Содержание
- 1 Статья 30.3. Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении
- 2 Алгоритм действий при обжаловании постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (гл.30 КоАП РФ)
- 3 Обжалование решения суда по административному делу
- 4 Глава 30. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (ст.ст. 30.1 — 30.19)
- 5 Апелляционная жалоба по административному делу
- 6 ВС разъяснил новый порядок обжалования процессуальных решений по гражданским и административным делам
- 7 Обжалование по административным делам
Статья 30.3. Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении
Статья 30.3. Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении
1. Анализ правил ч. 1, 2 ст. 30.3 показывает, что:
1) жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана (т.е. это право, а не обязанность лиц, указанных в ст. 25.1-25.5, см. коммент. к ним) в течение 10 календарных суток, отсчитываемых:
а) либо со следующего дня после дня вручения копии постановления по делу об административном правонарушении. Она вручается (под расписку) физическому лицу, законному представителю физического лица, законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему (по его просьбе) в течение 3-х дней со дня вынесения постановления;
б) либо со следующего дня после даты, когда копия постановления по делу была получена упомянутыми лицами.
Напомним, что в соответствии со ст. 29.11 копия постановления по делу должна быть выслана (например, по почте) указанным лицам в течение 3-х дней со дня вынесения постановления (см. коммент. к ст. 29.11);
2) если срок подачи жалобы (указанный выше) был пропущен (например, по болезни, по иным уважительным причинам), он может быть восстановлен:
а) по ходатайству (в соответствии с правилами ст. 24.4, см. коммент. к ней) лица, подающего жалобу;
б) судей, должностным лицом, которые правомочны рассмотреть жалобу. О восстановлении срока выносится определение.
2. Применяя правила ч. 3 ст. 30.3 (они введены Законом N 94 и вступили в силу с 18.07.03, а в редакции Закона N 93 — с 05.08.05), нужно учесть, что:
1) в них исчерпывающим образом перечислены случаи, когда жалоба должна быть подана в 5-ти дневный срок;
2) в них имеются в виду 5 календарных дней, отсчитываемых со следующего дня, после дня вручения (получения) копии постановления.
3. Анализ ч. 4 ст. 30.3 показывает, что:
1) ходатайство о восстановлении пропущенного срока может быть и отклонено;
2) вопрос об удовлетворении (отклонении) жалобы решает лишь судья, должностное лицо самостоятельно с учетом всех обстоятельств;
3) об отклонении ходатайства выносится определение. Возможность его обжалования в нормах КоАП не предусмотрена.
Источник: http://base.garant.ru/5872064/a40300908d82eec862047508d42f6340/
Алгоритм действий при обжаловании постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (гл.30 КоАП РФ)
Название документа: | Алгоритм действий при обжаловании постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (гл.30 КоАП РФ) |
Настоящий комментарий не носит официального характера и может утратить актуальность в связи с изменением законодательства.
Права на использование данного авторского материала принадлежат АО «Информационная компания «Кодекс». Без согласия автора или АО «Информационная компания «Кодекс» допускаются установленные частью IV Гражданского кодекса Российской Федерации правомерные способы использования данного материала.
Опубликование данного материала, а также изменение и (или) иная переработка его с целью опубликования осуществляется только с разрешения автора или обладателя права на использование данного материала — АО «Информационная компания «Кодекс».
Источник: http://docs.cntd.ru/document/420388427
Обжалование решения суда по административному делу
КАС РФ: как обжаловать решение суда в порядке апелляции
Обжалование решения по КАС РФ может производиться в порядке апелляции, кассации и надзора. Каждую из этих процедур мы рассмотрим ниже.
Обратите внимание! В порядке апелляции могут быть оспорены те судебные акты, которые еще не обрели законную силу (ст. 295 Кодекса административного судопроизводства РФ, далее — КАС РФ). На апелляционное обжалование законодательство отводит по общему правилу 1 месяц с момента вынесения судом своего решения в окончательной форме (п. 1 ст. 298 КАС РФ). Вместе с этим по отдельным видам суд. актов могут быть определены и иные процессуальные сроки.
Право представить в указанном порядке жалобу принадлежит:
Апелляционные жалобы рассматривают (ст. 296 КАС РФ):
- верховные суды республик, областные краевые суды — на решения районных судов;
- апелляционные суды общей юрисдикции — на решения верховных судов республик, краевых, областных судов;
- апелляционная коллегия ВС РФ — на решения судебных коллегий ВС РФ.
