Имеет ли сотрудник полиции право допрашивать престарелых

Самое главное по теме: "Имеет ли сотрудник полиции право допрашивать престарелых" с профессиональной точки зрения. Мы собрали и подготовили ответы на многие сопутствующие вопросы. Если вы не нашли на них ответ, то можете обратиться к дежурному консультанту.

Имеет ли сотрудник полиции право допрашивать престарелых

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Приказ МВД РФ от 15 августа 2011 г. № 942 «О порядке привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей возложенных на полицию»

В целях реализации статьи 32 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»* — приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию.

2. Признать утратившим силу приказ МВД России от 27 июня 2005 г. № 505**.

Министр
генерал армии
Р. Нургалиев

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 7, ст. 900.

** Зарегистрирован в Минюсте России 29 июля 2005 г., регистрационный № 6845.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 октября 2011 г.

Порядок
привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию

1. Настоящий Порядок определяет правила привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию.

2. Привлечение сотрудников и стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, осуществляется по решению руководителя подразделения центрального аппарата МВД России, территориального органа МВД России, образовательного учреждения, научно-исследовательской организации, а также иной организации и подразделения, созданной для выполнения обязанностей, возложенных на органы внутренних дел, в состав которой входят подразделения полиции, имеющего право назначать на соответствующую должность.

3. Решение о привлечении сотрудников и стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, принимается в отношении конкретного сотрудника или стажера и оформляется правовым актом (приказом, распоряжением) руководителя, принявшего решение.

4. В правовом акте о привлечении сотрудников и стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, указываются основания привлечения сотрудников и стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, конкретные задачи, возлагаемые на них, сроки привлечения к выполнению обязанностей, возложенных на полицию.

5. Настоящий порядок не распространяется на сотрудников, временно замещающих должности в подразделениях полиции в соответствии с частью 12 статьи 54 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»*.

6. Сотрудники и стажеры, привлекаемые к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, руководствуются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами МВД России, регламентирующими деятельность полиции, и настоящим Порядком.

7. Сотрудники в рамках служебно-боевой подготовки изучают нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность полиции по защите прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных посягательств, порядок применения в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами в этих целях мер принуждения, в том числе физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а также формируют соответствующие умения и навыки.

8. Стажеры до привлечения к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, проходят индивидуальное обучение по месту службы под руководством непосредственного начальника и наставника, в ходе которого изучают нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность полиции.

9. Перед выполнением обязанностей, возложенных на полицию, сотрудники проходят проверку знаний, умений и навыков в установленном порядке, а стажеры — проверку знания нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность полиции.

Не прошедшие проверку сотрудники и стажеры к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, не допускаются.

10. При привлечении стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, запрещается:

поручать стажеру самостоятельное производство следственных действий, регулирование дорожного движения, оформление документов о дорожно-транспортном происшествии, составление протоколов об административных правонарушениях;

привлекать стажера к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, в случаях, когда может возникнуть угроза его жизни либо когда его самостоятельные действия в силу профессиональной неподготовленности могут привести к нарушению, ущемлению прав и свобод человека и гражданина;

знакомить стажера с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну.

Запрещается ношение и хранение стажерами огнестрельного оружия и специальных средств, за исключением средств индивидуальной защиты.

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 7, ст. 900.

Приказ МВД РФ от 15 августа 2011 г. N 942 «О порядке привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей возложенных на полицию»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 октября 2011 г.

Регистрационный N 22158

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 9 ноября 2011 г. N 251

Обзор документа

Установлен порядок привлечения сотрудников ОВД, которые не являются полицейскими, и стажеров к выполнению обязанностей полиции.

Основание для этого — решение руководителей ОВД, соответствующих организаций и их подразделений. В приказе (распоряжении) указываются причины и сроки привлечения названных лиц, а также конкретные задачи, возложенные на них.

Читайте так же:  Десятый арбитражный апелляционный суд госпошлина

Работники ОВД проходят служебно-боевую подготовку. В ее рамках они изучают акты о деятельности полиции по защите прав человека от различных посягательств и порядок применения мер принуждения (в частности, физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия). Сотрудники правоохранительных органов вырабатывают соответствующие навыки и умения.

