Содержание
- 1 Окна возможностей
- 2 Юридическая консультация.
- 3 Сроки изготовления окон с опорой на возможности
- 4 Синонимы к словосочетанию «окно возможностей» (а также близкие по смыслу слова и выражения)
- 5 Окно возможностей: развитие мозга ребенка
- 6 Расчет надежности систем с учетом восстановления
- 7 Характеристика периода восстановления при спортивной деятельности
Окна возможностей
Выбор подходящего времени решает все: будь то игра в гольф, секс или двусмысленная шутка. Это положение оказалось верным и для многих базовых аспектов развития мозга, которым необходима входящая из окружающей среды информация. В ходе эволюции наш мозг стал податлив для изменений, диктуемых жизненным опытом. Однако получение определенного опыта требуется и ожидается в конкретные ограниченные периоды нашего развития. Как было сказано выше, депривация может привести к пожизненным проблемам, но оказывается, ее влияние наиболее выражено в определенные периоды. И если нейронные связи были отсечены за ненужностью, крайне трудно восстановить контакты между соответствующими частями мозга. Окно возможности захлопывается.
Такие периоды ограниченной во времени восприимчивости к развитию специфических характеристик называют критическими, или сензитивными периодами [44] . Пожалуй, термин «сензитивный период» – более точный, поскольку мозг обладает огромной пластичностью, и значит, все не так «критично». Однако понятие сензитивного периода применимо только к отдельным человеческим способностям. Суть восприимчивого периода в следующем. Естественный отбор привел к тому, что мозг ожидает определенного опыта в определенное время в ходе развития [45] . Почему природа подстраховалась таким образом? Ведь очевидно, что чистый лист служит наилучшим решением для непредсказуемых миров.
Причина очень проста: как любой успешный производитель, природа, судя по всему, оптимизирует издержки производства. Она предпочитает создавать механизмы, приспособленные к работе в достаточно узкоспециализированных условиях. Ей нет смысла строить универсальную машину, где некоторые из заложенных функций мало востребованы или излишни – это будут неоправданные затраты. Лучше спрогнозировать наиболее вероятные условия среды функционирования, чем строить машину на все случаи жизни. Таким образом, эволюция отбирает тех, кто наиболее приспособлен для жизни в этом мире. Те организмы, чьи системы не оптимизированы под окружающую их среду, оказываются неэффективны и со временем теряют возможности для воспроизводства. Это объясняет, почему мозг младенца изначально смонтирован весьма универсально в ожидании того мира, с которым он пока не встречался, а потом благодаря переживаемому опыту становится более специализированным для конкретного мира его обитания.
А вы замечали, что становится все труднее учить второй язык по мере того, как вы становитесь старше? Например, я, похоже, не в силах выучить иностранный язык – и вовсе не от недостатка старания. Несмотря на многочасовые усилия, потраченные на лингафонные курсы, я лишь доказываю британский стереотип о том, что англичанин способен говорить только по-английски.
Освоение иностранных языков легче всего дается детям до 7 лет. Дело в том, что пластичность нейронных цепей, которые поддерживают освоение языка, с возрастом утрачивается с растущей скоростью. Правда, не у всех одинаково. Возможно, это зависит от того, приходилось ли человеку слышать другой язык в достаточно раннем возрасте. Например, при тестировании способностей к изучению английского языка у иммигрантов из Кореи выяснилось, что у корейцев, приехавших в США детьми до 7 лет, проблем не наблюдалось. Иммигрантам постарше язык дается все труднее, хотя они посещают вечерние курсы и имеют высокую мотивацию к учебе [51] . Это указывает на наличие биологических барьеров в изучении языка.
Многим трудно уловить даже разницу между языками. В своем классическом исследовании канадский специалист по психологии младенцев Джанет Уэркер продемонстрировала, что младенцы улавливают различие звуковых структур в устном эскимосском и английском языке, еще не достигнув 10 месяцев. Однако чем дольше они будут погружены в свою собственную языковую среду, тем сложнее им будет воспринимать отличия в фонемах других языков [52] . С возрастом мы утрачиваем способность к восприятию тонких различий в иноязычной устной речи.
