Содержание
Права человека
Цель урока: изучение понятий, основ Конституции РФ, прав человека.
- Определить, что такое Конституция РФ;
- Изучить Декларацию прав человека
- Изучить основную цель создания Конституции, ее задачи в правовом государстве.
Требование к качеству обучения учащихся:
- Содействовать развитию правового мышления учащихся на основе прав и свобод гражданина Российской Федерации.
- Содействовать воспитанию гражданского самосознания и законопослушности.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Дидактическое оснащение урока:
- текст Конституции РФ, схемы
- таблица «Право и права в правовом и не правовом государстве» (Приложение 1)
- вопросы (Приложение 2)
- задачи (Приложение 3)
Сообщение темы урока с актуализацией опорных знаний учащихся, определение цели урока
Изучение нового материала
Закрепление изученного материала
Проверка усвоения нового материала
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока с актуализацией опорных знаний учащихся, определение цели урока
Объявить тему. Создать заинтересованность обучающихся через вопросы учащимся:
— Что такое Конституция, Декларация прав человека?
— Зачем нужна конституция в государстве?
III. Изучение нового материала
1. Определение конституции (слово преподавателя)
— Конституция — это Основной закон государства. Она определяет государственное устройство, регулирует образование представительных и исполнительных органов власти, устанавливает принципы избирательной системы, фиксирует права и обязанности граждан.
2. Анализ преамбулы Конституции РФ
Конституция РФ начинается словами: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации. » Это торжественная преамбула, в которой выражены важнейшие государственно-правовые идеи Конституции, говорится о народе России, многонациональном, соединенном общей судьбой на своей земле, проникнутом чувством ответственности за свою Родину перед нынешними и будущими поколениями. Формулируются исторические предпосылки и условия принятия Основного Закона: Конституция напоминает о государственном единстве, общепризнанных принципах равноправия и самоопределения народов, уважении к памяти предков, передавших ныне живущим любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость. Наконец, определяются цели, на достижение которых направлено принятие Основного Закона: утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия; сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности России и утверждение незыблемости ее демократической основы; обеспечение благополучия и процветания России.
Юридическое значение преамбулы существенно. Ничто в тексте Конституции не должно противоречить ее положениям, хотя они и не выражены в форме правовых норм.
Основы конституционного строя Российской Федерации изложены в первой главе Основного Закона. Согласно статье 135, положения этой главы, а также глав 2 и 9 не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Для этого необходимо созвать Конституционное Собрание.
В статье 1 зафиксировано, что «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». С этой общей характеристикой Российского государства тесно связаны конституционные нормы о том, что Россия является социальным государством, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7). Согласно Конституции Россия представляет собой «светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (ст. 14). В конституциях некоторых государств, например Франции, ФРГ и других, общая характеристика содержится в первой либо в первых двух-трех статьях.
«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст. 2). Это положение развивает и конкретизирует характеристику России как правового государства. Впервые в Основном Законе России закреплено положение, полностью соответствующее современным международным стандартам в области прав человека. Необходимо обратить внимание на различие между используемыми в Конституции понятиями «права человека» и «права гражданина». Права человека принадлежат как гражданам РФ, так и иностранцам, и лицам без гражданства (апатридам). Законодатель употребляет в этом случае не вызывающие разночтений слова: «все», «каждый», «лицо». Политические же права и свободы принадлежат российским гражданам (ст. 31—33, 59—62).
«Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы местного самоуправления и государственной власти»
4. Изучение второй главы Конституции
Одно из ведущих мест в Конституции РФ занимает глава 2 «Права и свободы человека и гражданина». Она содержит сорок восемь статей. Это самый большой по объему раздел Основного Закона.
Более важных и менее важных прав и свобод человека и гражданина не существует. Каждое право, из закрепленных в международном и российском законодательстве, обладает абсолютной ценностью. Вместе с тем юристы выделяют такие права и свободы, которые составляют своеобразный фундамент, на котором прочно стоит все здание. К таким нормам относятся: право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), право на свободу передвижения внутри страны, на выезд из нее и возвращение в нее (ст. 27), право на свободу совести, вероисповедания (ст. 28), право на свободу мысли и слова (ст. 29), право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32), право частной собственности (ст. 35), право свободно распоряжаться своими способностями к труду (ст. 37), право на образование (ст. 43), гарантии судебной защиты прав и свобод (ст. 46).
В статье 56 Конституции РФ отмечается, что в условиях чрезвычайного положения возможно временное ограничение прав и свобод. Но право на жизнь, запрет пыток и унижения человеческого достоинства, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну и некоторые другие права не могут быть ограничены ни при каких обстоятельствах.
В Конституции перечислены следующие обязанности граждан России: соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15), платить установленные законом налоги и сборы (ст. 57), заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44), сохранять природу и окружающую среду (ст. 58), защищать Отечество, нести военную службу (ст. 59). Обязанностей у настоящего гражданина конечно же больше, и он должен их твердо исполнять. Обязанности, перечисленные в Основном Законе, называются конституционными.
Глава Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина — удачный пример воплощения в национальном законодательстве принципов и норм международных правовых актов.
