Содержание
- 1 Как получить утрату товарной стоимости автомобиля по ОСАГО?
- 2 Выплата за потерю товарного вида
- 3 Компенсацию за утрату товарной стоимости автомобиля хотят включить в страховую выплату по ОСАГО
- 4 Утрата товарной стоимости автомобиля при ДТП
- 5 Утеря товарной стоимости автомобиля по КАСКО — взыскание выплат со страховщика по УТС
- 6 Авария сбивает цену
Как получить утрату товарной стоимости автомобиля по ОСАГО?
Утрата товарной стоимости автомобиля по страховому полису — это условная величина снижения рыночной стоимости транспортного средства, восстановленного по нормативным требованиям после повреждения, по сравнению с рыночной стоимостью подобного неповрежденного автомобиля.
Если говорить просто — это разница между стоимостью машины, которая была в дорожной аварии и аналогичной машины, что в аварии не попадала.
Вопросы, что касаются выплат страхового возмещения по утрате товарной стоимости автомобиля по ОСАГО в 2020 году провоцируют довольно много споров.
Это объясняется тем, что значительно увеличилось количество требований от потерпевших к страховым компаниям, обращаясь за возмещением ущерба в результате УТС.
УТС установлена законодательно и водителям стоит обязательно ознакомится с этой темой. Так как они имеют возможность самостоятельно проконтролировать соблюдение всех своих прав.
Основные моменты
Потеря товарного вида по ОСАГО — это ущерб, который наносится в результате ДТП. При этом стоимость автомобиля уменьшается в связи с ухудшением внешнего вида машины и долговечности отдельных его деталей.
В соответствии с Постановлением Верховного суда от 2015 года, все страховщики обязаны возмещать утраченную стоимость авто. Основой для определения УТС по ОСАГО является рыночная стоимость транспортного средства.
Из этого следует, что чем дороже стоимость машины, тем выгоднее отстаивать право на компенсацию.
В утраченную стоимость входит следующее:
- потеря внешнего вида, нарушение лакокрасочного покрытия;
- дополнительно учитывается снижение эксплуатационных характеристик;
- ухудшение прочности технических узлов ТС из-за ремонта.
Для того, чтобы страховая компания компенсировала УТС транспортного средства по ОСАГО в 2020 году, должны соблюдаться следующие условия:
- Если авто иностранного производства, год его выпуска не должен превышать пяти лет. Для отечественного производства и стран СНГ — не больше трех лет.
- Виновником дорожной аварии не является водитель данного авто.
- Размер компенсации не должен превышать 400 тысяч рублей.
- Детали, которые рассматриваются в рамках УТС по произошедшему ДТП, не должны быть повреждены в результате предыдущих аварий. Так как утрата товарной стоимости авто по страховому полису предусмотрена только для новых деталей.
Все выплаты по УТС осуществляются на основании решения суда.
Видео: Утрата товарной стоимости авто. УТС
Как получить УТС по ОСАГО
Любые повреждения, которые приводят к утрате товарной стоимости, после ее восстановления, имеют определенный коэффициент. На его значение оказывают влияние категории ремонтных работ и детали, что ремонтируются.
В некоторых случаях, после серьезного ДТП размер УТС может составлять более 10 % от общей стоимости транспортного средства.
Порядок возмещения УТС по ОСАГО в 2020 году регламентирует Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации №2 от 29.01.2015 года.
В соответствии с данным документом, страховщики обязаны покрывать ущерб подобного рода.
Но несмотря на то, УТС подлежит возмещению по ОСАГО, практика показывает, что почти ни дона страховая компания не платит УТС добровольно. В большинстве случаев УТС компенсируется после подачи досудебной претензии или дополнительного заявления. По данным статистики, если досудебная претензия составлена правильно и грамотно, то 99% случаев страховщики выплачивают УТС в досудебном порядке. Таким образом, страхователь имеет право на возмещение УТС и покрытие убытков от ремонта поврежденной машины.
Для того, чтобы получить УТС по ОСАГО, если страховщик отказывается от выплат, необходимо следовать такой инструкции:
- Произвести расчет УТС и получить «Акт расчета стоимости утери товарного вида ТС». Экспертизу УТС можно провести в любой независимой организации, которая занимается определением стоимости восстановительного ремонта. Для этого экспертам нужно предоставить заверенную копию калькуляции проведенных ремонтных работ и акт осмотра поврежденного авто, если страховщик проводил данные действия.
- После этого следует написать заявление в страховую компанию на УТС по ОСАГО и приложить к нему имеющийся акт.
