Проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Самое главное по теме: "Проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" с профессиональной точки зрения. Мы собрали и подготовили ответы на многие сопутствующие вопросы. Если вы не нашли на них ответ, то можете обратиться к дежурному консультанту.

Проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

18 февраля 2016 года в ОГБУ ДПО КИРО был организован круглый стол, посвященный актуальным проблемам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В работе круглого стола приняли участие заместители директоров по воспитательной работе, социальные педагоги и педагоги-психологи организаций, осуществляющих образовательную деятельность, подведомственных комитету образования и науки Курской области, специалисты органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, сотрудники ОГБУ ДПО КИРО.

С приветственным словом обратилась Лидия Владимировна Карачевцева, первый заместитель председателя комитета образования и науки Курской области, начальник управления комплексного анализа, проектно-программной и инновационной деятельности и аттестации педагогических кадров.

Лидия Владимировна Карачевцева обозначила тему круглого стола в рамках реализации комплексной межведомственной программы по профилактике преступлений и иных правонарушений в Курской области на 2014-2020 гг.

В работе круглого стола обсуждался вопрос об объединение усилий всех структур органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, выявления причин роста преступлений и правонарушений, определения путей их решения.

В указанном мероприятии принимал участие Воднев Владимир Геннадьевич, начальник отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних УМВД России по Курской области, полковник полиции, рассказал о преступлениях и правонарушениях среди несовершеннолетних в регионе за последние три года, о совместной работе с образовательными учреждениями о предотвращении правонарушений несовершеннолетними.

В работе круглого стола принимал участие Ташилов Алексей Маратович, педагог-психолог МКУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Гармония». Им представлен психологический аспект консультирования социально-дезадаптированных подростков.

В завершение своего выступления Ташилов Алексей Маратович предложил участникам семинара – педагогам-психологам, образовательных организаций, консультативно-методическую помощь в индивидуальной работе с несовершеннолетними с ассоциативным поведением.

Иволгина Татьяна Валерьевна, заведующий межкафедральной учебной лаборатории духовно-нравственного воспитания и развития ОГБУ ДПО КИРО в докладе «Реализация ведущей национальной идеи в ОО как фактор профилактики безнадзорности и правонарушений» остановилась на организации системной работы по патриотическому воспитанию, в целях профилактической работы в предотвращении правонарушений, что ведет к самоопределению несовершеннолетних образовательных организаций региона.

В рамках мероприятий Иволгина Татьяна Валерьевна довела до сведения участникам круглого стола о проведении областного конкурса среди образовательных организаций Курской области на лучший социальный проект по профилактике безнадзорности с 10.03.2016г. по 29.03.2016г., где общее руководство подготовкой и проведением конкурса выполняет комитет образования и науки Курской области, ОГБУ ДПО КИРО. Так же, с целью информационной, методической поддержки педагогических работников, принимающих участие в конкурсе, 02.03.2016г. в 10.30ч., пройдёт семинар «Организация и содержание подготовки учителей к участию в конкурсе на лучший проект по профилактике безнадзорности», который состоится в актовом зале ОГБУ ДПО КИРО.

В мероприятии принимала участие Темнова Марина Леонидовна, педагог-организатор МБУ ДО «Дом детского творчества» ЖО г. Курска, дипломант областного конкурса на лучшую методическую разработку по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних «Инновация в профилактике».

На совещании были сформированы рекомендации по созданию необходимых условий в организации профилактической работы с несовершеннолетними в рамках реализации городской воспитательной программы «Касается каждого».

Презентация к докладу №1

Литнарович Сергей Николаевич, заведующий межкафедральной учебной лабораторией социальной адаптации воспитанников детских домов и школ-интернатов ОГБУ ДПО КИРО познакомил коллег с работой образовательных организаций, подведомственных комитету образования и науки Курской области по профилактике асоциального поведения обучающихся. Сергей Николаевич выявил наличие указанной проблемы, представил итоги мониторинга по безнадзорности и правонарушениям в школах–интернатах области по итогам трех лет, указав динамику их уменьшения.

Для обсуждения работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на семинар были приглашены специалисты образовательных учреждений Курской области для представления пути удачного решения проблемы в своих организациях.

Королева Оксана Владимировна, заместитель директора по УВР ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ» поделилась опытом работы по теме «Асоциальное поведение школьников с интеллектуальными нарушениями: профилактика и коррекция».