5. Работа в группах: ответить на вопрос: «В чем преимущество правового государства от не правового» (группа, каждая рассматривает линию сравнения в соответствии выпавшим заданием)
IV. Закрепление изученного материала
Работа в группах
1. Ответить на вопросы (Приложение 2) (работа в нескольких группах)
2. Спроектировать условия двух задач (Приложение 3) на доске, когда учащиеся дискутируют и приходят к единому мнению.
V. Проверка усвоения нового материала
Выполнение тестовых заданий (Приложение 4) (взаимопроверка на основе эталонов ответов, сообщенных преподавателем устно).
Источник: http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/597372/
Решаем задачи по праву
В курсе права, изучаемого как отдельный предмет в классах социально-гуманитарного профиля, большое значение уделяется формированию у учащихся практического опыта по самостоятельному поиску и использованию правовой информации. Наши выпускники должны овладеть навыками сравнительного анализа правовых понятий и норм, объяснения смысла конкретных норм права, умением давать характеристику содержания текстов нормативных актов; использовать нормы права при решении учебных и практических задач. Овладение школьниками указанными умениями возможно только при практическом изучении курса права, поэтому на уроках я стараюсь уделять время решению правовых задач. После изучения каждой темы старшеклассники сдают зачет, к которому готовят не только теоретический материал, но и свой вариант практической правовой задачи по изученной теме. Для организации итогового повторения и контроля по курсу права в 11 классе проводится зачет по всем темам курса, в том числе, школьники решают практические задачи, входившие ранее в экзаменационные билеты по курсу права. Возможно, представленный мною материал (практические задания с решениями) станет полезен и другим учителям курса права в школе.
Задание 1.
Водитель автомобиля проехал на красный свет. Приведите один пример, когда за последствия данного правонарушения водитель будет нести ответственность по нормам административного права, и один пример, когда за последствия данного правонарушения водитель будет нести ответственность по нормам уголовного права.
Проехав на красный сигнал светофора, водитель нарушил правила дорожного движения, и будет нести за это административную ответственность. В случае, если водитель при нарушении правил дорожного движения (в т.ч. проезд на красный сигнал светофора), причинит кому-либо тяжкий вред здоровью или смерть, то он будет нести уголовную ответственность.
А) разница в наступивших последствиях, в первом случае вред никому не причинен, либо причинен до средней тяжести вреда здоровью включительно. Т.е. изменился объект правовой охраны (правонарушения), в первом случае это общественные отношения по охране установленных правил дорожного движения, во втором случае это общественные отношения по охране жизни и здоровья.
Б) определять вид ответственности будут органы внутренних дел (в первом случае работники ГИБДД в порядке административного разбирательства, во втором случае следователи ОВД в уголовно-процессуальном порядке)
В) в обоих случаях возможна гражданско-правовая ответственность, так как вред причиненный источником повышенной опасности (автомобилем), должен быть возмещен владельцем источника повышенной опасности.
Задание 2.
Составьте схему прохождения индивидуальной жалобы до того, как она попадет в Европейский суд по правам человека. Чем вы можете объяснить столь длинную дистанцию? Почему гражданин не может непосредственно обратиться в Европейский суд по правам человека?
Районный (городской) суд – Суд субъекта РФ – Верховный суд РФ – Европейский суд по правам человека.
Такой порядок прохождения жалобы обусловлен спецификой работы Европейского суда по правам человека, так его задачей является именно защита прав человека от незаконных притеснений внутригосударственным правом и действиями различных государственных органов, а не рассмотрение дел по существу. Поэтому только после прохождения всех внутригосударственных процедур защиты своего права, гражданин имеет право обратиться в Европейский суд по правам человека, так как вышестоящий суд может отменить или изменить решение нижестоящего суда, чем восстановить нарушенное право.
Задание 5.
Заполните таблицу: “Стадии уголовного процесса”
Название стадии
Содержание деятельности
Участники
Проверка поступившего сообщения
Оформление постановления возбуждении уголовного дела
Предварительное расследование
.Судебное следствие
Название стадии
Содержание деятельности
Участники
Проверка поступившего сообщения
Истребование объяснений, справок, проведение ревизий, исследований
Участковый, оперуполномоченный, дознаватель, следователь, помощник прокурора.
Оформление постановления возбуждении уголовного дела
Изучение материалов проверки, составление постановления
Следователь, дознаватель, прокурор
Предварительное расследование
Проведение различных следственных действий и сбор доказательств
Дознаватель, следователь, потерпевший, обвиняемый, защитник, свидетели и др.
Судебное следствие
Исследование собранных доказательств в суда
Суд, прокурор, защитник обвиняемый, потерпевший, свидетели.
Задание 6.
Познакомьтесь с юридическими нормами:
Статья 7.8.
Самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта либо земельного участка водоохранного объекта влечет наложение штрафа на граждан в размере от пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
Статья 658.
1. Договор аренды предприятия подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. 2. Несоблюдение формы договора аренды предприятия влечет его недействительность.
А) Определите источник права, в котором представлены данные юридические нормы.
