Содержание
- 1 Комендантский час для несовершеннолетних в 2020 гг
- 2 Вопрос-ответ
- 3 В Томске введен комендантский час для подростков
- 4 Ответственность за нахождение подростков на улице в ночное время
- 5 Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
- 6 Негулянья под луной
Комендантский час для несовершеннолетних в 2020 гг
Для безопасности лиц, не достигших 18 лет, и предупреждения преступлений на территории РФ вводится запрет на их нахождении на улице в ночное время суток. Комендантский час имеет различные временные рамки летом и зимой, для несовершеннолетних также составлен список мест, куда нельзя заходить.
Что такое комендантский час?
Комендантский час — это запрещенное время для пребывания на улице или в других местах в конкретное время. Исключения предоставляются только при наличии специального разрешения. Основаниями для введения запрета являются:
- военные действия на территории страны;
- массовые беспорядки;
- критическое количество преступлений;
- стихийные бедствия.
В мирный период ограничение распространяется только на несовершеннолетних. Законодательно устанавливается период, когда дети не имеют права самостоятельно выходить из дома без взрослых. Согласно ст. 14.1 ФЗ № 124 субъекты РФ могут самостоятельно закладывать запрет, определять его протяженность и возраст граждан, попадающих под ограничения.
Кто попадает под действие запрета
Комендантский час для малолетних детей и несовершеннолетних подростков в 2020 гг распространяется на:
- детей, не достигших 7 лет — не могут находиться на улице в одиночку;
- подростков, которым исполнилось 7-14 лет — после 22 часов должны быть дома.
На улице и в общественных местах данным лицам можно находиться в сопровождении родителей либо иных лиц, достигших совершеннолетия. Однако, это не отменяет запрет на пребывание вне дома с 22.00 ночи до 6.00 утра.
В какое время действует комендантский час?
Закон устанавливает, что детей до 7 лет на улице должны сопровождать родственники и родители. Это соблюдение указанных в основных гарантиях прав ребенка, к которым относятся Конституция РФ, ФЗ № 124. Также на основании ст. 3 ФЗ № 124, федеральные власти могут принимать законы о защите детских прав, а государство — иные нормативные акты.
Для подростков возрастом 7-18 лет действует следующий ряд ограничений:
- от 7 до 16 лет — разрешено нахождение несовершеннолетних на улице или в других местах без взрослых до 22 вечера зимой и 22 вечера в летнее время года;
- от 16 до 18 лет — могут находиться на улице до 23 часов вне зависимости от времени года;
- от 7 до 18 лет — в новогоднюю ночь или на региональный праздник могут быть на улице со взрослыми без ограничений. Этот момент определяют муниципальные власти.
До скольки комендантский час, зависит от регионального законодательства. В большинстве случаев его окончание припадает на 6.00 утра.
В отношении каких мест действует запрет на посещение?
Комендантский час подразумевает не только ограничение времени пребывания на улице. Детям запрещено находиться:
- в торговых точках, развлекательных центрах и на прилегающей к ним территории;
- в зданиях вокзалов, на открытых и закрытых стадионах;
- в общественных парках и скверах;
- на территории культурно-образовательных учреждений;
- в местах расположения точек общепита;
- в букмекерских конторах и магазинах, торгующих интимными товарами;
- в заброшенных зданиях с подвалами или выходами на крышу;
- на остановках городского и общественного транспорта.
Особый запрет действует в отношении мест, торгующих алкоголем — подросткам там нельзя быть в любой период суток и года.
Кто вправе сопровождать детей в ночное время?
Федеральный закон № 124 в 2020 гг устанавливает необходимость сопровождения детей взрослыми. К ним относятся:
- родители или один из родителей;
- усыновители и опекуны;
- работники организаций, где ребенок находится на попечении;
- представители ООП;
- граждане, занимающиеся образованием, воспитанием, соцзащитой, обслуживанием, реабилитацией и адаптацией детей.
Указанные лица должны иметь при себе документы, подтверждающие их статус. Родители могут предоставить паспорт или свидетельство о рождении ребенка, сотрудники учреждений — приказ, постановление руководства и разрешение.
