Вред субъекту персональных данных

Самое главное по теме: "Вред субъекту персональных данных" с профессиональной точки зрения. Мы собрали и подготовили ответы на многие сопутствующие вопросы. Если вы не нашли на них ответ, то можете обратиться к дежурному консультанту.

Глава 3. Методика оценки возможного вреда субъектам персональных данных

Глава 3. Методика оценки возможного вреда субъектам персональных данных

4. Вред субъекту персональных данных возникает в результате неправомерного или случайного доступа к персональным данным, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

5. Перечисленные неправомерные действия определяются как следующие нарушения безопасности информации:

1) неправомерное предоставление, распространение и копирование персональных данных являются нарушением конфиденциальности персональных данных;

2) неправомерное уничтожение и блокирование персональных данных является нарушением доступности персональных данных;

3) неправомерное изменение персональных данных является нарушением целостности персональных данных;

4) нарушение права субъекта требовать от оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожение является нарушением целостности информации;

5) нарушение права субъекта на получение информации, касающейся обработки его персональных данных, является нарушением доступности персональных данных;

6) обработка персональных данных, выходящая за рамки установленных и законных целей обработки, в объеме больше необходимого для достижения установленных и законных целей и дольше установленных сроков является нарушением конфиденциальности персональных данных;

7) неправомерное получение персональных данных от лица, не являющегося субъектом персональных данных, является нарушением конфиденциальности персональных данных;

8) принятие решения, порождающего юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающие его права и законные интересы, на основании исключительно автоматизированной обработки его персональных данных без согласия на то в письменной форме субъекта персональных данных или непредусмотренное федеральными законами, является нарушением конфиденциальности персональных данных.

6. Субъекту персональных данных может быть причинен вред в форме:

1) убытков — расходов, которые лицо, чье право нарушено, понесло или должно будет понести для восстановления нарушенного права, утраты или повреждения его имущества (реальный ущерб), а также неполученных доходов, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено;

2) морального вреда — физических или нравственных страданий, причиняемых действиями, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом.

7. В оценке возможного вреда Администрация города Нижний Тагил исходит из следующего способа учета последствий допущенного нарушения принципов обработки персональных данных:

1) низкий уровень возможного вреда — последствия нарушения принципов обработки персональных данных включают только нарушение целостности персональных данных, либо только нарушение доступности персональных данных;

2) средний уровень возможного вреда — последствия нарушения принципов обработки персональных данных включают только нарушение целостности персональных данных, повлекшее убытки и моральный вред, либо только нарушение доступности персональных данных, повлекшее убытки и моральный вред, либо только нарушение конфиденциальности персональных данных;

8. Высокий уровень возможного вреда — во всех остальных случаях.

>
Порядок проведения оценки возможного вреда, а также соотнесения возможного вреда и реализуемых Оператором мер
Содержание
Постановление Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от 13 сентября 2017 г. N 2228-ПА «Об утверждении.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник: http://base.garant.ru/46743892/daf75cc17d0d1b8b796480bc59f740b8/

Ответственность за нарушение закона о персональных данных

Лицам, нарушившим требования закона о персональных данных, в зависимости от конкретных обстоятельств и серьезности деяния может грозить не только административная и уголовная ответственность, но также гражданско-правовая и даже дисциплинарная (таблица 1). При этом административная ответственность с 1 июля 2017 года ужесточилась – вместо одного состава правонарушения ст. 13.11 КоАП РФ теперь предусматривает семь, а максимальный штраф составляет 75 тыс. руб.

Таблица 1. «Виды ответственности за нарушение закона о персональных данных»

Вид ответственности

Нарушение

Санкция

Норма

Неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено законом, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации

Административный штраф на должностных лиц в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб.

Обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законом, либо обработка, несовместимая с целями сбора персональных данных

Предупреждение или административный штраф:

  • на граждан – от 1 тыс. до 3 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 5 тыс. до 10 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

Обработка персональных данных без письменного согласия субъекта, когда это необходимо, либо обработка данных с нарушением требований к составу сведений, включаемых в такое согласие

  • на граждан – от 3 тыс. до 5 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 15 тыс. до 75 тыс. руб.