Б) Назовите критерии, по которым вы определили источник права, содержащий данные юридические нормы.
А) Статья 7.8 находится в Кодексе об административных правонарушениях РФ, статья 658 в Гражданском кодексе РФ.
Б) Данный вывод сделан по следующим причинам: в ст. 7.8 говорится о правонарушении и предусмотрена незначительная ответственность, что является одним из отличительных признаков административной ответственности от уголовной. Так же здесь говорится об ответственности юридического лица, а к уголовной ответственности можно привлечь лишь физическое лицо. Объектом данного правонарушения будет являться общественное отношение по охране защитной полосы водного объекта, т.е. общественное отношение в сфере управления, ведь именно они охраняются административным законодательством.
В ст. 658 устанавливаются правила поведения при аренде предприятия, т.е. правоотношения по поводу имущества и платы за это имущество, так как предметом гражданского права являются имущественные стоимостные отношения, то данное правоотношение относится к сфере гражданского права и регулируется нормами ГК РФ.
В) В первом случае– органы природоохраны и непосредственный нарушитель. Во втором случае стороны – договора аренды предприятия и государственный орган по регистрации прав на недвижимое имущество.
Задание 8.
3. Зная об увлечении племянника коллекционированием предметов крестьянского быта, гражданка Л. подарила ему старинную прялку, принадлежавшую ранее ее свекрови. Заехав как-то к племяннику в гости, гражданка Л. обнаружила, что подаренная ею вещь находится в сарае, крыша которого протекает. Гражданка Л. решила отнять у племянника подаренную вещь.
А) На каком основании она может это осуществить?
Б) Раскройте последовательность ее действий.
В) Нормы какого кодекса регулируют данные правоотношения?
Г) Объясните, почему вы считаете, что данное правоотношение регулируется нормами именно этого кодекса.
А) На основании ст. 578 ГК РФ, согласно которой даритель вправе потребовать в судебном порядке отмены дарения, если обращение одаряемого с подаренной вещью, представляющей для дарителя большую неимущественную ценность, создает угрозу ее безвозвратной утраты.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Б) 1. Обеспечить доказательства возможности утраты прялки (фотографии, свидетели);
2. Обратиться в суд с иском об отмене договора дарения;
3. Получить прялку.(обращение в суд необходимо, только если племянник добровольно не вернет прялку).
В) Гражданского кодекса/
Д) так как предметом гражданского права являются имущественные (по поводу имущества, собственности и др. имеющие стоимостное выражение) и связанные с ними личные неимущественные (честь, достоинство, деловая репутация) общественные отношения.
Задание 9.
Прочитайте текст и найдите ошибочное утверждение. Сформулируйте правильное утверждение. Обоснуйте, почему вы считаете, что данное утверждение ошибочно, а ваша формулировка является правильной.
«Юридическая ответственность – это применение к виновному мер государственного принуждения за совершенное правонарушение. Сюда включается применение мер уголовного наказания за совершенное преступление, назначение штрафа за административный проступок. Вместе с тем возмещение убытков по суду за причиненный вред одним гражданином другому видом юридической ответственности не является, поскольку в данном случае речь идет о взаимоотношении частных лиц».
Ошибочным является последнее предложение данного текста, так как возмещение убытков будет гражданско-правовой ответственностью, которая в свою очередь является разновидностью юридической ответственности.
Юридическая ответственность – это применение к виновному лицу мер государственного принуждения (определенных неблагоприятных последствий) за совершенное им правонарушение. (перечислять виды юридической ответственности не стоит). Это определение достаточно полное, так как отражает все признаки юридической ответственности (виновность, наложение ответственности от имени государства, основанием является совершенное правонарушение) и оно универсально подойдет к любому виду (уголовной, административной, налоговой и др.)
Задание 10.
Приведите примеры гражданских, семейных и административных правоотношений. Какие признаки этих видов правоотношений положены в основу приведенных вами примеров? Какие существуют юридические способы разрешения противоречий, возникающих в данных правоотношениях?
1. Гражданским правоотношением будет отношение между продавцом и покупателем по поводу купли-продажи книги в магазине. Так как гражданское право регулирует имущественные (по поводу имущества, собственности и др. имеющие стоимостное выражение) и связанные с ними личные неимущественные (честь, достоинство, деловая репутация) общественные отношения, а книга имеет определенную стоимость, то взаимные права и обязанности продавца и покупателя будут регулироваться гражданским правом (ст. 2 ГК РФ).
2. Семейным будет правоотношение по заключению брака между гр-ном Л. и гр-кой Н. Так как семейное право регулирует вопросы вступления в брак и иные права обязанности супругов, то данное правоотношение будет регулироваться Семейным кодексом РФ (ст. 2 СК РФ)/
3. Административным будет правоотношение по поводу проезда на красный сигнал светофора. Данное правонарушение посягает на установленный порядок управления (нарушение установленных государством правил дорожного движения), и не влечет за собой тяжких последствий, следовательно регулируется нормами КоАП РФ (ст. 12.12)/
Задание 11.