Важно! Жалоба в порядке апелляции должна быть подана в суд первой инстанции, принявший спорное решение (ст. 297 КАС РФ).
Рассмотрение жалобы происходит коллегиально (ст. 307 КАС РФ). При этом:
- Суд рассматривает дело в полном объеме, т. е. осуществляет проверку оспариваемых суд. актов, но не полное повторное рассмотрение дела по правилам первой инстанции.
- Суд не связан основаниями и доводами, изложенными в жалобе, представлении или возражениях.
- Суд оценивает имеющиеся в деле доказательства, но может принимать и новые, если они не были представлены в суд предыдущей инстанции по объективной причине.
Порядок обжалования решения суда по административному делу в кассацию
В указанной инстанции могут быть оспорены те решения суда, которые уже обрели законную силу (п. 1 ст. 318 КАС РФ).
Кассационные жалобы в кассационные суды общей юрисдикции
В кассационные суды обжалуются вступившие в законную силу:
- судебные приказы;
- определения мировых судей;
- решения и апелляционные определения районных судов;
- апелляционные определения краевых и областных судов;
- определения апелляционных судов общей юрисдикции.
Кассационные жалобы в судебную коллегию по административным делам ВС РФ
В судебную коллегию ВС РФ обжалуются вступившие в законную силу:
- решения и определения судов регионального уровня;
- апелляционные и иные определения судов регионального уровня, апелляционных судов, если кассационная жалоба уже подавалась в кассационный суд;
- определения кассационного суда за исключением тех определений, которые оставили в силе судебный акт первой или апелляционной инстанции.
Правом подавать кассацию наделены:
- участвующие в споре субъекты;
- иные субъекты, чьи права и законные интересы были задеты суд. актом.
Важно! Срок подачи такой жалобы — до 6 месяцев с момента обретения спорным судебным решением законной силы при условии, что подателем жалобы были использованы все прочие определенные законом способы обжалования.
Пропущенный по объективным причинам срок подачи жалобы может быть восстановлен судьей. Правоприменитель указывает: данный вопрос должен быть разрешен в течение 10 дней с момента поступления в суд жалобы, в которой содержится просьба о восстановлении такого срока (подп. 3 п. 1 ст. 321 КАС РФ, п. 83 ППВС от 27.09.2016 № 36).
Важно! Жалоба в кассацию, а также сопутствующие документы по КАС РФ могут быть поданы также через официальный сайт соответствующего суда посредством заполнения специальной формы.
Надзор
В порядке надзора Президиумом ВС РФ могут быть пересмотрены уже обретшие законную силу:
- решения и определения судебных коллегий ВС РФ, рассмотренные ими по первой инстанции, если они уже рассматривались в апелляционной инстанции;
- определения апелляционной коллегии ВС РФ;
- определения судебной коллегии по административным делам, вынесенные ею в кассационном порядке.
- участники спора;
- иные субъекты, чьи права и законные интересы были затронуты спорным суд. актом.
Такие жалобы должны быть представлены непосредственно в ВС РФ в течение 3 месяцев с момента получения ими юридической силы (пп. 1–2 ст. 333 КАС РФ), хотя пропущенный по объективной причине срок также может быть восстановлен судом.
Постановление Президиума ВС РФ получает законную силу с момента его принятия и не может быть оспорено (ст. 344 КАС РФ).
Об особенностях рассмотрения жалобы в этой инстанции в других процессах можно узнать из статей «Надзорная жалоба по гражданскому делу в 2019 году (образец)», «Надзорная жалоба по уголовному делу» и др.).
Госпошлина при подаче жалобы
Обратите внимание! Размер госпошлины за представление жалобы в ту или иную инстанцию определен ст. 333.19 Налогового кодекса РФ и уплачивается в следующих размерах:
- за подачу апелляционной или кассационной жалобы — в сумме, равной 50% от суммы госпошлины за представление неимущественного иска, т. е. 150 руб. для физлиц, 3000 руб. для организаций;
- за представление надзорной жалобы — в сумме, равной госпошлине за представление искового заявления неимущественного характера, т. е. 300 руб. для физлиц, 6000 руб. для юрлиц.
При этом при подаче кассационной жалобы заинтересованными лицами по делам, рассматриваемым в рамках КАС РФ, госпошлина не уплачивается (подп. 7 п. 1 ст. 333.20 НК РФ). В ряде случаев суд (в т. ч. ВС РФ) правомочен освободить подателя жалобы от внесения госпошлины, снизить ее размер или предоставить отсрочку или рассрочку по ее уплате (см. статью «Госпошлина по административному исковому заявлению»).
