Содержание
- 1 Полномочия ликвидационной комиссии при ликвидации ООО
- 2 Ликвидационная комиссия обязана
- 3 Ликвидационная комиссия: порядок ее образования
- 4 Если бухгалтер становится ликвидатором компании
- 5 Энциклопедия решений. Полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатора) АО
- 6 Как назначается ликвидационная комиссия? Каковы основные обязанности ликвидатора ООО?
- 7 Ликвидационная комиссия — формирование, состав, полномочия
Полномочия ликвидационной комиссии при ликвидации ООО
Ликвидационная комиссия ООО назначается одновременно с принятием решения о ликвидации или сразу после него. Состав ликвидационной комиссии выбирается теми, кто принял основное решение: учредителями (участниками) общества, должностными лицами налоговой инспекции, конкурсными кредиторами или судом. Это может быть единственный ликвидатор либо ликвидационная комиссия с председателем (руководителем) во главе: количество ликвидаторов не влияет на их полномочия и не зависит от количества учредителей юридического лица.
Обязанности ликвидационной комиссии
Ликвидационная комиссия приобретает свои полномочия сразу после вынесения соответствующего решения или с даты, указанной в решении о ликвидации ООО. Главными задачами комиссии являются соблюдение интересов предприятия, погашение его обязательств перед кредиторами и документальное оформление процесса ликвидации. Рассмотрим порядок действий ликвидационной комиссии.
1. Составление плана ликвидации
Если в решении о ликвидации и/или в протоколе к нему не установлены точные сроки ликвидационного процесса и ответственные лица, то ликвидационный план составляет ликвидационная комиссия. В плане указываются периоды прохождения каждого этапа: выявление активов, направление документов в регистрационный орган, порядок извещения кредиторов. Исходя из плана рассчитывается дата извещения работников о предстоящем увольнении. План действий ликвидационной комиссии также может содержать в себе порядок принятия решений, график работы самой комиссии и предварительные расчеты расходов на ликвидацию.
2. Уведомление о начале ликвидационного процесса
Форма № Р15001, подаваемая в налоговую инспекцию, служит основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о нахождении ООО в стадии ликвидации и назначении членов ликвидационной комиссии. Эта форма должна быть подписана уполномоченным лицом, и вопрос об определении такого уполномоченного лица даже получил отдельное разъяснение регистрационных органов.
Ранее обязанность по извещению ИФНС возлагалась на учредителей как на правообладателей имущества предприятия и на генерального директора — лицо, уполномоченное действовать от имени общества без доверенности, поскольку о правомочности ликвидационной комиссии ИФНС узнавала только из уведомления по форме № Р15001.
Однако со временем законодатель установил, что принятие решения о ликвидации ООО имеет большую силу, чем факт регистрации такого решения. Поэтому к обязанностям ликвидационной комиссии добавилась подача уведомления о начале регистрационного процесса, которое подписывает ликвидатор или председатель ликвидационной комиссии.
Форма № Р15001 должна быть направлена в ИФНС в течение 3 рабочих дней с момента принятия решения о ликвидации.
3. Публикация сведений о начале ликвидации
На ликвидационную комиссию возложена обязанность по направлению в Вестник государственной регистрации заявки на размещение сведений о начале в компании ликвидационного процесса. Объявление должно содержать информацию о том, является ли ликвидация добровольной или производится в принудительном порядке по решению регистрационного органа, либо компания находится в процессе банкротства. Главной частью объявления являются сведения об адресе ликвидатора, принимающего информацию о наличии у ООО неисполненных обязательств, и о сроках, в течение которых такую информацию возможно направить (не менее 2 месяцев с момента публикации).
4. Оповещение кредиторов
Ликвидационная комиссия обязана сообщить о начале ликвидации ООО всем известным кредиторам, не заявившим свои требования после публикации объявления в Вестнике государственной регистрации.
Срок направления сообщений зависит от того, как быстро нужно закрыть организацию: кредиторы вправе предъявлять свои требования в течение 2 месяцев с момента извещения. Оповещение кредиторов может производиться как заказными почтовыми отправлениями, так и вручением уведомлений через курьеров, важна подпись кредитора или его представителя, свидетельствующая о надлежащем извещении.
К кредиторам относятся и работники ООО, их необходимо предупредить о грядущем увольнении также за 2 месяца и включить в реестр требований кредиторов размер выходного пособия.
5. Проведение инвентаризации
Ликвидационная комиссия проводит инвентаризацию с двумя целями: чтобы определить возможность погашения долгов предприятием и чтобы оценить размер денежных средств, которые могут быть переданы учредителям после ликвидации.