Нарушение комендантского часа
Закон, в частности ст. 5.35 КоАП, при нарушении положений о комендантском часе определяет санкции для родителей несовершеннолетних или организаций. Мать и отец, нарушившие обязанности по воспитанию ребенка, оплачивают штраф в размере 500 руб. При неоднократных нарушениях сумма штрафных санкций возрастает. Учреждения, по вине который подростков и детей нет дома в установленное время ночью, выплачивают штраф за нарушение комендантского часа в размере от 10 до 50 тыс. руб.
Представители полиции, встретившие подростка без сопровождения в указанный час, устанавливают его личность и данные о родителях. Если взрослых не найдут, несовершеннолетнего отправят в спецучреждение до выяснения обстоятельств.
Региональные особенности
В Москве
На территории столицы руководствуются ст. 3.12 Кодекса города о правонарушения административного типа. В документе установлено, что ночное время — это период с 23 ночи до 6 утра. Ограничение распространяются на детей, не достигших 18-летнего возраста, которые без законных представителей, матери или отца находятся в парке, на территории водоема, крыше, чердаке, в подвале или интернет-кафе. Комендантский час действует и в отношении образовательных учреждений, транспортных магистралей, стройплощадок, железных дорог.
При обнаружении ребенка ночью в одном из этих мест родители привлекаются к административной ответственности — предупреждению или штрафу от 100 до 500 руб.
Если несовершеннолетних задержали в ресторане, клубе или баре, реализующем алкогольные напитки, ответственность наступает для сотрудников и самого заведения. Должностные лица облагаются штрафом в размере 2500-5000 руб. Для юридических лиц штраф составляет 10-30 тыс. руб. Для предупреждения денежной ответственности в заведении у посетителей могут потребовать документы.
В Санкт-Петербурге
На территории Санкт-Петербурга в 2020 гг действуют нормативы, установленные законом города № 48-14. Согласно им, лицам, не достигшим 16 лет, нельзя находиться ночью на улице, в парках, в общественном транспорте, интернет-клубах, в местах реализации алкогольной продукции.
Закон Санкт-Петербурга № 48-14 также регламентирует:
- временной период комендантского часа. С 1 сентября по 31 мая — с 22 до 6 часов, с 1 июня по 31 августа — до 23 часов;
- для подростков возрастом от 16 до 18 лет — без родителей нельзя присутствовать в общественных местах с 23 до 6 часов круглогодично;
- штрафные санкции для нарушителей от 16 лет в размере 1000-3000 руб.;
- штраф, применяемый для родителей — от 1 до 3 тыс. руб., от 3 до 5 тыс. руб. повторно;
- штрафы для ИП, допустивших несовершеннолетних к месту, на которое распространяется ограничение — от 3000 до 5000 руб., 5-10 тыс. руб. повторно;
- санкции для юридических лиц за допущение нахождения — от 10 до 15 тыс. руб., 15-20 тыс. руб. повторно.
Другие регионы
Комендантский час и его региональные особенности в России, штрафы для лиц, ответственных за несовершеннолетних, указаны в таблице.
Город/регион | Время | Возраст | Особенности |
Белгород | 22.00-6.00 | до 16 лет | |
Краснодарский край | до 7 лет — любое время суток; |
7-14 лет — с 21.00 до 6.00;
от 14 лет — с 22.00 до 6.00
16-18 лет — с 23.00 до 6.00
остальное время — с 22.00 до 6.00
остальное время — с 22.00 до 6.00
1.09-31.05 — с 22.00 до 6.00
остальной период — с 22.00 до 6.00
1.10-30.04 — с 22.00 до 6.00
с 1 сентября — с 22.00 до 6.00
Источник: http://zakonoved.su/komendantskij-chas-dlya-nesovershennoletnih.html
Вопрос-ответ
1. Необходимо ли иметь водительское удостоверение при управлении мопедами (скутерами), требования к обучению и получению водительского удостоверения несовершеннолетними?
Ответ: В ПДД 8 апреля 2014 года внесены изменения. Именно с этой даты водители мопедов и скутеров обязаны иметь при себе водительское удостоверение. Для управления мопедами и скутерами подойдут не только категории «М». Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» разрешает управление этими транспортными средствами при любой открытой категории прав. Например, если у Вас есть водительское удостоверение категории «В», то оно вполне подойдет для управления скутером. Возраст, с которого допускается управление мопедом (скутером) 16 лет. Прохождение обучения допускается в УКК.
2. Меры и методы воздействия на поведение ребенка, в случае непослушания, отказа от учебного процесса? Имеют ли родители право оскорблять своих детей, применять к ним в целях воспитания физическую силу?
