Содержание
Проблема насилия среди подростков
Анализ влияния возраста школьников на особенности проявления насилия в школе. Изучение симптомов «приближения» подростка к агрессивному поведению: курения, наркомании, пропуска школьных занятий, вступления в субкультуры, раздражительность, конфликтность.
Рубрика | Психология |
Вид | статья |
Язык | русский |
Дата добавления | 11.03.2018 |
Размер файла | 15,5 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Проблема насилия среди подростков
Статья посвящена проблеме психологического насилия в подростковой среде, анализируется влияние возраста школьников на особенности проявления насилия в школе. Причины подростковой жестокости кроются в жизни всего нашего общества: «неблагополучные семьи»; окружение, в котором пребывает подросток; общение в школе; большой объем негативного материала в средствах массовой информации. Также к числу симптомов «приближения» подростка к агрессивному поведению относятся: курение, употребление спиртосодержащих и наркотических веществ; пропуски школьных занятий; вступление в неформальные субкультуры; импульсивность, раздражительность, конфликтность. Все это является основными причинами в формировании подростковой жестокости. К сожалению, сегодня психологическая жестокость является настолько распространенной, что можно с полной уверенностью утверждать: ни один человек не вырастает без того, чтобы не испытать на себе — прямо или косвенно — какое-то из ее проявлений. Отмечается необходимость профилактической работы по профилактике насилия в любых его проявлениях в каждом образовательном учреждении.
Современная образовательная среда становиться все менее безопасной для ребенка. Это проявляется в снижении показателей обученности и воспитанности, нарастающей напряженности психологического климата в ученических коллективах, расширяющемся диапазоне конфликтов. Практически в каждом классе, по мнению многих отечественных и зарубежных ученых, имеются дети, которые являются мишенью, т.е. «козлами отпущения» для окружающих [1, 2, 5, 6]. Их постоянно дразнят, унижают или бьют, издеваются, высмеивают их же одноклассники. Складывающаяся ситуация актуализирует проблему обеспечения психического здоровья всех участников образовательного процесса и требует активизации комплексного исследования насилия в школе.
Целью нашего исследования является изучение особенностей насилия у школьников средних и старших классов.
Предметом исследования выступают особенности психологического насилия у школьников средних старших классов: представление о том, кто является объектом психологического насилия, отношение к насилию, состояние субъекта психологического насилия.
Методы исследования: разработанная нами анкета на выявления особенностей психологического насилия в классе [8]. В качестве эмпирического объекта исследования выступили учащиеся пятых и одиннадцатых классов общеобразовательной школы г. Владикавказ, в количестве 120 человек.
Платоновой Н.М. и Платоновым Ю.П. выделены типы психологического насилия [10]:
1) Игнорирование нужд одного или нескольких одноклассников — игнорирование их потребности в безопасности, поддержке, одобрении, общении;
2) Отвержение — публичное унижение сверстника, предъявление чрезмерных, не адекватных требований, публичная негативная демонстрация отдельных поступков и качеств ребенка, постоянное аппелирование к чувству вины, стыда, жесткая критика;
3) Угрозы и терроризирование — унижение достоинства, угрозы наказанием, побои, угрозы насилием, оскорбление, использование ненормативной лексики в адрес соученика;
4) Изолирование — ограничение социальных контактов ученика со сверстниками или другими значимыми лицами, принудительное территориальное ограничение;
5) Развращение — создание мотиваций асоциального поведения, на воровство, проституцию, употребление алкоголя и наркотиков.
Все перечисленные формы психологического давления в том или ином варианте имеют место в каждой школе, все чаще переходя в физический травматизм [3, 4, 7]. подросток агрессивный поведение насилие
В результате проведенного исследования были получены следующие данные: в 5-х классах психологическому насилию подвергаются в основном глупые и необщительные школьники, ябедники, а в 11-х классах — неудачники, доверчивые люди, не умеющие постоять за себя, не имеющие своей точки зрения, изгои (со странностями). Кроме того, насилию подвергаются как мальчики, так и девочки. В 11-х классах почти в полтора раза меньше школьников, которые подвергаются насилию. Причем, мальчики 5-х классов подвергаются психологическому насилию в 4 раза чаще, чем в 11-х классах. Безразличные и нейтральные чувства по отношению к объекту насилия испытывает большинство школьников 5-х классов. Большая часть школьников 11-х классов, подвергая насилию своих одноклассников, испытывает удовлетворение, удовольствие и радость.