- Если страховщик все равно отказывает в выплате, нужно обращаться с исковым заявлением в суд. Оно составляется на страховую компанию виновника. В случае, когда она стала банкротом, или сумма страхового возмещения превышает лимит выплаты по ОСАГО за имущество, исковое заявление оформляется непосредственно на лицо, виновное в ДТП.
Заявление в страховую компанию на УТС по ОСАГО
Первый, заверенный экземпляр, идет на рассмотрение руководства, а второй отдается заявителю.
Как правило, составляется исковое заявление, потому, что порядок возмещения УТС еще не разработан до конца. Таким образом, не все страховщики сразу бросятся удовлетворять данные просьбы.
Для решения проблемы важно знать, как заполнить заявление правильно.
Документ должен состоять из таких пунктов:
- Наименование судебной инстанции.
- Данные страховой организации, как ответчика.
- Данные клиента страховой организации, как истца.
- Данные виновника ДТП — третьего лица.
- Цена иска и размер государственного сбора.
- Описание ДТП и характер повреждений машины.
- Указать, что истец является клиентом страховщика, это подтверждается действующим полисом ОСАГО.
- Пропись факта обращения к страховщику за выплатами.
- Указываются статьи закона, которые подтверждают право страхователя получить выплаты от страховщика по УТС.
- Отчетные документы независимой экспертизы, где указана сумма УТС.
- Цена иска — это невыплаченная сумма УТС.
- После этого описывается сама просьба, ее излагать лучше по пунктам: сумма УТС, размер судебных издержек, госпошлина, что оплачивалась истцом.
- Затем перечисляются все документы, которые прилагаются к заявлению.
- В конце заявления обязательно ставится дата составления и подпись истца.
К документам, которые подаются вместе с заявлением, относятся следующие:
- Удостоверение личности и его копия.
- Водительское удостоверение.
- Полис ОСАГО или договор.
- Копия заявления и претензии, которые истец подал раньше при досудебном урегулировании.
- Платежный документ, что подтверждает оплату государственного сбора.
- Паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации, талон техосмотра или диагностическая карта.
- Документы из ГИБДД — копия справки о дорожной аварии, постановление или отказ от возбуждения дела при обозначении административной ответственности, протокол.
- Копия извещения о ДТП.
- Копия акта о наступлении страхового случая.
- Документы независимой экспертизы о реальной стоимости ремонта авто.
- Акт осмотра экспертным оценщиком.
- Отчет о размере УТС от независимого эксперта.
- Договор, что был заключен между экспертным оценщиком и истцом.
- Копии иска по количеству участников в деле, которые упоминаются в исковом заявлении.
Основные методики расчета УТС автомобиля
Но есть основные, которые чаще всего используются экспертами:
- Методика Министерства юстиции России.
- Методика руководящего документа.
- Методика Хальбгевакса.
Но важно понимать, что при использовании любого метода, в проведении расчета нет смысла, если уровень износа авто превышает 40%, а возраст более 5 лет.
Это объясняется тем, что стоимость УТС зависит от стоимости машины на тот момент, когда произошла авария.
Метод руководящего документа
Метод руководящего документа считается наиболее сложным порядком расчета. Выполнить его правильно могут только люди с отличными математическими способностями. Неточный расчет официальными структурами принят не будет.
Данный метод выполняется с применением такой формулы: Х общ.=Х кар.+Х эл.+Х окр.+Х куз.,
где:
- Х общ. — общая потеря товарной стоимости;
- Х кар. — стоимость ремонта каркаса кузова;
- Х эл. — стоимость ремонта съемных фрагментов кузова;
- Х окр. — стоимость полного или частичного окрашивания кузова;
- Х куз. — стоимость работ по смене кузова или ремонта тех частей, которые нарушают геометрию кузова.
Каждая составляющая формулы просчитывается отдельно. Х эл. можно определить по формуле:
Где:
- К1 — коэффициент изменения УТС, что зависит от способа ремонтных работ или их характера;
- Цi — цена детали в розницу, что подлежит ремонту;
- К2 — коэффициент изменения КТС, что зависит от уровня износа детали;
- m — количество деталей, которые подлежат ремонту.
Метод Хальбгевакса
При расчете учитывается общая стоимость ремонтных работ без определения вида ремонта, что привел к большой УТС.
Для расчета по данному методу применяется такая формула: УТС=(К÷100)×(ЦР+СО),
где:
- К — коэффициент максимальной утраты УТС, применяется с использованием таблицы Хальбгевакса;
- ЦР — рыночная стоимость авто с учетом его износа;
- СО — общая стоимость ремонта.
