Профилактика правонарушений несовершеннолетними в школе

Самое главное по теме: "Профилактика правонарушений несовершеннолетними в школе" с профессиональной точки зрения. Мы собрали и подготовили ответы на многие сопутствующие вопросы. Если вы не нашли на них ответ, то можете обратиться к дежурному консультанту.

«Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в школе»
статья на тему

Социально-педагогические аспекты профилактики правонарушений несовершеннолетних

Скачать:

Вложение Размер
profilaktika_pravonarusheniy_sredi_nesovershennoletnih_v_shkole.doc 66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

Институт психолого-педагогического образования Кафедра социально-педагогического образования

НОУ «Санкт-Петербургский центр поддержки инновационных технологий, форм и методов воспитания гражданственности и патриотизма»

Социально-педагогические аспекты профилактики правонарушений несовершеннолетних

Материалы городской научно-практической конференции

Выполнила: Тедеева Зарина Алановна, социальный педагог ГБС(К) ОУ №480 Кировского района, г. Санкт-Петербург

«Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в школе»

Особенно мы осознаём такую ответственность, когда говорим о воспитании у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни, получать высокий уровень образования и искать своё место в будущем.

Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, т.к. ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу. Исключение составляет семья, однако и она сама нередко выступает в качестве объекта профилактической деятельности. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста.

Я предлагаю вам окунуться в суть проблемы и рассмотреть факторы и причины возникновения правонарушений среди школьников.

В системе профилактической деятельности школы выделяют два направления:

  1. меры общей профилактики, обеспечивающие вовлечение всех учащихся в жизнь школы,
  2. меры специальной профилактики, состоящие в выявлении учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании, и проведении работы с ними на индивидуальном уровне.

Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.

Нравственная деформация формирующейся личности и отклонения в поведении зачастую являются следствием нарушений взаимосвязей с микросредой. Назову наиболее существенные дефекты межличностных отношений, с которыми ребенок сталкивается в семье, в школе, на улице.

Неблагоприятные условия семейного воспитания

Асоциальное поведение родителей. Для ребенка самый действенный образец это его родители. Данные ряда научных исследований свидетельствуют о том, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой семье, где он постоянно сталкивался с резко отрицательными аспектами поведения родителей: систематическим пьянством, скандалами, развратом, проявлениями жестокости, совершением взрослыми преступлений. Из семей, где повседневное поведение взрослых носит антиобщественный характер, выходит в 10 раз больше детей с отклонениями в поведении, чем из других семей.

Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. В морально неблагополучной семье у детей остается неудовлетворенной одна из важнейших психологических потребностей — потребность во внимании и любви со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.

Гиперопека. В условиях опекающей регламентации, в семьях, где все определяется правилами и инструкциями, также не остается места для нравственности, так как нравственность предполагает, прежде всего, свободу выбора. Родители так боятся, чтобы их дети не наделали ошибок, что, по сути дела, не дают им жить. В какие бы красочные одежды ни рядилась гиперопека — заботливости, желания добра и блага во спасение, — она все равно остается самой распространенной ошибкой воспитания. Следствие — инфантильность, несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка. При ослаблении контроля старших он оказывается дезориентированным в своем поведении. Примером этому могут служить случаи, когда послушные дети заботливых родителей оказываются вовлеченными в противоправные действия.

Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка. В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера. Нередко «слепая» родительская защита детей порождает у них уверенность в полнейшей своей безнаказанности.

Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.

Недостатки в учебно-воспитательной работе школы

Недостатки работы школы, отрицательно сказывающиеся на поведении учеников, условно можно разделить на несколько групп.

Стрессогенные технологии проведения уроков и оценивания знаний учащихся. Когда учитель проверяет диктант или контрольную работу, нет ничего предосудительного в том, чтобы исправлять ошибки и указывать, как делать правильно. Однако зачастую эти же принципы переносятся педагогами в сферу человеческих отношений. Поведение контролера с годами становится стилем жизни. Психологи назвали это мышлением «красного карандаша». Педагог начинает чувствовать себя наделенным особой властью, всегда знающим ответы на поставленные жизнью вопросы. Отсюда — отношение к поступкам детей как к контрольной работе, полученной для проверки. Готовность замечать прежде всего недостатки, скорее ругать , чем хвалить, ведет к формированию у ребенка таких черт личности, как неуверенность и незащищенность, создает у него ощущение тревожности и небезопасности. А это, в свою очередь, может толкнуть его к поиску суррогатных способов обретения уверенности и снятия тревоги.