Презентация к докладу №2

Федосова Елена Николаевна, заместитель директора по ВР ОКОУ «Курская школа «Ступени» ознакомила с опытом системной работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних своего образовательного учреждения.

Захарова Анна Петровна, заместитель директора по УВР ОКУ «Центр «Перспектива» предложила для рассмотрения и дальнейшего использования опыт работы: «О мероприятиях, проведении которых способствует снижению уровня правонарушений обучающихся».

Источник: http://kiro46.ru/extensions/site-news/1336-aktualnye-problemy-profilaktiki-beznadzornosti-pravonarushenij-nesovershennoletnikh-i-puti-ikh-resheniya.html

«Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних»

Тема: «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних»

Проблема подростков-правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых. К сожалению, не каждый подросток, осознает, какие совершаемые им противоправные деяния ведут к тяжелым и трудно-исправимым последствиям.

Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, то есть создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей: выявление учащихся, склонных к нарушению морально-правовых норм, изучение педагогами индивидуальных особенностей таких школьников и причин нравственной деформации личности, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у обучающихся определенного возраста, использование возможностей ученического самоуправления, вовлечение в проведение школьных мероприятий, работа с неблагополучными семьями.

«В профилактической деятельности с конкретным человеком, — как правильно отмечает Г. А. Аванесов, — важно не упустить именно время. Как раз на ранней стадии, когда личность еще не приобрела устойчивых взглядов и привычек, может быть, легче достигнут успех».

Если же меры ранней профилактики окажутся недостаточными, то они могут быть восполнены мерами другого уровня, так как для этого остается определенный резерв времени. Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении ситуаций, которые могут привести к правонарушениям и преступлениям.

Читайте так же:  Написать жалобу на гибдд в прокуратуру

В 2016 году в нашей школе была разработана программа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних «Мы вместе». Программа рассчитана на 5 лет. Целью программы является: создание системы социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних.

Основные задачи программы:

— осуществлять мониторинг семей, учащихся и воспитанников ОУ;

— отработать механизм межведомственного взаимодействия с организациями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

— внедрять современные воспитательные технологии, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;

— внедрить новые подходы к организации просветительской профилактической деятельности в ОУ;

— увеличить количество несовершеннолетних, охваченных разными видами деятельности во внеурочное и каникулярное время;

— обеспечить защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;

— оказывать социально-психологическую помощь неблагополучным семьям;

— выявлять и пресекать факты вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Программа имеет следующие направления, которые включают ряд мероприятий:

1. Мониторинг включает: создание социального паспорта класса, школы; составление бака данных семей СОП, неблагополучных семей, семей находящихся в ТЖС, многодетных семей; мониторинг профилактической антинаркотической деятельности; мониторинг выявления рисков суицидального поведения среди учащихся; мониторинг организации летнего отдыха и занятости несовершеннолетних; проведение диагностических методик изучения личности ученика.

2. Организационное сопровождение. Эта работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании. Это направление включает: разработку механизма межведомственного взаимодействия организаций системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; создание и ведение базы данных несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении; выявление и учет учащихся, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия; составление и реализация индивидуальных программ реабилитации семьи; административные совещания.

В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят:

— комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав;

— управление социальной защиты населения;

— отдел опеки и попечительства;

— подразделение по делам несовершеннолетних Отдела МВД России по Таврическом у району;

— управление молодежной политики и спорта;

3. Профилактическая работа с учащимися: разработка содержания уроков общественно-научных учебных предметов, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних; разработка курсов внеурочной деятельности духовно-нравственного и социального направлений развития личности; обновление содержания программ воспитания и социализации учащихся; разработка цикла классных часов по правовой тематике, по предупреждению суицидального поведения (показ видеофрагмента); разработка цикла тренингов по профилактике асоциального поведения, суицидального поведения; индивидуальная работа с учащимися.

4. Профилактическая работа с родителями: выбор совета родителей класса, школы; привлечение родителей к проведению классных и внеклассных мероприятий; составление актов обследования жилищно-бытовых условий социально-неблагополучных семей; организация консультаций специалистов: педагога-психолога, социального педагога, медицинских работников для родителей; проведение родительских собраний, лекций, конференций, практикумов, семинаров, тренингов и т.д..; индивидуальная работа с родителями. На общешкольных и классных родительских собраниях проводится работа по предупреждению социально-негативных явлений среди учащихся, организовывается просмотр видеороликов и распространение памяток для учащихся и родителей. Во время недели профилактики, согласно рекомендаций, были проведены лекции, просмотрены соответствующие видеоролики о результатах и последствиях асоциального поведения. Классными руководителями ведется диагностика по выявлению детей «Группы риска».

