Повод судебно психологической экспертизы

Самое главное по теме: "Повод судебно психологической экспертизы" с профессиональной точки зрения. Мы собрали и подготовили ответы на многие сопутствующие вопросы. Если вы не нашли на них ответ, то можете обратиться к дежурному консультанту.

Поводы обязательного назначения судебно-психологической экспертизы и постановка вопросов перед судебно-психологической экспертизой

Перед назначением судебно-психологической экспертизы следует четко установить повод для ее назначения, т.е. выявить факты, свидетельствующие о необходимости этой экспертизы. Рассмотрим вначале поводы для обязательного назначения судебно-психологической экспертизы.

1. Судебно-психологическая экспертиза назначается по поводу умственной отсталости несовершеннолетнего обвиняемого. Эта экспертиза может быть назначена только после судебно-психиатрической экспертизы и при наличии в поведении лица отдельных психических отклонений, свидетельствующих о возможном его отставании в психическом развитии. При этом ни педагогическая запущенность, ни низкая успеваемость не являются показателями отставания в психическом развитии несовершеннолетнего.

Признаками отставания в психическом развитии несовершеннолетнего служат:

ü инфантильность поведения и мышления (несоответствие поступков и суждений возрастному уровню лица, их детскость), неспособность к самостоятельным умозаключениям;

ü несоответствие мотивов содержанию и целям действий;

ü нарушения в целенаправленности и критичности поведения;

ü неспособность к социальной коррекции поведения.

При наличии всех этих признаков или одного из них может быть вынесено постановление о проведении судебно-психологической экспертизы, в котором должны быть поставлены конкретные вопросы, примерно в такой формулировке:

ü имеются ли у данного лица отклонения от нормального для данного возраста уровня психического развития и в чем они выражаются;

ü можно ли на основе данных психологии сделать вывод о том, что имеющиеся у данного лица отклонения в психическом развитии препятствовали осознанию им полностью (или частично) значения своих общественно опасных действий;

ü в какой мере лицо могло руководить своими действиями? Перед судебно-психологической экспертизой нельзя ставить вопрос: нормальному уровню развития какого возраста соответствует фактическое развитие данного лица?

Психическое развитие умственно отсталого несовершеннолетнего принципиально отличается от нормального уровня.

2. Судебно-психологическая экспертиза назначается для выявления способности лица правильно воспринимать существенные длядела обстоятельства и давать о них правильные показания. Следователь (судья) должен знать возможности судебно-психологической экспертизы в этой области.

Судебно-психологическая экспертиза может установить индивидуальные особенности психики: уровень абсолютной и разностной чувствительности, особенности цветоощущений, объем восприятия, особенности восприятия времени, движения и пространственных качеств предметов и явлений (пропорции частей предметов, их пространственную ориентацию, размеры, форму, удаленность, особенности рельефа и т.п.).

Широкий диапазон индивидуальных различий имеют и память, и мышление, и воображение человека, такие особенности Личности, как внушаемость, склонность к фантазированию. Люди с повышенной внушаемостью склонны к ложному узнаванию, различным внушаемым дополнениям к своим представлениям.

В компетенцию судебно-психологической экспертизы не входит установление влияния конкретных условий на возможности восприятия 4 .

Перед судебно-психологической экспертизой должны быть поставлены вопросы, связанные с выявлением у лиц конкретных психических аномалий, существенных для уголовного дела. Например: имеются ли у данного лица резковыраженные отклонения в восприятии и понимании определенных явлений, обладает ли лицо повышенной внушаемостью, может ли его слабое умственное развитие быть причиной искажения передаваемой информации и т.п.

Перед судебно-психологической экспертизой нельзя ставить вопросы, связанные с диагностикой ложности показаний. (Например: опознал ли человек в действительности предъявляемый объект или не опознал; соответствуют ли его показания действительным событиям?) Судебно-психологическая экспертиза не является экспертизой достоверности показаний. (Установление истинности или ложности показаний – профессиональная задача следователя, но при этом он, конечно, должен обладать соответствующими психологическими знаниями.)

3. При расследовании преступлений, связанных с изнасилованием, эксперту-психологу могут быть поставлены вопросы, связанныес установлением беспомощного состояния потерпевшей. (Это – квалифицирующий признак данного состава преступления.) Состояние беспомощности имеет разные проявления и может быть вызвано разными причинами: общая физическая слабость, болезнь, алкогольное опьянение, отсутствие возможности свободного волеизъявления, малолетний возраст, неспособность правильно оценивать ситуацию и др.

Перед судебно-психологической экспертизой в таких случаях могут быть поставлены два вопроса:

ü находилась ли потерпевшая в соответствующей ситуации в состоянии беспомощности;

ü могла ли потерпевшая, находясь в таком состоянии, сознавать характер и значение совершаемых с нею действий.

Не следует ставить вопрос: могла ли потерпевшая оказать сопротивление виновному? Несопротивляемость обстоятельствам не означает согласия с этими обстоятельствами, их принятия. Беспомощность – состояние, исключающее возможность сопротивляться.Непонимание характера совершаемых действий – одно из проявлений беспомощности. Оно может быть обусловлено рядом обстоятельств:

ü хроническим психическим заболеванием;

ü временным аномальным состоянием психики в момент совершения полового акта с потерпевшей (в связи с соматическим заболеванием, состоянием фрустрации, аффекта, стресса);

ü отставанием психического развития;

ü возрастными и личностными особенностями потерпевшей.

