Содержание
- 1 Статья 68. Ответственность медицинских и фармацевтических работников за нарушение прав граждан в области охраны здоровья
- 2 Статья 98. Ответственность в сфере охраны здоровья
- 3 Глава 4. Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья (ст.ст. 18 — 28)
- 4 Статья 41 Конституции РФ
- 5 Право на жизнь
- 6 Право на здоровье
- 7 Права граждан в области охраны здоровья
Статья 68. Ответственность медицинских и фармацевтических работников за нарушение прав граждан в области охраны здоровья
Статья 68. Ответственность медицинских и фармацевтических работников за нарушение прав граждан в области охраны здоровья
В случае нарушения прав граждан в области охраны здоровья вследствие недобросовестного выполнения медицинскими и фармацевтическими работниками своих профессиональных обязанностей, повлекшего причинение вреда здоровью граждан или их смерть, ущерб возмещается в соответствии с частью первой статьи 66 настоящих Основ.
Возмещение ущерба не освобождает медицинских и фармацевтических работников от привлечения их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
ГАРАНТ:
О возмещении вреда (ущерба) застрахованным в случае оказания некачественной медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования см. Методические рекомендации, утвержденные Федеральным фондом ОМС 27 апреля 1998 г.
Источник: http://base.garant.ru/10104616/6cf34816dc52ae8870d524b8ed6399a5/
Статья 98. Ответственность в сфере охраны здоровья
ГАРАНТ:
Статья 98 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2012 г.
Статья 98 . Ответственность в сфере охраны здоровья
1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут ответственность за обеспечение реализации гарантий и соблюдение прав и свобод в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
2. Медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
3. Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
4. Возмещение вреда, причиненного жизни и (или) здоровью граждан, не освобождает медицинских работников и фармацевтических работников от привлечения их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 98 настоящего Федерального закона
Источник: http://base.garant.ru/77687682/de831bbe6cb5df4f1d1b3ab26f34e6d7/
Глава 4. Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья (ст.ст. 18 — 28)
Глава 4. Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья
> Право на охрану здоровья |
Содержание Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изменениями. |
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Источник: http://base.garant.ru/77686081/39508de81c29ab8e2f1ebbd63918d25c/
Статья 41 Конституции РФ
1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
Комментарий к Статье 41 Конституции РФ
1. Здоровье — одно из высших благ человека, без которого могут утратить значение многие другие блага, возможность пользоваться другими правами (выбор профессии, свобода передвижения и др.). В Уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов. О праве на охрану здоровья и медицинскую помощь говорится в ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.
В целях обеспечения охраны здоровья населения в России принят ряд Федеральных законов: «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, выявленного вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О предупреждении распространения туберкулеза», а также Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РФ», Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан и др. Правительство РФ в соответствии с этим законодательством приняло несколько специальных федеральных программ в области здравоохранения (о них — ниже).
Законодательство РФ устанавливает, что принципами охраны здоровья граждан являются: соблюдение прав человека и гражданина в области здравоохранения и соответствующие государственные гарантии; приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; доступность медико-социальной помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов и учреждений публичной власти, должностных лиц, а также предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.
Для реализации этих принципов в России созданы системы государственного, муниципального и частного здравоохранения*(552). Первые две системы финансируются из соответствующих бюджетов, страховых взносов (из средств ЕСН делаются отчисления на медицину), других поступлений (включая благотворительные). Пациенты, пользующиеся услугами этих медицинских систем, самостоятельно не оплачивают базовые услуги, установленные перечнем Минздравсоцразвития России (они оплачиваются из Федерального фонда обязательного медицинского страхования). Оплачиваться могут медицинские услуги, оказываемые государственными и муниципальными медицинскими учреждениями, если такие услуги не входят в базовый перечень (например, зубное протезирование при определенных условиях). Предприятия, учреждения и организации вправе заключать с государственными и муниципальными медицинскими учреждениями договоры о медицинском обслуживании их работников на возмездной основе (оплачивают предприятия, организации).