Ответ: Одним из наиболее эффективных методов воздействия – метод «естественных последствий», когда ребенок на собственном опыте убеждается в неприятных последствиях своего упрямства, «страдает» от непослушания и своеволия. Если дети отказываются есть, они изрядно проголодаются ко времени, когда им снова предложат поесть. Если они отказываются тепло одеваться, они замерзнут. Во всех случаях, в роли учителя выступают естественные последствия принимаемых ими решений. Кроме того, необходима консультация специалистов (психологов, психиатров) для выявления причин и коррекции поведения ребенка.
Родители не имеют право применять физическое или психологическое насилие (оскорбления, унижение человеческого достоинства и т.д.) по отношению к своим детям. Если подобное происходит в семье, необходимо незамедлительно сообщить об этом в полицию, классному руководителю, в органы опеки и попечительства. За жестокое обращение с несовершеннолетними в соответствии со ст. 156 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность с максимальным наказанием до 3-х лет лишения свободы.
3. Куда может обратиться несовершеннолетний ребенок за юридической или иной другой помощью?
Ответ: В случае возникновения обстоятельств, при которых несовершеннолетнему потребуется юридическая или любая иная помощь, он может обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, в учреждения социальной защиты населения, органы опеки и попечительства, в подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Амурской области.
4. С какого возраста и какая предусмотрена ответственность за курение?
Согласно статье 20 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ
«Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» не допускается потребление табака несовершеннолетними (лицами до 18 лет). При неоднократном выявлении несовершеннолетнего, употребляющего табачные изделия, родители (иные законные представители) могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ. Кроме того, при нарушении подростками в возрасте от 16 лет установленного Федеральным законом № 15-ФЗ (статья 12) запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах (например, на детских площадках, на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг) несовершеннолетние могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 6.24. КоАП РФ с наложением штрафа от 500 до 3000 рублей.
5. Сколько «стоят» на учёте в ПДН и как это влияет на дальнейшую жизнь?
Возраст несовершеннолетних, которые могут быть поставлены на профилактических учет в подразделения по делам несовершеннолетних, не ограничен. Основания постановки на учет определены в пункте 2.1.1. приказа МВД России от 15.10.2013 № 845 «Об утверждении инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации». Например, на учет ставятся несовершеннолетние, употребляющие наркотические средства или психотропные либо одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; совершившие правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания и т.д.
Основания снятия с учета указаны в пункте 62 приказа МВД России от 15.10.2013 № 845, например, несовершеннолетний может быть снят с учета по исправлению, при этом с момента постановки на учет должно пройти не менее 6 месяцев.
Нахождение на профилактическом учете в ПДН может негативно сказаться при поступлении на государственную службу, в том числе в органы внутренних дел, военную службу. О состоянии на профилактическом учете в ПДН подростков в возрасте от 16 лет в обязательном порядке уведомляются военкоматы.
6. Продолжает ли действовать «комендантский час» для детей? Если ребенок находится в общественном месте без сопровождения взрослого, какая ответственность будет возложена на него и его родителей?
Так называемый «комендантский час» для несовершеннолетних установлен законом Амурской области от 11.03.2010 № 316-ОЗ «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в Амурской области».
Так, в ночное время, т.е. время с 23 до 06 часов в период с 01 мая по 30 сентября включительно и время с 22 до 06 часов в период с 01 октября по 30 апреля включительно, запрещено нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей в общественных местах (ст. 6 ЗАО № 316-ОЗ).
При выявлении несовершеннолетнего, находящегося в нарушение ЗАО № 316-ОЗ без сопровождения в общественных местах в ночное время, в связи с многократным возрастанием риска стать жертвой преступления, родители могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35. КоАП РФ «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних».
7. Какую материальную ответственность могут нести несовершеннолетние?
Ответ: Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет несут материальную ответственность за причиненный ими материальный вред. За вред, причиненный малолетними (не достигшими 14 лет), имущественную ответственность несут их родители или лица их заменяющие.
Источник: http://28.xn--b1aew.xn--p1ai/press/Pravovoj_likbez/Pravovaja_pomoshh_detjam/Vopros_otvet
В Томске введен комендантский час для подростков
Отныне детям до 16-ти лет прогулки по ночному городу без сопровождения взрослых запрещены. Первые рейды по выявлению нарушений данного закона сотрудники милиции проведут уже на следующей неделе. Следить за ночными прогулками будут службы по делам несовершеннолетних. Впрочем, задержать и доставить детей в дежурную часть может любой сотрудник милиции.
