Содержание
Подаем жалобу на неправомерные действия судьи
7 июля 2010 Верховной Радой Украины принят Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» (далее — Закон), вступивший в силу 30 июля 2010 года с момента опубликования в информационном бюллетене «Официальный вестник Украины» № 55/1. Закон также опубликовано в газетах: «Голос Украины» от 3 августа 2010 года № 142, «Урядовый курьер» от 12 августа 2010 года № 148.
Нормами Закона, помимо прочего, вводится новый механизм отбора судей, построенный на принципах конкурсности и прозрачности, а также усовершенствована процедура привлечения судей к дисциплинарной ответственности.
Согласно положениям статьи 85 Закона органами, осуществляющими дисциплинарное производство относительно судей определены Высший совет юстиции — относительно судей высших специализированных судов и судей Верховного Суда Украины, Высшая квалификационная комиссия судей Украины — относительно судей местных и апелляционных судов.
Для оперативного и эффективного рассмотрения вопросов ответственности судей при Высшей квалификационной комиссии судей Украины функционировать служба дисциплинарных инспекторов, которые по поручению члена комиссии предварительно анализировать заявления и сообщения о неправомерных действиях судей. Законом определен четкий перечень оснований дисциплинарной ответственности судей.
Каждый имеет право непосредственно обратиться с жалобой на поведение судьи в Высшей квалификационной комиссии судей Украины. Согласно пункту 7 Переходных положений Закона Высшая квалификационная комиссия Украины начинает свою деятельность после назначения не менее двух третей от ее состава. В составлении жалобы вам может помочь адвокат в Киеве.
Высшая квалификационная комиссия судей Украины утверждает и размещает на своем официальном веб-портале образец жалобы (заявления) относительно ненадлежащего поведения судьи, который может использоваться для сообщения Высшей квалификационной комиссии судей Украины сведений о нарушении судьей требований относительно его статуса, должностных обязанностей или присяги судьи (часть вторая статьи 84 Закона).
Согласно статье 83 Закона судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в порядке дисциплинарного производства по следующим основаниям:
— Существенные нарушения норм процессуального права при осуществлении правосудия, связанные, в частности, с отказом в доступе лица к правосудию по основаниям, не предусмотренным законом, нарушение требований относительно распределения и регистрации дел в суде, правил подсудности или подведомственности, необоснованное применение мер обеспечения иска ;
— Непринятие судьей мер по рассмотрению заявления, жалобы или дела в течение срока, установленного законом;
— Нарушение требований непредвзятого рассмотрения дела, в частности нарушение правил отвода (самоотвода)
— Систематическое или грубое однократное нарушение правил судейской этики, что подрывает авторитет правосудия;
— Непредставление или несвоевременное представление для обнародования декларации об имущественном состоянии, отражение в ней заведомо ложных сведений.
При этом следует отметить, что отмена или изменение судебного решения не влечет за собой дисциплинарной ответственности судьи, который принимал участие в его принятии, кроме случаев, когда нарушение допущено вследствие умышленного нарушения норм права или ненадлежащего отношения к служебным обязанностям.
Частью четвертой статьи 87 Закона определено, что дисциплинарное взыскание к судье применяется не позднее шести месяцев со дня открытия Высшей квалификационной комиссией судей Украины производство по дисциплинарному делу, но не позднее года со дня совершения проступка, без учета срока временной нетрудоспособности или пребывания судьи в отпуске.
Вопрос об открытии дисциплинарного дела или отказе в его открытии решает Высшая квалификационная комиссия судей Украины (статья 87 Закона).
Обращение поступающих в адрес Министерства юстиции по фактам нарушения судьей присяги должны, помимо прочего, отвечать требованиям Закона Украины «Об обращениях граждан». В частности, в обращении должна содержаться следующая информация:
— Фамилия, имя, отчество заявителя, место жительства или пребывания (для физических лиц) или нахождения (для юридических лиц);
— Информация о представителе заявителя, в случае если, обращение подается представителем (полномочия представителя должны быть подтверждены доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с требованиями действующего законодательства);
— Обращение должно быть подписано заявителем (заявителями) с указанием даты;
— Информация о судье (Ф.И.О.), наименование суда, номер дела, дата рассмотрения дела или вынесения решения и статус заявителя в деле (сторона, подсудимый, адвокат, свидетель, прочее);
— Факты нарушений судьей присяги и доказательства в подтверждение такой информации;
— Нормы закона, которые были нарушены судьей.
До обращения обязательно прилагаются копии судебных решений вместе с информацией о существенных последствиях, которые наступили в результате их принятия.
В порядке информирования сообщаем, что сбор, хранение, использование и распространение информации устно, письменно или иным способом с целью нанесения вреда авторитету судей или влияния на беспристрастность суда запрещается и влечет ответственность, установленную законом (статья 6 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей »). Кроме того, согласно статье 277 Гражданского кодекса Украины лицо может быть привлечено к гражданской ответственности за распространение неправдивой информации.
В порядке информирования граждан и юридических лиц на официальном веб-портале Министерства юстиции Украины также будет размещена информация о начале работы Высшей квалификационной комиссии судей Украины.