Стажеры проходят индивидуальное обучение по месту службы под руководством непосредственного начальника и наставника. Они знакомятся лишь с актами, регламентирующими деятельность полиции.

И те, и другие приступают к исполнению обязанностей полицейских только после проверки полученных ими знаний (умений).

Стажерам не разрешается носить огнестрельное оружие и спецсредства, кроме СИЗ. Они не могут самостоятельно проводить следственные действия, регулировать дорожное движение, составлять протоколы о ДТП и административных правонарушениях. Их запрещается привлекать к выполнению обязанностей полицейских, если в результате этого могут возникнуть угроза их жизни или наступить последствия, нарушающие права других лиц. Стажеров нельзя знакомить со сведениями, составляющими гостайну.

Установленный порядок не распространяется на работников, временно замещающих должности в полиции.

Источник: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/1257719/

Права и обязанности сотрудников полиции

Законодательством РФ регулируются права и обязанности полиции.

В ФЗ-№ 3 «О полиции» от 07.02.2011 г. обозначено более 40 обязанностей сотрудников полиции, которые касаются не только уполномоченных лиц, но и каждого гражданина. Ведь любой из нас может столкнуться с правонарушением.

Что обязаны делать полицейские, каковы их права и обязанности в 2020 году?

Обязанности сотрудника полиции

Органы полиции входят в систему МВД и призваны обеспечивать правопорядок в стране и защищать права её граждан. Обязанности полиции обозначены в ст. 12 вышеупомянутого закона.

Перечислим основные из них:

  • Приём и регистрация всех сообщений о правонарушениях, преступлениях и происшествиях, а также заявлений от граждан. При этом сотрудники полиции обязаны информировать гражданина о ходе рассмотрения его заявления и о результатах проверки.
  • Незамедлительное прибытие на место происшествия или совершения преступления и принятие мер для безопасности общества.
  • Обеспечение порядка в общественных местах.
  • Оказание первой помощи пострадавшим.
  • Обязанности сотрудника полиции в случае обращения к нему гражданина

    Сотрудник полиции обязан в этом случае:

    • Назвать свои фамилию, должность, звание.
    • Внимательно выслушать гражданина, принять соответствующие меры в рамках своих полномочий или объяснить, к кому можно обратиться с данным вопросом.
    • Обеспечить гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, затрагивающими его права и свободы.

    Права сотрудника полиции

    Для выполнения своих обязанностей полицейскому предоставлены следующие права (ст. 13 ФЗ-№3):

  • проверять удостоверяющие личность документы;
  • патрулировать общественные места;
  • доставлять в медучреждения лица, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения;
  • доставлять безнадзорных несовершеннолетних в специализированные центры, районные отделения полиции и пр.;
  • посещать любые учреждения, организации и предприятии (по предъявлении служебного удостоверения), знакомиться с необходимыми документами (в том числе содержащими персональные данные граждан) и материалами.
  • Сотрудник полиции имеет право применять огнестрельное оружие в случаях, указанных в ст. 23 ФЗ «О полиции».

    Служащие правоохранительных органов в основном применяют оружие для защиты себя и граждан от умышленных действий сторонних лиц. Чаще всего оружие применяется в ходе задержания преступников, совершивших злодеяние.

    Перед применением оружия полицейский обязан предупредить нарушителя/подозреваемого о том, что произойдёт в случае неподчинения.

    Не допускается применение оружия в отношении детей, беременных, инвалидов, за исключением случаев, когда это опасно для людей. Нельзя применять оружие, если это может повлечь опасные последствия для окружающих.

    Применение физической силы полицейским будет считаться правомерным, если является реакцией на сопротивление правонарушителя; при этом отсутствует хотя бы малейшая возможность несилового воздействия.

    Имеет ли право сотрудник полиции проверять документы на улице?

    Проверка документов полицией – ситуация достаточно привычная в наши дни. И всё же эту процедуру нельзя назвать приятной.

    Полицейский вправе проверять документы, если:

    • гражданин подозревается в совершении преступления;
    • предполагается, что гражданин находятся в розыске;
    • имеются основания к возбуждению дела об административном правонарушении;
    • имеются основания для задержания в порядке, предусмотренном статьей 27.3 КоАП РФ или ст. 91 УПК РФ.

    Просмотр документов полицейским возможен с целью проверки подозрительной личности по «ориентировке», отработки местности и пр.

