Возмещение морального вреда причиненным экологическим правонарушением

Самое главное по теме: "Возмещение морального вреда причиненным экологическим правонарушением" с профессиональной точки зрения. Мы собрали и подготовили ответы на многие сопутствующие вопросы. Если вы не нашли на них ответ, то можете обратиться к дежурному консультанту.

Возмещение морального вреда причиненным экологическим правонарушением

Ключевые слова: ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА; ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ; ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ; КОМПЕНСАЦИЯ ВРЕДА; ENVIRONMENT; ENVIRONMENTAL VIOLATIONS; ENVIRONMENTAL SAFETY; HARM COMPENSATION.

Под благоприятной средой обитания (окружающей средой) следует понимать среду, «качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов, а также факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека» [4, с.50]. В теории экологического права вред, причиняемый здоровью или имуществу человека загрязненной окружающей средой, называется «экогенным». К его негативным последствиям можно отнести изменение состояние здоровья (ухудшение) человека, его преждевременную смерть, сокращение или исчезновение определенных видов растений и животных, потерю естественных экосистем, гибель рыбы, неблагоприятное изменение экологической ситуации и т.д.

Общие правила возмещения экологического вреда регулируются гл. 59 ГК РФ «Обязательства вследствие причинения вреда», а специальные установлены ст. 77–79 Федерального закона «Об охране окружающей среды» [3].

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации вред, причиненный гражданину и (или) его имуществу, возмещается в полном объеме лицом, причинившим этот вред. Для возмещения причиненного гражданину вреда, необходимо определить его объем и размер, что производится по правилам, установленным гражданским законодательством. Так, в первой части Гражданского кодекса Российской Федерации содержатся общие положения о возмещении ущерба (ст. 15, 307-309, 393, 401) [1], во второй части есть целая глава (гл. 59) посвященная обязательствам вследствие причинения вреда. Очень значимую роль для регулирования отношений в сфере экологического вреда играет ст. 1079 ГК РФ [2]. В ней определены источники повышенной опасности и сформулирована обязанность их владельцев по возмещению причиненного вреда вне зависимости от наличия вины.

Право на возмещение вреда имуществу граждан от экологического правонарушения имеют потерпевшие, т.е. лица, которым причинен моральный или материальный вред. Возмещение вреда имуществу граждан производится путем (чаще всего) предъявления иска потерпевшим в суд общей юрисдикции, при этом требования о возмещении вреда могут быть заявлены и членами семьи потерпевшего, а также прокурором в защиту прав и охраняемых законом интересов. Иски подобного содержания в интересах потерпевшего вправе предъявлять и уполномоченные на то органы исполнительной власти и различные (в том числе правозащитные) общественные организации.

Требования о возмещении вреда предъявляются к непосредственному причинителю вреда, т.е. к тем юридическим лицам и гражданам, по вине которых произошло экологическое правонарушение, что и явилось причиной повреждения и (или) уничтожения имущества. При наличии нескольких причинителей вреда суд вправе возложить на лиц либо долевую, либо солидарную ответственность перед потерпевшим. При возложении на указанных лиц долевой ответственности учитывается степень вины каждого из них, а при невозможности ее определить – исходя из равенства долей.

Следовательно, основаниями юридической ответственности за причинение экологического вреда выступают различные факты и события, которые повлекли возложение на причинителя экологического вреда обязанности возместить его. Среди них надлежит отдельно выделить само экологическое правонарушение как деяние в форме действия или бездействия, в результате которого умышленно или неосторожно были нарушены нормы экологического права, что повлекло причинение вреда жизни и здоровью граждан, их имуществу.

Необходимо отдельно указать, что основанием для предъявления гражданином требования о компенсации экологического вреда могут быть и любые незаконные деяния (действия или бездействие), а также решения органов государственной власти, местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, если они нарушили права, свободы и законные интересы в экологической сфере.

Имеется ряд недостатков существующих процедур возмещения такого вреда, предусмотренных в гражданском и экологическом законодательстве, связанных с расчетом размера причиненного вреда (в том числе компенсации морального вреда); отсутствием четкого механизма выявления возможных правонарушителей (первичный экологический вред, который порождает вред экогенный) и привлечения их к ответственности; недостаточно подробно разработан механизм компенсации экогенного вреда и т.д. [5, с. 267]

Кроме того, стоит отметить проблему чисто методологического свойства – зачастую на практике самым сложным представляется доказательство необходимой причинной связи между непосредственным экологическим правонарушением и наступившими неблагоприятными последствиями по отношению к имуществу либо неимущественным благам гражданина.

