Юридическая ответственность за нарушение избирательных прав

Самое главное по теме: "Юридическая ответственность за нарушение избирательных прав" с профессиональной точки зрения. Мы собрали и подготовили ответы на многие сопутствующие вопросы. Если вы не нашли на них ответ, то можете обратиться к дежурному консультанту.

Юридический термин Юридическая Ответственность за Нарушения Законодательства О Выборах И Референдумах

Из 25 указанных статей в большинстве случаев субъект ответственности конкретизирован. Специальный субъект может быть назван как в санкции правовой нормы (что встречается чаще), так и в ее диспозиции или же вытекает из ее непосредственного содержания. Среди физических лиц — это должностные лица государственных и муниципальных органов, средств массовой информации, кредитных организаций, председатель или члены избирательной комиссии, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, лица, являвшиеся кандидатами, доверенные лица и уполномоченные представители кандидатов, избирательных объединений и блоков и др. Таким образом, среди названных лиц могут быть лица, как непосредственно участвующие в избирательном процессе и заинтересованные в его исходе, так и имеющие косвенное, опосредованное отношение к нему.

Ответственность юридических лиц за нарушение избирательного законодательства наряду с ответственностью физических лиц установлена КоАП РФ в 13 случаях: за неисполнение решения избирательной комиссии; за нарушение установленного порядка опубликования документов, связанных с подготовкой и проведением выборов; за нарушение условий проведения предвыборной агитации через средства массовой информации; за нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности; за проведение предвыборной агитации в период ее запрещения и в местах, где она запрещена законом; за проведение предвыборной агитации лицами, которым запрещено законом участие в ее проведении; за изготовление или распространение анонимных агитационных материалов; за непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации зарегистрированного кандидата; за вручение избирателям денежных средств, подарков, бесплатное или льготное оказание услуг; за финансирование избирательной кампании помимо избирательных фондов и оказание иной запрещенной законом материальной поддержки; за изготовление неучтенных тиражей бюллетеней для голосования либо сокрытие остатков бюллетеней и др.

В некоторых случаях прямо установлено, что субъектом ответственности может быть само избирательное объединение или в равных долях избирательные объединения, входящие (входившие) в избирательный блок, -за незаконное использование им (ими) денежных средств; за принятие и использование незаконной материальной поддержки.

Основным видом административного взыскания для юридических лиц по-прежнему является штраф. КоАП РФ в рассматриваемых статьях устанавливает штрафы для юридических лиц в пределах от 100 до 500 минимальных размеров оплаты труда. В двух случаях наряду со штрафом применяется также конфискация непосредственного объекта административного правонарушения.

Таким образом, в настоящее время значительное внимание в законодательстве уделяется административной ответственности как простого гражданина, так и должностных лиц и юридических лиц.

Совершение тех или иных правонарушений в сфере избирательных отношений может повлечь за собой изменение или прекращение правоотношений. Так, например, нарушение правил выдвижения и регистрации кандидатов, нарушение условий проведения предвыборной агитации и финансирования избирательной кампании, вручение избирателям денежных средств и подарков (фактически их подкуп) и другие подобные действия могут повлечь за собой отмену (аннулирование) регистрации кандидатов. Если судом будет установлено, что данные нарушения избранных кандидатов имели место и не позволяют с достоверностью выявить истинное волеизъявление избирателей, он может отменить решение избирательной комиссии о результатах голосования, об итогах выборов. Отмена судом решения о результатах голосования и об итогах выборов может быть связана также и с другими нарушениями принципа законности, допущенными при составлении списков избирателей, проведении голосования, наблюдении за голосованием, подсчете голосов и т.д.

Несмотря на возможность привлечения виновных в совершении административных правонарушений к ответственности, граждане должны помнить, что свои нарушенные избирательные права они могут защитить сами, не дожидаясь применения мер административно-правового принуждения к нарушающим принцип законности лицам. В соответствии со ст.1 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» и ст.63 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд. В соответствии с альтернативным порядком обжалования, установленным действующим российским законодательством, решения и действия (бездействие) избирательных комиссий могут быть обжалованы как в суд, так и в вышестоящую избирательную комиссию, либо одновременно в обе эти инстанции. В последнем случае решение суда является приоритетным.