Невыполнение оператором обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к политике обработки персональных данных

Предупреждение или административный штраф:

  • на граждан – от 700 до 1 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 3 тыс. до 6 тыс. руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 5 тыс. до 10 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 15 тыс. до 30 тыс. руб.

Невыполнение оператором обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных

Предупреждение или административный штраф:

  • на граждан – от 1 тыс. до 2 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 4 тыс. до 6 тыс. руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 10 тыс. до 15 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 20 тыс. до 40 тыс. руб.

Невыполнение оператором в установленные сроки требования субъекта персональных данных или его представителя либо Роскомнадзора об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении (если данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки)

Читайте так же:  Полное товарищество ответственность организации

Предупреждение или административный штраф:

  • на граждан – от 1 тыс. до 2 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 4 тыс. до 10 тыс. руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 25 тыс. до 45 тыс. руб.

Невыполнение оператором при обработке персональных данных без использования средств автоматизации обязанности по соблюдению условий, обеспечивающих их сохранность и исключающих несанкционированный к ним доступ, если это повлекло неправомерный или случайный доступ к данным, их уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение либо иные неправомерные действия в отношении них

  • на граждан – от 700 до 2 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 4 тыс. до 10 тыс. руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 25 тыс. до 50 тыс. руб.

Невыполнение оператором, являющимся государственным или муниципальным органом, обязанности по обезличиванию персональных данных либо несоблюдение установленных для этого требований или методов

Предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 тыс. до 6 тыс. руб.

Непредставление или несвоевременное представление в государственный или иной уполномоченный орган сведений, представление которых предусмотрено законом либо предоставление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде

  • на граждан – от 100 до 300 руб.;
  • на должностных лиц – от 300 до 500 руб.;
  • на юридических лиц – от 3 тыс. до 5 тыс. руб.

Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или СМИ

Ш траф до 200 тыс. руб., либо обязательные работы на срок до 360 ч асов , либо исправительны е работы на срок до одного года, либо принудительные работы на срок до двух лет ( с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет или без такового ) , либо арест на срок до четырех месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет ( с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет )

То же деяние, совершенное с использованием служебного положения

Ш траф от 100 тыс. до 300 тыс. руб. , либо лишение права занимать определенные должности на срок от двух до пяти лет, либо принудительные работы на срок до четырех лет ( с лишением права занимать определенные должности на срок до пяти лет или без такового ) , либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до четырех лет ( с лишением права занимать определенные должности на срок до пяти лет )

Незаконное публичное распространение информации, указывающей на личность лица, не достигшего 16 лет, по уголовному делу, либо информации, содержащей описание полученных им в связи с преступлением физических или нравственных страданий

Ш траф от 100 тыс. до 300 тыс. руб., либо лишение права занимать определенные должности на срок от трех до пяти лет, либо принудительны е работ ы на срок до пяти лет ( с лишением права занимать определенные должности на срок до шести лет или без такового ), либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до пяти лет ( с лишением права занимать определенные должности на срок до шести лет )

Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление ему неполной или заведомо ложной информации, если это причинило вред правам и законным интересам граждан

Ш траф до 200 тыс. руб., либо лишение права занимать определенные должности на срок от двух до пяти лет

Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, если это повлекло ее уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование

Ш траф до 200 тыс. руб. , либо исправительные работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо принудительны е работ ы на срок до двух лет, либо лишение свободы на тот же срок

Причинение лицу убытков в результате нарушения правил обработки его персональных данных.

Под убытками при этом понимаются:

  • расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права;
  • утрата или повреждение его имущества;
  • неполученные доходы, которые лицо получило бы, не будь его право нарушено.