5. Организация занятости: организация доступных кружков и секций; содействие занятости несовершеннолетних программами дополнительного образования; вовлечение несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в детские школьные объединения; вовлечение несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в школьные и муниципальные мероприятия; проведение с несовершеннолетними комплекса тренинговых психолого-педагогических занятий по результатам мониторингов; организация отдыха, оздоровления и занятости несовершеннолетних в летний период. Все учащиеся, находящиеся в трудном социальном положении заняты в кружках и секциях при школе. При формировании кружков по интересам и спортивных секций одной из основных задач было вовлечение в них учащихся « группы риска». Также эти учащиеся постоянно привлекаются к культурно — досуговой деятельности классных коллективов и школы в целом.

Большую роль в программе отводится совету профилактики правонарушений. Он оказывает своевременную и квалифицированную помощь детям, подросткам и их семьям, попавшим в сложные социальные, семейные, педагогические и другие ситуации.

Работа по профилактике алкоголизма и наркомании несовершеннолетних из семей, ведущих асоциальный образ жизни, проводится в тесном взаимодействии между школой, специалистом БУ «КЦСОН», отделом молодежи, администрацией Пристанского сельского поселения, сельской библиотекой, спортивным комплексом «Иртыш».

С целью индивидуальной профилактической и реабилитационной работы с несовершеннолетними и их семьями, находящимися в социально опасном положении, за семьями закреплены общественные наставники и наставники-педагоги. Так 7 семей имеют наставников-педагогов.

Показателями результативности работы по профилактике правонарушений можно считать:

1. Отсутствие учащихся систематически пропускающих уроки без уважительных причин;

2.уменьшение количества конфликтных ситуаций в классных коллективах;

3. увеличение количества обращений за социально-педагогической помощью к администрации школы, социальному педагогу, педагогу психологу;

4. снижение числа учащихся состоящих на профилактическом учете.

В школе действует система работы по профилактике правонарушений, это доказывается тем, что в 2014 году на учете в ПДН состояло 2 человека, на 2016 года-1 человек; на ВШК в 2014 году стояло 5 человек, в 2016 году-3 человека.

Следует отметить, что профилактическая работа с учащимися — процесс сложный, многоаспектный и продолжительный во времени. Бывает, что эта работа может не дать ясно видимых положительных результатов. Но, как говорят, дорогу осилит идущий. Ведь именно вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная психолого — педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности ребенка, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.

Читайте так же:  Квитанция регистрация права собственности на квартиру

Источник: http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/all/2017/05/05/profilaktika-beznadzornosti-i-pravonarusheniy

Профилактика детской безнадзорности и правонарушений.
статья по теме

Основные задачи, направления, формы и методы деятельности педагогов по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Скачать:

Вложение Размер
profilaktika_detskoy_beznadzornosti_i_pravonarusheniy.docx 26.76 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОЙ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Факт отклоняющегося поведения подростков есть реальность, с которой практически каждый день сталкиваются педагоги, родители. Актуален как никогда стал комплекс проблем воспитания детей с асоциальным поведением, изучение его структуры и динамики, определение путей и средств своевременной коррекции проявлений девиантности, деликвентности, агрессии и других негативных качеств.

Поэтому мы еще раз сегодня стремимся обратить внимание на наиболее трудные вопросы развития и воспитания детей, дать научно-практический анализ проблем детской безнадзорности и преступности.

Жизненная социальная среда требует от педагогов необходимости поиска новых, более эффективных методов воспитания детей и применение этих методов на практике.

Технократизм, бездуховность, нестабильность жизни, разрушение привычных устоев и нравственных ориентиров создает реальный гуманистический кризис человечества, оказывающий заметное влияние на жизнь и поведение молодого поколения. Вызывает тревогу физическое состояние и здоровье детей, велико число детей и подростков с отклонениями в психическом развитии, с психическими расстройствами, ухудшаются условия жизни и воспитания детей в родном доме, увеличивается преступность среди школьников. Утрата идеалов, пессимистическое восприятие жизни, усиление отрыва от взрослых, негативное отношение к понятиям гражданского долга, ответственности повлекло за собой стремление к «легкой жизни», обогащение за счет рэкетирства, незаконных действий, детской спекуляции. Происходит резкий спад интереса молодежи к высокому искусству: музыке, театру, живописи, литературе. Усиливается тяга к тоталитарным решениям, культу силы, алкоголю, наркотикам. Остаточный принцип финансирования школ, слабая материально-техническая база многих учебных заведений, необходимых для реализации и развития способностей учащихся, формирования ориентиров для жизненного самоопределения не способствуют созданию условий для решения воспитательно — профилактических задач.