Полученные данные могут говорить о том, что возраст школьников влияет на особенности проявления насилия в школе. По нашему мнению, безразличное отношение школьников 5-х классов к проявлению психологического насилия к сверстникам (при безразличном отношении к этому явлению всех участвующих в воспитании и образовании взрослых), может быть основой для получения удовольствия и удовлетворения в процессе насилия у школьников 11-х классов.
Наше исследование показало:
Чаще всего в школах встречается эмоциональное и физическое насилие. Учащиеся отметили следующие виды эмоционального насилия, встречающиеся в образовательной среде:
— отказ от общения (18,7 %);
— систематическая необоснованная критика (46,9 %) и др.
Психологическое насилие проявляется как в 5-х, так и в 11-х классах.
Психологическое насилие не имеет гендерного аспекта: психологическому насилию подвергаются, как мальчики, так и девочки.
Большинство школьников 11-х классов осознанно подвергают одноклассников психологическому насилию: пытаются унизить, оскорбить одноклассников.
Преобладающее большинство школьников 5-х классов не осознает свои действия и поступки, как действия, унижающие другого человека, проявляя при этом безразличное нейтральное отношение. Большая же часть школьников 11-х классов осознанно подвергает насилию своих одноклассников, при этом испытывает удовлетворение, удовольствие.
Как видим потребность в формировании «Новой школы» безопасной и свободной от насилия назрела в обществе. Но достижение этой цели — задача будущего. На сегодняшний день теоретические представления о психологическом насилии развиты недостаточно, крайне мало накоплено и эмпирических данных по насилию в образовательной среде. Нечеткость категориальных оснований и эмпирического опыта затрудняет поиск эффективных как превентивных мер, так и путей коррекции проблемной ситуации, сложившейся в системе школьного образования [2, 9].
Посильный вклад в профилактику насилия в образовательной среде может внести каждый участник образовательного пространства и, в первую очередь, это касается психологов, педагогов, социальных работников. Необходимо в каждом образовательном учреждении, начиная уже с первого дня начала учебного года, вести работу по профилактике насилия в любых его проявлениях.
1. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. — СПб.14 , 2002.
2. Гогицаева О.У. Динамика межличностных отношений подростков//Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 4 (19). С. 38-41.
3. Гогицаева О.У. Инновационные технологии в системе образования//В сборнике: Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты//Материалы IV Международной научно-практической конференции. 2015. С. 177-181. 0
4. Гогицаева О.У. Педагогика индивидуальной работы//Nauka-Rastudent.ru. 2015. № 7 (19). С. 20.
5. Гуриева С.Д. Влияние этнического фактора на динамику межгрупповых отношений//Сибирский психологический журнал. 2009. № 32. С. 89-94.
6. Гуриева С.Д. Межэтнические отношения: этнический фактор в межгрупповых отношениях//Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2008. Т. 5. № 4. С. 79-83.
7. Гуриева С.Д. Проблемы межэтнических отношений в молодежной среде//Казанский педагогический журнал. 2008. № 10. С. 88-96.
8. Зиновьева Н. О., Михайлова Н. Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. — СПб., 2003.
9. Малиева З.К. Роль современных образовательных технологий в решении проблемы морального отчуждения личности // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 769.
10. Платонова Н.М., Платонов Ю.П. (ред.) Насилие в семье: Особенности психологической реабилитации. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2004.- 154с.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Параметры, по которым классифицируется насилие, наиболее вероятные его жертвы. Проблема сексуального насилия детей в современном обществе. Реакция на психологическую травму в разные периоды жизни ребенка. Особенности проявления симптомов ПТСР у детей.
реферат [16,3 K], добавлен 24.01.2011
Определения насилия. Корни насилия. Причины насилия. Социально-психологические, социокультурные факторы домашнего насилия. Гендерные различия. Типы насилия в семье и его причины. Предупреждение и сдерживание насилия в семье.
курсовая работа [43,9 K], добавлен 25.05.2004
Понятие насилия, его основные формы и разновидности, причины проявления в семье. Роль насилия в формировании личностных расстройств. Определение сущности семейной психотерапии и основные этапы её развития. Особенности исследования насилия в семье.
дипломная работа [148,8 K], добавлен 03.03.2011
Природа и социально-психологическая сущность насилия. Особенности и проблема домашнего насилия. Многофакторность этой проблемы, ее рассмотрение с точки зрения здравоохранения. Воздействие последствий насилия на ребенка и всю его дальнейшую жизнь.