Обстоятельства первого вида устанавливаются судебно-психиатрической экспертизой, а обстоятельства второго вида – медико-психологической экспертизой. Обстоятельства третьего и четвертого вида – судебно-психологической экспертизой.

Половая зрелость потерпевшей должна устанавливаться комплексной медико-психологической экспертизой (понятие половой зрелости включает в себя социально-психологические компоненты). Экспертиза по половым преступлениям – самый распространенный вид судебно-психологических экспертиз 5 .

4. Поводом для проведения судебно-психологической экспертизыв связи с аффектом 6 является наличие признаков внезапно возникшего эмоционального перевозбуждения, выразившегося в импульсивном преступном действии непосредственно за противоправными действиями потерпевшего.

Как уже отмечалось, состояние аффекта – внезапно возникающее кратковременное состояние крайнего психического перевозбуждения, характеризующееся дезорганизацией сознания. Аффект возникает в результате воздействия сверхсильных раздражителей или в результате длительного накопления травмирующих воздействий. Аффект возникает в остро конфликтных ситуациях и при этом происходит дезинтеграция, «распад» сознания. Но, как отмечал известный психиатр П.Б. Ганнушкин, чтобы чувства взяли верх над разумом, нужно, чтобы разум был слаб.

Сужение сознания при аффекте связано с резким понижением способности человека сознательно руководить своими действиями. Закон, учитывая это, признает сильное душевное волнение обстоятельством, смягчающим ответственность, или обстоятельством, влияющим на квалификацию состава преступления.

Психологическая структура аффекта –сужение сознания, резкая активизация подсознательных, импульсивных действий, блокада волевого контроля поведения. Конечная цель остается вне сферы ясного сознания – она возникает спонтанно, является малоосознанной.

Перед судебно-психологической экспертизой ставится один вопрос:находилось ли лицо в момент совершения противоправного действия в состоянии физиологического аффекта, спровоцированного неправомерными действиями потерпевшего? Поскольку физиологический аффект нельзя воспроизвести повторно, его экспертное исследование осуществляется ретроспективным анализом – анализом остаточных, следовых явлений.

Читайте так же:  Бессрочный срок исковой давности

Представляемые эксперту-психологу материалы уголовного дела должны быть достаточными:

ü для анализа личностных особенностей обвиняемого,

ü для определения причин возникновения аффекта,

ü для определения начального момента возникновения данного эмоционального состояния в ситуации взаимодействия обвиняемого с потерпевшим,

ü для реконструкции динамики развития и угасания данного состояния.

Источник: http://helpiks.org/7-78554.html

Поводы обязательного назначения СПЭ в уголовном процессе и постановка вопросов перед экспертом

Перед назначением судебно-психологической экспертизы следует четко установить повод для ее назначения, т. е. выявить факты, свидетельствующие о необходимости проведения СПЭ. Вначале М.И. Еникеев рассматриваетповоды для обязательного назначения судебно-психологической экспертизы.

I. Умственная отсталость несовершеннолетнего обвиняемого(на основании ст. 392 УПК РСФСР). СПЭ может быть назначе­на только после проведения судебно-психиатрической эксперти­зы и при наличии в поведении лица отдельных психических проявлений, свидетельствующих о возможности его отставания в психическом развитии. При этом ни педагогическая запущен­ность, ни низкая успеваемость не являются показателями отста­вания в психическом развитии несовершеннолетнего.

Признаками отставания в психическом развитии несовер­шеннолетнего являются:

1) инфантильность поведения и мышления (несоответствие поступков и суждений возрастному уровню данного лица, их детскость), неспособность к самостоятельным умозаключениям;

2) несоответствие мотивов содержанию и целям действий;

3) нарушение в целенаправленности и критичности пове­дения;

4) неспособность к социальной коррекции поведения. При наличии всех этих признаков или одного из них может быть вынесено постановление о проведении СПЭ, в котором должны быть поставлены конкретные вопросы примерно в такой формулировке.

1. Имеются ли у данного лица отклонения от нормального для данного возраста уровня психического развития и в чем они выражаются?

2. Можно ли на основе данных психологии сделать вывод о том, что имеющиеся у данного лица отклонения в психическом развитии препятствовали осознанию им полностью (или частич­но) значения своих общественно опасных действий?

3. В какой мере лицо могло руководить своими действиями? Перед СПЭ нельзя ставить вопрос: нормальному уровню разви­тия какого возраста соответствует фактическое развитие данного лица? Психическое развитие умственно отсталого несовершен­нолетнего принципиально отличается от нормального.

II. Выявление способности лица правильно воспринимать важ­ные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.

Следователь (судья) должен знать возможности СПЭ в этой об­ласти.

СПЭ может установить индивидуальные особенности психи­ки, уровень абсолютной и разностной чувствительности, осо­бенности цветоощущений, объем восприятия, особенности вос­приятия времени, движения и пространственных качеств пред­метов и явлений (пропорции частей предметов, их пространст­венную ориентацию, размеры, форму, удаленность, особенности рельефа и т. д.), особенности звуковысотного различия и т. д.

Способность давать правильные показания связана не только с индивидуальными особенностями ощущений и восприятия. Широкий диапазон индивидуальных различий имеют и память, и мышление, и воображение человека, такие особенности лич­ности, как внушаемость, склонность к фантазированию.

Резко индивидуализирован и процесс узнавания. Люди с по­вышенной внушаемостью склонны к ложному узнаванию, к раз­личным внушаемым дополнениям к своим представлениям.

В компетенцию СПЭ не входит установление влияния кон­кретных условий на возможности восприятия.

