Профилактика правонарушений несовершеннолетних и молодежи

Самое главное по теме: "Профилактика правонарушений несовершеннолетних и молодежи" с профессиональной точки зрения. Мы собрали и подготовили ответы на многие сопутствующие вопросы. Если вы не нашли на них ответ, то можете обратиться к дежурному консультанту.

Профилактика правонарушений несовершеннолетних и молодежи

Правонарушения несовершеннолетних детей и подростков могут быть самыми разными: насилие, жестокость, агрессивность, тягчайшие преступления, вандализм, все это захлестнуло в последние годы нашу страну. В волну преступности всё чаще оказываются втянутыми несовершеннолетние, действия которых поражают цинизмом, дерзостью, нанесением телесных повреждений или даже убийство.

Каждый человек в состоянии совершить правонарушение. Другое дело, что далеко не каждый его все-таки совершает. Большинство взрослых людей достаточно умны и в состоянии предугадывать результаты, последствия своих действий, руководствуются гражданским долгом, правилами морали и мирного сосуществования в обществе. А вот подростки зачастую не в состоянии адекватно оценивать не только себя, но и свои поступки. Главные причины правонарушений несовершеннолетних в том, что часто дети и подростки не осознают всю серьезность преступлений и считают незаконные действия чем-то вроде опасной и захватывающей игры. На законодательном уровне устанавливаются возрастные границы, с разграничением видов ответственности несовершеннолетних за правонарушения в зависимости от возраста. В расчет принимается паспортный возраст. В зависимости от страны, возрастные границы ответственности подростков за правонарушения значительно различаются. Правонарушения бывают административные и уголовные, которые разделяются на два общих класса: проступки и преступления. Различие происходит исходя из тяжести последствий действий правонарушителя.

Правонарушения несовершеннолетних:

  • нанесение ущерба, вреда или разрушение чужого имущества;
  • мелкое хищение;
  • незаконный оборот психотропных веществ, наркотических препаратов и их аналогов;
  • употребление психотропных, наркотических препаратов и их аналогов без врачебного назначения;
  • занятие проституцией;
  • деятельность и поступки, представляющие угрозу безопасности движения железнодорожного транспорта;
  • безбилетный проезд;
  • управление транспортным средством водителем без соответствующих прав;
  • управление транспортным средством водителем в состоянии алкогольного опьянения или под действием наркотических, психотропных средств или их аналогов;
  • нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, которое стало причиной легких или средней тяжести повреждений здоровья потерпевшего;
  • заведомо ложный вызов специализированных экстренных служб;
  • мелкое хулиганство;
  • пропаганда нацизма, демонстрация нацистской атрибутики;
  • появление в публичных местах в состоянии алкогольного опьянения или под действием психотропных, наркотических препаратов или их аналогов.

Ответственность несовершеннолетних за административные правонарушения может быть юридической или моральной.

Наказание за правонарушение может быть следующим:

  • предупреждение;
  • штраф;
  • обязательные работы (общественные работы);
  • конфискация предмета или орудия совершения правонарушения;
  • административный арест.

Незнание закона не освобождает Вас от ответственности.

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, безусловно, является поиск путей по снижению роста преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних и повышенная эффективность их профилактики.

Актуальность данной проблемы продиктована тем, что в настоящее время все больше становится подростков «группы риска», которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов.

Противоречием является то, что количество подростков «группы риска» увеличивается, поэтому нужны новые методы по профилактической работе с такими подростками. С каждым годом растет количество подростков «группы риска» в школе, а вместе с тем возникают проблемы, которые они не могут самостоятельно осознать, а тем более разрешить их.

Предупредить правонарушение несовершеннолетних можно, если к профилактической работе привлечь семью, ближайшее окружение.

Наиболее существенной причиной правонарушений несовершеннолетних являются недостатки в их нравственном воспитании.

озрастные особенности несовершеннолетних требуют психологически и методически грамотного подхода к этому контингенту.

Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении ситуаций, которые могут привести к правонарушениям и преступлениям.

Выделяют следующие стадии отличного от нормы поведения подростков:

  • неодобряемое поведение – поведение, связанное с шалостями, озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;
  • порицаемое поведение — поведение, вызывающее более или менее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности);
  • девиантное поведение — нравственно отрицательные действия и поступки, принявшие характер систематических или привычных (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность, воровство и т. д.);
  • предпреступное поведение — поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм, требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе, хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т. д.);
  • противоправное или преступное поведение — поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ

В таком случае важно в целях профилактики преступлений и правонарушений среди молодежи:

  1. Родителям не допускать конфликтных семейных ситуаций на глазах у ребенка, т.к. они действуют на него резко отрицательно.
  2. Родителям быть толерантными по отношению к своим детям и их начинаниям.
  3. Родителям не ставить детей на второе место после карьеры.
  4. Родителям правильно воспитывать своих детей. Прививать правильные жизненные ориентиры, убеждения, ценности – все это является первичной задачей семьи. Формировать чувство ответственности и долга.
  5. Родителям стоит обращать внимание на поведение детей в раннем возрасте и стараться пресечь любые проявления жестокости со стороны ребенка по отношению к животным, младшим или старшим братьям и сестрам, а также к своим ровесникам.
  6. Родителям стараться как можно лучше знать с кем общается их ребенок (в разумных пределах), т.к. дружеское общение со сверстниками — одна из главных психологических потребностей в подростковом и юношеском возрасте и то, чего не хватает ребенку дома, он стремится перенять именно от своих друзей.

Приучать ребенка к правилам жизни в обществе следует с детства. Даже малыши должны знать, что нельзя отнимать, портить или брать без разрешения чужие вещи. Акцентируйте внимание детей на ответственном поведении, необходимости и важности отвечать за свои действия. Показывайте также положительный результат от стремлений исправить свои ошибки, показывайте возможность исправления сделанного. Дети должны знать «цену денег», уметь ими распоряжаться и планировать бюджет. И самое главное – демонстрируйте детям собственный положительный пример. Ведь чему бы вы их не учили, поступать они будут так же, как вы.

Читайте так же:  Согласно мировому соглашению

Таким образом, семья является важным элементом в системе ранней профилактики преступлений и правонарушений, и именно, на семью возлагается огромная роль в воспитании молодого поколения как правосознательных граждан.

Ранняя профилактика преступлений и правонарушений в молодежной среде является первоначальной задачей семьи, а также школы и досуговых учреждений. Важную роль в этом вопросе играет также пропаганда здорового образа жизни. Молодое поколение, ещё не сформировавшее основные жизненные ценности и ориентиры, является слабым звеном, им легко манипулировать, оно чаще поддается соблазнам, не думая о последствиях. Как правило, те, кто оступились в раннем возрасте, чаще становятся преступниками в будущем, поэтому ранняя профилактика преступлений и правонарушений является важнейшей задачей всех тех, кто связан с молодежью – родителей, учителей, тренеров, руководителей и, конечно же, государства, т.к. здоровое, законопослушное и правильно ориентированное молодое поколение основная опора страны.

Источник: http://gp21.kz/ru/patsientu/k-vnimaniyu/961-profilaktika-pravonarushenij-sredi-nesovershennoletnih

Основные направления профилактики преступлений несовершеннолетних и молодежи

Юридической основой общесоциальной профилактики преступлений подростков служат:

Государственную систему профилактики составляют:

  • а) комиссии по делам несовершеннолетних, создаваемые при главах администраций, которые должны выполнять координирующие функции;
  • 6) органы опеки и попечительства;
  • в) специализированные учреждения органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения;
  • г) службы занятости населения;
  • д) подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

Основные направления общесоциальной профилактики преступности молодежи должны включать в себя:

  • – переориентацию на всемерную помощь, защиту, поддержку подростков и молодежи;
  • – охрану здоровья несовершеннолетних;
  • – помощь в получении образования;
  • – организацию трудоустройства в хорошо оплачиваемых местах;
  • – управление профессиональной подготовкой, переподготовкой;
  • – организацию здоровых форм досуга;
  • – охрану семьи;
  • – пресечение вовлечения в предпреступную и преступную деятельность и др.;
  • – защиту жертв эксплуатации, наркомании, алкоголизма, национальных конфликтов, детей, лиц молодежного возраста – беженцев и пр.;
  • – обеспечение обязательного основного общего образования, а также деятельность альтернативных учебных заведений, факультетов и т.п.;
  • – систему налоговых и других льгот предприятиям, трудоустраивающим подростков, лиц молодежного возраста, в том числе освобождаемых из мест лишения свободы и отбывающих наказание на свободе, безнадзорных и бездомных;
  • – создание системы социальных служб для оказания содействия подросткам, находящимся в неблагоприятных семьях и семьях с одним родителем, беспризорным, бездомным, освобожденным, вернувшимся из специализированных учебно-воспитательных учреждений и др.

Меры предупреждения правонарушений несовершеннолетних и молодежи делятся на микросредовые или общие, групповые и индивидуальные.