Все виды и объем первичной и специализированной медицинской помощи по Федеральному фонду обязательного медицинского страхования в соответствии с утвержденной базовой программой обязательного медицинского страхования оказываются бесплатно (прием у врача при амбулаторном лечении и лекарства при стационарном лечении пациент не оплачивает). Пациенты, пользующиеся услугами по данному Фонду, имеют для этого особый документ — карточку медицинского страхования, выданную от имени исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Бесплатно проводится периодическая диспансеризация населения, бесплатно или за плату определенным категориям лиц делаются профилактические прививки против некоторых эпидемических инфекционных болезней. За плату предоставляются дополнительные виды медицинской помощи, не входящие в базовую программу обязательного медицинского страхования (гомеопатическое лечение, нетрадиционные методы лечения и др.). Выплаты, производимые государством в связи с заболеваниями граждан, периодически индексируются. С 2009 г. Фонд социального страхования увеличил максимальный размер «больничных» до 18 720 руб.*(554)
Конституционный Суд неоднократно рассматривал вопросы иных льгот и социальной поддержки различных слоев населения. В связи с этим Председатель КС РФ В.Д. Зорькин указал на общее правило, которым, по его мнению, руководствовался Суд, а именно: изменения социального законодательства возможны (в том числе в сфере льгот), но «изменения форм, способов социальной защиты должны сопровождаться, во-первых, предоставлением гражданам возможности в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям, во-вторых, созданием компенсаторного механизма, позволяющего устранить либо смягчить негативные последствия такого изменения»*(560).
Особое внимание уделяется охране здоровья детей. В Федеральном законе от 24.07.1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» содержится специальная ст. 10 об обеспечении прав детей на охрану здоровья. Она предусматривает бесплатную медицинскую помощь детям, диспансерное наблюдение, лечебно-оздоровительную работу, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, санаторно-курортное лечение детей*(563).
Добровольное медицинское страхование осуществляется по желанию лиц, в индивидуальной форме. Заключается соответствующий страховой договор. По программам добровольного медицинского страхования граждане, другие лица получают медицинскую помощь за свой счет, делая личные взносы в страховую медицинскую организацию. Оплату за ту или иную конкретную медицинскую услугу осуществляет не застрахованное лицо, а страховая медицинская организация. При временной нетрудоспособности (заболевании и др.) обеспечивается бесплатное медицинское обслуживание на основах, указанных выше, а больные получают заработную плату за дни болезни (по больничному листу) из особого Фонда социального страхования РФ.
Преступления, совершенные медицинским персоналом в своей служебной деятельности, подлежат уголовному наказанию. Такие судебные процессы имели место; эти вопросы рассматривают суды общей юрисдикции.
2. В России периодически принимаются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения. Комплексный характер имела программа «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера», в составе которой были семь подпрограмм («Сахарный диабет», «Вакцинопрофилактика» и др.). Действовали программы по борьбе с ВИЧ-инфекцией, наркоманией и др. Теперь принята Федеральная программа по предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними на 2007-2011 гг., состоящая из нескольких подпрограмм. Все такие программы финансируются из федерального бюджета. Наиболее крупной комплексной федеральной программой является действующая с 2006 г. Национальная приоритетная программа в области здравоохранения. Основное внимание в ней уделяется передовым методам лечения и внедрению высокотехнологичной медицинской аппаратуры. Свои программы в сфере охраны здоровья населения имеют субъекты РФ, крупные муниципальные образования. Эти программы финансируются из их бюджетов. Координация научных исследований в сфере охраны здоровья населения относится к компетенции Феде рации.
Источник: http://constrf.ru/razdel-1/glava-2/st-41-krf
Право на жизнь
Право на жизнь, безусловно, является самым важным из всех прав человека. Все другие права человека направлены главным образом на улучшение качества самой жизни. Комитет по правам человека определяет право на жизнь как «основополагающее право, от которого не допускается никаких отступлений даже во время чрезвычайного положения в государстве, при котором существование нации находится под угрозой» (Замечания общего порядка 6). Для тех авторов, которые выступают за существование иерархии прав, право на жизнь, несомненно, находится на вершине этой иерархии; для тех, кто считает, что все права имеют одинаковое значение и, следовательно, никакой иерархии нет, право на жизнь по-прежнему признается самым главным, учитывая, что его нарушение не может быть устранено.
Несмотря на это, право на жизнь является одним из наиболее противоречивых прав из-за присущих ему проблем, касающихся определения его сферы действия в самом начале и конце жизни. В этом контексте следует отметить, что проблемы абортов и смертной казни являются лишь одним из многих вопросов связанных с правом на жизнь. Среди других вопросов, затрагивающих его – смертельные случаи, которые происходят во время обычных полицейских операций и действий властей по пресечению беспорядков, а также обязанность государства по предотвращению убийств своих граждан и других лиц.