Став инвалидом, гражданка Ф. получала очень маленькую пенсию, поскольку в течение 12 лет замужества нигде не работала. Нуждаясь в средствах для существования, гражданка Ф. подала иск в суд на взыскание алиментов с бывшего супруга, который расторгнул брак после того, как она стала инвалидом. Статьи какого кодекса станут основанием для рассмотрения дела в суде? Назовите участников правоотношения при рассмотрении дела в суде. Как суд решит проблему гражданки Ф.? Почему?
В силу ст. 90 Семейного кодекса РФ право требовать предоставления алиментов в судебном порядке от бывшего супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, имеют:
бывшая жена в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка;
нуждающийся бывший супруг, осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом до достижения ребенком возраста восемнадцати лет или за общим ребенком – инвалидом с детства I группы;
нетрудоспособный нуждающийся бывший супруг, ставший нетрудоспособным до расторжения брака или в течение года с момента расторжения брака;
нуждающийся супруг, достигший пенсионного возраста не позднее, чем через пять лет с момента расторжения брака, если супруги состояли в браке длительное время.
Участниками правоотношения являются бывшие супруги и суд, рассматривающий дело. Суд изучит материальное положение бывшего супруга Ф., и если признает, что он (супруг) обладает достаточными необходимыми для этого средствами, то дело будет решено в пользу Ф.; размер алиментов определит суд в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.
Задание 12.
В городе Н. произошло дорожно-транспортное происшествие (ДТП), в результате которого столкнулись автомашины «Жигули» и «Волга». Каждый из участников доказывал, что он ехал на зеленый свет светофора, тогда как другая сторона нарушила правила дорожного движения, пытаясь проехать перекресток на красный сигнал светофора.
А) Сформулируйте проблему, приведшую к возникновению правоотношения.
Б) Назовите участников данного правоотношения.
В) Как и по нормам какого кодекса будет разрешаться противоречие между участниками данного правоотношения?
Г) Каков будет состав участников при разрешении правоотношения?
Д) Какую ответственность будет нести виновник ДТП?
А) Проблемой явилась невнимательность или умысел одного из участников ДТП/
Б) Владельцы транспортных средств, сотрудники ГИБДД/
В) Противоречие будет устранено по нормам КоАП РФ, путем опроса свидетелей, поиска иных доказательств (видеосъемка, экспертизы и т.д.), а вопрос о размере возмещения вреда будет решать суд.
Г) Владельцы транспортных средств, сотрудники ГИБДД (и, возможно, суд)/
Д) он будет нести административную и гражданско-правовую ответственность.
Источник: http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/576915/
Нарушение прав человека: примеры из разных стран. Всеобщая декларация прав человека
Сегодня права человека защищаются законодательством. Действует множество международных договоров, кроме того, права и гарантии закреплены в конституциях и отдельных законах государств. Но все же довольно часто происходит нарушение прав. Самые ужасающие и резонансные примеры будут описаны далее, но сначала – о Всеобщей декларации и причинах нарушения прав.
Всеобщая декларация прав
Декларация прав человека была принята ООН в 1948 году. Фактически этот документ считается только рекомендацией. Но многие его положения за годы практики приняли статус норм обычного права. Последнее означает аспекты международного права, которые исходят из правовых обычаев. На сегодняшний момент многие страны лишь частично следуют Декларации, что порождает факты нарушения прав человека. Некоторые из них далее будут рассмотрены подробнее.
Основные причины притеснений
Случаи нарушения прав человека случаются в современном мире повсеместно. Можно выделить тому несколько причин:
- Политический режим. Лучше всего люди защищены в условиях демократии в государстве, когда каждый отдельный член развитого общества имеет равные с другими права. Сейчас же во многих странах сложились антидемократические режимы, а в некоторых отдельных случаях – даже вовсе антинародные. Ни о какой гарантии прав не может быть и речи.
- Религия. Во многих азиатских и африканских странах религия оказывает серьезное влияние на жизнь общества. Радикальные течения часто притесняют, например, права женщин.
- Проблемы в экономике. Любые экономические трудности приводят к заметному снижению уровня жизни населения. В условиях нарастания проблем в обществе соблюдать права каждого отдельного гражданина (например, право на достойную оплату труда) становится сложнее.
Нарушения прав человека в СССР
В тридцатые-пятидесятые годы прошлого века советские лагеря были переполнены заключенными. Стать неугодным власти было очень легко. Достаточно было негативно отозваться о политических лидерах, допустить возможность установления иного государственного строя в стране или просто работать на ниве культуры и искусства не так, как настоятельно рекомендуют вожди. В лагеря были сосланы тысячи ученых, музыкантов, художников, артистов, а также крестьяне и рабочие. Все это называлось борьбой с инакомыслием.
От попадания в лагеря или от расстрела не был застрахован никто, даже крупные партийные руководители, министры или генералы армии. КГБ постоянно вело работу в области выявления «антисоветски» настроенных граждан, групп и организаций. Всем известен такой пример нарушения прав человека, как, например, «дело врачей», которое было сфабриковано в 1930 году против медиков органами государственной безопасности. Врачи якобы организовали антисоветскую организацию, целью которой было свержение существующего режима. Всех участников этой вымышленной группировки расстреляли.