Точкой отсчета стало вступление в силу поправок к региональному закону «Об основных гарантиях прав ребенка Томской области» и кодексу об административных правонарушениях.
Попытки вменить родителям в обязанность контролировать местонахождение своих детей в ночное время томскими депутатами уже предпринимались. Однако принятые в прошлом году думцами нормы противоречили федеральному законодательству и были отменены.
Закон запрещает детям до 16-ти лет без сопровождения взрослых в ночное время находиться в общественных местах. Это улицы, парки, стадионы, кафе. Документ определяет промежуток времени, считающийся «ночным», — с десяти вечера до шести утра — зимой, с одиннадцати до шести — летом. За нарушение подростками комендантского часа будут наказывать взрослых. Родителей могут оштрафовать на сумму до трех тысяч, а должностных и юридических лиц — до десяти тысяч рублей.
Законом вводится не только комендантский час для детей до 16 лет, но и запрещается пребывание подростков до 18 лет в пивных, ресторанах, барах и иных местах реализации алкогольной продукции, а также в магазинах с товарами сексуального характера.
Источник: http://rg.ru/2009/06/17/reg-sibir/chas-anons.html
Ответственность за нахождение подростков на улице в ночное время
Многие ли родители задумываются над тем, где находится их ребенок, когда на часах позднее время и его нет дома? Чем он занимается? С кем он?
Проблема нахождения несовершеннолетних в ночное время без сопровождения взрослых всегда привлекала внимание общественности, средств массовой информации, сотрудников полиции. Именно в ночное время совершается наибольшее количество правонарушений и преступлений, как самими несовершеннолетними, так и в отношении несовершеннолетних.
В 2009 году Федеральным законом N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» на всей территории России был введен так называемый «комендантский час». И хотя закон был принят довольно давно, не все родители понимают, что же такое комендантский час для подростков. Что же должны знать про комендантский час родители, чтобы задержание ребенка и звонок из полиции не стали для них неприятным сюрпризом?
Комендантский час – это ограничения по нахождению детей без сопровождения родителей в определенное время. Ребенком, то есть несовершеннолетним, признается лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста. Одним из основных законов, регулирующих правоотношения с участием несовершеннолетних, наравне с Гражданским кодексом и Семейным кодексом, является Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Согласно ему, ночным временем признается период с 22 до 6 часов.
В это время ребенок не может без сопровождения родителей или лиц их заменяющих гулять на улице, а также присутствовать в тех местах, нахождение в которых может негативно сказаться на здоровье и психическом состоянии ребенка, физическом, интеллектуальном, духовном и нравственном развитии. Как правило, это заброшенные здания, здания с выходом на крышу, чердаки и подвалы, различные питейные заведения, магазины, реализующие алкогольную продукцию и прочие места, не предназначенные для детей.
Важно отметить, что сопровождать ребенка в ночное время могут только родители и лица их заменяющие, а не любой взрослый. Например, если несовершеннолетний будет гулять вместе со своими совершеннолетними друзьями или с какими-либо близкими родственниками, даже с братом или сестрой, то это все равно будет считаться нарушением закона, так как в соответствии с Семейным кодексом (статьи 63 и 64) только родители или опекуны несут всю полноту ответственности за своих несовершеннолетних детей.
Чем же чревато нахождение на улице после 22 часов? На территории Саратовской области действует Закон Саратовской области от 22 июля 2009 года № 104-ЗСО «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области».
Главой II данного Федерального Закона предусмотрена административная ответственность за правонарушения, посягающие на безопасность жизни и здоровья несовершеннолетних:
Видео (кликните для воспроизведения). |
Статья 2.1. Допущение нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции и(или) табачной продукции, электронных систем доставки никотина, кальянов, а равно для предоставления услуг с применением электронных систем доставки никотина, кальянов — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до тысячи рублей; на должностных лиц — от шести тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
Статья 2.2. Допущение родителями (лицами, их заменяющими) или лицами, осуществляющими мероприятия с участием детей, нахождения детей (лиц, не достигших возраста 17 лет) без их сопровождения в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети «Интернет», а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции и в иных общественных местах, определяемых в соответствии с законом области, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до тысячи рублей.