Право на жизнь не является абсолютным, о чем свидетельствует применение основных норм прав человека в условии вооруженного конфликта. Международное гуманитарное право включает в себя гарантии, касающиеся защиты жизни во время военных действий. Однако, особенно в вооруженных конфликтах немеждународного характера, преследование меньшинств не является чем-то необычным – преступление геноцида, под которым подразумевается систематическое уничтожение определенной группы людей, представляет собой грубейшее нарушение права на жизнь.
В статье 3 Всеобщей декларации прав человека право на жизнь связывается с правом на свободу и на личную неприкосновенность. Однако в последующих документах они излагаются раздельно. Например, в Международном пакте о гражданских и политических правах право на жизнь рассматривается в статье 6, а право на свободу и личную неприкосновенность – в статье 9.
Обязанность государства защищать жизнь человека.
Международный пакт и многие другие международные и региональные документы четко закрепляют позитивные обязательства государств по защите жизни человека. Таким образом, государства должны предпринять определенные действия для демонстрации своей готовности активно защищать право на жизнь всех людей, находящихся на их территории.
Обязанность государства по юридической защите права на жизнь.
Государства должны не только воздерживаться от преднамеренного и незаконного лишения жизни, но и принимать надлежащие меры для защиты жизни лиц, находящихся под их юрисдикцией, в частности путем введения в действие эффективных уголовно-правовых норм. Отсутствие прямой вины государства в смерти человека не исключает его ответственности за нарушение права на жизнь. Власти государства нарушают данное право, если будет установлено, что они «знали или должны были знать на момент существования реальной и непосредственной угрозы для жизни конкретного лица или лиц от уголовно запрещенного деяния со стороны третьих лиц, и то, что они не приняли мер, исходя из имеющихся у полиции полномочий, от которых, по разумным соображениям, можно было бы ожидать предотвращения упомянутой угрозы» (ЕСПЧ, дело Осман против Соединенного Королевства, § 116).
Обязанность государства расследовать случаи смерти.
Государствам следует также принять меры для обеспечения открытого и прозрачного расследования всех случаев смерти. Следовательно, государства должны создавать органы, обладающие полномочиями по расследованию причин каждой смерти и, при необходимости, привлечению к ответственности виновных. Нельзя сказать, что государство имеет эффективную правовую систему для защиты жизни, если причина смерти умершего осталась неустановленной. Данная обязанность не требует, чтобы государство инициировало расследование каждого конкретного случая; для ее выполнения государство должно лишь организовать функционирование соответствующей системы.
Обязанность государства по охране здоровья.
Государство не в состоянии предотвратить все смерти, вызванные травмами или болезнями, не поддающимися лечению при современном уровне развития медицины. Тем не менее можно утверждать, что у государства есть позитивное обязательство по организации и обеспечению соответствующего медицинского обслуживания населения. Право на здоровье предусмотрено в статье 25 Всеобщей декларации прав человека в качестве части права на достойный жизненный уровень и в статье 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. В статье 12 содержится настоятельный призыв к государствам принять меры для снижения уровня мертворождения и предупреждения, лечения и борьбы с эпидемическими и эндемическими болезнями. В Замечаниях общего порядка 6 Комитет по правам человека в пункте 5 отмечает, что право на жизнь следует толковать в широком смысле, требуя от государств «принимать все возможные меры для снижения детской смертности и увеличения продолжительности жизни, особенно путем принятия мер по борьбе с голодом и эпидемиями».
Право на жизнь: аборт и эвтаназия.
Главная проблема с правом на жизнь заключается в моральных и религиозных спорах, касающихся начала жизни, в том числе прав будущего ребенка. Тем не менее, также активизируются обсуждения прав человека в конце жизни и потенциального существования права на смерть. На этапе подготовки Всеобщей декларации прав человека было рассмотрено предложение указать, с какого момента времени право на защиту жизни вступает в действие. Однако в окончательном варианте вопрос, касающийся его применения к абортам и эвтаназии, остался открытым.
Право на жизнь и аборт.
Когда возникает право на жизнь? Международное право не содержит определения, что такое «жизнь» или когда она начинается (и, соответственно, начинает действовать право на защиту жизни) и заканчивается. Как правило принято считать, что с момента рождения. Попытки распространить его на неродившихся детей не доказали свою эффективность.
