Содержание
- 1 Обеспечение прав человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации
- 2 Обеспечение законности в административной деятельности полиции
- 3 Глава 2. Принципы деятельности полиции (ст.ст. 5 — 11)
- 4 Город-курорт Пятигорск Официальный сайт
- 5 Функции полиции в механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина
- 6 Принципы деятельности полиции
- 7 Обеспечение прав человека в деятельности полиции.
- 8 Ирина Адмиралова. Административно-правовое обеспечение прав и свобод граждан в деятельности полиции
- 9 Вопрос 4. Обеспечение реализации прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел
- 10 Основные направления деятельности полиции по обеспечению прав и свобод гражданина в современном обществе
Обеспечение прав человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации
- в целях защиты основ конституционного строя,
- в целях защиты нравственности,
- в целях защиты здоровья,
- в целях защиты прав и законных интересов других лиц,
- в целях защиты обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»
раскрывает и конкретизирует правовую концепцию ограничения прав и свобод человека и гражданина сквозь призму прав и обязанностей сотрудников полиции.
Статья 1 Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», закрепляя назначение полиции, отмечает, что в первую очередь полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства. Таким образом, конкретизируются положения Конституции РФ, которая закрепляет, что защита прав человека является смыслом создания и деятельности всех органов государственной власти в Российской Федерации.
Вместе с тем, в законе отмечаются более конкретные пределы ограничения прав человека применительно к повседневной оперативно-служебной деятельности. Так, статья 5 закрепляет, что деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается , если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.
Также сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.
- лица, совершившие побег из-под стражи,
- лица, уклоняющиеся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок;
- лица, уклоняющиеся от исполнения административного наказания в виде административного ареста;
- лица, находящиеся в розыске;
- лица, уклоняющиеся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия;
- лица, уклоняющиеся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера;
- лица, совершившие побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение.
Юрисконсульт правовой группы
Отдела МВД России по г. Ессентуки
Светлана Коньшина
Обеспечение законности в административной деятельности полиции
Важное значение для уяснения сущности законности в административной деятельности полиции имеет вопрос о принципах и требованиях законности. Принципы законности — это основные идеи, положения, выражающие содержание законности, а требования — то, чего требует законность, т.е. правовые предписания, соблюдение и исполнение которых в процессе административной деятельности делает поведение (действие) сотрудника полиции законным.
К принципам законности относятся: верховенство закона, единство законности, недопустимость противопоставления законности и целесообразности, реальность законности.
К важнейшим требованиям законности, относятся: общеобязательность права, равенство всех перед законом, неотвратимость ответственности за каждое совершенное правонарушение.
Под способами обеспечения законности и дисциплины понимаются организационно-правовые приемы предупреждения, обнаружения и своевременного пресечения нарушения или невыполнения правовых предписаний и требований дисциплины, восстановления нарушенных прав и законных интересов, наказания виновных.
Основными из них являются:
- — контроль за деятельностью органов внутренних дел (полиции);
- — прокурорский надзор;
- — обжалование незаконных действий работников органов внутренних дел (полиции);
- — ответственность сотрудников ОВД (полиции) за нарушения законности.
Контроль представляет собой систему наблюдения и проверки, в результате которых выявляется соответствие процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям.
Необходимо отметить, что в управленческой деятельности контроль выступает как самостоятельная функция процесса управления и как один из элементов организации исполнения решения.
В органах внутренних дел основными задачами контроля являются: обеспечение неуклонного выполнения законов и подзаконных актов, регламентирующих деятельность ОВД (полиции); обеспечение своевременного и качественного выполнения принимаемых в органах внутренних дел решений; повышение общего уровня организаторской и оперативно-служебной деятельности; своевременное предупреждение, выявление и устранение недостатков в работе; выявление и внедрение положительного опыта; повышение дисциплины и ответственности сотрудников; содействие правильной оценке и использованию (перемещению) кадров.