Низкий профессиональный уровень учителя. Бывает, что педагоги слабо владеют учебным предметом и методикой его преподавания. Их уроки неинтересны, на них отсутствует дифференцированный подход к ученикам. Дети перегружены обилием изучаемого материала на уроках и домашними заданиями. Это формирует отрицательное отношение к учебе, рождает скуку и, как следствие, — нарушения дисциплины, порча школьного имущества, издевательское отношение к самому учителю.

Читайте так же:  Течение и применение сроков исковой давности

Недостатки организационного характера в работе с детьми группы риска . К недостаткам организационного характера относятся: запоздалое выявление учащихся, склонных к нарушению морально-правовых норм, поверхностное изучения педагогами индивидуальных особенностей таких школьников и причин нравственной деформации личности, отсутствие продуманного плана работы. Отрицательно влияют и такие факторы, как недостаточная помощь и контроль администрации школы, разобщенность школьного педагогического коллектива, отсутствие анализ; допускаемых в работе ошибок, недостаточное использование возможностей ученического самоуправления, шаблонность форм и методов внеклассной и внешкольной работы, непривлекательность мероприятий, проводимых в школе, пассивность работе с неблагополучными семьями.

Отрицательное влияние стихийно-группового общения.

Дружеское общение со сверстниками — одна из главных психологических потребностей в подростковом и юношеском возрасте.

Как правило, вне школы дети общаются с близкими по духу, получая то, что не могут получить в семье и в школе: внимание, признание, заботу. В неформальной группе их никто не ругает за неуспеваемость или проступки. Напротив, там их «понимают», одобряют и поддерживают. Как установили ученые, группе присуща гораздо более отрицательное отношение к моральным и правовым нормам общества, чем каждому из ее представителей в отдельности. Члены подобных компаний играют в азартные игры, пьянствуют, сквернословят, слишком рано начинают вести беспорядочную половую жизнь.

Все перечисленные выше факторы можно отнести к категории социальных! Кроме этого следует учесть, что причина отклоняющегося поведения может определяться и биологическими факторами: у подростков (от 11-13 до 15-17 лет) период полового созревания появляется сильное стремление к самостоятельности и проявляется негативизм и упрямство. У подростка возникает желание к беспощадному отрицанию всего, до сих пор принимаемого им.

Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно.

Наиболее эффективны в работе по профилактике правонарушений школы с развитой структурой внеурочной деятельности, учитывающей интересы разных возрастов, прежде всего подростков. Создание в школах структурных подразделений дополнительного образования, культурно-образовательных центров для всего района, осуществление досуговых программ, организация любительской самодеятельности (художественной, технической, спортивной), организация семейного досуга, детских объединений — мощный источник привлекательности школы и ресурс профилактики отклоняющегося поведения.

Такой же эффект имеет и развитие школьного самоуправления. Это расширяет число строго не регламентируемых пространств, где создателем норм и правил является ребенок. Основное в школьном самоуправлении — поддержание корпоративного духа: если ребенок здесь учится, то он хочет или вынужден принимать общие для всех правила. Возможности оказывать влияние на принимаемые решения и разделение ответственности обеспечивают причастность ребенка к формированию уклада школьной жизни, школьное пространство становится «своим» и не отторгает, не провоцирует отклонение поведения от норм, принятых в школьном сообществе. В последние годы в школах появилась новая форма работы с подростками – детские социальные проекты, направленные на включение школьников в социально ориентированное творчество, на развитие их гражданской ответственности перед окружающим миром.

Таким образом, профилактика правонарушений предполагает, что школа становится местом, где ребенок реально находит применение своим возможностям и инициативе.

Перед нашей школой стоит множество целей и задач, связанных с организацией и совершенствованием воспитательного процесса.

В нашем образовательном учреждении разработана и осуществляется работа по подпрограмме «Социальные нормы», целью которой является обучение школьников культуре правовых отношений в процессе обучения и воспитания.

Развитие гражданской и правовой культуры является важной составляющей процесса формирования гражданского общества в современной России, что предполагает сознательное и инициативное участие граждан в жизни страны, общества. Следовательно, в школе необходимо формирование социальных норм и правил поведения, поскольку без этого невозможно эффективное решение задач обучения и воспитания подрастающего поколения.

В связи с этим, наш педагогический коллектив поставил перед собой и успешно решает следующие задачи:

  1. создать уклад норм школьной жизни;
  2. помочь школьникам узнать свои права и научиться ими пользоваться, защищать их в случае нарушения;
  3. помочь подросткам увидеть взаимосвязь личной свободы и ответственности каждого человека;
  4. помочь школьникам научиться разрешать споры правовыми способами;
  5. воспитать навыки правовой культуры.

На основании анализа нормативного документа — Федерального закона от 24.06.99 №120-ФЗ « Об основах профилактики и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в нашей школе была выстроена система работы по профилактике безнадзорности и правонарушений.