Статья 2.3. Допущение нахождения детей (лиц, не достигших возраста 17 лет) в ночное время юридическими лицами или гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на принадлежащих им объектах (на территориях, в помещениях), которые предназначены для обеспечения доступа к сети «Интернет», для развлечений, досуга, а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от семи тысяч до десяти тысяч рублей.
В 2018 году МО МВД России «Советский» Саратовской области выявлено 7 фактов нахождения несовершеннолетних после 22 часов на улице без сопровождения взрослых. Материалы направлены в администрацию и приняты решения согласно действующего законодательства. На родителей наложены административные штрафы.
Уважаемые родители!
Убедительно просим Вас контролировать времяпрепровождение ваших детей! Нахождение их на улице в ночное время небезопасно! Во избежание неприятностей и наложения штрафов следует позаботиться о том, чтобы не позднее 22.00 ваши дети находились дома.
Источник: http://xn--b1agjedvudi.64.xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/14890759
Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Документ является поправкой к
Комментарии Российской Газеты
Принят Государственной Думой 15 апреля 2009 года
Одобрен Советом Федерации 22 апреля 2009 года
Внести в Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3802; 2004, N 35, ст. 3607; N 52, ст. 5274; 2007, N 27, ст. 3213, 3215; 2008; N 30, ст. 3616) следующие изменения:
1) статью 1 дополнить абзацем следующего содержания:
«ночное время — время с 22 до 6 часов местного времени.»;
2) пункт 1 статьи 4 дополнить абзацем следующего содержания:
«защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие»;
3) дополнить статьей 14 1 следующего содержания:
«Статья 14 1 . Меры по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей
1. В целях содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и формированию у них навыков здорового образа жизни органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией создают благоприятные условия для осуществления деятельности физкультурно-спортивных организаций, организаций культуры, организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей (включая места для их доступа к сети Интернет).
2. Родители (лица, их заменяющие) обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию детей, содействию их социальной адаптации, социальной реабилитации и подобные мероприятия с участием детей (далее — лица, осуществляющие мероприятия с участием детей), в пределах их полномочий способствуют физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией оказывают содействие указанным лицам при осуществлении ими своих обязанностей по физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей.
3. Законами субъектов Российской Федерации в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию могут устанавливаться:
меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию;
меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети Интернет, а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей;
порядок уведомления родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, и (или) органов внутренних дел в случае обнаружения ребенка в местах, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, в нарушение установленных требований, а также порядок доставления такого ребенка его родителям (лицам, их заменяющим) или лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей, либо в случае отсутствия указанных лиц, невозможности установления их местонахождения или иных препятствующих незамедлительному доставлению ребенка указанным лицам обстоятельства специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по месту обнаружения ребенка.
4. Субъекты Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи вправе:
определять с учетом культурных и иных местных традиций места, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, и общественные места, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей;
снижать с учетом культурных и иных местных традиций возраст детей, до достижения которого нe допускается их нахождение в ночное время в установленных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, но не более чем на два года.
5. Установление субъектами Российской Федерации в соответствии с абзацем третьим пункта 3 настоящей статьи мер по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в транспортных средствах общего пользования осуществляется с учетом заключаемых соглашений между субъектами Российской Федерации о порядке применения этих мер, если маршруты следования указанных транспортных средств проходят по территориям двух и более субъектов Российской Федерации.
6. Для оценки предложений об определении мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, создаются экспертные комиссии. Порядок формирования и порядок деятельности таких комиссий устанавливаются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
7. Органы местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи и в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации, могут определять на территории соответствующего муниципального образования места, нахождение в которых детей в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи не допускается.
Источник: http://rg.ru/2009/04/30/deti-dok.html
Негулянья под луной
Зоны — запрещенные и ограниченные
Законопроект, разработанный петербургскими депутатами, носит оптимистичное название «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию несовершеннолетних».
Документ удивителен уже своим стилем. В нем, например, есть такой головокружительный пункт: «В Санкт-Петербурге не допускается нахождение несовершеннолетних независимо от времени суток в местах, в которых нахождение несовершеннолетних запрещается».
