Содержание
Понятие и общая характеристика права собственности на землю в РФ
Право собственности является наиболее полным по содержанию правом на имущество.
В широком смысле собственность — совокупность производственных отношений, поскольку производство и общество немыслимы без собственности ее различных форм. Производство — источник всех материальных благ, необходимых для удовлетворения разнообразных потребностей человека и общества, а потребности — это объективно существующие нужды человека в пользовании материальными и иными благами в целях поддержания своей нормальной жизнедеятельности.
В узком смысле слова собственность — отношение между людьми по поводу присвоения продуктов производства и иных материальных и духовных благ, удовлетворяющих потребности людей. В этом экономическом отношении выражается связь человека с вещами, материальными благами как со своими, отношения господства над объектами собственности путем владения, пользования и распоряжения ими.
Содержание права собственности на землю — правомочие владения, пользования и распоряжения земельным участком.
Владение земельным участком — это обладание им как своим.
Пользование землей — это возможность извлекать ее полезные свойства. По российскому законодательству земля должна использоваться в соответствии с ее целевым назначением, определяемым принадлежностью к той или иной категории земель.
Отношения собственности на природные ресурсы регулируются:
- Конституцией РФ;
- Гражданским кодексом РФ;
- природно-ресурсным и природоохранительным законодательством России и субъектов Федерации;
- Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. 2144 «О федеральных природных ресурсах»;
- Федеральным законом от 17 июля 2001 г. «О разграничении государственной собственности на землю».
Согласно Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (п. 2 ст. 35 Конституции РФ).
Хотя Конституцией РФ, помимо государственной, частной и муниципальной, установлена возможность существования и иных форм собственности, земельное законодательство останавливается пока только на трех перечисленных.
Особенность права собственности на землю в России — виды прав на землю определены в законодательстве «по субъекту». В зависимости от субъекта, обладающего правами на землю, устанавливается объем прав и обязанностей, составляющих содержание того или иного вида права собственности на землю.
Действующее законодательство позволяет назвать и другие особенности права собственности на земельные участки:
- доминирующим субъектом отношений собственности выступают граждане;
- большая часть земельных участков, предоставленных в собственность, — это земли сельскохозяйственного назначения;
- при распоряжении земельными участками устанавливаются некоторые ограничения — существуют земли, изъятые из гражданского оборота;
- распоряжение земельным участком возможно лишь сохраняя его целевое назначение.
Права всех субъектов права собственности равны и защищаются способами, установленными законом.
Источник: http://be5.biz/pravo/z011/16.html
Правовое регулирование отношений по поводу земельных участков
2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ
2.1 Права и обязанности собственников земельных участков
Право собственности – основное понятие гражданского права. Главная обязанность собственника земельного участка – осуществлять свои права, не нанося ущерба окружающей среде и не нарушая прав и законных интересов других лиц.
Статья 40 Земельного кодекса РФ гласит, что собственник земельного участка имеет право:
· использовать для собственных нужд расположенные на земельном участке пресные подземные воды, в том числе закрытые водоемы и общераспространенные полезные ископаемые;
· возводить жилые и иные здания в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований всех градостроительных регламентов и иных правил;
· проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные закрытые водоемы в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными;
· санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;
· осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.
Кроме того, в этой же статье говорится, что собственники земельных участков имеют право владеть, пользоваться и распоряжаться расположенными на участке многолетними насаждениями (за исключением случаев, установленных Лесным кодексом Российской Федерации), посевами, посадками и получать доходы от их реализации. Эта часть закона не распространяется на участки, переданные собственником в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение.
В соответствии со статьями 57, 58 Земельного кодекса РФ землевладельцы имеют право на возмещение убытков, причиненных изъятием земельного участка для государственных нужд. При этом возмещаются не только реальные убытки в полном размере, но и так называемая упущенная выгода.
Право собственности дает возможность владельцам свободно распорядиться своим имуществом: продать, завещать, подарить, сдать в аренду, обменять, передать на условиях ренты или пожизненного содержания с иждивением; передать в качестве взноса в уставный капитал сельскохозяйственной организации; совершать и иные сделки, не запрещенные действующим законодательством.
Ряд собственников земельных участков неправильно полагают, что если они окружат их высоким глухим забором, то ни перед кем отвечать не будут.
