Содержание
Неисполнение контракта это
Неисполнение обязанностей, в том числе частичное, неполное исполнение, является основанием для применения к виновной стороне мер имущественной ответственности.
В ходе сверки фактического наличия лекарственных средств с данными бухгалтерского учета Минздрава последним была установлена недостача, в связи с чем он предложил аптечному учреждению добровольно возместить ущерб в сумме 352 780,41 руб.
Неисполнение обязательств по договору согласно ГК РФ
Закон о госзакупках (ч. 5 ст. 34) предусматривает право исполнителя требовать уплаты неустойки или штрафа, если заказчик:
- просрочит исполнение своих обязательств;
- исполнит их ненадлежащим образом;
- не исполнит их совсем.
Размер пени определяется в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от той суммы, которая не оплачена в срок. Ставка рефинансирования с 03.03.2014 года установлена в размере 7%.
Отсутствие государственного контракта, заключенного с соблюдением установленных законом требований, может расцениваться как условие, исключающее возникновение неосновательного обогащения на стороне заказчика.
СИТУАЦИЯ: Заказчик заключил договор на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) без соблюдения требований Закона N 44-ФЗ. Вправе ли заказчик отказаться от оплаты задолженности по договору, ссылаясь на отсутствие государственного контракта? Вследствие непредоставления мне полной и достоверной информации об услугах Исполнителя по Договору N _____ был причинен вред моему здоровью, в частности __________________________, а также имуществу на сумму _________ (_________________) рублей.
Например, при цене контракта в 5 млн руб. установите штраф не только в 5 процентов, но и в 10, так как участники могут снизить цену до 3 млн руб. Такую рекомендацию дает ФАС в письме от 1 декабря 2014 г. № АД/48791/14.
Если нарушения выявлены при приемке результата исполнения контракта (или его части), они должны быть подтверждены экспертным заключением.
Д. А. Бессолицын предлагает следующую, по его мнению, универсальную классификацию средств правовой защиты. Автор разбивает их на три группы. Первая группа включает средства, обеспечивающие реальное исполнение обязательств. Это, в частности, требование о реальном исполнении обязательства, в том числе о безвозмездном устранении недостатков товара и о замене товара.
Ответственность за неисполнение контракта
В случае нарушения заказчиком своих обязательств исполнитель может с него взыскать штраф. Взыскание штрафа происходит за нарушение тех обязательств, которые не связаны с просрочкой исполнения обязательств. В последнем случае, как было указано выше, взыскивается пеня.
То есть обеспечение исполнения контракта — это действие, направленное на возмещение убытков при неисполнении либо ненадлежащем исполнении сторонами договорных условий. ВАЖНО!
ФЗ прямо указывает на право заказчика потребовать от поставщика в случае:
- ненадлежащего исполнения контрактных условий — штрафа (фиксированной суммы);
- просрочки исполнения контрактных обязательств — пени (1/300 ставки ЦБ РФ от просроченной неуплаченной суммы в день).
Для проверки предоставленных поставщиком результатов выполнения заказа в части их соответствия условиям контракта Законом № 44-ФЗ предусмотрена обязанность заказчика провести экспертизу поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги). Такая экспертиза может быть проведена заказчиком своими силами либо с привлечением экспертов и экспертных организаций.
Неустойка за нарушение исполнения обязательств (солнцева а.)
Если иное не предусмотрено договором подряда, подрядчик при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Что касается порядка расторжения контракта, то в соответствии с Законом № 44-ФЗ расторжение допускается по соглашению сторон, по решению суда, а в случае одностороннего расторжения контракта по 44 ФЗ — в соответствии с гражданским законодательством.
Ответственность в рамках ГК РФ носит имущественный характер. Ее главной отличительной чертой является обязание стороны, нарушившей обязательство или причинившей вред, уплатить определенные суммы.
Можно с точностью сказать, что изменения условий контракта осуществляется лишь при согласии обеих сторон, и оно выполняется по той же системе, что и заключение контракта. Неправомерные изменения контракта, не соответствующие условиям законодательства, предусматривают административную ответственность по ст.7.32 КоАП РФ.
Ответственность в рамках ГК РФ носит имущественный характер. Ее главной отличительной чертой является обязание стороны, нарушившей обязательство или причинившей вред, уплатить определенные суммы.
Такие штрафы можно установить, например, за непредоставление счета-фактуры, какого-либо отчета или иных документов.