Источник: http://novaum.ru/public/p1441

Право, теория и понятие права

Согласно законодательству предприятия, учреждения, органи­зации и граждане, причинившие вред окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды, порчей, уничто­жением, повреждением, нерациональным использованием при­родных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями, обяза­ны возместить его в полном объеме.
Возмещение вреда, причиненного окружающей природной сре­де в результате экологического правонарушения, производится добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с утвержденными в установленном порядке так­сами и методиками исчисления размера ущерба. При отсутст­вии таких такс и методик возмещаются фактические затраты на восстановление нарушенного состояния окружающей при­родной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упу­щенной выгоды.

Источник: http://partnerstvo.ru/lib/pravo/node/742

Статья 87. Порядок возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением

Статья 87. Порядок возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением

1. Возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде в результате экологического правонарушения, производится добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии — по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

ГАРАНТ:

См. Методику оценки вреда и исчисления размера ущерба от уничтожения объектов животного мира и нарушения их среды обитания, утвержденную Госкомэкологией РФ 28 апреля 2000 г.

См. Методические указания по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений, утвержденные Госкомэкологии РФ 6 сентября 1999 г.

См. Методику исчисления размера ущерба от загрязнения подземных вод, утвержденную Госкомэкологии РФ, МПР РФ, Минфина РФ 11 февраля 1998 г., 31 мая, 1 июня 1999 г.

См. таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием или уничтожением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утвержденные приказом Минсельхозпрода РФ от 25 мая 1999 г. N 399

Читайте так же:  Рассмотрение заявления о взыскании судебных расходов гпк

2. Суммы ущерба, взыскиваемые по решению суда или арбитражного суда, возмещаются потерпевшей стороне (гражданину, предприятию, учреждению, организации) для принятия мер по восстановлению потерь в окружающей природной среде либо перечисляются в государственный экологический фонд, если природный объект, которому причинен вред, находится в общем пользовании.

3. При наличии нескольких причинителей вреда взыскание производится в соответствии с долей каждого в причинении вреда, в том числе с изыскательских, проектных, строительных организаций.

4. С согласия сторон по решению суда или арбитражного суда вред может быть возмещен в натуре путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению окружающей природной среды за счет его сил и средств.

>
Возмещение вреда, причиненного источником повышенной опасности для окружающей природной среды
Содержание
Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-I «Об охране окружающей природной среды»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник: http://base.garant.ru/6256986/79e0d49c57eaf00b360953ced8a4e94f/

Статья 88. Порядок возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением

Статья 88. Порядок возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением

1. Возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде в результате экологического правонарушения, производится добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии — по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков.

2. Суммы ущерба, взыскиваемые по решению суда или арбитражного суда, возмещаются потерпевшей стороне (гражданину, предприятию, учреждению, организации) для принятия мер по восстановлению потерь в окружающей природной среде либо перечисляются в государственный экологический фонд, если природный объект, которому причинен вред, находится в общем пользовании.

3. При наличии нескольких причинителей вреда взыскивание производится в соответствии с долей каждого в причинении вреда, в том числе с изыскательских, проектных, строительных организаций.

4. С согласия сторон по решению суда или арбитражного суда вред может быть возмещен в натуре путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению окружающей природной среды за счет его сил и средств.

>
Возмещение вреда, причиненного источником повышенной опасности для окружающей природной среды
Содержание
Экологический Кодекс Республики Башкортостан от 28 октября 1992 г. N ВС-13/28

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник: http://base.garant.ru/17707931/52e83cff7feb1d8d3eb8279cb79a4593/

Компенсация морального вреда, причиненного экологическими правонарушениями Князькин, Андрей Дмитриевич

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ‘, MOUSEOFF, FGCOLOR, ‘#FFFFCC’,BGCOLOR, ‘#393939’);» onMouseOut=»return nd();»> Диссертация, — 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Князькин, Андрей Дмитриевич. Компенсация морального вреда, причиненного экологическими правонарушениями : диссертация . кандидата юридических наук : 12.00.06 / Князькин Андрей Дмитриевич; [Место защиты: Ин-т государства и права РАН].- Москва, 2013.- 233 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-12/541

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, обеспечиваются правосудием, их признание и соблюдение – обязанность российского государства. В условиях возрастающего антропогенного воздействия на биосферу причиняется вред как окружающей природной среде, имуществу граждан и юридических лиц, так и здоровью человека.