Решения по жалобам, поступившим в ходе избирательной кампании, принимаются в пятидневный срок (десять дней при необходимости дополнительной проверки фактов), а в день голосования или в следующий за ним день — немедленно. По жалобе на решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов суд должен принять решение не позднее чем в двухмесячный срок со дня подачи жалобы (ст.63 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст.234 ГПК РСФСР). Жалобы на неправильности в списках избирателей должны быть рассмотрены в трехдневный срок со дня их подачи, но не позднее дня голосования, а в день голосования — немедленно (ст.234 ГПК РСФСР).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/19_28848_yuridicheskiy-termin-yuridicheskaya-otvetstvennost-za-narusheniya-zakonodatelstva-o-viborah-i-referendumah.html

Ответственности за нарушение избирательного законодательства: понятие, виды

Юридическая ответственность, будучи, с одной стороны, мерой государственного принуждения, в избирательном праве выполняет также функцию одной из гарантий прав граждан избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти и местного самоуправления.

Читайте так же:  Отвод судьи в предварительном судебном заседании

В зависимости от отраслевой принадлежности нор­мативно-правовой основы различаются три вида от­ветственности за нарушения законодательства о выбо­рах:

1) конституционно-правовая ответственность (от­ветственность по избирательному праву):

− публично-правовая ответственность избирательных комиссий;

− публично-правовая от­ветственность кандидатов, зарегистрированных канди­датов, избирательных объединений, избирательных блоков и иных участников избирательного процесса;

2) админист­ративная ответственность:

а) административная ответственность физических лиц;

− административная от­ветственность граждан;

− административная ответ­ственность специальных субъектов (должностных лиц членов избирательных комиссий, председателей этих комиссий и других лиц);

б) административную ответственность юридических лиц;

3) уголовная ответствен­ность.

Каждый из указанных видов ответственности отличается друг от друга основаниями (правовыми и фактическими), санкциями, субъектным составом, про­цессуальной формой реализации.

Конституционно-правовая ответственность рассматривается в науке как особый вид юридической ответственности, обладающий как общими признаками последней, так и отличительными особенностями, обусловленными ее тесной связью с политической ответственностью и ярко выраженным публично-правовым характером.

Субъектами конституционно-правовой ответственности за нарушение избирательного законодательства являются кандидаты, а также политические партии и избирательные объединения, выдвинувшие список кандидатов.

Санкциями в отношении указанных субъектов являются:

− аннулирование регистрации кандидата (списка кандидатов);

− отмена решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов).

Значительная часть нарушений избирательных прав граждан влечет применение мер административной ответственности, в силу чего институт административной ответственности занимает заметное место в системе охранительных юридических гарантий осуществления гражданами активного и пассивного избирательного права.

Административные правонарушения в этой сфере и ответственность за их совершение предусмотрены главой 5 (ст. 5.1-5.25) КоАП РФ.

Исходя из специфики и предметной характеристики отношений, являющихся объектом правонарушения, последние можно классифицировать по определенным группам:

1) нарушения, связанные с осуществлением деятельности избирательных комиссий;

2) нарушения индивидуальных прав субъектов избирательного права;

3) нарушения установленных законом правил финансирования избирательной кампании и кампании референдума;

4) нарушения установленных законом правил ведения предвыборной агитации и прав граждан на получение информации о выборах и референдуме;

5) нарушения правил голосования и установления результатов выборов и референдума.

Уголовная ответственность является наиболее строгим видом юридической ответственности и в сфере избирательных правоотношений применяется за нарушения, характеризуемые повышенной степенью общественной опасности.

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает ответственность за следующие преступления, посягающие на интересы граждан и публичный интерес в отношениях, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдумов и установлением их результатов:

1) воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141 УК РФ);

2) нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума (ст. 141.1 УК РФ);

3) фальсификация избирательных документов, документов референдума (ст. 142 УК РФ);

4) фальсификация итогов голосования (ст. 142.1 УК РФ).