Классные руководители проводят анализ профилактической работы с несовершеннолетними. На заседаниях Совета профилактики подводятся итоги работы, приглашаются родители учащихся.

Социальный педагог регулярно проводит беседы на правовую тематику, принимает участие в обследовании жилищно-бытовых условий семей учащихся, изучает особенности, склонности, интересы учащихся. В школе ведётся наблюдение за детьми, склонными к правонарушениям, обсуждаются проступки учащихся на педсоветах, административных совещаниях, Совете профилактики.

В школе проводятся занятия, беседы, лекции для родителей в рамках родительского всеобуча.

Кроме этого в школе функционирует Совет профилактики правонарушений.

Конечно же, на каком-то конкретном временном периоде работа по профилактике правонарушений не дает ясно видимых положительных результатов, но эта работа необходима, и дорогу, как говорится, осилит идущий.

  1. Тедеева Зарина Алановна

Источник: http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2013/02/28/profilaktika-pravonarusheniy-sredi

Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних

и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания обучающихся

Что такое правонарушение?

Правонарушение — это виновное поведение праводееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.

Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).

Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими (деликтными).

Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести.

1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

Читайте так же:  Сроки восстановления после перелома лучевой кости

2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности.

За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет.

В Беларуси несовершеннолетние с 23.00 до 6.00 не должны находиться на улице одни, а если такое случилось, то отвечать придется родителям. Вся ответственность за детей, гуляющих в неположенное время, ложится на плечи родителей.

В кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях введена Законом Республики Беларусь от 26.05.2012 N 376-З.

Статья 30-1. «Нахождение несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет в ночное время вне жилища».

Несовершеннолетние в возрасте до шестнадцати лет (за исключением несовершеннолетних, обладающих дееспособностью в полном объеме) не могут находиться в период с двадцати трех до шести часов вне жилища без сопровождения родителей, опекунов или попечителей либо без сопровождения по их поручению совершеннолетних лиц.

Несовершеннолетние в возрасте до шестнадцати лет (за исключением несовершеннолетних, обладающих дееспособностью в полном объеме), находящиеся в период с двадцати трех до шести часов вне жилища без сопровождения родителей, опекунов или попечителей либо без сопровождения по их поручению совершеннолетних лиц, передаются родителям, опекунам или попечителям либо по их поручению совершеннолетним лицам.

Сотрудник органов внутренних дел, обнаруживший несовершеннолетнего, указанного в части второй настоящей статьи, устанавливает фамилию, собственное имя, отчество, число, месяц, год рождения несовершеннолетнего и фамилию, собственное имя, отчество, данные о регистрации по месту жительства (месту пребывания) его родителей, опекунов или попечителей и передает несовершеннолетнего его родителям, опекунам или попечителям либо по их поручению совершеннолетнему лицу.

Несовершеннолетний, указанный в части второй настоящей статьи, местонахождение родителей, опекунов или попечителей которого не установлено или они находятся в месте, не позволяющем передать его им, либо родители, опекуны или попечители которого не дали поручения о передаче этого несовершеннолетнего совершеннолетнему лицу, доставляется в социально-педагогический центр по месту обнаружения или месту жительства (месту пребывания) этого несовершеннолетнего.

Об обнаружении несовершеннолетнего, указанного в части второй настоящей статьи, сотрудник органов внутренних дел составляет акт.

Передача несовершеннолетнего, указанного в части второй настоящей статьи, родителям, опекунам или попечителям либо по их поручению совершеннолетнему лицу или в социально-педагогический центр осуществляется сотрудником органов внутренних дел в течение трех часов с момента обнаружения этого несовершеннолетнего с соблюдением порядка, установленного Правительством Республики Беларусь.

Источник: http://tatarka.schools.by/pages/profilaktika-prestuplenij-i-pravonarushenij-sredi-nesovershennoletnih-vospitanie-pravovogo-soznanija-uchaschihsja

Система работы школы по профилактике правонарушений и преступлений среди учащихся

План мероприятий по профилактике безнадзорности, правонарушений, пьянства, наркомании среди несовершеннолетних, по защите прав и законных интересов на 2019 год

Система работы школы по профилактике правонарушений и преступлений среди учащихся

Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно.

Наиболее эффективны в работе по профилактике правонарушений школы с развитой структурой внеурочной деятельности, учитывающей интересы разных возрастов, прежде всего подростков. Создание в школах структурных подразделений дополнительного образования, осуществление досуговых программ, организация любительской самодеятельности (художественной, технической, спортивной), организация семейного досуга — мощный источник привлекательности школы и ресурс профилактики отклоняющегося поведения.