Как только субъект становится собственником, на него законодательство возлагает ряд обязанностей.
Собственники земельных участков, а также лица, использующие эти участки, в соответствии со статьей 42 Земельного кодекса РФ обязаны:
· использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенными использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
· сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках;
· осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок
пользования лесами, водными и другими природными объектами;
· не допускать загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий;
· соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов;
· своевременно приступать к использованию земельных участков, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами.
И последнее – собственник обязан вовремя осуществлять все платежи, связанные с обладанием земельным участком: налоги, сборы, иные платежи за землю.
В статье 43 ЗК РФ говорится, что отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав на земельные участки не влечет за собой прекращения их обязанностей.
2.2 Ограничения прав на земельные участки
Признание частной собственности на землю в Российской Федерации и включение земельных участков в гражданский оборот привело к тому, что на первоначальном этапе становления рыночной экономики в нашей стране земля нередко стала рассматриваться как обычный товар. Создавалась иллюзия, что земельные участки могут переходить от одних лиц к другим, как любой другой товар. Между тем земля является очень специфическим видом материальных ресурсов, к использованию и охране которого предъявляются особые и зачастую весьма высокие требования.
Таким образом, земля имеет многофункциональное значение, а потому владение, пользование и распоряжение земельными участками не должно входить в противоречие с публичными интересами, а также нарушать права и законные интересы отдельных лиц, что прямо закреплено в Конституции РФ (ч. 1 ст. 9, ч. 2 ст. 36).
Предоставление прав на землю собственникам земельных участков, землевладельцам и землепользователям всегда сопровождается возложением на них определенных обязанностей. Выполнение этих обязанностей ограничивает возможности реализации любого права на земельные участки.
Русский цивилист В.И. Синайский отмечал, что понятие и содержание права собственности определяется установлением тех или иных границ, в пределах которых гражданский правопорядок признает право собственности, а сами эти границы, суживающие понятие права собственности, и есть его ограничения.
В отношении земельных участков указанные ограничения состоят в обязанностях собственников земельных участков, землевладельцев и землепользователей совершать или не совершать определенные действия либо терпеть чужие действия постольку, поскольку это диктуется публичными интересами, а также необходимостью обеспечения прав и законных интересов отдельных лиц.
Как справедливо отмечено в одном из определений Конституционного Суда РФ, земля является «особого рода товаром, недвижимостью». Данная специфика объясняет причину, по которой законодательством устанавливаются многочисленные ограничения прав на землю.
Ограничения прав на землю, которые предусматриваются действующим законодательством, весьма разнообразны. Очень специфичны формы их установления. При этом трактовка ограничений прав на землю в разных отраслях законодательства неоднозначна.
Федеральные законы устанавливают ограничения прав на землю в целях:
· сохранения природных объектов или памятников истории и культуры;
· создания необходимых условий для осуществления хозяйственной и иной деятельности;
· эксплуатации промышленных, транспортных и иных объектов и коммуникаций;
· охраны жизни и здоровья людей и т.д.
Многообразие целей приводит к тому, что ограничения прав на землю определяются в федеральных законах, относящихся к самым разным отраслям законодательства.
В одних федеральных законах устанавливается правовой режим земель, который налагает на правообладателя обязанность соблюдать определенные требования. В других федеральных законах содержатся перечни обязанностей лиц, использующих земельные участки. Имеются федеральные законы, которые ограничивают оборот земельных участков или допускают обременение вещных прав на землю определенными обязательствами. Существуют также федеральные законы, которые требуют от обладателей прав на землю выполнять различного рода технические требования, например, СНиПы или СанПиНы.
Земельное законодательство ограничениями прав на землю называет различного рода запреты и условия, выполнение которых связано с использованием земель и объектов, расположенных на них, а также с осуществлением строительства и иной деятельности. В данном случае ограничения прав на землю трактуются как условия и запреты, влияющие на использование и охрану земель.
Источник: http://mirznanii.com/a/35296-3/pravovoe-regulirovanie-otnosheniy-po-povodu-zemelnykh-uchastkov-3
Право собственности на землю в России на современном этапе
ГЛАВА 1 Право собственности на землю в России: историко-правовой аспект
1.1 Право собственности на землю до 1917 г.