Решение существующих проблем возможно, если вопросы воспитания и образования станут государственным приоритетом. Педагоги, в свою очередь, должны думать над совершенствованием учебно-воспитательного процесса как основной формы работы и профилактики.

Наш педагогический коллектив ориентирован на гуманистическое начало воспитательной системы, решительный поворот к личности учащегося, где акцент переносится на индивидуальную работу с учеником, разработку альтернативных коррекционных программ воспитания в зависимости от состояния интеллектуального развития детей с психодефектами и психопатологией, специфики их творческих индивидуальных возможностей и особенностей, сложившихся в школе трудовых, культурно-духовных традиций. Для этого педагоги располагают необходимым комплексом специальных диагностических и коррекционных методик работы с личностью, социально-психологическим паспортом класса, группы. Помощь педагогам в изучении потребностей, индивидуальных особенностей детей, разработке психодиагностических методик и тестов, в организации индивидуальной работы и установлении педагогического контакта и педагогического сотрудничества в различных формах его интерпретации оказывает практический педагог-психолог школы. Консультирование педагогов по обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагоги-ческой реабилитации детей, попавших в социально опасное положение, осуществляет социальный педагог.

Видео (кликните для воспроизведения).

Основополагающим документом в построении воспитательно-профилактической работы является раздел годового перспективного плана, с которым знакомы все педагоги и который принимается на августовском педсовете. Кроме того, на протяжении учебного года эта деятельность планируется и выполняется оперативно в рамках тематических акций, операций, месячников, дней профилактики, например, «Жизнь без наркотиков», «Безнадзорник», «Внимание, семья», «ГИБДД детям», «За здоровый образ жизни», «Беречь здоровья дар», «Юный гражданин и общество», «Профилактика негативных зависимостей», «Забота», «Чтобы ты не попал в беду», «Подросток и закон» и др.

Основными задачами, стоящими перед педагогическим коллективом в направлении профилактической деятельности, являются:

– предупреждение безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий учащихся, выявление и по мере возможности устранение причин и условий, способствующих этому;

– разработка и внедрение вариативных интересных, эффективных форм досуговой деятельности и активной занятости учащихся на основе изучения интересов, потребностей учащихся и опоры на показатели корригирующей диагностики;

– выявление и пресечение случаев вовлечения детей в совершение преступлений и антиобщественных действий через педагогические наблюдения и педагогические расследования;

– обеспечение защиты прав и интересов детей, социально-педагогическая реабилитация учащихся, находящихся в социально опасном положении.

К основным направлениям деятельности педагогов по профилактике относятся:

– социальная, педагогическая, психологическая, медицинская диагностика;

– социальная поддержка ребенка и его семьи;

– социальный и педагогический контроль за условиями воспитания учащихся родителями и лицами, их заменяющими;

– социальная и педагогическая реабилитация детей в условиях школы-интерната;

– психопрофилактика и психогигиена.

Одной из приоритетных форм воспитания в нашей школе является индивидуальная профилактическая работа, которая скрупулезно проводится в отношении учащихся, состоящих на учете по всем категориям. (Докладчик представляет присутствующим статистику об учащихся, состоящих на учете.)

Итак, с какими трудностями сталкиваются педагоги, работающие с детьми девиантного поведения и каковы пути преодоления этих трудностей?

Значит, одной из глобальных причин, влияющих на ненормальное поведение детей, является проблема родительской несостоятельности, их педагогической непросвещенности, неграмотности.

Наш с вами опыт показывает, что значительная часть родителей не имеет должного представления о своеобразии детского воспитания и развития. Одни родители сознательно, другие – по неведению не уделяют серьезного внимания воспитанию своих детей в семье. И нередко ошибки в воспитании, кажущиеся большинству родителей незначительными, приводят на более поздней стадии развития ребенка к неожиданным последствиям. И когда дети попадают к нам, нам приходится уже решать родительские проблемы: растет число родителей, которые жалуются на «неподдаваемость» детей, которые не могут руководить действиями ребенка, у них нет с ним контакта.