Таким образом, наш мозг настраивается на получение опыта из нашей среды обитания и утрачивает способность обрабатывать те виды опыта, с которыми мы не сталкиваемся. Он становится недостаточно гибким для изучения незнакомого языка. Именно поэтому у японцев, говорящих по-английски, слова, содержащие буквы «р» и «л», часто вызывают путаницу, что порой приводит к комичным ситуациям. Пинкер писал о своей поездке в Японию, где, по его рассказу, его встретил японский лингвист Масааки Яманаши (Masaaki Yamanashi ) и, подмигнув, сказал: «In Japan, we have been very interested in Clinton’s erection » [53] . Причем это случилось за несколько лет до того, как президент США столкнулся с угрозой импичмента из-за скандала с Моникой Левински.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Источник: http://studopedia.ru/17_155374_okna-vozmozhnostey.html
Юридическая консультация.
Телефон: +7 920-985-9888.
Окна возможностей.
Для этого требуется систематическое — каждые полгода или год — изучение изменений, которые могут обернуться новыми возможностями, в областях, называемых мною «окнами возможностей»13. Вот эти окна.
— Неожиданные успехи или неудачи самой организации, а также неожиданные успехи или неудачи конкурентов.
— Изменения, особенно в процессах, например распространения, или изменения в поведении потребителей.
— Нужды производственного процесса.
— Изменения в структуре отрасли и рынка.
— Изменения в смысле и восприятии.
— И наконец, новые области знания.
Изменения в каждой из этих областей ставит перед организацией новые вопросы. Позволяет ли данное изменение внедрить какие-либо инновации, то есть разработать новый товар, услугу, процесс? Связано ли оно с возможностью получить новые рынки и/или потребителей, новые или усовершенствованные технологии, новые или усовершенствованные каналы распространения? Инновационная деятельность всегда сопряжена с риском. Но если она строится не на предположениях, а на том, что уже произошло (или происходит) в самой компании, на ее рынках, в ее исследованиях, в обществе, в демографии и т. д., риск далеко не так велик, каким он бывает, если инновационная деятельность оторвана от действительности.
Новые идеи сегодня перестали быть «озарениями гения». Инновационная деятельность — это трудная и упорная работа. И эта работа должна быть организована как одна из функций каждого подразделения предприятия и на каждом уровне управления.
Источник: http://ur-consul.ru/Bibli/Myenyedzhmyent-Vyzovy-XXI-vyeka.28.html
Сроки изготовления окон с опорой на возможности
Наверняка многие согласятся с мыслью о том, что, больше всего времени (по сравнению с последующими этапами реализации) требуется для принятия самого решения о замене окон. Это решение зреет постепенно и начинается с мысли, которая сначала звучит, как мечта: «Хорошо бы поставить новые пластиковые окна!» На следующем этапе эта мечта приобретает более четкую формулировку (хотя все еще с частицей «бы»): «Нужно бы поменять старые окна». Затем происходит дальнейшая трансформация, в ходе которой мысль приобретает абсолютно четкие очертания: «Окна менять необходимо!». Но и это еще не руководство к действию, ведь фраза: «Все: меняем окна!» еще не прозвучала, и звонок в оконную компанию еще не состоялся.
Но как только это случается, все предыдущие этапы теряют свое значение: процесс эволюции закончился, на смену ему должно прийти действие, апогеем которого, собственно, и являются новые окна. Поэтому вопрос о сроках изготовления окон далеко не праздный, ведь именно этот период отделяет от долгожданной установки окон. И, конечно же, хочется, чтобы это случилось как можно скорее!
Компании «Оконный Континент» понятны желания заказчиков и поэтому она делает все для того, чтобы сроки изготовления окон были оптимальными в каждом конкретном случае, и наши клиенты получали окна высокого качества точно в срок. Компания имеет свою производственную базу с самым современным оборудованием и квалифицированными специалистами, что позволяет организовать процесс изготовления окон согласно срокам, указанным при подписании договора.
Если говорить в общем, то сам срок изготовления окна занимает всего около 5 дней, еще один день потребуется для доставки готового изделия (изделий) к месту установки. И еще один день уйдет на установку окон и их отделку (от одного до трех), которые могут быть осуществлены в один и тот же день. Кстати, доставка готовых окон осуществляется по согласованию с клиентом в удобное для него время
Ниже мы приведем сведения, которые помогут сориентироваться в сроках, требующихся для изготовления вашего окна. Для этого нужно только отнести его к одной из групп, перечисленных ниже:
— Окно (дверь) простой формы (прямоугольные). Цвет — белый. Срок для изготовления — четыре дня;
— Усложнение формы (архитектурное) изделия этого же цвета ведет к увеличению срока (в зависимости от степени сложности) — на
— Окно или дверь с использованием витража увеличивает срок ожидания. В зависимости от размера и сложности витража на его изготовление может потребоваться от 10 дней и более.