Случаи нарушения прав человека в США
В США расположена военная тюрьма Гуантанамо (сейчас это тюрьма для лиц, обвиненных в террористической деятельности, или тех, которые участвовали в войне на стороне противника), где применяются пытки в виде длительного лишения сна, воздействия громкой музыки, утопления. Там считается допустимым казнить заключенных, которые под пытками признались в совершенных деяниях.
Один из граждан Великобритании, которому пришлось пройти тюрьму Гуантанамо, утверждает, что это настоящий ад. Бывший заключенный Шафик Расул сказал, что солдаты постоянно избивали заключенных, плевали в еду, кидали на пол священные книги (Библию, Коран) и топтали их ногами. Клетка заключенного представляла собой маленькое пространство 2х2 метра. Камеры были одиночными, заключенным сначала запрещали разговаривать друг с другом, потом – разрешали. Многие просто сходили с ума. Заключенного, который рассказал это, освободили через посредничество Международного Красного Креста, а на родине он находился под постоянным наблюдением полиции. После каждой заграничной поездки его расспрашивают о цели поездки, о том, с кем встречался и что делал.
Международный скандал разгорелся и по поводу информации о том, что правительство США использует ряд программ, которые позволяют читать сообщения любого гражданина. Эту информацию сообщил бывший программист ЦРУ и АНБ Э. Сноуден. Так Америка не только нарушила 3 статью Декларации прав человека, но и настроила против себя весь мир. До этого основатель сайта WikiLeaks Дж. Ассанж опубликовал данные о пытках заключенных в тюрьме Гуантанамо, секретные документы правительства войне в Афганистане, тысячах смертей мирных граждан в Ираке и коррупции в Кении.
Права человека в Беларуси
В Беларуси регулярно происходили и в настоящее время нередко происходят случаи нарушения прав и свобод человека и гражданина – об этом часто не забывают упомянуть американские и западноевропейские СМИ при любой подходящей и не очень подходящей возможности. Больше всего беспокоят мировую общественность следующие конкретные случаи:
- задержания граждан Беларуси под откровенно надуманными или незаконными предлогами (особенно в ходе мирных акций протеста или митингов);
- неудовлетворительное (совершенно не соответствующее принятым международным нормам) состояние уголовно-процессуальной системы государства;
- серьезные ограничения на деятельность различных религиозных организаций и групп;
- появление в СМИ и других авторитетных источниках достоверной информации, указывающей на принадлежность лиц, которые находятся на высших государственных должностях, бывших следователей и сотрудников правоохранительных органов, к неоднократным похищениям людей и казням (без суда и следствия) политических оппонентов установленного в стране режима.
Известные нарушения в Латвии
Латвия не признает более 14% населения страны гражданами (к ним даже применяется понятие «не гражданин Латвии»). Русский язык, который является родным для 37% населения страны, считается иностранным, а возможности общения на нем и изучения были резко сужены после обретения независимости республики. Сотрудникам медицинских учреждений даже запрещено обслуживать пациентов на русском языке (!). Подобные факты очень жестко нарушают многие права человека (право на родной язык, получение медицинской помощи, образование). Также это нарушает не один латвийский закон.
Нарушение права на жизнь
«Каждый человек имеет право на жизнь». Это закреплено Всемирной декларацией и конституциями многих стран мира. Но в 2007 году, например, более шести с половиной тысяч человек стали жертвами вооруженного конфликта в Афганистане, в Бразилии в том же году были убиты полицией более тысячи человек – один из самых высоких показателей. Эти явные примеры нарушения прав человека официально названы правительствами стран просто «актами сопротивления», конечно, по ним не проводились абсолютно никакие расследования.
Проблема эта характерна и для многих других стран мира. Например, в Уганде еженедельно умирают в лагерях беженцев более полутора тысяч человек, во Вьетнаме власти насильно ссылают в «исправительные учреждения» страдающих наркотической зависимостью и девушек, которые занимаются проституцией. В последнем случае этих людей объявляют подверженными заболеванию СПИДом, но в медицинском учреждении не оказывают никакой психологической помощи или адекватного лечения. Этими же действиями нарушается право на личную жизнь, защиту своей чести.
Свобода самовыражения
Каждый имеет право на свободу совести, мысли и религии. При этом в современном мире есть такие примеры нарушения прав человека:
- В Мьянме военное правительство то и дело разгоняет мирные акции, которые возглавляют монахи, проводит рейды в религиозных учреждениях, уничтожает имущество монастырей, расстреливает и избивает священнослужителей, незаконно удерживает протестующих, берет в заложники членов их семей.
- В Китае последователей религиозного направления под названием фалуньгун заключали под арест, избивали, подвергали пыткам и жестоко обращались. Христиан тоже преследовали, но не просто так, а только за проведение религиозных обрядов в местах, которые не были для этого предусмотрены государством.
- Власти Казахстана разрушали дома членов религиозного сообщества Кришны. Выдвигалось также официальное обвинение в том, что эта земля приобретена незаконно. Разрушены были только те строения, которыми владело сообщество Кришны.