Читайте так же:  Замена разрешения на травматическое оружие

Происходит так потому, что родители не понимают тех изменений, которые происходят в развитии их детей, неверно реагируют на различные неприятные явления в их поведении, не находят им правильной оценки. Поэтому мы не можем совершенно устранить с помощью даже правильной профилактики те изъяны и пробелы воспитания, с которыми к нам поступили дети. Несомненно, многое зависит от созданных ранее положительных предпосылок и, безусловно, очень нелегко исправлять уже совершенные ошибки в воспитании, что чаще всего нам и приходится делать.

Проблема девиантного поведения и склонности к правонарушениям объясняется и психологическими особенностями, а часто и психологической патологией детей. Нередко мы наблюдаем опустошение или притупленность чувств у наших детей, замкнутость, духовную пустоту, нежелание общаться, тянуться к людям. У таких детей отсутствует «модель», по которой формируются эмоциональные, социальные связи, что приводит к бесчувственности, цинизму.

а) дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения, для которых с младенческого возраста отрицательным фактором воспитания являлась атмосфера дома, которая решающим образом воздействовала на самочувствие детей, на их неупорядоченность жизни, скрытность, враждебность, осознание своей ненужности даже близким людям. У этих детей, лишенных детства в спокойной, гармоничной атмосфере, у которых нервная система не обрела сопротивляемость, для которых добрая человеческая воля органично не вошла в их жизненные представления, какое досталось воспитательное наследство и какой получен жизненный опыт. Ребенок, с детства не приученный признавать родительский авторитет, не привыкший ощущать заботу и внимание родителей, чувствовать, что он не брошен на произвол судьбы, также продолжает не признавать авторитет педагога, игнорирует педагогическое внимание к нему, принимая это уже как придирство, докручивание, домогательство по отношению к нему. Такие дети противостоят и сопротивляются не только предлагаемым формам досуга, но и урочной деятельности.

б) учащиеся, проживающие в семьях, оказавшихся в социально опасном положении, в которых нормой является пьянство, смена жен, мужей, терзающие родительские споры, нецензурщина, драки, безразличие к детям, грубость, жестокость. Реакции на тяжелые впечатления детей, каждое неприятное событие в таких семьях на долгое время, если не навсегда, приводит ребенка к психическим расстройствам, проявлению такого свойства эмоциональной конституции ребенка, как амбивалентность – озлобление к отцу, матери, а затем ко всем взрослым, выражающееся в неподчинении, враждебности, наличию такого явления, как детская грубость, драчливость. Все эти качества не являются врожденным инстинктом человека, но они легко возникают тогда, когда с самим ребенком обращаются грубо там, где детей бьют дома.

в) дети родителей-инвалидов, не способные дать полноценное воспитание своим детям.

В воспитании велико значение особенности отдельных возрастов. Есть воспитательные задачи, которые актуальны для любого возраста, а есть такие, которые оптимально привязаны к определенному возрасту. И если эти «привязанные» задачи не будут выполнены своевременно, то позже их будет труднее решать, и это упущение может оказать отрицательное воздействие на ход всего процесса формирования личности.

У детей вышеназванных категорий воспитательный вакуум, то место, обстоятельства, условия, которые могли бы развить с помощью воспитания и создания социальных условий для их проявления положительные нормированные черты у детей 7–10 лет, заняли простор для развития вредных качеств, поведенческих аномалий и дурных свойств характера, эмоциональных взрывов. Особенностью периода младшего школьного возраста становится возможность максимально оказать воспитательное влияние, так как ребенок максимально способен принять все, впитать в себя и воспроизвести в деятельности, поступках.

Если этот процесс не регулировался, был пущен на самотек либо насыщен негативным влиянием, то приступать к реализации воспитательных задач следующего возрастного этапа бессмысленно, упущено время и индивидуальные возрастные возможности, что научно доказано специалистами возрастной педагогики и психологии. Мы пытаемся, мы совершаем педагогические усилия, желая наверстать потерянное, но перевоспитывать гораздо труднее, чем воспитывать.

Кардинально мы сложившуюся в обществе ситуацию с детской беспризорностью не изменим, но ответственности с себя за нынешнее положение дел с детьми мы не снимаем, будем продолжать в нашем учреждении запланированную реализацию системы воспитательно-профилактической работы, будем стараться совершенствовать ее, а главное, конечно, будем в первую очередь помогать детям, спасать детей, оберегать их от несчастий.