При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (п. 3 ст. 1 ГК РФ). Злоупотребление правом не допускается (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
По общему правилу лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему такое имущество (неосновательное обогащение) (ст. 1102 ГК РФ). Исключением являются случаи, предусмотренные ст. 1109 ГК РФ.
Вместе с тем, изменение размера штрафных санкций фактически не зависит от воли сторон, а вызвано вступлением в силу нормативного акта, регулирующего данный вопрос. Поэтому внесение изменений в контракт по данному вопросу скорее будет чисто техническим, нежели связанным с волеизъявлением сторон.
Вполне последовательным с позиции общего подхода к основаниям ответственности является право покупателя установить продавцу срок разумной продолжительности для исполнения продавцом своих обязательств (ст. 47). В этом случае покупатель в течение такого срока не может прибегать к другим средствам защиты.
С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
За неисполнение обязательств по государственному контракту придется отвечать
Чем больше цена контракта, тем меньше процент штрафа. Этот принцип, который был закреплен в Правилах из постановления Правительства от 25 ноября 2013 года № 1063, сохранился. Штраф за нарушение обязательств контрагентом – фиксированная сумма.
В спорной ситуации, которая была рассмотрена ФАС ВВО в Постановлении от 21.02.2012 по делу N А29-1312/2011, предметом одного из государственных контрактов являлись услуги по хранению лекарственных средств. Была выявлена недостача принятого на хранение товара, при этом исполнитель услуг отказался возмещать ущерб, причиненный государственному заказчику.
В соответствии с условиями договора подрядчик выполняет работы в соответствии со сметной документацией, являющейся неотъемлемой частью контракта (п. 1.1. контракта), в срок до 30 сентября 2015 года (п.3.1. контракта). Сроки поэтапного выполнения работ предусмотрены календарным планом выполнения работ, являющимся неотъемлемой частью договора ( п.3.2.
Заказчик начисляет поставщику пени за каждый день просрочки последним обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства.
Как составить претензионное письмо о невыполнении условий договора
Также существенные условия контракта могут быть изменены при изменении в соответствии с законодательством РФ регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги; при уменьшении лимита бюджетных средств, за счет которых финансируется исполнение контракта, а также в иных предусмотренных Законом № 44-ФЗ случаях.
При поставках продовольственных товаров перерабатывающими сельскохозяйственную продукцию предприятиями торговым организациям в случае неоплаты последними поставленных товаров поставщик вправе либо применить законную неустойку, предусмотренную Федеральным законом «О государственном регулировании агропромышленного производства» СЗ РФ. 1994. №29. Ст. 3501., либо взыскать проценты по ст. 395 ГК.
ООО «Авто» взял на себя обязательства производить капитальный ремонт автокрана, поддерживать его в исправном состоянии, производить за свой счет ремонт. Во исполнение условий договора ООО «Авто» передал ООО «Кит» автомобильный кран на базе автомобиля.
ГК РФ указывает на необходимость сторонам вести себя по отношению друг к другу добросовестно, оказывать необходимое содействие для исполнения обязательства, а также предоставлять необходимую информацию (п. 3 ст. 307 ГК РФ).
Неисполнение обязательств по договору согласно гк рф
Заключать государственный контракт с государственным учреждением выгодно. Это не только гарантия получения постоянного заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для дальнейшего развития организации, но и поступление своевременной оплаты.
Исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором (ст.
Вместе с тем конвенция учитывает и другой подход к вопросу об основаниях ответственности, а именно ответственность на основе виновного поведения стороны контракта, не выполнившей свое обязательство. Компромисс в применении этих двух концепций достигается введением положений об освобождении от ответственности за убытки в связи с невыполнением обязательства.
КонсультантПлюс: примечание. С 1 июля 2018 года Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ часть 18 статьи 34 излагается в новой редакции. См. текст в будущей редакции. 18.
Должностное лицо заказчика может быть привлечено к ответственности по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, если в проекте контракта будет отсутствовать условие об ответственности заказчика за нарушение его условий. В этом случае с должностного лица взыскивается штраф в размер 3000 рублей.
По Правилам № 1063 размер штрафа для контракта с ценой свыше 100 млн руб. составляет 0,5 процента от цены контракта. Таким образом, штрафы для крупных контрактов – свыше 500 млн руб. – стали меньше.
Неисполнение обязательств по договору
Как уже было сказано ранее, неустойка (штраф, пеня) за нарушение условий контракта может быть применена как к заказчику, так и к участнику закупки. При этом если для заказчика установлен фиксированный размер неустойки за ненадлежащее исполнение им обязательств, предусмотренных контрактом, то для поставщика установлен лишь ее минимальный размер.