1.2 Право собственности на землю в советский период (1917 – 1990 гг.)
1.3 Право собственности на землю в современной России (с 1993 по настоящее время)
ГЛАВА 2 Теоретический анализ института права собственности на землю
2.1 Понятие, сущность и содержание права собственности на землю
2.2 Формы и виды собственности на землю в РФ
ГЛАВА 3 Правовые особенности и проблемы реализации права собственности на землю в РФ
3.1 Особенности права собственности на землю
3.2 Проблемы реализации права собственности на землю
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
За последнее десятилетие в Российской Федерации проводилось множество реформ, образцом которых чаще всего служили европейские и западные страны со своими индивидуальными специфическими особенностями, и их удачный национальный реформаторский опыт был подтвержден десятилетиями и веками. Но в большинстве случаев они были мало эффективны и приемлемы для нашей страны, несмотря на громкие политические лозунги различных политических движений, предлагающие свое эффективное решение проблем стране. Зачастую воплощение этих идей на практики приводили в лучшем случаи к удовлетворительной стабильности, в худшем поворачивало реформирование вспять.
Исторический опыт России представляет собой неисчерпаемый источник ценнейшей информации: конкретно исторических примеров. Россия прошла сложный путь реформирования земельного права и у нас есть свой опыт, на который мы можем опираться. К тому же не ставится под сомнение и дальнейшее продолжение реформ земельного законодательства, мы только начали проведение этих реформ, но уже на первых этапах возникает масса противоречий, коллизий в праве, которые надо решать и решать их надо, опираясь на опыт прошлых лет.
Вопросы реализации права собственности на землю в нашей стране всегда были острыми. Актуальность этого вопроса в современный период обостряется реформированием аграрного сектора страны.
В юридической литературе в области земельного права четко и однозначно не дается оценка правильности и своевременности проведения реформ. Одни ученые и критики относятся положительно, а другие отрицательно к порядку и темпам проведения реформ.
Видео (кликните для воспроизведения). |
В своей монографии судья Белгородского областного суда, кандидат юридических наук, доцент Чесовской рассказывает о недостатках и коллизиях нового Земельного кодекса РФ, о его противоречиях с Гражданским, Административным и Уголовным кодексами. Весьма интересным является и доклад заместителя руководителя Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска В.В. Крот, посвященный «Мероприятиям и приоритетам по разграничению прав собственности на землю в г.Новосибирске». Этот доклад посвящен большому бюрократизму в Москве по оформлению документов по разграничению права собственности, а так же тем проблемам, которые постигнут наш город и бюджет области после окончания разграничения государственной собственности на землю.
Объектом исследования работы являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации права собственности граждан России.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы выступает право собственности на землю в России.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование особенностей права собственности на землю в России.
Предмет, объект и цель выпускной квалификационной работы определили постановку следующих задач исследования:
Рассмотреть эволюцию института права собственности в России (в период до 1917 по 2008 гг..);
Определить особенности нормативно-правового регулирования института права собственности в России по этапам указанного исторического периода;
Определить понятие, сущность и содержание права собственности на землю;
Выявить правовые особенности и проблемы реализации права собственности на землю в нашей стране.
Теоретическую основу работы составляют исследования российских цивилистов, правоведов, экономистов по проблемам собственности и права собственности на землю. При анализе предмета исследования применялись сравнительно-правовой, исторический, системный методы познания.
ГЛАВА 1 Право собственности на землю в России: историко-правовой аспект
До прихода к власти, как впрочем, и до 1861 года земельного вопроса в Росси не было: земля принадлежала либо государству, либо помещикам, либо Церкви. Аналогичным образом те, кто ее обрабатывал, также принадлежали либо государству, либо помещикам, либо Церкви.
С 1855 года, с приходом к власти Александра II, начинается серьезная подготовка аграрной реформы середины XIX века. Александру II в наследство досталась страна в тяжелом экономическом, политическом и социальном положении. Рост крестьянских волнений был вызван тем, что Россия теряла прежние позиции на мировом сельскохозяйственном рынке, сельское хозяйство внутри страны было весьма отсталым, крепостной строй не оставлял больше надежд на развитие. Возникла острая необходимость проведения ряда реформ, и, прежде всего аграрной [14, с. 19].