курсовая работа [29,6 K], добавлен 05.11.2009
Патогенное влияние физического, сексуального и психологического насилия на формирование личности, психики и поведения ребенка. Психологические и психосоциальные факторы риска насилия над детьми. Понятие психологического насилия и рискованного возраста.
реферат [21,1 K], добавлен 16.09.2010
Что позволяет идентифицировать разворачивание насилия и агрессии. Основа для насильственного акта. Специфика психической конфигурации «активного» субъекта или «пассивного» объекта насилия. Вуалирование визуального изображения физического насилия.
реферат [28,0 K], добавлен 06.08.2009
Проблема причин, побуждающих подростков к криминальному поведению, психофизиологические особенности подростка и подросткового возраста, обстановки в семье. Криминальная активность несовершеннолетних и ее мотивация, последствия криминального поведения.
курсовая работа [50,2 K], добавлен 22.03.2010
Рассмотрение понятия, причин развития и форм девиантного поведения подростков. Диагностика склонности старших подростков к отклоняющемуся поведению. Особенности проведения тренинговых занятий как профилактики асоциального поведения старшеклассников.
дипломная работа [2,0 M], добавлен 14.12.2011
Основные теоретические подходы к пониманию природы агрессивного поведения человека. Причины агрессии, её виды и механизмы действия. Источники подростковой агрессии. Исследование влияния демонстрации сцен насилия в СМИ на уровень агрессивности подростков.
курсовая работа [85,3 K], добавлен 03.02.2011
Физические и психические особенности младшего школьного возраста. Конфликтность — психологическая категория. Причины появления конфликтов в среде младших школьников и специфика формирования способности к их разрешению в результате педагогической работы.
курсовая работа [39,7 K], добавлен 30.09.2013
Источник: http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00907287_0.html
Виды насилия, их характеристика. Признаки и последствия насилия над ребенком.
Выделяются следующие виды насилия:
1. Физическое насилие – это преднамеренное нанесение ребёнку родителями или людьми, их замещающими, физических (телесных) повреждений, причиняющих ущерб его здоровью, нарушающих его полноценное развитие, лишающих жизни (избиение, истязание, сотрясение посредством пощёчин, подзатыльников, ударов, укусов, прижигание сигаретами и горящими предметами, применение отравляющих или снотворных веществ, удушение, утопление).
2. Психическое (эмоциональное) насилие – воздействие на психику ребёнка путём запугивания, угроз с целью сломить его волю к сопротивлению и к отстаиванию своих прав;периодическое или постоянное, вербальное или невербальное воздействиеродителей или лиц, их замещающих,на ребёнка, приводящее к возникновению у него негативныхчерт характера, деформации развитияего личности.
3. Пренебрежение интересами и потребностями ребёнка – отсутствие со стороны родителей или лиц, их замещающих, необходимой заботы о ребёнке, в силу чего нарушаются его психофизическое здоровье и правильное развитие (оставление детей без присмотра, недостаток питания, одежды, отсутствие внимания и заботы, вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, отсутствие любви и др.).
5. Экономическое насилие – использование ребёнка родителями, другими взрослыми членами семьи для удовлетворения материальных и финансовых потребностей и выгод (растрата взрослыми семейных денег в своих интересах, контроль поведения ребенка с помощью денег, использование ребёнка при разводе как средства экономического торга).
6. Моральное насилие – унижение достоинства ребенка, которое проявляется в словесном оскорблении, брани, угрозах в его адрес, демонстрации неприязни к нему, а также в уничижительном сравнении с другими детьми.
Специалист при наличии выявленного факта физического и других видов насилия над ребенком, осуществляя работу со случаем, как правило, сталкивается с ближайшими и отдаленными последствиями насилия для ребенка:
Ø ближайшие последствия:
физические травмы (синяки, переломы, повреждения внутренних органов); головные боли; потеря сознания; кровоизлияние в глазные яблоки; психические нарушения; депрессия с чувством собственной неполноценности.
