного уведомления.
В случае если подозреваемый скрывает необходимые для сообщения о задержании данные о своих близких родственниках и у следователя отсутствует возможность выполнить требования закона по объективным причинам, об этом составляется соответствующая справка, которая приобщается к материалам уголовного дела, либо указанные сведения отражаются в протоколе разъяснения подозреваемому права на уведомление родственников о задержании.
О задержании и месте содержания несовершеннолетнего подозреваемого незамедлительно извещаются его родители или иные законные представители .
———————————
Часть 3 ст. 423 УПК РФ.
В случае если подозреваемый является несовершеннолетним, выносится постановление о допуске к обязательному участию в уголовном деле его законного представителя .
———————————
Часть 1 ст. 426 УПК РФ.
Участие законного представителя в уголовном деле обеспечивается с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого, которому разъясняются его права, предусмотренные ч. 2 ст. 426 настоящего Кодекса.
2. О задержании в качестве подозреваемого военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, уведомляется также командование воинской части, в которой задержанный проходит военную службу, а в случае задержания сотрудника органа внутренних дел — начальник органа, в котором проходит службу указанный сотрудник.
О задержании военнослужащих вне расположения воинской части, в которой они проходят военную службу, немедленно уведомляются органы военного управления, органы военной прокуратуры и военные следственные органы Следственного комитета РФ .
———————————
Пункт 3 ст. 5 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
3. При задержании подозреваемого, являющегося членом общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», об этом не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.
Полномочия члена общественной наблюдательной комиссии приостанавливаются с момента фактического задержания его в качестве лица, подозреваемого в совершении преступления, до прекращения уголовного преследования в отношении данного лица в связи с отсутствием состава преступления или непричастностью к совершению преступления либо до вступления в законную силу оправдательного приговора суда в его отношении .
———————————
Пункт 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».
4. В случаях, когда подозреваемый является гражданином или подданным другого государства, в срок, указанный в ч. 1 ст. 96 УПК РФ, через МИД России уведомляется посольство или консульство этого государства.
Уведомление посольства или консульства о задержании гражданина иностранного государства направлено на обеспечение задержанному, находящемуся в условиях ограниченной свободы, права на защиту, которое он самостоятельно реализовать не может. В связи с этим является целесообразным и предложение об обращении к посольству или консульству о помощи в поиске переводчика для участия в процессуальных действиях, проводимых с подозреваемым.
Несмотря на то что ст. 36 Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. предусматривает безотлагательное уведомление консульского учреждения представляемого государства о том, что в пределах его округа какой-либо гражданин его государства арестован, заключен в тюрьму, задержан в каком-либо ином порядке, только по просьбе гражданина иностранного государства, комментируемая часть ст. 96 настоящего Кодекса налагает на дознавателя или следователя обязанность по осуществлению такого уведомления вне зависимости от волеизъявления задержанного.
Вопросы задержания в качестве подозреваемых и уведомления о задержании граждан иностранных государств также определены иными двусторонними международными соглашениями, которые устанавливают различные особенности порядка задержания консульских должностных лиц и направления в консульское учреждение информации о задержании иностранных граждан.
Следует учитывать, что некоторые консульские конвенции устанавливают личную неприкосновенность консульских должностных лиц и членов их семей, которые не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме .
———————————
Консульские конвенции между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой от 17 апреля 2001 г.; Азербайджанской Республикой от 6 июня 1995 г.; Йеменской Республикой от 25 апреля 2001 г.; Латвийской Республикой от 14 декабря 1994 г.; Литовской Республикой от 8 сентября 1992 г.; Республикой Армения от 22 декабря 1992 г. и др.
Иные двусторонние консульские конвенции содержат положения о том, что консульские должностные лица не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению иначе, как на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения тяжких преступлений .
———————————
Консульские конвенции между Российской Федерацией и Исламской Республикой Пакистан от 8 июля 1997 г.; Монголией от 25 марта 2002 г.; Республикой Корея от 18 марта 1992 г. и др.
5. В тех случаях, когда в интересах предварительного расследования необходимо сохранить тайну задержания или место его содержания, то с согласия прокурора уведомление может не производиться. Это ограничение не распространяется на несовершеннолетних подозреваемых.