В зависимости от органов (должностных лиц), осуществляющих контроль за деятельностью ОВД (полиции), различают:
- а) государственный контроль, который можно в свою очередь подразделить на контроль, проводимый:
- — органами законодательной и исполнительной власти;
- — судебными органами;
- — внутриведомственный контроль, осуществляемый руководителями органов внутренних дел, организационно-инспекторскими (штабными) и другими аппаратами.
- б) общественный контроль.
Организационными формами контроля со стороны представительных и исполнительных органов власти субъекта Российской Федерации, города (района) за работой органов внутренних дел могут быть:
- — обсуждение отчетов и предложений руководителей органов внутренних дел, участковых уполномоченных полиции, отделов (отделений) по делам несовершеннолетних, других служб и подразделений о состоянии общественного порядка на заседаниях законодательных и исполнительных органов;
- — личные доклады и отчеты руководителей органов внутренних дел законодательному (представительному) органу, администрации города (района) по вопросам деятельности органа внутренних дел;
- — оценка и анализ ежесуточных сводок, поступающих в администрацию из органа внутренних дел;
- — рассмотрение администрацией города (района) жалоб и заявлений граждан на действия сотрудников ОВД и принятие по ним необходимых мер и др.
Контроль судебных органов за административной деятельностью полиции заключается в рассмотрении судьями большого количества материалов (дел) об административных правонарушениях: о мелком хулиганстве; злостном неповиновении законному распоряжению или требованию сотрудника полиции; о нарушении правил дорожного движения, связанных с лишением водителей права на управление транспортными средствами, и других дел. Районные суды рассматривают также жалобы граждан на действия руководителей и сотрудников органов внутренних дел и принимают по ним решения (производство по жалобам и заявлениям граждан).
Общественный контроль за деятельностью полиции реализуется на основе ст. 33 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные жалобы в государственные органы, в том числе и в органы внутренних дел. Разновидностью общественного контроля следует считать регулярные отчеты участковых уполномоченных полиции перед населением обслуживаемых участков.
Надзор прокуратуры за законностью деятельности полиции осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.
Надзор — это специфический вид деятельности федеральных государственных органов прокуратуры, осуществляемый от имени государства и состоящий в проверке точного и единообразного выполнения и применения законов Российской Федерации.
Под жалобой понимается обращение гражданина в письменной или устной форме по поводу нарушения принадлежащих ему прав и свобод действиями или решениями органов государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, общественными объединениями и их должностными лицами.
- — уголовная ответственность;
- — административная ответственность;
- — дисциплинарная ответственность;
- — материальная ответственность.
Источник: http://studwood.ru/871527/pravo/obespechenie_zakonnosti_administrativnoy_deyatelnosti_politsii
Глава 2. Принципы деятельности полиции (ст.ст. 5 — 11)
Глава 2. Принципы деятельности полиции
> Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина |
Содержание Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ |
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Источник: http://base.garant.ru/12182530/948c9c0734b6e944a4727660f2d5a027/
Город-курорт Пятигорск Официальный сайт
Одной из главных отличительных особенностей повседневной деятельности сотрудников правоохранительных органов вообще, и сотрудников органов внутренних дел в частности, является то, что им приходится прибегать к ограничению прав и свобод человека.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (статья 2). Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина – главный признак правового государства. При этом в основном законе отмечается, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17). Устанавливается необходимое равновесие любого гражданского общества, в котором каждый, обладая правами и свободами человека и гражданина, защищен государством от посягательства на них.
Сотрудники органов внутренних дел в рамках своей повседневной деятельности, связанной с ограничением прав и свобод человека, не вправе выходить за пределы, установленные Конституцией и законами. В частности, статья 55 Конституции РФопределяет основные принципы ограничения прав и свобод. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо:
в целях защиты основ конституционного строя,
в целях защиты нравственности,
в целях защиты здоровья,
в целях защиты прав и законных интересов других лиц,
в целях защиты обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» раскрывает и конкретизирует правовую концепцию ограничения прав и свобод человека и гражданина сквозь призму прав и обязанностей сотрудников полиции.