Причинение гражданину морального вреда (нравственных страданий) вследствие нарушения правил обработки персональных данных

Компенсация морального вреда (независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных субъектом убытков)

Разглашение одним работником персональных данных другого, если они стали известны ему в связи с исполнением трудовых обязанностей

Иные нарушения в области персональных данных при их обработке

Источник: http://www.garant.ru/actual/persona/otvetstvennost/

Приложение N 15. Правила оценки вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных в случае нарушения Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных», соотношение указанного вреда и принимаемых оператором мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных указанным Федеральным законом

Приложение N 15
к постановлению Администрации
муниципального района «Заполярный район»
от 17.07.2018 N 132п

Правила
оценки вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных в случае нарушения Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных», соотношение указанного вреда и принимаемых оператором мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных указанным Федеральным законом

1.1. Настоящие Правила оценки вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных в случае нарушения Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных», соотношение указанного вреда и принимаемых оператором мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных указанным Федеральным законом (далее — Правила) определяют порядок оценки вреда, который может быть причинён субъектам персональных в случае нарушения Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Федеральный закон «О персональных данных»), и отражают соотношение указанного возможного вреда и принимаемых оператором мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных указанным Федеральным законом.

1.2. Вред субъекту персональных данных возникает в результате неправомерного или случайного доступа к персональным данным.

1.3. Перечисленные неправомерные действия определяются как следующие нарушения безопасности информации:

— неправомерное предоставление, распространение и копирование персональных данных являются нарушением конфиденциальности персональных данных;

Читайте так же:  Компенсация морального вреда реабилитированным

— неправомерное уничтожение и блокирование персональных данных является нарушением доступности персональных данных;

— неправомерное изменение персональных данных является нарушением целостности персональных данных;

— нарушение права субъекта требовать от оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожение является нарушением целостности информации;

— нарушение права субъекта на получение информации, касающейся обработки его персональных данных, является нарушением доступности персональных данных;

— обработка персональных данных, выходящая за рамки установленных и законных целей обработки, в объёме больше необходимого для достижения установленных и законных целей и дольше установленных сроков является нарушением конфиденциальности персональных данных;

— неправомерное получение персональных данных от лица, не являющегося субъектом персональных данных, является нарушением конфиденциальности персональных данных;

— принятие решения, порождающего юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающие его права и законные интересы, на основании исключительно автоматизированной обработки его персональных данных без согласия на то в письменной форме субъекта персональных данных или непредусмотренное федеральными законами, является нарушением конфиденциальности персональных данных.

1.4. Субъекту персональных данных может быть причинён вред в форме убытков, морального вреда.

1.5. В оценке возможного вреда Администрация исходит из следующего способа учёта последствий допущенного нарушения принципов обработки персональных данных:

1.5.1. Низкий уровень возможного вреда — последствия нарушения принципов обработки персональных данных включают только нарушение целостности персональных данных, либо только нарушение доступности персональных данных;

1.5.2. Средний уровень возможного вреда — последствия нарушения принципов обработки персональных данных включают только нарушение целостности персональных данных, повлекшее убытки и моральный вред, либо только нарушение доступности персональных данных, повлекшее убытки и моральный вред, либо только нарушение конфиденциальности персональных данных;

1.5.3. Высокий уровень возможного вреда — во всех остальных случаях.

1.6. Оценка возможного вреда субъектам персональных данных осуществляется лицом, ответственным за организацию обработки персональных данных, в соответствии с методикой, описанной в настоящих Правилах, и на основании значений, приведённых в Приложении N 1.

1.7. Состав реализуемых оператором мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных», определяется лицом, ответственным за организацию обработки персональных данных, исходя из правомерности и разумной достаточности указанных мер.

  • Приложение 1. Оценка вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных, а также соотнесение возможного вреда и реализуемых оператором мер
>
Оценка вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных, а также соотнесение возможного вреда и реализуемых.
Содержание
Постановление Администрации муниципального района «Заполярный район» Ненецкого автономного округа от 17 июля 2018.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник: http://base.garant.ru/44017532/7af06a18e696b1f1f06e05ebdce27796/

Вред субъекту персональных данных

АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 26 июня 2018 года N 626

Об утверждении правил оценки вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных в случае нарушения требований по обработке и обеспечению безопасности персональных данных в администрации области

Во исполнение требований пункта 5 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 27.07.2006 152-ФЗ «О персональных данных» (в редакции от 29.07.2017) администрация области постановляет:

1. Утвердить правила оценки вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных в случае нарушения требований по обработке и обеспечению безопасности персональных данных в администрации области.

2. Назначить управление информационных технологий, связи и документооборота администрации области (Стрельцов) ответственным за оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных в случае нарушения требований по обработке и обеспечению безопасности персональных данных в администрации области.