Для определения коэффициента максимальной утраты УТС из таблицы, нужно рассчитать еще два показателя:
- коэффициент относительной стоимости ремонта — А;
- коэффициент отношения стоимости работ к стоимости материалов и запчастей — В.
где:
- СР — стоимость работ;
- СМ — стоимость материалов и запчастей.
Судебная практика
Большинство исков в судебной практике удовлетворяется в пользу требования страховщику оплатить УТС. Но случается и отрицательные результаты.
Это может быть связано с неверно заполненными документами, злоупотреблением в сумме и по другим причинам, которые суд сочтет неправомочными со стороны заявителя.
В таких случаях дела выигрывают страховые компании, а не их клиенты. Поэтому нет уверенности в том, что УТС автомобиля можно будет возместить через страховую организацию.
В судебной практике случалось так, что суды удовлетворяли просьбы, мотивируя свое решение Определением Верховного судебного учреждения РФ от 2013 года. Здесь главную роль играет соответствие авто всем параметрам по правилам начисления УТС.
Если машина слишком старая, то можно подать иск в органы суда против виновника ДТП. Возможно, что суд постановит виновнику аварии выплатить сумму сниженной рыночной стоимости авто потерпевшего.
Таким образом, страховая компания должна выплатить компенсацию по снижению реальной рыночной стоимости авто по полису ОСАГО. Но УТС после ДТП будет возмещена только тогда, когда будут соблюдены определенные условия.
Также важно учитывать, что если в договоре ОСАГО есть прямое указание на отказ в выплате УТС, то суд поддержит сторону страховой компании.
Источник: http://pravo-auto.com/utrata-tovarnoj-stoimosti-avtomobilya-po-osago/
Выплата за потерю товарного вида
По ОСАГО не должны платить.
В КАСКО этот риск так же не включен, как правило это дополнительный риск.
Взыскивайте с причинителя вреда, страховую в качестве соответчика.
Посмотрите 238 постановление Правительства об экспертизе ОСАГО.
Там перед экспертом не ставится вопрос определения УТС.
И не смотря на мнение ВС о том, что УТС это реальный ущерб, есть обоснование того, что это упущенная выгода.
Alex-Kor долгая дискуссия может быть.
Я просто напомню, что в момент отчуждения ТС вы получаете за него определенное количество рублей.
После качественного ремонта, умолчав о факте ДТП, вы получаете полную рыночную стоимость на момент продажи, а если цена на авто за период ремонта поднялась и того больше.
При этом, в случае если страховая Вам УТС возместила, то в момент отчуждения Вы неосновательно обогощаетесь, а это прямое противоречие ст. 15 ГК РФ.
Я не раз ее взыскивала.
ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ от 10.08.2005
«Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2005 года»
10.08.2005
Mila
Ну ничем этот обзор практики не отличается от листа бумаги подписанного мной.
Это лишь мнение определенного органа.
Есть разъяснение Минфина, Росстрахнадзора об обратном.
Не заложен УТС в обоснование тарифа.
Это все равно, что страховать от риска угон по базовому тарифу и потом доказывать, что оставлять авто открытым и с ключами в замке предусмотрено базовым тарифом.
Обьясните мне как реальный ущерб может быть признан в этом случае?
Какие расходы он понес или понесет.
Где эти расходы.
Ну не убедительна позиция ВС, не убедительна.
Помню кто то тут на форуме года 2.5 назад сказал, что судьи СОЮ ошибки допускают, а ВС их узаконивает.
Alex-Kor
То есть, Вы хотите сказать, что получение одной и той же «компенсации» дважды (при страховой выплате и при отчуждении авто) это не есть неосновательное обогащение.
ПРИКАКОМ ОТЧУЖДЕНИИ.
УТС по сути — это след.:
1) оценивается авто без ДТП по рыночному подходу (цена, которую кто-то готов уплатить. );
2) оценивается битая, но восстановленная — и покупатель ЗНАЕТ, что она восстановлена.
Вы полагаете, что цена будет одной и той же?
Нет.
А будет весьма ощутимая разница в цене.
И битую машину (но восстановленную) Вы никогда не продадите по цене точно такой же, но не битой.
Так что при отчуждении повторных выплат нет.
А треп страховщиков — ерунда.
Alex-Kor
Я не соглашусь с Вами. Уж извиняйте.
Я знаю много наглядных примеров, когда люди приобретали авто, а потом спустя год, полтора узнавали, что машина была битая. Причем покупали как нормальную.
И потом если уж пошла такая «драка» поясните мне где определено на уровне НПА ваше самое УТС (УТВида).
Кроме РД, кое не является нормой и мнения ВС которое такая же бумага.
Где об этом есть хоть слово?