Таким образом, нормами Закона о лекарственных средствах оптовым организациям, осуществляющим торговлю лекарственными средствами, предоставлено право осуществлять не только отпуск лекарственных средств, но и их хранение. Следовательно, услуги по хранению лекарственных средств могут быть предметом государственного контракта, заключенного в соответствии с Законом о размещении заказов.
Источник: http://klopal.ru/strakhovoe-pravo/4643-neispolnenie-kontrakta-yeto.html
Мадрок
Согласно ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований. Наиболее распространенным основанием обязательства является договор. Многое зависит от вида договора, его формы и условий. При этом не исполнившее обязательство лицо при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность независимо от наличия или отсутствия его вины в допущенном нарушении договора. Однако это правило не распространяется на случаи, когда надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы (форс-мажор).
В соответствии со ст. 397 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства изготовить и передать вещь в собственность, в хозяйственное ведение или в оперативное управление, либо передать вещь в пользование кредитору, либо выполнить для него определенную работу или оказать ему услугу кредитор вправе в разумный срок поручить выполнение обязательства третьим лицам за разумную цену либо выполнить его своими силами, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, договора или существа обязательства, и потребовать от должника возмещения понесенных необходимых расходов и других убытков.
На основании ст. 398 ГК РФ в случае неисполнения обязательства передать индивидуально-определенную вещь в собственность или пользование другой стороне последняя имеет право требовать изъятия этой вещи у должника и передачи ее себе. Это право отпадает, если вещь уже передана третьему лицу, имеющему право собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Если вещь еще не передана, преимущество имеет тот из кредиторов, в пользу которого обязательство возникло раньше, а если это невозможно установить, — тот, кто раньше предъявил иск.
Кроме того, вместо требования передать ему вещь, являющуюся предметом обязательства, кредитор вправе потребовать возмещения убытков.
Зачастую в силу неисполнения своих обязательств на основании заключенных договоров (оказания услуг, выполнения работ, аренды, поставки и т. д.) у лица возникает задолженность перед контрагентами. И когда исполнения обязательств на добровольной основе не происходит, то приходится обращаться в суд.
В случае если по договору у должника возникает денежное обязательство, то на основании ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующими в месте жительства кредитора или, если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения, опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Проценты начисляются до момента фактического исполнения денежного обязательства, определяемого исходя из условий о порядке платежей, форме расчетов и положений о месте исполнения денежного обязательства, если иное не установлено законом либо соглашением сторон.
Кроме того, в силу положений п. 2 ст. 317 ГК РФ в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах (экю, «специальных правах заимствования» и др.). В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон. Таким образом, в рублевом эквиваленте денежное обязательство может оказаться больше не только за счет процентов на сумму обязательств при его неисполнении.
Если говорить о юридических лицах как сторонах договора, то частью 5 статьи 4 АПК РФ на сегодняшний день установлен обязательный претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора в отношении определенной категории споров, для которой такой порядок предусмотрен федеральным законом либо договором.
Однако с 1 июня 2016 г. ч. 5 ст. 4 АПК РФ в редакции Федерального закона от 02.03.2016 г. № 47-ФЗ устанавливает обязательное соблюдение досудебного порядка урегулирования спора по большинству категорий дел.
Таким образом, юридическим лицам перед обращением в арбитражный суд в большинстве случаев необходимо будет соблюсти досудебный порядок урегулирования спора вне зависимости от того, предусмотрен ли он договором. В противном случае в силу п. 5 ч. 1 ст. 129 АПК РФ с 1 сентября 2016 года несоблюдение досудебного порядка урегулирования спора будет являться основанием для возвращения искового заявления арбитражным судом.
Положение об обязательности досудебного урегулирования спора относится и к физическим лицам, если такое условие предусмотрено договором или такая обязанность возложена на стороны в силу закона, например, в случае необходимости защиты по закону о защите прав потребителей.
Как гласит п. 1 ст. 393 ГК РФ, должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
В соответствии с п. 3 указанной статьи если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
Таким образом, при неисполнении обязательств по договору должнику предъявляются не только требования о возмещении задолженности, основанные на реальном ущербе, но и в части упущенной выгоды. Однако упущенная выгода также требует документальных доказательств, причем не только самого факта наличия упущенной выгоды, но и того, что кредитор действовал добросовестно и сделал все необходимое и возможное, чтобы это обязательство было исполнено должником, пытался урегулировать вопрос в досудебном порядке.