3. Руководителям структурных подразделений администрации области ознакомить под роспись государственных гражданских служащих структурных подразделений администрации области с настоящим постановлением.

4. Опубликовать постановление на сайте сетевого издания «Тамбовская жизнь» (www.tamlife.ru).

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации области, руководителя аппарата главы администрации области О.О.Иванова.

Глава администрации области
А.В.Никитин

Правила оценки вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных в случае нарушения требований по обработке и обеспечению безопасности персональных данных в администрации области

Утверждены
постановлением
администрации Тамбовской области
от 26.06.2018 N 626

1. Общие положения

1.1. Настоящие правила оценки вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных в случае нарушения требований по обработке и обеспечению безопасности персональных данных в администрации области, (далее — Правила) определяют порядок оценки вреда, который может быть причинен субъектам персональных в случае нарушения Федерального закона N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон N 152-ФЗ), и отражают соотношение указанного возможного вреда и принимаемых администрацией области (далее — Оператор) мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Законом N 152-ФЗ.

Видео (кликните для воспроизведения).

1.2. Настоящие Правила разработаны в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в области обработки и защиты персональных данных.

2. Основные понятия

В настоящих Правилах используются основные понятия приведенные в Гражданском кодексе Российской Федерации, в Федеральном законе от 27.07.2006 1149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и в Федеральном законе от 27.07.2006 152-ФЗ «О персональных данных».

3. Методика оценки возможного вреда субъектам персональных данных

3.1. Вред субъекту персональных данных возникает в результате неправомерного или случайного доступа к персональным данным, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

3.2. Перечисленные неправомерные действия определяются как следующие нарушения безопасности информации:

нарушение конфиденциальности персональных данных:

неправомерное предоставление, распространение и копирование персональных данных;

обработка персональных данных, выходящая за рамки установленных целей обработки, в объеме больше необходимого;

неправомерное получение персональных данных от лица, не являющегося субъектом персональных данных;

принятие решения, порождающего юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающего права и законные интересы, на основании исключительно автоматизированной обработки его персональных данных без согласия на то в письменной форме субъекта персональных данных или не предусмотренного федеральными законами;

нарушение доступности персональных данных:

нарушение права субъекта на получение информации, касающейся обработки его персональных данных;

неправомерное уничтожение и блокирование персональных данных;

нарушение целостности персональных данных:


неправомерное изменение персональных данных;

нарушение права субъекта требовать от Оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения.

Читайте так же:  Решение суда о взыскании компенсации морального вреда

3.3. Вред, который может быть причинен субъекту персональных данных, определяется в виде:

убытков — расходов, которые субъект персональных данных, чье право нарушено, понесло или должно будет понести для восстановления нарушенного права, утраты или повреждения его имущества (реальный ущерб);

недополученного дохода, который этот субъект персональных данных получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено;

морального вреда — физических или нравственных страданий, причиняемых действиями, нарушающими личные неимущественные права субъекта персональных либо посягающими на принадлежащие субъекту персональных данных другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом.

3.4. В оценке возможного вреда необходимо исходить из следующего способа учета последствий допущенного нарушения принципов обработки персональных данных:

низкий уровень возможного вреда — последствия нарушения принципов обработки персональных данных включают только нарушение целостности персональных данных, либо только нарушение доступности персональных данных;

средний уровень возможного вреда — последствия нарушения принципов обработки персональных данных включают только нарушение целостности персональных данных, повлекшее убытки и моральный вред, либо только нарушение доступности персональных данных, повлекшее убытки и моральный вред, либо только нарушение конфиденциальности персональных данных;

высокий уровень возможного вреда — во всех остальных случаях.

4. Порядок проведения оценки возможного вреда, а также соотнесения возможного вреда и реализуемых Оператором мер

Оценка возможного вреда проводится для исполнения требований к защите персональных данных при их обработке в информационной системе персональных данных (далее — ИСПДн), в частности, при определение типа актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в ИСПДн во исполнение п. 5 ч. 1 ст. 18.1 Закона N 152-ФЗ.