— Для окна (двери) первой и второй группы, декорирование поверхности которых для придания цвета или особой древесной фактуры связано с процессом ламинирования, потребуется срок от 12 до 20 суток. Ламинирование возможно с одной или двух сторон, во втором случае цвета могут быть разные.
— Покраска RAL в качестве способа декорирования тех же изделий занимает период от 12 до 24 дней.
Конкретные сроки изготовления конкретного изделия прописываются в договоре после того, как будут учтены все пожелания заказчика, ведь часто клиенты выбирают комбинированные варианты. Например: окно, декорированное пленкой под беленый дуб с декорированием стекла английским классическим виражом частичного заполнения.
Источник: http://www.okonti.ru/press/2018/524/
Синонимы к словосочетанию «окно возможностей»
(а также близкие по смыслу слова и выражения)
Связанные слова и выражения
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова шорка (существительное):
Связанные слова (по тематикам)
- Люди: знакомый, девушка, жилец, соседка, консьержка
- Места: окно, дом, окошко, подоконник, форточка
- Предметы: ставень, занавеска, жалюзи, стекло, шпингалет
- Действия: возможность, вид, шанс, кака, затемнение
- Абстрактные понятия: стать, мочь, правда, знать, пора
Предложения со словосочетанием «окно возможностей»
- Сейчас сторонники либеральных реформ нередко высказывают мнение: благоприятный для преобразований 2000 год бездарно упущен, правительство не использовало окно возможностей .
- Поэтому правящий класс увидел в либеральных реформах широкое окно возможностей .
- Она вновь открывает окно возможностей .
- (все предложения)
Цитаты из русской классики со словосочетанием «окно возможностей»
- Чтоб отклонить для Нимфодоры всякую возможность вступить со мною в разговор о литературе, я продолжал упорно смотреть в окно .
Значение слова «окно»
ОКНО́ , -а́, мн. о́кна, о́кон, о́кнам, ср. 1. Отверстие в стене здания для света и воздуха, а также застекленная рама, закрывающая это отверстие. Комната в три окна. Открыть окно. (Малый академический словарь, МАС)
Значение слова «возможность»
ВОЗМО́ЖНОСТЬ , -и, ж. 1. Осуществимость, допустимость чего-л. (обычно при наличии каких-л. условий). (Малый академический словарь, МАС)
Отправить комментарий
Значение слова «окно»
ОКНО́ , -а́, мн. о́кна, о́кон, о́кнам, ср. 1. Отверстие в стене здания для света и воздуха, а также застекленная рама, закрывающая это отверстие. Комната в три окна. Открыть окно.
Значение слова «возможность»
ВОЗМО́ЖНОСТЬ , -и, ж. 1. Осуществимость, допустимость чего-л. (обычно при наличии каких-л. условий).
Предложения со словосочетанием «окно возможностей»:
Сейчас сторонники либеральных реформ нередко высказывают мнение: благоприятный для преобразований 2000 год бездарно упущен, правительство не использовало окно возможностей .
Поэтому правящий класс увидел в либеральных реформах широкое окно возможностей .
Она вновь открывает окно возможностей .
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Окно возможностей: развитие мозга ребенка
Окно возможностей: развитие мозга ребенка
Опыт первых лет жизни — это не просто воспоминанияно имеет фундаментальное значение в построении мозга, Но есть еще один очень важный фактор: время.
Опыт и время связаны с формированием мозга после рождения ребенка, но так же, как опыт не имеет срока годности, время имеет. Окно возможностей известно как ограниченное время, в течение которого можно стимулировать определенную область нейронов, чтобы влиять на создание взаимосвязей.
Как долго это окно остается открытым?
Обычно это окно открывается в момент рождения (хотя может быть даже раньше или немного позже) и закрывается бесповоротно через определенный промежуток времени в зависимости от функций, о которых мы говорим. В целом можно сказать, что от 0 до 10 лет мозг строится, но некоторые окна были закрыты до этого периода, а другие никогда не закроются.