[1] Гессен, В.М. Основы конституционного права. – Петроград: Право, 1918. // http:// constitution.parent.ru.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10345 — | 7639 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/7_134603_poryadok-razresheniya-izbiratelnih-sporov.html

Ответственность за нарушение избирательных прав граждан

В юридической литературе выделяется три вида ответственности за нарушение избирательных прав: конституционно-правовая (иногда её называют «ответственностью по избирательному праву»), административная и уголовная. Две последние носят характер санкций, размер которых устанавливается соответственно Кодексом об административных правонарушениях РФ и Уголовным кодексом РФ. Первая имеет пресекательный и правовосстанавливающий характер и установлена избирательными законами.

Конституционно–правовая ответственность кандидатов и избирательных объединений может выражаться в первую очередь в отказе в регистрации или в отмене регистрации. К этому же виду ответственности следует также отнести лишение права на бесплатную печатную площадь и бесплатное эфирное время политических партий, не расплатившихся за предыдущую кампанию.

Конституционно-правовая ответственность избирательных комиссий может выражаться в их расформировании. Круг инициаторов расформирования весьма ограничен: это либо группа депутатов, либо избирательная комиссия более высокого уровня, поэтому подобные дела возбуждаются крайне редко. Кроме того, закон предусматривает только три основания для расформирования комиссии:

а) нарушение комиссией избирательных прав граждан, повлекшее за собой признание итогов голосования на соответствующей территории либо результатов выборов недействительными;

б) неисполнения комиссией решения суда или вышестоящей комиссии;

в) невыполнения комиссией обязанности по назначению выборов, повлекшего за собой назначение выборов временной избирательной комиссией (последнее основание введено Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 93-ФЗ).

Фактически комиссия может неоднократно нарушать закон, например, необоснованно отказывая кандидатам в регистрации, но если она потом «смиряется» с решениями вышестоящей комиссии или суда, то никакие санкции за такие действия не предусмотрены. Как отмечалось выше, это позволяет недобросовестным комиссиям злоупотреблять своими правами, затягивая время регистрации неугодных кандидатов.

Кроме того, представляется необходимым, чтобы избирательная комиссия несла ответственность за фальсификации, совершенные отдельными ее членами, если сама комиссия эту фальсификацию не пресекла. По нашему мнению, фальсификации невозможны, если члены комиссии добросовестно выполняют свои обязанности. Если же они устраняются от выполнения действий, предусмотренных законом, фальсифицировать избирательные документы может даже один член комиссии (особенно если он является председателем или секретарем).

Конституционно-правовая ответственность члена избирательной комиссии может выражаться также в прекращении его полномочий по решению суда, признавшего его систематически не выполняющим свои обязанности. По нашим данным эта мера используется не часто, хотя во многих комиссиях оказываются члены, практически в работе комиссии не участвующие. Но их обычно убеждают выйти из состава комиссии по личному заявлению или просто мирятся с их пассивностью. Зато известен случай прекращения полномочий одного из наиболее активных членов комиссии после того, как он выступил с разоблачением фальсификаций.

Читайте так же:  До скольки комендантский час в сентябре

Административная ответственность за правонарушения, посягающие на избирательные права граждан, предусмотрена более чем тремя десятками статей Кодекса РФ об административных правонарушениях. Объем составов административных правонарушений, связанных с проведением выборов и референдумов, существенно расширился за последние три года.

Порядок возбуждения дела об административном правонарушении не позволяет гражданам напрямую обращаться в суд с заявлениями о привлечении к административной ответственности. Такое право предоставлено только прокуратуре и членам избирательной комиссии, уполномоченным на это комиссией. Неудивительно, что нормы Кодекса об административных правонарушениях часто применяются ими избирательно: в основном в отношении кандидатов и средств массовой информации и гораздо реже – к членам избирательных комиссий. Так, нам неизвестно ни одного случая, когда была применена статья 5.6 – «нарушение прав члена избирательной комиссии, наблюдателя», несмотря на многочисленные обращения, связанные с такими нарушениями.

Уголовная ответственность за преступления, связанные с нарушением избирательных прав, предусмотрена статьями 141 и 142 Уголовного кодекса РФ, к которым в 2003 г. прибавились статьи 141.1 и 142.1.

