Мировое соглашение в административном судопроизводстве

Самое главное по теме: "Мировое соглашение в административном судопроизводстве" с профессиональной точки зрения. Мы собрали и подготовили ответы на многие сопутствующие вопросы. Если вы не нашли на них ответ, то можете обратиться к дежурному консультанту.

Примирительные процедуры и соглашение о примирении

Понятие и виды примирительных процедур

Право на доступность судебной защиты включает в себя и возможность урегулировать спор в рамках примирительных процедур как до, так и после возбуждения дела в суде. Среди наиболее распространенных видов примирительных процедур следует выделить переговоры и посредничество (медиацию), которые широко применяются в международной практике для урегулирования споров.

Переговоры представляют собой процедуру урегулирования разногласий, в которой принимают участие только субъекты спора.

Посредничество (медиация) — это примирительная процедура, в рамках которой стороны (участники) спора при содействии посредника (медиатора) ведут переговоры, направленные на урегулирование конфликта и принятие взаимовыгодного решения.

В качестве преимуществ посредничества (медиации) можно выделить следующие:

  • предсказуемость результата (стороны сами принимают решение по урегулированию конфликта);
  • поливариантность возможных решений (стороны не связаны предметом и основанием иска, они вправе договориться об условиях урегулирования спора, не противоречащих действующему законодательству и отвечающих их интересам);
  • исполнимость (медиационные соглашения исполняются добровольно, поскольку отвечают интересам обеих сторон и вырабатываются самими сторонами);
  • конфиденциальность процедуры;
  • гибкость и неформальность процедуры.

Посредничество (медиация) как примирительная процедура может применяться в любое время. Участники конфликта вправе его урегулировать в рамках процедуры медиации, не обращаясь в суд. Если производство по делу возбуждено, то возможность обращения к посреднику не утрачивается. Поскольку в рамках медиации спор урегулируется с позиции интересов сторон, то в большинстве случаев такие процедуры оканчиваются заключением соглашения, которое впоследствии добровольно исполняется.

Медиатор, в отличие от судьи, решение не принимает, он обеспечивает продуктивность переговоров, которые направлены на выработку сторонами взаимоприемлемого соглашения. Особенность процедуры медиации заключается в том, что стороны правового спора сохраняют полный контроль над процедурой принятия решения, проверяют его на соответствие своим интересам, и, как результат, такие соглашения добровольно исполняются.

Урегулирование спора в рамках процедуры медиации регламентируется Законом о медиации. Данный нормативный акт закрепляет частную модель медиации, создает условия для развития этого нового для российской правовой культуры способа урегулирования правовых споров.

Процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора.

Специфика публичных споров не исключает примирения сторон. В зарубежной практике такого рода соглашения заключаются с участием органов государственной власти, местного самоуправления; для примирения сторон по публичным спорам применяются переговоры, разные модели медиации. В настоящее время тенденции широкого применения альтернативных способов урегулирования споров, в том числе примирительных процедур, рассматриваются в качестве меры, обеспечивающей доступность правосудия. В Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 16 сентября 1986 г. N R (86) 12 «О мерах по недопущению и сокращению чрезмерной нагрузки на суды» предлагается включить в судебную политику задачу содействия примирению сторон как вне судебной системы, так до или в ходе судебного разбирательства. С этой целью предлагается возложить на судей в качестве одной из основных задач ответственность добиваться примирения сторон и заключения мирового соглашения по всем соответствующим вопросам до начала или на любой соответствующей стадии судебного разбирательства.

Поэтому следует рассматривать как положительный шаг закрепление в КАС нормы, позволяющей участникам административного судопроизводства окончить дело примирением. Учитывая специфику рассматриваемых в рамках административного судопроизводства категорий административных дел, законодатель ограничил возможность примирения только плоскостью взаимных уступок в отношении прав и обязанностей субъектов спорных публичных правоотношений. За этими рамками соглашение о примирении заключаться не может, и на суд возложена обязанность осуществлять контроль. В этом состоит отличие соглашения о примирении от мирового соглашения в гражданском и арбитражном процессах. Последние могут заключаться по широкому кругу вопросов, и таких законодательных ограничений по содержанию законодатель в отношении мирового соглашения не установил. В административном судопроизводстве с ходатайством о предоставлении срока для примирения могут обратиться стороны, их представители. Не являются субъектом соглашения о примирении прокурор (ч. 4 ст. 39 КАС), органы, организации и лица, обращающиеся в суд в защиту прав других лиц или неопределенного круга лиц в порядке ст. 40 КАС. При удовлетворении ходатайства сторон о предоставлении срока для примирения суд обязан приостановить производство по делу по п. 6 ч. 1 ст. 190 КАС.

Действующий КАС не предусматривает, в рамках каких процедур может осуществляться примирение сторон по административному делу. Раз законодатель не предусмотрел для таких случаев никаких исключений, то это означает, что участники административного спора могут использовать все не противоречащие законодательству процедуры. Вопрос о примирении может обсуждаться в рамках переговоров, медиации, взаимных консультаций. Если участники административного дела выбрали для примирения процедуру медиации, то в таком случае следует руководствоваться положениями Закона о медиации.