Сторонники запрета абортов, ссылаясь на нравственные соображения, утверждают, что пренатальные дети обладают тем же фундаментальным правом на жизнь с момента зачатия, которым люди обладают с момента своего рождения. Аргументы в отношении права на аборт варьируются от разрешения абортов только в случае необходимости для спасения жизни женщины до, в широком смысле, абортов по социально-экономическим причинам или просто по желанию.
Комитет по правам человека в подготовленном в 2017 году Проекте замечаний общего порядка 36 указывает, что:
Государства-участники должны обеспечить безопасный доступ к аборту для защиты жизни и здоровья беременных женщин, а также в ситуациях, когда вынашивание беременности до родов может причинить женщине существенную боль или страдание, особенно в тех случаях, когда беременность является результатом изнасилования или кровосмешения, либо когда плод развивается с патологиями несовместимыми с жизнью.
Эвтаназия или право на смерть?
Легализация эвтаназии – одна из самых обсуждаемых тем в мире. Противники эвтаназии утверждают, что жизнь священна, и никто не имеет права ее прерывать. Ее сторонники говорят, что жизнь принадлежит только самому человеку, и поэтому каждый человек имеет право решать, что он хочет с ней делать. В Проекте замечаний общего порядка 36 Комитет по правам человека отмечает:
государства-участники могут разрешить [не должны препятствовать] медицинским специалистам использовать врачебную помощь или лекарственные средстве для облегчения прекращения жизни страдающих взрослых, таких как смертельно раненые или неизлечимо больные, которые испытывают серьезную физическую или психическую боль и страдания и хотят умереть с достоинством.
Допустимое лишение жизни.
Право на жизнь, как уже отмечалось, не является в прямом смысле абсолютным. Несмотря на неотъемлемость права на жизнь, существуют признанные обстоятельства, при которых лишение жизни может быть правомерно, такие как использование смертной казни, смерти, причиненные силами национальной безопасности, и смерти в ходе вооруженного конфликта.
Смертная казнь.
Традиционно международное право признавало право государств применять смертную казнь в качестве высшей меры наказания за самые тяжкие преступления, вынесенной по приговору компетентного суда. Однако в настоящее время смертная казнь однозначно осуждается международным сообществом. По мере приближения конца двадцатого века политический климат был таков, что большинство международных организаций приняли протоколы и конвенции, призывающие к отмене смертной казни. Пока что такие шаги не были одобрены всеми государствами. Например, смертная казнь по-прежнему является правомерной формой наказания в некоторых штатах США, Саудовской Аравии и Китае. Международный пакт о гражданских и политических правах свидетельствует об отношении к смертной казни международного права – статья 6 призывает те государства, которые не отменили смертную казнь, проявлять максимальную осторожность при осуществлении подобного наказания.
В 1989 Генеральная Ассамблея ООН приняла Второй Факультативный протокол к Международному пакту по гражданским и политическим правам, направленный на отмену смертной казни. В преамбуле Протокола государства-участники отметили, что отмена смертной казни «способствует укреплению человеческого достоинства и прогрессивному развитию прав человека». Данный Протокол требует от государств отмены смертных казней и принятия всех необходимых мер по отмене смертной казни (ст. 1). Никакие оговорки к Протоколу не допускаются, хотя государства могут оставлять за собой право применять смертную казнь в военное время «после признания вины в совершении наиболее тяжких преступлений военного характера» (ст. 2).
Смерть в результате действий сил безопасности государств.
Лишение жизни со стороны властей государства всегда с особой тщательностью рассматривается международными организациями. Несмотря на это признается, что государства в отдельных узко определенных обстоятельствах имеют законное право лишать человека жизни. Государства могут применять смертоносную силу, например, для предотвращения гибели большого количества людей или подавления мятежа. В статье 2.2 Европейской конвенции о правах человека приводится исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых гибель людей не будет считаться нарушением права на жизнь:
- защита любого лица от противоправного насилия;
- осуществление законного задержания;
- предотвращение побега лица, заключенного под стражу на законных основаниях;
- подавление, в соответствии с законом, бунта или мятежа.
Смерть во время вооруженного конфликта.