Также не применяется тайна факта задержания и в отношении несовершеннолетних обвиняемых, объявленных в розыск, задержанных в связи с их обнаружением в соответствии с ч. 3 ст. 210 настоящего Кодекса в порядке, установленном гл. 12 настоящего Кодекса.
Принятие решения о необходимости сохранения в тайне факта задержания требует согласования с прокурором. Однако согласно п. 41.1 ст. 5 настоящего Кодекса прокурор дает согласие на действия и решения дознавателя, а руководитель следственного органа — на действия и решения следователя. В этой связи представляется, что данное решение следователя должно быть согласовано также и с руководителем следственного органа.
В ч. 4 комментируемой статьи не указано, как оформляется решение дознавателя или следователя о сохранении в тайне в интересах расследования факта задержания лица. В данном случае представляется, что следователю надлежит выносить постановление о неразглашении факта задержания подозреваемого, производить его согласование с надзирающим прокурором.
Поскольку положение ч. 1 комментируемой статьи направлено на обеспечение прав и законных интересов не только подозреваемого, но и его близких родственников, закон обязывает следователя уведомить их вне зависимости от позиции подозреваемого, даже в случае, если задержанный заявляет ходатайство о сохранении в тайне от своих родственников факта задержания.
Если у задержанного остались без присмотра и помощи несовершеннолетние дети, другие иждивенцы, а также престарелые родители, нуждающиеся в постороннем уходе, то следователь, дознаватель обязаны принять меры по их передаче на попечение близких родственников, родственников или других лиц либо помещению в соответствующие детские или социальные учреждения, а также по обеспечению сохранности оставшегося без присмотра имущества и уведомить об этом подозреваемого .
———————————
Статья 160 УПК РФ.
Источник: http://upkod.ru/chast-1/razdel-4/glava-12/st-96-upk-rf
Статья 423. Задержание несовершеннолетнего подозреваемого. Избрание несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому меры пресечения
СТ 423 УПК РФ
1. Задержание несовершеннолетнего подозреваемого, а также применение к несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу производятся в порядке, установленном статьями 91, 97, 99, 100 и 108 настоящего Кодекса.
2. При решении вопроса об избрании меры пресечения к несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому в каждом случае должна обсуждаться возможность отдачи его под присмотр в порядке, установленном статьей 105 настоящего Кодекса.
3. О задержании, заключении под стражу или продлении срока содержания под стражей несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого незамедлительно извещаются его законные представители.
Комментарий к Статье 423 Уголовно-процессуального кодекса
1. Задержание и заключение под стражу в качестве меры пресечения к несовершеннолетнему применяются только в исключительных случаях, если это вызвано тяжестью совершенного преступления, а также при наличии оснований и в порядке, предусмотренном ст. ст. 91, 97, 99, 100 и 108 УПК РФ.
2. При решении вопроса об избрании данной меры пресечения в каждом случае подлежит обсуждению вопрос о передаче несовершеннолетнего под присмотр (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2013 г. N 41 «О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога»).
———————————
БВС РФ. 2014. N 2.
Если в рассматриваемом судом деле фигурирует несовершеннолетний, суд в обязательном порядке выносит на обсуждение вопрос о возможности применения в отношении несовершеннолетнего меры в виде отдачи под присмотр.
Обязательство о присмотре за несовершеннолетним берут на себя законные представители, а именно родители, опекуны, попечители или прочие лица, которые заслуживают доверия, а также детское специализированное учреждение в лице его уполномоченных должностных лиц. В том случае, если суд отклоняет ходатайство об использовании в отношении несовершеннолетнего присмотра, то суд в обязательном порядке указывает причины, способствовавшие принятию такого решения.
Согласно Закону РФ родителями считаются мать и отец, сведения о которых содержатся в записи акта о рождении ребенка (ст. 17 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143 «Об актах гражданского состояния» (в ред. от 3 декабря 2011 г. N 378-ФЗ)) .
———————————
http://base.garant.ru/173972 (дата обращения: 12.12.2014).
Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства, регулируются Гражданским кодексом, Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (в ред. от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ) , а также иными принятыми в соответствии с ним правовыми актами Российской Федерации.