Случаи привлечения к уголовной ответственности по статьям 141 и 142 УК РФ редки. Так, например, в записке Правового управления Аппарата ЦИК РФ «О практике привлечения к уголовной ответственности за преступления, связанные с выборами и референдумами, проведенными в Российской Федерации в 2000–2002 годах» указано, что за этот период в России было возбуждено 204 уголовных дела, связанных с выборами и референдумами, из них – 41 дело по статье 141, 64 дела по статье 142 и 95 дел по другим статьям. 66 из этих дел завершены расследованием и с обвинительным заключением дошли до суда. По 48 делам судами вынесены обвинительные приговоры (из них только 16 дел по статьям 141 и 142, т.е. связанные непосредственно с нарушением избирательных прав граждан). Признаны виновными и осуждены 73 человека, из которых 7 приговорены к штрафу, один к исправительным работам и 65 – к лишению свободы, однако из них только один приговорен к реальному лишению свободы (причем по совокупности с наказаниями, назначенными за другие преступления), 41 – к условному, а 23 – амнистированы.

Стоит добавить, что суды неоднократно признавали недействительными результаты выборов из-за нарушений, допущенных избирательными комиссиями (см. в 2.12.1 примеры по Владивостоку, Сергиевому Посаду, Тутаеву). Но, несмотря на то, что эти нарушения приводят к таким серьезным последствиям, виновные обычно не несут соответствующей ответственности, а часто не несут вообще никакой ответственности.

Приведенный анализ свидетельствует, что прокуратура (которая имеет исключительное право привлечения к уголовной ответственности по этим делам) и суды не рассматривают преступления, связанные с нарушением избирательных прав (в том числе с фальсификацией итогов голосования) как имеющие серьезную общественную опасность. Эта тенденция не преодолена и по сей день. Несогласие с такой позицией неоднократно высказывали представители Центральной избирательной комиссией РФ.

Отдельно следует сказать о статье 141.1 Уголовного кодекса РФ, появившейся только в 2003 г. Статья касается нарушения финансирования избирательной кампании кандидата или избирательного объединения в крупных размерах (более 10% от «потолка» избирательного фонда, но не менее 1 млн. руб.). Диапазон наказаний за эти деяния, которые раньше считались административными правонарушениями, довольно широк: от штрафа в 100 тыс. руб. до лишения свободы сроком на два года.

Переквалификация нарушений правил финансирования избирательной кампании в уголовное преступление означает, что эти деяния рассматриваются как представляющие серьезную общественную опасность. Однако при этом такие не менее опасные действия, как использование преимуществ должностного или служебного положения в целях избрания, остаются административными правонарушениями с максимальным наказанием в виде штрафа в 50 минимальных размеров оплаты труда. Административным правонарушением считается и сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, а незаконное изготовление открепительных удостоверений и сокрытие остатков тиражей открепительных удостоверений вообще не считаются правонарушениями!

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/8_97937_otvetstvennost-za-narushenie-izbiratelnih-prav-grazhdan.html

Правонарушения и юридическая ответственность

Понятие и виды правонарушений в избирательном процессе

Важнейшей гарантией соблюдения избирательных прав граждан являются предусмотренные российским законодательством меры юридической ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства о выборах и референдумах.

В самих избирательных законах — о гарантиях избирательных прав граждан, о выборах Президента РФ, о выборах депутатов Г осударственной Думы и других — не содержится указания на то, за какой вид правонарушения какой вид юридической ответственности наступает. Законы о выборах содержат лишь указание на то, что нарушения избирательных прав граждан влекут за собой уголовную или административную ответственность. Полный перечень таких правонарушений, сам характер и меры этой ответственности определены в Уголовном кодексе РФ и Кодексе РФ об административных правонарушениях.

За нарушения законодательства о выборах и референдумах федеральными законами предусмотрены как меры административной и уголовной, так и конституционно-правовой ответственности. Отличительной особенностью конституционно-правовой ответственности (т.е. ответственности по избирательному праву в электорально-правовой сфере) является ответственность как физических лиц (граждан), так и коллективных субъектов (избирательных комиссий, избирательных объединений). По уголовному праву ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах всегда является только персональной — привлечение к уголовной ответственности коллективных субъектов исключено. В декабре 1999 г., когда был принят соответствующий закон, была введена административная ответственность юридических лиц.

