Содержание
Статья 139. Порядок и сроки подачи жалобы
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 153-ФЗ статья 139 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона
Статья 139. Порядок и сроки подачи жалобы
ГАРАНТ:
См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 139 НК РФ
1. Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 1 мая 2016 г. N 130-ФЗ статья 139 настоящего Кодекса дополнена пунктом 1.1, вступающим в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона
1.1. При получении жалобы налоговый орган, акт ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан принять меры по устранению нарушения прав лица, подавшего жалобу. В случае устранения нарушения прав лица, подавшего жалобу, налоговый орган сообщает об этом в вышестоящий налоговый орган в течение трех дней со дня такого устранения с приложением подтверждающих документов (при их наличии).
2. Жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана, если иное не установлено настоящим Кодексом, в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Жалоба на вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения.
Жалоба в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, может быть подана в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе).
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.
3. Вступившее в силу решение налогового органа, вынесенное по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков и не обжалованное в апелляционном порядке, может быть обжаловано ответственным участником этой группы либо самостоятельно иным участником этой группы в части привлечения такого участника к ответственности за совершение налогового правонарушения. Такая жалоба может быть подана в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения.
Источник: http://base.garant.ru/10900200/c11465d9cdd9cd41f225c2e996875142/
Налоговый кодекс подача апелляционной жалобы
Федеральный закон от 02.07.2013 № 153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»
Комментарий
Федеральный закон от 02.07.2013 № 153-ФЗ внес ряд изменений в порядок обжалования решений налоговых органов. Рассмотрим нововведения подробнее.
Срок вступления в силу решений налоговых органов
Согласно поправкам в п. 9 ст. 101 НК РФ с 3 августа 2013 года решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения. Отметим, что ранее этот срок составлял:
Кроме того, добавилось положение, определяющее порядок вступления в силу решений ФНС России о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности. Такие решения вступают в силу со дня их вручения лицу, в отношении которого оно было вынесено, или его представителю.
Напомним, что решение налогового органа должно быть вручено в течение пяти дней после его вынесения. При этом уточнено, что оно должно быть вручено под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если это невозможно, то решение направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица.
Если же на решение налогового органа подана апелляционная жалоба, то оно вступает в силу в порядке, предусмотренном ст. 101.2 НК РФ в новой редакции. Так:
- решение в необжалованной или неотмененной части вступает в силу со дня принятия вышестоящим органом решения по апелляционной жалобе;
- если вышестоящий орган отменит решение нижестоящего и примет новое решение, то последнее вступает в силу со дня его принятия;
- если вышестоящий орган оставит без рассмотрения апелляционную жалобу, то решение нижестоящего органа вступает в силу со дня принятия решения об оставлении жалобы без рассмотрения, но не ранее чем через один месяц с момента получения налогоплательщиком обжалуемого решения.
Жалоба и апелляционная жалоба
В ст. 138 НК РФ появились определения понятиям «жалоба» и «апелляционная жалоба».
Так, под жалобой понимается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов ненормативного характера, действий или бездействия должностных лиц инспекции.
А апелляционной жалобой признается обращение, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности, вынесенного в соответствии со ст. 101 НК РФ.
Форма и содержание жалобы (апелляционной жалобы)
В НК РФ появилась статья, определяющая форму и содержание жалобы, в том числе апелляционной, – ст. 139.2. Требования к обеим жалобам одинаковые.
Они должны подаваться в письменной форме, подписываться лицом, их подавшим, или его представителем. В них должно быть указано:
- наименование и адрес организации (ФИО и место жительства физического лица), подающей жалобу;
- обжалуемые акты налогового органа, действия или бездействие его должностных лиц;
- наименование налогового органа, акт которого обжалуется (наименование органа, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются);
- основания, по которым организация (физлицо) считает, что ее права нарушены;
- требования лица, подающего жалобу.
Кроме того, в жалобах могут содержаться номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для своевременного рассмотрения жалоб сведения.
Если жалоба подается представителем, то к ней должна прилагаться доверенность на его имя. Помимо этого, к жалобе могут прилагаться документы, подтверждающие доводы лица, ее подающего.
Общий порядок обжалования
С 3 августа 2013 года акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц не обжалуются через вышестоящее должностное лицо. То есть с этой даты жалобы подаются только в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд.