Пробравшись через подобные формулировки, можно выяснить, что авторы законопроекта предлагают выделить в городе полностью запрещенные и ограниченные для посещения подростками зоны. С первой категорией все относительно понятно — это секс-шопы и места, где продается алкоголь. Туда нога тинейджера не должна ступать вообще никогда.
Список мест ограниченного посещения значительно шире: с десяти вечера (летом — с одиннадцати) до шести утра несовершеннолетним нельзя находиться на улицах и стадионах, в парках и скверах, в транспортных средствах общего пользования, интернет-кафе, интернет-клубах, торговых центрах и точках общепита. То есть практически нигде, кроме дома. Или можно, но только с родителями.
За нарушение режима ответят родители, законопроект предусматривает штраф от одной до 15 тысяч рублей. «Рецидивистам» — дороже. Подростков же ждут индивидуальные профилактические беседы.
Конкретные места, куда молодежи вход будет воспрещен, пока четко не прописаны. Для этих целей предполагается создать отдельную экспертную комиссию.
На свидание — с мамой?
— А как же белые ночи? Гулять вдоль рек и каналов, любоваться разводкой мостов — всего этого нам будет нельзя? Или на свидание с любимой девушкой брать своего папу и ее маму? — петербургские подростки на сообщение о законопроекте реагируют более чем удивленно.
— Мы летом, например, во дворе с пацанами в футбол играем допоздна. Бывает, и до полуночи. Родители, если что, всегда могут с балкона выглянуть, убедиться, что я тут. Не пойму, зачем это все нужно? — пожимает плечами шестнадцатилетний Игорь.
Не понимают и многие родители, считающие новую инициативу неэффективной и слабо проработанной.
— Есть семьи, которые и так следят за своими детьми, на них и ляжет тяжесть нового закона. А те, кто никогда о ребенке не заботился, не будут обращать на него внимание и дальше, — говорит Марина Алексеева, мать двоих несовершеннолетних детей. — Просто взять и запретить детям появляться на улице — глупо, должны быть нюансы, исключения. Ситуации ведь бывают разные.
Впрочем, об исключениях авторы законопроекта не забыли. В тексте документа их три: гулять по городу ночь напролет подросткам позволяется в Новый год, во время празднования выпускных вечеров и торжественных мероприятий, организованных властями Петербурга.
Празднование же каких-то семейных дат с участием несовершеннолетних, видимо, предполагает теперь сугубо домашнюю форму, ведь кафе и баров, где бы не продавали алкоголь, попросту не существует. А отмечать юбилей дяди или бабушки, условно говоря, в кафе «Мороженое» — совершенно неправдоподобный вариант.
«Комендантский час» для подростков был введен в России еще в 2008 году. Закон «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» гласил, что дети до семи лет не могут появляться в общественных местах без сопровождения родителей круглосуточно, в возрасте от семи до шестнадцати — с 22.00 до 06.00. Год спустя были внесены изменения: определение возраста, времени и прочих параметров ограничений отдали на откуп региональным властям.
Сейчас ограничения для детей приняты во всех регионах Северо-Запада с небольшими вариациями. Так, в Архангельской области установлен самый маленький штраф для родителей подростков-полуночников — от 100 до 500 рублей. И там же — самый большой для владельцев торговых и развлекательных заведений, обслуживающих детей в неурочное время, — до 100 тысяч.
Правоохранители в своих комментариях обычно утверждают, что эта мера оправданная и полезная. Мол, родители благодарят полицейских, когда они приводят домой загулявших детей. А в статистике уменьшается количество подростков — фигурантов преступлений, как в качестве потерпевших, так и правонарушителей.
— У нас такой закон действует около четырех лет, и эффект, безусловно, есть, — говорит помощник прокурора Новгородской области по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних Дмитрий Шеремета. — Владельцы кафе, баров, развлекательных заведений начали понимать, что выставить подростков за дверь проще, чем оплачивать штрафы. Поэтому детей, гуляющих по ночам, действительно стало меньше. Кроме того, работа в рамках закона о «комендантском часе» пересекается с работой по профилактике детской безнадзорности.
В Калининградской области за 10 месяцев 2013 года было составлено 720 административных протоколов, которые направлены на рассмотрение в мировые суды. Заместитель начальника отдела организации работы участковых и по делам несовершеннолетних регионального УМВД Светлана Осмоловская заверяет, что толк от ночного патрулирования улиц есть. Несовершеннолетних, любящих тусоваться в неурочное время, становится меньше, снижается и количество правонарушений, совершаемых подростками под покровом темноты. Но «комендантский час» натолкнулся на очередную юридическую заковыку. Калининградским депутатам необходимо определиться с понятием «ночное время». В Трудовом кодексе и федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» этот период времени обозначен с 22.00 до 06.00. Решение о внесении поправки в региональный закон пока не принято.