Уже с 1857 года начинается создание соответствующих государственных структур по подготовке реформы. В середине января 1858 года образуется Секретный комитет по крестьянским делам, секретным он был потому, что вся его работа изначально проводилась тайно. Во главе этого комитета встает сам Александр II. Основной задачей комитета был негласный сбор информации о состоянии крестьян в то время, однако ни концепции, ни плана проведения реформы у комитета не было. В феврале 1859 года учреждаются губернские комитеты. Смысл их создания заключался в том, что Секретный комитет высылал им вопросы, а полученные ответы и предложения легли в основу проекта реформы.
Владельцы крупных участков земли, в основном дворянство, было заинтересованно в проведении реформ с наименьшими потерями со своей стороны. Поэтому они предлагали освобождение крестьян без земли.
В общем и целом было решено освободить крестьян с наделением их землей но не бесплатно, а с обязанностью выплаты помещику выкупных платежей.
И результатом всей этой подготовительной деятельности стал подписанный 19 февраля 1861 г. в шестую годовщину царствования Александр II Манифест об отмене крепостного права и Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Положения 19 февраля 1861 г. декларировали отмену крепостной зависимости, установили право крестьян на земельный надел и порядок осуществления выкупных платежей за него. По этому законодательству земля была крестьянам выделена, но, как уже говорилось, использование земельных участков существенно ограничивалось обязательствами перед бывшими собственниками по их выкупу.
Важнейшим в земельной реформе 1861 г. было то, что крестьянин признавался субъектом права собственности на землю. С согласия помещика он мог выкупать в собственность усадебную оседлость и иные угодья, в том числе полевые земли. При этом выкуп усадебных земель регулировался Местными положениями, а иных — общими законами. При приобретении земельных участков в собственность все земельные отношения между крестьянином и помещиком прекращались. Каждый крестьянин мог приобретать в собственность также все недвижимое имущество и совершать с ним сделки в соответствии с общими законами о сельских обывателях.
Положение от 19 февраля 1861 г. предусматривало, что помимо крестьян приобретать помещичьи земли в собственность могло также сельское общество. Внутри земельной общины крестьянской семье предоставлялось право пользования частью земельного надела общины — одной или несколькими полосами земли. Для того чтобы уравновесить права крестьянских дворов на надел, для общины было установлено право периодического «передела» земли — особой процедуры обмена земельных полос, как правило, одновременно всеми членами общины. Община, по мнению большинства историков (напр. Ю.П. Титов [26, c. 199]), является пережитком крепостничества, и существенно могло замедлить развитие государства. Хотя нельзя оставлять без внимания то, что община помогала крестьянам выжить на первых стадиях реформы, но после того как в общине начали появляться зажиточные крестьяне, существенно снизилось значение общины, так как зажиточные крестьяне начинают эксплуатировать труд более бедных в своих интересах, данную точку зрения поддерживает и П.Н. Зырянов [24, c.153].
Источник: http://mirznanii.com/a/34593/pravo-sobstvennosti-na-zemlyu-v-rossii-na-sovremennom-etape
Земельный участок: особенности правового регулирования
Понятие земли и земельного участка
В науке земельного права земля является объектом правового регулирования, который, в свою очередь, классифицируется на общий, т.е. вся земля РФ, родовой — определенная категория земель (например, земли сельскохозяйственного назначения, земли поселений, земли промышленности, транспорта, связи и т.д.), используемая по целевому назначению, и специальный, т.е. конкретный земельный участок, предоставленный и используемый по непосредственному целевому назначению Дегтев А.В. Земля — объект земельных и гражданских правоотношений. // Право и экономика 2005 № 8. С. 22..
Гражданское законодательство, так же как и земельное, объектом земельных отношений называет земельные участки. Так, согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относятся земельные участки.
Статья 261 ГК РФ определяет земельный участок как объект права собственности. Право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и замкнутые водоемы, находящиеся на нем лес и растения (п. 2 ст. 261) Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части первой. Под ред. С.П. Гришаева. М., 2006. С. 351..
До недавнего времени понятие «земельный участок» не было определено в законодательстве. С принятием Земельного кодекса РФ и Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 21.07.2011) «О государственном кадастре недвижимости». // Консультант Плюс. такое определение было сформулировано.