Кроме того, теперь указанные акты, действия или бездействие должностных лиц могут обжаловаться в суд только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган (ранее жалоба в суд могла быть подана одновременно или после обжалования в вышестоящий налоговый орган). Однако есть случай, в котором можно обратиться в суд, не дожидаясь решения вышестоящего органа. Такое возможно, если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято этим органом в течение (абз. 2 п. 2 ст. 138, п. 6 ст. 140 НК РФ):
- 1 месяца в отношении решения о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности, вынесенного в порядке ст. 101 НК РФ (2 месяцев при продлении срока рассмотрения);
- 15 дней в остальных случаях (30 дней при продлении срока рассмотрения).
При этом срок для обращения в суд исчисляется со дня (п. 3 ст. 138 НК РФ):
- истечения вышеуказанных сроков;
- когда лицу стало известно о принятом вышестоящим органом решении по жалобе.
Обратите внимание, что с 3 августа 2013 года по 1 января 2014 года такой порядок обжалования применяется только в отношении решений, вынесенных в соответствии со ст. 101 НК РФ. С 1 января 2014 года этот порядок будет применяться в отношении обжалования практически всех актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц, за одним исключением.
Такое исключение составляет обжалование актов ненормативного характера, принятых ФНС России, и действий или бездействия ее должностных лиц. Согласно поправкам с 3 августа 2013 года обжаловать такие акты, действия или бездействие можно сразу в суд, так как апелляционного обжалования для них не предусмотрено.
Отметим еще одно нововведение: с 3 августа 2013 года появляется возможность обжаловать акты, принятые по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб) в вышестоящий налоговый орган.
Порядок и сроки подачи жалобы
С 3 августа 2013 года все жалобы, в том числе апелляционные, подаются в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. До этой даты такой порядок был предусмотрен только при апелляционном обжаловании.
При этом жалоба может быть подана в вышестоящий налоговый орган в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Если жалоба подается на вступившее в силу решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности, не обжалованное в апелляционном порядке, то этот срок составляет один год со дня вынесения спорного решения.
Что касается сроков апелляционного обжалования, то они остались прежними: апелляционная жалоба подается до дня вступления в силу соответствующего решения (п. 2 ст. 139.1 НК РФ).
Обратите внимание, что повторное обращение с жалобой (апелляционной жалобой) производится в сроки, установленные для подачи соответствующей жалобы (п. 6 ст. 138 НК РФ).
Оставление жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения
В НК РФ стали прописаны основания, по которым вышестоящий налоговый орган может оставить жалобу (апелляционную жалобу) без рассмотрения полностью или в части. Это возможно, если он установит, что (ст. 139.3 НК РФ):
- жалоба не подписана лицом, ее подавшим, или его представителем;
- не представлены документы, подтверждающие полномочия представителя на подписание жалобы;
- жалоба подана после истечения срока для ее подачи и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока отказано. Обратите внимание, что указанное основание не распространяется на апелляционную жалобу;
- до принятия решения по жалобе она была отозвана полностью или в части;
- ранее подавалась жалоба по тем же основаниям.
Решение об оставлении жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения принимается в течение пяти дней со дня получения:
- жалобы;
- заявления об отзыве жалобы.
О принятом решении в течение трех дней сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.
Обратите внимание, что оставление жалобы без рассмотрения не препятствует ее повторной подаче в установленные НК РФ сроки. Исключением являются случаи, когда жалоба была оставлена без рассмотрения из-за ее отзыва или из-за того, что ранее уже подавалась жалоба по тем же основаниям.
Рассмотрение жалобы (апелляционной жалобы)
Согласно нововведениям лицо, которое подало жалобу (апелляционную жалобу), может представить в ходе ее рассмотрения дополнительные документы, подтверждающие свои доводы. Главное, чтобы эти документы были представлены до принятия решения по жалобе (п. 1 ст. 140 НК РФ).
Указанные документы будут рассмотрены вышестоящим налоговым органом, если лицо, представившее их, пояснит причины, по которым было невозможно своевременно представить их в инспекцию, решение которой обжалуется (п. 4 ст. 140 НК РФ).