———————————
http://base.garant.ru (дата обращения: 12.12.2014).
Согласно ч. 1 ст. 146 СК РФ опекунами и попечителями не могут быть лица, подвергающиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности (п. 1 в ред. Федерального закона от 23 декабря 2010 г. N 386-ФЗ) .
———————————
Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ // http://www.consultant.ru/popular/family (дата обращения: 13.04.2014).
Федеральный закон от 23 декабря 2010 г. N 386-ФЗ «О внесении изменений в Семейный кодекс РФ» // http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.02.2015).
Назначение опекуна или попечителя осуществляется только с его добровольного согласия, при этом учитываются его нравственные и иные личные качества, психологическое состояние и другие подобные критерии, а также способности к выполнению обязанностей опекуна или попечителя. Также немаловажным моментом при назначении опекуна или попечителя являются отношения между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а по возможности учитывается также и желание самого подопечного (ч. 3 ст. 35 ГК РФ) .
———————————
Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 13.02.2015).
Данный факт означает, что малолетний, несмотря на то что он совершил общественно опасное деяние, ни при каких обстоятельствах не может быть подозреваемым или обвиняемым, поэтому отдача его под присмотр опекунам ни при каких условиях невозможна.
В ст. 105 УПК РФ говорится о том, что присмотр за несовершеннолетними должен осуществляться лишь заслуживающими доверия лицами. Поскольку уголовно-процессуальный закон не содержит каких-либо разъяснений, то решение вопроса о том, являются ли те или иные лица заслуживающими доверия или нет, осуществляется дознавателем, следователем самостоятельно исходя из имеющейся в его распоряжении информации.
В этом случае имеется в виду Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» , анализ положений которого позволяет выделить такие виды специализированных учреждений для несовершеннолетних, как специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (ст. 13 Федерального закона), а также специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа (ст. 15 Федерального закона) и др.
———————————
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 3 декабря 2011 г.) // http://www.legis.ru/misc/doc/1231 (дата обращения: 15.02.2015).
При этом важно отметить, что присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым должностными лицами специализированного детского учреждения может осуществляться лишь тогда, когда подросток уже находится в таком учреждении. Помещение несовершеннолетнего в специализированные детские учреждения с целью его последующей отдачи под присмотр недопустимо.
Видео (кликните для воспроизведения). |
3. В случае если несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый был задержан, заключен под стражу или в случае продления в отношении его меры пресечения в виде заключения под стражу необходимо обязательно уведомить законных представителей несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого о его задержании, заключении под стражу либо о продлении срока содержания под стражей.
Источник: http://upkod.ru/chast-4/razdel-16/glava-50/st-423-upk-rf
Статья 96 УПК РФ. Уведомление о задержании подозреваемого
1. Подозреваемый в кратчайший срок, но не позднее 3 часов с момента его доставления в орган дознания или к следователю имеет право на один телефонный разговор на русском языке в присутствии дознавателя, следователя в целях уведомления близких родственников, родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения, о чем делается отметка в протоколе задержания. В случае отказа подозреваемого от права на телефонный разговор или невозможности в силу его физических или психических недостатков самостоятельно осуществлять указанное право такое уведомление производится дознавателем, следователем, о чем также делается отметка в протоколе задержания. Дознаватель, следователь не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого также уведомляет о его задержании иных лиц, указанных в частях второй, второй.1, второй.2 и третьей настоящей статьи.
2. При задержании подозреваемого, являющегося военнослужащим, об этом уведомляется командование воинской части, а в случае задержания сотрудника органа внутренних дел — начальник органа, в котором проходит службу указанный сотрудник.
2.1. При задержании подозреваемого, являющегося членом общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, об этом уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия в срок, указанный в части первой настоящей статьи.
2.2. При задержании подозреваемого, являющегося адвокатом, об этом уведомляется адвокатская палата субъекта Российской Федерации, членом которой он является, в срок, указанный в части первой настоящей статьи.
3. Если подозреваемый является гражданином или подданным другого государства, то в срок, указанный в части первой настоящей статьи, уведомляется посольство или консульство этого государства.