Еще одной формой ответственности является взыскание неустойки. При этом если за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства установлена неустойка, то убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой. Законом или договором могут быть предусмотрены случаи: когда допускается взыскание только неустойки, но не убытков; когда убытки могут быть взысканы в полной сумме сверх неустойки; когда по выбору кредитора могут быть взысканы либо неустойка, либо убытки (п.1 указ. статьи). В случаях, когда за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства установлена ограниченная ответственность (статья 400), убытки, подлежащие возмещению в части, не покрытой неустойкой, либо сверх ее, либо вместо нее, могут быть взысканы до пределов, установленных таким ограничением (п.2 ст. 394 ГК РФ).
Помимо этого неустойка, штраф, пени, все понесенные убытки требуют точного расчета. Но необходимо помнить, что согласно ст. 333 ГК РФ если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Исковое заявление в суд по общему правилу подается по месту нахождения ответчика, в данном случае должника. Помимо этого само исковое заявление должно быть юридически грамотно составлено, должны быть учтены все обстоятельства дела, предъявляемые требования юридически обоснованы, приведены доказательства. Необходимо документально подтвердить, что должник не исполнил свои обязательства. При наличии понесенных убытков в результате неисполнения своих обязательств должником, это также необходимо подтвердить, привести убедительные доказательства. Все документы должны быть надлежащим образом оформлены, чтобы доказательства были неоспоримы.
Любое обязательство по договору должно исполняться надлежащим образом, в противном случае кредитор имеет право применить к должнику меру ответственности. Если условие об ответственности за неисполнение обязательств по договору прописано надлежащим образом, это послужит гарантом от недобросовестных действий должника и мерой защиты при неисполнении договора.
Подводя итог, хочется подчеркнуть, что любые действия должны осуществляться профессионалами и если со стороны контрагента произошло неисполнение обязательств по договору, следует обращаться к компетентным юристам, разбирающихся в подобных проблемах. Наша компания имеет большой опыт оказания услуг при неисполнении обязательств по договору и готова оказать полный спектр услуг.
Источник: http://madroc.ru/neispolnenie_obyazatelstv_po_dogovoru.php
Неустойка за нарушение исполнения обязательств (Солнцева А.)
Дата размещения статьи: 31.10.2015
Условия об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств и об уплате им в пользу учреждений неустойки обязательно должны содержаться в государственных (муниципальных) контрактах и гражданско-правовых договорах. В этой статье мы расскажем, как документально подтвердить возникновение обязательства по уплате неустойки, как определить сумму неустойки, а также как отразить в бухгалтерском учете ее начисление.
Общие положения
В ст. 309 ГК РФ говорится, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — согласно обычаям делового оборота или иным обычно предъявляемым требованиям.
Если обязательство предусматривает либо позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, оно подлежит исполнению в этот день либо, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (п. 1 ст. 314 ГК РФ).
В случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательства или просрочки исполнения одним из способов его обеспечения считается предъявление неустойки (п. 1 ст. 329 ГК РФ).
Примечание. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (ст. 330 ГК РФ).
Документальное оформление начисления неустойки
Из ст. 331 ГК РФ следует, что факт возникновения обязательства по уплате неустойки в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением основного обязательства должен быть оформлен в письменном виде. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке.
По мнению финансового ведомства, изложенному в Письме от 04.09.2012 N 02-06-10/3525, начисление неустойки, а также определение порядка исполнения денежного обязательства учреждения по государственному контракту производятся на основании акта о приемке товаров, работ, услуг, иного документа, предусмотренного обычаями делового оборота, который содержит сведения об исполнении обязательства исполнителем, о принятых результатах исполнения контракта, включая сумму неустойки (пеней, штрафов), и обязательные реквизиты, предусмотренные для первичных учетных документов.
В то же время Минфин в Письме от 29.05.2015 N 02-07-10/31334 с ссылкой на п. 6 Инструкции N 157н указывает, что учреждения вправе самостоятельно устанавливать формы первичных учетных документов, являющихся основанием для начисления штрафных санкций или их уменьшения в рамках досудебного урегулирования спора по выставленным претензиям, в рамках формирования своей учетной политики, если законодательством РФ не утверждены обязательные формы документов.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
Расчет и предъявление неустойки в рамках исполнения государственных (муниципальных) контрактов
На основании ч. 5 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ поставщик в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств и в случае просрочки исполнения обязательств вправе направить заказчику требование о взимании:
— штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту;
— пени за просрочку исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства) по контракту.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Размер штрафа оговаривается в контракте в виде фиксированной суммы, устанавливаемой в соответствии с Правилами N 1063 .