Ø отдалённые последствия:
– нарушения физического и психического развития (остановка в росте, весе, позднее развитие речи, низкий уровень успеваемости в школе);
– плохие привычки (грызение ногтей, сосание пальцев, раскачивание);
– соматические заболевания, травмы, похудение, кожные сыпи, язва желудка, разрыв прямой кишки, тики, заикание, энурез, энкокрез;
Ø личностные и эмоциональные нарушения:
– агрессия к более младшим по возрасту детям и к животным;
– чувство вины, частые депрессии в виде беспокойства, нарушения сна, чувство одиночества;
Неменее важно также зафиксировать в работе с ребенком признаки насилия: особенности внешнего вида и поведения ребёнка, по отношению к которому проявляется насилие со стороны родителей или лиц, его опекающих. Именно эти особенности чаще всего выступают диагностическими признаками, позволяющими установить факты жестокого обращения. Педагогу, социальному педагогу, педагогу-психологу следует предпринять срочные меры по выяснению ситуации в семье, выявлению комплекса характерных особенностей внешнего вида и поведения ребёнка, указывающих на наличие насилия в семье (см. приложение А). Среди них можно выделить следующие:
• агрессивность, тревожность ребёнка;
• стеснительность, нелюбознательность, избегание сверстников;
• страх физического контакта, боязнь идти домой;
• любые физические травмы (ожоги, царапины, синяки, ссадины и т.д.);
• повторная травма одногои того жеместа;
• отказ от медицинской помощи;
• противоречивые показания о происхождении повреждений;
• сложные, необычные сексуальные познания или действия;
• сексуальные приставания к детям и взрослым;
• жалобы на физическое нездоровье;
• инфекции, передающиеся половым путём;
• нахождение под присмотром других детей;
• занятия опасной деятельностью, игнорируемые родителями;
• кожные заболевания, развившиесяв результате плохой гигиены;
• регулярные пропуски занятий в школе;
• сильное отставание в развитии;
• антисанитарные или небезопасные жилищные условия.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Особенно важно понимание истинных причин семейного насилия в отношении несовершеннолетних, потому что на практике ни законодательство, ни общественное мнение не обеспечивают в полной мере защиты детей от физического и особенно психического насилия со стороны взрослых. В большинстве случаев несовершеннолетние не обращаются за помощью, а взрослые, в свою очередь, часто не осознают факта жестокого обращения с ребёнком.
Если родители обращаются за помощью, то, как правило, не с проблемами своего поведения в отношении детей и не с желанием измениться, а с жалобами на детей. Ребёнок, подвергающийся моральному или физическому насилию, может вести себя как агрессор, транслируя жестокость по отношению к родителям, другим людям, либо выступать в роли жертвы, притягивая жестокое обращение сверстников и педагогов. Именно эти проблемы в поведении или развитии личности ребёнка являются содержанием жалобы родителей, применяющих жестокие воспитательные меры. Психические травмы, вызванные жестоким обращением со стороны родителей, действительно способны привести ребёнка к серьёзным личностным нарушениям.
В социально-педагогической и психологической практике установлены типичные психолого-педагогические проблемы детей – жертв насилия:
Ø на когнитивном уровне – неумение сосредоточиться, проблемы с произвольным вниманием, памятью, низкая самооценка, отсутствие самоуважения, иррациональные, разрушительные мысли, проблемы с принятием решения и поиском выхода из сложных ситуаций;
Ø на аффективном уровне – неожиданные и необъяснимые приступы гнева, агрессии, тревожность, чувство вины, страх отвержения, стыд, смущение, депрессия, преобладание механизма внешнего контроля над самоконтролем;
Ø на поведенческом уровне – драки, слёзы, упрямство, подозрительность, низкий уровень учебной успеваемости, ночные кошмары, изоляция от окружающих, конфликты, самоистязание, истязание животных.
Лица, подвергавшиеся семейному насилию в детстве, могут быть жестокими с окружающими. Очень важным отличием взрослых жертв является неспособность справляться с проблемами, а стремление искать и получать помощь от других людей. Когда ребёнок-жертва не находит отклика у собственных родителей, это подрываетего стремление к поиску помощи и продуктивным взаимоотношениям в будущем.
ü жестокость, насилие, отсутствие заботы по отношению к членам своей семьи;
ü потеря интереса к собственному ребёнку и неприятие его в подростковом возрасте;
ü низкое качество общения с членами семьи;
ü саморазрушающее поведение.
Большинство родителей любят своих детей и желают им добра. Но тем не менее многие могут поднять руку на своего ребёнка и не отрицают такой возможности. Почему же это происходит? «Уж, не от того ли, – писал А. И. Герцен, – истязают детей, а иногда и больших, что их трудно воспитывать, а сечь легко? Не мстим ли мы наказанием за свою неспособность воспитывать?» При воспитании такие родители чаще всего исходят из собственного жизненного опыта (в детстве меня тоже били, и я стал человеком). Многие родители считают, что ребёнок – их собственность и они в праве делать всё, что захотят.