Оценка возможного вреда субъектам персональных данных и состав реализуемых Оператором мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Законом N 152-ФЗ, осуществляется должностными лицами управления информационных технологий, связи и документооборота администрации области в соответствии с методикой оценки возможного вреда субъектам персональных данных, определенной в разделе 3 настоящих Правил, и на основании оценки вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных, а также соотнесения возможного вреда и реализуемых Оператором мер, приведенных в приложении к Правилам, исходя из правомерности и разумной достаточности указанных мер. При необходимости допускается привлечение сторонних экспертов в области защиты информации.

Приложение. Оценка вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных, а также соотнесение возможного вреда и реализуемых Оператором мер

Приложение
к правилам оценки вреда, который может
быть причинен субъектам персональных данных
в случае нарушения требований по обработке и
обеспечению безопасности персональных данных
в администрации области

При определении уровня возможного вреда необходимо учитывать, что сами по себе нарушения целостности и доступности могут принести наименьший вред субъекту персональных данных, так как субъект персональных данных может и имеет право требовать восстановления целостности и доступности.

Если такое правомочие субъекта персональных данных затруднено, считается, что имеется основание для судебного иска, поэтому нарушение целостности или доступности, повлекшие моральный вред или ущерб, отнесены к среднему уровню вреда.

Если нарушение конфиденциальности потенциально необратимо (ставшие публичными данные невозможно снова сделать конфиденциальными), то даже в случае, если оно не повлекло причинение морального вреда субъекту персональных данных, такое нарушение относится к среднему уровню возможного вреда.

Если нарушения конфиденциальности повлекли за собой моральный ущерб и убытки, то такие нарушения относятся к наивысшему уровню возможного вреда.

Таблица. Оценка уровня возможного вреда

Требования Федерального закона от 27.07.2006 152-ФЗ «О персональных данных», которые могут быть нарушены

Возможные нарушения безопасности информации и причиненный субъекту вред

Уровень возможного вреда

Принимаемые меры по обеспечению выполнения обязанностей Оператора персональных данных

1. Порядок и условия применения организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке, необходимых для выполнения требований к защите персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные уровни защищенности персональных данных

Убытки и моральный вред

В соответствии с законодательством в области защиты информации и Положением по обеспечением безопасности персональных данных

Источник: http://docs.cntd.ru/document/550130088

В Сети оказались персональные данные более 1,2 млн клиентов МФО

Персональные данные более 1,2 млн клиентов российских микрофинансовых организаций (МФО) оказались выставлены на продажу в интернете.

По данным РБК, в интернете выставлена база данных клиентов «Быстроденьги», «Займер», «еКапуста», «Лайм» и «Микроклад».

Пробник базы из 800 записей содержит в себе данные о полных именах, номерах телефонов, адресах электронной почты, паспортных данных россиян.

Источники, близкие к ЦБ, предположили, что речь идет не об утечке данных из какой-либо компании. База данных не может принадлежать МФО или банкам из-за ее непригодности для работы, так как там есть поля, которые содержат только номер телефона и почту. Источником этих данных могут быть веб-мастера или лидогенераторы, которые собирают данные клиентов для дальнейшей перепродажи.

Ранее СМИ сообщили об утечке данных 17 млн человек, якобы имеющих карты лояльности в сети «Красное и белое», в базе есть фамилии, имена, отчества, даты рождения и номера телефонов.

Источник: http://realnoevremya.ru/news/165293-v-seti-okazalis-personalnye-dannye-bolee-12-mln-klientov-mfo

Вред субъекту персональных данных

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 9 марта 2016 года N 328

Об утверждении правил оценки вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных в случае нарушения требований по обработке и обеспечению безопасности персональных данных

В соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных» ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Правила оценки вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных в случае нарушения требований по обработке и обеспечению безопасности персональных данных в министерстве здравоохранения области согласно Приложению к настоящему приказу.

2. Назначить заместителя начальника управления организации работы министерства здравоохранения области Курганова Сергея Владимировича ответственными за оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных в случае нарушения требований по обработке и обеспечению безопасности персональных данных в министерстве здравоохранения области.

3. Настоящий приказ подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра здравоохранения области В. Б. Николаева.