Статья 1 Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», закрепляя назначение полиции, отмечает, что в первую очередь полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства. Таким образом, конкретизируются положения Конституции РФ, которая закрепляет, что защита прав человека является смыслом создания и деятельности всех органов государственной власти в Российской Федерации.
Вместе с тем, в законе отмечаются более конкретные пределы ограничения прав человека применительно к повседневной оперативно-служебной деятельности. Так, статья 5закрепляет, что деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.
Также сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.
Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса. В случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, сотрудник полиции обязан разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с эти м права и обязанности гражданина.
Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.
Помимо этого, Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» устанавливает, что всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом (статья 6). Сотруднику полиции запрещается провокация на незаконные действия, т.е. подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий. Кроме того, сотруднику полиции запрещается в оправдание своих действий или бездействия ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.
Особое место в деятельности сотрудника органов внутренних дел должна занимать беспристрастность (статья 7). Данный термин обозначает равное отношение сотрудника при исполнении им свих обязанностей ко всем лицам вне зависимости от их сугубо личностных характеристик. Фундаментом данного требования служат положения Конституции РФ. В частности, статья 19 Конституции РФ определяет, что Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
Положения Конституции РФ в вопросе о беспристрастности конкретизируютсяФедеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции». В частности, статья 7 отмечает, что полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Сотрудник должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию. При этом сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности.
Таким образом, смысл беспристрастности, как одной из неотъемлемых составляющих деятельности сотрудника ОВД, должен заключаться в соблюдении толерантного отношения к представителям любых национальностей, меньшинств, гражданам иностранных государств и лицам без гражданства. Также сотрудник обязан воздерживаться от любых, в том числе и личных политических взглядов при осуществлении своей деятельности. Такие убеждения не запрещаются сотруднику, но они не должны влиять на толерантное отношение к людям, соблюдение равенства в защите их прав и свобод.
Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», регламентируя обязанности и права сотрудников, подробно останавливается на многих процедурных аспектах, которые так или иначе затрагивают вопросы соблюдения прав и свобод человека. В частности, при закреплении вопроса о задержании закон отмечает, что в случае применения данной меры пресечения сотрудник обязан представиться, объявить цель данного действия и основания, а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию, его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения. Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции. Однако закон ограничивает данное право, если задержанными лицами являются:
лица, совершившие побег из-под стражи,
лица, уклоняющиеся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок;
лица, уклоняющиеся от исполнения административного наказания в виде административного ареста;
лица, находящиеся в розыске;
лица, уклоняющиеся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия;
лица, уклоняющиеся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера;
лица, совершившие побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение.
Особая роль в защите прав и свобод человека и гражданина отведена подразделениям органов внутренних дел Российской Федерации, которые обязаны решать вопросы противодействия преступности, обеспечивать безопасность населения и личности, а также защищать его имущественные и иные права от преступных посягательств. И, выполняя указанные обязанности, сотрудники подразделений органов внутренних дел должны руководствоваться законодательством Российской Федерации, а также соблюдать общепризнанные принципы и нормы современного международного права.
Правовая группа Отдела МВД России по г. Пятигорску
Источник: http://pyatigorsk.org/13971
Функции полиции в механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина
Ответственность сотрудников полиции за нарушение прав и свобод человека и гражданина.
Особая роль в защите прав и свобод человека и гражданина отведена подразделениям органов внутренних дел Российской Федерации, которые обязаны решать вопросы противодействия преступности, обеспечивать безопасность населения и личности, а также защищать его имущественные и иные права от преступных посягательств. Выполняя указанные обязанности, сотрудники подразделений органов внутренних дел руководствуются законодательством Российской Федерации, а также соблюдают общепризнанные принципы и нормы современного международного права.