Перед экспертом должны быть поставлены вопросы, связан­ные с выявлением у лиц конкретных психических аномалий, существенных для уголовного дела. Такими вопросами могут быть, например: имеются ли у данного лица резко выраженные отклонения в восприятии и понимании определенных явлений;

обладает ли лицо повышенной внушаемостью; может ли слабое умственное развитие данного лица быть причиной искажений передаваемой им информации и т.п.

Перед экспертом нельзя ставить вопросы, связанные с диаг­ностикой ложности показаний (например, опознал человека в действительности предъявляемый объект или не опознал, соот­ветствуют ли его показания действительным событиям). СПЭ не является экспертизой достоверности показаний. Установление истинности или ложности показаний — профессиональная зада­ча следователя (но при этом, конечно, он должен обладать соот­ветствующими психологическими знаниями).

III. Установление или отрицание беспомощного состояния по­терпевшей в связи с расследованием половых преступлений. (Это является квалифицирующим признаком данного состава престу­пления.) Состояние беспомощности имеет разные проявления и может быть вызвано разными причинами: общая физическая слабость, болезнь, алкогольное опьянение, отсутствие возмож­ности свободного волеизъявления, малолетний возраст, неспо­собность правильно оценивать ситуацию и др.

Перед судебно-психологической экспертизой в этих случаях могут быть поставлены два вопроса: 1) находилась ли потерпев­шая в соответствующей ситуации в состоянии беспомощности;

2) могла ли потерпевшая, находясь в таком состоянии, сознавать характер и значение совершаемых с ней действий.

Еще раз специально обращаем внимание, что не следует ста­вить вопрос: могла ли потерпевшая оказать сопротивление винов­ному? Несопротивляемость обстоятельствам не означает согласия с ними, их принятия. Беспомощность — это и есть состояние, исключающее возможность сопротивления.

Непонимание характера совершаемых действий является од­ним из проявлений беспомощности. Оно может быть обусловле­но рядом обстоятельств:

1) хроническим психическим заболеванием;

2) временным аномальным состоянием психики в момент совершения с потерпевшей полового акта (в связи с соматиче­ским заболеванием, состоянием фрустации, аффекта, стресса);

3) отставанием в психическом развитии;

4) возрастными и личностными особенностями потерпевшей.

Обстоятельства первого вида устанавливаются судебно-психиатрической и судебно-психологической экспертизой; обстоя­тельства второго вида — комплексной судебно-психиатрической и судебно-психологической экспертизой или медико-пси­хологической экспертизой; обстоятельства третьего и четвертого видов — судебно-психологической экспертизой.

Половая зрелость потерпевшей должна устанавливаться ком­плексной медико-психологической экспертизой.

СПЭ может быть ограничена в отношении личностных осо­бенностей обвиняемого. В этих случаях ставятся вопросы о на­личии задержания в психическом развитии обвиняемого, о воз­можных акцентуациях его характера.

IV. Поводом для проведения СПЭ в связи с аффектом является наличие признаков крайне повышенного и внезапно возникшего эмо­ционального перевозбуждения, проявившихся в преступном действии непосредственно за противоправными действиями потерпевшего.

Взрывная импульсивность, конфликтность, неподчиненность действий сознательному контролю — основные критерии аф­фекта. Аффект возникает в результате воздействия сверхсильных раздражителей или в результате длительного накопления травмирующих воздействий при отсутствии в поведенческом фонде личности адекватных способов реагирования на эти воздействия. Аффект возникает в остроконфликтных ситуациях, при этом происходит дезинтеграция, распад сознания.

Сужение сознания при аффекте связано с резким понижени­ем способности человека сознательно руководить своими дейст­виями. Закон, учитывая это, признает сильное душевное волне­ние обстоятельством, смягчающим ответственность или обстоя­тельством, влияющим на квалификацию состава преступления (ст. ст. 107, 113УКРФ).

Для определения состояния аффекта перед экспертом ста­вится один вопрос: находилось ли лицо в момент совершения определенных действий (описание этих действий) в состоянии физиологического аффекта?

Читайте так же:  Решение суда о взыскании компенсации морального вреда

Поскольку физиологический аффект (как, впрочем, и другие психические состояния) нельзя воспроизвести повторно, его экспертное исследование осуществляется посредством ретро­спективного анализа и анализа остаточных, следовых явлений.

Предоставляемые эксперту-психологу материалы уголовного дела должны быть достаточными для:

1) анализа личностных особенностей обвиняемого;

2) определения причин возникновения аффекта;

3) определения начального момента возникновения данного эмоционального состояния в ситуации взаимодействия обви­няемого с потерпевшим;

4) реконструкции динамики развития и угасания данного со­стояния.

| следующая лекция ==>
Некоторые особенности судебно — психологической экспертизы в уголовном процессе | Поводы факультативного (необязательного) назначения СПЭ в уголовном процессе

Дата добавления: 2019-02-07 ; просмотров: 113 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник: http://helpiks.org/9-59675.html

Поводы назначения судебно-психологической экспертизы.