Соглашение о примирении сторон

Урегулирование административного спора путем примирения сторон должно быть выражено в соглашении о примирении. Данное соглашение обязательно должно быть изготовлено в письменной форме и подписано сторонами или представителями, при условии что у представителей в доверенности оговорено соответствующее полномочие. КАС предусматривает минимальные требования к содержанию соглашения о примирении, относя к обязательным реквизитам указание условий, на которых стороны пришли к примирению, а также порядок распределения государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, включая расходы по оплате помощи представителей. Условия, на которых стороны пришли к примирению, должны включать выводы о правах и об обязанностях сторон, уступках, которые стороны сделали друг другу. Содержание соглашения о примирении не должно противоречить действующему законодательству, а содержащиеся условия о примирении должны отвечать требованиям точности, определенности, исполнимости. Соглашение о примирении может касаться как всех вопросов, являющихся предметом административного дела, так и их части.

Подписав соглашение о примирении, стороны обязаны представить его в суд. После представления соглашения суд возобновляет производство по административному делу и назначает судебное заседание для рассмотрения вопроса об утверждении соглашения о примирении. Лица, участвующие в деле, обязательно извещаются о времени, дате и месте судебного заседания. Их неявка не является препятствием для рассмотрения судом вопроса об утверждении соглашения о примирении.

Судебное заседание по вопросу об утверждении соглашения о примирении проводится с целью осуществления судом контроля за этим распорядительным действием. В судебном заседании суд обязан проверить отсутствие оснований, препятствующих заключению соглашения о примирении (ч. 1 ст. 137 КАС), в том числе ответить на вопросы: а) не противоречит ли соглашение действующему законодательству; б) не нарушает ли оно права, свободы и законные интересы других лиц. Если хотя бы одно из этих условий нарушается, то суд отказывает в утверждении соглашения о примирении.

Читайте так же:  Отмена определения суда кассационной инстанции

По итогам проведения судебного заседания по вопросу об утверждении мирового соглашения суд принимает определение либо об утверждении соглашения о примирении, либо об отказе в утверждении с указанием причин. Определения принимаются в виде отдельного судебного акта.

Судебные акты, принимаемые по итогам рассмотрения вопроса об утверждении соглашения о примирении, являются самостоятельными объектами обжалования, и на них в течение 15 дней с момента принятия может быть подана частная жалоба.

Процессуальные последствия утверждения соглашения о примирении заключаются в том, что производство по административному делу подлежит прекращению (п. 4 ч. 1 ст. 194 КАС) и повторное обращение в суд с тождественным административным иском (по тем же предмету, основанию и с участием тех же субъектов) недопустимо (ч. 1 ст. 195 КАС).

По общему правилу соглашение о примирении подлежит исполнению добровольно в порядке и сроки, которые согласованы сторонами. В случае если одна из сторон не исполняет условия соглашения о примирении, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о принудительном исполнении в порядке гл. 38 КАС.

Источник: http://be5.biz/pravo/a001/8.html

Примерная форма соглашения о примирении сторон (административное судопроизводство) (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

Соглашение о примирении сторон (административное судопроизводство)

[ место подписания соглашения ]

[ число, месяц, год ]

[ Ф. И. О. и паспортные данные, ИНН (для ИП)/полное наименование организации, ИНН/ОГРН, Ф. И. О. и должность представителя, документ, подтверждающий его полномочия, адрес регистрации, адрес для корреспонденции ], именуемое в дальнейшем «Административный истец», с одной стороны и

[ Ф. И. О. и паспортные данные, ИНН (для ИП)/полное наименование организации, ИНН/ОГРН, Ф. И. О. и должность представителя, документ, подтверждающий его полномочия, адрес регистрации, адрес для корреспонденции ], именуемое в дальнейшем «Административный ответчик», с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящее соглашение о нижеследующем:

1. Настоящее соглашение заключается Сторонами на основании статьи 137 Кодекса административного судопроизводства РФ в целях устранения спора, явившегося причиной предъявления исковых требований Административного истца к Административному ответчику, возникших в связи с [ указать суть спора, например, оспариванием результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего Административному истцу на праве собственности ], при том понимании, что: [ кратко описать суть спора ].

2. [ Подробно описать согласованные сторонами сведения об условиях, на которых они пришли к примирению ].

3. Настоящее соглашение подписано [ число, месяц, год ] в Российской Федерации, городе [ вписать нужное ] и подлежит утверждению [ наименование суда ] в порядке, предусмотренном статьей 137 Кодекса административного судопроизводства РФ.

4. Настоящее соглашение о примирении заключено в трех экземплярах на русском языке, которые имеют равную юридическую силу. По одному экземпляру настоящего соглашения подлежит передаче каждой из Сторон, а оставшийся экземпляр подлежит приобщению к материалам дела N [ значение ].

5. К Сторонам по настоящему соглашению применяется право РФ. Толкование настоящего соглашения осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ.

6. Судебные расходы распределяются между Сторонами в следующем порядке: [ вписать нужное ].