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063.
Согласно п. 3 этого документа размер штрафа рассчитывается как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 44-ФЗ.
Исходя из п. п. 5, 6 Правил N 1063 за ненадлежащее исполнение:
1) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, исчисляемой в следующем порядке:
— 10% цены контракта в случае, если она не превышает 3 млн руб.;
— 5% цены контракта в случае, если она составляет от 3 млн до 50 млн руб.;
— 1% цены контракта в случае, если она находится в пределах от 50 млн до 100 млн руб.;
— 0,5% цены контракта в случае, если она превышает 100 млн руб.;
2) заказчиком обязательств по контракту (за исключением просрочки исполнения обязательств) размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
— 2,5% цены контракта в случае, если она не превышает 3 млн руб.;
— 2% цены контракта в случае, если она составляет от 3 млн до 50 млн руб.;
— 1,5% цены контракта в случае, если она находится в пределах от 50 млн до 100 млн руб.;
— 0,5% цены контракта в случае, если она превышает 100 млн руб.
Согласно положениям ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ пеня в связи с просрочкой исполнения обязательства по контракту начисляется за каждый день просрочки, предусмотренной контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и определяется в размере:
— 1/300 действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Банка России от не уплаченной в срок суммы — для заказчика;
— предусмотренном в порядке, утвержденном Правилами N 1063, но не менее 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Банка России от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, определенных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), — для поставщика (подрядчика, исполнителя).
К сведению. 14.09.2012 размер ставки рефинансирования составляет 8,25% годовых (Указание Банка России от 13.09.2012 N 2873-У).
С учетом вышесказанного определение размера пеней, подлежащих уплате заказчиком (ПЗак), можно представить в виде следующей формулы:
ПЗак = 1 / 300 x СЦБ x О x ДП,
где СЦБ — ставка рефинансирования Банка России, указанная на дату уплаты пеней;
О — размер обязательства по контракту, не исполненного в установленный срок (сумма задолженности);
ДП — количество дней просрочки.
Размер пеней, подлежащих уплате поставщиком (исполнителем, подрядчиком) (ППост), рассчитывается по формуле:
ППост = (Ц — В) x С,
где Ц — цена контракта;
В — стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;
С — размер ставки, рассчитываемой по формуле:
С = СЦБ x ДП,
где СЦБ — размер ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К;
ДП — количество дней просрочки.
Коэффициент К устанавливается по формуле:
К = ДП / ДК x 100%,
где ДП — количество дней просрочки;
ДК — срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).
При К, равном 50 — 100%, размер ставки устанавливается за каждый день просрочки и принимается за 0,02 ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату уплаты пени.
При К, равном 100% и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается за 0,03 ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату уплаты пени.
Рассмотрим порядок отражения в бюджетном учете операций по уплате неустойки заказчиком и поставщиком.
Уплата неустойки заказчиком (казенным учреждением). Она осуществляется за счет ЛБО, выделенных в установленном порядке казенному учреждению, по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ (Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н).
Пример 1. Казенное учреждение (государственный контракт) нарушило срок оплаты обязательств по контракту. Факт просрочки исполнения обязательств документально подтвержден актом, в котором указано, что учреждение обязано уплатить поставщику пени в сумме 4000 руб. (цифры условные).
В учете казенного учреждения необходимо сделать следующие бухгалтерские записи:
Приняты расходы на уплату неустойки (пени) поставщику по государственному контракту
Перечислена сумма неустойки (пени) с лицевого счета поставщику
Уплата неустойки поставщиком (исполнителем, подрядчиком). В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств условиями государственного (муниципального) контракта может быть предусмотрено, что исполнение обязательств по перечислению неустойки (штрафа, пеней) в доход бюджетов бюджетной системы РФ может быть возложено на государственного (муниципального) заказчика (Письмо Минфина России от 26.12.2011 N 02-11-00/5959). В таком случае заказчик вправе перечислять поставщику (подрядчику, исполнителю) средства в оплату государственного (муниципального) контракта в сумме, оговоренной контрактом, за вычетом суммы неустойки. При этом заказчик обязан перечислить неустойку в доход бюджетов бюджетной системы РФ. Неустойка перечисляется в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основании платежного документа, оформленного получателем бюджетных средств, с указанием поставщика (подрядчика, исполнителя), за которого осуществляется перечисление неустойки (пеней, штрафов) согласно условиям государственного (муниципального) контракта.