При этом микросредовые методы относятся к предупреждению различных типов преступного поведения несовершеннолетних – корыстного, насильственного, аномально-сексуального и др. К ним можно отнести:

  • 1) программы профилактики отдельных типов отклоняющегося поведения молодежи на уровне региона, как, например, «Антинарко» в Краснодарском крае; «Здоровый молодежный быт» в общежитиях рабочей и учащейся молодежи;
  • 2) выставление постов патрульно-постовой службы полиции во время дискотек, в молодежных барах, «тусовках»;
  • 3) комплексные профилактические операции по одновременному поиску безнадзорных, беспризорных детей и подростков, «бомжующих» лиц молодежного возраста и помещение их в центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей;
  • 4) создание сети доступных кружков; секций, художественных, технических, автолюбительских, спортивных клубов;
  • 5) создание молодежных групп охраны порядка из студенческой, рабочей молодежи по типу оперативных комсомольских отрядов, контролирующих общественный порядок по месту учебы, работы, расположения молодежных общежитий.

Методы групповой профилактики преступлений молодежи:

  • 1) собрания школьные, общелицейские, всего колледжа с обязательным приглашением учителей, преподавателей и родителей или лиц, их заменяющих, с обсуждением проступков учащихся и работающих подростков;
  • 2) лекции по месту учебы, работы, жительства подростков, лиц молодежного возраста с приглашением именитых ученых, но обязательно владеющих ораторским мастерством, начинающих криминологов на темы преступности несовершеннолетних, о динамике развития и структуре криминогенной ситуации безнадзорности;
  • 3) школьные КВЮК – Клуб веселых и юных криминологов с составлением сценария специалистом-криминологом на актуальные на данный момент для школы темы, например, прогулы учащихся, мелкие кражи в школе, вымогательство у детей. Подобные КВЮК можно проводить и в лицеях, колледжах, вузах. В жюри должны сидеть как криминологи, так и учителя, мастера, преподаватели, родители учащихся.

Методы индивидуальной профилактики правонарушений, причем большей частью специальные, ориентированные непосредственно на несовершеннолетних, а также лиц молодежного возраста, обычно делятся на несколько групп:

1) меры оздоровления среды и оказания помощи несовершеннолетним, оказавшимся в неблагоприятных условиях жизни и вос

питания, до того как отрицательное действие соответствующих обстоятельств существенно скажется на поведении таких лиц;

  • 2) меры предупреждения перехода на преступный путь и исправления лиц, находящихся в стадии предпреступного поведения, допускающих правонарушения непреступного характера;
  • 3) меры предупреждения рецидива среди подростков, совершивших преступления, а также выявления и устранения обстоятельств, способствовавших совершению этих преступлений.

Рис. 13.6. Профилактика преступлений молодежи

В заключение следует обратить внимание на важность усвоения вопроса о криминогенной ситуации безнадзорности и о внешних условиях, способствующих формированию криминогенной мотивации у несовершеннолетних и молодежи, поскольку эти внешние условия относятся к условиям формирования личности преступников различных типов и лишь в некоторых случаях имеют особую специфику.

Следует четко различать внешние условия, способствующие совершению преступлений несовершеннолетними и молодежью, внешние условия формирования их криминогенной мотивации и внешние условия формирования криминогенных ситуаций безнадзорности.

Источник: http://studme.org/96753/pravo/osnovnye_napravleniya_profilaktiki_prestupleniy_nesovershennoletnih_molodezhi

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних учащихся

Дата публикации: 05.02.2019 2019-02-05

Читайте так же:  С какого возраста выдается загранпаспорт ребенку

Статья просмотрена: 264 раза

Библиографическое описание:

Абдуллаева Ш. А., Абдусаматова Ш. А. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних учащихся // Молодой ученый. — 2019. — №5. — С. 154-156. — URL https://moluch.ru/archive/243/56101/ (дата обращения: 07.02.2020).

Статья посвящена вопросам совершенствования механизмов эффективности профилактической и реабилитационной работы снижения роста правонарушений среди несовершеннолетних, которая является актуальной и социально значимой задачей, стоящей перед человечеством.

Ключевые слова: профилактика, механизм, личность ученика, реабилитация, правонарушения, снижение преступности.

Каждый из нас ежедневно сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения — агрессией, вредными привычками, противозаконными действиями… Каковы причины такого поведения? Что заставляет человека вновь и вновь причинять вред себе и окружающим? Как избежать этого? Эти и другие вопросы вызывают живой интерес у психологов, врачей, педагогов, социологов, работников правоохранительных органов.

Было бы неверным недооценивать при анализе основных причин отклонений от норм поведения подростков и юношей роль учебных и внеучебных, учреждений. Ошибки и недостатки в учебно-воспитательной работе этих учреждений, их недостаточная связь с семьей поддерживают формирование педагогической запущенности юношей и подростков, возникшую в условиях неблагоприятного семейного воспитания. Отношение школьников и студентов к учебной деятельности является ведущим фактором, который способствует формированию личности в определенном направлении в период обучения. Подавляющее большинство подростков и юношей, имеющих отклонения от норм поведения, учатся плохо, не имеют и не выполняют общественных поручений. Отношение таких детей и подростков к учебному заведению, как правило, отрицательное. Неуспеваемость приводит к развитию конфликтов с классом, группой, учителями, родителями. Подростки, юноши постепенно выбывают из сферы общения своего коллектива. Хотя именно школа, лицей, колледж для таких ребят должны стать тем местом, где они могли бы удовлетворять свою потребность в положительном общении.