Примерно одна шестая часть территории страны, где проживает более 60 млн. человек, является экологически неблагополучной. Под воздействием высокого загрязнения атмосферного воздуха в Российской Федерации находится более 50 млн. человек. Вклад только лишь загрязнения атмосферного воздуха в суммарную заболеваемость взрослого населения составляет примерно 10%, а в заболеваемость детей – более 30%, причем в болезни органов дыхания – около 50%. Каждый второй россиянин вынужден пить воду, качество которой по ряду показателей не соответствует гигиеническим требованиям. Последствия радиационного загрязнения в России испытывает не менее 9 млн. человек. Имеются сведения о том, что в России около 300000 человек ежегодно погибают из-за неблагополучного состояния окружающей среды, из которых до 40000 человек умирают исключительно от поражения дыхательной системы.

Одним из компонентов экологического вреда является вред моральный, что обусловлено содержанием личных неимущественных прав и нематериальных благ человека, на которые посягают экологические правонарушения.

История развития института компенсации морального вреда в российском экологическом законодательстве насчитывает чуть более двадцати лет. Сегодня на возможность компенсации морального вреда указывается в Федеральном законе «Об экологической экспертизе» (ст. 34). Федеральный закон «Об охране окружающей среды» не содержит механизма компенсации морального вреда, причиненного экологическими правонарушениями, о наличии которого свидетельствует развивающаяся судебная практика.

Возникновение дискуссий в вопросах эколого-правовой ответственности, природы морального вреда в экологическом праве, компенсации морального вреда, причиненного экологическими правонарушениями, предопределили выбор исследуемой темы, вызвали необходимость ее углубленного изучения и обусловили актуальность.

Цель и задачи исследования.

Целью настоящей работы является комплексное исследование правового регулирования компенсации морального вреда, причиненного экологическими правонарушениями.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

— исследование нематериальных благ, являющихся объектами экологических правонарушений;

— анализ правовой природы морального вреда, причиненного экологическими правонарушениями;

— выявление оснований возникновения морального вреда в экологическом праве;

— оценка критериев и способов определения размера компенсации морального вреда, причиненного экологическими правонарушениями;

— изучение порядка компенсации морального вреда, причиненного экологическими правонарушениями.

Объектом исследования является совокупность общественных отношений, возникающих в связи с компенсацией морального вреда, причиненного экологическими правонарушениями.

Предметом исследования являются нормативные правовые акты Российской Федерации, зарубежное законодательство, регулирующие отношения в сфере компенсации морального вреда, причиненного экологическими правонарушениями, судебная практика, доктринальные взгляды на природу морального вреда в экологическом праве.

Теоретическую основу исследования составили труды ученых в области общей теории права – С.Н. Братуся, А.В. Малько, Н.И. Матузова; гражданского права – С.А. Беляцкина, В.Д. Карповича, А.П. Сергеева, Е.А. Суханова, Ю.К. Толстого, Г.Ф. Шершеневича, А.М. Эрделевского; экологического права – С.А. Боголюбова, М.М. Бринчука, Г.А. Волкова, Н.Д. Вершило, Г.В. Выпхановой, Н.А. Гейт, А.К. Голиченкова, О.Л. Дубовик, Н.А. Духно, Н.Г. Жаворонковой, Л.А. Заславской, И.А. Игнатьевой, О.С. Колбасова, В.В. Никишина, И.Ф. Панкратова, В.В. Петрова, Ю.С. Шемшученко и других ученых.

Читайте так же:  Постановление о назначении судебно медицинской экспертизы образец

Вопросам морального вреда, причиненного экологическими правонарушениями, посвящены научные работы М.И. Васильевой, А.Л. Ивановой, А.Г. Ильиной, Г.А. Мисник, В.М. Шадрина, О.А. Яковлевой и других.

Методология и методика исследования.

Методологическую основу диссертации составила система различных методов, логических приемов и средств познания исследуемой проблемы. В процессе работы были использованы общенаучные (диалектический, системный, исторический, структурно-функциональный методы; методы анализа, синтеза, индукции и дедукции, социологический), частно-научные (статистический, эмпирический), специально-юридические (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы исследования. Сочетание вышеназванных методов позволило решить поставленные диссертантом задачи и достичь обозначенной цели.

Нормативная правовая база. Основные теоретические положения диссертации опираются на анализ международных и российских правовых актов с учетом их толкования, сложившегося в судебной практике.

Эмпирическую основу исследования составили материалы практики Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции Российской Федерации и ряда зарубежных стран, Европейского Суда по правам человека; статистические данные о состоянии окружающей среды, сведения надзорных и контрольных органов.