В заключение хотелось бы обратить ваше внимание на утверждения польского педагога Януша Корчака о проблеме «трудных» детей:

«Почему ребенок для одного воспитателя плох, а для другого хорош? Мы требуем стандарта, добродетели и поведения, и, сверх того, по нашему усмотрению и образцу. Найдешь ли в истории пример подобной тирании? …Воспитание – это не милая забава, а задание, требующее тяжких переживаний, усилий, бессонных ночей и много мыслей…».

«Трудные» дети – это дети, с которыми всем и везде нелегко. В семье – родителям, в детсаду – воспитателям, в школе – учителям. Тем не менее, чаще нужно задумываться над тем, каждый ли ребенок действительно трудновоспитуемый? Есть ли гарантии правильности наших педагогических воздействий?

«По своей трудности это дело доступно каждому человеку , – находим у А. С. Макаренко. – … Хорошо воспитать ребенка может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а, кроме того, это – дело приятное, радостное, счастливое».

Так что будем плодотворно, усиленно, старательно заниматься с вами этим благородным делом.

Источник: http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2015/11/04/profilaktika-detskoy-beznadzornosti-i

Проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Библиографическая ссылка на статью:
Хибатова А.А. Анализ проблем безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в научной литературе // Психология, социология и педагогика. 2018. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2018/06/8615 (дата обращения: 07.02.2019).

Читайте так же:  Заявление в арбитраж о восстановлении сроков

Практически все специалисты (социологи, педагоги, психологи, криминологи) одной из самой главной причин девиантного поведения несовершеннолетних называют семейное воспитание. Ученые, посвящающие свои работы темам подрастающего поколения, так или иначе, затрагивают вопросы семейного благополучия. Именно семья является главным институтом в процессе социализации человека, в котором формируются основные особенности характера, его будущие достоинства и пороки. Семья необходима для каждого человека, и ее нельзя заменить никакими другими институтами или общественными учреждениями.

В рамках психологии и педагогики, есть теория, которая утверждает, что если новорожденному до трех лет не уделять внимания, лишить ласки, любви заботы или лишить его контактного общения с родителями, то процесс развития личности имеет определенные отклонения, такой ребенок чаще всего не обладает социально значимыми качествами, такими как сострадание, жалость, привязанность.

В исследованиях, касающихся семьи, криминологи изучали ее дефекты, неблагополучие. Рассматривали семейное воспитание как носитель неблагополучных условий для личностного формирования, вследствие чего развивался, склонный к преступлениям подросток. Поэтому в своих трудах ученые особое внимание уделяли проблемам семейного взаимоотношения, кризисам семьи. Они внесли неоценимый вклад в изучении данных проблем.

Стоит отметить, что неблагополучное влияние семьи сказывается в будущем молодого человека, через много лет. Это подтверждают работы А.Б. Сахарова и Г.М. Миньковского, в которых имеется четко систематизированный материал, характеризующий уровень семейного неблагополучия и его влияние на социализацию подростков.

Ученые предлагали определить особенности семьи, влияющие на развитие ребенка: а) условия быта; б) доход семьи; в) состав семьи; г) ценности и ориентиры, разделяющее в семье; г) формы семейного воспитания. Каждая составляющая из перечисленных особенностей носит информационное представление о степени неблагополучия семьи. Установки нравственного характера определяют отношения между родителями и детьми прежде всего определяют. Плохим примером являются взаимоотношениями между поколениями, когда ребенок чувствую себя «чужим», никому не нужным в своей семье, особенно когда он чувствует враждебное отношение к нему.

Один из исследователей Ю.М. Антонян. привел очень ценные данные. Он утверждает, что преступная личность развивается в определенных социальных, психологических условиях, когда родители на эмоциональном уровне принимают его или отвергают от себя.

В своих трудах по изучению поведенческого характера преступников, Ю.М. Антонян пишет об исследуемых, которые утверждали, что испытывали недостаток любви и тепла с стороны родителей.

Напрямую с вопросами по неблагополучию семей тесно взаимосвязана проблема безнадзорности подрастающего поколения. Понятие «безнадзорность» следует использовать как условное, имеющий инструментальный характер. Данное определение используется тогда, когда несовершеннолетние находятся в условиях ненадлежащего и негативного социального влияния со стороны окружающего мира во всех случаях, когда у ребенка есть законные родители или их нет (включая детей – сирот, беспризорность и т.д.). Известный специалист в области проблем детства С.Н. Рябухин отмечает: «Среди наиболее остро стоящих вопросов российского общества – беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних»». Стоит подчеркнуть, что в настоящий момент цифра, указывающая на количество безнадзорных и беспризорных детей условная, так как нет точных сведений. Однако сотрудники правоохранительные учреждений отмечают число от 20 до 45 тысяч детей в каждом большом городе. Это весьма внушительная цифра.