Источник: http://justicia.com.ua/ru/48-skarhu-na-dii-suddi
Вечерний Харьков
Подскажите, пожалуйста, куда можно пожаловаться на действия государственного исполнителя и как это сделать? Виктор Степанович
Как разъяснила специалист категории отдела правовой работы, правового образования и систематизации законодательства Харьковского городского управления юстиции Татевик Харатян, согласно Закону Украины «Об исполнительном производстве», принудительное исполнение судебных решений возлагается на Государственную исполнительную службу (ГИС), которая входит в систему органов Минюста. Исполнительная служба принимает к исполнению большинство решений суда. В ГИС также поступают исполнительные надписи нотариусов, решения международных судов и другие исполнительные документы.
В соответствии с законодательством, государственный исполнитель обязан провести исполнительные действия по выполнению решения имущественного характера в течение шести месяцев со дня вынесения постановления об открытии исполнительного производства, а неимущественного характера — в двухмесячный срок. Однако на практике эти сроки часто не соблюдаются, некоторые дела могут даже быть утеряны.
В соответствии с Законом Украины «Об исполнительном производстве» жалоба на решения, действия или бездействие государственного исполнителя и других должностных лиц ГИС может быть подана взыскателем и другими участниками исполнительного производства начальнику отдела, которому непосредственно подчинен госисполнитель, руководителю соответствующего органа государственной исполнительной службы высшего уровня или в суд.
Должник имеет право обжаловать решения, действия или бездействие государственного исполнителя и других должностных лиц исключительно в судебном порядке.
Жалоба подается начальнику отдела, которому непосредственно подчинен государственный исполнитель. На начальника отдела можно жаловаться в вышестоящий орган ГИС. Департамент государственной исполнительной службы Минюста рассматривает исключительно жалобы на начальников главных управлений юстиции в областях, городах Киеве и Севастополе.
Решение, действия или бездеятельность государственного исполнителя или другого должностного лица ГИС по выполнению судебного решения могут быть обжалованы сторонами в суде, выдавшем исполнительный документ, а другими участниками исполнительного производства и лицами, которые привлекаются к проведению исполнительных действий, – в соответствующем административном суде.
Жалоба в исполнительном производстве подается в письменной форме и должна содержать:
– наименование органа государственной исполнительной службы, в который она подается;
– полное наименование взыскателя и должника, их место жительства или местонахождение, а также наименование представителя стороны исполнительного производства, если жалоба подается представителем;
реквизиты исполнительного документа;
– содержание обжалуемых решений, действий или бездеятельности и норму закона, которая нарушена;
– изложение обстоятельств, которыми жалобщик обосновывает свои требования;
– подпись заявителя или его представителя с указанием дня подачи жалобы.
Жалоба, поданная в исполнительном производстве начальнику отдела, которому непосредственно подчинен государственный исполнитель, рассматривается в десятидневный срок со дня его поступления. По результатам рассмотрения жалобы начальник отдела выносит постановление о ее удовлетворении или отказе, которое в десятидневный срок может быть обжаловано в вышестоящем органе ГИС или в суде.
Источник: http://vecherniy.kharkov.ua/news/101481/
Вечерний Харьков
Объясните, куда пожаловаться на судью, если я не согласен с решением суда и считаю его незаконным? Сергей Владимирович
Как объяснили в ГУ юстиции в Харьковской области со ссылкой на разъяснения Минюста, согласно положениям статьи 85 Закона «О судоустройстве и статусе судей», органами, осуществляющими дисциплинарное производство относительно судей, определены: Высший совет юстиции – относительно судей высших специализированных судов и судей Верховного суда Украины и Высшая квалификационная комиссия судей Украины – относительно судей местных и апелляционных судов.
Для оперативного и эффективного рассмотрения вопросов ответственности судей при Высшей квалификационной комиссии судей Украины функционирует служба дисциплинарных инспекторов, которые по поручению члена комиссии предварительно анализируют заявления и сообщения о неправомерных действиях судей. Законом определен четкий перечень оснований дисциплинарной ответственности судей.
Каждый человек имеет право обратиться с жалобой на поведение судьи в Высшую квалификационную комиссию судей Украины. На своем официальном веб-портале эта комиссия размещает образец жалобы (заявления) на ненадлежащее поведение судьи в отношении нарушения им его статуса, должностных обязанностей или присяги судьи (ч. 2 ст. 84 закона).
Согласно статье 83 закона, судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в порядке дисциплинарного производства по таким основаниям:
– существенные нарушения норм процессуального права при осуществлении правосудия, связанные, в частности, с отказом в доступе лица к правосудию по основаниям, не предусмотренным законом; нарушение требований относительно распределения и регистрации дел в суде, правил подсудности или подведомственности; необоснованное применение мер обеспечения иска;
– непринятие судьей мер по рассмотрению заявления, жалобы или дела в течение срока, установленного законом;
– нарушение требований непредвзятого рассмотрения дела, в частности нарушение правил отвода (самоотвода);
– систематическое или грубое нарушение правил судейской этики, что подрывает авторитет правосудия;
– разглашение охраняемой законом тайны совещательной комнаты или тайны, ставшей известной судье при рассмотрении дела в закрытом судебном заседании;
– непредставление или несвоевременное представление для обнародования декларации об имущественном состоянии, отражение в ней заведомо ложных сведений.