Степень научной разработанности темы исследования. В науке экологического права специального монографического исследования темы диссертации не проводилось. Отдельным вопросам понятия, содержания, компенсации морального вреда, причиненного экологическими правонарушениями, посвящены работы М.М. Бринчука, М.И. Васильевой, Н.А. Гейт, А.Л. Ивановой, А.Г. Ильиной, А. Козловича, В.М. Шадрина, О.А. Яковлевой и других исследователей.

При подготовке настоящего исследования использовались материалы диссертационных работ Н.М. Митякиной «Гражданско-правовые обязательства по возмещению вреда, причиненного экологическими правонарушениями», 2005; А.Л. Ивановой «Возмещение экологического вреда: сравнительно-правовой анализ европейского, немецкого и российского права», 2006; Н.А. Клюевой «Обеспечение конституционного права человека на благоприятную окружающую среду в Российской Федерации», 2008; Г.А. Мисник «Возмещение экологического вреда в экологическом праве», 2008; М.А. Князева «Российское государство как субъект возмещения экологического и экогенного вреда», 2009 и другие.

Научная новизна исследования. Работа представляет собой первое комплексное монографическое исследование, в котором на основе системного анализа законодательства Российской Федерации, ряда зарубежных стран, отечественной правовой доктрины, российской и зарубежной судебной практики выявлены особенности правового регулирования компенсации морального вреда, причиненного экологическими правонарушениями.

По результатам проведенного исследования на защиту выносятся следующие основные положения:

1. Под нематериальными благами, которые могут явиться объектами экологических правонарушений, следует понимать законодательно закрепленные, принадлежащие от рождения или в силу закона, неотчуждаемые и неотделимые физически, индивидуальные и групповые неовеществленные ценности – экологические и иные, зависимые от состояния окружающей природной среды, личные неимущественные права и нематериальные блага человека.

2. Экологическими личными неимущественными правами человека являются право каждого на благоприятную окружающую среду, право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. К числу иных, зависимых от состояния окружающей природной среды, личных неимущественных прав и нематериальных благ человека относятся: нематериальные блага человека, определяемые состоянием окружающей природной среды – жизнь, здоровье; личные неимущественные права человека, осуществление которых зависимо от состояния окружающей природной среды – право на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства; личные неимущественные права человека, служащие охране его нематериальных благ, определяемых состоянием окружающей природной среды – право на жизнь, право на здоровье.

3. Под моральным вредом, причиненным экологическими правонарушениями, следует понимать физические и (или) нравственные страдания, испытываемые человеком в результате неправомерного посягательства на его экологические и иные, зависимые от состояния окружающей природной среды, личные неимущественные права и нематериальные блага. Причинение физических и (или) нравственных страданий в результате событий с неблагоприятными экологическими последствиями предполагает наличие неимущественного вреда, имеющего иные характеристики.

4. Правовая природа морального вреда, причиненного экологическими правонарушениями, определяется публичным интересом, присутствующим в отношениях по его предупреждению и компенсации. Требуется полноценное использование возможностей коллективных исков (заявленных в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц) о компенсации морального вреда, причиненного экологическими правонарушениями.

Компенсацию морального вреда, причиненного экологическими правонарушениями, следует рассматривать как самостоятельный способ защиты экологических прав человека и меру эколого-правовой ответственности.

5. Определение размера компенсации морального вреда, причиненного экологическими правонарушениями, должно производиться на основе свободного мотивированного судейского усмотрения.

В качестве заслуживающих внимания обстоятельств при определении размера компенсации следует учитывать: местные условия (природоресурсный, рекреационный потенциал); биопсихосоциальные связи человека с окружающей природной средой; продолжительность физических и (или) нравственных страданий; количество нарушенных экологических и иных личных неимущественных прав и нематериальных благ человека, зависимых от состояния окружающей природной среды; восстановимость нематериальных благ человека, определяемых состоянием окружающей природной среды.

6. Моральный вред, причиненный экологическими правонарушениями, может явиться одним из высоко оцениваемых в денежном эквиваленте: такие правонарушения затрагивают биологические и экологические начала существования человека, посягают на основы его жизнедеятельности.

Применительно к компенсации морального вреда, причиненного экологическими правонарушениями, денежная форма компенсации является универсальной, но не единственно возможной. Иные материальные формы (предоставление жилого помещения в экологически благополучной местности, санаторно-курортное лечение, предоставление специального питания и т.д.) являются в ряде случаев предпочтительными.

Теоретическая и практическая значимость.

Проведенное исследование – научно-квалифицированная работа, в которой раскрыты содержание и особенности морального вреда, причиненного экологическими правонарушениями, основания его возникновения и особенности компенсации. Сформулированные автором теоретические положения, научные и практические выводы могут быть использованы в процессе развития теории экологического права, совершенствовании российского экологического законодательства и правоприменительной практики, учебном процессе по курсу «Экологическое право».

Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертационного исследования были обсуждены и получили положительную оценку на заседаниях сектора эколого-правовых исследований Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института государства и права Российской академии наук и отражены в опубликованных работах.

Основные теоретические положения и выводы, содержащиеся в диссертационном исследовании, докладывались на международных, всероссийских научно-практических конференциях: V Международной научно-практической конференции «Пробелы в российском законодательстве» памяти академика В.Н. Кудрявцева (г. Саранск, 7-8 октября 2011 г.), Научно-практической конференции «Актуальные проблемы природоресурсного права в свете модернизации» (г. Москва, 20 января 2012 г.); Международной научно-практической конференции «Совершенствование российского законодательства: отечественный и зарубежный опыт» памяти Т.В. Васильева (г. Саранск, 18-19 октября 2012 г.), XVIII, XIX Всероссийских научно-практических конференциях «Актуальные проблемы экологического, земельного права и законодательства» (г. Солнечногорск, 21-22 мая 2012 г.; 20-21 мая 2013 г.).

Читайте так же:  Мировое соглашение суть

Результаты работы использовались при проведении семинарских занятий по курсу «Экологическое право» на юридическом факультете Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева.

Структура диссертационной работы. Структура и объем диссертационной работы обусловлены объектом, предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, списка использованной литературы (библиография, перечень нормативно-правовых актов, актов судебной практики).

Источник: http://www.dslib.net/zem-pravo/kompensacija-moralnogo-vreda-prichinennogo-jekologicheskimi-pravonarushenijami.html

Возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу человека негативным воздействием окружающей среды

Имущественный и неимущественный вред гражданам (вторичный вред) опосредован причинением вреда окружающей среде (первичный вред), в чем проявляется специфика экологического вреда. Большинство экологических деликтов, связанных с нарушением правил обращения экологически опасных веществ, загрязнением окружающей среды, причиняют потерпевшему имущественный вред, а также нравственные или физические страдания в связи с болезнью, смертью родственников, невозможностью иметь детей и т.д.

Моральный вред подлежит компенсации в денежной форме независимо от возмещения экологического вреда имущественного характера, направленного на восстановление имущественного положения потерпевшего. Целью его компенсации является сглаживание нравственных или физических страданий потерпевшего, вызванных экологическими последствиями правонарушения.

Как отмечается в п. 44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», разрешая вопрос о компенсации морального вреда, суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения вреда потерпевшему, какими действиями (бездействием) он был нанесен, степень вины причинителя вреда, а также какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме потерпевший оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения заявленных требований. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий. Компенсация морального вреда, причиненного здоровью граждан негативным воздействием окружающей среды, осуществляется независимо от вины, если такой вред причинен юридическими лицами и гражданами, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды (ст. 1100 ГК РФ).

Провозглашенный принцип полного возмещения вреда, причиненного имуществу граждан экологическими правонарушениями, означает обязательность учета реального ущерба, связанного со снижением стоимости объектов недвижимости, оборудования, иного имущества; упущенной выгоды от гибели урожая, снижения плодородия почв и иных вредных последствий.

Вред жизни, здоровью и имуществу человека, причиненный негативным воздействием окружающей среды, может быть возмещен тремя различными способами: страхованием, в судебном порядке; в публичном порядке.

Экологическое страхование гражданско-правовой ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за причинение вреда гражданам и юридическим лицам в результате негативного воздействия на окружающую среду последствий аварий и техногенных катастроф на подконтрольных им объектах, а также в результате воздействия загрязненных природных объектов на население и территории, предполагает уплату страховых взносов, из которых возмещается вред, причиненный экологическим правонарушением. Экологическое страхование может быть обязательным и добровольным.

Судебный порядок предполагает обращение потерпевшего в суд с требованием о возмещении вреда здоровью или имуществу, причиненного в результате нарушения экологического законодательства.

Например, как указывает ст. 1085 ГК, при повреждении здоровья гражданина возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.

Судебная практика по данному вопросу довольно скудна по объему, что обусловлено спецификой данной формы возмещения экологического вреда.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если гражданин, пострадавший от неблагоприятного воздействия окружающей среды, претендует на полное возмещение вреда здоровью или имуществу, он должен в установленном законодательством порядке доказать наличие вреда и его причинной связи с противоправным поведением причинителя вреда. С иском в суд может обратиться сам потерпевший, члены его семьи, прокурор, уполномоченный на то орган публичной власти, общественная организация, представляющая интересы потерпевшего.