“Особую роль в возникновении нарушений поведения играют особенности подросткового возраста, который характеризуется бурным ростом организма, началом и завершением полового созревания, совершенствованием функции органов различных систем организма, в том числе и центральной нервной системы” [2, С.229]. Говоря об особенностях подросткового возраста, следует коснуться такой важной современной проблемы, как акселерация. Современные условия жизни оказывают на организм ребенка более интенсивное воздействие, чем полвека назад, темп жизни ускорился. Происходит и определенное ускорение физического и полового развития. Вместе с тем у подростков сохраняются детские интересы, эмоциональная неустойчивость, незрелость гражданских понятий и представлений. “Возникает диспропорция между физическим развитием и социальной адаптацией” [1, С.123]. При неустойчивой нервной системе и еще не сформировавшихся жизненных взглядах и убеждениях, подросток оказывается более восприимчивым к воздействию примеров негативного поведения.

  1. Развитие системы взаимодействия между образовательными учреждениями, правоохранительными органами внутренних дел, отделениями по делам несовершеннолетних, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, социально-реабилитационными центрами, органами опеки и попечительства и социальными службами вилоятов, социалных институтов: женсоветами, махалля, Советом молодёжи вилоятов и городов с целью социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей.
  2. Разработка и внедрение в практику образовательных учреждений психологической, педагогической и методической помощи с несовершеннолетними учащимися.
  3. Организация психологических тренингов по социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей с помощью инновационных методов.
  4. Совершенствование механизмов социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей- учащихся с помощью инновационных методов.

На основе изучения педагогических, психологических и социальных условий жизни несовершеннолетних учащихся, возрастных и психосоциальных особенностей его личности в настоящее время в Национальном университете Узбекистана им. Мирзо Улугбека совместно с Узбекским научно-исследовательским институтом разработана и действует Программа адресной помощи несовершеннолетним учащимся с привлечением широкого круга специалистов социальной сферы.

Общеобразовательные учреждения совместно с правоохранительными органами по делам несовершеннолетних взаимодействует с различными структурами: комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, образовательные организации, органы опеки и попечительства, социально — реабилитационные центры, специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (СУВУЗТ), центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП) и др. Эффективность данной Программы даёт следующие результаты:

  1. Психологическая и педагогическая помощь несовершеннолетним учащимся, восстановление утраченных или нарушенных семейных и социальных связей, отношений и функций, а также реадаптация несовершеннолетних правонарушителей с учетом возрастных и психосоциальных особенностей личности;
  2. Активное обучение социально важным умениям поведения подростков;
  3. Осуществление цикла мероприятий, способствующих критическому осмыслению своего поведения и развитие выявленных положительных качеств, склонностей;
  4. Формирование положительных установок, качеств у учащихся- правонарушителей;
  5. Организация деятельности, альтернативной криминальной;
  6. Обучение навыкам конструктивного общения и обучение контролю своих негативных эмоций;
  7. Развитие личной дисциплинированности, сознательности и уважения к Закону страны; положительная динамика достижений учащихся.

Программа адресной помощи несовершеннолетним учащимся реализовывается в Ташкентской области в средних образовательных учреждениях. В связи с реализацией Программы в 2017–2018 учебном году из 1203 несовершеннолетних 667 учащихся-правонарушителей улучшили своё психоэмоциональное состояние и социальный статус. Из них 646 правонарушителей вернулись в образовательные учреждения, устроятся на работу -178 правонарушителей. Более половины несовершеннолетних правонарушителей усовершенствуют свои социальные навыки и повысят свой уровень осведомлённости о правах и обязанностях.

С помощью педагогических тренингов предусматривается выработка умений противостояния негативному социальному влиянию. В связи с реализацией Программы наблюдается положительная динамика в решении личностных, социальных проблем учащихся средних общеобразовательных школ. Программа адресной помощи несовершеннолетним учащимся предполагает так же обеспечить методическими руководствами специалистов по профилактической работе с несовершеннолетними преступниками. Для педагогического коллектива учителей, классных руководителей средних общеобразовательных школ и родителей предусмотрено обеспечение методического руководства, учебных пособий по созданию новой, более благоприятной социальной ситуации развития через восстановление нарушенных отношений в среде, в том числе и семейных отношениях с подростками.