    Сотрудник полиции вправе проверить у гражданина документы, даже если тот спокойно идёт по своим делам.

    Ст. 13 не оговаривает, что сотрудник полиции должен располагать сведениями, достаточными для установления причастности проверяемого лица к совершению правонарушения. Для проверки достаточно минимального внешнего сходства с находящимся в розыске лицом.

    Так что законопослушным гражданам можно порекомендовать относиться к таким ситуациям с пониманием, ведь в конечном счёте — это забота об их же безопасности.

    Может ли сотрудник правоохранительных органов забрать паспорт?

    Да, может, но только сотрудник органов ОВД или Следственного комитета и при условии, что лицо подозревается в совершении преступления. В остальных случаях гражданин вправе не давать в руки полицейского свой паспорт.

    Имеет ли право полиция обыскивать на улице?

    Защитники правопорядка вправе проводить досмотр граждан на публично-массовых мероприятиях. Цель обыска в данном случае – наличие у граждан оружия или запрещённых веществ.

    Как действовать при обыске на улице:

  • Во-первых, заявите о своих правах. Согласно ст. 5 ФЗ-№3, полицейский обязан представиться, сообщить цель и причину своего обращения, разъяснить ваши права и обязанности.
  • Во-вторых, требуйте понятых. При обыске должны присутствовать свидетели. Желательно вести видеосъёмку. Необходимое для этого условие: обыск/досмотр проводит лицо аналогичного пола.
  • В-третьих, прочитайте протокол, письменно обозначьте, с чем не согласны, добавьте при необходимости свои комментарии, обязательно перечеркните все свободные поля и только после всего этого распишитесь. Если не согласны, не расписывайтесь.
  • Имеет ли право полиция задерживать на улице без причины?

    Все основания для задержания граждан полицией перечислены в ст. 14 вышеуказанного закона. Задержать могут при подозрении в совершении деяния, за которое предусмотрено лишение свободы.

    При этом должно иметься одно из таких оснований:

    • лицо застигнуто при совершении преступного деяния или сразу же после его совершения;
    • очевидцы или потерпевшие указали на данное лицо как на преступника;
    • на человеке или его одежде, в его жилище обнаружены следы преступления.
    Читайте так же:  Как отменить генеральную доверенность выданную нотариусом

    Другие основания для задержания:

    • лицо пыталось скрыться;
    • не имеет постоянного места жительства;
    • личность гражданина не установлена;
    • сходство внешности с ориентировкой. Или, например, нахождение данного лица в помещении, где согласно оперативным данным скрывается преступник.

    Безосновательно задерживать гражданина сотрудник полиции не имеет права.

    Имеет ли право полиция допрашивать несовершеннолетнего без родителей?

    Полицейский вправе допросить несовершеннолетнего (без психических отклонений), которому не исполнилось ещё 16 лет, без участия родителей, если на допросе присутствует педагог или психолог.

    Несовершеннолетний, которому уже исполнилось 16, может быть подвергнут допросу без участия педагогов, психологов и родителей.

    Имеет ли право полиция останавливать машину?

    Остановка автомобиля возможна, если:

  • водитель нарушил правила дорожного движения;
  • полицейский заметил явную неисправность авто;
  • инспектор владеет сведениями, что водитель причастен к ДТП или к преступлению;
  • авто находится в розыске;
  • сотруднику ГИБДД необходим свидетель для оформления протокола при ПДД;
  • перевозимый груз создаёт аварийную ситуацию на дороге.
  • Имеет ли право сотрудник полиции проверять документы на машину?

    По закону любой сотрудник полиции при необходимости обладает полномочиями для остановки автотранспорта и проверки документов. Некоторые полагают, что данные действия может производить только инспектор ГИБДД, но это ошибочное мнение.

    Имеет ли право полиция заходить в квартиру?

    В соответствии со ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в дом гражданина против его воли, за исключением случаев, установленных законом, или на основании решения суда.

    Без разрешения хозяев в квартиру может войти уполномоченный участковый, но опять же – если на то имеются основания. К примеру, было совершено или необходимо пресечь преступление, или если в данном доме находятся люди, которым требуется неотложная помощь.