Доказыванию подлежит несколько юридических фактов.

1. Факт совершения ответчиком деяния, нарушившего законодательство в области охраны окружающей среды.

Например, нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, как правило, влечет за собой наложение административного взыскания. Постановление о наложении административного взыскания и будет доказательством факта совершения противоправного экологического деяния.

2. Факт причинения в результате экологического правонарушения вреда окружающей среде.

В данном случае также можно ссылаться на результаты административного производства, а также па акт (справку) органа государственного экологического надзора о факте загрязнения окружающей среды в определенное время и на определенной территории.

3. Факт причинения вреда здоровью и имуществу.

Его документально подтверждает потерпевший, представляя в суд справку о состоянии здоровья, больничный лист, чеки о приобретении лекарств, чеки о дополнительном питании и т.п. Наряду с возмещением вреда здоровью и имуществу, причиненного экологическим правонарушением, гражданин имеет право на компенсацию морального вреда, размер которого он должен мотивировать.

4. Причинно-следственная связь между негативным воздействием окружающей среды и самим вредом.

Данный предмет доказывания является наиболее сложным. Необходимо доказать факт нахождения лица в месте, где был нанесен вред окружающей среде. Здесь возможно предоставление справки с места работы, места жительства (органа местного самоуправления, территориального органа УФМС, осуществляющего регистрационный учет граждан, или жилищно-коммунальной организации), подтверждающей, что потерпевший в данное время находился в данном месте и, следовательно, подвергался вредному воздействию окружающей среды. Суду будет необходимо выяснить, не вызваны ли такие последствия иными факторами, в том числе естественно-природными, и нс наступили ли они вне зависимости от установленного нарушения, а также не совершены ли противоправные деяния в состоянии крайней необходимости (например, в целях обеспечения функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения).

Публичный (административный) порядок предполагает обязанность государства, даже при отсутствии его вины, оказывать социальную помощь лицам, которым причинен экологический вред.

К данному порядку можно отнести:

  • – выдачу гражданам листков временной нетрудоспособности;
  • – оформление инвалидности по причинам, связанным с воздействием на здоровье человека неблагоприятной окружающей среды;
  • – предоставление гражданам, пострадавшим от неблагоприятного воздействия окружающей среды льгот и пособий (компенсаций).
Читайте так же:  Восстановление пропущенного процессуального срока гпк

Предоставление гражданам, пострадавшим от неблагоприятного воздействия окружающей среды, мер социально-экономической защиты, льгот и компенсаций получило нормативное оформление после аварии на Чернобыльской АЭС. Такие меры, льготы и компенсации предусмотрены, в частности, Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», Федеральным законом от 26.11.1998 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов отходов в реку Теча».

Так, Законом РФ от 15.05.1991 № № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», компенсации и льготы предусмотрены для разных категорий пострадавших лиц, включая участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, граждан, запятых на эксплуатации Чернобыльской АЭС и на работах в зоне отчуждения, граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения и др.

Как отмечалось в постановлении Конституционного Суда РФ от 01.12.1997 № 18-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»”», эта экстраординарная по своим последствиям техногенная авария XX в. привела к неисчислимым экологическим и гуманитарным потерям. В результате были существенно нарушены не только право на благоприятную окружающую среду, закрепленное в ст. 42 Конституции, но и, как следствие этого, другие конституционные права и интересы граждан, связанные с охраной жизни, здоровья, жилища, имущества, а также право на свободное передвижение и выбор места пребывания и жительства, которые ущемлены столь значительно, что причиненный вред оказался реально невосполнимым. Это порождает особый характер отношений между гражданином и государством, заключающийся в том, что государство принимает на себя обязанность возмещения такого вреда, который, исходя из его масштабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, административным, уголовным и другим отраслевым законодательством.

Источник: http://studme.org/57288/ekologiya/vozmeschenie_vreda_prichinennogo_zhizni_zdorovyu_imuschestvu_cheloveka_negativnym_vozdeystviem_okruzhayuschey

ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ПРАВОНАРУШЕНИЕМ

Право на возмещениеущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушениемзакреплено в ст.42 Конституции РФ. Закон “Об охране окружающей среды” (ст. 77-79) и Гражданский кодекс РФ (ст.1064, 1082) конкретизируют данное положение.

Согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды» предприятия, учреждения, организации и граждане, причинившие вред окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систе и другими экологическими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с действующим законодательством.

Вред, причиненный здоровью граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан, подлежит возмещению в полном объеме.

Возмещение вреда здороью граждан производится на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного на то органа государственного управления, общественной организации в интересах потерпевшего.