7. Последствия прекращения производства по делу в связи с заключением соглашения о примирении Сторонам разъяснены и понятны.

1) Копии документов, подтверждающих полномочия представителей Сторон на подписание соглашения о примирении.

[ подпись, инициалы, фамилия лица, подписавшего соглашение ]

[ подпись, инициалы, фамилия лица, подписавшего соглашение ]

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Примерная форма соглашения о примирении сторон (административное судопроизводство)

Разработана: Компания «Гарант», октябрь 2019 г.

Источник: http://base.garant.ru/55728419/

Новые виды примирительных процедур: что именно изменится и как отразится на судебном процессе?

Ведущий юрист, направление «Налоги и право» Группы компаний SRG

специально для ГАРАНТ.РУ

С 25 октября в процессуальном законодательстве грядут важные изменения, которые коснутся одновременно арбитражного, гражданского и административного процессов (Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 197-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; далее – Закон № 197-ФЗ).

С указанной даты, за исключением отдельных положений закона, устанавливаются новые примирительные процедуры при осуществлении судопроизводства в судах общей юрисдикции и арбитражных судах. Так, Закон № 197-ФЗ вносит в Арбитражный процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс и Кодекс административного судопроизводства новые нормы, устанавливающие виды, порядок и сроки проведения примирительных процедур, требования к судебным примирителям, а также нормы, касающиеся процедуры удостоверения нотариусом медиативного соглашения, достигнутого сторонами в соответствии с соглашением о проведении медиации (Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»; далее – закон о медиации).
Рассмотрим данные новеллы подробнее.


Новые виды примирительных процедур

В рассматриваемом законе законодатель указал, что примирение сторон возможно на любой стадии процесса и при исполнении судебного акта, если не предусмотрено иное.

При этом в Законе № 197-ФЗ перечислены следующие виды примирительных процедур:

  • переговоры (новый вид примирительной процедуры);
  • медиация;
  • судебное примирение (новый вид примирительной процедуры).

Замечу, что этот перечень является открытым.

Наибольший интерес вызывает новая процессуальная процедура – судебное примирение. Одновременно с этим появляется и новое процессуальное лицо – судебный примиритель. Выполнять эту функцию вправе только судьи в отставке. Список судебных примирителей после вступления Закона № 197-ФЗ в силу будет формировать и утверждать Пленум Верховного Суда РФ на основе предложений арбитражных судов о кандидатурах судебных примирителей из числа судей в отставке, изъявивших соответствующее желание. Напомним, основные положения закона вступят в силу 25 октября.

Судебный примиритель вправе:

  • вести переговоры со сторонами и другими лицами, участвующими в деле;
  • изучать представленные сторонами документы;
  • знакомиться с материалами дела с согласия суда;
  • осуществлять другие действия, необходимые для эффективного урегулирования спора и предусмотренные регламентом проведения судебного примирения, в том числе давать сторонам рекомендации в целях скорейшего урегулирования спора и сохранения деловых отношений.

Стоит, однако, отметить, что судебный примиритель не считается участником судебного разбирательства и не вправе совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников арбитражного процесса.

Читайте так же:  Правила применение срока исковой давности


Нотариальное удостоверение медиативного соглашения

Стоит также обратить внимание на новую процедуру удостоверения нотариусом медиативного соглашения, достигнутого сторонами.

Согласно новым процессуальным нормам медиативное соглашение будет удостоверяться при участии медиатора, медиаторов, медиатора-представителя организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.

Такое нотариально заверенное медиативное соглашение приравнено к числу исполнительных документов, направляемых судебному приставу-исполнителю (п. 5 ст. 12 закона о медиации в ред. Закона № 197-ФЗ).

Это совершенно новый для действующего в настоящее время процессуального законодательства вид исполнительного документа.


Введение примирения в административных делах

Помимо прочего, новые правила устанавливают возможность использовать примирительные процедуры и при рассмотрении административных дел.
Действующее законодательство такого порядка не предусматривает.


***

Перечисленные нововведения призваны разгрузить работу судов первой инстанции, так как правильное и качественное урегулирование спора в примирительном порядке должно существенно снизить огромную нагрузку судей.

Как юрист, постоянно участвующий в судах в силу своей специализации, могу сказать, что фактически судьи рассматривают в день более 20-30 дел, что влияет на качество итоговых судебных решений.

С учетом этого в данном случае, по моему мнению, новые нормы о судебном примирении не только помогут облегчить работу судейского аппарата, но и должны повлиять на более качественный подход к судебному процессу и составлению актов со стороны суда.

В настоящее время на практике спорящие стороны редко разрешают свои вопросы в порядке медиации.

Два основных способа разрешения конфликта:

  • досудебный (в результате переговоров сторон);
  • судебный (путем вынесения судебного решения либо заключения мирового соглашения).

Законодатель же в рассматриваемом Законе № 197-ФЗ пробует размыть четкую границу между «досудебным» и «судебным» этапами разрешения спора, вводя условие именно о судебном примирении.