По делам об изнасиловании поводами для назначения судебно-психологической экспертизы обычно служат признаки поведения потерпевшей в момент нападения на нее, свидетельствующие о ее психической беспомощности, не связанной с психическим заболеванием (не звала на помощь, не оказывала активного сопротивления, хотя физически могла бы это сделать и т.д.). Аналогичные обстоятельства могут стать поводом для назначения судебно-психологической экспертизы по делам о совершении мужеложества, насильственного удовлетворения половой потребности в извращенной форме.
При расследовании происшествий, связанных с управлением различными техническими устройствами, в качестве поводов для назначения судебно-психологической экспертизы могут послужить некоторые индивидуально-психологические особенности личности, психофизиологические качества оператора, несоответствующие требованиям его профессии, должностным обязанностям, отдельные поведенческие признаки, свидетельствующие о том, что он, оказавшись в условиях воздействия нервно-психических перегрузок, значительно превосходящих порог его стрессоустойчивости, проявил свою профессиональную непригодность.

Источник: http://lib.sale/yuridicheskaya-psihologiya_1332/povodyi-naznacheniya-sudebno-psihologicheskoy-77139.html

Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний

Понятие судебно-психологической экспертизы эмоциональных состояний

Данный вид экспертизы относится к числу достаточно разработанных, но также и наиболее дискуссионных в среде юристов и психологов. Существуют различные мнения о точном содержании частного предмета экспертизы, о соотношении юридической и психологической терминологии.

Так, на сайте stdexp.ru Центра независимых экспертиз в Москве, оказывающего профессиональные услуги по организации и производству экспертиз и исследований (как в судебном, так и в досудебном порядке), судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний в отдельную разновидность экспертизы не выделена, а включена в такие разновидности эспертизы как психолого-психиатрическая и психолого-автотехническая.

Само название вида экспертизы до конца не устоялось: в юридической литературе чаще можно встретить термин “экспертиза аффекта” (или психологического аффекта, физиологического аффекта, простого аффекта). В психологическом смысле все эти определения аффекта синонимичны и употребляются для того, чтобы отграничить установление аффекта и патологического аффекта.

Основная задача судебно-психологической экспертизы эмоциональных состояний:

    • выявление определенного психического (эмоционального) состояния и его воздействия на способности человека к осознанию своих действий и сознательному руководству ими.

Понятие “экспертиза аффекта” пришло из уголовного процесса (при рассмотрении уголовных дел доказательственное значение имеет выявление того, не находилось ли лицо в момент правонарушения в состоянии “внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта)” — ст. 113 УК РФ). Однако, кроме аффекта, на способность сознавать содержание действий и сознательно руководить ими могут влиять и иные эмоциональные состояния (стресс, фрустрация, состояния психической напряженности и пр.). При рассмотрении гражданских дел важна не столько квалификация эмоционального состояния (имел ли место именно аффект), сколько степень воздействия того или иного эмоционального состояния на осознанность содержания действий и волеизъявление.

Видео (кликните для воспроизведения).

Поэтому представляется более точным именовать данный вид экспертизы (как это и предполагают в последнее время психологи) экспертизой эмоциональных состояний, а не аффекта.

Характеристика рассматриваемого экспертного исследования и его частного предмета, который первоначально сформировался как определение аффекта, предполагает уточнение содержания ряда терминов.

Аффект

Аффект (в психологии) — временные эмоциональные состояния, характеризующиеся быстротой, силой и кратковременностью возникновения и протекания, при которых происходят сужение поля сознания, замедление интеллектуальных процессов, нарушения волевого контроля над действиями. Аффект как особое эмоциональное состояние есть результат взаимодействия двух составляющих: психологических особенностей самой личности и ситуации.

Следствием аффекта нередко бывает кратковременная амнезия (потеря памяти). Состояние аффекта может возникнуть у любого, в принципе психически здорового человека в особых, так называемых аффектогенных ситуациях, которые “накладываются” на некоторые психологические особенности личности. Аффектогенна та ситуация, в которой человек испытывает настоятельную потребность в действии (субъективно знает и чувствует, что должен что-то сделать), но адекватных ситуации способов действия не находит (если же способ действия избран и осуществлен, то аффекта не наступает).

Основные предрасположенности образуют базовые свойства личности, которые постоянны и сами непосредственной причиной аффекта не являются (к ним относят слабый тип центральной нервной системы, повышенную возбудимость, невыносливость к раздражителям, инертность нервных процессов, завышенную самооценку и ряд других). Играет роль и возраст: более подвержены аффекту дети и пожилые люди.

Актуальные предрасположенности непосредственно предшествуют аффекту и представляют собой временные функциональные психофизиологические состояния, вызываемые различными причинами (постинтоксикация, переутомление, эмоциональное потрясение, бессонница, восприимчивость к фену и т. п.).

Взаимодействие основных и актуальных предрасположенностей с аффектогенной ситуацией порождает аффект. Аффект не всегда наступает при первом воздействии раздражителя — он может быть следствием повторяющихся аффектогенных ситуаций, а непосредственно предшествующая аффекту может быть по силе слабее предыдущих (аффект “последней капли”).

Специальные психологические задачи, которые решает эксперт-психолог:

    1. выявление основных и актуальных предрасположенностей к аффекту;
    2. выявление вида воздействия внешнего раздражителя;
    3. выявление роли окружающей среды как фактора поведения (диагностика аффекта);
    4. анализ действия субъекта во время аффекта и после него, а также анализ отношения самого действующего лица к своим действиям.

Решение этих задач позволяет эксперту сделать затем вывод о том, повлияло ли (и если да, то каким образом) состояние аффекта на способность лица в конкретной ситуации осознавать фактическое содержание своих действий и на возможность лица в полной мере осознанно руководить ими.

В отличие от аффекта, диагностика и определение последствий патологического аффекта составляют предмет компетенции психиатра в рамках психиатрической экспертизы.