Сумма денежных средств за причиненный вред здоровью граждан взыскивается с причинителя вреда, а при невозможности его установления – за счет средств соответствующих государственных экологических фондов.

Факторы, учитываемые при определении величины вреда здоровью граждан

— степень утраты трудоспособности потерпевшего;

— необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья;

— затраты на уход за больным;

— иные расходы, в том числе упущенные профессиональные возможности;

— потери, связанные с моральными травмами.

Вред, причиненный имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, подлежит возмещению в полном объеме.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ, СООРУЖЕНИЙ И ИНЫХ ОБЪЕКТОВ И ВЫПОЛНЕНИИ ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды» определенные экологические требования должны вы­полняться при размещении, проектировании, строитель­стве, реконструкция, вводе в эксплуатацию и при эксплуа­тации предприятий, сооружений и иных объектов.

При строительстве объекта обязательны следующие требо­вания:

— строительство разрешается только по проекту, прошедше­му экологическую экспертизу;

— ведение строительных работ до утверждения проекта и от­вода земельного участка в натуре запрещается;

— при ведении строительных работ должны соблюдаться ме­ры по охране природы;

— при нарушении требований по охране природы в период ведения строительных работ производится их приостановка с одно­временным прекращением финансирования этих работ учреждением соответствующего банка.

При вводе в эксплуатацию:

— ввод объекта в эксплуатацию осуществляется только при условии выполнения в полном объеме всех экологических требова­ний;

— запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспечен­ных современными технологиями по охране природы и без завер­шения запроектированных работ по охране природы.

При эксплуатации предприятий, сооружений, иных объектов и выполнении иной деятельности:

— предприятия, учреждения, организации, граждане обязаны принимать меры и соблюдать установленные нормативы по сохранению окружающей природной среды;

— выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов до­пускается на основе разрешения, выданного специальным, уполно­моченным на то органом РФ в области охраны окружающей при­родной среды;

-до перехода на нормативы ПДК и ПДС могут быть уста­новлены временно согласованные нормативы (лимиты) выбросов и сбросов с одновременным утверждением плана снижения объемов выбросов или сбросов до предусмотренных предельных нормативов;

— нарушение требований по охране окружающей природной среды ведет за собой приостановку и даже прекращение деятельно­сти предприятий и организаций по предложению специальных уполномоченных на то органов РФ в области охраны окружающей природной среды с одновременным прекращением финансирования указанной деятельности учреждением банка;

— перепрофилирование деятельности предприятий и органи­заций производится только по согласованию с органами РФ в облас­ти охраны окружающей природной среды и санитарно-эпиде­миологического надзора.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Экологическая экспертиза – самостоятельный вид экологического контроля. Основные принципы и задачи экологической экспертизы отражены в Законах РФ «Об экологической экспертизе» и «Об охране окружающей среды». Экологическая экспертиза выступает гарантом выполнения эколого-правовых предписаний, имеет предупредительное значение, так как совершается до начала вредной деятельности. Различают государственную, общественную и иные виды экологических экспертиз.

Читайте так же:  Документы по защите персональных данных

Для определения соответствия предприятий и органи­заций требованиям экологически безопасного воздействия на окружающую природную среду все они должны прохо­дить государственную экологическую экспертизу.Государственная экологическая экспертиза назначается специально уполномоченным органом, ее выводы обладают силой надведомственного документа, обязательного для исполнения.

Цель экспертизы — проверка соответ­ствия хозяйственной и иной деятельности предприятия, организации и т. д. экологической безопасности общества, и предупреждение возможных неблагоприятных воздействий любой деятельности на окружающую природную среду.

Задачи – обеспечение государственного экологического контроля, оценка степени опасности.

Принципы — презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности, обязательность проведения экспертизы, научная обоснованность, за­конность выводов, независимость, вневедомственность, глас­ность, участие общественности, ответственность и платность.

Субъектами государственной экологической экспертизы должны выступать три стороны: заказчик, исполнитель, потребитель. Заказчиком является властная государственная структура. Исполнителем обычно являются НИИ либо самостоятельная комиссия. Потребителями считаются предприятие, учреждение, объекты или документы, которые стали предметом экспертного анализа.

Объектами государственной экологической экспертизы являются все предплановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и мероприятиям, намеченным к реализации на территории РФ, независимо от их сметной стоимости и принадлежности, а также экономические обоснования лицензий и сертификатов.

Перечень объектов, подлежащих государственной экологиче­ской экспертизе, установлен в Положении 1993 г.