Юрисконсульт правовой группы
Отдела МВД России по г. Ессентуки
Светлана Коньшина
Принципы деятельности полиции
Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина
Статья 6. Законность
- 1. Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом.
- 2. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.
- 3. Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий.
- 4. Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.
- 5. Применение сотрудником полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом.
- 6. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает контроль за законностью решений и действий должностных лиц полиции.
- 1. Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
- 2. Сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник полиции не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций.
- 3. Сотрудник полиции должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.
- 4. Сотрудник полиции, как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.
Статья 8. Открытость и публичность
Статья 9. Общественное доверие и поддержка граждан
СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2020 ГОДА
(утверждена Указом Президента России от 12 мая 2009 г. № 537)
- 2. Основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства.
- 3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года — официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Концептуальные положения в области обеспечения национальной безопасности базируются на фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
- 4. Настоящая Стратегия является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором излагаются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности. Она является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства.
- 5. Основная задача настоящей Стратегии состоит в формировании и поддержании силами обеспечения национальной безопасности внутренних и внешних условий, благоприятных для реализации стратегических национальных приоритетов.
- 6. В настоящей Стратегии используются следующие основные понятия:
«национальная безопасность» — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства;
«национальные интересы Российской Федерации» — совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства;
«угроза национальной безопасности» — прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства;
«стратегические национальные приоритеты» — важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, ее независимости и территориальной целостности;
«система обеспечения национальной безопасности» — силы и средства обеспечения национальной безопасности;
«силы обеспечения национальной безопасности» — Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации;
«средства обеспечения национальной безопасности» — технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.
Государственная и общественная безопасность
Источник: http://studwood.ru/854033/pravo/printsipy_deyatelnosti_politsii
Обеспечение прав человека в деятельности полиции.
1. Все равны перед законом и судом.
2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
1. Каждый имеет право на жизнь.
2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10759 — | 8061 — или читать все.
185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Источник: http://studopedia.ru/19_84930_obespechenie-prav-cheloveka-v-deyatelnosti-politsii.html
Ирина Адмиралова. Административно-правовое обеспечение прав и свобод граждан в деятельности полиции
Адмиралова И.А. Административно-правовое обеспечение прав и свобод граждан в деятельности полиции [Текст] : монография. – Домодедово: ВИПК МВД России, 2015. – 258 с.
В настоящем научном издании рассматриваются основы административно-правового регулирования деятельности полиции по обеспечению прав и свобод граждан в сфере внутренних дел; анализируется методы обеспечения правового положения граждан как субъектов административного права. В работе рассматриваются общетеоретические проблемы административно-правового статуса граждан в сфере общественного порядка, а также определяются перспективы повышения эффективности административной деятельности полиции в рассматриваемой сфере.
Монография рассчитана на широкий круг читателей: специалистов-юристов, учащихся высших образовательных организаций, преподавателей, государственных служащих, а также практических работников не только органов внутренних дел МВД России, но и других правоохранительных структур.
Вопрос 4. Обеспечение реализации прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел
ОВД действуют на основе принципа законности, защиты прав и свобод человека и других конституционных принципов.
Одной из задач милиции является, как уже указывалось, обеспечение безопасности личности. Милиция защищает права и свободы человека и гражданина независимо от пола и вероисповедания, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, а также принадлежности к общественным объединениям и другим обстоятельствам.
Всякое ограничение граждан в их правах и свободах милицией допустимо лишь на основаниях и в порядке, прямо предусмотренном законом.