Любой вооруженный конфликт существенно повышает вероятность гибели людей. Международное гуманитарное право стремится, на сколько это возможно, сохранить право на жизнь во время вооруженного конфликта. Жизни гражданских лиц защищаются с помощью принципов пропорциональности и избирательности: воюющие стороны должны проводить различие между комбатантами и гражданскими лицами, и только комбатанты могут подвергаться нападению. Эти принципы применимы как в международных вооруженных конфликтах, так и в вооруженных конфликтах немеждународного характера. В международных вооруженных конфликтах существуют группы защищенных лиц (раненых и больных, потерпевших кораблекрушение, военнопленных и гражданских лиц), которые защищены от нападения и бесчеловечного обращения. В немеждународных вооруженных конфликтах подобных групп защищенных лиц нет. Там не менее, со всеми, кто не принимает активного или непосредственного участия в военных действиях, требуется обращаться гуманно, что включает в себя и уважение его или ее права на жизнь.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: http://interlaws.ru/pravo-na-zhizn/
Право на здоровье
Для нас как человеческих существ наше здоровье и здоровье тех, о ком мы заботимся, является вопросом повседневной важности. Независимо от нашего возраста, пола, социально-экономического или этнического происхождения, мы считаем наше здоровье своим самым главным богатством. С другой стороны, плохое здоровье может помешать нам ходить в школу или на работу, исполнять семейные обязанности или участвовать в деятельности сообщества. Мы согласны пожертвовать многим, если бы это могло гарантировать нам и нашим семьям более продолжительную и более здоровую жизнь. Проще говоря, когда мы говорим о благополучии, то часто подразумеваем здоровье.
Право на здоровье является фундаментальной частью наших прав человека и нашего понимания достойной жизни. Право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья (как его полное наименование) не является чем-то новым. На международном уровне оно впервые было сформулировано в Конституции Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 1946 года, преамбула которой определяет здоровье как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». В преамбуле далее говорится, что «обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического или социального положения».
Во Всеобщей декларации прав человека 1948 года также упоминается о здоровье как важнейшем аспекте права на достойный жизненный уровень (ст. 25). Право на здоровье было снова подтверждено в качестве одного из основных прав человека в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 года.
С тех пор во многих других международных договорах по правам человека затрагивалось или подкреплялось право на здоровье или его составляющие, такие как право на медицинскую помощь. Право на здоровье имеет отношение ко всем государствам: каждое государство ратифицировало хотя бы один международный договор о правах человека, признающий право на здоровье. Кроме того, государства взяли на себя обязательство защищать данное право посредством международных деклараций, внутреннего законодательства и политики, а также на международных конференциях.
В последние годы все большее внимание уделялось праву на наивысший достижимый уровень здоровья, например, органами по правам человека, ВОЗ и Комиссией по правам человека (теперь ее заменил Совет по правам человека), которая в 2002 году учредила мандат Специального докладчика по вопросу о праве каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. Эти инициативы помогли прояснить характер права на здоровье и методы его достижения.
Ключевые аспекты права на здоровье.
Право на здоровье является всеобъемлющим правом. Мы часто связываем право на здоровье с доступом к здравоохранению и строительством больниц. Это правильно, но право на здоровье простирается намного дальше. Оно включает в себя широкий спектр факторов, которые могут помочь нам вести здоровый образ жизни. Комитет по экономическим, социальным и культурным правам – орган, ответственный за мониторинг Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, называет их «основными детерминантами здоровья». Они включают:
- доступ к безопасной питьевой воде:
- адекватные санитарно-гигиенические условия;
- адекватное снабжение безопасными пищевыми продуктами;
- безопасное и адекватное жилье;
- здоровые условия труда и окружающей среды;
- образование и получение информации по вопросам здравоохранения.
Право на здоровье включает определенные свободы: свободу от несогласованного медицинского лечения, такого как медицинские эксперименты и исследования или принудительная стерилизация, а также свободу от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Право на здоровье содержит такие права:
- право на систему охраны здоровья, обеспечивающую равенство возможностей для каждого, чтобы иметь наивысший достижимый уровень здоровья;
- право на профилактику, лечение и борьбу с заболеваниями;
- доступ к основным лекарственным средствам;
- материнское, детское и репродуктивное здоровье;
- равный и своевременный доступ к основным медицинским услугам;
- обеспечение образования и информации, связанной со здоровьем;
- участие населения в медико-санитарных мероприятиях на национальном и местном уровнях.
Медицинские учреждения, товары и услуги должны предоставляться всем группам населения без какой-либо дискриминации. Недопущение дискриминации является ключевым принципом в области прав человека и имеет решающее значение для осуществления права на наивысший достижимый уровень здоровья.