При этом многие родители не задумываются, что жестокое обращение с детьми наносит вред их физическому и психическому здоровью и имеет тяжёлые социальные последствия, главное из которых – воспроизводство жестокости. Те, кого в детстве били и оскорбляли, вырастая, решают свои жизненные проблемы точно так же. Привыкая к насилию, люди начинают считать его нормой.
Исследования показали, что телесные наказания причиняют вред ребёнку и практически не приносят никакой пользы. Наказание такого рода действует только в течение короткого времени, оно, может быть, и разряжает обстановку, но никак не улучшает поведение ребёнка надолго. Один из нежелательных результатов битья заключается в том, что ребёнок начинает видеть в нём возможность излить накопившийся гнев и разрешить возникшую проблему.
В минуту гнева ребёнок учится прибегать к драке, привыкает к тому, что для снятия напряжения достаточно поднять на кого-то руку. Он уже считает возможным применять физическую силу и властвовать над более слабыми детьми. И всё это потому, что, демонстрируя ребёнку собственную несдержанность, родители не учат его самообладанию.
Авторитарные родители добиваются от ребёнка беспрекословного подчинения. Воспитание строится на суровых запретах, запугиваниях и угрозах. У детей возникает чувство вины или страх перед наказанием, формируется лишь механизм внешнего контроля и, как правило, недостаточно развит самоконтроль. Такие ребята с трудом устанавливают контакты со сверстниками, они подозрительны, недоверчивы, замкнуты, упрямы, угрюмы, тревожны.
Насилие в семье порождает ряд социальных проблем. Яркими примерами являются бегство детей из дома, детская и подростковая преступность, алкоголизм и наркомания, самоубийство. Не столь заметны, но не менее опасны комплекс собственной неполноценности, чувство незащищённости, постоянный страх, рабская психология.
Наиболее универсальной и тяжёлой реакцией таких детей на любое насилие является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, связанных с насилием. Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда. Ребёнку характерны постоянная убеждённость в собственной неполноценности, в том, что «он хуже всех». Вследствие этого ему сложно добиться уважения окружающих, успеха, общение со сверстниками затруднено.
Таким образом, семейное насилие рассматривается как стадия в насилии, передающемся из поколения в поколение, когда люди, испытавшие на себе жестокое обращение или являвшиеся его свидетелями в детстве, совершают насилие или становятся его жертвами, будучи взрослыми.
Дата добавления: 2016-01-30 ; просмотров: 4159 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник: http://helpiks.org/6-72592.html
Школа как фактор риска в насилии над детьми.
Школьное насилие – это вид насилия, при котором имеет место принуждение, применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам.
Насилие в школе обнаруживается в двух видах – формальном и неформальном. Формальная сторона включает в себя часто непродуктивную организацию учебного процесса и непосильные требования современных программ, отражающиеся в их содержании и объеме изучаемого материала.
Неформальная сторона связана с особенностями межличностного взаимодействия детей и учителей (авторитарный стиль общения учителя с учеником), детей друг с другом. Результаты многих исследований показывают, что формальный уровень насилия системы (учебные программы и стандарты) влияет на неформальный уровень, в том числе и на межличностные отношения детей со своими родителями (наказание за плохую успеваемость), с педагогами и со сверстниками.
Дети, которые не справляются с программой, терпят, как правило, двойное насилие: 1) в школе, когда их принуждают заниматься тем, что им не под силу; 2) дома, когда их упрекают за плохие оценки и заставляют готовить уроки.
Можно выделить несколько факторов, провоцирующих школьное насилие. Многие исследователи считают, что традиции школьной среды провоцируют и стимулируют жестокость. К таким традициям относятся:
ü общий психоэмоциональный фон учреждения образования, характеризующийся высоким уровнем тревожности субъектов взаимодействия в совокупности с неумением контролировать собственные эмоции и регулировать состояния;
ü «политическая» система учреждения образования, включающая агрессивные взаимоотношения внутри педагогического коллектива, в том числе авторитарно-директивный стиль управления, отсутствие обоснованной системы педагогических и профессиональных требований;
ü особенности отношения педагогов к школьникам, построенные на необоснованных требованиях со стороны взрослых и максимальном бесправии детей;
ü традиции в социуме, пропагандируемые средствами массовой информации.
Наиболее часто школьное насилие имеет вид психоэмоционального (психологического) и/или физического насилия.