Патологический аффект

Представляет собой болезненное эмоциональное состояние, характеризуемое как острое кратковременное психическое расстройство, в основе которого лежат психопатологические изменения личности (например, маниакально-депрессивный синдром, различные навязчивые идеи).

Особенностями такого аффекта являются:

    • глубокое помрачнение сознания (сумеречное состояние),
    • бурное двигательное возбуждение, сопровождаемое автоматическими действиями (так называемое висцереальное возбуждение),
    • полная амнезия совершенных действий.
Читайте так же:  Закон о банкротстве срок исковой давности

Аномальный аффект

В последнее время в психологии высказывается мнение (И. А. Кудрявцев), что двучленное деление аффекта упрощенно, необходимо выделять третий вид аффекта — аномальный аффект. Определение аномального аффекта включает диагностику таких аффективных реакций, которые характеризуются некоторыми патологически измененными закономерностями развития и аномалиями механизма течения аффекта, вызванными определенными внешними раздражителями (алкоголь, наркотики, интоксикация). Введение понятия аномального аффекта не влияет на объем патологического аффекта, но сужает объем психологического аффекта. Его диагностика входит в сферу комплексной психолого-психиатрической экспертизы.

Определение состояния аффекта в уголовном процессе позволяет верно решить вопрос о вменяемости и ее критериях, об разграничении составов преступлений. Правда, в большинстве случаев юристами признавалась значимость лишь патологического аффекта, установление которого вызывает потребность в психиатрической, но не в психологической экспертизе. И лишь в последнее время в разрешении названных вопросов начинают признаваться возможности психологической экспертизы (В. В. Мельник, В. В. Яровенко).

Экспертиза эмоциональных состояний

Вопросы экспертизы эмоциональных состояний

В рамках судебно-психологической экспертизы эмоциональных состояний на разрешение эксперту могут быть поставлены следующие группы вопросов:

    1. находился ли испытуемый (указывается конкретное лицо, направленное на экспертизу) в момент совершения действия (называется само действие и время его совершения) в состоянии аффекта и, если находился, отразилось ли оно и каким образом на способности лица в полной мере осознавать фактическое содержание совершаемых действий и на способности лица в полной мере сознательно руководить ими;
    2. находился ли испытуемый в ином, помимо аффекта, эмоциональном состоянии (каком именно) и как оно повлияло на способность лица в полной мере отдавать отчет в своих действиях и в полной мере сознательно руководить ими.

Поводы к назначению психологической экспертизы эмоциональных состояний

Поводами к назначению психологической экспертизы эмоциональных состояний могут быть:

    1. сведения о наличии аффектогенной, стрессовой ситуации, в которой действовал субъект;
    2. сведения об иных психологических особенностях ситуации действия, а также данные о психологических особенностях личности (неуравновешенности, повышенной возбудимости, ранимости, агрессивности);
    3. данные о специфическом эмоциональном или ином психофизическом состоянии лица в момент совершения действия (физическая слабость, соматическое заболевание, подавленное состояние из-за психической травмы и т. п.).

Источник: http://jurkom74.ru/ucheba/sudebno-psichologicheskaya-ekspertiza-emotsionalnich-sostoyaniy

Раздел IV. ПСИХОЛОГИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

Глава 10. СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ

§ 4. Поводы факультативного (необязательного) назначения судебно-психологической экспертизы в уголовном судопроизводстве

Наряду с рассмотренными поводами обязательного назначения судебно-психологической экспертизы существуют факультативные (необязательные) поводы назначения данной экспертизы.

1. Назначение судебно-психологической экспертизы для установления авторства письменного документа по психологическим особенностям (психолого-лингвистическая экспертиза).

Письменные документы — один из существенных объектов исследования в судопроизводстве.

Письменный документ может быть составлен лицом не по своей воле, а по принуждению — под диктовку другого лица. При этом документ несет в себе «следы психики» этого лица, признаки его личностных речевых особенностей. Экспертиза этих признаков проводится экспертами-психолингвистами (или совместно психологами и филологами).

Выявляются позиции, ориентации, доминирующая направленность автора письменного текста, его эмоционально-выразительные и семантико-стилистические особенности (характер содержания текста, его лексические, стилистические и конструктивные особенности).

В речи проявляется уникальный, индивидуально-своеобразный комплекс психических особенностей индивида — вербальный стереотип. Перед психолингвистической экспертизой могут быть поставлены вопросы об авторстве не только письменного документа, но и речи, записанной на магнитную пленку.

Признаки речи в этом виде экспертизы группируются по ряду оснований: семантико-грамматическим (выбор слов и конструкций, выразительность, правильность и организованность текста), категориальным (профессиональные, социальные, территориальные, национальные и возрастные особенности).

Учитываются и проявления аномальных психических состояний: непрерывность речи при логорее, деформированность — при расстройстве мышления, персеверации, навязчивость образов — при психозах.

2. Назначение посмертной судебно-психологической экспертизы для установления психического состояния лица, предрасполагающего к самоубийству.


Самоубийство (суицид) — чрезвычайный, трагический акт в жизни человека, при котором травмирующие психику обстоятельства по своей силе превосходят самый сильный человеческий инстинкт — инстинкт самосохранения.

Самоубийства совершаются на фоне двух разновидностей остроконфликтных психических состояний — глубокой депрессии, обусловленной крушением основных личностных ценностей, утратой смысла жизни, субъективно трактуемой безвыходностью положения, или в результате внезапно возникшего аффекта, фрустрации, связанных с личностно-аварийной ситуацией.

Суицид может быть вызван и длительным накоплением отрицательных эмоций в крайне неблагоприятных условиях жизни.