  1. Алиқулова М. М. Совершенствование воспитательной работы среди несовершеннолетних учащихся // Eastern European Scientific. Jour. Germany. 2018. -№ 4. РР.228–232.
  2. Тайлаков Н. И. Правонарушение и преступность среди несовершеннолетних в республике Узбекистан: анализ, проблемы и рекомендаци. / Материалы международной конференции. Ростов-Дон.31 октября — 3 ноябрь, 2018. 0,5 б.т.
  3. Norbek I. Taylakov, Zulfiya A. Dekhkambaeva. Non-safety, offenses and crimes among minors in Uzbekistan: Analysis, Problems and Recommendations. Eastern European Scientific. Jour. Germany. 2018. -№ 4. PP. 95–100.
Читайте так же:  Информационная система персональных данных определение

Источник: http://moluch.ru/archive/243/56101/

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014

РАННЯЯ ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ: СЕМЬЯ, ШКОЛА, ДОСУГ, ПРОПАГАНДА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

На сегодняшний день проблема преступлений и правонарушений в молодежной среде является одной из наболевших проблем современного общества. На вопрос: «Кого вы больше боитесь встретить в темном переулке?», большинство людей ответит: «Группу подростков». Размеры подростковой преступности и её жестокость просто шокируют. Молодежь может с редкой циничностью убивать, избивать, грабить и не раскаиваться. Самыми страшными преступлениями являются преступления, совершаемые малолетними. Почти каждый из них, совершая преступление, прекрасно знает, что за это злодеяние ему ничего не грозит (по российскому законодательству административной и уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения или уголовного преступления возраста 16 лет (за особо тяжкие преступления – 14 лет)).

По статистике МВД РФ на январь 2013 года число выявленных лиц, совершивших преступления, среди молодёжи составило 0,6 тыс. человек, что по сравнению с 2012 годом говорит об увеличении на 7,2%.Каждое двадцатое (4,9%) расследованное преступление совершенно несовершеннолетними лицами или при их соучастии. По данным ГУ МВД России по Алтайскому краю за 4 месяца 2013 года несовершеннолетними на территории края совершено 464 преступления, что на 23,1% больше аналогичного периода прошлого года (377). Удельный вес подростковой преступности составляет 5,0%. К уголовной ответственности привлечен 421 подросток, из них в возрасте 14-15 лет – 103, 16-17 лет – 318. В целом, статистика показывает, что количество правонарушений и преступлений в молодежной среде увеличилось. Это представляет реальную опасность для общества. То поколение, на которое должно опираться будущее страны находится под угрозой деградации физического, нравственного и творческого потенциала.

Объектом исследования является молодежь в возрасте от 12 до 18 лет.

Видео (кликните для воспроизведения).

Чтобы разработать практические рекомендации по уменьшению уровня правонарушений и преступлений среди молодежи нужно понять, что толкает молодых людей на совершение преступления. Существует множество причин. Основными из них являются: 1) стремление к «красивой жизни», желание быстрого обогащения, культивирование денег и материальных благ в обществе; 2) высокая латентность преступности; 3) стремление показать себя и самоутвердиться; 4) алкогольная и наркотическая зависимость и многие др.

По нашему мнению, все это происходит из-за определенных экономических, социальных и нравственных проблем в обществе, например, таких как экономический кризис: сокращение рабочих мест и как следствие увеличение уровня безработицы, что ведет к поиску других источников дохода и, как правило, незаконных (часто по глупости подростки попадают на работу к наркодилерам, занимаются сбытом, хранением, продажей наркотических веществ). Оформление молодых людей на работу очень накладно для предприятия (работодатель не имеет право назначать испытательный срок, если речь идет о несовершеннолетних) и уволить невозможно без согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, согласно Трудовому кодексу РФ.

Кроме того, такой категории работников полагается больше трудовых льгот, к примеру, большая протяженность ежегодного оплачиваемого отпуска, меньшая продолжительность рабочего дня и т.д. Также часто выделяют безответственность, необязательность, непунктуальность потенциальных работников при приеме на работу.

Падение нравственных устоев общества, сложившейся системы ценностей, духовных и жизненных ориентиров, открытый показ алкоголя и табака средствами массовой информации, культивирование «красивого образа жизни», жестокости, силы, наркотиков и насилия приводит к складыванию неправильной жизненной позиции. Недоступность многих досуговых, культурных, спортивных учреждений для большинства молодых людей из-за политики направленной на коммерческую выгоду, ликвидация многих учреждений из-за нерентабельности, высокие цены на образовательные, дополнительные образовательные услуги делают их закрытыми для широких слоев населения и доступны только привилегированным слоям общества. Родители стали меньше заниматься детьми, стремясь переложить свои воспитательные функции на школу, улицу, телевидение. Замечено, что совместный просмотр телевизора заменяет общение родителей с детьми.