Министр
Ж. А. Никулина

Приложение. Правила оценки вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных в случае нарушения требований по обработке и обеспечению безопасности персональных данных

Приложение
к приказу министерства
здравоохранения Саратовской области
от 09.03.2016 г. N 328

Правила оценки вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных в случае нарушения требований по обработке и обеспечению безопасности персональных данных

Читайте так же:  Исковое заявление в третейский суд образец

1. Общие положения

1.1. Настоящие Правила оценки вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных в случае нарушения требований по обработке и обеспечению безопасности персональных данных (далее — Правила) определяют порядок оценки вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных в случае нарушения Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — ФЗ N 152-ФЗ), и отражают соотношение указанного возможного вреда и принимаемых оператором мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных ФЗ N 152-ФЗ.

1.2. Настоящие Правила разработаны в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в области обработки и защиты персональных данных.

2. Основные понятия

3. Методика оценки возможного вреда субъектам персональных данных

4. Порядок проведения оценки возможного вреда, а также соотнесения возможного вреда и реализуемых Оператором мер

4.1. Оценка возможного вреда субъектам персональных данных осуществляется лицом, ответственным в министерстве здравоохранения области за защиту информации, в соответствии с методикой, описанной в разделе 3 настоящих Правил, и на основании экспертных значений, приведенных в Приложении 1.

4.2. Состав реализуемых Оператором мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных ФЗ N 152-ФЗ «О персональных данных», определяется лицом, ответственным в министерстве здравоохранения области за организацию обработки персональных данных, исходя из правомерности и разумной достаточности указанных мер.

Приложение 1 к правилам. Оценка вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных, а также соотнесение возможного вреда и реализуемых Оператором мер

Приложение 1
к правилам

Оценка вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных, а также соотнесение возможного вреда и реализуемых Оператором мер

Возможные нарушение безопасности информации и причиненный субъекту вред

Уровень возможного вреда

Принимаемые меры по обеспечению выполнения обязанностей оператора персональных данных

порядок и условия применения организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке, необходимых для выполнения требований к защите персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные уровни защищенности персональных данных;

Убытки и моральный вред

В соответствии с законодательством в области защиты информации и Положением по обеспечением безопасности персональных данных

Источник: http://docs.cntd.ru/document/467709503

Защищаем персональные данные по новому приказу ФСТЭК. Больше ответов или вопросов?

Почему же «долгожданный»? Да потому, что с момента выхода постановления Правительства РФ № 1119 (1 ноября 2012 года) любые вопросы по технической защите персональных данных оказались в неопределенно-подвешенном состоянии. Получилось так: новым постановлением отменены старые классы информационных систем персональных данных (ИСПДн) и введено понятие «Уровни защищенности ИСПДн», но как и чем защищаться в каждом конкретном случае как раз и должен был нам рассказать новый приказ ФСТЭК, который мы ждали «каких-то» полгода.

Сразу после опубликования нового приказа по Интернету прокатилась волна восторженных отзывов о новом документе. Мол, это огромный шаг вперед в сфере законодательства по защите персональных данных. В какой-то мере это действительно так (учитывая то, что предыдущие документы выходили сразу морально устаревшими и не учитывали многих нюансов функционирования современных информационных систем — мобильные платформы, виртуализация и тд), но, лично у меня к новому документу есть масса претензий.

В этой статье я постараюсь простым языком проанализировать новый документ ФСТЭК России, взвесить его плюсы и минусы, а также постараться ответить на вопрос «что же теперь делать операторам персональных данных?».

Что из себя представляет документ в целом

В целом, это действительно шаг вперед в плане законотворчества в сфере защиты персональных данных. Наконец-то в списке мер мы увидели упоминание мобильных устройств и средств виртуализации, чего раньше законодатели тщательно старались избегать. Наконец-то нет обязаловки как в прошлом приказе: «Если у тебя ИСПДн 1 класса, тебе нужно потратить n денег на средства защиты информации, если 2 класса, то n-m денег, а если 3 класса, то n-m-k денег.».

Сейчас ситуация такая: у нас есть 15 групп различных технических и организационных мер, в каждой группе от 2 до 20 различных мер, напротив каждой меры отмечено, является ли эта мера базовой (я буду их называть далее условно обязательными) для определенного уровня защищенности (если стоит плюс, то мера базовая, если нет — компенсирующая). Тут нужно заметить, что в перечне есть немало мер, которые могут быть только компенсирующими, то есть не отмечены плюсом ни для одного из четырех уровней защищенности.