Все учреждения товары и услуги должны быть широкодоступными и высококачественными. В пределах государства должно быть открыто достаточное количество учреждений общественного здравоохранения. Они должны быть доступны физически (находится на безопасном расстоянии для всех слоев населения, включая детей, подростков, пожилых людей, инвалидов и других уязвимых групп), а также финансово на основе принципа недопущения дискриминации. Обслуживание должно проводится с соблюдением медицинской этики и учетом гендерных факторов и культурных особенностей. Другими словами, они должны быть приемлемыми с медицинской и культурологической точек зрения. Наконец, они должны отвечать клиническим и медицинским требованиям и быть надлежащего качества. Это, в частности, предполагает подготовку квалифицированных специалистов в области здравоохранения, наличие научно разработанных, непросроченных лекарственных препаратов и больничного оборудования, а также адекватных санитарно-гигиенических условий.
Распространенные ошибочные представления о праве на здоровье.
Право на здоровье – это не то же самое, что право быть здоровым. Распространенным заблуждением является представление о том, что государство должно гарантировать нам хорошее здоровье. Однако на хорошее здоровье влияют множество факторов, находящихся за пределами прямого контроля государства, такие как физиология человека и социально-экономические условия. Скорее, право на здоровье относится к праву на доступ к набору различных учреждений, товаров, услуг и условий, необходимых для его реализации. Вот почему более точно описать его как право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья, а не безусловное право быть здоровым.
Право на здоровье – это не только программная цель, которая должна быть достигнута в долгосрочной перспективе. Тот факт, что право на здоровье должно быть осуществимой программной целью, не означает, что из него не вытекают непосредственные обязательства государств. На самом деле государства должны прилагать все возможные усилия в рамках имеющихся ресурсов для реализации права на здоровье и меры в данном направлении должны предприниматься безотлагательно. Даже при недостатке ресурсов, некоторые обязательства требуют немедленного исполнения, такие как обязательство гарантировать право на здоровье на недискриминационной основе, разработать конкретные правовые нормы и планы действий или предпринять другие аналогичные шаги для полного осуществления данного права, как и с любым другим правом человека. Государствам также необходимо обеспечить доступ в минимальном объеме к основным материальным компонентам права на здоровье, таким как предоставление основных лекарственных средств и услуг по охране здоровья матери и ребенка.
Трудное финансовое положение страны НЕ освобождает его от необходимости принимать меры для реализации права на здоровье. Часто утверждается, что государства, которые не могут себе это позволить, не обязаны принимать меры для реализации данного права или могут отложить исполнение своих обязательств на неопределенный срок. Когда рассматривается уровень реализации права на здоровье в конкретном государстве, учитываются наличие ресурсов в данный период времени и в контексте развития. Тем не менее ни одно государство не может оправдывать неисполнение своих обязательств нехваткой ресурсов. Государства должны гарантировать максимально возможный при имеющих ресурсах уровень реализации права на здоровье.
Связь между правом на здоровье и другими правами человека.
Права человека взаимозависимы, неделимы и взаимосвязаны. Это означает, что нарушение права на здоровье может приводить к нарушению других прав человека, таких как права на образование или права на работу, и наоборот.
Каким образом принцип недопущения дискриминации связан с правом на здоровье?
Дискриминация означает любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на различных признаках, имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод. Она связана с маргинализацией отдельных групп населения и, как правило, лежит в основе фундаментальных структурных неравенств в обществе. Это, в свою очередь, делает данные группы более уязвимыми для нищеты и плохого состояния здоровья. Неудивительно, что традиционно непропорционально высокая доля представителей дискриминированных и маргинализированных групп часто имеет проблемы со здоровьем. Например, исследования показали, что в некоторых странах группы этнических меньшинств и коренных народы пользуются меньшим количеством медицинских услуг, получают меньше медицинской информации и имеют меньше шансов на достаточные жилищные условия и безопасную питьевую воду, а среди их детей устойчиво наблюдается более высокий уровень смертности и они чаще страдают от недоедания, чем население в целом.
Право на здоровье в международном праве прав человека.
Право на наивысший достижимый уровень здоровья – это основополагающее право человека, признанное в международном праве. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, который, по общему мнению, является центральным инструментом защиты права на здоровье, закрепляет «право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья». Важно отметить, что в Пакте оговаривается не только физическое здоровье, но также и психическое, которое зачастую игнорируется.
В статье 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах указывается:
Последующие международные и региональные документы по правам человека защищают право на здоровье различными способами. Некоторые из них имеют общее применение, в то время как другие относятся к правам определенных групп, таких как женщины или дети.