За основу принимаются сведения предыдущей инвентаризации (она должна проводиться не реже одного раза в год). Инвентаризация осуществляется не только в отношении материальных объектов, но также проверяются ценные бумаги и расчетная документация. Для проведения инвентаризации ликвидатор вправе привлечь стороннюю организацию, в том числе специалистов по оценке.
6. Составление промежуточного ликвидационного баланса
Когда два месяца с момента извещения кредиторов истекли, ликвидационная комиссия получает право сдать в ИФНС промежуточный ликвидационный баланс — такой бухгалтерский баланс, который отражает финансовое состояние компании, использующей заемные средства. Если активы больше пассивов, ликвидация организации продолжается в обычном порядке, если же задолженность превышает размер имущества, ликвидатор обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о начале процедуры упрощенного банкротства.
Ликвидационный баланс, согласно которому у компании нет непогашенных обязательств, признается окончательным. Такая компания может быть ликвидирована после подачи заявления по форме № Р16001.
7. Взыскание дебиторской задолженности
Ликвидируемое общество с ограниченной ответственностью не только должно исполнить свои обязательства по договорам, но вправе требовать того же от третьих лиц. Ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд (или в суд общей юрисдикции, если должник — физическое лицо) за взысканием денежных средств по просроченным обязательствам в пользу предприятия. Кстати, если неоконченные судебные разбирательства с ООО в качестве ответчика препятствуют подготовке промежуточного и окончательного ликвидационного баланса, то иски, по которым ООО выступает в роли истца, если долгов перед кредиторами у ООО нет, могут быть рассмотрены и после завершения ликвидации в порядке правопреемства.
Если срок исполнения по договорам в пользу ООО не наступил, стороны вправе обсудить новые условия договора. Также ООО вправе уступить право требования по договорам или судебным решениям третьим лицам.
8. Продажа имущества организации
Имущество может быть предложено напрямую кредиторам, либо продано в целях получения денежных средств для возврата долгов. Имущество дороже 100 тысяч рублей выставляется на торги, продажа имущества с инвентаризационной стоимостью больше 10% от размера уставного капитала реализуется с согласия учредителей ООО.
Распродажа имущества может проводиться и при достаточном количестве денежных средств для погашения обязательств во избежание споров между учредителями относительно передачи одному из них имущества в счет доли в уставном капитале или распределенной прибыли.
9. Расчеты с кредиторами
Это основная работа ликвидационной комиссии. Кредиторам необходимо заплатить и получить подтверждающий документ, либо с кредиторами нужно договориться об иных способах списания задолженности (например, о переводе долга на учредителя — это дешевле, чем ликвидация через банкротство с привлечением учредителя к субсидиарной ответственности).
10. Составление документов об окончании ликвидационного процесса
После того как долги ООО погашены, а права требования к дебиторам подтвердились вступившими в законную силу решениями суда, наступает время подготовки окончательного ликвидационного баланса. Он направляется в налоговую инспекцию (в Москве это межрайонная ИФНС № 46) вместе с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме № Р16001.
После получения листа записи из ЕГРЮЛ об исключении юридического лица из реестра миссия ликвидационной комиссии считается выполненной. Оставшееся имущество учредители поделят самостоятельно.
Права ликвидационной комиссии
Ликвидационная комиссия с момента ее назначения при вынесении решения о ликвидации приобретает полномочия руководителя юридического лица и соответствующие права.
1. Принятие решений по текущим вопросам деятельности
Ликвидатор управляет текущими делами организации, поэтому часто в ликвидационную комиссию включают учредителей ООО и главных бухгалтеров. Впрочем, в стадии ликвидации активность производственной деятельности снижается и обычно глобальных решений принимать не приходится, за исключением решения об увольнении работников предприятия.
2. Представление интересов в суде и государственных органах
Ликвидационная комиссия, в частности отдельные ликвидаторы, приобретает право выступать в судебных процессах в защиту ООО и выдавать соответствующие доверенности другим лицам.
Председатель ликвидационной комиссии уполномочен подписывать налоговые декларации, запрашивать от имени компании информацию, отвечать на запросы органов государственной и муниципальной власти. Также ликвидатор имеет право подписывать договоры от лица ООО.
3. Управление имуществом компании
Ликвидационная комиссия имеет право принимать решения в отношении материальных и нематериальных активов компании, распоряжаться ими по своему усмотрению, в том числе оценивать их стоимость и продавать.
Ликвидаторы вправе закрывать и открывать расчетные счета юридического лица. В завершающей части ликвидационного процесса они организуют хранение имущества и документации компании.