Таким образом, профилактика правонарушений предполагает, что школа становится местом, где ребенок реально находит применение своим возможностям и инициативе.

В школе необходимо формирование социальных норм и правил поведения, поскольку без этого невозможно эффективное решение задач обучения и воспитания подрастающего поколения.

В связи с этим необходимо:

— создать уклад норм школьной жизни;

— помочь школьникам узнать свои права и научиться ими пользоваться, защищать их в случае нарушения;

— помочь подросткам увидеть взаимосвязь личной свободы и ответственности каждого человека;

— помочь школьникам научиться разрешать споры правовыми способами;

— воспитать навыки правовой культуры.

«В профилактической деятельности с конкретным человеком, — как правильно отмечает Г. А. Аванесов, — важно не упустить именно время. Как раз на ранней стадии, когда личность еще не приобрела устойчивых взглядов и привычек, может быть, легче достигнут успех».

Если же меры ранней профилактики окажутся недостаточными, то они могут быть восполнены мерами другого уровня, так как для этого остается определенный резерв времени.

Раннюю профилактику, можно определить как совокупность мер, осуществляемых с тем чтобы:

1) оздоровить условия жизни и воспитания несовершеннолетних в случаях, когда ситуация угрожает их нормальному развитию;

2) пресечь и установить действия источников антиобщественного влияния;

3) воздействовать на несовершеннолетних, допускающих отклонения в поведении таким образом, чтобы не дать закрепиться антиобщественным взглядам и привычкам.

Основными направлениями ранней профилактики являются:

1. Выявление и установление неблагополучных условий жизни и воспитания еще до того, как они отразились на поведении, формировании взглядов конкретных подростков.

2. Выявление и устранение (нейтрализация) источников отрицательных влияний на подростков, могущих сформировать антиобщественную позицию личности и способствовать совершению преступлений.

Это направление предполагает:

— применение мер по оздоровлению неблагополучных условий семейного воспитания подростка с помощью различных мер воздействия к его родителям;

— изъятие подростков из отрицательно воздействующей на подростка обстановки;

— применение предусмотренных законом мер к лицам, вовлекающим подростков в пьянство, и иную антиобщественную деятельность;

3. Оказание сдерживающего и корректирующего воздействия на подростков с социально отклоняющимся поведением.

Причем могут быть выделены меры: воздействия на подростков, антиобщественные взгляды которых еще не укрепились и проявляются в совершении отдельных малозначительных проступков.

Цель их применения не дать закрепиться антиобщественным взглядам и привычкам; воздействия, применяемые к подросткам с достаточно выраженной антиобщественной позицией личности, совершающим правонарушения, не носящие преступного характера. Их цель — не дать возможности реализоваться в преступление антиобщественной позиции личности;

4. Здесь наряду с оказанием, в случае необходимости, помощи подростку, попавшему в неблагоприятные условия семейного воспитания, вплоть до изъятия из отрицательной среды и направления в детский дом, школу-интернат и т. д., возможно применение конкретных мер по организации контроля за его поведением и индивидуальной воспитательно-профилактической работы (постановка на учет и инспекцию по делам несовершеннолетних, назначение шефа, общественного воспитателя и т. д.). Сюда же относится и применение различных мер воздействия (общественных, административных, гражданско-правовых, принудительных мер воспитательного характера) к подросткам, допускающим правонарушения.

Читайте так же:  Гражданско правовая ответственность гражданский кодекс

Исходя из вышеизложенного социальная работа с несовершеннолетними, склонными к правонарушениям должна решать следующие задачи:

  • осуществление комплексной медико-психолого-педагогической диагностики с целью определения причин возникновения проблем в обучении, общении и других;
  • выбор оптимального способа обучения для каждого ребенка и выбор мер психокоррекционного воздействия на его личность;
  • оказание индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, правовой и медицинской помощи детям и подросткам
  • группы риска;
  • консультативная помощь родителям или лицам, их заменяющим;
  • методическая и практическая помощь специалистам, занимающимся вопросами реабилитационно-коррекционной деятельности.

Следовательно можно выделить следующие направления действия:

1. Диагностическая деятельность

— выявление учащихся с отклонениями в поведении в первом классе и своевременная организация работы по коррекции их поведения;

— изучение уровня развития и воспитанности учащихся;

— наблюдение за учащимися в различных ситуациях;

— определение положения ребенка в коллективе сверстников, в семье;

—проведение социометрического исследования по определению референтных групп и положения ребенка в коллективе;

— определение уровня самооценки, самоконтроля, навыков самовоспитания;

— выявление положительных качеств и недостатков в поведении, общении;

— изучение и выявление интересов и склонностей ребенка;

— изучение особенностей характера и темперамента ребенка;

— определение мотивов поведения и общения;

— учет состояния здоровья ребенка;

— наблюдение за контактом ребенка с родителями (опекунами).