Сам образец жалобы по КАС РФ читатель найдет в следующем блоке нашей статьи.
Образец обжалования решения суда по административному делу
Структура жалобы на судебное решение, подаваемой в рамках КАС РФ в каждую инстанцию, регламентирована соответственно:
- в апелляцию — ст. 299 КАС РФ (см. также статью «Образец апелляционной жалобы по административному делу»);
- кассацию — ст. 320 КАС РФ;
- надзор — ст. 334 КАС РФ.
При этом обязательными элементами содержания каждой из таких жалоб являются:
- наименование суда, в который они подаются;
- сведения о подателе жалобы;
- сведения об иных участниках процесса;
- указание на суды предшествующих инстанций и суть вынесенных ими решений;
- ссылки на оспариваемые суд. акты;
- доводы и основания, в соответствии с которыми, по мнению подателя жалобы, спорный судебный акт подлежит пересмотру;
- сформулированная просьба к суду.
В числе приложений к жалобе должны быть документы, подтверждающие приводимые подателем жалобы доводы и основания, а также копии самой жалобы — по числу участвующих лиц.
Кроме того, при составлении документации по делам в рамках КАС РФ могут быть полезны следующие материалы:
Итак, обжаловать решение суда по спору в рамках КАС РФ можно в порядке апелляции, кассации и надзора. При этом в первом случае обжалуется не вступившее в законную силу решение, в остальных — уже такую силу получившее. В каждом из этих случаев подается соответствующая жалоба. Содержание таких жалоб и приложений к ним регламентировано КАС РФ. За представление жалобы предусмотрено внесение госпошлины в бюджет, кроме тех ситуаций, когда податель жалобы по решению суда или прямому предписанию закона от нее освобожден.
Источник: http://rusjurist.ru/proizvodstvo_po_kas_rf/obzhalovanie_resheniya_suda_po_administrativnomu_delu/
Глава 30. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (ст.ст. 30.1 — 30.19)
Глава 30. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
ГАРАНТ:
См. схему «Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях»
> Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении |
Содержание Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) |
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Источник: http://base.garant.ru/12125267/daf75cc17d0d1b8b796480bc59f740b8/
Апелляционная жалоба по административному делу
Апелляция – это предусмотренный законом механизм для частичной или полной отмены ранее принятого судебного решения, которым может воспользоваться как истец, так и ответчик. Если речь идет о правонарушении, которое подпадает под действие одной или нескольких статей КоАП РФ, то в случае, если какой-то участник процесса не согласен с вынесенным вердиктом, он может подать апелляцию по административному делу при условии, что судебное решение еще не вступило в законную силу.
Кто может обратиться
Подать апелляцию может любой дееспособный и совершеннолетний участник процесса, который не согласен с позицией суда и хочет ее обжаловать в вышестоящей инстанции. Таким правом наделены:
- граждане РФ, проживающие на территории страны или за ее пределами;
- лица с двойным гражданством;
- частные и государственные организации, компании и учреждения;
- должностные лица и государственные служащие;
- общественные объединения и их работники;
- лица без гражданства (беженцы, переселенцы, иностранцы).
Правила составления
- Вступление. В правом верхнем углу заявитель должен указать полные реквизиты судебного органа, куда направляется документ, свои личные данные (ФИО, место регистрации и проживания, возможные контакты для связи) и аналогичные сведения всех участников процесса. Во вступлении также следует выделить оспариваемые законодательные акты, в том числе номер протокола об административном правонарушении, постановление и решение первой инстанции.
- Основная часть. Чтобы у суда не было сомнений в целесообразности повторного пересмотра ранее принятого решения, истец должен четко изложить причину обращения, перечислить основания для обжалования не вступившего в силу судебного акта и свои требования (какой результат оспаривания он считает справедливым). От того, насколько грамотно будет составлена эта часть документа, во многом зависит, будет ли он принят вышестоящей инстанцией и какое будет вынесено решение после его рассмотрения.
- Заключительная часть, в которой приводится перечень дополнительных материалов и другие необходимые доказательства.