Продажу я назвал отчуждением. Если это важно.
Цена бывает намного выше, чем в момент оценки. Скажем Вы зимой по среднерыночной оценили, а весной в пик продаж цена поднялась рублей так на 15000, и что Вы продаете ее дешевле??
Дороже продаете, да еще и перед продажей получаете Ваше выдуманое УТС.
Так Вы же сами подтвердили — «спустя год узнавали, что машина битая».
А знали бы при покупке — цена была бы другой.
Если покупатель не поехал к экспертам по оценке — его проблема.
Покупая китайско-турецко-вьетнамско «наколенное» производство (от джинс до электроники) нельзя делать вывод, что это — цена аналогичной качественной вещи. Вы же не верите сообщениям на рынках, что это «натуральный Tissot за 20 баксов»?
(к отчуждению я не придираюсь).
Так что в Вашем примерер вопрос не в УТС, а в обмане.
А это немного разные понятия.
Постановление
ФАС Северо-Западного округа
от 21.12.2004 N А13-8607/04-20
Суд принял решение взыскать с лица, виновного в дорожно-транспортном происшествии, сумму, равную стоимости «утраты товарного вида» автомобиля.
Однако закон (в том числе статья 15 ГК РФ) не определяет содержания понятия «товарный вид» и не разъясняет, что именно должно пониматься под стоимостью утраты товарного вида.
Поскольку потерпевшему страховой компанией были возмещены все затраты на ремонт автомобиля и, следовательно, на восстановление его потребительских свойств (то есть были выполнены в полном объеме требования статьи 15 ГК РФ о полном возмещении причиненных неправомерными действиями убытков), решение о возмещении потерпевшему «стоимости утраты автомобиля товарного вида» представляется необоснованным.
Я против того, что бы потерпевшие были введены в заблуждения и жили иллюзией.
Решения по этому вопросу расходятся по своей логике в зависимости от региона, в котором принимается решение (как правило от региона зависит и квалификация судей). В большинстве своем те из судей, которые ленятся головой работать, обращаются к разъяснениям ВС.
Грош цена таким специалистам, которые сами не могут думать.
Alex-Kor
Я говорю лишь о том, что УТС это — упущенная выгода.
Если собственник не собирается отчуждать авто, то УТС не существует, т.к. эксплуатационные свойства авто восстановлены, и товарная стоимость ему не мешает с точки зрения реализации его прав.
Упущенная выгода: смотрим ГК.
«неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода)».
И где же здесь «упущенная выгода»?
Он бы получил больше рублей (доход от продажи авто) если бы не нарушение его права, УТС при ДТП.
Источник: http://forum.garant.ru/?read,1,233181
Компенсацию за утрату товарной стоимости автомобиля хотят включить в страховую выплату по ОСАГО
На рассмотрение Госдумы внесен законопроект, обязывающий страховщиков включать в страховые выплаты по ОСАГО компенсацию за утрату товарной стоимости автомобиля. Автор документа – депутат нижней палаты парламента Дмитрий Савельев.
Законопроектом предусматривается дополнение ч. 2.2 ст. 12 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» положением, согласно которому в размер расходов по возмещению убытков при причинении вреда автомобилю потерпевшего следует относить также расходы, необходимые для приведения транспортного средства в состояние, в котором оно находилось до наступления страхового случая.
Напомним, на сегодняшний день согласно действующей редакции указанной статьи при определении размера страховой выплаты должны учитываться расходы на материалы и запчасти, необходимые для восстановительного ремонта, а также расходы на оплату ремонтных работ. При этом размер расходов на материалы и запчасти определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при ремонте.
Необходимость внесения предлагаемых изменений автор законопроекта объясняет тем, что на практике страховые компании вообще никогда не возмещают реальный ущерб. Опираясь на положение об учете износа деталей, узлов и агрегатов, они выплачивают страховые суммы, которые, как правило, не могут полностью компенсировать затраты на проведение ремонта. Однако Дмитрий Савельев уверен, что утрата товарной стоимости транспортного средства относится к реальному ущербу и наряду с восстановительными расходами должна учитываться при определении размера страховой выплаты.
При этом под утратой товарной стоимости он понимает уменьшение стоимости автомобиля, вызванное преждевременным ухудшением его товарного (внешнего) вида и эксплуатационных качеств вследствие ДТП и последующего ремонта.
Источник: http://www.garant.ru/news/526338/
Утрата товарной стоимости автомобиля при ДТП
С 2015 года компенсацию за потерю товарного вида автомобиля при участии в ДТП законодатель отнес к реальному ущербу. Если иное не предусмотрено договором страхования, выплата должна быть произведена владельцу машины после проведения экспертизы. Сумму можно оспорить в суде. О том, как взыскать денежные средства за утерю стоимости автомобиля, расскажем в статье.