    В ст. 15 ФЗ «О полиции» прописано, что проникновение полицейских в жилые или иные частные помещения, а также на земельные участки, допускается:

    • для спасения или обеспечения безопасности граждан;
    • для задержания подозреваемых в совершении преступления лиц;
    • для пресечения преступления;
    • для выяснения обстоятельств несчастного случая.

    В этих случаях полиция вправе произвести взлом запирающих устройств, препятствующих проникновению. При этом сотрудник полиции, осуществляющий проникновение в жилое помещение, обязан предварительно уведомить граждан об основаниях своих действий, за исключением случаев, если промедление создаёт угрозу жизни всем окружающим или может повлечь за собой иные тяжкие последствия.

    В то же время любой гражданин задаётся вопросом: «Имею ли я право не открывать дверь полиции?». Прежде чем открыть двери полицейскому, вы можете:

    • Попросить представиться и показать служебное удостоверение через глазок или накинутую цепочку.
    • Переписать данные и сообщить близким по телефону ФИО и звание рвущегося к вам сотрудника. Закон даёт гражданам такое право, чтобы позаботиться о своей безопасности.
    • Потребовать назвать причину визита.

    Если полицейский отказывается сообщить данные о себе, вы вправе не открывать ему дверь. В этом случае позвоните по номеру 112, участковому или в дежурную часть отделения полиции.

    При отказе полицейского озвучить причину визита у вас имеется полное право не открывать ему дверь. Сообщите полицейскому о неправомерности его действий и превышении полномочий, предложите оставить вам повестку.

    Имеет ли право сотрудник полиции снимать на телефон?

    Инспектор полиции имеет право вести съёмку, причём не только на служебный видеорегистратор, но и на свой телефон, а также на любое другое устройство.

    Такие съёмки могут выступать в суде доказательствами например, неадекватного поведения или отказа от медицинского освидетельствования и других неправомерных ситуаций.

    В то же время граждане часто задаются вопросом: «Имею ли я право снимать на видео сотрудника полиции?» В этом случае позиция МВД РФ однозначна: гражданам разрешено производить съёмку, если это не мешает полицейскому выполнять свои служебные функции (ст. 24 Конституции РФ).

    Однако имеются и некоторые ограничения. Сотрудник полиции может попросить гражданина прекратить съёмку в ходе осуществления охранных либо оперативно-розыскных мероприятий, а также в целях защиты охраняемой законом тайны, прав граждан и организаций. Также съёмка может быть запрещена в регионе, где введён режим контртеррористической операции.

    Имеет ли право полицейский проверять телефон?

    По общему правилу проверять содержимое мобильного телефона и других технических устройств гражданина полицейский может только при проведении спецопераций с целью поиска предметов, использованных при совершении преступлений или административных правонарушений.

    Однако такой досмотр должен фиксироваться протоколом. Во всех остальных случаях у сотрудника полиции нет полномочий просматривать данные мобильного телефона или компьютера.

    Знание прав и обязанностей полицейских позволит гражданам вести себя правильно при столкновении с правонарушениями, защищать сои права и наказывать тех сотрудников, которые превышают свои полномочия или выполняют свои обязанности недобросовестно.

    Источник: http://ugolovnyi-expert.com/prava-i-obyazannosti-policii/

    К вам подошел полицейский

    Попросите человека в форме назвать свои должность, звание, фамилию и предъявить свое удостоверение, а также сообщить причину и цель обращения. При обращении к гражданам сотрудник полиции обязан это сделать согласно п. 4 ст. 5 закона «О полиции». Перепишите его звание, ФИО, № удостоверения, данные нагрудного знака.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Согласно п. 5 ст. 25 закона «О полиции» сотрудники полиции, несущие службу в общественных местах, имеют специальный нагрудный знак, «позволяющий идентифицировать сотрудника полиции». Этот знак должен помочь вам, если человек в форме нарушает закон и не показывает вам своего удостоверения. Отсутствие этого знака — нарушение закона.

    Позвоните другу и сообщите ему, где и с кем вы разговариваете. Это очень важно и дает вам значимую гарантию безопасности. Не стесняйтесь звонить другу.