Обратите внимание, что жалобу, эти и другие документы вышестоящий налоговый орган рассматривает без участия лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу).
Решение по жалобе (апелляционной жалобе) принимается вышестоящим налоговым органом в течение (п. 6 ст. 140 НК РФ):
- 1 месяца со дня получения жалобы (апелляционной жалобы) на решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности, вынесенное в порядке ст. 101 НК РФ. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 1 месяц;
- 15 дней со дня получения остальных жалоб. Этот срок также может быть продлен, но не более чем на 15 дней.
Напомним, что до 3 августа 2013 года решение по жалобе должно быть принято в течение 1 месяца со дня ее получения и данный срок может продлиться не более чем на 15 дней.
При этом решение о продлении срока рассмотрения, а также решение по результатам рассмотрения жалобы вручается или направляется лицу, ее подавшему, в течение трех дней со дня его принятия.
Федеральный закон от 02.07.2013 № 153-ФЗ вступает в силу с 3 августа 2013 года. Однако если жалоба (апелляционная жалоба) на акты налоговых органов ненормативного характера либо действия или бездействие их должностных лиц подана до этого дня, то применяются положения НК РФ без учета изменений, внесенных указанным законом.
Источник: http://its.1c.ru/db/content/newscomm/src/457429.htm
Статья 139. Порядок и сроки подачи жалобы
1. Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.
1.1. При получении жалобы налоговый орган, акт ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан принять меры по устранению нарушения прав лица, подавшего жалобу. В случае устранения нарушения прав лица, подавшего жалобу, налоговый орган сообщает об этом в вышестоящий налоговый орган в течение трех дней со дня такого устранения с приложением подтверждающих документов (при их наличии).
2. Жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана, если иное не установлено настоящим Кодексом, в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Жалоба на вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения.
Жалоба в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, может быть подана в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе).
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.
3. Вступившее в силу решение налогового органа, вынесенное по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков и не обжалованное в апелляционном порядке, может быть обжаловано ответственным участником этой группы либо самостоятельно иным участником этой группы в части привлечения такого участника к ответственности за совершение налогового правонарушения. Такая жалоба может быть подана в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения.
Комментарий к Ст. 139 НК РФ
В соответствии с п. 1 ст. 139 НК РФ жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан в течение 3 дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.
При установлении подразделением досудебного урегулирования налоговых споров указанных в п. 1 ст. 139.3 НК РФ обстоятельств информация о наличии таких обстоятельств сообщается вышестоящему налоговому органу в сопроводительном письме одновременно с направлением жалобы (апелляционной жалобы) со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган в срок, установленный Налоговым кодексом РФ.
Подразделение досудебного урегулирования налоговых споров нижестоящего налогового органа направляет заключение по жалобе (апелляционной жалобе) и копии дополнительных документов, подтверждающих позицию налогового органа, в вышестоящий налоговый орган в течение 5 рабочих дней со дня получения жалобы от заявителя или вышестоящего налогового органа.
Заключение по жалобе, направляемое в вышестоящий налоговый орган, должно содержать обоснованную позицию налогового органа по каждому доводу заявителя со ссылкой на имеющиеся у налогового органа документы, копии которых должны быть приложены к заключению, с указанием писем ФНС России, письменных разъяснений Минфина России и судебной практики по данному вопросу (при наличии).
Заключение по жалобе нижестоящего налогового органа должно быть подписано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.
При подготовке заключения по жалобе подразделение досудебного урегулирования налоговых споров нижестоящего налогового органа при необходимости запрашивает заключение по ней у иных структурных подразделений налогового органа.
При подготовке проекта решения по жалобе подразделение досудебного урегулирования налоговых споров вышестоящего налогового органа при необходимости запрашивает заключение по ней у иных структурных подразделений налогового органа.
Заключение структурного подразделения налогового органа по жалобе представляется в подразделение досудебного урегулирования налоговых споров в срок не позднее 3 рабочих дней со дня получения запроса или в иной срок, согласованный с руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, координирующим деятельность подразделения досудебного урегулирования налоговых споров.