Такое положение о судебном примирении с большой долей вероятности должно увеличить количество разрешения судебных дел в мировом порядке, так как, по сути, устанавливает государственное начало такого примирения, в отличие от медиации, где примирителем выступает частное лицо.

Именно частный характер медиаторства часто отпугивает стороны от использования такого порядка разрешения конфликта.

Наиболее перспективной нормой при этом видится приравнивание нотариально удостоверенного медиативного соглашения к исполнительному документу, так как она призвана значительно упростить взыскание участниками дела потенциального долга, позволяя миновать судебный орган.

В то же время следует с осторожностью применять данную норму, так как введение нового вида исполнительного документа с более простой процедурой получения, чем проведение судебного процесса, может повлечь злоупотребление правами со стороны недобросовестных участников спора.

Источник: http://www.garant.ru/ia/opinion/author/gavrilenko/1294287/

Проблемные вопросы заключения мирового соглашения по экономическим спорам, вытекающим из административных и иных публичных правоотношений

Дата публикации: 28.01.2016 2016-01-28

Статья просмотрена: 890 раз

Библиографическое описание:

Бельтюкова И. М. Проблемные вопросы заключения мирового соглашения по экономическим спорам, вытекающим из административных и иных публичных правоотношений // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 684-686. — URL https://moluch.ru/archive/107/25660/ (дата обращения: 07.02.2020).

В настоящий момент мировое соглашение и иные примирительные процедуры являются наиболее предпочтительной формой разрешения споров. Эта тенденция особенно четко прослеживается при разрешении дел, подведомственных арбитражным судам.

Приоритетность разрешения спора посредством примирительных процедур отражена и в АПК РФ. Так, процессуальный закон вменяет судам в обязанность «…принимать меры для примирения сторон, содействовать в урегулировании споров» (п.1 ст. 138 АПК РФ), в том числе и на этапе подготовки дела к судебному разбирательству (п.2 ст.135 АПК РФ).

Несомненно, суд всегда заинтересован в подобном окончании судебного процесса, поскольку это снижает их загруженность и нивелирует риск последующего обжалования судебного решения. Субъекты же предпринимательской деятельности, избравшие урегулирование спора посредством примирительной процедуры, приобретают быстрое и согласованное, устраивающее обе стороны решение, что служит определенным гарантом его добросовестного исполнения и сохранения партнерских отношений.

Арбитражный процессуальный закон предусматривает расширенный и специфичный (по сравнению с гражданским процессом) перечень правовых механизмов для мирного урегулирования спорных вопросов: переговоры, медиация, третейское разбирательство. Существует и сходный с гражданским процессом институт — мировое соглашение (ст.39,173 ГПК РФ; ст.139–142).

Договорной характер мирового соглашения предполагает возможность его применения при совокупности двух признаков: в случаях, когда допускается диспозитивное регулирование (что возможно и в публично-правовых отраслях), и когда субъекты, заключающие его, являются юридически равными, что свойственно исключительно для гражданско-правовых отношений. Такой позиции придерживается и Пленум ВАС РФ в упомянутом выше постановлении, в п.9 которого говорится: «Мировое соглашение представляет собой соглашение сторон, то есть сделку, вследствие чего к этому соглашению, являющемуся одним из средств защиты субъективных прав, помимо норм процессуального права, подлежат применению нормы гражданского права о договорах».

Квалификация этого договора как гражданско-правового предполагает ограничение сферы его применения отраслевой принадлежностью. [4] Вывод об отнесении мирового соглашения к категории гражданско-правовых договоров сужает сферу его возможного применения исключительно к частноправовым спорам и, следовательно, к генеральному запрету применения данного правового механизма к категориям дел, упомянутых в ст.190 АПК РФ.

Бесспорным является вопрос о возможности заключения мирового соглашения между двумя тяжущимися субъектами-предпринимателями. Споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, также подведомственные арбитражным судам, имеют определенную специфику, вытекающую из самой сути спорных отношений: юридическое неравенство субъектов, наличие у публичного органа властных полномочий по отношению к слабейшей стороне. При этом само существо мирового соглашения предполагает взаимные уступки, неизбежные в процессе поиска компромисса. Без взаимных уступок у сторон не будет обоюдной заинтересованности в подобном урегулировании спора. Предположение о возможности заключения мирового соглашения без этого признака, сближает этот процессуальный институт с институтом признания ответчиком иска в соответствии с ч.3 ст. 49 АПК РФ. Предположение же о возможных уступках со стороны публичного органа, например, Налоговой или Таможенной службы, наводит на мысль о возможной коррупционной составляющей такого соглашения, что ставит под вопрос законность и допустимость заключения мирового соглашения по данным категориям дел.

Кроме того, публичность правоотношений с государственным органом предполагает императивную регламентацию его функций и полномочий. Поэтому необходимо законодательно делегировать органу полномочия по заключению мирового соглашения. Об этом говорит и п.17 Постановления пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. № 11. Стоит отметить, что подобные полномочия не предусмотрены ни Налоговым Кодексом РФ, ни Таможенным Кодексом РФ. Заключение мирового соглашения по налоговым спорам впервые признано правомерным в п.27 Постановления Пленума № 50: «…само по себе заключение соглашения об их урегулировании, предусмотренногостатьей 190АПК РФ, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц». Возможность заключения такого соглашения делегируется органам, осуществляющим публичные полномочия по ряду категорий дел: по делам об оспаривании его ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия), по делам о взыскании обязательных платежей и санкций. (ст. 26 Постановления Пленума№ 50).