Основные нормативные документы:
- Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ;
- Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Правовой центр «Аспект» оказывает услуги по сопровождению регистрационного и ликвидационного процессов в Москве. Нужно быстро закрыть ООО, подготовить ликвидационный баланс и привести в порядок бухгалтерию? Звоните +7 (495) 768-41-96 (доб. 128) и +7 (925) 768-41-96.
Источник: http://pcaspekt.ru/polnomochiya-likvidatsionnoy-komissii-pri-likvidatsii-ooo/
Ликвидационная комиссия обязана
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Каков порядок ликвидации ООО и распределения имущества ликвидируемого ООО в пользу единственного участника?
1. В соответствии с п. 1 ст. 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон N 14-ФЗ) общество с ограниченной ответственностью (далее — ООО, общество) может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ, с учетом требований Закона N 14-ФЗ и устава общества. Порядок ликвидации общества определяется Гражданским кодексом РФ и другими федеральными законами (п. 5 ст. 57 Закона N 14-ФЗ).
В Гражданском кодексе РФ основания и порядок ликвидации юридического лица установлен ст.ст. 61-64.1.
В процедуре ликвидации юридического лица, в том числе ООО, можно выделить следующие этапы:
— принятие уполномоченным органом решения о ликвидации, назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора);
— сообщение о принятом решении в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (регистрирующий орган) для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ);
— публикация сообщения о ликвидации, порядке и сроке заявления требований кредиторами;
— составление промежуточного ликвидационного баланса;
— осуществление расчетов с кредиторами;
— составление ликвидационного баланса;
— государственная регистрация ликвидации юридического лица.
Остановимся на каждом этапе более подробно.
1. Принятие решения о ликвидации, назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора)
2. Уведомление о принятых решениях регистрирующего органа
3. Публикация сообщения о ликвидации, порядке и сроке заявления требований кредиторами. Составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса
4. Составление и утверждение ликвидационного баланса
5. Государственная регистрация ликвидации общества
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Ликвидация ООО;
— Энциклопедия решений. Порядок ликвидации юридического лица;
— Энциклопедия решений. ООО с одним участником;
— Энциклопедия решений. Формирование промежуточного ликвидационного и ликвидационного баланса;
— Энциклопедия решений. Распределение имущества ликвидируемого ООО между его участниками.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Иванов Александр
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Источник: http://www.garant.ru/consult/civil_law/1213758/
Ликвидационная комиссия: порядок ее образования
Жизненный цикл юридического лица неразрывно связан с экономической обстановкой в стране и начинается с решения о его создании, и завершается ликвидацией.
Последовательность действий для последнего этапа устанавливается:
- Гражданским кодексом Российской Федерации (часть 1),
- Федеральным законом от 26декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»,
- Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»,
- Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Но действующим законодательством регулируются не все вопросы, возникающие при ликвидации организации. Попробуем разобраться в этой процедуре.
Что такое ликвидационная комиссия (ликвидатор)
Российским законодательством не предусматривается четкого определения рассматриваемого института, порождая множество трактовок данного понятия.
Наиболее точно можно сказать, что ликвидационная комиссия (ликвидатор) – это временный орган, формируемый для процедуры ликвидации хозяйствующего субъекта, получающий все полномочия исполнительных органов по управлению ликвидируемой организацией.
Порядок образования ликвидационной комиссии, назначения ликвидатора
Решение о ликвидации хозяйствующего субъекта принимается учредителями юридического лица или иным органом, указанным в уставе, либо единственным участником общества.
- Протокол комиссии о ликвидации — скачать.
- Решение единственного участника ООО о ликвидации — скачать.
Уведомление о таком решении необходимо заверить у нотариуса и в течение трех рабочих дней направить регистрирующему органу (налоговому органу) по месту нахождения юридического лица, для внесения сведении о созданной комиссии в ЕГРЮЛ.
Все формы документов, представляемые в налоговую службу можно найти в Приказе ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@ »Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».
Этим же нормативным правовым актом признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».
О процедуре ликвидации обязательно уведомляется банк, в целях внесения в учетную карточку хозяйствующего субъекта соответствующих сведений и информации о председателе комиссии.
Состав ликвидационной комиссии, ее председатель
Ликвидационная комиссия формируется посредством издания локального акта, содержащего перечень полномочий, передаваемых данному органу.
Действующим законодательством не определены требования к членам комиссии (ликвидатору), поэтому на практике ими являются заинтересованные работники организации – учредители, бухгалтеры, юристы, руководители.
Кроме того, в указанном акте определяется кто станет председателем ликвидационной комиссии, на которого возлагаются обязанности по осуществлению организации и контроля деятельности всей комиссии, а также по подписанию издаваемых ею актов. В роли председателя зачастую выступает бывший руководитель юридического лица.