Каждый год число исков о лишении родительских прав становится все больше. Увеличилось количество родителей, ограниченных в правах в отношении своих детей. Дети, родителей которых лишили права опеки над детьми, часто продолжительное время находятся в крайне неблагоприятных для ребенка условиях, так как проблемы по их определению в детские учреждения, которыми занимаются соответствующие органы решаются очень долго. Лишившись опеки и контроля со стороны родителей, такие подростки склоняются к бродяжничеству, в последующем, став потерпевшими в делах по насилию и совершению преступлению, рискуя вступить в криминальную группировку.

Проблемой схожего характера является рост сирот в лице несовершеннолетних.

Характер массовых явлений приобретают следующие социальные тенденции: рост попрошайничества со стороны детей, нищенство, увеличение числа безнадзорных несовершеннолетних. Число преступлений в отношении детей также неукоснительно растет, участились случаи торговли несовершеннолетними детьми, все чаще в уголовные дела попадают преступления сексуального характера в отношении детей.

Труды ученых (В.Ф.Кондратишко, П.И.Люблинский, В.И.Свидерский) посвящены изучению безнадзорности как результат определенного социального состояния.

Известный ученый Ж.М. Глозмандает следующее определение понятию «безнадзорность», он считает, что безнадзорные дети появляются в результате отсутствие надзора (контроля) со стороны родителей, либо опекунов. Данное явление является одной из форм социальной дезадаптации несовершеннолетних и является причиной таких последствий, как прогулы учебных дней, бродяжничество, распитие алкогольных напитков и употребление наркотиков, правонарушения, девиантное поведение .

Немного иначе трактуют данное понятие в словаре по социальной работе. Так к безнадзорным несовершеннолетним относят детей, которые по той или иной причине не имеют должного внимания и воспитания со стороны родителей.

Безнадзорности с одной стороны, может стать отклонением по ряду причин, а с другой стороны отправной точкой при переходе несовершеннолетнего в категорию беспризорных.

Дать определение «беспризорности», помогут работы известных исследователей и практиков, посвящающих работы данной проблеме.

Наш соотечественник, П.И. Люблинский считал данное проявление как «аномальное социальное состояние малолетнего…». В своих трудах ученый отмечал: «Беспризорность есть состояние, определяющее характер ребенка, а ту социальную среду, в которой он растет и воспитывается».

Следует отметить, что после того как ребенок переходит в состояние беспризорного, это не означает прекращение семейных правоотношений. Все права и обязанности родителей, предусмотренные семейным законодательством, обязаны выполнятся.

Труды некоторых ученых (Ю.М. Антонян, М.М. Бабаев, М.С. Крутер, В.Д. Ермаков и др.) доказывают прямую зависимость между безнадзорностью несовершеннолетних и правонарушениями. Г.И. Забрянский выявил коэффициент корреляции между безнадзорностью несовершеннолетних и криминальной пораженностью последних, который равняется 0,76. Безусловно это очень высокий показатель. Из всех сирот, 10% из них стали таковыми вследствие смерти или инвалидности родителей, другие 80% –это дети, воспитывающиеся в детских учреждениях при живых матерях и отцах. Примерно 3 миллиона несовершеннолетних – это безнадзорные: дети, воспитывающиеся на улицах. Речь идет о несовершеннолетних, которые большую часть времени или даже все время проводятвне дома, даже живут там, в какой – то степени уличная жизнь оказывает основополагающее влияние на ребенка. Иначе говоря: беспризорность – это сложившийся определенный уличный образ жизни ребенка. Воспитанники уличной среды в будущем чаще всего становятся правонарушителями или преступниками, носителями опасной «социальной инфекции», которые будут притягивать к себе все большее число детей, которые уже будут не способны стать достойными гражданами нашего общества

Читайте так же:  Заявление о признании ничтожной сделки недействительной

За рубежом свои труды посвященным выявлению факторов и причин, которые способствуют отклоняющемуся поведению и совершению правонарушений детей, посвящали Э. Кречмер и Э. Дюркгейм. Ученые отмечали, что условия окружающей среды ребенка играют определяющую роль в формировании отклоняющихся особенностей ребенка.