При этом следует отметить, что отмена или изменение судебного решения не влечет за собой дисциплинарной ответственности судьи, который участвовал в его принятии, кроме случаев, когда нарушение допущено вследствие умышленного несоблюдения норм права или ненадлежащего отношения к служебным обязанностям.
Частью четвертой статьи 87 закона определено, что дисциплинарное взыскание к судье применяется не позднее шести месяцев со дня открытия Высшей квалификационной комиссией судей Украины производства по дисциплинарному делу, но не позднее года со дня совершения проступка, без учета срока временной нетрудоспособности или пребывания судьи в отпуске.
Вопрос об открытии дисциплинарного дела или отказе в его открытии решает Высшая квалификационная комиссия судей Украины (ст. 87 закона).
Источник: http://vecherniy.kharkov.ua/news/64203/
Образцы исковых заявлений жалоб ходатайств для обращения в суд Украины
Образец иска, жалобы либо ходатайства вполне может облегчить эту задачу. Найти нужную форму заявления не составит труда.
Исковое заявление в суд
Для того чтобы начать в суде какой-либо процесс, чтобы суд открыл производство по гражданскому или административному делу необходимо обратиться в суд в установленной форме с помощью подачи искового заявления.
Не каждое заявление поданное в судебные органы является исковым. Гражданским процессуальным кодексом установлены требования, которым должно соответствовать любое исковое заявление. Эти требования касаются как формы, так и содержания.
Чтобы узнать каким требованиям должно соответствовать исковое заявление в суд Украины, можно открыть главу 2 Гражданского процессуального кодекса начиная со статьи 118, взять на этом сайте любой образец искового заявления и проанализировать как практически соблюсти все требования закона.
Следует знать, что исковое заявление в гражданский суд отличается от административного искового иска. Чтобы правильно написать заявление в административный суд, необходимо знать требования Кодекса Административного судопроизводства.
В этом случае заявление будет называться — административное исковое заявление. На этом сайте вы сможете найти соответствующий примерный образец такого заявления.
Ходатайство в суд.
Обращаться в суд с ходатайством о чем-либо возможно лишь после начала производства по делу, которое открывается после принятия соответствующего искового заявления.
Как правило, по делу необходимо побудить суд сделать какие-либо действия, которые суд может произвести по инициативе стороны. Например вызвать свдетелей. Суд не будет сам вызывать свидетелей по гражданскому делу. Вызов производится судом именно по ходатайству стороны. И в этом случае подается ходатайство о вызове свидетелей. Соответствующий образец ходатайства Вы сможете найти в разделе нашего сайта.
Также для того чтобы суд назначил экспертизу, перенес слушание дела, истребовал какие-либо документы, следует подать об этом ходатайство или обычное заявление. Обычное заявление можно условно приравнять к ходатайству, их часто путают и применяют одно вместо другого. Хотя это не имеет решающего значения, лучеш все делать грамотно.
Каждый образец искового заявления или ходатайства содержит список документов и их копий, которые необходимо приложить в соответствующем деле. Имея такое образец под рукой, вы ничего не забудете.
Важно, что, согласно гражданского процессуального кодекса Украины, необходимо подготовить копии документов, которые подтверждают Ваши доводы. Поэтому отсутствие таких приложение может быть причиной оставления без рассмотрения.
Затраченные средства окупятся сохраненными нервами и нужным результатом, так как в период досудебной подготовки очень важно правильно квалифицировать все факты и оценить силу доказательств, определить порядок их предоставления.
Если же Вы решили самостоятельно составить исковое заявление, этот сайт будет хорошим пособием.
Представленные на этом сайте образцы являются реальными документами, направленными в суд, с измененными личными данными. Они помогут тем, кто имеет самые элементарные представления о процессуальном законодательстве и судебном разбирательстве. Образцы могут стать хорошим помощником для начинающего юриста и специалиста со стажем в качестве шаблонов.
При подаче иска необходимо также уплатить судебный сбор. Ниже вы можете увидеть новые размеры судебного сбора. Платить ИТО – информационно техническое обеспечение судебного процесса теперь не нужно, все теперь входит в ставку судебного сбора. При отсутствии квитанций исковое заявление в худшем случае будет возвращено заявителю, в лучшем будет дано время на устранение недостатков.
З 01.09.2015 року судовий збір можна сплатити онлайн!