Наш мозг действует по принципу «используй или потеряй его навсегда». Если стимуляция области во времени не происходит, нейроны умирают, и восстановить эту функцию уже невозможно. Таким образом, такие чувства, как зрение и слух, закрывают свое окно возможностей задолго до способности чувствовать эмоции или поведение. Со своей стороны, язык, как известно, закрывает окно возможностей в соответствии с синтаксисом в возрасте пяти или шести лет, однако окно для добавления новых слов никогда не закрывается.
В этом смысле изучение других одновременных языков является естественным до тех пор, пока в возрасте 6 лет это окно не закроется, и ребенок не сможет достичь реального двуязычия. Однако после закрытия окна второй язык не будет таким укоренившимся. В качестве примера можно привести факт произношения: определенные звуки существуют в некоторых языках, а не в других, поэтому ребенок всегда будет говорить на одном из языков с ударением, когда эти звуки не исполняются, а выучиваются апостериори.
Некоторые эксперименты, которые подтверждают эту теорию
Было видно, что количество связей между сетчаткой покрытого глаза и частью мозга, ответственной за зрение, было крошечным по сравнению с открытым глазом. Вывод был ясен: необходимо обеспечить адекватные стимулы в течение определенного периода времени, чтобы структура мозга формировалась правильно.
Это явление также наблюдается у птиц. Продемонстрировано, что есть виды птиц, которые не учатся петь, если они не слышали свою песню раньше. Период обучения этих птиц пению начинается через двадцать пять или тридцать дней после вылупления и заканчивается примерно через пятьдесят дней.
Что происходит потом в первые дни жизни мозга моего ребенка?
Несмотря на огромную сложность, мозг ребенка является наименее сформированным органом во время рождения, поскольку сужение родового канала значительно ограничивает его объем.
В первые дни жизни ребенка мозг заметно растет. Ваш мозг представляет собой огромный набор нейронов, ожидающих формирования сложной мозговой структуры взрослых, которая позволит вам говорить, читать, рассуждать и чувствовать всевозможные эмоции.
У некоторых нейронов уже есть определенная миссия, и гены активировали их функционирование для выполнения основных задач выживания вне матки, таких как дыхание, плач или сосание. Но существуют миллиарды нейронов, которые еще не активированы и потенциально могут стать частью любого будущего процесса мозга.
Так же, как и нейроны, более важны связи, которые устанавливаются между ними для формирования цепей или нейронных сетей. В то время как изолированный нейрон выполняет простую миссию, миллионы соединенных между собой способны выполнять самые сложные задачи.
Что мы должны знать как педагоги?
Жизненно важно, чтобы преподаватели знали об этих периодах обучения. Ранняя стимуляция играет решающую роль в долгосрочных последствиях развития ребенка. Эксперты говорят, что дети, которые подвергаются воздействию стимулирующей среды, способны преодолеть определенные проблемы развития и значительно увеличить свой учебный потенциал на протяжении всей жизни.
Талия Перес Миранда — детский учитель и психопедагог. Эта статья опубликована только в ознакомительных целях. Вы не можете и не должны заменять консультацию у педиатра. Мы советуем вам проконсультироваться с вашим доверенным педиатром.
Источник: http://ru.nature-via.com/the-window-of-opportunity-the-development-of-the-baby-s-brain
Расчет надежности систем с учетом восстановления
К восстанавливаемым относятся такие системы, которые после отказов могут быть отремонтированы и снова выполнять свои функции. Восстановление возможно с прекращением выполнения изделием своих функций и без нарушения выполнения своих функций.
При разработке сложной электронной аппаратуры, цифровой техники и систем автоматического управления практически встречаются следующие случаи восстанавливаемости систем:
— резервирование с восстановлением, т. е. такое резервирование, когда отказавшие блоки восстанавливаются и снова включаются в состав резервированной группы. Существенной особенностью конструкции аппаратуры является возможность осуществлять ремонт отказавших блоков во время выполнения аппаратурой своих функций;
— изделия с временной избыточностью, т. е. изделия, располагающие для выполнения доставленной задачи резервом времени.