Протоколы признают недействительными
В ближайшем будущем эта работа, скорее всего, пойдет на спад. По неофициальной информации, которую подтвердили в органах внутренних дел и администрациях нескольких регионов СЗФО, в последние несколько недель сотрудники управлений МВД перестали штрафовать нарушителей «комендантского часа».
Дело в том, что МВД — это федеральная структура, и она должна обеспечивать соблюдение федеральных законов. А законы, запрещающие детям разгуливать в ночное время, региональные. Штрафы за нарушение прописаны в областных кодексах об административных правонарушениях.
Раньше полицейские штрафовали владельцев баров, где по ночам развлекаются дети, и нерадивых родителей, невзирая на нестыковки в законодательстве. Но сейчас суды все чаще признают протоколы, выписанные сотрудниками органов внутренних дел, недействительными. И по управлениям МВД прокатилось внутреннее распоряжение — не связываться с областными законами о «комендантском часе».
По логике, теперь заниматься несовершеннолетними ночными гуляками в рамках региональных законов будут органы местного самоуправления. Однако возможности муниципальных администраций сильно ограничены в сравнении с органами внутренних дел. К тому же сложно представить муниципального чиновника, который каждую ночь ходит по барам в поисках несовершеннолетних посетителей.
Марина Зверева, уполномоченный по правам ребенка в Карелии:
— Закон о «комендантском часе» для несовершеннолетних я считаю оправданным и важным. Он успешно работает в Карелии. Дети после 22.00 должны быть дома. Это дисциплинирует подростков. Кстати, на одной из встреч ребята сами говорили, что нормально относятся к закону. Это дисциплинирует и родителей. Они должны знать, где находится их ребенок. Мы часто говорим о правах и обязанностях детей, так вот этот закон как раз и приучает их к исполнению обязанностей и соблюдению общественных норм.
Светлана Агапитова, уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге:
— Вообще-то, во всех федеральных законах подразумевается презумпция добросовестности родителей. И привлекать их к ответственности в данном случае — чересчур. Мы можем вносить какие угодно изменения в законы, но воспитание — дело родителей и их право. Государство должно просвещать и рекомендовать, а не придумывать карательную систему. Мы в любом случае не можем запретить родителям делать то, что они считают нужным. А выгонять детей со стадионов, кафе, парков — это просто смешно.
Николай Дзюба, социолог:
— На первый взгляд инициатива выглядит разумной и обоснованной заботой о подрастающем поколении. Однако эффект от подобных запретительных мер неочевиден, а сами они труднореализуемы.
Сразу бросается в глаза, сколько требуется сил и времени на поддержание такого закона в «рабочем состоянии». Для начала все общество должно состоять сплошь из бдительных граждан, немедленно сообщающих в органы о любом несовершеннолетнем в неположенном месте. Однако число сознательных взрослых может оказаться ниже предполагаемого авторами законопроекта. Значит, полиции и судам придется выявлять и наказывать несознательных граждан, не сообщивших куда следует о несознательных детях.
Можно представить, как обрадуются сотрудники органов опеки и правоохранители. Первых обяжут устраивать патрули, вторым добавят новое задание: ловить всех несовершеннолетних, а также искать тех самых нехороших взрослых, умолчавших о детях-нарушителях. Такие условия — не только серьезная нагрузка на перегруженную бюрократией систему, но и благодатная почва для превышения должностных полномочий.
В итоге мы получаем популистский документ, усиливающий бюрократизацию и мало помогающий самим детям. Опасность ждет подростков не в ночных клубах, куда их по идее и так не должны пускать. Она таится в подъездах, подворотнях, в неблагополучных семьях. А малолетние хулиганы с улиц никуда не денутся — запрет только усилит их азарт. Знаете, как трудно поймать удирающего подростка? Почти невозможно.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: http://rg.ru/2013/11/28/reg-szfo/negulyaniya.html
Юрист: стаж 15 лет
Образование: Воронежский Государственный Университет
Специализация: Гражданское право