Под физическим насилием подразумевают применение физической силы по отношению к ученику, в результате чего возможно нанесение физической травмы. Сюда относятся – избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники и т. д.
Чаще всего в учебных заведениях встречается психологическое насилие, которое вызывает у жертвы эмоциональное напряжение, унижает его и снижает его самооценку. Жертвой может стать любой ребенок, но обычно это те дети, которые слабее или как-то отличаются от других.
Наиболее часто жертвами школьного насилия становятся дети, имеющие:
• физические недостатки – носящие очки, дети со сниженным слухом или с двигательными нарушениями;
• особенности поведения – замкнутые дети или дети с импульсивным поведением;
• особенности внешности – рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, особая форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т.д.;
• отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети);
• низкий интеллект и трудности в обучении.
Длительные школьные издевки сказываются на «Я-образе» ребенка: падает самооценка, он чувствует себя затравленным. Такой ребенок испытывает трудности социализации: он пытается избегать отношений с другими людьми. Часто бывает и наоборот – другие дети избегают дружить с жертвами насилия, поскольку боятся, что сами станут жертвами насилия, следуя логике: «Каков твой друг – таков и ты». В результате этого формирование дружеских отношений может стать проблемой для жертвы, а отверженность в школе нередко экстраполируется и на другие сферы социальных отношений. Такой ребенок и в дальнейшем может жить по «программе неудачника». Роль жертвы является причиной низкого статуса в группе, проблем в учебе и поведении. Решение своих проблем дети-жертвы насилия часто находят в криминальной асоциальной среде, что нередко сопряжено с формированием пристрастия к алкоголю, наркотикам. Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушаться половая ориентация. И те и другие в дальнейшем испытывают трудности при создании собственной семьи, они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решили свои психологические проблемы.
Выделяют две формы проявления насилия в школе: явные и латентные. Явные проявления насилия могут быть направлены не только против отдельных лиц, вызывающих к себе повышенный интерес окружающих, но и против целой группы.
Наряду с явными и вербализованными формами агрессии нередки случаи ее скрытых и тщательно замаскированных проявлений, к сожалению, слишком часто ускользающих от внимания.
К причинам, по которым педагоги в образовательном процессе используют различные формы насилия, могут быть отнесены:
• особенности личности учителя (ригидность, тревожность, доминирование, низкий уровень эмпатии, агрессивность, раздражительность);
• нелюбовь (негативное отношение) к детям и своей работе;
• неудовлетворенность своим социальным положением;
• низкий уровень социальных навыков;
• проблемы со здоровьем;
• незнание других способов работы с непослушными детьми;
• непродуктивное решение трудных (конфликтных) ситуаций.
Как показывает практика, учитель в школе чаще всего прибегает к психологическому насилию, которое ни учениками, ни их родителями, как правило, не воспринимается как насилие. Если ребенок рассказывает родителям о подобном обращении с ним педагога, то родители либо бездействуют, либо идут в школу для беседы с учителем или директором. Другой вариант действий им просто не известен, они не знают, что можно обратиться в СППС школы.
Психологическое насилие в школьной среде проявляется в различных формах. К ним относятся: крики, оскорбления, несправедливые обвинения, издевки, запугивания, невнимание к нуждам ученика, демонстрация нелюбви к нему. Детей в этом случае постоянно критикуют, обижают, никогда не хвалят (или делают это очень редко), не поощряют, не прислушиваются к мнению ребенка, постоянно напоминая о его несостоятельности, глупости и т.д. Чаще всего это происходит при посторонних (одноклассники, учащиеся других классов), из-за чего наносится более тяжкая травма ребенку. Иногда учитель специально высмеивает и оскорбляет близких ребенку людей, чтобы его еще больше унизить и обидеть.
Выделяются типичные способы реагирования педагогов на выходки учеников, которые можно отнести к насильственным: педагог часто употребляет выражение «Учитель здесь пока еще я»; оставляет последнее слово за собой; разговаривает с сарказмом; настаивает на своей правоте; ставит учеников в угол; формулирует обобщения типа: «Вы все одинаковы»; втягивает в конфликт других людей, непричастных к нему; использует такие позы и жесты, которые «давят»: сжатые челюсти и сцепленные руки; говорит сквозь зубы; сравнивает одного ученика с другим и т. д.