При наличии указанных в п. 1 ст. 139 НК РФ обстоятельств для оставления жалобы без рассмотрения нижестоящим налоговым органом при направлении жалобы в вышестоящий налоговый орган представляется позиция по данным обстоятельствам; заключение по существу жалобы не направляется. При необходимости вышестоящим налоговым органом может быть запрошено заключение нижестоящего налогового органа по всем доводам, изложенным в жалобе.
В случае если при рассмотрении жалобы вышестоящим налоговым органом установлено, что нижестоящий налоговый орган с заключением по жалобе представил не все документы, подтверждающие позицию нижестоящего налогового органа по каждому доводу заявителя, такие документы вышестоящий налоговый орган вправе запросить по СЭД в процессе рассмотрения жалобы. Запрошенные вышестоящим налоговым органом документы должны быть представлены в установленный им срок.
Видео (кликните для воспроизведения). |
При получении вышестоящим налоговым органом жалобы, подлежащей рассмотрению этим органом, от лица, ее подавшего, подразделение досудебного урегулирования налоговых споров в течение 3 рабочих дней со дня поступления жалобы направляет ее копию со всеми материалами в нижестоящий налоговый орган с запросом о представлении заключения, в том числе информации о наличии обстоятельств для оставления жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения (п. 2 Письма ФНС России от 26 декабря 2013 г. N СА-4-9/23437@ «Рекомендации о порядке взаимодействия налоговых органов и их структурных подразделений»).
В п. 2 ст. 139 НК РФ установлены сроки для обращения с жалобой в вышестоящий налоговый орган и в ФНС России.
Так, жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана, если иное не установлено Налоговым кодексом РФ, в течение 1 года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Жалоба на вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение 1 года со дня вынесения обжалуемого решения.
Так, в соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 139 НК РФ жалоба в ФНС России может быть подана в течение 3 месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе).
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.
Источник: http://stnkrf.ru/139
Статья 138. Порядок обжалования
1. Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.
Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного в соответствии со статьей 101 настоящего Кодекса, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.
2. Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В случае, если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные пунктом 6 статьи 140 настоящего Кодекса, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.
Акты ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действия или бездействие его должностных лиц обжалуются в судебном порядке.
3. В случае обжалования в судебном порядке актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствующей жалобе, или со дня истечения срока принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе), установленного пунктом 6 статьи 140 настоящего Кодекса.
4. Обжалование организациями и физическими лицами в судебном порядке актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц производится в порядке, предусмотренном соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
5. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не приостанавливает исполнение обжалуемого акта налогового органа или совершение обжалуемого действия его должностным лицом, за исключением случая, предусмотренного настоящим пунктом.
Заявление о приостановлении исполнения обжалуемого решения подается одновременно с жалобой на вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К заявлению о приостановлении исполнения обжалуемого решения прилагается банковская гарантия.
К банковской гарантии, указанной в настоящем пункте, применяются требования, установленные пунктом 5 статьи 74.1 настоящего Кодекса, с учетом следующих особенностей:
срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через шесть месяцев со дня подачи лицом заявления о приостановлении исполнения обжалуемого решения;
сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение банком-гарантом обязанности по уплате денежной суммы в размере налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, не уплаченных по обжалуемому решению.
Вышестоящий налоговый орган, рассматривающий жалобу, в течение пяти дней со дня получения заявления о приостановлении исполнения обжалуемого решения принимает одно из следующих решений:
о приостановлении исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
об отказе в приостановлении исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Основанием для принятия решения об отказе в приостановлении исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения является несоответствие банковской гарантии, предоставленной лицом, подавшим жалобу, требованиям, установленным настоящей статьей и (или) пунктом 5 статьи 74.1 настоящего Кодекса.
О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.
Решение о приостановлении исполнения решения действует до дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа в установленный в требовании налогового органа срок лицом, подавшим жалобу, исполнение обязанности которого по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа обеспечено банковской гарантией, налоговый орган не позднее пяти дней со дня истечения срока исполнения указанного требования и не ранее дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе направляет банку-гаранту требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии в части подлежащей уплате после принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе неуплаченной суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа.
Налоговый орган уведомляет банк, выдавший банковскую гарантию, о его освобождении от обязательств по этой гарантии не позднее пяти дней со дня исполнения лицом, подавшим жалобу, обязанности по уплате суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, которое было обеспечено такой банковской гарантией, либо не позднее пяти дней со дня принятия решения по жалобе, в соответствии с которым у лица, подавшего жалобу, отсутствует обязанность по уплате суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, обеспеченная такой банковской гарантией.