Юридическая ответственность за нарушения избирательного законодательства

Публичная конституционно-правовая ответственность предусмотрена в виде расформирования избирательных комиссий. Данный вид юридической ответственности регламентируется ст. 31 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав. В качестве наказания здесь выступает принудительный досрочный, в судебном порядке, роспуск комиссии в ранее сформированном составе. Прекращаются полномочия только членов комиссии с правом решающего голоса. Расформирование комиссии не влечет прекращения полномочий ее членов с правом совещательного голоса, а также сотрудников аппарата комиссии, работающих на постоянной основе. Основанием для наступления данного вида ответственности является нарушение избирательной комиссией избирательных прав граждан, повлекшее признание Центральной избирательной комиссией РФ, избирательной комиссией субъекта Федерации недействительными итогов голосования на соответствующей территории, либо результатов выборов.

Читайте так же:  Срок исковой давности по госпошлине

С заявлением в суд о расформировании окружной, территориальной, участковой избирательной комиссии вправе обратиться:

  • группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта РФ (либо группа депутатов любой из избираемых палат указанного органа);
  • группа депутатов соответствующего представительного органа местного самоуправления численностью не менее одной трети от общего числа депутатов;
  • Центральная избирательная комиссия РФ;
  • избирательная комиссия субъекта Федерации.

Дела о расформировании избирательных комиссий рассматриваются судами в соответствии с правилами подсудности, предусмотренными законом. Правовая возможность расформирования Центральной избирательной комиссии РФ законами не предусмотрена.

Конституционно-правовая ответственность установлена также для кандидатов и иных участников избирательного процесса. Ответственность кандидата согласно нормам избирательного права проявляется в отказе в регистрации либо отмене решения о его регистрации кандидатом в связи с допущенными нарушениями закона. В качестве субъекта привлечения кандидата к ответственности выступает избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата либо суд общей юрисдикции.

Основаниями конституционно-правовой ответственности кандидатов по избирательному праву являются предусмотренные федеральными законами и законами субъектов РФ нарушения избирательного законодательства, касающиеся правил выдвижения кандидатов, ведения предвыборной агитации и финансирования избирательной кампании, использования кандидатами и их доверенными лицами должностного или служебного положения, факты подкупа избирателей в целях избрания определенных кандидатов.

Если перечисленные нарушения были допущены кандидатами, включенными в список кандидатов от определенного избирательного объединения, руководителями этих объединений, избирательная комиссия вправе аннулировать эту регистрацию. В данном случае избирательное объединение выступает в качестве коллективного субъекта ответственности по избирательному праву.

Административная ответственность предусмотрена и регламентирована Кодексом РФ об административных правонарушениях 2001 г. Составы административной ответственности за нарушения избирательных прав граждан в действующем кодексе значительно расширен, их стало более тридцати. По этим основаниям могут быть возбуждены дела (административные производства) об административном правонарушении в отношении конкретных физических и юридических лиц.

Теперь за нарушения законодательства о выборах и референдумах в соответствии со ст. 5.1, 5.3 — 5.25 К о АП РФ виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности за неисполнение решения избирательной комиссии, за нарушение порядка предоставления сведений об избирателях, участниках референдума, за проведение агитации в период ее запрещения, за распространение ложных сведений о кандидате, за нарушение прав граждан на ознакомление со списком избирателей, за нарушение правил проведения предвыборной агитации в периодических печатных изданиях и на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, за нарушение в ходе избирательной кампании правил рекламирования коммерческой деятельности, за изготовление или распространение анонимных агитационных материалов, за проведение предвыборной агитации лицами, которым участие в ее проведении запрещено законом, за финансирование избирательной кампании помимо избирательных фондов, оказание иной запрещенной законом материальной поддержки, за незаконное принятие пожертвований кандидатом либо избирательным объединением, за непредоставление либо неопубликование сведений об итогах голосования или о результатах выборов и за ряд других неправомерных действий.