Исходя из этого на первое место выдвигается положение о необходимости в деятельности милиции прежде всего, уважение прав и свобод человека и гражданина. Однако милиция бывает часто поставлена перед фактом применения к правонарушителям весьма острых мер принудительного характера. Но даже в таких ситуациях принуждение должно, прежде всего, основываться на принципах законности, гуманизма, и уважение прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в «Декларации прав и свобод человека и гражданина», принятой 22 ноября 1991 г. Кроме того, милиция должна руководствоваться соответствующими нормами Конституции РФ, и законов, определяющих правовой статус человека и гражданина см. (Закон РФ «О милиции» ст. 37-40).
Принцип законности в деятельности ОВД по обеспечению прав и свобод человека и гражданина означает, что законность является одним из гарантов точного и единообразного исполнения законов, отнесенных к ведению милиции, т. е. сама милиция, в своей деятельности обязана строго соблюдать нормативные предписания. Ненадлежащие исполнение своих служебных обязанностей, допущенные при этом служебные проступки или совершенные преступления караются по закону.
Принцип гуманизма означает, что процесс осуществления служебной деятельности необходима сдержанность, вежливость корректное обращение со всеми гражданами, вовлекаемыми в деятельность милиции.
Сотрудник милиции— представитель государственной власти, и грубость со стороны сотрудника милиции способны эту власть дискредитировать. Таким образом, во всех случаях независимо от каких то соображений, запрещается применение методов воздействия, унижающих человеческое достоинство. В противном случае может встать вопрос о нарушение сотрудником милиции ст. 21 Конституции РФ о том, что «ни кто не должен подвергаться пыткам или унижающее человеческое достоинство обращению», а также соответствующих статей УК РФ со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Однако следует иметь виду, что права человека при закреплении в законе должны иметь определенные пределы и границы осуществления этого права. Например, право человека на свободу может быть ограничено осуществлением законных положений на арест и задержание.
Одним из назначений прав и свобод человека состоит в том, чтобы защитить его от определенного типа ущерба – злоупотребления властью со стороны государства. Цель механизма осуществления прав и свобод человека – не допустить, чтобы люди становились жертвами таких злоупотреблений и обеспечить им возмещение ущерба, если они все таки стали жертвой таких обстоятельств. Некоторые нарушения прав и свобод человека и гражданина, являются сами по себе преступными деяниями — пытки, и незаконные убийства, совершенные государственным должностными лицами.
У преступников действительно есть права человека- право на справедливый суд и право на гуманное отношение. После вынесения судом приговора за совершение преступления, они могут утратить право на личную свободу, если суд приговаривает к лишению свободы. Что касается сотрудников милиции, то они, ведя расследование, должны помнить, что имеют дело с подозреваемым или обвиняемым, а не с людьми, которые осуждены за совершение преступления. Только суд может вынести решение о виновности человека. Это является важнейшим элементом права на справедливый суд во избежание осуждения невиновного человека.
В ст. 19 Конституции РФ говориться о равенстве всех граждан перед законом вне зависимости, от каких либо формальных признаков. При этом законе в Законе РФ «О милиции» в ст. 5 подтверждается, что милиция защищает их права в независимости от пола, национальности, вероисповедания, имущественного, должностного и социального статуса, от места жительства, принадлежности к той или иной общественной организации, а также других обстоятельств. Эти положения имеют не только декларативный характер, а обеспечены доступным механизмом реализации.
Реализация этого правила способствует осуществлению гражданином своих прав, в частности права на защиту, например, при задержании в административном или уголовно-процессуальном порядке, что одновременно мобилизует сотрудников милиции на внимательную оценку обстоятельств происшествия и оснований задержания и послужит средством предотвращения процессуальных ошибок и злоупотреблений.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно касающихся гражданина, если иное не предусмотрено законом. Аналогичные положения содержаться и в Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22.11. 91г. п. 31. Реализация этого права способствует осуществлению гражданином своих прав, в частности право на защиту при задержании в административном или уголовно- процессуальном порядке, что одновременно мобилизует сотрудников милиции на внимательную оценку возникших обстоятельств и служит средством предотвращения процессуальных ошибок и злоупотреблений.