6. Повторное обращение с жалобой (апелляционной жалобой) производится в сроки, установленные настоящей главой для подачи соответствующей жалобы.
7. Лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу), до принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе) может отозвать ее полностью или в части путем направления письменного заявления в налоговый орган, рассматривающий соответствующую жалобу.
Отзыв жалобы (апелляционной жалобы) лишает лицо, подавшее соответствующую жалобу, права на повторное обращение с жалобой (апелляционной жалобой) по тем же основаниям.
Комментарий к Ст. 138 НК РФ
Положения ст. 138 НК РФ изложены в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую НК Российской Федерации» (далее — Закон N 153-ФЗ), согласно которому были внесены существенные изменения в порядок досудебного урегулирования налоговых споров.
Законом N 153-ФЗ в части первой НК РФ были введены понятия «жалоба» и «апелляционная жалоба».
Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права (абз. 2 п. 1 ст. 138 НК РФ в редакции Закона N 153-ФЗ).
Под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика (Определение Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2003 г. N 418-О).
Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного в соответствии со ст. 101 НК РФ, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права (абз. 3 п. 1 ст. 138 НК РФ в редакции Закона N 153-ФЗ).
Отметим, что различия в вышеуказанных документах заключаются в том, что:
а) жалоба подается на вступивший в силу акт налогового органа ненормативного характера, а также на действия или бездействие должностных лиц налогового органа;
б) апелляционная жалоба подается на вынесенное в соответствии со ст. 101 НК РФ и не вступившее в силу:
решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
или решение налогового органа об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
При этом отметим, что не могут быть обжалованы в апелляционном порядке решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенные федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (п. 4 ст. 139.1 НК РФ).
Напомним, что согласно ст. 101.2 НК РФ в случае обжалования решения, вынесенного в порядке ст. 101 НК РФ, в апелляционном порядке такое решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в необжалованной части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.
Таким образом, в соответствии с гл. 10 «Требование об уплате налога и сбора» и гл. 14 «Налоговый контроль» НК РФ по результатам налоговых проверок должностное лицо налогового органа выносит решения и направляет налогоплательщикам различные требования, признаваемые актами налоговых органов, обжалование которых в судебном порядке предусмотрено Налоговым кодексом РФ.
Иные акты налоговых органов являются материалами налоговых проверок, к которым относятся справки и акты налоговых проверок, протоколы показаний свидетелей, протоколы осмотра территорий, помещений, документов и предметов, и рассматриваются судами в качестве доказательств по делу. Следовательно, такие документы, как протоколы осмотра, составленные в соответствии со ст. 92 НК РФ, сопроводительные письма, являются документами, фиксирующими процесс осуществления осмотра и документооборота в рамках проводимой налоговой проверки, и не обладают признаками ненормативного правового акта (Определение ВАС РФ от 18 января 2012 г. N ВАС-14267/11).
В случае если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, отменит решение нижестоящего налогового органа и примет новое решение, такое решение вышестоящего налогового органа вступает в силу со дня его принятия.
В случае если вышестоящий налоговый орган оставит без рассмотрения апелляционную жалобу, решение нижестоящего налогового органа вступает в силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, но не ранее истечения срока подачи апелляционной жалобы.
Источник: http://stnkrf.ru/138
Статья 139.1. Порядок и сроки подачи апелляционной жалобы
1. Апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается через вынесший соответствующее решение налоговый орган. Налоговый орган, решение которого обжалуется, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.
2. Апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящий налоговый орган может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения.
3. Апелляционная жалоба на решение налогового органа, вынесенное по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков, может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения ответственным участником этой группы либо самостоятельно иным участником этой группы в части привлечения такого участника к ответственности за совершение налогового правонарушения.
4. Не могут быть обжалованы в апелляционном порядке решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенные федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Комментарий к Ст. 139.1 НК РФ
В ст. 139.1 НК установлены сроки для обращения с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган.
Апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается через вынесший соответствующее решение налоговый орган. Налоговый орган, решение которого обжалуется, обязан в течение 3 дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.