Оператор персональных данных действует по следующему алгоритму:
— определяет уровень защищенности своей ИСПДн согласно ПП 1119;
— выбирает все меры, которые отмечены плюсом для выбранного уровня защищенности (базовые меры);
— убирает из полученного списка меры, которые связаны с технологиями, не используемыми в ИСПДн (например, убираем меры для защиты виртуальной инфраструктуры, если средства виртуализации не используются);
— смотрит на полученный список мер и сравнивает с актуальными угрозами в модели угроз, если выбранными мерами нейтрализуются не все актуальные угрозы, добавляет в список компенсирующие меры, необходимые для нейтрализации всех оставшихся угроз;
— добавляет к полученному списку меры, определенные в других нормативных актах (например в ПП № 1119 есть небольшое количестве мер, а также есть общие требования в ФЗ-152), после чего получает итоговый список мер, которые нужно выполнить;
— выполняет меры из окончательного списка…

Вроде бы все просто: определяем уровень защищенности, рисуем модель угроз, выбираем и уточняем меры из нового приказа ФСТЭК, выполняем эти меры и у нас комар носа не подточит. Но…

Ложка дегтя

Собственно здесь начинается критика как нового документа, так и остального законодательства в целом.

Проблемы у 21 приказа ФСТЭК в целом такие же как и у многих других законодательных документов — использование размытых формулировок, возможность двоякого толкования текста, отсутствие пояснений там, где они жизненно необходимы.

Понять как тщательно готовился документ и сколько раз его перечитывали и редактировали за эти полгода можно уже по тому факту, что после четвертого пункта в приказе сразу идет шестой… Ну ладно, это придирки, а что есть по существу?

Непонятки начинаются с классики жанра, которая тянется с незапамятных времен. Пункт 2 документа гласит, что для выполнения работ по защите ПДн могут привлекаться организации, имеющие лицензию на техническую защиту конфиденциальной информации (ТЗКИ).
Эта фраза кочует из документа в документ ФСТЭК уже давно, но что значит «могут» однозначного ответа так и нет. Естественно, ушлые интеграторы будут трактовать это как «могут привлекать сторонние организации, если сами не имеют лицензию на ТЗКИ». Формально, они будут правы, потому что если копнуть другие нормативные акты, выясняется, что под ТЗКИ попадает даже банальная установка антивируса, а в положении о лицензировании касаемо ТЗКИ нет оговорки о том, что лицензия не нужна если работы проводятся для личных нужд. Но операторы не любят выкидывать деньги на ветер и, к несчастью ушлых интеграторов, включают здравый смысл и трактуют это предложение как «могут привлекать, а могут и сами сделать». Это первое место, где не помешало бы более конкретно описать условия привлечения сторонних организаций.

Читайте так же:  Выморочное имущество сроки давности

Едем дальше. Пункт 3 говорит нам о том, что меры по обеспечению безопасности ПДн должны быть направлены на нейтрализацию актуальных угроз безопасности. С другой стороны ФЗ-152 говорит нам о том, что организационные и технические меры применяются для выполнения требований по защите ПДн. Так все-таки, есть у нас свобода или очередная обязаловка? Опять необходимо разъяснение.

Далее. Шестой пункт гласит о том, что раз в 3 года оператор самостоятельно или с привлечением сторонних организаций должен проводить оценку эффективности реализованных мер защиты ПДн. Тут получилось как с оценкой вреда субъекту персональных данных в 152-ФЗ. Получается, что оценку провести нужно, а какой-либо методики проведения такой оценки нет. А может быть оценка эффективности является заменой аттестации информационной системы? Тогда почему оператор может проводить ее самостоятельно, не имея лицензии на ТЗКИ?

Десятый пункт документа на первый взгляд очень многообещающий, в нем сказано «При невозможности технической реализации отдельных выбранных мер по обеспечению безопасности персональных данных, а также с учетом экономической целесообразности на этапах адаптации базового набора мер и (или) уточнения адаптированного базового набора мер могут разрабатываться иные (компенсирующие) меры, направленные на нейтрализацию актуальных угроз безопасности персональных данных«.