2. Индивидуально-коррекционная работа

— индивидуальное консультирование по вопросам исправления недостатков поведения;

— изучение индивидуальных особенностей, уровня воспитанности учащихся и на основе изученного определение конкретных задач и методов дальнейшего педагогического воздействия;

— ведение дневника психологических наблюдений за поведением, общением, положением ребенка в коллективе, начиная с 1 -го класса и передача дневника классному руководителю 4-го класса для дальнейшей последовательной работы;

— индивидуальная работа классного руководителя, социального педагога психолога, администрации школы с учащимися, требующими коррекции поведения;

— создание условий для развития творческих способностей ребенка, помощь в организации разумного досуга (кружки, клубы по интересам, спортивные секции и др.);

— вовлечение учащихся в активную общественную работу;

— ненавязчивый контроль со стороны учителя, классного руководителя, психолога, социального педагога, администрации школы за поведением ребенка в классном коллективе и во внеурочное время;

— проведение тренингов общения;

— проведение тренингов психологической разгрузки;

— привлечение к чтению художественной литературы, запись в библиотеку;

— индивидуальные беседы, встречи с интересными людьми.

3. Работа с семьей

— изучение социального положения ребенка в семье;

— выступление учителей на родительских собраниях;

— посещение семей с целью проведения бесед по вопросам профилактики преступлений и правонарушений;

Видео (кликните для воспроизведения).

— встречи с работниками инспекции по делам несовершеннолетних, прокуратуры, следственных органов;

— индивидуальные консультации для родителей, организация службы доверия;

—вовлечение в работу с семьей Совета по профилактике правонарушений и преступлений;

— привлечение родителей к проведению родительских собраний, бесед с учащимися, к участию в общешкольных мероприятиях;

— проведение творческих встреч, тематических родительских собраний;

— привлечение специалистов для индивидуальных консультаций и встреч с родителями (психологов, наркологов, сексопатологов, гинекологов, венерологов и др.);

— приглашение родителей неблагополучных семей на школьные праздники, кинолектории и др.;

4. Взаимодействие с заинтересованными организациями

— сотрудничество с комиссией по делам несовершеннолетних района;

—сотрудничество с врачами: психологами, наркологами, сексопатологами, гинекологами, венерологами и др.;

— сотрудничество с городским Центром детского творчества.

5. Информационная, организационно-методическая деятельность

— проведение совместных малых и больших педагогических советов, целевых совещаний, дискуссий и т.п.;

— взаимодействие методических объединений классных руководителей старших классов и учителей начальных классов (преемственность в работе);

— разработка комплексно-целевой программы «Профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних»;

— разработка индивидуальной программы коррекции поведения трудновоспитуемых подростков;

— составление психолого-педагогической карты учащихся, состоящих на внутришкольном контроле в ИДН;

— разработка материалов в помощь классному руководителю;

— составление психолого-педагогической характеристики класса;

— организация выставок литературы, плакатов;

— проведение социометрического исследования классов.

6. Правовое просвещение учащихся

— изучение и обсуждение Правил для учащихся;

— изучение Закона «О правах ребенка»;

— изучение Уголовного кодекса РБ об ответственности несовершеннолетних;

— организация встреч с работниками ОВД, ИДН;

— проведение месячника правовых знаний;

— проведение тематических кинолекториев;

— проведение диспутов, конференций.

Особый упор необходимо сделать на учебно-воспитательное и социально-правовое направление в деятельности школы.

Учебно-воспитательное направление деятельности — это осуществление образования детей, имеющих трудности в усвоении образовательных программ в связи с особенностями психофизического развития и неблагополучными социальными условиями жизни, в пределах государственного образовательного стандарта. Создание условий для личностно-ориентированного обучения, обеспечивающего вариативный характер образования с постановкой коррекционно — развивающих задач; для восстановления обучаемости и повышения уровня воспитанности.

Социально-правовое направление предусматривает оказание помощи несовершеннолетним в социальной и трудовой адаптации, профориентации, получении профессии и трудоустройстве, в защите их прав и охраняемых законом интересов; консультирование несовершеннолетних и их родителей по правовым вопросам; профилактика асоциального поведения, бродяжничества, беспризорности, попыток суицида несовершеннолетних.