Процедура ликвидации организации достаточна сложная и запутанная для непосвященного человека, поэтому в настоящее время существует множество фирм, предлагающих соответственные услуги.
Конечно, уровень профессионализма у таких специализированных организаций гораздо выше, чем у сотрудников ликвидируемого юридического лица, но необходимо учитывать и увеличение финансовых затрат на обеспечение их деятельности.
Об окончании формирования ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора) необходимо уведомить налоговый орган.
Полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатора)
Итак, решение о ликвидации принято, ликвидационная комиссия во главе с председателем или ликвидатор назначены, теперь именно они должны соблюдать порядок определенных законодательством процедур.
Следующим шагом является публикация в журнале «Вестник государственной регистрации» сообщения о начале ликвидации организации, содержащего следующие сведения:
- полное наименование юридического лица;
- ОГРН;
- ИНН, КПП;
- место нахождения;
- реквизиты решения о ликвидации;
- порядок, сроки, а также контактную информацию для заявления требований кредиторов.
Необходимо отметить, что срок для публикации такого уведомления действующим законодательством не предусмотрен, однако срок для заявления кредиторских требований, который не может быть меньше двух месяцев, начинает течь именно с этого момента.
Комиссия должна принимать и иные меры, направленные на поиск и уведомление кредиторов в письменной форме с указанием срока предъявления требований. Копии таких уведомлений следует хранить в организации.
Ликвидационный баланс, отражающий финансовое состояние организации, составляется комиссией по истечении двух месяцев со дня публикации. Подготовка такого баланса позволит оценить размер имущества юридического лица, его активов и пассивов, дебиторской и кредитной задолженностей, а также соотношение этих показателей.
Председатель ликвидационной комиссии обязан уведомить регистрирующий орган о готовности баланса, а также направить следующий комплект документов:
- заявление о гос.регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией;
- ликвидационный баланс, утвержденный лицами, принявшими решение о ликвидации;
- квитанция об уплате госпошлины.
- скачать заявление о гос. регистрации — здесь.
- скачать ликвидационный баланс — здесь.
Подлинность подписи заявителя на уведомлении и заявлении должна быть нотариально заверена.
С 2015 года с организаций снята обязанность по уведомлению органов Пенсионного фонда о ликвидации, и документ о представлении сведений в данный орган, может быть получен налоговым органом в рамках межведомственного сотрудничества.
Данный комплект документов может быть направлен в регистрирующий орган одним из следующих способов:
- руководителем ликвидационной комиссии лично;
- представителем при наличии нотариально заверенной доверенности;
- почтовым отправлением;
- в электронном виде посредством сервиса на сайте nalog.ru.
Деятельность ликвидационной комиссии направлена, не на улучшение финансового состояния общества, а на поддержание законности и соблюдение прав и законных интересов общества и его кредиторов в ходе процедуры ликвидации, поэтому можно выделить следующие, еще не рассмотренные, полномочия:
- сбор дебиторской задолженности;
- управление собственностью организации, инвентаризация и оценка имущества;
- перевод средств хозяйствующего субъекта на один счет, закрытие остальных счетов;
- защита интересов организации в суде;
- выдает доверенности;
- принятие решений об увольнении работников;
- передача документов организации в архив.
Ответственность ликвидационной комиссии (ликвидатора)
Полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатора) довольно обширны, поэтому предусматривается и ряд жестких требований, например в отношении самого порядка ликвидации.
Так, в случае нарушения, установленного действующим законодательством порядка, на виновное лицо возлагается обязанность по возмещению убытков юридическому лицу, а также его кредиторам.
Кроме того, банкротство является отдельной и более тщательно регулируемой процедурой, поэтому законодательством предусматривается, что несообщение о появлении у организации признаков неплатежеспособности в десятидневный срок влечет субсидиарную ответственность таких лиц, уголовным законодательством также предусматривается ответственность за неправомерные действия при банкротстве.
Решение о смене члена ликвидационной комиссии (ликвидатора) также можно отнести к одной из форм ответственности. Такое решение может быть принято:
- на общем собрании учредителей, в связи с некачественным исполнением предусмотренных обязанностей (оформляется протоколом);
- судом при открытии процедуры банкротства;
- лицом самостоятельно.
В случае смены председателя комиссии (ликвидатора) необходимо направить указанное решение совместно с уведомлением в регистрирующий орган, в иных случаях дополнительного оповещения не требуется.
Таким образом, в действующем законодательстве осталось много пробелов в регулировании порядка формирования и функционирования ликвидационных комиссий (ликвидаторов), но при должной внимательности данная процедура представляется не такой запутанной.
Ликвидационная комиссия согласно Гражданскому Кодексу
На видео ниже разъясняются наиболее важные законодательные моменты, касающиеся порядка формирования ликвидационной комиссии.