4. При необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление по мотивированному постановлению дознавателя, следователя с согласия прокурора может не производиться, за исключением случаев, если подозреваемый является несовершеннолетним.
Комментарии к ст. 96 УПК РФ
1. Под моментом задержания, о котором идет речь в коммент. ст., подразумевается момент фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления. Уведомление о задержании должно состояться в течение 12 часов после фактического задержания лица, а не после составления протокола задержания.
3. Если задержание произведено по уголовному делу, расследованием которого занимается следственная группа (группа дознавателей), то обязанность уведомления о задержании возлагается на следователя (руководителя следственной группы, руководителя или члена группы дознавателей), которым произведено задержание, или следователя, которому производство данного процессуального действия поручено руководителем следственной группы.
4. Процессуальное решение о необходимости сохранения в интересах предварительного расследования тайны задержания путем неотправления уведомления об имевшем место задержании оформляется постановлением. На данном постановлении прокурором ставится отметка о его согласии с данным решением следователя (дознавателя и др.).
5. Если прокурор не дает согласия на принятие указанного решения, он должен письменно отразить свое решение на постановлении следователя (дознавателя и др.). Данное постановление должно быть подшито к материалам уголовного дела.
6. Постановление прокурора о неуведомлении указанных в коммент. ст. лиц не подлежит согласованию с кем-либо.
Источник: http://rulaws.ru/upk-rf/CHAST-PERVAYA/Razdel-IV/Glava-12/Statya-96/
Особенности задержания несовершеннолетних
Задержание представляет собой меру государственного принуждения, суть которой заключается в лишении свободы и личной неприкосновенности на короткий промежуток времени. Различают уголовное и административное задержание, которым присущи свои характерные особенности. Рассмотрим их подробнее.
1. Задержание несовершеннолетнего подозреваемого по уголовному делу.
Задержание несовершеннолетнего по подозрению в совершении преступления регламентируется главой 12 УПК РФ с учётом особенностей, указанных в ст. 423 УПК РФ. Основания задержания несовершеннолетнего подозреваемого ничем не отличаются от оснований для задержания совершеннолетнего гражданина. Так, орган дознания, дознаватель и следователь вправе задержать несовершеннолетнего при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
- Подросток застигнут в момент совершения преступного деяния или сразу после него.
- Потерпевшие или свидетели указали на подростка как на лицо, совершившее преступление.
- На лице, одежде или в квартире подростка обнаружены следы преступления.
Кроме того, даже при отсутствии перечисленных оснований несовершеннолетний гражданин может быть задержан , если он хотел скрыться, у него нет постоянной регистрации, его личность установить не удалось, либо если в отношении него направлено ходатайство о заключении под стражу. Однако задержать можно по подозрению в совершении только того преступления, за которое предусмотрено лишение свободы.
В ст.423 УПК РФ говорится о том, что в случае задержания подростка его родители, опекуны и прочие законные представители немедленно извещаются. При этом если в отношении совершеннолетних задержанных в интересах следствия допускается сохранение в тайне факта задержания, то в отношении несовершеннолетних задержанных уведомление законных представителей осуществляется всегда в обязательном порядке без каких-либо исключений.
Протокол задержания составляется не позднее 3 часов после доставления подростка к следователю или дознавателю с указанием фактического времени задержания.
Срок задержания по подозрению в совершении преступления составляет не более 48 часов. При рассмотрении судом ходатайства об избрании в отношении задержанного меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста данный срок может быть продлён судом на срок не более 72 часов с момента вынесения судебного решения о продлении срока задержания при условии признания судом задержания законным и обоснованным. Продление допускается по ходатайству одной из сторон для представлению ею дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности заключения под стражу.
Таким образом, максимальный срок задержания подозреваемого, в том числе несовершеннолетнего подозреваемого по уголовному делу составляет 120 часов или 5 суток. При этом решение о задержании до 48 часов принимается следователем или дознавателем, а дальнейшее продление ещё до 72 часов допускается исключительно на основании решения суда.
2. Административное задержание несовершеннолетнего (по делу об административном правонарушении).