Казалось бы, вот оно — ссылаемся на экономическую нецелесообразность и не покупаем никаких сертифицированных средств защиты. Ну тут же нас выводит из состояния эйфории следующий абзац: «В этом случае в ходе разработки системы защиты персональных данных должно быть проведено обоснование применения компенсирующих мер для обеспечения безопасности персональных данных».

То есть вот как, просто сказать проверяющему «Мы тут с мужиками прикинули и решили, что внедрять сертифицированные СЗИ это слишком дорого и поставили бесплатный китайский антивирус» не получится. Нужно показывать какие-то бумажки, обосновывающие применение иных мер, а не базовых. Как обосновать? Мне пока на ум приходит только проведение процедуры анализа рисков по ISO 27001, что, в случае найма для этих целей сторонней организации, само по себе может влететь в копеечку. К тому же, еще не факт, что анализ рисков покажет, что внедрять сертифицированные СЗИ экономически нецелесообразно…

Собственно тут мы и дошли до основной части документа — приложение с перечнем мер. Тут тоже не все так просто как хотелось бы. Вроде бы и меры разбиты на группы и удобно пронумерованы, вроде бы и удобные столбики с плюсиками показывают является ли в нашем случае та или иная мера условно обязательной или нет. Но, все равно, после изучения таблицы с мерами остается чувство неопределенности. Вот, например, пункт четвертый основного текста приказа уже не обязывает, вроде как, применять только сертифицированные СЗИ. Это хорошо. Но этот же пункт и не говорит прямым текстом, что можно применять несертифицированные СЗИ или не применять СЗИ вообще. Вот как он звучит дословно:
Меры по обеспечению безопасности персональных данных реализуются в том числе посредством применения в информационной системе средств защиты информации, прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия, в случаях, когда применение таких средств необходимо для нейтрализации актуальных угроз безопасности персональных данных.

В то же время, первая же мера, условно обязательная для всех уровней защищенности, звучит так: «Идентификация и аутентификация пользователей, являющихся работниками оператора». Понятно, что эта мера может быть реализована и штатными средствами любой ОС. И вроде как четвертый пункт не обязывает применять тот же Secret Net или Dallas Lock, но где гарантия, что не придет проверяющий и не скажет «Вы все не так поняли, тут должно стоять сертифицированное СЗИ, вот вам предписание»? Кто и как определяет — для нейтрализации конкретной угрозы необходимо ли сертифицированное СЗИ или можно обойтись без него? Почему нельзя написать прямым текстом, что применение сертифицированных СЗИ не обязательно, или обязательно в каких-то конкретных случаях?

Ну и формулировка самих мер иногда очень интересна. Вот например условно-обязательная мера защиты сред виртуализации для уровней защищенности от третьего и выше:
«Разбиение виртуальной инфраструктуры на сегменты для обработки персональных данных отдельным пользователем и/или группой пользователей».

По какому принципу сегментировать-то? И в чем такая необходимость? Конечно, мы можем при уточнении или адаптации набора мер выкинуть эту меру из списка, но опять же, а если проверяющий скажет «Вы все не так поняли. »?

Я очень надеюсь, что когда-нибудь представители ФСТЭК все же дадут официальные разъяснения по поводу спорных вопросов.

Вместо резюме

В общем и целом заметны попытки ФСТЭК дать большую свободу действия операторам при выборе стратегии защиты персональных данных, но размытости и неопределенности в формулировках в сочетании с неясностью позиции самого регулятора в спорных моментах, заставляют насторожиться.

Что же делать операторам сейчас?

Тем, кто уже защитил свои ИСПДн по «старому стилю», немного подредактировать свою документацию, приведя ее в соответствие действующему законодательству. В любом случае, скорее всего, ваша система защиты в техническом плане будет соответствовать и новому документу, так как раньше требования были жестче.

Остальным — классифицировать свои ИСПДн, построить модель угроз, составить список мер и, по мере возможности, их выполнять. Мониторить всевозможные новости, касающиеся разъяснений регуляторов, практики проведения проверок, мнений экспертов и общей тенденции развития законодательства в этой сфере.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://habr.com/post/180623/

Вред субъекту персональных данных
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here