Источник: http://votbankrot.ru/predpriyatie/likvidaciya/komissiya.html
Если бухгалтер становится ликвидатором компании
Видео (кликните для воспроизведения). |
За первое полугодие 2018 года (по данным ФНС), в России, в связи с ликвидацией, прекратили свою деятельность 969,9 тыс. юрлиц.
Прекращение деятельности юридического лица по желанию участников обязательно сопровождается назначением Ликвидатора или ликвидационной комиссии, которые выполняют функции органа управления компании на протяжении процесса ее ликвидации. Назначается Ликвидатор общим собранием, а полномочия и ответственность Ликвидатора при ликвидации общества, устанавливаются законодательством.
При назначении Ликвидатора, обязательно учитывается квалификация претендента в сфере бухгалтерского учета и налогового права. Чаще всего на должность Ликвидатора приглашают главных бухгалтеров, имеющих опыт практической работы в данной отрасли.
При этом оплата за выполнение работы по ликвидации общества предлагается довольно низкая (от 10 до 50 тыс. руб.), что абсолютно не соответствует той ответственности, которую несет Ликвидатор. Но многие бухгалтера соглашаясь быть Ликвидатором, не задумываются о возможных последствиях.
Итак, рассмотрим кто такой Ликвидатор, его права и обязанности:
После принятия решения о прекращении деятельности юридического лица и выбора Ликвидатора, последний получает все полномочия по управлению.
- Сдать бланк Р15001 в течение 3 дней с момента утверждения;
- Опубликовать сообщение в СМИ о прекращении функционирования Общества;
- Провести все возможные мероприятия, направленные на выявление кредиторов и письменно сообщить им о закрытии фирмы;
- Предпринять меры для погашения дебиторской задолженности;
- Подготовить и сдать промежуточный ликвидационный баланс;
- Письменно сообщить о начале процедуры работникам компании;
- Продать имущество при нехватке денежных средств на погашение долгов;
- Принять меры к возбуждению дела о банкротстве при обнаружении признаков несостоятельности;
- Передать оставшееся имущество участникам;
- Передать в архив документы, подлежащие дальнейшему хранению (например, кадровые);
- Подготовить и сдать итоговый ликвидационный баланс с формой Р16001.
Только после исключения компании из ЕГРЮЛ работа Ликвидатора фактически заканчивается, однако претензии к нему могут быть предъявлены до истечения сроков давности по соответствующим спорам.
Согласно закону, ответственность ликвидатора наступает в следующих случаях:
— когда действия Ликвидатора привели к причинению убытков кредиторам или участникам общества. Основные нормы для этого основания — статьи 53.1 и 64.1 ГК. Они предусматривают, что к гражданской ответственности после требования учредителей или кредиторов компании привлекаются члены ликвидационной комиссии (единоличный ликвидатор) и на них возлагается обязанность возместить нанесенный имущественный ущерб.
— когда Ликвидатор обнаружил признаки несостоятельности юридического лица при составлении промежуточного баланса и не подал заявление об инициировании процедуры банкротства в арбитражный суд. В этом случае наступает субсидиарная ответственность в порядке ст. 399 ГК и ФЗ «О банкротстве». Суть субсидиарных мер заключается в том, что если собственного имущества компании не хватает для погашения долгов перед кредиторами, дополнительно по их требованию могут накладываться взыскания на личное имущество Ликвидатора.
Поэтому на практике все судебные споры привлечения Ликвидатора должника к субсидиарной ответственности связаны с установлением даты возникновения обязанности по самостоятельной подаче заявления о банкротстве.
Для ликвидатора — 10 дней для подачи заявления с момента наступления одного из перечисленных ниже обстоятельств:
- удовлетворение требований одних кредиторов приводит к невозможности исполнения других;
- обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника;
- есть непогашенная в течение 3-х месяцев задолженность перед работниками;
- должник имеет признаки неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества.
— когда есть признаки банкротства и Ликвидатор преднамеренно скрывает или уничтожает имущество юридического лица, информацию о нем или его месторасположение, имущественные права и обязанности, фальсифицирует, скрывает, уничтожает бухгалтерскую или другую учетную документацию; неправомерно удовлетворяет требования отдельных кредиторов. Если названные действия привели к причинению ущерба в крупном размере, они влекут за собой уголовную ответственность по ст. 195 УК. К ликвидатору могут быть применены такие меры ответственности, как штраф, ограничение или лишение свободы, принудительные работы, арест.
Кроме того, может быть и административная ответственность Ликвидатора:
— Просрочка передачи в ИФНС формы Р15001 обойдется в 5000 рублей по ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ. Необходимо понимать, что в процессе деятельности ЛК форма Р15001 подается дважды.