Что такое УТС
Пленум ВС РФ принял постановление в 2015 году № 2, в котором пояснил, что к реальному ущербу от аварии относится и УТС.
Видео (кликните для воспроизведения). Утрата товарной стоимости автомобиля (УТС) – это ситуация, при которой происходит уменьшение реальной цены машины. Оно вызывается ухудшением ее характеристик и внешнего вида после ДТП.
- приборы видео- и аудио- съемки;
- приборы навигации;
- ГЛОНАСС.
Главное условие, чтобы приборы имели некорректируемую регистрацию сведений.
Как рассчитывается
Как правило, страховщики обращают внимание на следующие моменты:
- износ автомобиля;
- возраст;
- пробег;
- наличие/отсутствие ДТП.
Если сумма, озвученная страховщиком, не устроила владельца машины, побывавшей в ДТП, он вправе провести независимую экспертизу и представить свой вариант расчета в суде.
При заключении договора ОСАГО и КАСКО необходимо внимательно ознакомиться со всеми условиями документа. Некоторые страховщики включают в текст пункт о том, что они не выплачивают за УТС. Если это положение имеется, то суд встанет на сторону страховой компании.
Можно ли взыскать после ДТП по ОСАГО
Ни законодатель, ни правила страхования ОСАГО не предусматривают обязательства страховщика произвести расчет УТС. Именно поэтому многие компании обходят этот вопрос стороной. Но после того, как ВС РФ уточнил, что это реальный ущерб, получить выплаты стало проще.
Первое, что нужно сделать владельцу транспортного средства – произвести примерный расчет УТС у независимого эксперта. Следующий шаг – составление претензии и направление ее вместе с заключением эксперта в страховую организацию. Если страховщик на претензию не отвечает, прямая дорога в суд.
Обращаем внимание на важные моменты:
- владелец автомобиля – не виновник ДТП;
- по результатам аварии ему не была выплачена сумма в 400 тыс. руб. (предел выплат по ОСАГО);
- автомобиль иностранного производства был не более 5 лет в эксплуатации, отечественного – не более 3 лет.
Взыскание после аварии по КАСКО
После того как автомобиль стал участником дорожного происшествия, он получает повреждения, которые могут быть механическими и не механическими. Такого рода дефекты, как правило, могут влиять на уменьшение имущественной ценности машины. Страховщики, считая выплату, исключают из нее УТС, компенсируя лишь цену, необходимую для ремонта, но разницу между стоимостью его до аварии и после не учитывают.
Утрата стоимости проявляется в том случае, если был поврежден кузов, салон. В результате ремонтных работ могли быть проведены работы по исправлении геометрии кузова, его покраске и иного рода работы, которые привели к замене каких-либо элементов автомобиля.
Собственнику транспортного средства, застрахованного по КАСКО, необходимо придерживаться следующего алгоритма действий для возмещения утраченной стоимости машины:
- Составить претензию на имя страховщика с указанием обстоятельств аварии, имеющихся повреждений и предложением произвести выплаты. Документ составить в 2 экземплярах, один из которых передать уполномоченному лицу, а на второй получить штамп о принятии.
- Произвести оценку УТС у независимого эксперта, который не связан со страховой компанией.
- Если страховщик не отвечает на претензию в течение 30 дней после ее получения или присылает ответ с отказом, то гражданин вправе обратиться в суд. Госпошлина по делам о защите прав потребителей истцом не уплачивается.
- В страховой организации необходимо взять справку по форме №154 для приложения ее к иску.
- Если владелец авто, не дождавшись выплат, произвел ремонт машины, необходимо предоставить в суд заказ-наряд и иные документы, подтверждающие этот факт.
Прежде чем обращаться в суд, необходимо убедиться, что все повреждения, которые получило транспортное средство в результате аварии, не носят преднамеренный характер и действительно имеют документальное подтверждение.
Взыскание с виновника
Максимальный предел выплат по ОСАГО составляет 400 000 руб. Если сумма компенсации превышает данный максимум, то ее можно взыскать с виновника аварии. При этом алгоритм следующий:
- Направление претензии в страховую компанию, на которую она даст отрицательный ответ в связи с тем, что предусмотренный законодателем лимит для выплат исчерпан.
- Обращение в суд за УТС. Ответчиком указывается виновник аварии.
- К иску необходимо приложить заключение независимого эксперта о сумме ущерба и справку от страховщика о том, какая компенсация была выплачена для восстановления автомобиля.