Читайте так же:  Международное право работа как нарушение прав человека

Касаемо коррупционной составляющей, которая ранее была возможна ввиду отсутствий соответствующих разъяснений (Например, Президиум ВАС РФ Постановлением N 16370/11 от 26 июня 2012 г. утвердил мировое соглашение между «Лоялти Партнерс Восток» и инспекцией ФНС N 22 по г. Москве, согласившихся на признание исковых требований взамен уменьшения размера первоначальных требований на сумму около 3 млн. руб.) Пленум также формулирует свою позицию. В абз. 2 п.26 говорится: результатами примирения сторон, которые могут содержаться в соглашении между ними, являются: признание обстоятельств дела, соглашение сторон по обстоятельствам дела; соглашение сторон, содержащее квалификацию сделки, совершенной лицом, участвующим в деле, или статуса и характера деятельности этого лица; частичный или полный отказ от требований, частичное или полное признание требований вследствие достижения сторонами соглашения в оценке обстоятельств в целом или в их отдельных частях.

Таким образом, заключение мирового соглашения (не «соглашения»!) признано Пленумом ВАС РФ возможным по делам, вытекающим из административных и публичных правоотношений. Значительно сужена и конкретизирована сфера его применения, обозначены границы усмотрения сторон. При этом не отрицается господствующий в доктрине взгляд на мировое соглашение, как гражданско-правовой договор, что тем не менее порождает определенные вопросы терминологического характера. Возможно, своевременно и уместно было создание нового института для примирения сторон по данным категориям дел, отличного от мирового соглашения или же было необходимо оставить возможность мирного урегулирования споров в рамках существующих процессуальных институтов, как, например, признание иска.

  1. Рожкова М. А. Мировое соглашение в арбитражном суде// Вестник ВАС РФ. 2003. № 9.
  2. Гукасян Р. Е. Проблема интереса в советском гражданском процессе. Саратов: Приволжское кн. изд-во, 1970
  3. Ярков В. В. Мировое соглашение в конкурсном производстве // Юрист. 2002. № 11.
  4. Русинова Е. Р., Цыганова Е. М. Проблемы заключения мирового соглашения при рассмотрении публично-правового спора в арбитражных судах // Арбитражный и гражданский процесс. 2007. № 1

Источник: http://moluch.ru/archive/107/25660/

Щелковский городской суд Определение Гражданское дело 2а-1599/2017

Движение по материалам дела
Номер Дела 2а-1599/2017

16 марта 2017 года г. Щелково

Щёлковский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Разумовской Н.Г.,

при секретаре судебного заседания Шпитальной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Жариновой ФИО6 к Администрации Щелковского муниципального района Московской области о признании бездействия незаконным,

Жаринова Т.В. обратилась в суд с административным иском к Администрации Щелковского муниципального района Московской области о признании бездействия незаконным, указав в его обоснование, что административный ответчик в нарушение сроков осуществления и подготовки и утверждения градостроительного плана принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером № по адресу площадью 2000 кв.м, не выдал ей указанный градостроительный план. Просит суд принять бездействие незаконным, обязать предоставить указанные документы в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель административного истца и представитель административного ответчика, действующие на основании доверенностей и подтвердив свои полномочия должным образом, а также представитель административного ответчик, представили соглашение о примирении, которое просили утвердить, производство по делу прекратить.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу ч. 4, ч. 6 ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации 4. Стороны вправе заключить соглашение о примирении в порядке, предусмотренном статьей 137 настоящего Кодекса.

Суд не утверждает соглашение сторон о примирении, если заключение соглашения прямо запрещено законом, противоречит существу рассматриваемого административного дела или нарушает права других лиц.

В соответствии со ст. 137 КАС РФ Примирение сторон может касаться только их прав и обязанностей как субъектов спорных публичных правоотношений и возможно в случае допустимости взаимных уступок сторон.

Стороны могут урегулировать спор, заключив соглашение о примирении сторон. Соглашение о примирении сторон заключается в письменной форме и подписывается сторонами или их представителями при наличии у них соответствующих полномочий. Соглашение о примирении сторон должно содержать условия, на которых стороны пришли к примирению, а также порядок распределения судебных расходов, в том числе расходов на оплату услуг представителей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Суд не утверждает соглашение о примирении сторон, если его условия противоречат закону, в том числе части 1 настоящей статьи, или нарушают права, свободы и законные интересы других лиц.

При утверждении судом соглашения о примирении сторон производство по административному делу прекращается полностью или в соответствующей части.

Исполнение соглашения о примирении сторон осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены указанным соглашением. Не исполненное в добровольном порядке соглашение о примирении сторон подлежит принудительному исполнению по правилам главы 38 настоящего Кодекса.