Согласно ст. 1 Закона о земельном кадастре под земельным участком понимается часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами. Так, в соответствии с преамбулой Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» под недрами понимается часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя земли, а при его отсутствии — ниже дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Представляется, что правильным является утверждение о том, что законодатель в данном случае подразумевает под землей в юридическом смысле, с одной стороны, поверхностный (почвенный) слой, а с другой, в случае отсутствия такового, — любую иную земную поверхность.
Понятие земельного участка несколько иначе определяется в Земельном кодексе РФ. Согласно п. 2 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект земельных отношений — это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Следовательно, земельный участок — это часть поверхности земли, являющаяся природным ресурсом и объектом охраны со стороны государства Дегтев А.В. Земля — объект земельных и гражданских правоотношений. // Право и экономика 2005 № 8. С. 23..
По моему мнению, в Земельном кодексе РФ обязательно должно быть дано понятие не только земельного участка, но и земли, для того чтобы имелась возможность однозначного толкования и единообразного применения норм земельного и гражданского права, а также исключения возможных спорных ситуаций при определении объекта земельного правонарушения и в то же время фактического объекта гражданского правонарушения (имущественного блага). Подобное понятие может быть сформулировано в следующем виде:
земля — это естественно возникший компонент природной среды, поверхностный (в том числе почвенный) слой суши, расположенный над недрами, характеризующийся особым органоминеральным составом, строением, границами в пространстве и выполняющий необходимые для обеспечения жизнедеятельности человека и окружающей среды функции.
Особенности, свойственные всем землям Российской Федерации, выражаются в том, что земля является частью окружающей среды. Легальное определение дано в Федеральном законе от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которому «окружающая среда — совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов» (ст. 1).
Поскольку земля является важнейшей составной частью природы, в которую входят леса, воды, недра, животный мир, в законодательных актах все эти объекты рассматриваются в нескольких значениях: как природные объекты (часть природы — экологический аспект), природные ресурсы (основа деятельности человека — экономический аспект), основа жизни человека (социальный аспект) Вахаев М.Х. Дискуссионные вопросы частной собственности на землю в России. // Журнал российского права, 2006 № 5. С. 34..
Земля как природный объект не может принадлежать кому бы то ни было на каком бы то ни было праве: «. даже целое общество, нация и даже все одновременно существующие общества, вместе взятые, не есть собственники земли. Они лишь ее владельцы, пользующиеся ею, и, как boni patres familias, они должны оставить ее улучшенной следующим поколениям»- писал Карл Маркс.
Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 12 ЗК РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
Законодатель указывает на две основные естественные функции земли как природного ресурса. Первая — способность земли служить в качестве естественного средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве. Вторая — способность выступать в качестве территориальной (пространственной) основы (базиса) осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ.
Вопреки сложившимся представлениям об экономическом значении земли как об основном, определяющем ее ценность, главным все же является ее экологическое значение как природного объекта. Например, земельные участки будут представлять интерес как недвижимость, объект права собственности и иных прав только до той поры, пока земля будет выполнять свои естественные природные функции. Если же они будут утрачены (скажем, в результате истощения земель либо провала поверхности земли вследствие нарушения правил добычи полезных ископаемых), то соответствующие земельные участки утратят и экономическую ценность как недвижимость, и привлекательность как объекты юридических прав Дегтев А.В. Земля — объект земельных и гражданских правоотношений. // Право и экономика 2005 № 8. С. 24..
Отличие земель выражается и в их ограниченности, что требует экономного и нормированного их использования. Так, получение земельных участков возможно в пределах установленных норм; нормирование земельных участков осуществляется при предоставлении их как для сельскохозяйственных целей, так и для строительства и предпринимательской деятельности Минаева А.А. Правоотношение собственности как основной и обязательный элемент правового режима земельного участка. // Экологическое право, 2005 № 6. С. 42..
Объектом правоотношений по использованию земли всегда является индивидуально определенный земельный участок и земельная доля.