Ставки судебного сбора с 01.01.2017
ст.3 п.2. Судовий збір не справляється за подання:
1) заяви про перегляд Верховним Судом України судового рішення у разі встановлення міжнародною судовою установою, юрисдикція якої визнана Україною, порушення Україною міжнародних зобов’язань при вирішенні справи судом;
2) заяви про скасування судового наказу;
3) заяви про зміну чи встановлення способу, порядку і строку виконання судового рішення;
4) заяви про поворот виконання судового рішення;
5) заяви про винесення додаткового судового рішення;
6) заяви про розірвання шлюбу з особою, визнаною в установленому законом порядку безвісно відсутньою;
8) заяви про встановлення факту смерті особи, яка пропала безвісти за обставин, що загрожували їй смертю або дають підстави вважати її загиблою від певного нещасного випадку внаслідок надзвичайних ситуацій техногенного та природного характеру;
11) заяви про надання особі психіатричної допомоги в примусовому порядку;
12) заяви про обов’язкову госпіталізацію до протитуберкульозного закладу;
13) позовної заяви про відшкодування шкоди, заподіяної особі незаконними рішеннями, діями чи бездіяльністю органу державної влади, органу влади Автономної Республіки Крим або органу місцевого самоврядування, їх посадовою або службовою особою, а так само незаконними рішеннями, діями чи бездіяльністю органів, що здійснюють оперативно-розшукову діяльність, органів досудового розслідування, прокуратури або суду;
14) заяви, апеляційної та касаційної скарги про захист прав малолітніх чи неповнолітніх осіб у разі, якщо представництво їх інтересів у суді відповідно до закону або міжнародного договору, згоду на обов’язковість якого надано Верховною Радою України, здійснюють Міністерство юстиції України, суб’єкти надання безоплатної вторинної правової допомоги та/або органи опіки та піклування або служби у справах дітей;
15) клопотання про визнання і виконання рішення іноземного суду відповідно до міжнародного договору України, згоду на обов’язковість якого надано Верховною Радою України та яким не передбачено плату під час звернення до суду, подання апеляційної та касаційної скарг у таких справах;
Видео (кликните для воспроизведения). |
16) заяви про встановлення факту смерті особи, яка загинула або пропала безвісти в районах проведення воєнних дій або антитерористичних операцій.
Стаття 5. Пільги щодо сплати судового збору
1. Від сплати судового збору під час розгляду справи в усіх судових інстанціях звільняються:
1) позивачі — у справах про стягнення заробітної плати та поновлення на роботі;
2) позивачі — у справах про відшкодування шкоди, заподіяної каліцтвом або іншим ушкодженням здоров’я, а також смертю фізичної особи;
3) позивачі — у справах про стягнення аліментів;
4) позивачі — у справах щодо спорів, пов’язаних з виплатою компенсації, поверненням майна, або у справах щодо спорів, пов’язаних з відшкодуванням його вартості громадянам, реабілітованим відповідно до Закону України «Про реабілітацію жертв політичних репресій на Україні»;
5) особи, які страждають на психічні розлади, та їх представники — у справах щодо спорів, пов’язаних з розглядом питань стосовно захисту прав і законних інтересів особи під час надання психіатричної допомоги;
6) позивачі — у справах про відшкодування матеріальних збитків, завданих внаслідок вчинення кримінального правопорушення;
7) громадяни, які у випадках, передбачених законодавством, звернулися із заявами до суду щодо захисту прав та інтересів інших осіб;
8) інваліди Великої Вітчизняної війни та сім’ї воїнів (партизанів), які загинули чи пропали безвісти, і прирівняні до них у встановленому порядку особи;
9) інваліди I та II груп, законні представники дітей-інвалідів і недієздатних інвалідів;
10) позивачі — громадяни, віднесені до 1 та 2 категорій постраждалих внаслідок Чорнобильської катастрофи;
11) виборці — у справах про уточнення списку виборців;
12) військовослужбовці, військовозобов’язані та резервісти, які призвані на навчальні (або перевірочні) та спеціальні збори, — у справах, пов’язаних з виконанням військового обов’язку, а також під час виконання службових обов’язків;
13) учасники бойових дій, Герої України — у справах, пов’язаних з порушенням їхніх прав;
14) позивачі — у справах у порядку, визначеному статтею 12 Закону України «Про біженців та осіб, які потребують додаткового або тимчасового захисту»;
15) фізичні особи (крім суб’єктів підприємницької діяльності) — кредитори, які звертаються з грошовими вимогами до боржника щодо виплати заборгованості із заробітної плати, зобов’язань внаслідок заподіяння шкоди життю та здоров’ю громадян, виплати авторської винагороди та аліментів, — після оголошення про порушення справи про банкрутство, а також після повідомлення про визнання боржника банкрутом;
17) засуджені до покарання у виді довічного позбавлення волі, позбавлення волі на певний строк та до покарань, не пов’язаних з позбавленням волі, а також особи, взяті під варту, — у справах, пов’язаних із питаннями, які вирішуються судом під час виконання вироку відповідно до статті 537 Кримінального процесуального кодексу України, у разі відсутності на їхніх особових рахунках коштів, достатніх для сплати судового збору;
18) Пенсійний фонд України та його органи, органи Фонду загальнообов’язкового державного соціального страхування України на випадок безробіття та Фонду соціального страхування України;
19) органи виконавчої влади Автономної Республіки Крим, структурні підрозділи місцевих державних адміністрацій, виконавчі органи міських рад, на які покладено завдання щодо вирішення питань соціального захисту населення;
20) центральний орган виконавчої влади, що реалізує державну політику з питань нагляду та контролю за додержанням законодавства про працю, структурні підрозділи виконавчих органів міських рад міст обласного значення та об’єднаних територіальних громад, на які покладені функції із здійснення контролю за додержанням законодавства про працю та зайнятість населення.
До відома: відповідно до Закону України «Про судовий збір» судовий збір справляється у відповідному розмірі від мінімальної заробітної плати у місячному розмірі, встановленої законом на 1 січня календарного року, в якому відповідна заява або скарга подається до суду, — у відсотковому співвідношенні до ціни позову та у фіксованому розмірі.