Административное задержание проводится в соответствии со ст.ст.27.3—27.6 КоАП РФ. В указанных статьях говорится, что административное задержание проводится только в исключительных случаях, когда без этого невозможно правильно разрешить дело об административном правонарушении. Как и в случае уголовного задержания, при административном задержании подростков в обязательном порядке уведомляются их родители или иные законные представители.
Следует отметить, что применять административное задержание к подросткам можно с 16 лет. Задержание несовершеннолетнего в рамках расследования уголовного дела по общему правилу применяется также с 16 лет, хотя по подозрению в совершении отдельных преступлений, по которым законодательно установлен пониженный возраст уголовной ответственности (умышленное убийство, кража, разбой, вымогательство и др.), ребенок может быть задержан с 14 лет. Если ребенок не достиг указанного возраста, процедура регламентируется ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Срок административного задержания составляет 3 часа. По делам об административных правонарушениях, посягающих на режим Государственной границы и порядок пребывания на территории РФ, о правонарушениях, совершенных в территориальном море, внутренних водах, в исключительной экономической зоне РФ, о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств правонарушения, также по делам, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест или выдворение за пределы РФ, срок задержания может составить не более 48 часов.
Срок административного задержания исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.
Задержание подростков полицией: как оно проходит в действительности
Главное условие задержания — это наличие соответствующих оснований для применения такой меры. Но часто сотрудники правоохранительных органов превышают свои полномочия при задержании подростков, рассчитывая на их правовую безграмотность и слабую психику ввиду несовершеннолетнего возраста.
Показательный пример — нашумевшая история «Арбатского мальчика», задержанного полицией в процессе чтения стихов. Как следует из новостных выпусков ведущих СМИ столицы, 26 мая 2017 года стражи порядка задержали десятилетнего ребенка, силой погрузили в служебный автомобиль и доставили в ОВД «Арбат». Как заявили полицейские, действия ребенка были расценены ими как попрошайничество, поскольку он перемещался от машины к машине, был один и нес с собой сумку, предположительно предназначавшуюся для сбора денег. В отношении отца мальчика возбуждено административное дело по ст.5.35 КоАП РФ за ненадлежащее исполнение им своих родительских обязанностей, а в отношении его мачехи — уголовное дело по ст.318 УК РФ за применение насилия в отношении представителя власти.
Первое нарушение, которое было допущено полицейскими, исходя из описанного в прессе, — это неправильная квалификация действий мальчика. Стражи порядка не поинтересовались у несовершеннолетнего, чем он занимается и где его родители, сразу решив, что ребенок безнадзорный и занимается попрошайничеством. Второе нарушение связано с применением физической силы. Ст.18 ФЗ «О полиции» дает право сотрудникам правоохранительных органов применять физическую силу, но перед этим сотрудник должен представиться, сообщить о своих намерениях и предоставить возможность добровольно выполнить его требования. В описанной истории служащие полиции без каких-либо предварительных действий (со слов мальчика и его мачехи) начали насильно уводить ребенка в служебную машину.
В соответствии с ФЗ «О полиции» и Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ребенок должен был быть доставлен в отдел полиции, где оперативный дежурный должен был передать его сотрудникам полиции по делам несовершеннолетних , чего не было сделано. Также должны были быть незамедлительные меры для уведомления законных представителей (родителей, опекунов) о доставлении ребёнка в отдел полиции. Отец мальчика узнал о его задержании не от сотрудников полиции, а от своей жены — мачехи ребенка, что является еще одним нарушением.
Согласно Наставлениям о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан, утверждённым Приказом МВД РФ от 30.04.2012 гола N 389, выяснение обстоятельств факта задержания и доставления осуществляется оперативным дежурным незамедлительно. По результатам выяснения указанных обстоятельств в отношении несовершеннолетних принимается решение о передаче органу дознания или следствия, сотруднику подразделения по делам несовершеннолетних, родителям или иным законным представителям, должностным лицам образовательных или учебно-воспитательных учреждений или учреждений здравоохранения. Согласно п. 20.3 Наставлений о задержании несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого незамедлительно извещаются его законные представители.
Как видно из данного случая, задержание подростков часто оборачивается нарушением их прав. К сожалению, такие истории в настоящее время случаются все чаще. Еще один пример полицейского беззакония — избиение подростка Грегори Хилла во время его задержания из-за отказа показать документы.