Основной круг задач, рассматриваемых при расчете надежности восстанавливаемых изделий, относится к следующей ситуации. Исправное изделие начинает эксплуатироваться в момент t=0 и, проработав случайное время X1 выходит из строя. На ремонт требуется случайное время Y1. Этот процесс продолжается в течение всего срока службы изделия, причем величины Xi и Yi (i=1,2,…) независимы. В случайные или заранее установленные моменты времени tj (j=1,2,…) могут проводиться профилактические работы случайной или постоянной длительности zi. Этот процесс усложняется в основном последующим причинам:
— наличие резервных устройств и, как следствие этого, наличия переходов из одного уровня избыточности на другой;
— дискретность работы изделия с заранее запланированными или случайными моментами начала и окончания работы;
— ограниченность числа восстановлений (например, в тех случаях, когда восстановление заключается в простой замене, а запасных устройств конечное число);
— наличие очереди на обслуживание;
— наличие ложных восстановлений исправных изделий из-за отказа схемы контроля;
— невозможность начать восстановление изделия сразу же после его отказа из-за неполноты схемы контроля.
Рассмотрим наиболее распространенные эффективные методы (расчета надежности восстанавливаемых изделий.
Методы, основанные на использовании классической теории вероятностей
Если любые отказы непрерывно работающей системы устраняются мгновенно (все Yi=0), профилактика отсутствует, число восстановлений неограниченно, а все Xi являются независимыми одинаково распределенными случайными величинами с одной и той же плотностью распределения
то моменты отказов образуют простой процесс восстановления.
Частным случаем простого процесса восстановления является пуассоновский процесс, для которого
Если все условия для простого процесса восстановления выполнены за исключением того, что длительность от начала |работы до первого отказа имеет плотность распределения
то такой процесс называется общим процессом восстановления. Общий процесс восстановления, для которого
называется стационарным процессом восстановления.
Если в условиях простого процесса восстановления величины и распределены одинаково с плотностью распределения
то такой процесс называется процессом восстановления с конечным временем восстановления.
В рассматриваемых случаях большую роль играет среднее число отказов за время t, называемое функцией восстановления, или среднее число замен H(t), причем для всех приведенных выше случаев имеем
— для простого процесса восстановления
— для общего процесса восстановления
При мгновенном восстановлении и n≥2
В частном случае для стационарного процесса
Из (4.6) следует, что при простом процессе восстановления H(t) удовлетворяет интегральному уравнению Вольтерра 2-го рода
Переходя к преобразованию Лапласа, получаем
Важную роль играет функция плотности восстановления, имеющая вид
При простом процессе восстановления из (3.4.11) следует, что
В теории надежности эта функция называется параметром потока отказов, т. е.
Вероятность безотказной работы системы на участке при равна
Таким образом, h(t) приблизительно равна безусловной вероятности отказа за единицу времени, а интенсивность отказов
равна условной вероятности отказа за единицу времени при условии, что до момента t отказов не было.
В частности, для стационарного процесса восстановления
Известно, что если при , то
т. е. с течением времени процесс восстановления становится стационарным.
При нахождении h(t) через f(t) можно воспользоваться уравнением связи между преобразованием Лапласа для частоты отказов и средней частоты отказов, т. е.
В случае конечного времени восстановления
Из 4.20 с учетом (4.9) и 4.21 следует, что
Видео (кликните для воспроизведения). |
Используя теорему нахождения преобразования Лапласа свёртки функций, получаем
Различные предельные выражения для процесса восстановления можно найти, используя теорему Смита, согласно которой
где — любая невозрастающая, интегрируемая функция на участке (0,∞).
Изложенные элементы теории позволяют найти функцию готовности , равная, по определению, вероятности того, что в момент t система исправна.
Система будет исправна в момент t при осуществлении одного из следующих несовместимых событий:
— за время t система не отказала;
— за время t система отказывала и восстанавливалась ровно n раз (n=1,2,…), причём последний ремонт произошёл на участке и за оставшееся время система больше не отказывала.
Вероятность первого события равна
Устремим к нулю и просуммируем по всем x от 0 до t и по всем n от 1 до ∞. В итоге получаем, что вероятность безотказной работы системы в момент t при наличии отказов и ремонтов равна
где есть плотность процесса, образованного моментами
Стационарное значение функции готовности (коэффициент готовности) можно найти с помощью теоремы Смита.
Так как , а математическое ожидание Т случайной величины Xn+Yn (расстояние между соседними точками рассматриваемого случайного процесса) при любых n равно
то по теореме Смита имеем
Аналогично определяется вероятность того, что система проработает безотказно на заданном участке . Имеем
В стационарном случае
Рассмотрим очень важный для теории надежности случай, когда
где μ – интенсивность восстановления.