Запрет пыток и жестоких наказаний
Помимо американской тюрьмы Гуантанамо на Кубе, пытки применяются в Демократической Республике Конго, где служащие органов государственной безопасности регулярно используют пытки по отношению к задержанным, содержат их в изолированных местах, избивают и насилуют. Задерживают там многих, кто критикует правительство.
Проблема рабства во многих странах
Еще один пример нарушения прав человека – рабство. В Российской империи работорговля была запрещена указом Петра I в 1723 году, а крепостное право отменили в 1861 году. Паспорта колхозникам начали выдавать только в 1974 году, т. е. уже во времена СССР. Последней страной, которая отменила рабство, считается Мавритания (1981 год). Однако случаи работорговли и невольничества (т. е. грубое нарушение прав человека) встречаются и в современном мире.
Только из России и стран Восточной Европы ежегодно бесследно исчезают не менее 175 тыс. человек. Жертвами торговли становятся не менее четырех миллионов человек, большинство являются гражданами малоразвитых стран Азии и Африки. Торговцы живым товаром получают огромные прибыли, составляющие по несколько миллиардов долларов. Работорговля на черном рынке – это третье по прибыльности занятие после распространения наркотиков и торговли оружием.
Большая часть рабов в развитых странах (в Европе и США) представлена девушками и женщинами, которых склонили к занятию проституцией или заставили торговать своим телом. Также принуждают людей к работе на объектах строительства и сельского хозяйства, в качестве домашней прислуги. Отдельно выделяют:
- сексуальное рабство (особенно распространено на Ближнем Востоке, в странах Восточной Европы, Азии и Африки);
- рабство в домашнем хозяйстве (в странах Восточной и Западной Африки, а также в диаспорах выходцев из африканских стран, которые проживают в США и Европе);
- детский труд (чаще всего в странах Азии);
- рабский труд мигрантов;
- насильственное привлечение детей к участию в военных конфликтах (в Конго, Либерии, Сомали, Сьерра-Леоне).
Ответственность за нарушения
Ответственность за нарушение прав человека несут не все и далеко не всегда. Конечно, это ужасающий факт для современного мира, где царит демократия. К тому же иногда в рамках ответственности за нарушение прав граждан некоторые государства решают свои собственные геополитические или экономические трудности. Тут всплывает, например, роль США в международных отношениях. Штаты «делают» революции и войны по стандартной для себя схеме: заявляют, что в стране нарушаются права человека (к примеру, право на труд или на свободу). Затем они вводят войска для урегулирования ситуации, удовлетворяют собственные нужды (например, устраняют потенциальных соперников на политической арене или пользуются экономическими привилегиями).
Примером ответственности за нарушение прав можно считать, например, Нюрнбергский процесс над врачами 1946-1947 годов (также назывался «США против Карла Брандта»). Немецкие врачи обвинялись в следующем:
- исследованиях влияния на организм человека переохлаждения, морской воды, пониженного давления;
- тестировании вакцины от тифа на людях;
- опытах по изучению трансплантации кости;
- исследованиях с горчичным газом, который является химическим оружием;
- реализации программы умерщвления (Т-4);
- медицинских экспериментах по стерилизации.
Подсудимым предъявили обвинения за участие в военных преступлениях против человечности. Суд приговорил большинство врачей к смертной казни (повешение), троих — к пожизненному заключению, двоих – к 20 годам тюрьмы, одного – к 15 годам заключения, еще одного – к 10 годам. Оправданы были три врача.
Нарушения прав в повседневной жизни
Случаи нарушения прав встречаются довольно часто. Например, нарушение права на образование. Общеобразовательные школы в России отказываются принимать детей без регистрации по месту жительства, даже если у их родителей (по независящим от них причинам) нет возможности оформить регистрацию. Это уже нарушение права на образование. Любой суд постановит, что даже дети без регистрации должны иметь возможность обучаться в школьных и дошкольных учреждениях.
Источник: http://www.syl.ru/article/359566/narushenie-prav-cheloveka-primeryi-iz-raznyih-stran-vseobschaya-deklaratsiya-prav-cheloveka
Задачи
Задача № 1: В одной из газет было опубликовано заявление гражданина Петрова о незаконном установлении телефона у служащего мэрии Селезнева и получении им нескольких квартир. Гражданин Селезнев обратился с иском в суд о защите своей чести и достоинства. На какие статьи Конституции РФ ссылается суд в решении об удовлетворении иска и возмещении материального ущерба гражданину Селезневу со стороны газеты — 2 тыс. руб., а со стороны гражданина Петрова — 500 руб.
Я думаю, что суд ссылается на следующие статьи Конституции РФ:
- 1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
- 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
- 1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
- 2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
- 1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
- 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
- 1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
- 2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
- 1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
- 2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Задача №2: В Конституции Республики Тыва содержится статья о возможности создания самостоятельных таможен на территории республики. Соответствует ли она Конституции РФ?
В соответствии с Конституцией в Российской Федерации «гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств» (ст. 8). На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74).