Следует различать задержание (административное или уголовное) и доставление, то есть принудительное препровождение лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления правонарушения, если составление протокола является обязательным. Полагаю, что в вышеописанной ситуации с «арбатским мальчиком» полицейские не задерживали несовершеннолетнего, а именно доставили его в отдел полиции. Согласно действующему законодательству о доставлении составляется отдельный протокол либо делается пометка в протоколе административного задержания.
В соответствие со ст. 20 ФЗ «О полиции» сотрудник полиции вправе применять физическую силу (как лично, так и в составе группы) для доставления в отдел полиции лиц, совершивших административное правонарушение или преступление, в том числе доя задержания указанных лиц. Единственное ограничение закон содержит в отношении малолетних: в отношении лиц, не достигших 14 лет, запрещается применять специальные средства, за исключением случаев оказания малолетними вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции, также в случаях, когда применение специальных средств необходимо доя освобождения заложников, для пресечения побега, для задержания лиц, застигнутых при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.
Как следует из изложенного, действующее законодательство хоть и содержит определенные дополнительные требования в целях обеспечения прав несовершеннолетних, однако эти исключения довольно-таки незначительны и сводятся к необходимости уведомления законных представителей о всех случаях применения принудительных мер к несовершеннолетним, а также к установлению минимального возраста в 16 лет, по достижении которого допускается задержание, законодательно пониженного до 14 лет при подозрении подростка в совершении отдельных наиболее тяжких и распространённых преступлений, перечисленных в законе (при подозрении в совершении убийства, кражи, разбоя, вымогательства, захвата заложников и др.)
Что делать, если произошло задержание подростков полицией?
Если произошло задержание, то родителям или другим законным представителям следует немедленно явиться к сотрудникам полиции. Сильно взволнованные родители, к тому же не сталкивавшиеся ранее с правоохранительными органами, объективно не могут руководить ситуацией, и поэтому лучшим выходом может стать помощь специалиста. Срочный выезд адвоката может быть осуществлен и в дневное, и в ночное время, следовательно, вам не придется оставаться со своей проблемой один на один. Адвокат при задержании несовершеннолетнего сделает все возможное, чтобы ребенок как можно скорее оказался на свободе.
Источник: http://www.advo24.ru/publication/osobennosti-zaderzhaniya-nesovershennoletnikh.html
Особенности задержания несовершеннолетних
Малолетние нарушители, которые еще не достигли 18-летнего возраста, тоже могут быть задержаны полицией. Процесс задержания подразумевает ограничение свободы на короткий промежуток времени. Однако порядок и меры законного ограничения свободы, а также то, какие дополнительные права имеет несовершеннолетний при задержании, несколько отличаются от той же процедуры со взрослым человеком.
Задержание несовершеннолетнего ребенка полицией
Несовершеннолетние попадают под особую категорию граждан. Однако это вовсе не означает, что при совершении ими правонарушений они не могут быть задержаны.
Полиция, как и раньше милиция, также вправе задержать подростка в подозрительной ситуации до прояснения ситуации.
По административному делу
Порядок исполнения наказания по административным нарушениям в Российской Федерации регулируется соответствующим кодексом (КоАП).
Однако задерживать по административным нарушениям можно совершеннолетних лиц и подростков старше 16 лет.
По уголовному делу
Уголовные преступления и порядок наказания за них в нашей стране регулируется Уголовным кодексом (УПК РФ). Уголовное деяние — это тяжкое преступление, поэтому порядок задержания подростка и взрослого человека в этом случае не имеет различий.
Основания те же:
- подросток на месте уличен в совершении преступления;
- другие лица указали, что преступником является несовершеннолетний;
- подросток попал под подозрение из-за указывающих на него улик.
Исключением в отношении подростков является законное нарушение тайны задержания.
Если взрослый человек имеет право потребовать оставить в тайне факт своего задержания или ареста, то при ограничении свободы подроста правоохранительные органы тут же уведомляют его родителей или опекунов.
Основания и условия
В законе прописаны основания, по которым полиция может задержать подростка. Это непосредственное уличение в преступном деянии или подозрение на совершение оного.