Оригиналы квитанций прикладываются к исковому заявлению
Источник: http://pozovsud.com.ua/
Как привлечь судью к ответственности 19.08.2011
Практически все знают, что для восстановления своего нарушенного права следует обращаться в суд. Но не все знают, куда обращаться, чтобы обжаловать действия судьи, а главное — что является основанием для такой жалобы. Мы решили проанализировать законодательство на предмет привлечения судей к дисциплинарной ответственности. // 19.08.2011
Основания дисциплинарной ответственности судьи
Год назад Верховная Рада приняла ЗУ «О судоустройстве и статусе судей». Именно этот документ определяет правовые основы организации судебной власти и осуществления правосудия. Положения ст. 83 данного Закона дают исчерпывающий перечень оснований, по которым судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.
Итак, пожаловаться можно, если:
- судья допустил существенные нарушения норм процессуального права при осуществлении правосудия, связанные, в частности, с отказом в доступе лица к правосудию по основаниям, не предусмотренным законом; нарушение требований о распределении и регистрации дел в суде, правил подсудности или подведомственности, необоснованное принятие мер обеспечения иска;
- судьей не приняты меры по рассмотрению заявления, жалобы или дела в течение срока, установленного законом;
- судьей нарушены требования относительно непредвзятого рассмотрения дела, в частности, правила отвода (самоотвода);
- судья допускает систематическое или грубое однократное нарушение правил судейской этики, подрывает авторитет правосудия;
- судья допустил разглашение охраняемой законом информации, в т. ч. тайны совещательной комнаты или тайны, ставшей известной судье при рассмотрении дела в закрытом судебном заседании;
- судья не предоставил или несвоевременно предоставил для обнародования декларацию об имущественном состоянии и доходах (налоговую декларацию), либо указал в ней заведомо ложные сведения.
Также потенциальным жалобщикам стоит помнить, что отмена или изменение судебного решения не влечет дисциплинарной ответственности судьи, который принимал участие в его принятии. Исключением являются случаи, когда нарушение допущено вследствие умышленного нарушения норм права или ненадлежащего отношения к служебным обязанностям.
Закон предоставляет любому человеку, которому известны факты, описанные выше, право на обращение в соответствующие органы с жалобой (заявлением) на поведение судьи. Так, с жалобой на судей местных и апелляционных судов следует обращаться в Высшую квалификационную комиссию судей Украины. С жалобами на судей высших специализированных судов и Верховного Суда Украины — в Высший совет юстиции (ВСЮ). Примечательно, что анонимные жалобы на действия судей не рассматриваются.
Порядок дисциплинарного производства
Дисциплинарное производство включает в себя несколько этапов. Первым является проверка данных о наличии оснований для привлечения судьи к ответственности. Далее следует рассмотрение материалов и принятие решения. Т. е. после проверки член ВККС составляет заключение с изложением фактов и обстоятельств, выявленных в ее ходе, и с предложением об открытии или отказе в открытии дисциплинарного дела. Это заключение выносится на рассмотрение и голосование. В случае принятия решения об открытии дисциплинарного производства такое рассмотрение происходит на заседании ВККС с участием жалобщика и судьи, в отношении которого открыто дело. Если есть необходимость, в заседании могут принимать участие и другие заинтересованные лица. Такой подход дает возможность рассматривать дисциплинарные дела в отношении судьи на основе принципа состязательности сторон. Если члены ВККС приняли решение о привлечении судьи к ответственности, к нему применяется дисциплинарное взыскание в виде выговора. А если нарушение было серьезным (например, судья нарушил присягу), по результатам дисциплинарного производства ВККС может принять решение о направлении рекомендации в ВСЮ для решения вопроса о внесении представления об освобождении судьи от должности.
К сожалению, Законом не предусмотрена прямая возможность жалобщика обжаловать решение ВККС — таким правом наделен только судья, в отношении которого было принято соответствующее решение.
Зарубежный опыт
Проблема предупреждения противоправного поведения судей является актуальной не только для Украины, но и, как ни удивительно, даже для США. При этом интересно, как некоторые исследователи трактуют одни и те же факты. В частности, достоверно известно, что за 200 лет существования американской правовой системы процедура импичмента (аналог украинского увольнения за нарушение присяги) в отношении федеральных судей США осуществлялась только 8 раз, из них в 6 случаях судьи были отстранены от своих постов, а в 2 случаях оправданы. Для одних экспертов это повод указать на неэффективную отечественную систему отбора судей (в Украине подобных увольнений в десятки раз больше), для других — лишь ссылка на то, что импичмент непопулярен среди дисциплинарных мер взыскания у американских судей.
Но, во-первых, необходимо учитывать, что число федеральных судей сравнительно невелико и составляет 848 человек, общее же число судей в штатах достигает 43 тыс. И основные нарушения судебной этики происходят именно среди судей штатов. Во-вторых, основанием для импичмента американского судьи является лишь «серьезный аморальный проступок» и «тяжкое преступление». В то же время судьи штатов могут быть отстранены от должности с помощью иных методов — в результате досрочного отзыва с занимаемой должности, по решению судебной дисциплинарной комиссии либо иным путем, предусмотренным законодательством штата. И ежегодно в США к дисциплинарной ответственности привлекается около 100–150 судей.