    Узнайте причину проверки документов, а также цель обращения к вам. «Просто так» проверять документы у вас не могут. В Законе «О полиции» (пп.2 п. 1 ст. 13) указано, что для проверки документов у сотрудника полиции должны быть данные, дающие основания подозревать вас:

    1. В совершении уголовного преступления;
    2. В совершении административного правонарушения;
    3. В том, что вы находитесь в розыске.
    Читайте так же:  Исковое заявление из чужого незаконного владения

    Есть ещё ряд экзотических причин: уклонение от административного ареста; от принудительных медицинских или воспитательных мер, назначенных судом; нарушение комендантского часа; совершение попытки самоубийства или побег из психиатрического заведения. Уточните, в чем именно вас подозревают и на основании каких конкретных данных. Если таких данных у сотрудника полиции нет — то он нарушает закон и его действия можно и нужно обжаловать.

    Показывайте паспорт из своих рук.
    Заранее предупредите об этом сотрудника полиции, чтобы он не пытался у вас его вырвать. Сотрудник полиции не имеет права изымать у вас паспорт или брать его в залог — это нарушение ст. 19.17 Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ).

    Если у вас нет с собой паспорта — не волнуйтесь: вы не обязаны носить его с собой. Сошлитесь на то, что по законодательству вы обязаны бережно хранить паспорт (см. п. 17 Положения о паспорте гражданина РФ) и, поэтому храните его дома. Предъявите сотруднику полиции любое другое удостоверение личности (права, студенческий и т. п.), либо просто продиктуйте ему свои данные. Никакой закон не обязывает вас носить с собой паспорт.

    Источник: http://ogonwatch.org/guide/police-talk

    Имели право сотрудники допрашивать несовершенно летнего без родителей

    Добрый вечер. Моего ребенка, сына, которому уже исполнилось 14 лет, допрашивали по по дозрению в убийстве. У него был изьят телефон, и просмотрен. В дальнейшем мой сын был отпущен. После того как они взяли номер его телефона и адрес проживания. Имели ли право сотрудники полиции допрашивать моего сына (тем более не в отделении полиции, а в машине полиции) без родителей? Смпасибо.

    Здравствуйте! В данном случае в соответствии с существующим законодательством сотрудники полиции не имели такого права. Удачи Вам и всего самого доброго.

    Доброго времени суток! Если вашему сыну 14 лет, то его обязаны допрашивать с участием педагога и законного представителя, скорее всего его не допрашивали, а с ним просто беседовали оперативные сотрудники, поскольку следователь следственные действия в автомобиле проводить не будет. Всего хорошего!

    По факту это был даже не допрос, так как протокол допроса, как я понял, не составлялся даже, то есть это была просто беседа. Изъятие телефона процессуально тоже ни как не зафиксировано.

    Сына Вашего, скорее всего, могут допросить в качестве свидетеля. Было бы ему до 14 лет, необходимо было бы присутствие педагога, может быть психолога. За дачу заведомо ложных показаний предупреждают с 16 лет.

    Я бы на Вашем месте не беспокоился, если что-то было бы, то он был бы уже задержан. В случае вызова на допрос в дальнейшем можете присутствовать в качестве законного представителя.

    Источник: http://www.9111.ru/questions/13199014/

    Эксперты пояснили, как вести себя при требовании сотрудника полиции предоставить мобильный телефон для проверки

    cuteimage1 / Depositphotos.com

    С середины прошлого года в СМИ начала появляться информация о случаях остановки граждан на улице сотрудниками полиции с целью проверки их мобильных телефонов на наличие запрещенных в России приложений. Такие ситуации участились с момента введения запрета на мессенджер Telegram, система шифрования которого не позволяет российским спецслужбам пресекать готовящиеся преступления.

    Поскольку сотрудники полиции являются лицами при исполнении и должны действовать строго в рамках закона, соблюдая и уважая права и свободы человека и гражданина, портал ГАРАНТ.РУ узнал у экспертов, как распознать, что должностные лица при осуществлении проверки выходят за рамки своих полномочий, и какие действия следует предпринять для пресечения незаконного досмотра.