Второй раз она представляется при утверждении промежуточного ликвидационного баланса. Как следствие, второе нарушение будет «стоить» еще 5000 руб.
— Если Ликвидатор по какой-либо причине не представит в ИФНС форму Р15001, то последует привлечение уже по ч.4 ст.14.25 КоАП РФ, которая предусматривает штраф до 10000 руб.
— Неисполнение обязанности по хранению документов Ликвидатора можно привлечь к ответственности по ст. 13.25 КоАП РФ до 5000 руб.
Ответственность Ликвидатора может быть административной, гражданской и уголовной. В рамках гражданской, происходит имущественное возмещение убытков или погашение долгов юридического лица, при уголовной, Ликвидатор может получить более строгое наказание.
Если вы согласились быть Ликвидатором юридического лица, просчитайте все возможные негативные последствия (особенно если вы в курсе «необычной» деятельности ликвидируемого общества) и соотнесите с предлагаемой вам оплатой.
Источник: http://www.klerk.ru/buh/articles/479883/
Энциклопедия решений. Полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатора) АО
Полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатора) АО
С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) АО к ней переходят все полномочия по управлению делами общества. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) от имени ликвидируемого акционерного общества выступает в суде (п. 4 ст. 62 ГК РФ, п. 3 ст. 21 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», далее — Закон об АО).
Это означает, что при назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) полномочия органов управления общества (директора, правления и т.д.) прекращаются (см. также постановление Девятнадцатого ААС от 31.01.2007 N А36-1681/2006).
С момента такого назначения председатель ликвидационной комиссии или ликвидатор осуществляет тот же объем полномочий, что и единоличный исполнительный орган АО: он вправе представлять интересы общества без доверенности, совершать сделки от имени АО, представлять интересы АО в отношениях с его работниками, принимать решения по иным вопросам, связанным с руководством текущей деятельностью общества (п. 2 ст. 69 Закона об АО, постановление Тринадцатого ААС от 22.10.2012 N 13АП-16725/12).
Внимание
Общее собрание акционеров как высший орган управления АО и в период деятельности ликвидационной комиссии (ликвидатора) сохраняет полномочия, непосредственно обусловленные проведением ликвидационных мероприятий, в частности, утверждает промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс, который составляется по завершении расчетов с кредиторами (п.п. 2, 6 ст. 63 ГК РФ, п.п. 4, 7 ст. 22 Закона об АО, см. также определение Конституционного Суда РФ от 16.02.2006 N 51-О).
К полномочиям ликвидационной комиссии (ликвидатора) АО относятся:
— выявление кредиторов АО, их уведомление в письменной форме о ликвидации общества;
— проведение инвентаризации имущества АО, получение дебиторской задолженности;
— составление промежуточного ликвидационного баланса;
— продажа имущества общества в случае, если имеющихся у АО денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов;
— расчеты с кредиторами АО;
— передача акционерам имущества общества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов;
— увольнение работников общества в соответствии с установленным порядком (уведомление о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией АО, оформление прекращения трудовых отношений, выплата выходного пособия и т.д.) (ст. 63 ГК РФ, ст. 22 Закона об АО, п. 1 части первой ст. 81, часть первая ст. 178, часть вторая ст. 180 Трудового кодекса РФ, п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, постановление Девятнадцатого ААС от 16.07.2013 N 19АП-2818/13).
Члены ликвидационной комиссии (ликвидатор) АО обязаны действовать в интересах общества добросовестно и разумно. Они обязаны возместить акционерному обществу убытки, причиненные по их вине. От ответственности в виде возмещения убытков освобождаются члены ликвидационной комиссии, которые голосовали против решения, повлекшего причинение обществу убытков, или, действуя добросовестно, не принимали участия в голосовании (п. 3 ст. 53, п.п. 1, 2 ст. 53.1 ГК РФ).
Если при проведении ликвидации АО стало отвечать признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества, ликвидационная комиссия АО обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением должника в течение десяти дней с момента выявления каких-либо из этих признаков. При невыполнении этого требования члены ликвидационной комиссии несут субсидиарную ответственность по обязательствам общества, которые возникли по истечении упомянутого десятидневного срока (п. 3 ст. 9, п. 2 ст. 10, п. 2 ст. 224 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
Источник: http://base.garant.ru/58078315/
Как назначается ликвидационная комиссия? Каковы основные обязанности ликвидатора ООО?
Гражданский кодекс РФ не предусматривает особых правил для формирования ликвидационной комиссии. В статье 62 ГК РФ имеет лишь указание на обязательность ее назначения участниками ООО после принятия решения о ликвидации своего предприятия. При этом срок, в течение которого необходимо назначить лиц, осуществляющих ликвидацию, тоже в законе не прописан.