В данном случае
Тогда, используя (4.13), (4.25)-(4.27), получаем
Аналогично, из уравнения (4.30) следует:
получаем, что вероятность безотказной работы на заданном участке равна
При решении большого класса задач удобно исходить из вероятностей нахождения системы в том или ином состоянии. В общем случае число таких состояний будет больше двух, но при решении задач теории надежности обычно приходится иметь дело с конечным или по меньшей мере со счетным числом состояний.
Пусть в момент t система находится в состоянии i. Если вероятность перехода системы за время τ из состояния i в состояние j не зависит от поведения системы до момента t, то такой случайный процесс называется марковским процессом. Если эта вероятность не зависит также от момента t, то имеет место однородный марковский процесс.
Для этого случая можно найти характеристики надежности путем решения различных интегральных, дифференциальных и интегро-дифференциальных уравнений.
Например, пусть по-прежнему требуется найти коэффициент готовности . Если система исправна, будем говорить, что она находится в состоянии «0», если неисправна и восстанавливается – в состоянии «1». Обозначим вероятности нахождения системы в момент t в этих состояниях через и соответственно. Естественно, что
При экспоненциальном законе распределения времени безотказной работы и произвольном законе распределения времени восстановления вероятность можно представить в виде
Подставляя (4.43) в (4.42), получаем
Так как , то выражение (3.4.44) принципиально позволяет вычислить при любом законе распределения времени восстановления.
При произвольном законе распределения времени безотказной работы F(t) и экспоненциальном законе распределения времени восстановления вероятность можно представить в виде
Заменяя в (4.45) на и переходя к преобразованию Лапласа, получаем
Если в (4.44) и (4.46) подставить и соответственно, получим уже известное выражение (4.38).
При экспоненциальном законе распределения и наличии ряда исправных состояний наиболее распространенный метод нахождения состоит в составлении и решении дифференциальных уравнений. Методика их составления описана в следующем пункте. Однако при неэкспоненциальном законе распределения сложность решения задач резко возрастает. В этих случаях на практике в основном нашли применение методы, связанные с решением интегральных и интегро-дифференциальных уравнений.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9222 — | 7340 — или читать все.
185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Источник: http://studopedia.ru/3_19737_raschet-nadezhnosti-sistem-s-uchetom-vosstanovleniya.html
Характеристика периода восстановления при спортивной деятельности
После прекращения работы происходят обратные изменения в деятельности тех функциональных систем, которые обеспечивали выполнение этого упражнения. Вся совокупность изменений в этот период объединяется понятием «восстановление».
На протяжении восстановительного периода удаляются продукты рабочего метаболизма и восполняются энергетические запасы, пластические (структурные) вещества (белки и др.) и ферменты, израсходованные за время мышечной деятельности. По существу, происходит восстановление нарушенного работой гомеостаза. Однако восстановление— это не только процесс возвращения организма к предрабочему состоянию, но и период, в течение которого происходят изменения, обеспечивающие повышение функциональных возможностей организма, т. е. положительный тренировочный эффект.
Основными физиологическими закономерностями восстановительных процессов являются:
1) Фазность
восстановительных процессов− в динамике восстановления работоспособности различают следующие 4 фазы:
а) быстрого восстановления,
б)
замедленного восстановления,
в
) суперкомпенсации (или «сверхвосстановления»),
г)
длительного (позднего) восстановления.
В первые две фазы(они объединяются понятием «фаза компенсации»)происходит восстановление работоспособностидо исходного уровня, что соответствует фазе пониженной работоспособности. Повторные нагрузки в этот период вырабатывают выносливость. В третьей фазе восстановления работоспособности происходит расширение функциональных возможностей организма, которые могут превысить исходные значения показателей и в этом случае наступает «сверхвосстановление», которое соответствует фазе повышенной работоспособности. Повторные нагрузки в эту фазу повышают тренированность. В четвертой фазе происходит восстановление работоспособности до исходного уровня, что соответствует фазе исходной работоспособности. Повторные нагрузки в это время мало эффективны и лишь поддерживают состояние тренированности.