    Так, управляющий партнер юридической компании «ЭНСО» Алексей Головченко напомнил, что по закону сотрудники полиции имеют право проверять документы, но так как мобильные телефоны к документам не относятся, то для их проверки должно быть дополнительное основание. «Мобильный телефон – персональная вещь, в которой хранятся личные контакты, фотографии, записки, файлы. Пока вы не нарушили закон, никто не имеет права в принудительном порядке просматривать вашу конфиденциальную информацию иначе как по решению суда», – подчеркивается в комментарии. И, поскольку нормы, обязывающей гражданина наряду с документами предъявить на проверку телефон, не существует, следовательно, проверяемый сам вправе решить – предъявлять его сотруднику полиции или нет. Причем, если проверяющий попросит разблокировать телефон для просмотра его содержимого, то он должен составить протокол осмотра, предварительно огласив, что он хочет там увидеть. «Лазить самовольно по всем приложениям он не имеет права», – уверен эксперт.

    В подтверждение своего мнения Алексей Головченко приводит отдельные положения ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Закон о полиции), в которых указывается на право сотрудника полиции проверять документы (при наличии подозрения в совершении преступления либо повода к возбуждению дела в административном порядке) и досматривать граждан и их личные вещи при проходе на территории, где проводятся публичные или массовые мероприятия. Дополним, право сотрудника полиции осуществлять досмотр или осмотр граждан, осмотр находящихся при них вещей, досмотр или осмотр транспортных средств возможен и при въезде (выезде) на охраняемые объекты (п. 25 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции).

    Вместе с тем, приводятся рекомендации относительно того, как гражданам стоит вести себя, если сотрудник полиции требует предоставить мобильный телефон для проверки. Так, следует:

    • попросить сотрудника полиции или Росгвардии представиться, а также узнать его подразделение (целесообразно записать эти данные);
    • узнать данные начальника подразделения (должность, фамилию, имя и отчество);
    • потребовать объяснения причины проверки телефона (ее тоже следует зафиксировать);
    • снять происходящее на видео.

    Если же при отказе предъявить телефон сотрудники полиции предложат проехать с ними, то сначала необходимо уточнить номер и адрес отделения, а затем – позвонить юристу или родственникам, чтобы они прислали в отделение представителя или адвоката для присутствия в момент дачи показаний. При этом не лишним будет попросить оформить в порядке ст. 27.3 КоАП протокол об административном задержании, который впоследствии можно будет оспорить в суде. Что касается осмотра личных вещей в отделении полиции, то он должен быть зафиксирован в протоколе осмотра – в частности, при проверке телефона сотрудник полиции должен отмечать, какие страницы просматривает.

    Читайте так же:  Срок исковой давности уголовного преследования

    Также эксперт указал на отсутствие судебной практики по рассматриваемому вопросу. «Это говорит о том, что либо российские граждане не спорят и предъявляют к осмотру телефоны, либо эти случаи не столь масштабны, насколько их представляют в СМИ, либо сотрудники полиции не столь настойчивы, или тем, к кому эти требования предъявлялись, есть что скрывать», – подытожил он.

    В свою очередь, юрист юридической службы «Единый центр защиты» Виолетта Колосова считает, что во многих случаях проверки мобильных телефонов полиция и Росгвардия превышают свои полномочия, «играя на боязни людей перед ними, незнании своих прав и, по сути, нарушая конституционное право граждан на тайну переписки, которое может быть ограничено только судом и никем больше». Она подчеркивает, что досматривать гражданина и осматривать его личные вещи сотрудники полиции вправе только в связи с проверками по конкретным уголовным делам и делам об административных правонарушениях. Причем такие мероприятия должны в обязательном порядке оформляться протоколом. А если гражданин добровольно согласится показать свой телефон сотруднику полиции, то это снимет с последнего всю ответственность и будет свидетельствовать об отсутствии нарушений со стороны проверяющего.

    «Если сотрудник полиции угрожает тем, что в случае неповиновения вас заберут в участок – стоит соглашаться. Если вы законопослушный человек и скрывать вам нечего, то лучше с сотрудником полиции не спорить. Но нужно постараться с помощью прохожих или своих знакомых заснять действия полицейского и требовать составления протокола», – советует эксперт. Виолетта Колосова признает вполне законным со стороны гражданина, подвергнувшегося досмотру полицией, отказаться давать силовикам пароль от мобильного телефона или вводить его в их присутствии. «Изъятию же техники должно в любом случае сопутствовать составление соответствующего протокола», – заключила она.


    Источник: http://www.garant.ru/news/1297198/

    Имеет ли право сотрудник полиции допрашивать пьяного человека? Если допросили что будет сотруднику полиции?