А вот что действительно заслуживает уважения, так это уровень предъявляемых к судьям требований. Так, например, 12 июля 2000 г. Палата представителей штата Нью-Гемпшир проголосовала за импичмент председателя Верховного суда штата Д. Брока. Основное обвинение — телефонный звонок судье нижестоящего суда, сделанный 13 лет назад с целью проверки хода судебного разбирательства по делу, затрагивавшему интересы компании, принадлежавшей лидеру сенатского большинства данного штата, о чем данный судья не сообщил своим коллегам, когда дело было отправлено для рассмотрения в Верховный суд.
Поиск юридических услуг в сфере уголовного права
Источник: http://prostopravo.com.ua/pravonarusheniya/stati/kak_privlech_sudyu_k_otvetstvennosti
Жалуемся на государственного исполнителя правильно 10.01.2012
Исполнительное производство является завершающей стадией судебного производства, целью которого является принудительное исполнение решения суда органом государственной исполнительной службы в лице государственного исполнителя. Впрочем, не всегда стороны в исполнительном производстве соглашаются с действиями государственного исполнителя. Что делать в таких случаях — рассмотрим подробнее. // 10.01.2012
Жалуемся на месте
Согласно ч.1 ст. 82 Закона Украины «Об исполнительном производстве», решения, действия или бездеятельность государственного исполнителя и других должностных лиц государственной исполнительной службы могут быть обжалованы взыскателем и другими участниками исполнительного производства (кроме должника). Законом предусмотрено, что решение может быть обжаловано:
- начальнику отдела, которому непосредственно подчинен государственный исполнитель,
- руководителю соответствующего органа государственной исполнительной службы высшего уровня,
- в суд.
Рассмотрим подробнее каждый из случаев. Согласно ст. 83 Закона руководитель соответствующего органа государственной исполнительной службы высшего уровня и непосредственный начальник государственного исполнителя наделены полномочиями осуществлять контролирующие функции за своевременностью, правильностью и полнотой выполнения решений исполнительного производства, которые в полной мере реализуются через рассмотрение жалобы участника исполнительного производства в установленном Законом порядке.
Участник исполнительного производства вправе обратиться к начальнику отдела, которому непосредственно подчинен государственный исполнитель в случае, если выяснится, что при выполнении решений его действия противоречат требованиям закона.
В связи с этим начальник отдела вправе своим постановлением отменить постановление или иной процессуальный документ (или их часть), вынесенные в исполнительном производстве государственным исполнителем, признать недействительным составленный государственным исполнителем акт, обязать государственного исполнителя провести исполнительные действия в порядке, установленном законом.
Также участник имеет право обратиться к непосредственному руководителю государственного исполнителя с заявлением об исправлении допущенных в процессуальных документах, вынесенных в исполнительном производстве государственным исполнителем, грамматических или арифметических ошибок, о чем выносится соответствующее постановление.
Факультативным, но не менее действенным от того, инструментом реализации законного решения является проверка законности исполнительного производства по поручению высшего должностного лица, по собственной инициативе или при рассмотрении поданной жалобы на постановление начальника подчиненного органа государственной исполнительной службы, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на решение, действия (бездействие) государственного исполнителя, других должностных лиц государственной исполнительной службы.
Судебная перспектива
В случае же если участнику исполнительного производства не удалось отстоять свое несогласие непосредственно в исполнительном органе, нужно обращаться в суд в порядке административного судопроизводства или в суд, выдавший исполнительный документ. В противовес к возможностям взыскателя об обращении в вышестоящую инстанцию в отношении государственного исполнителя, должник имеет право обратиться только в суд в случае несогласия с открытием исполнительного производства.
В Законе указано, что в суд, выдавший исполнительный документ, могут быть обжалованы решения, действия или бездеятельность государственного исполнителя или другого должностного лица государственной исполнительной службы по выполнению судебного решения, в административный суд — другими участниками исполнительного производства и лицами, которые привлекаются к проведению исполнительных действий.
Резюмирует указанную позицию и Пленум ВАС Украины в своем Постановлении от 13.12.2010 N 3 «О практике применения административными судами законодательства по делам по поводу обжалования решений, действий или бездеятельности государственной исполнительной службы», в котором указывает, что к юрисдикции административных судов относятся споры по обжалованию решений, действий или бездеятельности государственной исполнительной службы при выполнении всех исполнительных документов, предусмотренных ч.2 ст. 3 Закона Украины «Об исполнительном производстве» (решение о взыскании средств из государственного и местных бюджетов или бюджетных учреждений выполняются органами Государственного казначейства Украины в установленном Кабинетом Министров Украины порядке) кроме тех, относительно которых законом установлен иной, исключительный порядок их обжалования.
Компетенция судов
Постановление Пленума Верховного Суда Украины от 26.12.2003 N 14 «О практике рассмотрения судами жалоб на решения, действия или бездеятельность органов и должностных лиц государственной исполнительной службы и обращений участников исполнительного производства» несколько детализирует вопрос компетенции других судов по этому вопросу и отмечает, что :
- в местный суд по месту нахождения соответствующего отдела государственной исполнительной службы подаются жалобы по выполнению других решений,
- в апелляционный суд по месту нахождения соответствующего органа указанной службы обжалуются действия (бездействие) государственных исполнителей и должностных лиц Департамента и отделов государственной исполнительной службы Главного управления юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым, областного, Киевского и Севастопольского городских управлений юстиции,
- в свою очередь в хозяйственный суд, который рассмотрел соответствующее дело по первой инстанции имеют право обжаловать действия или бездействие органов государственной исполнительной службы по выполнению решений, определений, постановлений хозяйственных судов взыскатель, должник или прокурор.