Например, Указом Президента РФ от 16 мая 1997 г. N 485 «О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами» было установлено следующее правило: «Приватизацию зданий, строений, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществлять в дальнейшем, как правило, вместе с земельными участками (соответствующей долей земельного участка), на которых они расположены» Гришаев С.П. Земельные участки как объекты гражданских прав. М., 2007. С. 11..
Согласно п. 2 ст. 6 ЗК РФ под земельным участком как объектом земельных отношений понимается часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
В соответствии с ч. 2 п. 2 указанной статьи земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Для целей Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 21.07.2011) «О государственном кадастре недвижимости». // Консультант Плюс. земельный участок определяется несколько иначе — как часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами (ст. 1) Дегтев А.В. Земля — объект земельных и гражданских правоотношений. // Право и экономика 2005 № 8. С. 25..
Земельные доли, которые находятся в пределах земельных участков, являются объектом общей долевой собственности и представляют собой самостоятельный объект земельных прав.
Все граждане, имеющие право на земельную долю, для возможности реализации этого права должны получить свидетельства на право собственности на земельную долю, которые выдает и регистрирует районный комитет по земельным ресурсам и землеустройству.
Однако решения комитета об отводе земельного участка недостаточно для подтверждения факта выделения земельного участка в натуре, поскольку это может повлечь нарушение прав граждан, а также субъектов хозяйственной деятельности, причинение ущерба окружающей среде.
Так, например, согласно п. 2 ст. 37 Закона об охране окружающей среды запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до отвода земельных участков в натуре.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 1 февраля 1995 г. N 96 «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев» и п. 28 Рекомендаций о порядке распоряжения земельными долями и имущественными паями, одобренных указанным Постановлением, решение о местоположении земельных участков, предоставляемых в счет выделенных земельных долей, принимает собрание собственников земельных долей или их представителей. Минаева А.А. Правоотношение собственности как основной и обязательный элемент правового режима земельного участка. // Экологическое право, 2005 № 6. С. 31..
Источник: http://studwood.ru/582186/pravo/zemelnyy_uchastok_osobennosti_pravovogo_regulirovaniya
Конспекты юриста
Понятие и особенности права собственности на землю
ЗК РФ, Глава III. СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ
- Ст 15. Собственность на землю граждан и юр. лиц.
- Ст 16. Государственная собственность на землю.
- Ст 17. Собственность РФ (федеральная собственность) на землю.
- Ст 18. Собственность на землю субъектов РФ.
- Ст 19. Муниципальная собственность на землю.
Собственность:
- — как юридическая категория – результат закрепления правовыми нормами экономических отношений собственности.
- — как экономическая категория – общественные экономические отношения, складывающиеся по поводу присвоения материальных благ.
Право собственности на землю:
- — в объективном смысле – совокупность норм, регулирующих отношения собственности и образующих правовой институт собственности на землю.
- — в субъективном смысле – закрепленная за собственником юридически обеспеченная возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участком.
Формы собственности (ст. 9 Конституции РФ и ст.244-259 ГК РФ)
1. Частная собственность. — индивидуальная и коллективная.
Индивидуальная — собственность одного лица:
- — граждан;
- — юридических лиц.
Коллективная (общая собственность) — собственность двух или более лиц:
- — с определением доли каждого в праве собственности (общая долевая собственность);
- — без определения долей (общая совместная собственность). Возникает при поступлении в собственность участка, который не может быть разделен без изменения его назначения либо не подлежит разделу в силу закона (неделимый участок).
2. Публичная собственность:
- — государственная: федеральная, субъектов;
- — муниципальная.
Государственная собственность — земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юр лиц либо муницип образований (п. 2 ст. 214 ГК РФ):
- — собственность РФ (федеральная). Участки, которые признаны таковыми ФЗми; те, право собственности РФ на которые возникло при разграничении гос собственности на землю или приобретенные РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
- — собственность субъектов РФ. Участки, которые признаны таковыми ФЗми; те, право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении гос собственности на землю; которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы субъектам РФ из федеральной собственности.
Нюанс: в зависимости от открытости доступа граждан на участки, находящиеся в гос. или муниципальной собственности, могут быть поделены на 2 вида: участки общего пользования и участки, закрытые для общего доступа.