Протоколы об административном правонарушении в зависимости от подведомственности проступков могут составлять уполномоченные на то должностные лица избирательной комиссии, правоохранительных и контролирующих органов.

Уголовная ответственность за нарушение законодательства о выборах предусмотрена четырьмя статьями Уголовного кодекса РФ.

Ст. 141 УК РФ признает уголовно наказуемым деянием воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или работе избирательной комиссии. В зависимости от того, соединены ли эти действия с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо угрозой его применения, совершены ли с использованием служебного положения, либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой — закон предусматривает различные сроки лишения свободы и размеры штрафов. По этой статье наказывается также вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией собственных полномочий с целью повлиять на ее решения, а равно неправомерное вмешательство в работу ГАС «Выборы».

Ст. 142 УК РФ предусматривает различные сроки лишения свободы или размеры штрафа, в частности, за фальсификацию избирательных документов, документов референдума, подделку или заверение заведомо подделанных подписей, незаконное изготовление, а равно хранение либо перевозку незаконно изготовленных бюллетеней.

По ст. 142.1 кодекса карается фальсификация итогов голосования, заключающаяся во включении неучтенных бюллетеней в число использованных при голосовании, представлении заведомо неверных сведений об избирателях (участниках референдума), заведомо неправильном составлении списков избирателей (включение в них лиц, не обладающих активным избирательным правом или вымышленных лиц), в подделке подписей избирателей в списках, в замене действительных бюллетеней с отметками избирателей, в порче или уничтожении бюллетеней, в заведомо неправильном подсчете голосов избирателей, в подписании протокола до подсчета голосов избирателей и установления итогов голосования, в незаконном внесении в протокол об итогах голосования изменений после его подписания, в заведомо неправильном установлении итогов голосования, определении результатов выборов.

Источник: http://be5.biz/pravo/i026/15.html

Конституционно-правовая ответственность за нарушение избирательного законодательства

Общая характеристика ответственности за нарушение избирательного законодательства.

Под юридической ответственностью в публично-правовой сфере понимается применение к нарушителю правовых норм мер государственного принуждения уполномоченными на то государственными органами, возлагающими на правонарушителя определенные правоограничения личного или имущественного характера. Мерами юридической ответственности являются регламентированные в законодательстве наказательные санкции, которые традиционно именуются в научной литературе карательными или штрафными.

Читайте так же:  Продление разрешения на оружия мвд

За нарушения законодательства о выборах федеральными законами предусмотрено несколько видов юридической ответственности.

Видео (кликните для воспроизведения).

В зависимости от отраслевой принадлежности нормативно-правовой основы различаются три вида ответственности за нарушения законодательства о выборах: 1) конституционно-правовая ответственность (ответственность по избирательному праву); 2) административная ответственность; 3) уголовная ответственность. Каждый из указанных видов ответственности отличается друг от друга основаниями (правовыми и фактическими), санкциями, субъектным составом, процессуальной формой реализации.

В свою очередь возможна и внутривидовая дифференциация юридической ответственности за нарушения законодательства о выборах и референдумах. Так, в зависимости от субъектного состава, индивидуальных особенностей оснований и правового содержания санкций ответственность по избирательному праву подразделяется на: 1) публично-правовую ответственность избирательных комиссий и 2) публично-правовую ответственность кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков и иных участников избирательного процесса.

Административную ответственность за нарушения законодательства о выборах можно подразделить на: 1) административную ответственность физических лиц и 2) административную ответственность юридических лиц.

В свою очередь административная ответственность физических лиц делится на: 1) административную ответственность граждан и 2) административную ответственность специальных субъектов (должностных лиц, членов избирательных комиссий, председателей этих комиссий и других лиц).

Рассмотрим правовые особенности каждого вида юридической ответственности за нарушение избирательного законодательства.

Конституционно-правовая ответственность кандидатов и избирательный объединений (блоков) за нарушение избирательного законодательства. Ответственность кандидатов по избирательному праву закреплена в п. 1 ст. 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Мерой ответственности кандидата является отмена решения о его регистрации. В качестве субъекта привлечения к ответственности кандидата, который допустил нарушение избирательного законодательства, выступает избирательная комиссия, зарегистрировавшая его. Отменяя решение о регистрации кандидата, соответствующая избирательная комиссия реализует юрисдикционную функцию.