Вместе с тем гражданин вправе подать краткую апелляцию, если есть опасения, что он пропустит предусмотренный законом срок оспаривания (к примеру, если срок обжалования подходит к концу, в то время как из суда первой инстанции все еще не пришла копия постановления судебного органа). В такой ситуации можно написать предварительную апелляцию, намеренно составив ее без соблюдения требований процессуального законодательства, чтобы получивший ее судья вынес постановление об устранении выявленных нарушений. И, несмотря на то, что такое заявление останется без движения, после получения всех необходимых материалов заявитель сможет повторно подать жалобу, которая будет принята вышестоящей инстанцией.
Порядок подачи
В соответствии с положениями КоАП РФ, ранее принятое решение должно быть обжаловано только через суд, который его вынес. Документ можно подать:
- лично в канцелярии судебного органа, предъявив удостоверение личности. На экземпляре заявителя секретарь должен проставить дату принятия, что будет являться подтверждением его принятия;
- по почте заказным письмом с уведомлением. Узнать адрес для отправки корреспонденции можно на сайте https://sudrf.ru/.
Чтобы исключить вероятность утери документов, гражданину лучше самостоятельно обратиться в канцелярию суда. При этом подача такого документа не связана с оплатой государственной пошлины: в соответствии с пунктом 5 ст. 30.2 КоАП РФ от этой обязанности освобождаются как юридические, так и физические лица, если речь идет об оспаривании постановления по административному делу.
В течение трех суток после получения апелляции судом первой инстанции она должна быть перенаправлена в вышестоящий судебный орган.
Срок подачи
Видео (кликните для воспроизведения). |
В соответствии со ст. 30.5 КоАП РФ, жалоба, поданная должностному лицу или органу, который наделен соответствующими полномочиями, должна быть рассмотрена в течение 10-ти дней с момента ее получения. Суд высшей инстанции обязан принять решение относительно принятой жалобы по административному делу в течение 2-х месяцев, если заявителем был предоставлен полный комплект необходимых документов. Апелляция может быть:
- удовлетворена в полном объеме;
- не удовлетворена;
- удовлетворена частично по итогу рассмотрения дела.
Если суд высшей инстанции придет к выводу, что ранее вынесенное определение противоречит нормам действующего законодательства, то оно также может быть отменено.
Возврат апелляции заявителю
Поданная жалоба может быть возвращена и не принята к рассмотрению, если:
- был пропущен предусмотренный законодательством срок. В такой ситуации гражданин вправе добиться восстановления срока, если он сможет доказать, что пропуск обжалования обусловлен серьезными причинами;
- документ составлен с грубыми нарушениями требований КоАП или ошибками в данных;
- она была подана гражданином, который не имеет соответствующих прав.
Порядок рассмотрения
Жалоба по административному делу рассматривается уполномоченным должностным лицом или судьей единолично. После получения всех необходимых документов в ходе судебного разбирательства объявляется, кто подал апелляцию, кто будет ее рассматривать и какая жалоба подлежит рассмотрению.
Судом должна быть установлена явка лица (физического или юридического), в отношении которого было принято оспариваемое постановление, или его законного представителя, действующего, согласно предоставленной доверенности. Кроме того, в обязательном порядке устанавливается явка лиц, вызванных для участия в судебном процессе.
Перед началом рассмотрения проверяются полномочия представителя юридического и физического лица, и выясняется причина неявки других участников, если они проигнорировали полученное приглашение явиться в суд. В этом случае должно быть принято решение о повторном рассмотрении дела без их непосредственного участия или переносе слушания для оповещения участников о дате и времени заседания.
Огласив жалобу на постановление, вынесенное по делу об административном правонарушении, судья должен проверить обоснованность ранее принятого постановления, для чего используются имеющиеся в деле или предоставленные к слушанию материалы. На этом этапе могут быть заслушаны объяснения юридического или физического лица (или его законного представителя), в отношении которого было вынесено постановление об административном правонарушении.
Несмотря на то, что при подаче апелляционной жалобы дело должно быть заново пересмотрено уполномоченным судом, во внимание принимаются только те доказательства, которые были получены первой инстанцией. Привлечь дополнительные материалы, которые ранее не были учтены в завершенном процессе, можно только при условии, что его участники не знали об их существовании (что должно быть подтверждено неопровержимыми доказательствами) или по определенным причинам в первой инстанции их сочли недостаточно вескими.
Видео: школьники подают апелляцию на результаты ЕГЭ
Законодательная база
При составлении и подаче апелляционной жалобы по административному делу гражданин вправе руководствоваться такими законодательными актами:
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях N 195-ФЗ от 03.12.2001г. (ред. от 29.07.2017).