Таким образом, учитывая тот факт, что рассмотрение этой категории дел в судебном порядке производится по несколько усложненной процедуре, то учитывая обстоятельства клиента, нужно неукоснительно соблюдать при этом как правовые нормы, гарантирующих права лиц, участвующих в деле, так и правила об идентификации правового статуса лиц, участвующих в исполнительном производстве.
Источник: http://prostopravo.com.ua/finansy/stati/zhaluemsya_na_gosudarstvennogo_ispolnitelya_pravilno
Статьи
ЖАЛОБА НА СУДЬЮ
На протяжении более чем двадцати годов независимости Украины суды также получили относительную независимость. Только от кого они стали независимы? На этот вопрос можно сделать однозначный ответ: пока только от народа Украины. И этому является подтверждением данные о рассмотрении жалоб в отношении судей в Украине, точнее их отсутствие.
Нормальным ходом дела по гражданским и уголовным делам уже стало рассмотрение дел на протяжении от полу года до 1-го или 2-х лет, направление уголовных дел на новое рассмотрение или дополнительное расследование при наличии оснований для вынесения оправдательного приговора, явная поддержка позиции прокуратуры и других государственных органов в хозяйственных и административных делах, вынесение противоположных решений по аналогичным делам, вынесение заведомо неправосудных (не подтвержденных доказательствами) приговоров, определение по таким приговорам чрезмерно тяжкого наказания, избрание меры пресечения в виде содержания под стражей без наличия каких-либо основания к тому, участие в рейдерских захватах собственности. Подобные нарушения представителей третьей власти можно перечислять долго.
Каким же образом необходимо бороться с незаконными решения судов и противоправными действиями?
Если рассмотреть данный вопрос с точки зрения общегосударственной проблемы, то решить его можно только путем доступа к власти достойных и честных людей и притом во все ветви власти, что должно реализовываться прямым участием народа в выборах.
Теме не менее уже сегодня суды нарушают права человека и их действия необходимо пресекать. Есть ли в Украине такие механизмы? Да они есть, и ими необходимо пользоваться. О них надо знать и действовать согласно закона.
Во-первых, ранее считалось априори, что если любое решение суда не было отменено, от оно является законным и должно быть исполнено. За невыполнение суда наступает ответственность, в том числе и уголовная.
Поэтому все жалобы на действия судей, куда бы они не направлялись не рассматривались по существу, лишь по тому основанию, что сначала необходимо отменить решение суда в высшей инстанции, а потом уже писать жалобу на судью, например в Высший совет судей Украины.
Однако, в 2010 году был принят Закон «О судоустройстве и статусе судей», который определил основания привлечения судьи к дисциплинарной ответственности, порядок возбуждения дисциплинарных производств и полномочия соответствующих на то органов.
Так, согласно статьи 83 Закона Украины N 2453-VI от 07.07.2010 г. «О судоустройстве и статусе судей» судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в порядке дисциплинарного производства по следующим основаниям:
1) существенные нарушения норм процессуального права при осуществлении правосудия, связанные, в частности, с отказом в доступе лица к правосудию по основаниям, не предусмотренным законом, нарушение требований относительно распределения и регистрации дел в суде, правил подсудности или подведомственности, необоснованное принятие мер обеспечения иска;
2) непринятие судьей мер по рассмотрению заявления, жалобы или дела в течение срока, установленного законом;
3) нарушение требований по беспристрастному рассмотрению дела, в частности нарушение правил относительно отвода (самоотвода);
4) систематическое или грубое однократное нарушение правил судейской этики, которые подрывают авторитет правосудия;
5) разглашение тайны, охраняемой законом, в том числе тайны совещательной комнаты или тайны, ставшей известной судье во время рассмотрения дела в закрытом судебном заседании;
6) непредставление или несвоевременное представление для обнародования декларации о имущественном состоянии и доходах (налоговой декларации), указание в ней заведомо ложных сведений.
Отмена или изменение судебного решения не влечет за собой дисциплинарной ответственности судьи, который принимал участие в его принятии, кроме случаев, когда нарушение допущено в результате умышленного нарушения норм права или ненадлежащего отношения к служебным обязанностям.
Статья 84 указанного закона дает нам понятие дисциплинарного производства в отношении судьи — это процедура рассмотрения органом, определенным законом, обращения, в котором содержатся сведения о нарушение судьей требований относительно его статуса, должностных обязанностей или присяги судьи.
Право на обращение с жалобой (заявлением) относительно поведения судьи, которое может являться следствием дисциплинарной ответственности судьи, имеет каждый, кому известны такие факты.