Учитывая тот факт, что ВС РФ обязал производить выплаты, суд может встать на сторону истца и удовлетворить его требования.
Компенсация за потерю товарного вида производится страховщиком в рамках 400 000 руб., установленных законодателем для выплат по ОСАГО. Если лимит превышен, можно попробовать взыскать деньги с виновника ДТП. Для определения суммы ущерба необходимо получить официальное заключение независимого эксперта, которое и будет являться основанием для заявления суммы в исковых требованиях.
Источник: http://zakoniavto.ru/dtp/utrata-tovarnoy-stoimosti-avtomobilya-pri-dtp.html
Утеря товарной стоимости автомобиля по КАСКО — взыскание выплат со страховщика по УТС
Большинство страховщиков КАСКО не знают полностью условия своего договора, и не уверены входит ли УТ в его страховой договор или нет. Обычно страховые компании не выплачивают страховые иски при УТС, интерпретируя договор страхования в свою пользу. УТС по КАСКО – утрата товарной стоимости.
В таких случаях согласно решению Верховного Суда Российской Федерации страховщиков, обязывают выплачивать такие выплаты. Судья, в таком случае, опирается на тот факт, что УТС прямиком упирается в страховой случай, так как это указанно в страховом договоре и интерпретируется как ущерб автомобилю.
Что такое УТС?
Чтобы узнать, что такое УТС достаточно лишь вчитаться в его расшифровку.
УТС – утрата товарной стоимости. Означает причинение ущерба деталям, защитным поверхностям, замену узловых соединений и иных деталей, связанных с транспортным средством полученные в ходе ремонта или дорожного происшествия, в следствии чего автомобиль теряет свой внешний вид или товарную стоимость.
Схожее определение было указано в постановлении Верховного Суда РФ от 24.07.2007г. №ГКПИ07-658. Данное постановление обозначает ущерб, который относят к страховым инцидентам.
Объясняя простыми словами, утрата товарной стоимости – снижение качества транспортного средства, а также его внешнего вида.
В случае понижения рыночной стоимости автомобиля, а также в случае ДТП или отсутствия его виновника, суд предлагает страховой компании включить расчеты по УТС в свои выплаты по полису КАСКО.
Обычно адвокаты работают по статьям: п.2 ст.15, п.2 ст.12 ФЗ «Об ОСАГО владельцев транспортных средств», а также ст.929 Гражданского Кодекса, ознакомившись с которыми можно понять, что УТС является реальным ущербом, который в обязательном порядке необходимо рассчитывать и вносить в страховые выплаты.
Договор обязательного страхования заключается в отношении владельца транспортного средства, лиц, указанных им в договоре обязательного страхования, или в отношении неограниченного числа лиц, допущенных владельцем к управлению транспортным средством в соответствии с условиями договора обязательного страхования, а также иных лиц, использующих транспортное средство на законном основании.
п.2 ст.15 ФЗ «Об ОСАГО владельцев транспортных средств»
Страховая выплата, причитающаяся потерпевшему за причинение вреда его здоровью в результате дорожно-транспортного происшествия, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом в счет возмещения расходов, связанных с восстановлением здоровья потерпевшего, и утраченного им заработка (дохода) в связи с причинением вреда здоровью в результате дорожно-транспортного происшествия.
п.2 ст.12 ФЗ «Об ОСАГО владельцев транспортных средств»
1. По договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
2. По договору имущественного страхования могут быть, в частности, застрахованы следующие имущественные интересы:
1) риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества (статья 930);
2) риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответственности по договорам — риск гражданской ответственности (статьи 931 и 932);
3) риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов — предпринимательский риск(статья 933).
ГК РФ Статья 929. Договор имущественного страхования
В каких случаях взыскание УТС по КАСКО законно
К сожалению не каждый потерпевший водитель имеет право получать возмещения по данной категории могут далеко не все, к тому же найти страховую компанию, которая захочет работать с учетом возможности выплаты УТС достаточно сложно.
Первым делом, следует учитывать, что УТС практикуется в следующих случаях:
1 Повреждение транспортного средства в ДТП, а также иные обстоятельства, связанные с катаклизмами, падениями деревьев, случайными возгораниями, которые так или иначе повредили автомобиль.
2 Транспортное средства иностранного производства должно находиться в эксплуатации не более 5 лет.
3 Транспортные средства отечественного производителя должно быть не старше трех лет.
4 Износ транспортного средства не больше 35% для автомобилей отечественного производителя, и не более 40% для автомобилей иностранного производителя.
5 Пробег отечественного автомобиля не должен превышать 50 000 км, для иностранного значение может приближаться к 100 000 км.