Среди насильственных форм организации образовательной ситуации выделяют также:
ü подавление педагогом инициативы учеников;
ü наказание за неправильный ответ;
ü некорректные замечания педагога по поводу внешнего вида детей, их манеры разговаривать и т.д.;
ü прерывание речи учащихся;
ü насильственное требование к учащимся давать ответы на поставленные педагогом вопросы;
ü привилегированное отношение к заискивающим учащимся;
ü оскорбление унизительными, а иногда даже нецензурными словами.
Следует помнить, что правильные взаимоотношения между детьми и взрослыми – важнейший фактор развития ребенка. При нарушении этих взаимоотношений ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам. «Правильные отношения» – это те, в которых взрослый сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки, помогает ребенку поверить в себя и свои способности, помогает ребенку избежать ошибок, поддерживает ребенка при неудачах. Вместо того чтобы обращать внимание на ошибки и плохое поведение ребенка, педагог должен сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что тот делает. Поэтому важным направлением деятельности по профилактике насилия в школе является работа СППС с педагогами школ по обучению ненасильственным способам коммуникации, по развитию у них доброго отношения к ребенку.
Однако помимо сферы «учитель – ученик» не менее тревожной в плане насилия выглядит сфера «ученик – ученик». Как показывает анализ практики, большинство актов насилия на этом уровне совершается подростками в возрасте 12–16 лет. К наиболее распространённым способам проявления жестокости относятся вымогательство денег и вещей, а также унижение и издевательство в виде оскорблений, непристойных шуток, реплик и др. Даже такая мягкая форма, как насмешка, может стать причиной устойчивых психических и физических расстройств.
Для выяснения, насколько часто учащимся приходится сталкиваться с насилием в школьной жизни, каково их отношение к этой проблеме и влияет ли оно на уровень агрессивности детей, минскими специалистами было проведено анкетирование среди учащихся шестых классов в одной из школ г. Минска. В анонимном опросе участвовали 45 человек в возрасте 11–12 лет. Было отмечено, что лишь 12,5 % опрошенных не сталкивались с актами жестокого обращения со стороны сверстников. На вопрос: «Приходилось ли тебе терпеть унижения, оскорбления, издевательства со стороны сверстников?» 40 % респондентов ответили «да», 47,5 % – «иногда», причём лишь 27,5 % школьников считают это насилием, остальные же 72,5 % воспринимают подобные явления как обычную школьную жизнь.
Проанализировав результаты анкетирования, был сделан вывод, что система взаимоотношений субъектов воспитания непосредственным образом влияет на уровень агрессивности детей и подростков и частоту проявления актов жестокого обращения и насилия. Так, у детей, подвергшихся насилию в школе, как со стороны педагогов, так и со стороны сверстников или являвшихся его свидетелями, уровень агрессивности был значительно выше, чем у детей, не ставших жертвами жестокого обращения.
Таким образом, до тех пор, пока драки школьников на переменах будут рассматриваться как нормальное явление, а учитель будет позволять себе «в воспитательных целях» оскорблять и унижать нерадивого ученика, школе не избавиться от насилия. Избежать его можно лишь тогда, когда будет осуществляться активная деятельностьпопредотвращению и профилактике насилия над детьми, начиная от общения в семейном кругу и заканчивая работой с учениками, родителями и педагогами, что позволит обеспечить психологическую безопасность образовательной среды.
Протестировать специалистам степень психологической безопасности среды в учреждении образования можно с помощью анкеты, варианты которой разработаны как для учащихся, так и для педагогов и родителей школьников (см. приложение В). Специалистам СППС необходимо готовить учителей на педсоветах к правильной реакции в работе с детьми, пережившим насилие. Рекомендации педагога по работе с этой категорией детей помещены в приложение Г.
Дата добавления: 2016-01-30 ; просмотров: 2051 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник: http://helpiks.org/6-72595.html
Причины нарушения прав ученика виды насилия
При зачислении ребенка в первый класс образовательного учреждения, он автоматически наделяется рядом новых прав и обязанностей. Обычно незнание таковых или их нарушение со стороны администрации школы, приводит к конфликтным ситуациям «школа — ученик — родитель». В связи с этим возникает вопрос: как родителям, да и самим ученикам, отстаивать и защищать права в образовательных учреждениях? Итак, рассмотрим несколько примеров.