- ФЗ «О статусе судей в Российской Федерации» N 3132-I от 26.06.1992г. (ред. от 28.12.2006).
- ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» N 1-ФКЗ от 31.12.1996г. (ред. от 05.02.2014).
- ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» N 262-ФЗ от 22.12.2008г. (ред. от 29.07.2017).
Дежурные юристы
Вопрос о праве пожилых людей на достойное существование поднимается в России редко –…
Обжаловать постановление о лишении водительского удостоверения можно в силу целого ряда причин. Это…
За неисполнение или ненадлежащие исполнение услуг Почта России несет ответственность в соответствии с…
ВС разъяснил новый порядок обжалования процессуальных решений по гражданским и административным делам
9 июля Верховный Суд РФ принял Постановление «О некоторых вопросах, связанных с началом деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции».
Обжалование по новым правилам
В документе (п. 1) отмечается, что со дня начала функционирования указанных судов процессуальные решения по гражданским и административным делам подлежат обжалованию в соответствии с нормами ГПК РФ и КАС РФ, действующими в редакции Закона от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ. Вступившие в силу постановления по делам об административных правонарушениях, а также решения, вынесенные по результатам рассмотрения жалоб, протестов, и определения, препятствующие дальнейшему движению таких дел, обжалуются согласно нормам КоАП РФ, действующим в редакции Закона от 12 ноября 2018 г. № 417-ФЗ.
При этом согласно ч. 7 и 8 ст. 7 Закона от 29 июля 2018 г. № 1-ФКЗ о создании апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции процессуальные полномочия действующих судов апелляционных и кассационных инстанций по рассмотрению жалоб, поданных до дня начала деятельности вновь созданных судов, сохраняются. Такие жалобы и представления подлежат рассмотрению по правилам, действующим до дня начала деятельности кассационных и апелляционных судов (п. 2 постановления).
Там же указано, что, если до рассмотрения указанных жалоб после начала деятельности вновь созданных судов другим лицом, участвующим в деле, была подана апелляционная, частная либо кассационная жалоба на тот же судебный акт, она рассматривается судом, в производстве которого находится ранее поданная жалоба, по правилам, действующим до дня начала деятельности кассационных и апелляционных судов.
Апелляционные и частные жалобы, представления на не вступившие в силу судебные акты, принятые в первой инстанции мировыми судьями, районными судами и гарнизонными военными судами, которые были поданы до дня начала деятельности апелляционных судов, с началом их работы подлежат рассмотрению вышестоящими судами в качестве апелляционной инстанции в соответствии с нормами процессуального закона, действующими во время их рассмотрения.
Как отмечается в п. 3 постановления, кассационные жалобы на судебные акты, вступившие в силу до начала работы кассационных судов, со дня начала их работы должны подаваться в шестимесячный срок.
В п. 4 разъясняется, что заявление о восстановлении пропущенного срока обжалования, поданное до дня начала деятельности кассационных судов в суд первой инстанции и не рассмотренное до этого дня, со дня начала деятельности вновь созданных судов подлежит рассмотрению судом первой инстанции по правилам ст. 112 ГПК. Данный срок восстанавливается в случае признания причин пропуска уважительными. Со дня начала деятельности кассационных судов заявление о восстановлении срока обжалования решений, вступивших в силу до этого дня, подается во вновь созданный суд.
Лица, участвующие в деле, а также другие лица, чьи права и законные интересы были нарушены вступившим в силу судебным актом и обжаловавшие его в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, а также окружного (флотского) военного суда, со дня начала деятельности вновь созданных кассационных судов подают жалобу в судебную коллегию ВС РФ в шестимесячный срок.
При этом отмечается, что продолжительность и порядок исчисления срока кассационного обжалования решений по административным делам с началом деятельности кассационных судов не изменяются (п. 5 постановления).
Как указано в п. 6, при кассационном обжаловании определения суда, которым не оканчивается производство по гражданскому делу, в суд кассационной инстанции вместе с описью всех имеющихся в деле документов направляется сформированный по жалобе материал (оригинал жалобы и обжалуемого определения суда, а также копии необходимых для их рассмотрения документов, заверенные судом). При необходимости суд вправе истребовать как дополнительные материалы, так и дело полностью.