В начале каждого учебного года в нашей школе создаётся банк данных обучающихся, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи им. Оформляются социальные паспорта каждого класса, и впоследствии составляется единый социальный паспорт школы. Работниками социально-педагогической службы – тщательно планируется работа с подростками с девиантным поведением: составляется план работы Совета профилактики правонарушений, план совместной работы школы и подразделения по делам несовершеннолетних по предупреждению правонарушений среди подростков, план работы по профилактике употребления психически активных веществ среди несовершеннолетних, план мероприятий по антиалкогольной, антиникотиновой пропаганде; планируются санитарно-просветительская работа.

На заседаниях Совета профилактики правонарушений регулярно заслушивают вопросы поведения и успеваемости «трудных» подростков.

В решении проблем предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних эффективны проводимые Месячники профилактики правонарушений. В их организации участвуют сотрудники ГИБДД, ППС, пожарной охраны, представители общественных организаций в лице членов комиссии по делам несовершеннолетних, психолог, заместитель директора по воспитательной работе школы.

Читайте так же:  Товарищества полные права собственности на имущество

В рамках месячника профилактики правонарушений проводятся беседы для обучающихся по ПДД, о здоровом образе жизни, о правах и обязанностях, пропаганда правовых знаний».

Планирование и проведение комплекса мероприятий в рамках месячника по профилактике правонарушений позволяет привлечь к работе по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних всех участников воспитательного процесса, что, в свою очередь, оказывает положительное воздействие на оперативную обстановку и способствует качественному улучшению профилактической работы в подростковой среде.

Педагогический коллектив школы прилагает максимум усилий для организации свободного времени учащихся. В школе работают бесплатные кружки. Успешно работают спортивные секции по настольному теннису, футболу, шахматам. В них в свободное от уроков время охотно занимаются обучающиеся.

Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей, и участвуют в ее реализации. Классными руководителями ведется большая работа по пропаганде педагогических знаний среди родителей, регулярно проводятся лекции по воспитанию обучающихся согласно их возрастных особенностей, родительские собрания, совместные мероприятия с детьми и родителями. Все эти мероприятия направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей.

Источник: http://7volk.schools.by/pages/sistema-raboty-shkoly-po-profilaktike-pravonarushenij-i-prestuplenij-sredi-uchaschihsja

Профилактика преступлений среди несовершеннолетних

Профилактика преступлений среди детей, совершаемых ими или над ними, является приоритетной задачей социального направления политики государства. Она включает в себя воспитательные, правовые, организационные и другие меры воздействия, благодаря которым выявляются и ликвидируются обстоятельства и условия, приводящие к совершению правонарушений. Основной причиной преступлений, реализуемых детьми, является неосознанность ими всей серьезности выполняемых поступков. А условиями для учинения их несовершеннолетними и над ними чаще всего являются неблагополучное окружение, безнадзорность и беспризорность.

Причины формирования правонарушений среди несовершеннолетних

Для того чтобы понимать, каким должен быть план профилактики правонарушений и преступлений, следует разобраться в том, каковы причины формирования преступности среди несовершеннолетних и постараться устранить их. К таковым условиям можно отнести:

1. Негативное влияние семьи, существенные изъяны в воспитании, минимальное количество денег, не позволяющее обеспечить основные потребности ребенка.

2. Негативное влияние окружения со стороны, как взрослых, так и сверстников. Включает в себя проникновение в сознание несовершеннолетнего путем СМИ, личными бытовыми контактами неверных стандартов поведения (жестокости, распущенности и т. п.).

3. Отсутствие занятости ребенка.

А также на уровень детской преступности влияют: беспризорность, безнадзорность, низкий уровень образовательных учреждений, отсутствие культурно-массовых мероприятий, организаций, занимающихся детским досугом и трудоустройством.

Методы профилактики детской преступности

Профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних включает в себя ранние предупредительные меры воздействия, нацеленные на формирование личности ребенка и заблаговременное предотвращение его перехода на путь преступника, а также на предупреждение рецидивов.

Для проведения данных профилактик привлекаются общественно-государственные, образовательные, культурно-спортивные учреждения. Огромную роль играет своевременная работа, проведенная с родителями подростка, задействование психологов, социальных педагогов.

Ранняя профилактика является более приоритетной задачей, поставленной перед соответствующими органами, так как позволяет выявить и устранить антисоциальные изменения в личности ребенка, которые еще не стали устойчивыми, а, значит, в последующем есть большая вероятность того, что будет предупреждено преступление, удастся избежать нанесения вреда, причинения убытка и применения строгих мер принуждения по отношению к несовершеннолетнему.