Дата добавления: 2015-05-31 ; Просмотров: 153 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник: http://studopedia.su/17_114022_konstitutsionno-pravovaya-otvetstvennost-za-narushenie-izbiratelnogo-zakonodatelstva.html

61. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАНмеры неблагоприятного воздействия, применяемые к лицам, нарушающим избирательные права граждан.

Три вида юридической ответственности:

В некоторых случаях применяется и гражданско-правовая ответственность. Конституционно-правовая ответственность предусмотрена нормами конституционного (избирательного) права и применяется по отношению как к физическим, так и к юридическим. К данному виду ответственности относятся: расформирование избирательных комиссий; отмена решения о регистрации кандидата (списка кандидатов); удаление из помещения для голосования наблюдателя, иных лиц и пр.

Административная и уголовная ответственность наступает за нарушение избирательных прав граждан и применяется в отношении конкретных лиц. Это лица:

а) препятствующие путем насилия, обмана, угроз, подлога или иными способами свободному осуществлению гражданами РФ права избирать и быть избранными;

б) использующие преимущества своего должностного или служебного положения в целях избрания; в) принуждающие граждан или препятствующие им ставить подписи в поддержку кандидата, а также участвующие в подделке данных подписей;

д) распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах;

е) нарушающие права членов избирательных комиссий, наблюдателей, доверенных лиц кандидатов, инициативных групп, средств массовой информации;

ж) нарушающие правила проведения предвыборной агитации, в том числе проводящие агитацию в день голосования и пр.

Каждое из этих деяний образует самостоятельный состав правонарушения, являющегося основанием для наступления уголовной, административной или иной ответственности, предусмотренной федеральным законом.

62. Конституционно – правовой статус Президента РФ

Складывается из совокупности конституционных норм, закрепляющих его положение в системе органов государственной власти. Конституционно-правовой статус Президента РФ включает в себя следующие элементы:

1) правовые нормы, определяющие порядок выборов и вступления в должность Президента РФ;

2) правовые нормы, устанавливающие компетенцию Президента РФ;

3) правовые нормы, регулирующие порядок прекращения полномочий Президента РФ.

Место Президента РФ в системе государственных органов.

Конституция РФ определяет Президента РФ как главу государства, ставит на первое место среди федеральных государственных органов и не относит непосредственно ни к одной из основных ветвей власти. Есть и иная точка зрения, согласно которой Президент РФ является фактическим руководителем исполнительной власти. Президент РФ возглавляет Совет Безопасности РФ и является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами РФ, руководит деятельностью некоторых федеральных органов исполнительной власти.

Учитывая место Президента РФ в системе разделения властей и двойную политическую ответственность Правительства, можно определить форму правления РФ как смешанную (президентско-парламенсткую, полупрезидентскую) республику.

Источник: http://studfile.net/preview/5784903/

Юридическая ответственность за нарушение норм избирательного права

За нарушение норм избирательного права, в зависимости от степени их общественной безопасности и отраслевой принадлежности устанавливающих ее норм, применяется юридическая ответственность соответствующего вида:

— конституционно-правовая (предусмотренная, как правило, нормами самого избирательного права);

административная;

Субъектами конституционно-правовой ответственности за нарушение избирательного законодательства являются канди­даты, а также политические партии и избирательные объединения, выдвинувшие список кандидатов.

Санкциями в отношении указанных субъектов являются:

— аннулирование регистрации кандидата (списка кандидатов);

— отмена решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов),

Основанием для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов являются следующие, установленные судом обстоятельства:

— кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;

— кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли

Читайте так же:  Как составить коллективную жалобу на учителя

подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

— кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных федеральным законом, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;

— кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.

Значительная часть нарушений избирательных прав граждан влечет применение мер административной ответственности, в силу чего институт административной ответственности занимает заметное место в системе охранительных юридических гарантий осуществления гражданами активного и пассивного 1 избирательного права.

Административные правонарушения в этой сфере и ответственность за их совершение предусмотрена главой 5 (статьи 5.1-5.25) КоАП РФ.