Помимо этого, указанные правовые нормы не содержат и указаний на то, когда необходимо выбрать ликвидационную комиссию, а в каких случаях можно назначить одного человека – ликвидатора. По общему правилу участники самостоятельно определяют, кого именно они назначат для ликвидации организации, и в какой момент это сделают.
Также законодательство не запрещает назначать ликвидатором или членами и председателем ликвидационной комиссии одного или нескольких участников ООО.
После назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят все полномочия по управлению ликвидируемым юридическим лицом. Она, по сути, становится единоличным исполнительным органом предприятия.
В отличие от порядка назначения, обязанности лиц, ответственных за ликвидацию, четко прописаны в нормах Гражданского кодекса. Так, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать разумно и добросовестно в интересах ликвидируемого предприятия и его кредиторов.
Именно на ликвидаторов возложены обязанности по выявлению и уведомлению кредиторов общества с ограниченной ответственности. Для этого они публикую сообщение о порядке ликвидации организации и сроках принятия требований от кредиторов в СМИ («Вестнике государственной регистрации) и направляют каждому кредитору личные заказные письма с уведомлением о вручении.
Также ликвидационная комиссия:
-
Принимает меры к получению дебиторской задолженности.
Выступает от имени юридического лица в суде или представляет его интересы в государственных органах.
После истечения срока заявления кредиторами своих требований и выявлению всех активов предприятия составляет промежуточный ликвидационный баланс.
Осуществляет продажу имущества предприятия в том случае, если денежных активов организации недостаточно для погашения всех долгов.
Производит расчет с кредиторами в порядке очередности, установленной законодательством нашей страны.
При выявлении недостаточности денежных активов и имущества ООО для погашения всех долгов подает в арбитражный суд заявление о признании должника банкротом.
Составляет окончательный ликвидационный баланс.
Только председатель ликвидационной комиссии или ликвидатор ООО вправе обратиться в налоговую службу для внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении предпринимательской деятельности после завершения процедуры ликвидации.
Если вы хотите начать добровольную ликвидацию ООО, воспользуйтесь нашим сервисом «Заполнить формы для ликвидации ООО онлайн». Это позволит вам:
-
Избежать ошибок в оформлении необходимых для закрытия компании документов (сервис автоматически заполняет бланки, а правильность их составления проверяется нашими юристами).
Сократить время на сбор всех нужных бумаг (вам не нужно выбирать время для обращения в юридическую контору, сервис доступен круглосуточно и работает без выходных и праздников).
При этом вам не придется бояться отказа налоговых органов в совершении регистрационного действия, потому что документы, оформленные через наш сервис, уже неоднократно проверены при ликвидации ООО в налоговых инспекциях по всей стране.
Ликвидировать ООО в строгом соответствии с законом? С помощью eRegistrator.ru это просто!
Будем благодарны вам за комментарии к данному материалу. Если вы не нашли ответ на свой вопрос или у вас есть замечания, пожелания, — напишите нам. Для нас очень важно ваше мнение!
Ликвидационная комиссия — формирование, состав, полномочия
Решение о ликвидации и создание ликвидационной комиссии
Ликвидация компании — весьма длительная процедура. Гражданским кодексом РФ установлена обязанность учредителей или других лиц, решивших начать ликвидацию, уведомить об этом уполномоченные органы. Это обусловлено следующими целями:
- защита прав третьих лиц;
- исключение каких-либо неправомерных действий со стороны организации, находящейся в процессе ликвидации;
- надлежащий надзор со стороны контролирующих государственных органов за процедурой.
Из ст. 23 Налогового кодекса РФ от 31.07.1998 № 146-ФЗ следует, что уведомление о ликвидации должно быть отправлено в течение 3 суток после принятия соответствующего решения. Уведомление направляется в территориальную налоговую инспекцию по месту расположения организации. В таком уведомлении должны содержаться сведения о:
- порядке ликвидации;
- порядке заявления требований кредиторами;
- сроках процедуры.
При этом порядок ликвидации определяется лицами, принявшими решение об этом, самостоятельно, но с учетом особенностей юридического лица, с обязательным соблюдением законов. Например, ст. 58 федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ устанавливает, что собственность, которая осталась после всех расчетов, переходит участникам организации. Напротив, ст. 26 федерального закона «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ гласит, что оставшееся имущество должно быть направлено на уставные цели такого объединения.
Информация из уведомления заносится в ЕГРЮЛ и является общедоступной.