К нарушениям или сомнительным ситуациям, которые могут вызвать у правоохранительных органов подозрение в правонарушении со стороны подростка, относятся:
- несоблюдение комендантского часа;
- распитие алкогольных напитков, употребление запрещенных веществ;
- попытка уклонения от задержания;
- проникновение на запретную территорию;
- подозрение на совершение преступного действия.
Порядок проведения
Законом прописан строгий порядок задержания несовершеннолетнего. При нарушении полицейскими этого порядка задержание будет считаться незаконным.
При задержании подростка представители правоохранительных органов обязаны представиться, показать свои документы, обозначить место работы.Сразу же оглашается причина задержания, разъясняются права задержанного.
К обязательным правам ребенка при ограничении его свободы относятся такие действия со стороны отдела МВД, как оповещение и вызов родителей или опекунов в отделение, предоставление юридической помощи и при необходимости услуги переводчика.
После полицейскими составляется протокол задержания. Все основания и подробности процедуры должны быть ясно прописаны.
Особенности допроса
Полицейские могут вести разговор с задержанным подростком, однако допрос под протокол проводится только в присутствии адвоката, педагога и одного из родителей, если ребенок не достиг возраста 14 лет.Подростки, которые старше этого возраста, допрашиваются в присутствии адвоката и педагога.
Обязательно участие психолога, если задержанный имеет психические отклонения. По требованию правоохранительных органов на любом допросе психолог может также присутствовать.
Присутствующие на допросе имеют право задавать интересующие вопросы по рассматриваемому правонарушению, уточнять информацию. Взрослые участники допроса информируются и расписываются об ответственности за ложное свидетельствование. Подписи несовершеннолетнего полицейский не имеет права требовать.
Однако он разъясняет задержанному последствия за ложные свидетельствования. По закону допрос подростка не должен длиться дольше двух часов.
Сроки задержания
При подозрении на административное нарушение подросток может быть задержан не более чем на 3 часа. Закон разрешает ограничивать свободу несовершеннолетних при задержании до 48 часов, если подросток подозревается или уличен в совершении уголовного преступления. Задержание на более долгий срок возможно только при вынесении соответствующего решения суда.
Права несовершеннолетнего ребенка при задержании
несовершеннолетнему Полицейский обязан известить опекунов или родителей в случае временного ограничения свободы ребенка. Это право несовершеннолетнего. Причем подросток сам имеет право сделать звонок родителям или другим родственникам.
Права самостоятельности лишаются только несовершеннолетние, имеющие психические отклонения.
Ребенок имеет право не отвечать на вопросы полицейских, не разговаривать, сделать отказ от объяснений и ничего не подписывать до прибытия адвоката и родителей.
Если к ребенку была применена физическая сила со стороны полицейских, то он может потребовать врача для освидетельствования и снятия побоев.
Ответственность детей и их родителей за правонарушение
Родители полностью ответственны за своего ребенка. Если в силу возраста юношу или девушку нельзя привлечь к наказанию за совершенное им правонарушение, то по закону за его действия отвечают родители или лица, являющиеся опекунами.
Если ребенок во время правонарушения находился в медицинском учреждении, то ответственность за него несет медицинский персонал, в школе — учителя, в детском саду — воспитатели и т. д.
За административное нарушение взрослые получают за ребенка выговор, могут быть поставлены на контроль социальных служб. Если есть материальный ущерб, то взрослые обязаны его возместить.
При уголовном нарушении взрослые привлекаются к ответственности, если ребенок младше 14 лет. В зависимости от тяжести преступления они возмещают моральный вред, приговариваются к исправительным работам, могут быть лишены родительских прав.
Ребенок может быть направлен на принудительное лечение или оставлен на перевоспитание под контролем родителей на длительный срок. Лишиться свободы вместо ребенка могут и родители. За тяжкое преступление ребенка суд вправе лишить взрослого свободы сроком до трех лет.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: http://policii.net/sovety/osobennosti-zaderzhaniya-nesovershennoletnih
Юрист: стаж 15 лет
Образование: Воронежский Государственный Университет
Специализация: Гражданское право