В п. 7 документа ВС отметил, что жалобы (протесты) на вступившие в силу постановления по делу об административном правонарушении и (или) решения, вынесенные по результатам рассмотрения таких жалоб (протестов), поданные со дня начала деятельности вновь созданных судов, подлежат рассмотрению кассационными судами и ВС РФ. При этом полномочия председателей судов кассационных инстанций и их заместителей по рассмотрению указанных жалоб, поданных в суды до начала деятельности вновь созданных судов, сохраняются.
В заключительном пункте разъяснено, что определение, вынесенное при разрешении вопроса о принятии к рассмотрению жалобы на не вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении и препятствующее дальнейшему движению данного дела (например, определение об отклонении ходатайства о восстановлении пропущенного срока), вступает в силу в порядке, аналогичном вступлению в силу решения, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы.
Так, определение судьи районного суда, вынесенное при разрешении вопроса о принятии к производству жалобы на не вступившее в силу постановление мирового судьи, и определение судьи областного суда (окружного (флотского) военного суда), вынесенное при разрешении вопроса о принятии к производству жалобы на не вступившее в силу постановление судьи районного суда (гарнизонного военного суда), вступают в силу в день их вынесения и с началом деятельности вновь созданных судов подлежат обжалованию в установленном КоАП порядке.
Определение, вынесенное судьей районного суда (гарнизонного военного суда) при разрешении вопроса о принятии к производству жалобы на не вступившие в силу постановление должностного лица и (или) решение вышестоящего органа, должностного лица, постановление коллегиального органа, органа, созданного в соответствии с законом субъекта РФ, подлежит обжалованию (опротестованию) в вышестоящий суд в предусмотренном КоАП порядке (как не вступившее в силу). При этом решение судьи вышестоящего суда, вынесенное по результатам обжалования, вступает в силу немедленно.
Эксперты указали, какие вопросы остались неразъясненными
Комментируя «АГ» постановление, адвокат АК «Бородин и партнеры» Ольга Рогачёва отметила, что Пленум ВС вполне логично указал на сохранение процессуальных полномочий президиумов судов и судебных коллегий по рассмотрению жалоб и представлений, поданных до дня начала деятельности апелляционных и кассационных судов. «Следует отметить, что в постановлении отражены организационные вопросы правил рассмотрения поданных жалоб (представлений). Думаю, что с момента деятельности кассационных и апелляционных судов могут возникнуть вопросы, которые предстоит разрешить», – добавила она.
Старший партнер, руководитель группы практик юридической фирмы INTELLECT Роман Речкин отметил безусловную необходимость разъяснений ВС, поскольку Закон № 451-ФЗ содержит лаконичные, по мнению эксперта, переходные положения, недостаточные для разрешения всех вопросов, которые будут возникать в связи с созданием и началом функционирования четырнадцати новых судов.
«К сожалению, постановление не является исчерпывающим, поскольку носит общий характер, без учета процедуры создания и начала деятельности конкретных судов, – добавил Роман Речкин. – Необходимо учитывать, что кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции считаются образованными со дня назначения на должность не менее половины от установленной численности судей соответствующего суда. Решение о дне начала деятельности этих судов принимает Пленум ВС, официально извещая об этом не позднее 1 октября 2019 г. То есть, исходя из этих правил, момент начала деятельности 14 судов не будет совпадать: видимо, они будут начинать функционировать группами, в разное время, до 1 октября».
Из-за того что вновь созданные суды будут формироваться неравномерно, возможна ситуация, полагает эксперт, когда на определенной территории апелляционный суд сформирован, а кассационный – еще нет. «Получается, что кассационная жалоба на судебный акт апелляционного суда должна рассматриваться в кассационном порядке президиумом суда субъекта РФ (то есть “старой” кассацией) – формально нижестоящим судом. Так это или нет, в постановлении не разъяснено», – резюмировал он.
По мнению управляющего партнера АБ «Бартолиус» Юлия Тая, принятие постановления следует приветствовать, «поскольку любое единообразие в практике всегда полезно и отвечает принципу равенства перед законом и нормативной определенности».