Обратите внимание! Учет начисления и поступления в доход бюджета суммы неустойки (пеней, штрафов) по государственному (муниципальному) контракту (на основании акта о приемке товаров, работ, услуг, содержащего сведения об исполнении обязательства, о принятых результатах исполнения контракта, включая сумму неустойки) осуществляют подведомственные главному администратору администраторы доходов в соответствии с правовым актом главного администратора о наделении полномочиями (п. п. 2, 3 ст. 160.1 БК РФ).
В силу Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ доходы в виде неустойки (штрафа, пени) относятся на статью 140 «Суммы принудительного изъятия» КОСГУ.
Согласно Инструкциям N N 157н, 162н учет неустойки нужно осуществлять на счете 2 209 40 000 «Расчеты по суммам принудительного изъятия».
Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
Рассмотрим на примере порядок отражения в учете неустойки, предъявленной поставщику.
Пример 2. Казенное учреждение, наделенное полномочиями администратора доходов бюджета, заключило государственный контракт на поставку оборудования на сумму 500 000 руб. Исполнителем нарушены сроки поставки, и ему предъявлено требование об уплате пени в сумме 10 000 руб. (цифры условные). Согласно условиям контракта на учреждение возложены обязательства по перечислению неустойки (пени) в доход федерального бюджета.
В учете казенного учреждения необходимо сделать следующие бухгалтерские записи:
Предъявлена учреждением в адрес поставщика неустойка (пеня) согласно условиям государственного контракта
Источник: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=6232
Об ответственности за нарушение срока и порядка оплаты при закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Автор: А. Гусев
Комментарий к Федеральному закону от 26.07.2017 № 189-ФЗ.
В силу ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт вносится обязательное условие о порядке и сроках: оплаты товара, работы или услуги; осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом; оформления результатов такой приемки.
Таким образом, оплата по контракту должна быть произведена заказчиком в срок, установленный в контракте. При этом в соответствии с ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.
В настоящее время в отдельных случаях по результатам полного исполнения контракта, этапа исполнения контракта складывается негативная практика, связанная со злоупотреблениями со стороны заказчика при осуществлении оплаты по контракту.
С целью минимизации издержек поставщика (подрядчика, исполнителя) и дисциплинирования заказчика в отношениях, связанных со своевременной оплатой выполненных по контракту обязательств, Федеральным законом от 01.05.2017 № 83-ФЗ «О внесении изменений в статьи 30 и 34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ст. 34 Закона о контрактной системе с 01.05.2017 дополнена ч. 13.1, в силу которой срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 Закона о контрактной системе, за исключением случая, обозначенного в ч. 8 ст. 30 Закона о контрактной системе, а также случаев, когда Правительством РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Комментируемым Федеральным законом от 26.07.2017 № 189-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности должностных лиц заказчика за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрены поправки в КоАП РФ, направленные на выполнение требований ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе. С этой целью предусматривается введение в указанный кодекс ст. 7.32.5, устанавливающей ответственность за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 1 данной статьи нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, повлечет наложение административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 руб. Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное нарушение, повлечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Напомним, что в силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным кодексом установлена административная ответственность. Юридические лица подлежат названной ответственности за совершение указанных нарушений в случаях, предусмотренных статьями разд. II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Юридическое лицо признается виновным в совершении такого правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдать правила и нормы, за нарушение которых обозначенным кодексом или законами субъекта РФ введена административная ответственность, но оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
На основании ст. 2.4 КоАП РФ к административной ответственности привлекается должностное лицо в случае совершения им нарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ.
По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, за исключением случаев, прямо указанных в ст. 4.5 КоАП РФ. Согласно изменениям, внесенным в ч. 1 ст. 4.5, за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения. Отметим, что истечение срока давности привлечения к этой ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
Рассматривать дела об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых установлена ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, будут вправе контрольные органы в сфере закупок. В части 2 ст. 23.66 КоАП РФ сказано, что рассматривать дела об административных правонарушениях от имени контрольного органа в сфере закупок вправе:
руководители федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок и их заместители;
руководители структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок и их заместители;
руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок и их заместители;
руководители органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере закупок и их заместители;
руководители структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере закупок и их заместители.
В свою очередь, рассмотрение дел, ответственность за совершение которых определена ч. 2 ст. 7.32.5 КоАП РФ, отнесено к компетенции судов.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: http://www.audit-it.ru/articles/account/otrasl/a100/923967.html
Юрист: стаж 15 лет
Образование: Воронежский Государственный Университет
Специализация: Гражданское право