    Да имеет право, это прямо закреплено в ФЗ «О полиции», но не «допрашивать», а «опрашивать». Допрашивать же имеет право исключительно следователь.

    Вопрос сложный и однозначного ответа на него нет.

    Перечень недопустимых доказательств приведен в части 2 статьи 75 УПК РФ, но в этом перечне нет указаний на недопустимость показаний, данных в состоянии алкогольного опьянения.

    Кроме того, алкогольное опьянение еще нужно установить. Следователь не является наркологом. Да, от человека может исходить запах алкоголя, но пьян ли этот человек или это перегар «от вчерашнего» или человек немного «выпивший» — следователь устанавливать не обязан.

    Если этот человек дает логичные, последовательные показания, адекватно реагирует на вопросы сотрудников правоохранительных органов, поправляет следователя и вносит собственноручно показания в протокол допроса (даже если от него исходит запах алкоголя) — то почему в таком случае следователю его не допросить, тем более, повторяюсь, прямого запрета на это в УПК РФ?

    Оценку показаниям в данном случае будет давать суд. Но из своей практике скажу, что я не знаю случаев когда суд признавал протокол допроса недопустимым доказательством только на том основании, что обвиняемый (подсудимый) утверждал, что на момент их дачи он был пьян.

    С другой стороны, если человек, как говорится «в дрова» и даже расписаться в протоколе не может, то данные показания нельзя признать допустимыми.

    Источник: http://www.9111.ru/questions/16193840/

    Имеет ли право сотрудник полиции который опрашивает человека там заявителя

    или задержанного спрашивать у него не состоит ли он на учете у нарколога или психиатра?

    Да,имеет такое право. При опросе человека. Это имеет значение.

    Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О полиции»

    Статья 28. Основные права сотрудника полиции

    1. Сотрудник полиции имеет право:

    1) на обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для выполнения служебных обязанностей;

    2) на ознакомление с должностным регламентом (должностной инструкцией) и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности, с критериями оценки эффективности выполнения служебных обязанностей, показателями результативности служебной деятельности и условиями продвижения по службе в полиции;

    3) на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

    4) на оплату труда и другие выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации и контрактом о прохождении службы в полиции;

    5) на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для выполнения служебных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности полиции;

    6) на доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей по замещаемой должности связано с использованием таких сведений;

    7) на доступ в установленном порядке в государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации в связи с выполнением служебных обязанностей;

    8) на ознакомление с отзывами о его служебной деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, с материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;

    9) на защиту своих персональных данных;

    10) на продвижение по службе в полиции;

    11) на подготовку и дополнительное профессиональное образование;

    (п. 11 в ред. Федерального «закона» от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей «редакции»)

    12) на рассмотрение служебного спора в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    13) на проведение по его заявлению служебной проверки;

    14) на защиту своих прав и законных интересов, включая обжалование в суд их нарушения;

    15) на обязательное государственное страхование жизни и здоровья в соответствии с «законодательством» Российской Федерации;

    16) на государственную защиту жизни и здоровья, жизни и здоровья членов его семьи, а также принадлежащего ему и членам его семьи имущества;

    Читайте так же:  Апелляционная жалоба возмещение ущерба

    17) на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

    2. Сотрудник полиции с согласия руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя территориального органа либо руководителя организации, входящей в систему указанного федерального органа, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, вправе наряду с выполнением обязанностей по замещаемой должности выполнять обязанности по другой должности сотрудника полиции.

    3. Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток при выполнении обязанностей, указанных в части 2 статьи 27 настоящего Федерального закона, имеет право:

    1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий;

    2) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность и (или) подтверждающие их полномочия;

    3) «использовать» в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям (за исключением транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, представительствам международных организаций), а в исключительных случаях — транспортные средства, принадлежащие гражданам, для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в оказании медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, для отбуксировки с места дорожно-транспортного происшествия поврежденных транспортных средств, для проезда к месту совершения преступления, административного правонарушения, к месту происшествия;

    (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей «редакции»)

    4) требовать от лиц, подозреваемых в совершении преступления, административного правонарушения, оставаться на месте до прибытия представителей территориального органа или подразделения полиции либо представителей других правоохранительных органов, а также доставлять лиц, подозреваемых в совершении преступления, административного правонарушения, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение;

    5) применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

    Источник: http://www.9111.ru/questions/13201414/

    Советы адвоката: допрос, опрос, дача объяснений, их правовые различия

    На практике часто возникают ситуации, связанные с вызовом в правоохранительные органы для дачи показаний, объяснений, опроса, ответов на вопросы и т.п. В настоящей статье подробно изложены правовые и фактические различия между допросом, опросом, дачей объяснений.