По общему правилу, добавил Юлий Тай, процессуальные нормы действуют в той редакции, когда они применяются. «Так, в п. 2 постановления постулируется весьма спорное и, более того, противоречивое правило: после начала деятельности новых кассационных судов “старые” суды продолжают процедуру рассмотрения, причем в соответствии со “старым” процессуальным порядком, что нарушает вышеназванное правило. Понятно, что Пленум заботится об удобстве и уменьшении технических проволочек (проблем), связанных с передачей дел, определением новых судей и т.д. Но известно, куда ведет дорога, порождаемая благими идеями. По сути, будет некий период функционирования двух параллельных кассационных пересмотров. Никакого равенства перед законом и судом фактически существовать не будет, что не только неправильно, но и недопустимо», – подчеркнул он, при этом добавив, что в последнем абзаце данного пункта в отношении апелляционных инстанций предусмотрен противоположный механизм действия новых процессуальных норм.
Адвокат обратил внимание, что и в п. 4 постановления дано такое же различное толкование для процедуры восстановления срока. «Я не утверждаю, что эта позиция неправильная, – отметил он, – но, на мой взгляд, она не оптимальна».
Эксперт также обратил внимание на п. 5, в котором указано, что лица, воспользовавшиеся пересмотром в президиумах судов субъектов Федерации, не могут подать жалобы в новые кассационные суды, но могут обратиться в судебную коллегию ВС. «Это правильно, – считает эксперт. – Однако далее указано, что при этом будет применяться “старое” процессуальное законодательство, что нарушает правила о действии процессуального закона во времени».
Юлий Тай также считает, что разъяснения не являются исчерпывающими. «Как писал классик, “суха теория, мой друг, а древо жизни зеленеет”. Спрогнозировать все проблемы объективно невозможно, но, полагаю, ВС должен решить вопрос о сроках кассационного обжалования с учетом его изменения для тех дел, где апелляционная жалоба была рассмотрена до появления новых кассационных судов и лица, участвующие в деле, не реализовали право на обжалование по старым правилам, – то есть, допустим, апелляция изготовила определение 1 июля с. г., к 3 октября трехмесячный срок истек, а шестимесячный – нет», – резюмировал он.
Обжалование по административным делам
Отмена уже состоявшихся по итогам рассмотрения административного дела решений возможна применением процедуры – обжалование по административным делам.
Исполнение решения суда начинается после вступления его в силу. Поскольку административные дела связаны с нарушением прав вследствие осуществления властных полномочий (доказательства такого факта – одно из условий подготовки и подачи административного иска и принятия его судьей к производству), в большинстве случае следует ходатайствовать о немедленном исполнении решения суда. Например, по административным искам об оспаривании действий должностного лица важно признать их незаконными как можно скорее. Поэтому Кодекс административного судопроизводства по некоторым делам установил сокращенный срок для обжалования.
Апелляционное обжалование по административным делам
Решение суда по административному делу вступает в силу спустя 1 месяц (как правило), либо через 15 дней при упрощенном производстве по административному делу. Поэтому апелляционная жалоба подается до истечения указанных сроков с момента получения решения суда в окончательной части (не после оглашения в судебном заседании, а получения в письменной форме). Исключения: административный иск об оспаривании закона региона о роспуске представительного органа, правового акта о самороспуске, правовых актов по вопросу осуществления избирательных прав гражданами РФ, о помещении иностранца в специальное учреждение, госпитализации в психиатрическую больницу и др. (ст. 298 КАС РФ). Если срок апелляционного обжалования истек, вместе с жалобой подается ходатайство о восстановлении срока (или в тексте жалобы высказывается просьба об этом), иначе апелляционная жалоба будет возвращена.
Подавать апелляционную жалобу вправе лица, которые участвовали в деле, и их представители, а также все те, которые хоть в деле и не участвовали, но чьи права затронуты решением суда.
Апелляционная жалоба представляется в письменной форме в суд, который вынес решение по делу в первой инстанции (можно подать и сразу в апелляционную инстанцию, но рассмотрение дела тогда будет длиться дольше). Подсудность определяется достаточно просто: это вышестоящая судебная инстанция. Если административный иск рассматривался районным судом, значит жалоба адресуется суду субъекта РФ. Если судом субъекта РФ, значит в Судебную коллегию по административным делам ВС РФ, а если сразу в ВС РФ – в Апелляционную коллегию ВС РФ.
Апелляционная жалоба, помимо адресата, полного наименования сторон, должна содержать указание на то решение, которое обжалуется, основания его отмены и требование изменить или отменить решение, приложения. Подача апелляционной жалобы влечет незначительные судебные расходы в виде обязательной оплаты госпошлины в размере 150 руб. для граждан и 3000 руб. – для организаций.