Подразделение досудебного урегулирования налоговых споров нижестоящего налогового органа направляет заключение по апелляционной жалобе и копии дополнительных документов, подтверждающих позицию налогового органа, в вышестоящий налоговый орган в течение 5 рабочих дней со дня получения жалобы от заявителя или вышестоящего налогового органа.
Заключение по апелляционной жалобе, направляемое в вышестоящий налоговый орган, должно содержать обоснованную позицию налогового органа по каждому доводу заявителя со ссылкой на имеющиеся у налогового органа документы, копии которых должны быть приложены к заключению, с указанием писем ФНС России, письменных разъяснений Минфина России и судебной практики по данному вопросу (при наличии).
Заключение по апелляционной жалобе нижестоящего налогового органа должно быть подписано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.
При подготовке заключения по апелляционной жалобе подразделение досудебного урегулирования налоговых споров нижестоящего налогового органа при необходимости запрашивает заключение по ней у иных структурных подразделений налогового органа.
При подготовке проекта решения по апелляционной жалобе подразделение досудебного урегулирования налоговых споров вышестоящего налогового органа при необходимости запрашивает заключение по ней у иных структурных подразделений налогового органа.
Заключение структурного подразделения налогового органа по апелляционной жалобе представляется в подразделение досудебного урегулирования налоговых споров в срок не позднее 3 рабочих дней со дня получения запроса или в иной срок, согласованный с руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, координирующим деятельность подразделения досудебного урегулирования налоговых споров.
При наличии указанных в п. 1 ст. 139.3 НК РФ обстоятельств для оставления апелляционной жалобы без рассмотрения нижестоящим налоговым органом при направлении апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган представляется позиция по данным обстоятельствам; заключение по существу жалобы не направляется. При необходимости вышестоящим налоговым органом может быть запрошено заключение нижестоящего налогового органа по всем доводам, изложенным в жалобе.
В случае если при рассмотрении апелляционной жалобы вышестоящим налоговым органом установлено, что нижестоящий налоговый орган с заключением по жалобе представил не все документы, подтверждающие позицию нижестоящего налогового органа по каждому доводу заявителя, такие документы вышестоящий налоговый орган вправе запросить по СЭД в процессе рассмотрения жалобы. Запрошенные вышестоящим налоговым органом документы должны быть представлены в установленный им срок.
При получении вышестоящим налоговым органом апелляционной жалобы, подлежащей рассмотрению этим органом, от лица, ее подавшего, подразделение досудебного урегулирования налоговых споров в течение 3 рабочих дней со дня поступления жалобы направляет ее копию со всеми материалами в нижестоящий налоговый орган с запросом о представлении заключения, в том числе информации о наличии обстоятельств для оставления жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения.
В случае установления вышестоящим налоговым органом при рассмотрении апелляционной жалобы нарушения существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки или существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов налогового контроля, являющихся в соответствии с п. 14 ст. 101, п. 12 ст. 101.4 НК РФ основанием для отмены решения, вышестоящий налоговый орган вправе отменить такое решение и рассмотреть указанные материалы, документы, подтверждающие доводы лица, подавшего апелляционную жалобу, дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения апелляционной жалобы, и материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, в порядке, предусмотренном ст. ст. 101, 101.4 НК РФ, с участием заявителя и вынести новое решение, предусмотренное п. 3 ст. 140 НК РФ.
В случае если по результатам рассмотрения апелляционной жалобы решение нижестоящего налогового органа отменено вышестоящим налоговым органом полностью или в части, структурное подразделение налогового органа, составившее оспоренный акт, не позднее следующего рабочего дня с даты получения решения вышестоящего налогового органа уведомляет подразделения досудебного урегулирования налоговых споров и урегулирования задолженности об уточненных налоговых обязательствах лица с учетом решения вышестоящего налогового органа.
Вышеуказанное следует из положений п. 2 Письма ФНС России от 26 декабря 2013 г. N СА-4-9/23437@ «Рекомендации о порядке взаимодействия налоговых органов и их структурных подразделений».
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: http://stnkrf.ru/139-1
Юрист: стаж 15 лет
Образование: Воронежский Государственный Университет
Специализация: Гражданское право