Наличие этих фаз, их длительность и характер сильно варьируют для разных функций. Знания фазного характера восстановительного процесса работоспособности позволяет тренерам правильно организовать тренировочный процесс
2) Неравномерность
восстановительных процессов (А.Хилл, 1926г.)− сразу после окончания работы восстановление идет быстро, а затем скорость его снижается и наблюдается фаза медленного восстановления. В последующем было показано, что наличие двух фаз восстановления отмечается после тяжелой физической работы, а после умеренных нагрузок погашение кислородного долга носит однофазный характер (наблюдается только фаза быстрого восстановления). Факт неравномерного восстановления был отмечен и в динамике показателей сердечнососудистой системы, органов дыхания, нервно-мышечного аппарата, картины периферической крови и обмена веществ. Этот факт следует учитывать при регламентации режимов труда и отдыха и при выборе тактики применения различных средств рекреации.
3) Гетерохронность (неодновременность)
− в ее основе лежит принцип саморегуляции, свидетельствующий о том, что неодновременное протекание различных восстановительных процессов обеспечивает наиболее оптимальную деятельность целостного организма. В частности, сразу после окончания физических нагрузок восстанавливаются алактатная фаза кислородного долга и фосфагены; через несколько минут− нормализация пульса, артериального давления, ударного и минутного объемов крови, скорости кровотока, то есть тех показателей, которые обеспечивают восстановление лактатной фазы кислородного долга. В течение нескольких часов восстановления после нагрузок нормализуются показатели внешнего дыхания, глюкоза и гликоген. Обмен веществ, состав крови, водно-солевой баланс, ферменты и гормоны восстанавливаются в течение несколько суток. Таким образом, в различные временные интервалы восстановительного периода функциональное состояние организма неоднозначно и поэтому о завершении процесса восстановления следует судить по самому медленно восстанавливающемуся показателю. Это следует принимать во внимание, планируя характер нагрузок и реабилитационные мероприятия.
4)Избирательность
− различный характер деятельности человека оказывает избирательное влияние на отдельные функции организма и разные стороны энергетического обмена. Понимание этого позволяет целенаправленно и эффективно управлять двигательным аппаратом, вегетативными функциями и энергетическим обменом. Избирательность восстановления определяется и характером энергообеспечения: после работы показатели внешнего дыхания, фазы сердечного цикла, функциональная устойчивость к гипоксии (т.е. показатели аэробной производительности) восстанавливаются медленнее, чем после нагрузок анаэробного характера. Такая особенность прослеживается как после отдельных тренировочных занятий, так и после недельных микроциклов.
5) Тренируемость
восстановления− развитие и совершенствование долговременной адаптации во время тренировок к физическим нагрузкам проявляется на разных этапах спортивной деятельности (врабатывание, устойчивая работоспособность), а также и в различные периоды восстановления. Восстановительные процессы, происходящие в различных органах и системах, подвержены тренируемости, т.е. в ходе развития адаптированности организма к нагрузкам восстановительные процессы улучшаются, повышается их эффективность. У нетренированных лиц восстановительный период удлинен, а фаза сверхвосстановления выражена слабо. У высококвалифицированных спортсменов− короткий период восстановления и более значительные явления суперкомпенсации.
Кроме выше перечисленных закономерностей восстановительного периода следует отметить еще ряд особенностей:
− скорость и длительность восстановления большинства функциональных показателей находятся в прямой зависимости от мощности работы: чем выше мощность работы, тем большие изменения происходят за время работы и (соответственно) тем выше скорость восстановления. Это означает, что чем короче предельная продолжительность упражнения, тем короче период восстановления. Например, продолжительность восстановления большинства функций после максимальной анаэробной работы — несколько минут, а после продолжительной работы (после марафонского бега)— несколько дней.
− восстановление работоспособности протекает быстрее при активном отдыхе, т.е. при переключении на другой вид деятельности (И. М. Сеченов). Это значит, что если работа совершалась одной группой мышц, то следует включить в работу другую группу мышц (но не максимально). Суть этого феномена заключается в том, что афферентные импульсы, поступающие во время отдыха от других работающих мышц, способствуют лучшему восстановлению работоспособности нервных центров, как бы заряжая их энергией. Кроме того, работа одной группы мышц вызывает увеличение кровотока в сосудах другой группы мышц, что также может способствовать более быстрому восстановлению работоспособности утомленных мышц.
Положительный эффект активного отдыха проявляется не только при переключении на работу других мышечных групп, но и при выполнении той же работы, но с меньшей интенсивностью. Например, переход от бега с большой скоростью к бегу трусцой также оказывается эффективным для более быстрого восстановления. Работа невысокой мощности в конце тренировки или после соревнования является проявлением феномена активного отдыха.