6 Автомобилю не нужно проходить ремонт первой степени сложности.
7 Повреждения автомобиля не относятся к страховому случаю.
8 В результате ремонта, автомобиль понес определенный ущерб или же утратил свой первоначальный внешний вид.
В тоже время основным правоустанавливающим фактором, который влияет на страховую компанию при принятии решения о выплате УТС является постановление суда.
Не прибегая к судебному иску, страховая компания будет очень долго отпираться от выплаты УТС, полагаясь лишь на договор страхования, и пункты, прописанные в нем.
Возмещение УТС по КАСКО при ремонтных работах на СТО
После ДТП или необходимого ремонта, согласно договору о страховании, автомобилю будет возвращена лишь его рабочая характеристика, об возмещении имущественной стоимости речь не идет.
Подобное возмещение возможно лишь при некоторых видах ремонтных работ:
1 При изменении или возобновлении старой формы кузова и его геометрии, после того как он был достаточно сильно поврежден.
2 Полная или частичная замена прикрепленных частей кузова.
3 Ремонт съемных и несъемных частей кузова.
4 Полное либо частичное окрашивание деталей, либо конкретных частей кузова, а также работа над покраской неметаллических деталей (элементы тюнинга, украшения автомобиля).
5 Повреждение заводской сборки транспортного средства в результате разборки с целью капитального ремонта или окраса.
Как показывает практика, данные работы могут существенно понизить товарный вид автомобиля, в связи с этим данные работы предназначены в первую очередь для автомобилей после ДТП.
Ведь, как известно, автомобиль, который еще не был в ДТП, но уже не один раз попадал под один из вышеописанных случаев, он также попадает под условия расчетов по УТС.
Получение необходимых документов
Специалисты в области автострахования советуют не бездействовать в случаях, если ваш автомобиль уже не подходит под требования взысканий УТС. Вам никогда не принесут страховые выплаты просто так, до того момента пока вы самостоятельно не захотите это сделать.
Для подготовки всех необходимых документов, необходимо помнить, что со страховой компанией нужно быть достаточно решительным, а также подготовить определенные документы.
Прежде всего ознакомьтесь с алгоритмом, который был подготовлен для подобных случаев:
1 Первым делом напишите заявление в свою страховую компанию с целью возместить УТС вашего автомобиля. Обращаться следует в компанию, которая выдавала вам полис КАСКО. Заявление нужно обязательно отдавать в двух экземплярах, после чего проследить что бы их зарегистрировали.
2 В обязательном порядке обращайтесь к экспертному и независимому оценщику, для того, чтобы была возможность установить причину, и размер вашего УТС. Независимый оценщик необходим для того, чтобы весь ущерб был оценен в полном размере, однако, если ваша страховая компания работает честно, и вы ей доверяете, можете не тратить деньги на независимого эксперта.
3 Не забудьте подать иск в суд, в котором вы укажете свои претензии к страховой компании, в том случае, когда последняя откажется от выплаты по УТС. Ваше заявление будет рассматриваться как претензия, если вы не укажите в ней сокращения со следующих законов: п.2 ст.15, п.2 ст.12 ФЗ «Об ОСАГО владельцев транспортных средств», а также ст.1082 Гражданского Кодекса России.
4 Подготовьте свой страховой полис по КАСКО.
5 Документы о том, что машина принадлежит именно вам. Как доказательства будет достаточно предоставить водительские права и документы на машину, или же письменную и заверенную доверенность от хозяина автомобиля.
6 Документация от мастера или СТО, в котором будут указаны все необходимые детали, их стоимость. Кроме того, в наряде необходимо указать полную стоимость ремонта.
7 Добавить справку по форме № 154 (образец доступен под списком), которую будет выдавать ваш страховщик, после того, как вы совместно с страховой компании подали заявление о возмещении УТС.
8 В случае ремонта вашего транспортного средства после наступления ДТП, в обязательном порядке предоставьте оценочной комиссии повторные копии всех справок, предоставляемых ГИБДД. Кроме того, вы можете просто отсканировать все документы и справки, после чего их будет намного проще размножать.
Удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки(пункт 2 статьи 15).
Следует обратить внимание, на достаточно важный факт, что утеря товарной стоимости автомобиля по КАСКО в 2020 году – это все повреждения, которые получает автомобиль, и которые не были сделаны умышленно какой-либо стороной. Если у вашего транспортного средства были умышленные повреждения, то УТС не будет взыматься.