Эколого-экспертный процесс включает пять стадий: назна­чение экспертизы; сбор, обобщение, оценка информации; формиро­вание предварительного заключения и ознакомление с ним общест­венности; представление заключения экспертизы и утверждение его руководителем; разрешение споров.

Лица и организации, не согласные с заключением экспертной комиссии, вправе обратиться с жалобой в орган, который назначил экспертизу, в вышестоящий орган, прокуратуру или суд, которые в необходимых случаях отменят решение комиссии.

Экспертиза может быть одобрена, отклонена или отправлена на доработку.

Кроме государственной существуют и другие виды экспертиз – общественная, научная и др., которые проводятся обычно на добровольной основе и носят рекомендательный или информационный характер.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

Экологический контроль — одно из проявлений экологиче­ской функции государства и одновременно — составная часть меха­низма реализации эколого-правовых норм. Основные принципы и задачи экологического контроля отражены в Законе «Об охране окружающей среды» (ст.64-69). Экологический контроль – система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.

Цель контроля — охрана природной среды путем предупреждения и устранения правонару­шений.

Задачи экологического контроля: провер­ка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздо­ровлению окружающей природной среды.

Формы экологического контроля: информационная — сбор и обобщение экологической информации с целью принятия преду­предительных или иных мер; предупредительная, направленная на предотвращение наступления вредных последствий; карательная — выражается в применении мер государственного принуждения.

Методы экологического контроля: наблюдение за объек­том контроля, проведение проверок соблюдения законодательства, предупреждение или принятие ограничительных и иных мер к нару­шителю. Система экологического контроля включает четыре вида:

1) государственный экологический контроль;

2) муниципальный экологический контроль;

3) производственный экологический контроль;

4) общественный экологический контроль.

Государственный контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Должностные лица государственного контроля обладают широкими полномочиями.

Муниципальный контроль проводится как правило на территории муниципального образования.

Производственный контроль осуществляется экологической службой предприятия.

Общественный контроль осуществляется общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ

Экологический аудит – независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.

В соответствии с ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудит представляет собойпредпринимательскую деятельностьаудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневе­домственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, пла­тежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финан­совых обязательств и требований экономических субъектов, а также по оказанию иных аудиторских услуг.

Экологический аудит — это предпринимательская деятельность по осуществлению независимых вневедомственных мероприятий (обязательных или инициативных), проводимых на основе договора и заключающихся в сборе и оценке информации о финансовом положении аудируемого предприятия, выполнения им требований экологического зако­нодательства, реализации им планов природоохранной деятельности, обеспечения экологической безопасности и имеющих своим результатом мнение ау­дитора о правильности ведения учета и достоверности бухгалтерской отчетности по платежам за природопользование и загрязнение окружаю­щей природной среды; соответствия нормативов природоохранной дея­тельности предприятия его экологическому паспорту (или декларации безопасности промышленного объекта). При этом необходимо документирование ау­диторских проверок на основе правил (стандартов аудиторской деятель­ности).

Прин­ципы экологического аудита: поддержка экологического аудита и реагирования на его резуль­таты со стороны руководства предприятия; независимость функций эко­логического аудита по проверяемой деятельности; обоснованный подбор аудиторов; определенность целей, сроков, ресурсов и периодичности экологического аудита; адекватность сбора, анализа, интерпретации и документирования результатов целям аудирования; наличие процедур, обеспечивающих беспристрастное, четкое и ясное изложение результатов экологического аудирования в заключении; наличие процедур, гаранти­рующих качество экологического аудита и конфиденциальность инфор­мации; презумпция потенциальной экологической опасности хозяйствен­ной и иной деятельности; ответственность аудитора.

Задачи экологического аудита:

1) обоснование экологической стратегии и политики предприятия;

2) определение приоритетов и планирование природоохранной дея­тельности предприятия, выявление дополнительных возможностей ее осуществления;

3) повышение эффективности регулирования воздействия субъекта хо­зяйственной деятельности на окружающую среду;

4) снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций.

Экологическое аудирование может проводиться на уровнях: го­сударственных структур; транснациональных корпораций; отрасли (структурное — оценивается соответствие общему экологическому курсу отрасли; проблемное — аудит состояния решения конкретной экологической проблемы отрасли); территории (региона); предпри­ятия.

Экологический аудит может быть обязательным и инициативным. Обязательный экологический аудит проводится в случаях, прямо установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Инициативный экологический аудит проводится по решению субъ­екта хозяйственной деятельности.

Выбор организации, привлекаемой для проведения экологического аудита, осу­ществляется заказчиком работ.

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://infopedia.su/17×7482.html

Возмещение морального вреда причиненным экологическим правонарушением
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here