Изучение психического состояния личности в случаях завершенного самоубийства крайне затруднено. Заключение психологической экспертизы в этих случаях имеет обычно вероятностный характер. Однако эта экспертиза существенна для проверки версии об инсценировке самоубийства.

Гражданину М. было предъявлено обвинение в отравлении жены. Обвиняемый категорически отрицал совершение преступления и объяснил смерть жены самоубийством. Он говорил, что жена, узнав о его намерении уйти к другой женщине, была потрясена, находилась в тяжелом состоянии и неоднократно угрожала покончить жизнь самоубийством в случае ухода М. из семьи. Обвиняемый утверждал, что его жена дважды покушалась на свою жизнь.

Следствие интересовал вопрос о том, было ли на самом деле психическое состояние умершей в последние перед смертью недели и дни предрасполагающим к самоубийству.

Было известно, что жена М. никогда психическими заболеваниями не страдала, странностей в ее поведении никто не отмечал. Поэтому сомнений в психическом здоровье умершей не возникало, и была назначена посмертная судебно-психологическая экспертиза.

Согласно заключению эксперта состояние умершей в последний период жизни не предрасполагало к самоубийству. Вывод эксперта был основан на результатах анализа большого фактического материала. Была раскрыта динамика развития психического состояния умершей, постепенное его изменение, в частности преодоление внутреннего кризиса, имевшего место в определенный период.

Заключение эксперта-психолога было использовано в обвинительном заключении как одно из веских доказательств, опровергавших версию обвиняемого о том, что его жена покончила жизнь самоубийством.

3. На разрешение СПЭ может быть поставлено исследование роли личности обвиняемого в групповом преступлении. При этом перед СПЭ могут быть поставлены следующие вопросы.

  • Каков групповой статус и внутригрупповая роль данного лица в преступной группе?
  • Какие групповые функции исполняло подэкспертное лицо в данной преступной группе во время совершения ею конкретного преступления?

4. В случае расследования преступного деяния, совершенного в ситуации риска, на разрешение СПЭ может быть поставлен вопрос: совершалось ли данное действие в условиях необходимого риска?

5. При расследовании происшествий, связанных с использованием техники (автотранспортных, авиационных, железнодорожных, воднотранспортных происшествий, аварий на производстве) в ряде случаев назначается инженерно-психологическая (технико-психологическая) экспертиза.

Читайте так же:  Побои срок исковой давности

Свыше 80 % аварий и происшествий совершается в силу дефектов человеческого поведения, обусловленных широким диапазоном индивидуально-типологических особенностей личности. Нередко аварийная ситуация значительно превышает возможности переработки оперативной информации данным субъектом, особенно когда к управлению сложными техническими средствами допускаются люди без соответствующего профессионального отбора, непригодные по своим индивидуально-психическим особенностям к данному виду деятельности, лица, неустойчивые к стрессовым и сверхсильным воздействиям. Объектом СПЭ в этих ситуациях являются индивидуально-психологические и профессиональные возможности лица, управляющего техникой, сильные стрессогенные воздействия в исследуемой ситуации, наличие у подэкспертного лица психосоматического неблагополучия.

При расследовании сложных технических происшествий необходима, как правило, комплексная технико-психологическая экспертиза.

К компетенции судебно-психологической экспертизы по делам о катастрофах и авариях на производстве и транспорте относятся:

  • установление наличия или отсутствия у субъекта в момент происшествия проявлений крайнего психического напряжения, конфликтного эмоционального состояния — аффекта, стресса, фрустрации;
  • установление пределов психофизиологических возможностей человека, их соответствия требованиям, возникшим в момент технического происшествия;
  • установление нарушений инженерно-психологических и эргономических требований к средствам индикации (отображения информации) и механизмам управления технической системой 1 , обусловивших неадекватные действия подследственного лица.

Поводом к назначению судебно-психологической экспертизы по делам о транспортных и производственных происшествиях могут служить возникшие в процессе расследования предположения о том, что требования аварийной ситуации превышали индивидуально-психологические и профессиональные возможности лиц, управляющих техникой.

В связи с этим экспертам-психологам могут быть заданы следующие вопросы.

  • Находился ли субъект в момент совершения конкретных действий в конфликтном психическом состоянии (стресс, аффект, фрустрация и др.)?
  • Как могло повлиять на выполнение профессиональных функций данное состояние?
  • Соответствуют ли психические возможности обследуемого лица требованиям ситуации происшествия?
  • Имелись ли в соответствующих технических средствах эргономические недостатки, обусловившие ошибочность действий оператора? [63, 175]

Только квалифицированное экспертное исследование «человеческого фактора» при взаимодействии человека с техникой в экстремальных условиях может обеспечить реализацию принципа ответственности за виновное поведение и принципа справедливости наказания.

1 См.: ГОСТ 21044-75. Система «человек — машина». Основные понятия. Общие эргономические требования; ГОСТ 21033-75. Система «человек — машина». Рабочее место человека-оператора; ГОСТ 21035-75. Система «человек — машина». Рабочая среда рабочего места человека-оператора. Соответствующими ГОСТами регламентированы эргономические требования к штурвалам (ГОСТ 21752-76), рычагам управления (ГОСТ 21753-76), сигнализаторам звуковых неречевых сообщений (ГОСТ 21786-76), к кодированию зрительной информации (ГОСТ 21822-76), к повторным выключателям и переключателям (ГОСТ 22613-77), к кнопочным выключателям и переключателям (ГОСТ 22614-77), к тумблерам (ГОСТ 32615-77), к пультам управления (ГОСТ 23000-78) и др. Ряд требований к безопасности труда оператора регламентируется также по линии устранения психического дискомфорта: шумового (ГОСТ 12.1.007-76), вибрационного (ГОСТ 12.1.012-78), ультразвукового (ГОСТ 12.1.001-75), электромагнитных полей радиочастот (ГОСТ 12.1.006-76) и др.