Знание медико-биологических особенностей восстановления и их реализация в практике тренировочной деятельности способствуют достижению высоких спортивных результатов, правильному применению реабилитационных мероприятий и самое главное− сохранению здоровья спортсменов.
Восстановительные мероприятия
могут быть:
1)Постоянными− проводятся с целью профилактики неблагоприятных функциональных изменений, сохранения и повышения неспецифической резистентности и физиологических резервов организма, предупреждения развития раннего утомления и переутомления спортсменов. К таким мероприятиям относятся рациональный режим тренировок и отдыха, сбалансированное питание, дополнительная витаминизация, закаливание, общеукрепляющие физические упражнения, оптимизация эмоционального состояния. Эти мероприятия достаточно хорошо известны, реализуются в спортивной практике и не требуют дополнительного обоснования.
2)Периодическими− осуществляются по мере необходимости с целью мобилизации резервных возможностей организма для поддержания, экстренного восстановления и повышения работоспособности спортсменов. К мероприятиям этой группы относят различные воздействия на биологически активные точки, вдыхание чистого кислорода при нормальном и повышенном атмосферном давлении (гипербарическая оксигенация), гипоксическую тренировку, массаж, применение тепловых процедур, ультрафиолетовое облучение, а также использование биологических стимуляторов и адаптогенов, не относящихся к допингам, пищевых веществ повышенной биологической активности и некоторые другие. Часть мероприятий этой группы апробирована и внедрена в практику спорта, в отношении других (особенно фармакологических средств) следует говорить пока с определенной осторожностью. Отдельные вещества, не относящиеся ранее к допингам, начинают причислять к ним, а систематическое применение некоторых препаратов может приводить к истощению резервных возможностей организма, к снижению его неспецифической устойчивости и к возникновению ряда патологических состояний.
Для ускорения восстановительных процессов и повышения работоспособности рекомендуются растительные стимуляторы и адаптогены (женьшень, элеутерококк, и др.).
Для оценки эффективности восстановления рекомендуется использовать пульсометрию, ортостатическую пробу, биохимические пробы и другие пробы, характеризующие состояние сердечнососудистой, дыхательной, нервно-мышечной систем, а также системы крови.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие механизмы регуляции являются ведущими при выполнении физической работы?
3. Что такое эмоциональный стресс спортсмена? Чем он вызывается?
4. Что такое дистресс? Как он влияет на организм спортсмена?
5. Какие изменения происходят в организме спортсмена в предстартовом состоянии?
6. Какие формы предстартовых состояний Вам известны? Какая из них является оптимальной?
7. Дайте определение разминки? Как она влияет на последующую соревновательную или тренировочную деятельность?
8. Что такое врабатывание? Какими особенностями данный период характеризуется?
9. Что такое «мертвая точка»? Что является причиной ее возникновения?
10. Что такое «второе дыхание»? В каких случаях она возникает?
11. Что такое «устойчивое состояние спортсмена»?
12. Какие виды устойчивого состояния спортсмена Вам известны? Охарактеризуйте их.
13. Что такое утомление? В чем состоит биологическое значение утомления для организма?
14. В каких системах организма может развиваться процесс утомления? Какая из них является ведущей?
15. Что такое переутомление? В каких случаях оно возникает?
17. Что такое перенапряжение? Какие виды перенапряжения Вам известны?
18. Какие закономерности восстановительных процессов Вам известны? Охарактеризуйте их.
19. Какими могут быть восстановительные мероприятия?
Рекомендуемая литература:
1. Дубровский В. И. Спортивная физиология / В.И. Дубровский. – М.: Владос, 2005. – 605 с.
2. Готовцев П.И. Спортсменам о восстановлении / П.И.Готовцев, В.И.Дубровский. – М.: Физкультура и спорт, 1981.– 152 с.
3. Смирнов В.М. Физиология физического воспитания и спорта / В.М.Смирнов, В.И.Дубровский. – М.: Владос, 2002.– 480 с.
4. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков / В.М.Смирнов. – М.: 2000.– 380 с.
5. Хедман Р. Спортивная физиология / Р.Хедман. – М., 1980. – 360 с.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9735 — | 7574 — или читать все.
185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: http://studopedia.ru/7_60998_harakteristika-perioda-vosstanovleniya-pri-sportivnoy-deyatelnosti.html
Юрист: стаж 15 лет
Образование: Воронежский Государственный Университет
Специализация: Гражданское право