Все эти проблемы в совокупности являются хорошей почвой для роста криминальной обстановки в стране, увеличения уровня преступности и говорят о необходимости ранней профилактики преступлений и правонарушений в молодежной среде.

Что же подразумевает под собой ранняя профилактика преступлений и правонарушений? Обычно, так обозначают систему государственных и общественных мер, направленных на устранение или нейтрализацию, ослабление причин и условий преступности, удержание от совершения преступлений и коррекцию поведения правонарушителей. Основными институтами, осуществляющими раннюю профилактику преступлений и правонарушений в молодежной среде, являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы и учреждения социальной защиты населения, образования, по делам молодежи, здравоохранения, внутренних дел, опеки, попечительства и службы занятости.

Семья. Первичный элемент в профилактической деятельности. Современная психология, педагогика утверждает: в воспитании детей семью не заменит никто, особенно в раннем возрасте. Контакт с родителями необходим детям для их полноценного развития. Родители являются примером для подражания. Поведение родителей, их взгляды, привычки, убеждения во многом перенимают дети, поэтому основным источником запущенности детей являются сложившиеся в семье отношения.

В таком случае важно в целях профилактики преступлений и правонарушений среди молодежи:

1) родителям не допускать конфликтных семейных ситуаций на глазах у ребенка, т.к. они действуют на него резко отрицательно. Он начинает искать эмоциональной разрядки во внешней среде, легче поддается воздействию, проявляет склонность к нежелательному поведению;

2) родителям быть толерантными по отношению к своим детям и их начинаниям. Часто, встретив грубость и жестокость со стороны родителей, дети больше не желают заниматься тем, чем бы они хотели. Это травмирует их психику. Не следует родителям также навязывать свои желания, реализовывать в детях свои несбывшиеся мечты. Важно проявлять заботу, понимание, поддерживать и подбадривать, но при этом помнить, что гиперопека и чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка приводят к не очень благополучным последствиям. Часто из таких детей вырастают лентяи, несамостоятельные и инфантильные дети;

Читайте так же:  Обязательные психиатрические освидетельствования работников 377

3) не ставить детей на второе место после карьеры. Многие современные родители, погруженные полностью в работу не находят времени для воспитания собственных детей, перекладывая зачастую эту обязанность на нянь, бабушек и дедушек, школу и пр. Они, как правило, «не знают своих детей»: чем они увлекаются, что любят, к чему стремятся. Все это пагубно сказывается на формировании личности ребенка. По статистике, более двух третей подростков, совершивших правонарушения, воспитывались в формально полной семье, в семье с нормальными материальными и жилищными условиями;

4) правильно воспитывать детей. Прививать правильные жизненные ориентиры, убеждения, ценности – все это является первичной задачей семьи. Формировать чувство ответственности и долга. Устранить бездуховность жизни семьи. Зачастую дети, глядя на родителей и их погоню за различными материальными благами, принимают за истинную ценность деньги. Pодителям следует разговаривать с детьми о настоящей роли денег и материальных благ в жизни человека, не культивировать их, а наполнять жизнь семьи реальными человеческими благами;

5) родителям стоит обращать внимание на поведение детей в раннем возрасте и стараться пресечь любые проявления жестокости со стороны ребенка по отношению к животным, младшим или старшим братьям и сестрам, а также к своим ровесникам. Воспитывать в ребенке такие чувства как понимание, сопереживание, милосердие, терпимость и толерантность, стремление бескорыстно помогать людям;

6) родителям стараться как можно лучше знать с кем общается их ребенок (в разумных пределах), т.к. дружеское общение со сверстниками — одна из главных психологических потребностей в подростковом и юношеском возрасте и то, чего не хватает ребенку дома он стремится перенять именно от своих друзей.

Таким образом, семья является важным элементом в системе ранней профилактики преступлений и правонарушений, и именно, на семью возлагается огромная роль в воспитании молодого поколения как правосознательных граждан.

Следующим важным элементом в профилактической системе является школа.

Досуг. Досуг является важнейшим элементом образа жизни, неотъемлемым условием всестороннего развития личности. Одной из самых распространенных видов деятельности, которой занимаются на досуге, для души является хобби. Хобби необходимо человеку, чтобы чувствовать себя увлеченным, повышать интерес к жизни, избавиться от некоторых вредных привычек и зависимостей. Наличие хобби может много рассказать о человеке, также как и его отсутствие. Без хобби мы не знаем чем занять себя в свободное время, в итоге в голову лезут всяческие неприятные мысли, которые могут перерасти и в преступления и правонарушения.