Ликвидация организации подразумевает прекращение ее дальнейшей деятельности. Целью ликвидации является не только прекращение деятельности, но и обеспечение в процессе этого законных интересов и прав третьих лиц (кредиторов, работников). При этом ликвидация может происходить как добровольным путем, так и принудительным. В первом случае учредителями компании или иным уполномоченным органом, который решил ликвидировать ее, назначается ликвидатор или ликвидационная комиссия.
Состав ликвидационной комиссии
Законодательством не определен порядок избрания ликвидационной комиссии, не установлены требования по вхождению в этот орган каких-либо определенных работников юридического лица. Однако на практике ситуация складывается таким образом, что в состав ликвидационной комиссии входят:
- бухгалтер;
- юрист;
- экономист;
- сами учредители организации;
- иные лица.
Формирование ликвидационной комиссии происходит путем издания соответствующего акта (приказа), который оглашается ее членам и руководителю. Полномочия по формированию рассматриваемого органа, как правило, относятся к компетенции учредителей компании.
Законами РФ и иными нормативными документами могут предъявляться определенные требования к составу ликвидационной комиссии. Во многом это зависит от организационно-правовой формы, вида юридического лица, его участников. Например, согласно п. 4 ст. 21 федерального закона «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от 26.12.1995, если в акционерном обществе одним из акционеров выступает государство, то в ликвидационную комиссию должен входить представитель органа местного самоуправления или определенного комитета по управлению имуществом.
Ликвидатор или ликвидационная комиссия: права и обязанности
На ликвидатора законом возложены следующие полномочия:
- руководство всеми делами компании — как внешними, так и внутренними;
- публикация в средствах массовой информации объявления о предстоящей ликвидации организации с указанием времени заявления кредиторами претензий (не меньше 2 месяцев);
- выявление лиц, перед которыми у юридического лица есть долги;
- выявление лиц, которые имеют задолженность перед юридическим лицом, и принятие мер по ее погашению;
- представление интересов ликвидируемой организации в отношениях с третьими лицами, в том числе с судебными органами;
- проведение инвентаризации имущественной массы;
- проведение мероприятий, направленных на погашение всех задолженностей ликвидируемой организации перед ее контрагентами, работниками, иными третьими лицами;
- формирование баланса (промежуточного и ликвидационного);
- принятие решения о дальнейшей судьбе имущества организации, оставшегося после полного расчета с кредиторами и иными лицами.
- иные вопросы, относящиеся к компетенции ликвидационной комиссии, направленные на ликвидацию организации.
Цель работы ликвидационной комиссии
После принятия решения о ликвидации полностью меняется цель деятельности компании. То есть если ранее ее основной целью было, например, извлечение дохода, то после указанного решения этой целью становится именно ликвидация. Вся активность юридического лица перенаправляется в это русло. Вместе с тем пока организация не будет занесена в ЕГРЮЛ как прекратившая свою деятельность, она обязана уплачивать налоги и выдавать зарплату работникам. Однако все сделки, которые будет проводить компания, должны быть направлены на расчеты с третьими лицами, кредиторами, работниками.
Например, из определения СК по экономическим спорам Верховного суда РФ от 29 июля 2015 года № 306-КГ15-537 следует, что ликвидационная комиссия или ликвидатор обязаны произвести необходимые мероприятия, направленные на расчет с кредиторами в первоочередном порядке. Эти меры состоят в заблаговременном направлении кредиторам уведомлений о планируемой ликвидации. Если ликвидационной комиссии известно о кредиторах, она обязана направить им соответствующие уведомления.
После принятия указанного выше решения руководитель (исполнительный орган) компании уже не может действовать от ее имени без документа, уполномочивающего его на это. Вместо руководителя все действия по управлению организацией совершает ликвидационная комиссия (ее руководитель).
Устанавливая достаточность имущества для выплаты всем контрагентам, ликвидационная комиссия:
- проводит инвентаризацию;
- находит всех кредиторов и должников;
- формирует ликвидационный баланс (сначала — промежуточный).
Ликвидационный баланс, свидетельствующий о невозможности раздать долги, является основанием для подачи заявления в судебные органы о признании организации банкротом и проведении процедуры банкротства.
Итоги
Ликвидационная комиссия — орган, который можно сравнить с арбитражным управляющим, осуществляющим управление юридическими лицами в процессе банкротства. Однако в отличие от последнего ликвидационная комиссия учреждается не судом, а уполномоченными лицами или органами ликвидируемого юридического лица. А вот сходство их весьма очевидно: и ликвидатор, и арбитражный управляющий имеют целью осуществить расчет с кредиторами, после чего прекратить деятельность организации.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Юрист: стаж 15 лет
Образование: Воронежский Государственный Университет
Специализация: Гражданское право