Исходя из специфики и предметной характеристики отно­шений, являющихся объектом правонарушения, последние можно классифицировать по определенным трупам:

— нарушения, связанные с осуществлением деятельности избирательных комиссий;

— нарушения индивидуальных прав субъектов избирательного права;

— нарушения установленных законом правил финансирования избирательной кампании и кампании референдума;

— нарушения установленных законом правил ведения пред выборной агитации и прав граждан на получение информации о выборах и референдуме;

— нарушения правил голосования и установления результатов выборов и референдума.

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает ответственность за следующие преступления, посягающие на интересы граждан и публичный интерес в отношениях, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдумов и установлением их результатов:

— воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (статья 141);

— нарушение порядка финансирования избирательной кам­пании кандидата, избирательного объединения, избира­тельного блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума (статья 141.1);

— фальсификация избирательных документов, документов референдума (статья 142);

— фальсификация итогов голосования (статья 142.1).

Дата добавления: 2014-10-15 ; Просмотров: 1142 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник: http://studopedia.su/11_12229_yuridicheskaya-otvetstvennost-za-narushenie-norm-izbiratelnogo-prava.html

Статья 93. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан

Статья 93. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан

1. Уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с федеральными законами несут лица:

а) препятствующие путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права избирать и быть избранным,

б) использующие преимущества своего должностного или служебного положения в целях избрания,

в) принуждающие граждан или препятствующие им ставить подписи в поддержку кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, а также участвующие в подделке данных подписей,

г) осуществляющие подкуп избирателей, то есть деяние, запрещенное пунктом 2 статьи 60 настоящего Федерального закона,

д) своевременно не сформировавшие и не уточнившие сведения о зарегистрированных избирателях (списки избирателей),

е) распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов,

ж) нарушающие права членов избирательных комиссий, в том числе с правом совещательного голоса, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, доверенных лиц кандидатов, доверенных лиц и уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков, представителей средств массовой информации, в том числе право на своевременное получение информации и копий избирательных документов, на заверение копий указанных документов,

з) нарушающие правила проведения предвыборной агитации, в том числе лица, проводящие агитацию в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования,

и) осуществляющие благотворительную деятельность, а также изготовляющие и распространяющие коммерческую и иную рекламу в нарушение настоящего Федерального закона,

к) не создающие условия для проведения массовых мероприятий в случае, если такая обязанность возложена на них законом,

л) нарушающие установленные настоящим Федеральным законом правила финансирования избирательной кампании,

м) скрывшие остатки избирательных бюллетеней или изготовившие дополнительные, не учтенные избирательной комиссией тиражи избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений,

н) препятствующие или противозаконно вмешивающиеся в работу избирательных комиссий либо деятельность членов избирательных комиссий, связанную с исполнением ими своих обязанностей,

о) препятствующие голосованию на избирательных участках,

п) нарушающие тайну голосования,

р) принуждающие избирателей голосовать вопреки их собственному выбору,

с) осуществившие подлог избирательных документов, составившие и выдавшие заведомо ложные документы, осуществившие заведомо неправильный подсчет голосов или установление результатов выборов, не представившие или не опубликовавшие сведения об итогах голосования вопреки возложенным на них обязанностям,

т) нарушающие права граждан на ознакомление со списком избирателей,

у) выдающие гражданам избирательные бюллетени в целях предоставления им возможности проголосовать за других лиц или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо дающие (выдающие) гражданам заполненные избирательные бюллетени,

ф) не представляющие или не публикующие отчеты о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, финансовые отчеты кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков,

х) работодатели, отказывающие в предоставлении предусмотренного настоящим Федеральным законом отпуска для участия в выборах либо в освобождении от работы для выполнения государственных обязанностей,

ц) должностные лица государственных органов, не осуществившие по представлению избирательных комиссий проверку информации о нарушениях настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и не принявшие мер по пресечению таких нарушений.

2. Участковая, территориальная, окружная избирательные комиссии, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе составить в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении, совершенном кандидатом, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, а также иными лицами в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://base.garant.ru/180611/3602bc72660234b37912039719ae1824/

Юридическая ответственность за нарушение избирательных прав
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here