ГК РФ Статья 1082. Способы возмещения вреда
Возмещение УТС, судебная практика
Как ни странно, судебная практика по отношению в случаях возмещения УТС достаточно постоянна и большинство дел выигрывается в пользу страховых лиц. К сожалению методы решения исковых заявлений, достаточно прямолинейны, но все же они действенны, что несомненно радует застрахованных лиц.
Последнее слово в пользу застрахованных лиц имеет обзор президиума Верховного суда России. В котором указывается что утрата товарной стоимости в действительности является реальным ущербом, и по данному делу необходимо проводить взыскания.
В связи с этим большинство страховых компаний решили все же включить возмещение по УТС в перечень пунктов по возмещению полученного ущерба, так как зачастую оплата адвокатов и затраты на судебную бюрократию значительно превышают затраты на возмещение УТС.
Источник: http://zakon-auto.ru/kasko/uts-po-kasko.php
Авария сбивает цену
Некая О. Арепьева попала в аварию. Виновным в ДТП был признан А. Восканян. Дама обратилась в свою страховую компанию по прямому возмещению ущерба. Страховщик выплатил ей 232,5 тысячи рублей.
Однако она сочла эту сумму сильно заниженной и обратилась к независимому эксперту. Тот насчитал, что восстановительный ремонт с учетом износа обойдется в 450 тысяч. Да еще и утрата товарной стоимости по его расчетам составила 77 тысяч рублей.
Арепьева обратилась за доплатой к виновнику аварии и к своему страховщику. Однако ответа от них никакого не получила. Тогда она подала в суд, потребовав со страховщика 167,5 тысячи рублей, а также штраф в размере 84 тысяч рублей. С причинителя вреда, то есть виновника аварии она попросила взыскать ущерб в размере 127 тысяч рублей.
Суд первой инстанции по ходатайству Восканяна назначил дополнительную автотехническую экспертизу. Согласно заключению эксперта стоимость восстановительного ремонта с учетом износа составила 218 тысяч рублей. А вероятная утрата товарной стоимости составила 43 тысячи рублей. Такой расчет не устроил Арепьеву, и по ее ходатайству была назначена дополнительная экспертиза. В соответствии с заключением стоимость ремонта составила 221 тысячу рублей.
Суд решил, что выплаченная страховщиком сумма превышает стоимость восстановительного ремонта. При этом раз эксперт только предполагает возможную сумму утраты товарной стоимости, а других доказательств, позволяющих четко ее установить, нет, то значит и оснований для ее возмещения нет. Поэтому суд отказал в удовлетворении иска, посчитав, что все свои обязательства страховая выполнила. Суд апелляционной инстанции с этими выводами и обоснованиями согласился. А вот Верховный суд взглянул на эту историю иначе.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса гражданин может требовать полного возмещения вреда, ему причиненного. Согласно пункту 1 статьи 1064 ГК возместить ущерб должен тот, кто его причинил. В соответствии с разъяснениями постановления Пленума Верховного суда, к реальному ущербу, возникшему в результате ДТП, наряду со стоимостью ремонта и запасных частей относится также утраченная товарная стоимость. Она представляет собой уменьшение стоимости машины, вызванное преждевременным ухудшением внешнего вида и ее эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие ДТП. То есть утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запчастей, поскольку уменьшение потребительской стоимости нарушает права автовладельца.
В удовлетворении требований о возмещении убытков не может быть отказано на основании, что их точный размер невозможно установить, утверждает Верховный суд. В этом случае их размер должен установить суд с учетом всех обстоятельств.
Так же Верховный суд указал, что правила, действующие в рамках страхования по ОСАГО, не распространяются на возмещение вреда от причинителя ущерба. Иными словами, если по ОСАГО автовладельцу считают ущерб по единой методике с учетом износа, то при взыскании ущерба от причинителя вреда износ учитывать не требуется. Иначе потерпевший лишался бы права на полное возмещение ущерба.
Поэтому с причинителя вреда пострадавший может требовать полной стоимости новых деталей, узлов и агрегатов, установил Верховный суд.
То есть нижестоящие суды забыли о постановлении Пленума Верховного суда, опубликованного еще в 2015 году. Кроме того, они почему-то вообще не стали рассматривать ту часть иска, которая касается требований с виновника аварии. Хотя пострадавший имеет полное право требовать возмещения ущерба именно с него.
Поэтому Верховный суд решил отменить решение апелляционного суда и направить дело на новое рассмотрение с учетом всего изложенного.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: http://rg.ru/2018/04/10/strahovshchik-dolzhen-vozmestit-utratu-tovarnoj-stoimosti-avtomobilia.html
Юрист: стаж 15 лет
Образование: Воронежский Государственный Университет
Специализация: Гражданское право