Какие аргументы и требования приводить в апелляционной жалобе? Основания отмены решения суда установлены ст. 310 КАС РФ, при подготовке жалобы статью следует изучить и выбрать одно из оснований. Требование в жалобе должно быть сформулировано одним из следующих способов: отменить решение суда, изменить его полностью или в части или принять новое решение, направить на новое рассмотрение.
Апелляционная жалоба в случае принятия ее судом к производству будет рассмотрена по всем правилам судебного разбирательства, с извещением участвующих в деле лиц. Судебное разбирательство будет коллегиальным, ведется оно председательствующим судьей. Новые доказательства принимаются судом только при подтверждении факта объективной невозможности предоставления суду первой инстанции.
Кассационное обжалование по административному делу
Кассационному обжалованию подлежат уже вступившие в законную силу решения суда, прошедшие стадию апелляционного обжалования. Для инициирования указанного процесса в суд кассационной инстанции до истечения 6 месяцев после вступления решения суда первой инстанции в силу направляется кассационная жалоба. При пропуске срока либо в жалобе, либо в отдельном ходатайстве, заявитель должен высказать просьбу восстановить пропущенный по уважительным причинам срок.
Кассационная жалоба может быть подана одной из сторон административного дела, иными лицами (если решение затрагивает и нарушает их права), прокурор (если представитель этого органа участвовал в деле).
Заявитель обращается сразу в суд кассационной инстанции. Так как по правилам подсудности большинство административных дел рассматриваются районными судами, кассационная жалоба обычно подается в президиум суда субъекта РФ. Если в ходе апелляционного обжалования суд оставляет апелляционную жалобу без удовлетворения, но при этом приводит новые мотивы в обоснование обжалуемого решения, а заявитель с ними не согласен – кассационная жалоба подается в Судебную коллегию по административным делам ВС РФ.
Содержание кассационной жалобы идентично апелляционной. Однако при ее подготовке особое внимание следует уделить доказыванию существенного нарушения судами, рассматривавшими административное дело, норм материального или процессуального права. К жалобе в обязательном порядке прилагаются заверенные судом копии судебных актов, принятых по делу (их можно получить в канцелярии суда, который выносил соответствующий акт). Госпошлина рассчитывается аналогично, как при подаче апелляционной жалобы.
По итогам рассмотрения жалобы сначала принимается вопрос – передать ли ее на рассмотрение суда или отказать в такой передаче. Рассматривается жалоба в судебном заседании с извещением лиц, участвующих в деле, коллегиальным составом суда. Решение принимается большинством голосов судей. Результат будет объявлен в день заседания.
Обжалование в порядке надзора по административному делу
При неудовлетворительном итоге апелляционного и кассационного обжалования судебного решения, заключительным способом отменить ранее вынесенное решение станет пересмотр в порядке надзора.
Надзорная жалоба подается непосредственно в Президиум ВС РФ лицами, участвующими в деле или теми, чьи права нарушены в результате принятия оспариваемого акта суда. Обратиться с жалобой можно в течение 3 месяцев со дня вынесения последнего судебного акта по делу (кассационного определения).
Помимо общих требований к содержанию надзорной жалобы, как наименование суда, сторон, реквизитов всех вынесенных по делу судебных актов, указывается одно из оснований для отмены таких актов (или все сразу). Это – нарушение прав человека и гражданина, которые закреплены Конституцией РФ, международными нормами и договорами, нарушение публичных интересов или прав неопределенного круга лиц, а также нарушение в единообразия толкования и применения правовых норм. Причем в последнем случае необходимо привести примеры конкретных судебных решений и постановлений высших судебных органов. Госпошлина определяется согласно требованиям НК РФ.
По итогам рассмотрения надзорной жалобы суд примет одно из следующих решений:
- оставить в силу вынесенные по делу судебные акты, а надзорную жалобу без удовлетворения;
- отменить судебные акты полностью или в части и направить административное дело на новое рассмотрение;
- отменить и прекратить производство по административному делу;
- изменить один из судебных актов или несколько;
- оставить жалобу без рассмотрения по существу.
В дальнейшем изменить решение суда можно будет только в международных инстанциях или обратившись с заявлением о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Других способов обжалования по административным делам нет.
Уточняющие вопросы по теме
Если я не получу решение суда по административному иску в течении 30 дней, то вступит ли оно в законную силу?
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: http://iskiplus.ru/obzhalovanie-po-administrativnym-delam/
Юрист: стаж 15 лет
Образование: Воронежский Государственный Университет
Специализация: Гражданское право