В силу ч. 3 ст. 157 КАС РФ В случае принятия судом отказа от административного иска или утверждения судом соглашения о примирении сторон суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по административному делу полностью или в соответствующей части.

В соответствии п. 3 ч. 1 ст. 194 КАС РФ Производство по административному делу прекращается в случае, если стороны заключили соглашение о примирении и оно утверждено судом;

Поскольку условия соглашения о примирении не противоречат закону, не нарушают права, свободы и законные интересы других лиц, не противоречит существу рассматриваемого административного дела, и содержит условия, касающиеся только прав и обязанностей субъектов спорных публичных правоотношений, суд приходит к выводу о возможности его утверждения судом. Последствия утверждения соглашения о примирении сторонам разъяснены и понятны. В связи с изложенным, суд полагает, что производство по делу подлежит прекращению в связи с утверждение соглашения о примирении.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 46, 157, 194, 195, 198-199 КАС РФ, суд

Утвердить соглашение о примирении, заключенное между Жариновой ФИО7 в лице представителя по доверенности Зайцева ФИО8 , с одной стороны, и Администрацией Щелковского муниципального района Московской области в лице представителя по доверенности Брагиной ФИО9 , с другой стороны, по условиям которого стороны пришли к соглашению, что администрация Щелковского муниципального района Московской области обязуется в срок до 03 апреля 2017 года безвозмездно передать Жариновой Т.В. градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) с кадастровым номером № площадь 2000 кв.м., расположенного по адресу:

Жаринова Т.В. полностью отказывается от административного иска к Администрации Щелковского муниципального района Московской области о признании бездействия незаконным.

Расходы по оплате услуг представителей сторон, а также иные расходы, прямо или косвенно связанные с настоящим административным делом № 2-1599/17 по административному иску Жариновой Т.В., сторонами друг другу не возмещаются и лежат исключительно на той стороне, которая их понесла.

Читайте так же:  Встречный иск о плате за сервитут

Исполнение сторонами соглашения о примирении сторон осуществляется в порядке и сроки, предусмотренные указанным соглашением.

Неисполненное в добровольном порядке соглашение о примирении сторон подлежит принудительному исполнению по правилам главы 38 КАС РФ.

Производство по административному делу № 2а-1599/16 по административному иску Жариновой Татьяны Владимировны к Администрации Щелковского муниципального района Московской области о признании бездействия незаконным – прекратить.

Повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

На определение может быть подана частная жалоба в Московский областной суд через Щелковский городской суд Московской области в течение пятнадцати дней.

федеральный судья Н.Г. Разумовская

При необходимости можно задать вопрос об Щелковский городской суд Определение Гражданское дело 2а-1599/2017

Источник: http://jur24pro.ru/reshenie-sudov/225917/

Заявление об утверждении мирового соглашения: понятие и особенности, правила составления и подачи ходатайства + образец мирового соглашения по гражданскому делу

Уважаемые посетители!
Статьи размещенные на нашем сайте носят информационный характер о решении тех или иных юридических вопросов.
Вместе с тем каждая ситуация индивидуальна.
Для решения конкретной задачи вам необходимо заполнить форму на сайте, либо задать вопрос онлайн консультанту справа.

Ну а лучше, позвоните нам по телефонам!
Это быстрее и бесплатно !

Образец мирового соглашения по гражданскому делу можно скачать на этой странице. В процессе производства по делу истцу и ответчику становится известна правовая позиция друг друга и доказательства, представленные каждой из сторон. Часто они могут спрогнозировать, что решение, которое может быть принято по спору, не вполне будет соответствовать их интересам.

Тогда, при взаимном согласии, есть возможность закончить спор путем заключения мирового соглашения на твердо, установленных ими условиях. При этом в суд необходимо представить заявление об утверждении мирового соглашения, иногда также именуемое ходатайством.

Такая договоренность, иногда является более выгодной для участников конфликта, чем решение, которое может быть принято по их спору судьей. О том, как это сделать правильно, а также процессуальных особенностях решения конфликта в суде миром, читайте в этой статье.

Понятие и особенности заключения мирового соглашения в суде

При рассмотрении дела в судебном заседании неизбежно ставится вопрос о решении конфликта миром. Ведь согласно ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ в обязанности суда входит принятие мер по примирению сторон.

Мировое соглашение – это установленный законом альтернативный вариант разрешения спора.

Вместо принятия окончательного решения, суд выносит определение об утверждении мирового соглашения, которым оканчивается судебное разбирательство и прекращается производство по делу.

Положительные моменты

Решения вопроса миром выгодно для истца тем, что оно может быть исполнено значительно раньше, чем решение суда. Так как в определении устанавливается срок исполнения обязательств, то эти обязательства могут быть исполнены добросовестным ответчиком в добровольном порядке.

Однако, даже если оппонент не выполнил условия, в установленный срок, истец вправе обратиться в суд, с целью получения исполнительного листа и его подачи в ФССП для принудительного исполнения.

Тогда как при вынесении решения, ответчик вправе был бы обжаловать его в апелляционной инстанции.