Также необходимо, проводить информационную пропаганду деятельности досуговых объединений молодежи по месту жительства.

Пропаганда здорового образа жизни. Это одно из стратегических направлений в ранней профилактике преступлений и правонарушений в молодежной среде, т.к. многие проблемы возникают именно из-за неправильного образа жизни и вредных привычек. Как говорил Л.Н. Толстой: «Трудно себе представить то благотворное изменение, которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди перестали одурманивать и отравлять себя водкой, табаком и опиумом». Действительно, со времен известного русского писателя ничего не изменилось и в мире на сегодняшний день существуют те же три разрушающие жизни проблемы: курение, алкоголь и наркотики. Правда, в современную эпоху выделилась новая четвертая проблема под названием «болезнь XXI века» или по-другому СПИД.

Для пропаганды здорового образа жизни как одного из важнейших элементов профилактики преступлений и правонарушений необходимо: 1) утверждать важность выбора положительных ценностей в различных жизненных ситуациях, способствовать осознанию нежелательности и вреда табака, алкоголя, курения; 2) демонстрация образа жизни, свидетельствующего, что жизнь без вредных привычек может быть не менее приятной и радостной; 3) с психологической точки зрения, учить контролировать свои эмоции, устанавливать конструктивные жизненные цели, достигать их, развивать оптимизм, умение налаживать контакт с людьми и находить и принимать компромиссы; 4) уменьшить рекламу табачной и алкогольной продукции в СМИ (по данным социологического опроса Министерства здравоохранения и социального развития РФ 68% людей ежедневно в течение месяца сталкиваются с любой формой рекламы алкоголя и табака); 5) привлекать молодых людей вести и пропагандировать здоровый образ жизни; 6) устраивать всеобщее праздники с целью пропаганды спорта и здоровья (эстафеты, кроссы, олимпиады и т.п.).

Таким образом, ранняя профилактика преступлений и правонарушений в молодежной среде является первоначальной задачей семьи, а также школы и досуговых учреждений. Важную роль в этом вопросе играет также пропаганда здорового образа жизни. Молодое поколение, ещё не сформировавшее основные жизненные ценности и ориентиры, является слабым звеном, им легко манипулировать, оно чаще поддается соблазнам, не думая о последствиях. Как правило, те, кто оступились в раннем возрасте, чаще становятся преступниками в будущем, поэтому ранняя профилактика преступлений и правонарушений является важнейшей задачей всех тех, кто связан с молодежью – родителей, учителей, тренеров, руководителей и, конечно же, государства, т.к. здоровое, законопослушное и правильно ориентированное молодое поколение основная опора страны.

Литература.

Кодекс об административных правонарушениях РФ от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 28.12.2013).[Электронный ресурс] — Режим доступа: Компьютерная сеть– СПС Консультант Плюс.

Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63 – ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 28.12.2013).[Электронный ресурс] — Режим доступа: Компьютерная сеть– СПС Консультант Плюс.

Читайте так же:  Образец выхода из снт


Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001)(ред. от 01.01.2014). [Электронный ресурс] – Режим доступа: Компьютерная сеть– СПС Консультант Плюс.

Юридическая энциклопедия/Л.В.Тихомирова, М.Ю.Тихомиров. — М.: Тихомиров М.Ю.,1997-1088с.

Бакаев, А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних. М.:Логос,2004 – 76с.

Кононенко, Н.Н. Обзор причин преступлений несовершеннолетних /Н.Н.Кононенко//Вестник филиала РГСУ в г. Красноярске. – 2007

Домчева, Е.В России растет экономическое неравенство/ Е.Домчева// Российская газета.-2012

Источник: http://scienceforum.ru/2014/762/5444

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних лиц

Дата публикации: 17.11.2018 2018-11-17

Статья просмотрена: 569 раз

Библиографическое описание:

Гаврилов В. И. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних лиц // Молодой ученый. — 2018. — №46. — С. 110-111. — URL https://moluch.ru/archive/232/53920/ (дата обращения: 07.02.2020).

В статье рассматривается сущность и меры профилактики по борьбе с преступностью в ювенальной сфере.

Ключевые слова: несовершеннолетние, преступность, профилактика, правонарушение.

Преступность среди несовершеннолетних на сегодняшний день получила широкое распространение, именно по этой причине проблема борьбы с преступностью и профилактики правонарушений является одной из актуальных и находится в центре внимания законодателей и правоприменителей государства.

В современном, стихийно-развивающемся обществе преступность среди несовершеннолетних растет, тем самым ставит все общество под угрозу. В свою очередь факторы, подталкивающие молодежь на преступления, увеличиваются [2, с.52].