Высшая квалификационная комиссия судей Украины утверждает и размещает на своем официальном веб-портале образец жалобы (заявления ) относительно ненадлежащего поведения судьи, который может использоваться для сообщения Высшую квалификационную комиссию судей Украины сведений о нарушении судьей требований о его статусе, должностных обязанностей или присяги судьи. На сайте Высшего совета юстиции также должен быть размещен образец жалобы, однако он не доступен в онлайн-режиме по неизвестным для пользователей причинам.
Не допускается злоупотребление правом обращения в орган, уполномоченный осуществлять дисциплинарное производство, в том числе инициирование вопроса об ответственности судьи без достаточных оснований, использование такого права как средства давления на судью в связи с осуществлением правосудия.
Дисциплинарное производство в отношении судьи не может быть возбуждено по заявлению или сообщению, которое не содержит сведений о наличии признаков дисциплинарного проступка, а также за анонимным заявлениями и сообщениями.
Дисциплинарное производство в отношении судьи осуществляют:
1) Высшая квалификационная комиссия судей Украины — относительно судей местных и апелляционных судов;
2) Высший совет юстиции — в отношении судей высших специализированных судов и судей Верховного Суда Украины.
Дисциплинарное производство в отношении судьи предусматривает осуществление проверки данных о наличии оснований для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности, открытие дисциплинарного дела, ее рассмотрение и принятие решения органом, который осуществляет дисциплинарное производство.
Во время осуществление проверки член Высшей квалификационной комиссии судей Украины имеет право знакомиться с материалами судебных дел, делать с них копии, опрашивать судей и других лиц, которым известны обстоятельства совершения деяния, что имеет признаки дисциплинарного проступка, получать по письменному запросу от органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, руководителей предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности и подчинения, граждан и их объединений необходимую для проведения проверки информацию.
Орган государственной власти, орган местного самоуправления, их должностные лица, руководители предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности и подчинения, объединений граждан, граждане, которым направлен запрос члена Высшего квалификационной комиссии судей Украины, обязаны в течение десяти дней со дня его получения предоставить соответствующую информацию. В при необходимости указанный срок может быть продлен до тридцати дней, о чем член Высшей квалификационной комиссии судей Украины сообщает непосредственно в запросе.
Член Высшей квалификационной комиссии судей Украины по результатам проверки составляет заключение с изложением фактов и обстоятельств, выявленных в ходе проверки, и предложением об открытии или отказе в открытии дисциплинарного дела. Заключение члена Высшего квалификационной комиссии судей Украины и собранные в процессе проверки материалы передаются на рассмотрение Высшей квалификационной комиссии судей Украины.
Вопрос об открытии дисциплинарного дела или отказе в ее открытии решает Высшая квалификационная комиссия судей Украины.
Копия решения Высшей квалификационной комиссии судей Украины об открытии дисциплинарного дела не позднее чем через три дня с дня его принятия направляется судье, в отношении которого открыто дисциплинарное дело, и лицу, по обращению которой возбуждено дело. До решения Высшей квалификационной комиссии судей Украины, которое направляется судье, прилагается заключение члена Высшего квалификационной комиссии судей Украины, составленный по результатам проверки.
Рассмотрение дисциплинарного дела происходит на заседании Высшей квалификационной комиссии судей Украины, на которое приглашаются лицо, по предложению которого возбуждено дело, судья, в отношении которого открыто дело, а в случае необходимости и другие заинтересованные лица.
Судья, в отношении которого рассматривается вопрос о привлечение к дисциплинарной ответственности, и/или его представитель имеют право предоставлять объяснения, задавать вопросы участникам производства, высказывать возражения, заявлять ходатайства и отводы. Ход рассмотрения дисциплинарного дела в отношении судьи и объявления результатов его рассмотрения фиксируются техническими средствами.
Высшая квалификационная комиссия судей Украины обсуждает результаты рассмотрения дисциплинарного дела в отсутствие судьи, в отношении которого рассматривалось дело, и приглашенных лиц. Решения по дисциплинарному делу принимается Высшей квалификационной комиссией судей Украины большинством от общего состава Комиссии.
При избрании дисциплинарного взыскания в отношении судьи учитываются характер проступка, его последствия, лицо судьи, степень его вины, обстоятельства, влияющие на возможность привлечения судьи к дисциплинарной ответственности.
Если Высшей квалификационной комиссией судей Украины принято решение об отсутствии оснований для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности, Комиссия прекращает дисциплинарное производство и сообщает об этом заинтересованных лиц.
Дисциплинарное взыскание к судье применяется не позднее шести месяцев со дня открытия Высшей квалификационной комиссией судей Украины производство по дисциплинарному делу, но не позднее года со дня совершения проступка , не считая времени временной нетрудоспособности или пребывания судьи в отпуске.
По результатам дисциплинарного производства Высшая квалификационная комиссия судей Украины может принять решение о направление рекомендации в Высший совет юстиции для решения вопрос о внесении представления об увольнении судьи с должности .
Таким образом можем констатировать, что независимость судей, которая нередко граничит с бесконтрольностью и произволом, будет на практике принимать грани законности. Главное, что эти механизмы привлечения судей к дисциплинарной ответственностью не стали орудием давления на них со стороны действующей исполнительной ветви власти.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: http://donadvocat.com/ru/articles/ghaloba_na_sudiu.html
Юрист: стаж 15 лет
Образование: Воронежский Государственный Университет
Специализация: Гражданское право