Источник: http://yurpsy.com/files/ucheb/enik2/048.htm

Предмет СПЭ, основания и поводы ее назначения

Первая попытка проведения судебно-психологической экспертизы (СПЭ) в России была предпринята в 1883 г.

Основная задача СПЭ сводится к оказанию помощи суду, органам предварительного следствия в более глубоком изучении специальных вопросов психологического содержания, входящих в предмет доказывания по уголовным делам или являющихся составными элементами гражданско-правовых споров, а также в исследовании психологического содержания ряда юридических, правовых понятий, содержащихся в законе. Поэтому предметом исследования СПЭ являются психические процессы, состояния, свойства психически здоровых лиц, участвующих в уголовном и гражданском процессах, особенности их психической деятельности, временные (не болезненные) изменения сознания под влиянием различных факторов, экспертная оценка которых имеет значение для установления объективной истины по делу. Иными словами, предметом СПЭ являются индивидуально своеобразные черты психического отражения участниками процесса различных явлений окружающей действительности, которые имеют значение для правильного разрешения уголовных или гражданских дел.

Общие основания для назначения любой экспертизы, в том числе СПЭ, для осуществления которой требуются специальные познания в уголовном процессе, в частности в области психологии, содержатся в ст. 195 УПК РФ.

Наряду с общими основаниями, говоря об обязательных случаях проведения экспертизы (п. 4ст. 196 УПК РФ), законодатель указывает, что экспертизу следует проводить «для определенияпсихического состояния свидетеля или потерпевшего в случаях, когда возникает сомнение в их способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания». Таким образом, здесь подразумевается широкий круг психических явлений, которые являются предметом изучения не только в психиатрии, но и в психологии. В ст. 421 УПК РФ говорится об умственной отсталости несовершеннолетнего, не связанной с душевным заболеванием, как о факторе, определяющем способность подростка полностью сознавать значение своих действий.

В постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 25.03.1964 г. № 2 «О судебной практике по делам об изнасиловании» указывается на необходимость исследования судами беспомощного состояния потерпевшей, имевшего место не только в силу ее физического, но и психического состояния, из-за которого она «не могла понимать характера и значения совершаемых с нею действий или не могла оказать сопротивления виновному».

В гражданском процессе также предусмотрены законные основания для проведения судебно-психологической экспертизы с привлечением в качестве экспертов специалистов соответствующих отраслей знания, в том числе и в области психологии.

На практике при расследовании некоторых преступлений возникают следственные ситуации, когда не удается полностью вскрыть механизм совершенного преступления, установить побудительные силы, толкнувшие человека на противоправное поведение, объяснить внешне непонятное поведение виновного при отсутствии сомнений относительно его психической полноценности. В подобных случаях можно предположить, что субъект находился в каком-то необычном психическом состоянии, поскольку действовал не совсем так, как следовало бы ожидать, совершал поступки, явно не соответствовавшие требованиям ситуации и его интересам, необъяснимые с точки зрения здравого смысла.

В новом уголовном законе содержится более широкий и с психологической точки зрения более определенный перечень психических явлений, имеющих уголовно-правовое значение: психические расстройства, психическое принуждение, аффект, психотравмируюшая ситуация, психические страдания и т.д. (полнее о них сказано в теме 5). В некоторые статьи УК РФ введены такие понятия и категории из области психологии, как «психофизиологические качества» лица, причинившего вред в «экстремальных условиях», «нервно-психические перегрузки», «обоснованный риск» и т.п.

Выявленные входе допроса свидетелей, потерпевших, обвиняемых отдельные признаки упомянутых выше явлений, проявившиеся в поведении этих лиц, могут рассматриваться в качестве повода для назначения СПЭ. Например, при оценке поведения обвиняемого в убийстве в качестве такого повода могут быть отдельные признаки его необычного поведения (повышенная эмоциональная возбудимость, фрагментарность восприятия обстановки, внешне наблюдаемые признаки расстройства вегетативной нервной системы, речи и т.п.). В отдельных случаях поводами для назначения экспертизы служат сомнения следователя (суда) относительно способности свидетеля или потерпевшего правильно воспринимать важные для дела обстоятельства, давать о них показания, с психологической точки зрения соответствующие действительности. Одним из наиболее распространенных поводов назначения СПЭ служит существенная неполнота изучения индивидуально-психологических (характерологических) особенностей субъекта, совершившего тяжкое преступление, устойчивых мотивационно-смысловых образований его личности, не разобравшись в которых нельзя до конца понять причины совершенного им преступления, определить меру наказания, соответствующую содеянному.

Читайте так же:  Вариант мирового соглашения

Помощь СПЭ может потребоваться и при разрешении гражданско-правовых споров. Поводом для ее назначения в этих случаях также могут стать любые фактические данные, имеющие отношение к психологическим аспектам поведения одной из конфликтующих сторон, например данные о сниженных интеллектуальных, познавательных способностях субъекта, который при заключении сделки оказался под влиянием заблуждения (ст. 178 ГК РФ).