Следовательно, статья о возможности создания самостоятельных таможен на территории республики Тыва противоречит ст. 74, п. 1 федеральной Конституции, ибо территория России включает в себя территорию всех субъектов федерации, в том числе и Республики Тыва. Все это одна общая, единая территория, на которой не может быть никаких таможенных постов. В противном случае будут ограничены права граждан на занятие какой-либо деятельностью и на свободу передвижения. Между тем, как известно, любой гражданин федерации должен иметь те же права, что и граждане отдельного субъекта федерации.
Источник: http://studwood.ru/1172214/pravo/zadachi
Правовые задачи по обществознанию для школьников 7-9 классов
Правовые задачи:
Задача 1
Водитель сбил пешехода, который перебегал дорогу в неположенном месте. Пешеход убежал с места ДТП. Участник ДТП полицию не вызвал, сел в машину и уехал. За оставление места ДТП предусмотрено:
a) наказание в виде лишения прав на срок от одного года до полутора лет;
b) наказание в виде лишения прав на срок от шести месяцев до года;
c) наказание в виде лишения прав на шесть месяцев;
d) административный арест на срок до тридцати суток.
Задача 2
В Швейцарии мужчина (боснийского происхождения) не пускал свою 14-летнюю дочь в школьный на обязательные занятия по плаванию даже в буркини – специальном купальнике для мусульманских женщин. Это он объяснял тем, что когда буркини намокает, то под ним угадываются формы. Такое допустить он не мог. Но ни администрация школы, ни местные чиновники не сочли данный аргумент убедительным. На основании их жалобы прокуратура приняла решение: отправить отца на четыре месяца в тюрьму за:
a) нарушение родительских обязанностей в сфере образования;
b) рукоприкладство;
c) домашнее насилие;
d) создание ситуации, опасной для жизни ребенка.
Задача 4
Пожизненный приговор без права на условно-досрочное освобождение может применяться в качестве обязательной меры наказания в отношении несовершеннолетних преступников в стране:
a) Германия;
b) Франция;
c) США;
d) Китай.
Задача 5
Две школьницы 14 и 15 лет, увидев спящего на скамейке мужчину, приняли решение похитить принадлежащее ему имущество. Но у мужчины не казалось никаких ценных вещей. Тогда девочки нанесли ему множественные удары штопором в область шеи и лица. После чего покинули место происшествия. Против подростков возбуждено уголовное дело по статье:
a) умышленное причинение тяжкого вреда здоровью;
b) причинение вреда здоровью по неосторожности;
c) разбой;
d) хулиганство.
Задача 6
Хулиганы ворвались на выставку «Народное творчество и скульптуры» и устроили погром. Были повреждены несколько экспонатов. По данным полиции, ущерб, причиненный экспонатам выставки, составил около 196 тысяч рублей. По факту погрома было возбуждено уголовное дело по статье:
a) уничтожение или повреждение культурных ценностей;
b) погром культурных ценностей;
c) повреждение культурных ценностей;
d) истребление или повреждение культурных ценностей.
Задача 7
Мужчина сообщил, что в его авто разбито переднее окно, а из салона похищено 60 тысяч рублей. Полицейским удалось задержать местного жителя города Ч. Оказалось, что подозреваемый ранее уже был, судим за аналогичные преступления. Было возбуждено уголовное дело по статье:
a) разбой;
b) кража;
c) хищение;
d) хулиганство.
Задача 8
Во дворе дома неизвестные ночью прокололи колеса всем припаркованным автомобилям. От их действий пострадали более 10 автомобилей. Их поступок – это:
a) pазбой;
b) xищение;
c) xулиганство;
d) мелкое хулиганство.
Задача 9
Новую входную дверь должны были установить в течение 2-х дней, но предприятие со сроком выполнения не справилась. Нарушены нормы:
a) гражданского права;
b) исполнительного права;
c) трудового права;
d) семейного права.
Задача 10
В городе Т. по действующему графику отключают уличное освещение с период с 01.20 до 05.20 часов. Таким образом, нарушаются права горожан:
a) на безопасность нахождения на улицах города;
b) на безопасность в вечернее и ночное время;
c) нарушение спокойствия в вечернее и ночное время суток.
Задача 11
В Ирландии экономические, социальные и культурные права считаются правами:
a) первого поколения;
b) второго поколения;
c) третьего поколения;
d) четвертого поколения.
Задача 12
Мужчина в городе С. взял в аренду автомобиль, принадлежащей гражданке Т. и отправился в другой город, где продал автомобиль третьему лицу. Сумма ущерба составила порядка 900 тысяч рублей. По данному факту было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления:
a) покушение на мошенничество;
b) кража;
c) мошенничество;
d) вымогательство.
Задача 13
Злоумышленник через одну из популярных социальных сетей под вымышленным предлогом попросил ребенка зайти в аккаунт, контролируемый мошенниками, со своего телефона. Мальчик зашел в указанный аккаунт, и его телефон сразу был дистанционно заблокирован. Злоумышленники вступили в переписку с ребенком и потребовали от него перечислить через платежный терминал 4 тысячи рублей, чтобы разблокировать телефон. По данному факту было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления:
a) покушение на мошенничество;
b) мошенничество;
c) вымогательство;
d) грабёж.