Международные договоры по правам человека, признающие право на здоровье:
- Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года, ст. 5 (e) (iv);
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, ст. 12;
- Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин1979 года, ст. 11 (1) (f), 12 и 14 (2) (b)
- Конвенция о правах ребенка 1989 года, ст. 24;
- Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 года, ст. 28, 43 (e) и 45 (c);
- Конвенция о правах инвалидов 2006 года, ст. 25.
Право на здоровье также признается в ряде региональных документов, таких как Африканская хартия прав человека и народов (1981), Дополнительный протокол к Американской конвенции о правах человека в области экономических, социальных и культурных прав, известный как Протокол Сан-Сальвадор (1988) и Европейская социальная хартия (1961, пересмотренная в 1996). В Американской конвенции о правах человека (1969) и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950) содержатся положения, касающиеся здоровья, такие как право на жизнь, запрет на пытки и другие жестокие, бесчеловечные и унижающие достоинство виды обращения, а также право на семейную и частную жизнь.
Источник: http://interlaws.ru/pravo-na-zdorove/
Права граждан в области охраны здоровья
Все граждане Российской Федерации имеют определенные права в области охраны здоровья 1 . Большинство этих прав закреплено в законодательном акте «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (далее мы будем называть этот акт «Основами законодательства об охране здоровья»). К сожалению, многие права закреплены в общей и декларативной форме, а механизм их реализации никакими нормативно-правовыми актами не регулируется. Тем не менее сам факт того, что закон предоставляет вам определенные права, достаточен для того, чтобы требовать их соблюдения, в том числе всеми чиновниками и медработниками.
Отметим, что список прав, которые предоставляют «Основы законодательства об охране здоровья», отнюдь не исчерпывающий. Есть также права, закрепленные в других законодательных актах Российской Федерации, многие из которых будут рассмотрены ниже.
Права детей, не достигших 18-летнего возраста, осуществляются их законными представителями – родителями, усыновителями или опекунами. Некоторые права дети, достигшие 14-летнего возраста, могут осуществлять самостоятельно. Ниже приведен перечень основных прав в области охраны здоровья, после чего некоторые права рассматриваются более детально.
Обратите внимание, что в случае нарушения ваших прав вы имеете право обратиться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ребенку оказывается медицинская помощь, в правоохранительные органы (милицию, прокуратуру) либо в суд (см. раздел «Ответственные органы»).
Перечень основных прав граждан в области охраны здоровья
- на уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;
- на выбор врача, лечащего врача (с учетом его согласия), выбор лечебно-профилактического учреждения (с учетом договора обязательного и добровольного медицинского страхования);
- на обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
- на проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;
- на облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;
- на сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении («врачебная тайна»);
- на получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
- на возмещение ущерба в случае причинения вреда здоровью при оказании медицинской помощи;
- на допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;
- на допуск к нему священнослужителя.
Право граждан на информацию о состоянии здоровья
Это право закреплено в статье 31 «Основ законодательства об охране здоровья». Каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения.
Гражданин имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, получать консультации по ней у других специалистов. По требованию гражданина ему предоставляются копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, если в них не затрагиваются интересы третьих лиц.
В отношении несовершеннолетних информация о состоянии здоровья предоставляется родителям или иным законным представителям.
Право на информирование о медицинском вмешательстве
Несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет могут самостоятельно давать информированное согласие на медицинское вмешательство или отказываться от него. Согласие на медицинское вмешательство в отношении несовершеннолетних младше 15 лет дают их законные представители. При отсутствии законных представителей решение о медицинском вмешательстве принимает консилиум, а при невозможности собрать консилиум – непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц лечебно-профилактического учреждения и законных представителей.
Право на отказ от медицинского вмешательства
По общему правилу гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, что закреплено в статье 33 «Основ законодательства об охране здоровья». При отказе от медицинского вмешательства гражданину или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа. Отказ должен быть оформлен записью в медицинской документации и подписан гражданином либо его законным представителем, а также медицинским работником.
При отказе родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни, больничное учреждение имеет право обратиться в суд для защиты интересов этих лиц.
Право требовать сохранения врачебной тайны
Основным положением, регулирующим вопросы врачебной тайны, является статья 61 «Основ законодательства об охране здоровья». Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Гражданину должна гарантироваться конфиденциальность передаваемых им сведений. Для передачи сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе должностным лицам, в интересах обследования и лечения пациента и в иных целях, требуется согласие гражданина или его законного представителя.
Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме следующих случаев:
- в целях обследования и лечения гражданина, неспособного из-за своего состояния выразить свою волю;
- при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
- по запросу органов дознания и следствия, а также суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;
- в случае оказания помощи несовершеннолетнему для информирования его родителей или законных представителей;
- при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий;
- в целях проведения военно-врачебной экспертизы в установленном порядке. Лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.
Право на бесплатную медицинскую помощь
Право на бесплатную медицинскую помощь закреплено в статье 20 «Основ законодательства об охране здоровья». Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения. Объем бесплатной медицинской помощи определяется «Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи», которая ежегодно утверждается постановлением правительства (на 2010 год Постановлением № 811 от 02 октября 2009 г.).
В рамках данной программы бесплатно предоставляются:
- первичная медико-санитарная, в том числе неотложная, медицинская помощь;
- скорая, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), медицинская помощь;
- специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь.
В целом законодательство предусматривает следующие виды медицинской помощи:
Право находиться с ребенком
В соответствии со статьей 51 Федерального закона N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» «Одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю предоставляется право на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка. При совместном нахождении в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше данного возраста — при наличии медицинских показаний плата за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается». Требования о внесении какой-либо платы, а также установление иных условий для реализации данного права являются незаконными.
При осуществлении ухода за больным ребенком может выплачиваться пособие по временной нетрудоспособности (см. раздел «Больничный лист: сроки и порядок выдачи»).
Несмотря на то что в законе закреплено право находиться с ребенком, на практике это право часто ограничивается правилами или просто устоявшейся практикой больниц. Формальным основанием для таких ограничений может служить оговорка в законе, что право находиться с ребенком предоставляется в интересах лечения ребенка. Ограничения могут быть вполне разумными и устанавливаться с целью защиты здоровья пациентов (например, ограничения по нахождению в стерильном помещении). Тем не менее давно и достаточно активно ведется дискуссия о том, какие ограничения действительно необходимы для защиты здоровья пациента, а какие установлены просто для удобства медработников. Так как вопрос не урегулирован законодательством и согласия по нему нет даже среди самих медработников, мы не можем судить об обоснованности таких требований, тем более с медицинской точки зрения. Если вы считаете, что для здоровья и жизни вашего ребенка нужно, чтобы вы были рядом, отстаивайте свое право находиться с ребенком, ссылаясь на статью 51, приведенную выше.
Как можно обжаловать действия врача или медсестры?
С жалобой на действия медицинских работников можно обратиться как к их непосредственному начальству, так и в специальные надзорные органы. В крайних случаях гражданин также может обратиться в правоохранительные органы (полицию и прокуратуру) и в суд для защиты своих прав.
В зависимости от ситуации вы можете обратиться в следующие органы и к следующим лицам:
- главный врач лечебно-профилактического заведения;
- Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор). Обратиться туда можно с письмом, лично записавшись на прием или отправив сообщение на сайте службы;
- органы здравоохранения исполнительных органов власти субъекта Федерации, где находится лечебно-профилактическое учреждение (например, в Москве это будет Департамент здравоохранения города Москвы);
- органы здравоохранения органов местного самоуправления – с жалобами на деятельность муниципальных учреждений;
- полиция – в экстренной ситуации можно набрать 02;
- прокуратура (прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов, а также за соблюдением прав и свобод человека).
Для вашего удобства мы указали контактную информацию этих и других государственных органов, куда можно обратиться при нарушении ваших прав, в Приложении 1.
Мы рекомендуем обращаться во все органы в письменном виде и оставлять себе копии ваших обращений с отметкой соответствующего органа о получении (если вы обращаетесь по почте, сохраните почтовые документы об отправлении). Это важно, так как большинство органов обязаны ответить на ваш запрос в течение определенного срока.
При нарушении ваших прав вы можете обратиться сразу в несколько органов, в зависимости от ситуации. В случаях серьезных нарушений не стоит пренебрегать помощью правоохранительных органов, так как их вмешательство может оказаться наиболее действенным.
Об особенностях, связанных со статусом ребенка-инвалида или с отсутствием у ребенка российского гражданства, см. соответствующие разделы. ↩
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: http://podari-zhizn.ru/node/7214
Юрист: стаж 15 лет
Образование: Воронежский Государственный Университет
Специализация: Гражданское право