А в случае апелляционного обжалования, вступление решения в законную силу, получение исполнительного листа и принудительное исполнение невозможно до момента вынесения апелляционным судом итогового судебного акта.

При этом решение суда первой инстанции в апелляции может быть отменено или изменено. Таким образом, примирение участников процесса ведет к скорейшему получению истцом исполнительного листа и возможности предъявления его для принудительного исполнения.

Возврат госпошлины и другие плюсы

Когда найден консенсус в ходе рассмотрения спора в арбитражном суде, истцу из бюджета возвращается половина от суммы государственной пошлины, уплаченной при подаче иска.

Ведь пошлина не возвращается лишь при заключении мирового соглашения на стадии исполнительного производства.

Данный путь выгоден ответчику тем, что истцом предоставляется дополнительный срок для исполнения обязательств. А также истец обычно частично или полностью отказывается от отдельных заявленных требований.

К таким послаблениям можно отнести:

  • уменьшение размера неустойки;
  • снижение судебных расходов;
  • отказ от части исковых требований.

Что ведет к уменьшению размера обязательств ответчика.

Последствия для истца

Решения конфликта миром является невозможность повторно обратиться с иском за разрешением спора между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.

А также участниками может быть предусмотрено обязательство истца отказаться от предъявления к ответчику в будущем иных требований, в том числе связанных с предметом иска.

Исходя из сказанного, взаимная договоренность ведет к уменьшению размера обязательств ответчика перед истцом, и может предотвратить возникновение новых в будущем.

Суд всегда заинтересован в прекращении спора, так как при таком варианте конфликт разрешается быстрее.

Определение об утверждении мирового соглашения принимается судом по просьбе конфликтующих участников процесса. Поэтому и обжалуется значительно реже, чем принимаемые самостоятельно решения, а отмена определения вышестоящими инстанциями менее вероятна.

Как составить заявление об утверждении мирового соглашения

При подготовке мирового соглашения в виде отдельного документа к заявлению, направляемому в суд, прилагается один экземпляр, а остальные передаются сторонам и иным лицам, участвующим в деле.

В письменном заявлении о достижении согласия по предмету иска должно быть указано:

  • наименование суда, рассматривающего спор;
  • Ф. И. О. или наименования сторон, процессуальное положение (истец, ответчик), а также адреса места жительства или нахождения;
  • существо требований, рассматриваемого судом, и номер дела;
  • просьба утвердить договоренности, достигнутые между сторонами по указанному делу;
  • заверение, о том, что известны и понятны последствия примирения и прекращения производства по делу, установленные законом.

При гражданском и административном судопроизводстве условия мирового соглашения могут быть изложены непосредственно в самом заявлении или соглашении о примирении.

В арбитражном судопроизводстве закон требует составления письменного мирового соглашения в виде отдельного документа, подписанного сторонами.

Примирение участников по гражданскому делу – не воспрещается, и признается судами не противоречащим закону. Указанные процессуальные документы подписываются уполномоченными представителями.

В случае, если соглашение и заявление о его утверждении подписано представителем по доверенности, право на подписание таких документов должно быть прямо указано в доверенности.

Подача и рассмотрение судом

Заявление должно быть представлено в суд, рассматривающий спор. В нем указываются обстоятельства послужившие примирению.

Обсуждение ходатайства происходит в открытом судебном заседании, с обязательным участием обеих сторон.

Рассмотрение ходатайства об утверждении мирового соглашения без участия истца или в отсутствие ответчика возможно лишь в случае если от каждой не явившейся стороны заранее поступило заявление о рассмотрении данного вопроса без них.

Иначе, вопрос об утверждении соглашения не может быть рассмотрен. Примирение по административному делу при неявке сторон не рассматривается.

Суд может отложить судебное заседание на более позднюю дату, чтобы оппоненты сумели обеспечить явку своих представителей, либо успели направить ходатайства о рассмотрении вопроса без их участия.

Читайте так же:  Кбк судебные издержки

Заявление об утверждении мирового соглашения может быть подано и при пересмотре дела в апелляционной инстанции. В случае если апелляционный суд утвердит его, то определением одновременно отменяется принятое решение и прекращает производство по делу.

Ситуации, при которых могут отказать

Мировое соглашение не утверждается судом если:

  • договоренности противоречат закону, если при заключении и определении его условий были нарушены правила и обязательные требования, установленные законом;
  • нарушает права и интересы других лиц, если в результате решения конфликта мирным путем, нарушены права третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, или будут причинены убытки кредиторам, бюджету.

Определение суда об утверждении мирового соглашения, как и определение об его отказе, могут быть обжалованы в установленном законом порядке.

Утверждение мирового соглашения в гражданском процессе

Процедура заключения и утверждения мирового в гражданском процессе урегулирована статьей 173 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ).

Условия примирения, достигнутого в процессе, заносятся в протокол судебного заседания и подписываются обеими сторонами.

Если же мировое соглашение сторон выражено в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти документы приобщаются к делу, на что указывается в протоколе.