Важным положением является то, что гражданин, считающий, что действия милиции не законны и нарушили его права и свободы, может обжаловать начальнику выше стоящего органа милиции, прокурору или в суд. Вред, причиненный гражданину, предприятию, организации незаконными действиями сотрудника милиции, подлежат возмещению во всех случаях.
Если действия сотрудника милиции будут признаны законными, в рамках служебного расследования или судом, то вопрос о возмещение вреда, должен решаться в соответствии с правилами гражданского судопроизводства, в том числе и вопросы о возмещение упущенной выгоды, и компенсация причиненного морального вреда и такая практика будет расширяться.
Милиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жесткому умоляющее человеческое достоинство обращению.
Милиция не имеет права собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия, за исключением случаев предусмотренных законом РФ.
Милиция обязано обеспечить возможность ознакомления с документами и материалами, в которых непосредственно затрагиваются его и права и свободы, если иное не предусмотрено Федеральным законом.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Основные направления деятельности полиции по обеспечению прав и свобод гражданина в современном обществе
Булавкин Александр Александрович,кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедрыадминистративной деятельности и организации деятельности ГИБДД ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет МВД РФ», г. Краснодар[email protected]
Основные направления деятельности полиции по обеспечению прав и свобод гражданина в современном обществе
Аннотация.Статья посвящена изучению основных направлений оперативнослужебной деятельности сотрудников органов внутренних дел по соблюдению и обеспечению прав и свобод человека и гражданина в обществе.Предназначена для практических работников правоприменительных структур, преподавателей, адъюнктов, аспирантов, курсантов, слушателей и студентов юридических вузов и факультетов.Ключевые слова:полиция, обеспечение прав и свободчеловека, общество.
для предупреждения и пресечения посягательств на личность, жизнь, здоровье, честь и достоинство человека и гражданина, их имущество;
для непосредственного принудительного осуществления прав и обязанностей граждан;
в связи с реализацией административной и уголовной ответственности.Методыубеждения и принуждения тесно взаимосвязаны, являются основными методами решения всех задач, возложенных на полицию2. В силу своей универсальности, масштабности и стабильности методы убеждения и принуждения нуждаются в детализации применительно к отдельным областям их использования. Конкретизация методов убеждения и принуждения в деятельности органов внутренних дел в целом и полиции в частности по обеспечению прав и свобод граждан осуществляется с использованием частных методов:
реагирования на жалобы;
письма и предложения;
Ссылки на источники1. Федеральный закон Российской Федерации от 07 февраля 2011 г. № 3ФЗ (в ред. от 6 декабря 2011 г. № 247ФЗ) «О полиции» // Российская газета, 2011, 8 февраля, № 25.2. Чичерин Б.Н. Философия права. М., 1900. С. 301.3. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел: Учебник. Киричёк Е.В., Гончаров И.В., Барбин В.В. // Академия управления МВД России, 2014.4. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2е изд. Т. 1. С. 159.5. Присваивающее правовое поведение: теоретикометодологический анализ. Булавкин А.А. г. РостовнаДону, «Известия Южного федерального университета. Педагогические науки», № 6, июнь 2014 г.6. Отраслевой принцип в организации государственного управления. Манохин В.М. // Административное право и процесс, 2008, № 1. 1Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел: Учебник. Киричёк Е.В., Гончаров И.В., Барбин В.В. // Академия управления МВД России, 2014.7. Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 342ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета
Федеральный выпуск №5651от 7 декабря 2011 г.8. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 года) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправкахк Конституции РФ от 30.12.2008 № 6ФКЗ, от 30.12.2008 № 7ФКЗ) ст. 2, 15, 19, 24, 26, 29, 132.СЗРФ. 2009, № 4, ст. 445 // РГ, № 7, 2009.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: http://e-koncept.ru/2015/85814.htm
Юрист: стаж 15 лет
Образование: Воронежский Государственный Университет
Специализация: Гражданское право