Собственность муниципальных образований (муниципальная) — имущество (в том числе и земля), принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муницип образованиям (п. 1 ст. 215 ГК РФ). Это участки, которые признаны таковыми ФЗми и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении гос. собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муницип собственность из федеральной собственности.
Участки, находящиеся в муниципальной собственности одного муниципального образования, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность другого муниципального образования.
Собственность граждан и юр. лиц (частная собственность) — земельные участки, приобретенные ими по основаниям, предусмотренным законодательством РФ (т.е. законно). Для того чтобы участок был объектом права частной собственности, он должен быть свободен от законодательных ограничений предоставления земли. В соответствии с п. 2 ст. 27 ЗКРФ участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Также не предоставляются в частную собственность участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, за исключением случаев, установленных ФЗми. Перечень участков, изъятых из оборота и ограниченных в обороте, дан в п. 4 и 5 ст. 27 3К РФ.
Из оборота изъяты, в частности, участки, занятые: гос природными заповедниками; зданиями и сооружениями, в которых размещены военные суды; другими объектами.
Ограниченные в обороте участки, например, в пределах лесного фонда; занятые находящимися в гос или муницип собственности водными объектами в составе водного фонда и многие другие.
Земли иных категорий в соответствии с ЗК РФ могут находиться в собственности, но с требованием соблюдения особого режима их использования.
Нюанс: иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юр лица не могут обладать на праве собственности участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Гос. границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с ФЗми.
Право собственности на землю у юр лиц и граждан может возникнуть и в силу приобретательной давности, что закреплено в ст. 234 ГК РФ. Лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение 15 лет приобретает право собственности на это имущество. Приобретательная давность применима и к земельной собственности. Решение о факте возникновения права собственности на землю в силу приобретательной давности принимает гос. орган исполнительной власти или орган местного самоуправления по заявлению заинтересованного лица.
Особенности права собственности на землю в России:
- 1. Виды прав на землю определены в законодательстве «по субъекту». В зависимости от субъекта, обладающего правами на землю, устанавливается объем прав и обязанностей, составляющих содержание того или иного вида права собственности на землю.
- 2. Наличие ограничений права собственности на землю.
Содержание права собственности
Содержание права собственности – принадлежащие собственнику правомочия.
1. Владение — физическое обладание предметом собственности. Владеть землей может и несобственник (правомочно или незаконно). Распространяется на часть поверхности земли (почвенный слой); растительный мир, расположенный на этой поверхности; замкнутый водный объект.
2. Пользование — возможность эксплуатировать свойства и качества. Законодатель перечисляет перечень прав и обязанностей собственника по реализации этого правомочия (ст. 40, 42 ЗКРФ); применяет императивный метод регулирования «запрещено, то, что не разрешено»; увязывает реализацию этого правомочия с обязанностью использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением.
3. Распоряжение – возможность определения собственником юридической судьбы объекта. Сюда относится право собственника продать, заложить, передать в дар, обменять, завещать по наследству, сдать в аренду по частям или полностью, передать другому лицу в бесплатное пользование.
В соответствии с п. 3 ст. 209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей осуществляется свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Права и обязанности собственников земельных участков
Права собственников земельных участков (ст. 40 ЗК РФ):
- 1. Использовать общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды и закрытые водоемы;
- 2. Возводить здания, строения, сооружения;
- 3. Проводить мелиоративные работы, строить пруды и закрытые водоемы;
- 4. Имеет право собственности на посевы, посадки с/х культур и с/х продукцию и доходы;
- 5. На многолетние насаждения, расположенные на земельном участке;
- 6. Другие.
Обязанности собственников земельных участков (ст. 42 ЗК РФ):
- 1. Использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием;
- 2. Сохранять межевые и другие специальные знаки;
- 3. Осуществлять мероприятия по охране земель;
- 4. Своевременно приступать к использованию земельных участков;
- 5. Своевременно производить платежи за землю;
- 6. Соблюдать требования правил и нормативов (градостроительных, экологических и др.);
- 7. Не допускать загрязнения и ухудшения плодородия почв;
- 8. Другие.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: http://www.law-student.ru/812-ponyatie-i-osobennosti-prava-sobstvennosti-na-zemlyu.html
Юрист: стаж 15 лет
Образование: Воронежский Государственный Университет
Специализация: Гражданское право