Судебная практика также допускает составление мирового соглашения в виде отдельного документа, подписанного сторонами, предоставляемого в суд совместно с письменным заявлением о его утверждении.

Суд не утверждает договоренности сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц (ч. 2 ст. 39 ГПК РФ).

Как договориться в арбитражном суде

Вопросы достижения компромисса между истцом и ответчиком в арбитражном процессе, урегулированы главой 15 (статьи 138–142) Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ).

Как правило, этот порядок применяется по спорам, связанным с предпринимательской деятельностью с участием организаций и ИП.

Мировое соглашение может быть заключено сторонами (ст.139 АПК РФ):

  • на любой стадии арбитражного процесса и при исполнении судебного акта;
  • по любому делу, если иное не предусмотрено законом;
  • с условием, что оно не нарушает права и законные интересы других лиц и не противоречит закону;
  • с условием вступления его в силу только после утверждения его арбитражным судом.

Мировое соглашение составляется и подписывается в экземплярах, превышающем на один количество лиц, его заключивших. Один оригинал приобщается к материалам дела (ч. 4 ст. 140 АПК РФ).

В нем могут содержаться следующие условия:

  • об отсрочке или о рассрочке исполнения обязательств ответчиком;
  • об уступке прав требований;
  • полном или частичном прощении либо признании долга;
  • о распределении судебных расходов;
  • иные условия, не противоречащие федеральному закону (ч.2 ст.140 АПК РФ).

Обязательно в документ должен содержать согласованные истцом и ответчиком сведения об условиях, о размере и о сроках исполнения обязательств, друг перед другом или одной стороной перед другой.

Примирение в административном судопроизводстве

Порядок заключения и утверждения судом соглашения о примирении в процессе административного судопроизводства урегулирован статьями 137 и 157 КАС РФ.

Данный кодекс применяется по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Исключением являются дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в соответствии с КоАП РФ.

Примирение административного истца и ответчика может касаться только их прав и обязанностей как субъектов спорных публичных правоотношений и возможно в случае допустимости взаимных уступок (ч.1 ст.137 КАС РФ).

Суд не утверждает соглашение о примирении, если его заключение прямо запрещено законом, противоречит существу рассматриваемого административного дела или нарушает права других лиц.

Например, соглашение о примирении сторон по административному делу об оспаривании нормативного правового акта не может быть утверждено (ч. 12 ст. 213 КАС РФ).

А также оно не будет утверждено при неявке в процесс лиц, участвующих в деле, или их представителей, если их уведомили надлежащим образом о времени и месте судебного заседания (ч.4 ст.137 КАС РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 157 КАС РФ условия соглашения о примирении сторон, достигнутого в судебном заседании, заносятся в протокол и подписываются участниками процесса и их представителями.

Изложенные в письменной форме условия соглашения о примирении приобщаются к административному делу, о чем также указывается в протоколе.

При этом оно должно содержать условия, на которых участники пришли к примирению, а также порядок распределения судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителей (ч. 3 ст. 137 КАС РФ).

На что следует обратить внимание

На предварительной беседе или в начале рассмотрения дела по существу судья выясняет у сторон, возможно ли примирение и заключение соглашения, при этом ответы участников и их представителей вносятся в протокол судебного заседания.

В связи с чем должна быть заготовлена правовая позиция на случай предложения оппонентом окончить спор миром. Определены те максимальные уступки, на что готов пойти истец, и те условия, которые должен выполнить ответчик.

Когда судом будет поставлен вопрос о возможности примирения, сторона может заявить о том, что она не возражает против такого исхода дела. Тогда при согласии утвердить эти условия суд может объявить перерыв, чтобы, выйдя из зала, участники обсудили их.

Иногда предложение о заключении соглашения поступает от ответчика еще до начала рассмотрения искового заявления по существу.

Тогда, если полученные предложения устраивают истца, он может заявить суду о возможности решения конфликта миром. При необходимости, можно попросить об отложении рассмотрения дела для составления и подписания сторонами соглашения и заявлений о его утверждении.

Иногда предложенные условия примирения одного из участников не устраивают, или он вообще не заинтересован в решении спора по обоюдному согласию.

Или у истца бывают основания предполагать, что ответчик использует предложение о заключении соглашения в качестве повода для затягивания судебного процесса.

При таких обстоятельствах можно заявить о невозможности примирения и просить рассмотреть дело по существу без объявления перерыва или его отложения.

Заключительные рекомендации участникам судебного разбирательства

В заключение отметим, что мировое соглашение иногда становится действительно наилучшим вариантом решения спора, так как ведет к скорейшему разрешению противоречий и конфликтов.

Избавляет участников от необходимости присутствия в длительных заседаниях и предоставления неоспоримых доказательств.

А также ведет к сокращению объема ответственности сторон, снижению судебных издержек и иных расходов, тем самым позволяет сэкономить при разрешении спора значительные средства и время.

Автор: Олег Росляков, источник sud-isk.ru.

Обязательно поделитесь с друзьями!

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://sud-isk.ru/xod/zayavlenie-ob-utverzhdenii-mirovogo-soglasheniya.html

Мировое соглашение в административном судопроизводстве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here