Задача 14
За незаконное приобретение наркотических средств без цели сбыта был впервые привлечен 16-летний молодой человек. Подсудимый в совершении указанного преступления раскаялся. Максимальное наказание, предусмотренное санкцией статьи, предусматривающей ответственность за это преступление:
a) составляет лишение свободы до пяти лет;
b) составляет лишение свободы до трех лет;
c) условное наказание;
d) штраф.
Задача 15
Играя на перемене с мячиком, ученики разбили оконное стекло в школе. Выберите верный вид юридической ответственности за это нарушение:
1) дисциплинарная;
2) уголовная;
3) гражданско-правовая;
4) административная.
Задача 16
На железнодорожном вокзале города Н. молодой человек отказался выкладывать содержимое карманов, после того, как «рамка» запищала. Мужчина отошёл куда-то, а потом снова прошел контроль, уже без препятствий. Полицейские заподозрили неладное. Они исследовали вокзал и нашли в мусорном баке предмет, похожий на гранату. Здание сразу же оцепили, всех пассажиров эвакуировали. Взрывотехники, прибывшие на место происшествия, быстро установили, что это был муляж гранаты. Тогда полицейские сели в поезд, в котором нашли того самого молодого человека. Им оказался житель Москвы. Его сняли с поезда и отвезли в город N. Суд признал выходку москвича:
a) мелким хулиганством;
b) хулиганством;
c) разбоем;
d) мошенничеством.
Задача 17
Обвиняемый В., находясь в состоянии алкогольного опьянения в общественном месте, беспричинно выражался грубой нецензурной бранью, чем нарушил общественный порядок и выражал явное неуважение к обществу, тем самым совершил:
a) мелкое хулиганство;
b) хулиганство;
c) разбой.
Задача 18
Полицейские по горячим следам задержали подозреваемого в серии повреждений дорогостоящих автомобилей. Хулиган повредил пять иномарок. Общая сумма ущерба составила более 124 тысяч рублей. Владельцы автомобилей написали заявления в полицию. Хулигана поймали. Как выяснилось, он ранее привлекался к уголовной ответственности за имущественные преступления. В отношении молодого человека возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления:
a) умышленные уничтожение или повреждение имущества;
b) разбой;
c) уничтожение имущества.
Задача 19
В дежурную часть полиции города М. обратился местный житель. Мужчина сообщил, что в его авто разбито переднее окно, а из салона похищено 70 тысяч рублей. По горячим следам полицейским удалось задержать 31-летнего жителя города М. Подозреваемый признался в содеянном. Возбуждено уголовное дело по статье:
a) кража;
b) разбой;
c) хищение;
d) хулиганство.
Задача 20
Предпринимателю Н. было предоставлено собственником помещения место в торговом центре «А» для размещения рекламы водки. Согласно федеральному закону «О рекламе», запрещено размещать рекламу продукции с содержанием этилового спирта . который осуществляет продажу алкоголя, а также вне дегустационного зала этого объекта. Вместо точек укажите верный ответ из четырёх предложенных:
a) пяти и более процентов;
b) пяти и более процентов вне торгового объекта;
c) вне торгового объекта;
d) сорока процентов вне торгового объекта.
Задача 21
Трое тринадцатилетних учащихся школы во внеурочное время приобрели в магазине спиртные напитки и распивали их в сквере. Сидя на скамейке, они стали привлекать внимание прохожих, отпуская в их адрес грубые шутки. Поведение школьников попадает под определение «распитие спиртных напитков в общественных местах» и рассматривается законом как:
a) гражданская ответственность;
b) административная ответственность;
c) уголовная ответственность;
d) гражданско-правовая ответственность.
Задача 22
Оперуполномоченный задержал местного жителя с наркотиками. Оперативник предложил родственникам задержанного заплатить 500 тысяч рублей, чтобы переквалифицировать преступление на менее тяжкое. Но коллеги пресекли попытку взятки. В отношении наркополицейского было возбуждено уголовное дело:
a) покушение на получение взятки в крупном размере, сопряженное с вымогательством;
b) вымогательство;
c) получение взятки в крупном размере.
Задача 23
Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за ряд преступлений. Кто из этих ребят не будет привлечен к уголовной ответственности, если на момент совершения преступления им всем было по 14-и лет?
a) Николай, приведший в негодность железнодорожные пути сообщения.
b) Максим, за причинение легкого вреда здоровью по неосторожности.
c) Юрий, который совершил акт вандализма.
d) Олег, который сообщил о ложном акте терроризма.
Задача 25
Девочка сообщила об угрозе взрыва в школе № города М. Школу эвакуировали, взрывное устройство не нашли но «лжетеррористку» вычислили. Оказалось, что это ученица 10-го класса данной же школы. Поступок школьницы рассматривается законом как заведомо ложное сообщение об акте терроризма и за это ей грозит:
a) мера пресечения в виде домашнего ареста;
b) иск с требованием о взыскании ущерба, причиненного её шуткой;
c) мера пресечения в виде подписки о невыезде.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Юрист: стаж 15 лет
Образование: Воронежский Государственный Университет
Специализация: Гражданское право