Ранняя профилактика детской преступности

Меры профилактики преступлений, применяемые на ранних стадиях, это:

• выявление неблагополучного воспитания и плохих условий проживания ребенка, формирование ценностей и взглядов у несовершеннолетнего лица еще до того момента, как таковые сложились;

• выявление и ликвидация источников негативного воздействия на подростков, которые могут способствовать асоциальному образу мышления и дальнейшему совершению правонарушений со стороны ребенка;

• корректирующее и сдерживающее влияние на несовершеннолетнего с социально опасным поведением.

Методы профилактики преступлений на данном этапе включают в себя:

• прогнозирование, которое основано на изменении личностных особенностей детей-правонарушителей и условий, при которых происходит нарушение ими закона;

• анализ статистических данных, позволяющий определить ряд общих признаков, свидетельствующих об отклонениях в формировании личности малолетних лиц.

Предупреждение рецидива правонарушения, совершенного ребенком

Если же ребенок ранее совершал правонарушение, состоит на учете в органах по делам несовершеннолетних, то к нему могут и должны быть применены особые меры профилактики, не допускающие рецидива.

Данный уровень профилактических мер включает в себя:

• исправление и перевоспитание несовершеннолетнего, ранее совершавшего нарушение закона;

• ликвидацию источников негативного влияния на подростка-нарушителя.

Как ранняя профилактика, так и предупреждение рецидива правонарушения осуществляются с использованием различных способов и приемов в зависимости от ситуации. Например, профилактика преступлений в школе, имеющая общий характер, может заключаться в проведении специальных открытых уроков с приглашенными на беседу психологами, работниками детских исправительных учреждений, следователями по делам с несовершеннолетними.

Законодательство РФ в области профилактики преступлений среди несовершеннолетних

В Российской Федерации профилактика преступлений среди несовершеннолетних регулируется на законодательном уровне, согласно Конституции и нормам международного права, а также ФЗ-120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» с последними изменениями и дополнениями от 31.12.2014г.

Согласно данным законодательным актам, в России определенными компетентными органами проводится предупреждающая безнадзорность, беспризорность и совершение преступлений среди несовершеннолетних деятельность, которая в первую очередь направлена на защиту законных прав и интересов детей, оказавшихся в социально опасном положении.

При этом безнадзорным ребенок считается в случае, если над его поведением отсутствует контроль, в результате ненадлежащего воспитания, содержания и образования со стороны родителей или законных представителей. Беспризорным считается несовершеннолетний, который не имеет места пребывания или места жительства. А под социально опасным положением понимается обстановка, подразумевающая угрозу жизни или здоровью ребенка или не отвечающая требованиям к его содержанию, воспитанию, обучению.

Общая профилактика преступлений и безнадзорности/беспризорности детей заключается в осуществлении социальных, педагогических, правовых мер, способствующих общему снижению количества правонарушений среди несовершеннолетних и их безнадзорности/беспризорности. Такие способы, мероприятия выявляют соответствующие причины и условия и устраняют их.

Также специальными учреждениями может проводиться индивидуальная профилактика преступлений и безнадзорности/беспризорности детей, которая заключается в выполнении работы, направленной на своевременное выявление конкретных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, на предотвращение совершения такими детьми правонарушений или на их реабилитацию. Индивидуальная профилактика с конкретными лицами может проводиться только с разрешения начальника органа системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Читайте так же:  Подача встречного искового заявления в суд

Учреждения и органы системы профилактики правонарушений несовершеннолетних

Профилактика преступлений несовершеннолетних в РФ осуществляется следующими организациями:

• комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав;

• органами по управлению социальной защитой населения;

• федеральным органом гос. власти, органами власти регионов РФ и муниципалитетов, которые осуществляют государственное регулирование в области образования;

• органами опеки и попечительства;

• учреждениями уголовно-исполнительной системы (колонии, следственные изоляторы и т.п.);

• органами по контролю над оборотом наркотических и психотропных веществ;

• органами по делам молодежи;

• органами управления здравоохранением;

Внутри каждой из перечисленных организации могут создаваться отдельные учреждения, которые должны выполнять определенные функции по профилактике и правонарушений несовершеннолетних, и их безнадзорности. Помимо способов и методов предупреждения детской преступности, установленной законодательством РФ, данными организациями отдельно прорабатывается и собственная программа профилактики преступлений, устанавливается план.

Деятельность по профилактике правонарушений несовершеннолетних и сроки индивидуальной профилактики

Основными задачами деятельности, касающейся профилактики преступлений среди детей, являются:

• предупреждение правонарушений несовершеннолетними, выявление причин и обстоятельств, которые этому способствуют;

• защита прав и интересов ребенка;

• социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних лиц, которые находятся в социально опасном положении;

• обнаружение и пресечение ситуаций, когда в преступления могут быть вовлечены дети.