Таким образом, как в уголовном, так и в гражданском судопроизводстве поводами для назначения СПЭ могут быть любые фактические данные, имеющие отношение к решению тех или иных (спорных) вопросов, входящих в компетенцию суда, которые требуют психологического объяснения, психологической диагностики различных проявлений психики лиц, проходящих по уголовным делам, участвующих в гражданском судопроизводстве.

Поводы для назначения экспертизы должны указываться в постановлении следователя, в определении суда о проведении судебно-психологической экспертизы по делу.

Экспертиза социально-психологиче­ских особенностейчленов преступной группы назначается в период предварительного след­ствия, когда преступление совершено в условиях сложившейся неформальной группы с асо­циальной и криминальной направленностью. Следствием исследуются вопросы о групповых ролях обвиняемых. Психологическая структура группы определяет и воздействует на индиви­дуальное поведение индивида.

При психологическом анализе органи­зованной преступной группы необходимо определить:

1) степень ее антиобщественной направленности;

2) цели и мотивы;

3) специфику эмоциональных связей между членами группы.

При анализе эмоциональных связей следует тщательно изучать индивидуально-психологическую характеристику каждого члена этого со­общества. Очень важным при этом является выявление как лидерских позиций среди подо­зреваемых, так и позиций конформистов, которые обязательно присутствуйте любой преступ­ной группе. ,

При анализе преступной группы необ­ходимо учитывать следующие факторы:

1) причины объединения в данную группу или цель группового взаимодействия. Эти причи­ны могут быть многообразны в зависимости как от внешних, так и от внутренних факторов(т.е. личной симпатии и психологической за­висимости);

2) особенности внутриличностного взаимодей­ствия. Должна учитываться специфика личностных контактов в группе, специфика конф­ликтов, ролевые функции членов группы. В зависимости от жесткости функциональной структуры и специфики межличностных отноше­ний преступные группы делятся на три основные категории. Значительную трудность представ­ляет решение вопроса о дифференциации конк­ретной роли каждого участника в преступных эпизодах, особенно в совместно совершенных убийствах, к которым причастны члены преступ­ной группы.

Структура преступной группыстрого организована. Преступную группу возглавляет лидер, в функции которого входит организация и руководство преступлением. В группе можно выделить активных членов, т.е. лиц, пользую­щихся уважением у лидера, и других членов пре­ступной группы. Другую категорию составляют рядовые участники группы — исполнители пре­ступления. В преступной группе может существовать также оппозиционер, находящийся в скрытой конфронтации с лидером. Дать зак­лючение о степени влияния группы на отдель­ного участника, установить наиболее типичные формы взаимодействия между членами группы как при совершении преступлений, так и в про­цессе расследования, способен только эксперт-психолог, Кроме того, психолог может устано­вить неформальных лидеров, которые часто пытаются завуалировать, принизить свою истинную роль и активно противодействуют рас­следованию.

Виды СПЭ:

Судебно-психологическая экспертиза определения способности несовершен­нолетнего правонарушителя осознавать значение совершаемых им действий.

Перед судебно-психологической экспертизой ставятся задачи определения уровня интеллек­туального развития и уровня развития эмоцио­нально-волевой сферы подэкспертного, а так­же выявления индивидуально-типологических особенностей личности, которые могут иметь значение при разрешении данного дела. Напри­мер, экспертиза может установить склонность подростка к фантазированию и его повышенную внушаемость и т.п. В ходе проведения судебно-психологической экспертизы определяется, способен ли данный подросток полностью осоз­навать характер и значение совершенных им действий, а также руководить своими действия­ми в процессе совершения правонарушения.

Посмертная судебно-психологическая экспертиза.При всем разнообразии условий, при которых возникает необходимость в посмерт­ной психологической экспертизе, объектом ее всегда является погибший человек, а эксперты решают одни и те же задачи:

1)исследование личности, индивидуально-пси­хологических особенностей погибшего;

2)исследование психического состояния погиб­шего, в котором он находился в период, пред­шествовавший смерти;

3)решение вопроса о том, являлось ли психиче­ское состояние погибшего предрасполагаю­щим к самоубийству;

4)исследование причин и условий развития у погибшего психического состояния, спро­воцировавшего его самоубийство.

Судебно- психологическая экспертиза индивидуально-психологических особен­ностей участников преступления.Наиболее часто этот вид экспертизы используется в слу­чаях, когда перед следователем или судом воз­никает вопрос о личностных особенностях участ­ника преступления и их влиянии на его поведение в изучаемых ситуациях.

Основанием для назначения данного вида экспертизы могут выступать:

1)существенные расхождения в показаниях сви­детелей, потерпевших или подозреваемых;

2)большой срок давности события;

3)особые условия деликта, что снижает способ­ность свидетелей, потерпевших и подозревае­мых правильно воспринимать обстоятельст­ва дела;

4)противоречивые данные о личности участников преступления в материалах уголовного дела;

5)рекомендации экспертов-психиатров о проведении судебно-психологической экспертизы.

Психологическая экспертиза в составе комплексных экспертиз по делам о дорож­но-транспортных происшествиях (ДТП).Комплексная медико-психологическая экспер­тиза проводится с участием специалистов в об­ласти автодорожной медицины и медицинской психологии. Она, назначается для оценки дей­ствий участников ДТП, их трудоспособности до и после происшествия, а также их способности давать правильные показания об обстоятель­ствах ДТП.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9735 — | 7574 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studopedia.ru/6_9431_predmet-spe-osnovaniya-i-povodi-ee-naznacheniya.html

Повод судебно психологической экспертизы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here