Также данной точки зрения придерживались Э. Торндайк и Б. Скиннер, полагая, социальная среда ребенка является первоосновой для проявления индивидуальных особенностей развивающейся личности ребенка. В то же время Ст. Холл отмечал роль природных задатков ребенка, он утверждал, о том, что дано от природы с рождения изменить невозможно, но можно только вносить корректировки.

С точки зрения Ж. Пиаже и Дж Брунер, человек с детства проявляет исследовательскую натуру, он сам познает окружающий его мир, а главной задачей родителей и педагога является подтолкнуть его для изучения позитивных составляющих мира.

Известные ученые С. Беккер и А. Коэн утверждали, что огромное влияние в развитии различных проявлений асоциального поведения оказывают влияния микросреды, а также криминальная субкультура, если культура общества претерпевает значительный кризис. Э. Уилсон акцентировал внимание на биологических, генетических и социальных составляющих. Они влияют на развитие ребенка, педагогически запущенного подростка. Э. Уилсон отмечал, что отклонения, проявляющиеся в поведении несовершеннолетнего нельзя устранить, однако изучив их форму, причины, можно их скорректировать.

Автор многих исследований С.А. Беличева пишет, что “правонарушение – это так называемый поступок, имеющий некоторое отступление от норм, правил, так сказать имеет последствия мягкого характера и другие асоциальные проявления, не приносящие значительный ущерб обществу, государству, в то же время подросток еще не стал преступником, однако стоит на черте”. Иначе определяет понятие “правонарушение” В.И. Курбатов, придавая поступку противоправный и общественный характер. Он утверждает, что правонарушение – это “виновное поведение дееспособного лица, которое противоречит нормам права и влечет за собой юридическую ответственность”, и разделяет их на проступки (гражданские, дисциплинарные, административные) и преступления. Понятие «преступление» он отмечает как виновно совершенное общественно опасное деяние (действие или бездействие), за которое несовершеннолетний несет ответственность. Если же брать во внимание проступок, то он отличается от преступления меньшей степенью общественной опасности.

Такой же точки зрения, придерживаются в своих работах М.А. Галагузова. Правонарушения несовершеннолетних она рассматривает как “повторяющиеся асоциальные поступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или не достижение ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность”.

Рассматривая специфику характерных качеств правонарушителей, не достигших 18 лет, можно отметить, что они являются особенностями подросткового возраста, которые сопровождаются биологическими психологическими и возрастными изменениями. Подростковый возраст характеризуется новыми увлечениями, помимо школьного обучения, имеет некую самостоятельность, на ряду с которыми выступает бурная гормональная перестройка. Все эти факторы делает личность несовершеннолетнего наиболее уязвимым ко всем отрицательным явлениям окружающей среды. Однако не всегда особенности подросткового возраста являются обязательным условием нарушения законов. Как пишет А.И.Миллер, “специфические особенности подросткового возраста создают лишь повышенную возможность для возникновения трудновоспитуемости, как начального этапа в генезисе противоправного поведения несовершеннолетних, поскольку этот возраст воздает совокупность условий, наиболее благоприятствующих, как внешним негативным воздействиям, так и обострению и проявлению внутренних генетических задатков, предрасположений индивида, которые до этого находились в скрытом состоянии”. Из вышеизложенного следует, что для воспитания подростка основной упор стоит делать на условия воспитания.

В настоящее время перед государством и обществом проблемы безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних стали чрезвычайно актуальны. Многие учёные провели исследования различных социально-педагогических и психологических аспектов профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. Большое внимание исследователей уделяется к проблеме профилактики детско-подростковых девиаций. Большой вклад в решение этой проблемы внесли исследования о личностно-ориентированном воспитании и обучении ( Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская и др.) , особенностях воспитания детей с девиантным поведением (Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, Ю.В. Гербеев) , социально-педагогической поддержке детей (Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга) и др. Стоит отметить, что эти исследователи рассматривали лишь отдельные фрагменты комплексной проблемы профилактики подростковой безнадзорности и правонарушений в условиях современной России.

Социальная педагогика, психология, социология продолжает интенсивный теоретический, исследовательский, а также научно-практический поиск новых форм и технологий в воспитательной деятельности, работает над созданием эффективных технологий социально-педагогической деятельности, нацеленных на успешную социализацию и социальную адаптацию несовершеннолетних.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://psychology.snauka.ru/2018/06/8615

Проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here