Профилактика совершения преступлений основывается на принципах гуманного отношения к детям, демократии и поддержки семьи, а также на индивидуальном подходе к каждому несовершеннолетнему с соблюдением конфиденциальности полученных сведений. При проведении работ с несовершеннолетними им разъясняются их права и возможность защиты собственных интересов.

Индивидуальная профилактика преступлений несовершеннолетних, согласно ст. 7 ФЗ-120, может длиться период, который необходим для оказания социальной или любой другой помощи детям, до достижения несовершеннолетними лицами 18-летнего возраста или же до устранения причин и обстоятельств, которые способствуют правонарушениям.

Субъекты индивидуальной профилактики

К несовершеннолетним лицам, в отношении которых проводится индивидуальная профилактика преступлений, относятся:

• беспризорные и безнадзорные;

• занимающиеся попрошайничеством или бродяжничеством;

• находящиеся в соц. реабилитационных центрах, соц. приютах, специальных учебно-воспитательных центрах;

• употребляющие психотропные или наркотические, одурманивающие вещества, алкоголь;

• ранее совершившие правонарушения, за которые были привлечены к ответственности;

• ранее совершившие правонарушения, но не понесшие за них ответственность в силу возраста;

• освобожденные от уголовной ответственности в связи с амнистией или изменением обстановки;

• обвиняемые или подозреваемые в совершении уголовных преступлений;

• отбывающие наказание в воспитательных колониях;

• те, в отношении которых была установлена отсрочка исполнения приговора или отбывания наказания;

• освобожденные из специальных учреждений учебно-воспитательного характера закрытого типа или из мест уголовно-исполнительной системы, в случаях, если, находясь в них, они нарушали режим или совершали противоправные деяния. А также в ситуациях, когда после освобождения из них несовершеннолетние попали в социально опасное положение или нуждаются в реабилитации, помощи.

Профилактика может проводиться как среди несовершеннолетних лиц, относящихся к вышеперечисленным категориям, так и среди их родителей или законных представителей, в случае если они ненадлежащим образом исполняют или не исполняют вовсе свои обязанности по воспитанию, содержанию и образованию своих детей. А также в случаях, когда взрослые отрицательно влияют на поведение несовершеннолетних лиц или жестоко с ними обращаются.

Основания проведения индивидуальной профилактики

Условиями, при наличии которых проводится индивидуальная профилактика преступлений среди несовершеннолетних, являются обстоятельства, перечисленные в предыдущей главе, если таковые зафиксированы:

• в заявлении об оказании помощи по вопросам, которые входят в компетенцию органов, занимающихся профилактикой правонарушений несовершеннолетних и безнадзорности, от ребенка или его родителей (законных представителей);

• в постановлении комиссии по делам несовершеннолетних, следователя, прокурора, начальника ОВД или органа дознания;

• в приговоре, постановлении или определении суда;

• в документах, которые являются основанием для помещения ребенка в учреждения системы профилактики правонарушений несовершеннолетних и их безнадзорности;

• в заключении по факту проведенной проверки на основании жалоб или заявлений, которое утверждено начальником органа системы профилактики правонарушений несовершеннолетних и их безнадзорности.

Права субъектов, находящихся в учреждениях по профилактике правонарушений и безнадзорности

Несовершеннолетние лица, находящиеся в учреждениях, в которых производится профилактика преступлений и правонарушений, имеют права на:

• оповещение родителей или законных представителей о помещении детей в данные организации. При этом уведомление о данном факте отправляется по месту жительства или пребывания взрослых, если таковое известно, в течение 12-ти часов с момента поступления ребенка в учреждение. Если же сведений о месте направления сообщения нет, то уведомление отправляется в течение 3-х суток в орган опеки и попечительства по последнему месту жительства несовершеннолетнего;

• получение информации о причинах и целях своего нахождения в органах системы профилактики, о своих правах и обязанностях, сведений о внутреннем распорядке соответствующего учреждения;

• обжалование решений работников рассматриваемых организаций;

• достойное, не унижающее достоинство обращение;

• телефонные звонки родственникам, переговоры, свидания с ними без ограничения в количестве;

• получение передач, посылок, писем без ограничения в количестве;

• бесплатное питание, одежду, обувь и иные предметы личного пользования, которые необходимы для сохранения здоровья и жизни детей;

• бесплатную юридическую помощь.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что предупреждение и профилактика преступлений, совершаемых среди несовершеннолетних лиц и над детьми непосредственно, в РФ осуществляется определенными органами власти и социологическими институтами. Их способы и методы закреплены законодательно, при этом они постоянно корректируются в зависимости как от общей ситуации в стране, так и в соответствии с частными случаями.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://252.56.xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/7900989

Профилактика правонарушений несовершеннолетними в школе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here