Государственная политика борьбы с преступностью в ювенальной сфере — деятельность уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления, их учреждений и должностных лиц по выработке и реализации мер борьбы с преступностью в ювенальной сфере. Несмотря на принимаемые государством усилия по борьбе с преступностью (принятие мер по защите прав и свобод несовершеннолетних, принятие законов о предупреждении правонарушений), следует учитывать тот факт, что на сегодняшний день современное состояние государственной политики борьбы с преступностью является неэффективной в силу роста количества факторов преступности, а также неэффективности профилактики правонарушений.

Понятие профилактики правонарушений в ювенальной сфере определяется авторами по-разному. Так, например, по мнению А. П. Закалюка, под профилактикой преступности понимается деятельность по устранению причин и условий совершения преступлений лицом, которое еще не проявило преступного умысла, но его поведение свидетельствует о высокой вероятности перерастания последнего в преступное деяние. Более конкретное определение сущности профилактики правонарушений сформулировал Н. И. Ветров, который понимает под ней совокупность социально-экономических, идеологических, культурно-воспитательных, организационно-управленческих мер, направленных на выявление и устранение причин правонарушений, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, на исправление и перевоспитание лиц, имеющих отклонения в поведении, на предостережение членов общества от противоправных деяний.

Общесоциальная профилактика преступлений — определяющая подсистема процесса предупреждения преступности. Она охватывает наиболее масштабные долговременные и эффективные виды социальной деятельности, наиболее крупные социальные меры.

Особое место принято уделять индивидуальной профилактике преступлений. Объектом индивидуальной профилактики является конкретное лицо, от которого ожидается преступление, все меры направлены на недопущение преступного поведения конкретного лица, существует взаимосвязанный и взаимосогласованный комплекс мер. Субъектом индивидуальной профилактики ювенальной преступности является организация или гражданин, деятельность которого непосредственно направлена на достижение целей индивидуальной профилактики преступлений несовершеннолетних, включенных в систему социальных элементов.

Все меры предупреждения правонарушений несовершеннолетних можно условно разделить на три группы:

  1. Меры оздоровления среды ближайшего бытового окружения и помощи несовершеннолетним, оказавшимся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания до того, как эти криминогенные обстоятельства существенно повлияют на их поведение (назначение опекуна (попечителя), направление родителей на лечение от алкоголизма, помещение детей в специальное учебное заведение и др.);
  2. Меры предупреждения совершения преступлений и исправления несовершеннолетних, совершающих правонарушения, которые не влекут за собой уголовного наказания (постановка на учет в ОППН, рассмотрение в КДН, помещение в специальное воспитательное заведение, возмещение убытков за причиненный ущерб и др.);
  3. Меры наказания несовершеннолетних за совершенные преступления и предупреждения совершения ими повторных преступлений (пресечение преступлений, возбуждение уголовного дела, предварительное расследование и рассмотрение дела в суде, воспитание и исправление в исправительных учреждениях и др.).

В целях повышения эффективности борьбы с ювенальной преступностью необходимо принятие комплекса мер, направленных на нейтрализацию основных факторов, обусловливающих преступность несовершеннолетних на всех уровнях [3, с.8].

В заключение настоящего исследования хотелось бы отметить, что динамизм уголовно-правовых отношений, сопряженный с постановкой новых задач в противодействии преступности, требует непрерывного мониторинга правоприменительной практики Уголовного кодекса РФ и научно-обоснованного анализа ее эффективности [4, с. 212].

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что несмотря на проводимую государственную политику по борьбе с преступностью, преступность несовершеннолетних все еще является ведущей проблемой в обществе. Факторы преступности не минимизируются, а наоборот, к сожалению, с развитием общества распространяются все больше. Все общество нуждается в должной поддержке со стороны государства, принятии необходимых мер по борьбе с данным явлением.

  1. Н. В. Валуйсков Правовые проблемы предупреждения ювенальной юстиции: монография. — М.: Издательство ЮРГУЭС, Шахты 2004г.
  2. Хлгатян А. А., Валуйсков Н. В. Актуальные проблемы правового регулирования ювенальной преступности. В сборнике: Юридическая наука в XXI веке Сборник научных статей по итогам работы шестого международного круглого стола. 2018. С. 50–52.
  3. Бастыркин А. И., Валуйсков Н. В. Ювенальная преступность в России и перспективы совершенствования борьбы с ней. Научный вестник Омской академии МВД России. 2015. № 3 (58). С. 3–9.
  4. Валуйсков Н. В., Бондаренко Л. В., Арутюнян А. Д. К вопросу о повышении эффективности уголовного законодательства в противодействии преступности. Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2(19). С. 209–213.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://moluch.ru/archive/232/53920/

Профилактика правонарушений несовершеннолетних и молодежи
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here