    Несмотря на то, что все вышеуказанные мероприятия проводятся сотрудниками правоохранительных органов, связаны с явкой вызываемого лица и имеют целью получение сведений от вызываемого лица, все-таки существуют принципиальные различия, главными и наиболее важными, из которых, на наш взгляд, являются:

    • основания вызова;
    • обязательность явки и участия;
    • правовые последствия участия.

    Сравнительная таблица. Допрос, опрос, дача объяснений:

    Процедура Основание Обязательность явки по вызову Последствия неявки Последствия участия Возможность явки с адвокатом
    Допрос Возбужденное уголовное дело, повестка следователя Обязательна Привод Показания являются доказательством по уголовному делу Да
    Опрос Проведение оперативно-розыскных мероприятий Не обязательна Нет Получение сотрудником оперативной информации Да
    Дача объяснений Наличие материала в производстве сотрудника Не обязательна Нет Получение сведений, влияющих на дальнейшую судьбу материала в производстве Да

    Допрос – это следственное действие, которое во всех случаях проводится в рамках возбужденного уголовного дела следователем. Явка на допрос всегда обязательна.

    Опрос – оперативно-розыскное мероприятие (ст. 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»), проводимое сотрудниками оперативных подразделений правоохранительных органов.

    Участие в опросе не обязательно и проводится только при согласии участвующего в нем лица. Обычно началу опроса вызов в правоохранительные органы не предшествует: опрос в большинстве случаев проводится по месту нахождения опрашиваемого лица. Порядок опроса детально не регламентирован законом, но обычно опрос проводится в письменном виде с составлением протокола и подписью опрашиваемого, однако возможна также фиксация сведений, сообщенных опрошенным, без составления какого-либо протокола.

    Дача объяснений – не регламентированное законом добровольное сообщение сведений, интересующих правоохранительные органы по материалам, находящимся в их работе.

    При даче объяснений указанные объяснения отбираются сотрудниками правоохранительных органов по материалам, находящимся в их производстве, включая проверку сообщений о совершенных и/или готовящихся преступлениях. На практике объяснения отбираются в письменном виде с составлением протокола и указанием лиц, участвующих в отборе и даче объяснений. Дача объяснений всегда носит добровольный характер. Явка по вызову для дачи объяснений не является обязательной, однако неявка, как и само содержание данных объяснений, в некоторых случаях могут повлиять на итоговое решение о дальнейшей судьбе материала в производстве сотрудника правоохранительных органов.

    Таким образом, с точки зрения действующего законодательства обязательной является только явка на допрос как следственное действие, предусмотренное Уголовно-процессуальным Кодексом. Это означает, что в случае получения повестки о вызове на допрос по уголовному делу избежать визита к следователю путем игнорирования повестки не получится. В случае неявки в указанные в повестке время и место, лицо, вызванное на допрос, может быть подвергнуто приводу, т.е. принудительному доставлению в правоохранительные органы (часто в неудобное время).

    Необходимо также различать понятия «явка по вызову» и «дача показаний». Принимая во внимание, что явка по вызову следователя обязательна во всех случаях, дача показаний обязательна не всегда. Так, например, согласно ст. 51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против себя и своих близких родственников. Аналогичное правило закреплено в Уголовно-процессуальном Кодексе РФ и применяется, в том числе, в отношении опроса и дачи объяснений.

    В заключение следует отметить, что одним из важнейших и значительных прав лица, вызываемого в правоохранительные органы по любому основанию (необходимости получить объяснение, допросить в любом качестве или просто задать вопросы), является возможность пользоваться юридической помощью избранного данным лицом адвоката вне зависимости от повода и причин для указанного вызова.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источник: http://regforum.ru/posts/1449_dopros_opros_dacha_obyasneniy_pravovye_razlichiya_sovety_advokata/

    Имеет ли сотрудник полиции право допрашивать престарелых
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here