Возможным вариантом нарушения прав несовершеннолетних школьников может быть принуждение обучающихся убирать территорию образовательного учреждения или пришкольный участок. В такой ситуации нарушается статья 37 Конституции Российской Федерации, устанавливающая, что принудительный труд запрещен. Кроме того, в таком случае не соблюдается часть 4 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (далее – ФЗ № 273-ФЗ), которая определяет, что привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается. Данные нормы указывают на то, что школа не имеет права принуждать школьников брать швабры и мыть школьные помещения, убирать школьную территорию. И даже если ученики изъявили бы желание сами участвовать в трудовом десанте, то директор все равно не смог бы им этого позволить без письменного согласия родителей.
В случае если школа все-таки нарушает права школьников в данном вопросе, то родители могут обжаловать действия образовательного учреждения. Так, можно обратиться к директору с письменной жалобой на действия педагога, который заставляет детей выполнять ту или иную уборку. Если директор откажется освободить ребенка от этого труда, жалобу можно будет написать в органы управления образованием и органы по защите прав ребенка, обратиться в суд.
Необходимо обратить внимание, что «самообслуживание» в школе, конечно, должно быть, но искать решение этой проблемы руководству школы нужно вместе с учениками и их родителями, руководствуясь действующим законодательством, а не самовольно принуждать школьников к труду.
Обязательное для всех учеников посещение православного монастыря, как внеклассного мероприятия – это еще один пример нарушения прав обучающихся. Среди учеников могут быть не только христиане, но и приверженцы других религий. Этот момент в обязательном порядке должен учитываться, ведь посещение монастыря может противоречить религиозным взглядам и убеждениям таких детей.
Регулируя данную ситуацию, Конституция Российской Федерации гласит, что каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания, то есть каждый имеет право сам выбирать религию. В соответствии с этим ученики имеют полное право отказаться от посещения православного или иного монастыря, предлагаемого к посещению школой.
Если же администрация школы или классный руководитель принудительно привлекают школьников к участию в мероприятиях, имеющих отношение к религии, то родителям в таком случае следует подать письменную жалобу директору школы, обратиться в органы управления образованием, к уполномоченному по правам ребенка и другие органы. Если нарушением религиозных принципов ребенку причинены моральные страдания – можно требовать выплаты компенсации такого вреда.
Еще один пример нарушения прав обучающихся – принуждение со стороны руководства школы посещать дополнительные занятия. В этом случае стоит помнить, что в каждом образовательном учреждении есть свой учебный план, в котором строго прописаны предметы, изучаемые в конкретном классе, и количество часов, которое уделяется на эти предметы. Никто не может заставить школьника посещать дополнительные занятия. Все кружки, факультативы, секции могут быть только добровольными, и их школьник имеет полное право не посещать.
Восстановить нарушенные права можно теми же способами – обращением к руководству школы, в органы управления образованием, в прокуратуру, в суд. Действенным способом решения проблемы в этом случае может стать вынесение вопроса на школьный родительских совет, так как при принуждении к факультативным занятиям одними педагогами, уместно поставить этот вопрос на особый родительских контроль, чтобы предотвратить подобные злоупотребления со стороны остальных педагогов.
Унижение учителем ребенка перед одноклассниками или вынесение на всеобщее обсуждение класса мнений или убеждений ученика без его согласия — в данном примере явно прослеживается нарушение норм законодательства, так как согласно части 1 статьи 34 ФЗ № 273-ФЗ обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья.
Если такая ситуация произошла, родителям ученика для начала необходимо выяснить всю суть конфликта. Не исключено, что ребенок, находясь в напряженном эмоциональном состоянии, мог искаженно воспринимать слова педагога. Но в случае, если учитель действительно поступил непрофессионально – можно требовать применения к нему мер ответственности и даже компенсации причиненного ребенку морального вреда.
Удаление ученика с урока или не допуск до занятий – это также нарушение прав ребенка. В такой ситуации школьнику стоит знать, что учитель не имеет права не пускать ученика на урок или выгонять его из класса. Однако в этом правиле есть и исключения. Например, если ученик пришел в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или начал громить школьную мебель – учитель обязан реагировать: вызвать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые «из рук в руки» примут ученика у педагога и продолжат с ним работу по своей компетенции. Если же поведение школьника не представляет никакой опасности и не требует вмешательства специалистов — учитель не имеет права ограничивать ребенка в посещении урока.
Таким образом, любой из школьников или их родители может столкнуться с вышеперечисленными или иными ситуациями, когда нарушаются их права. Большинство из вопросов можно решить уже на стадии обращения к руководству школы. Причем лучше, если обращение будет не устным, а письменным. При этом один экземпляр документа (с отметкой о принятии) нужно сохранить у себя. Он может пригодиться для дальнейших обращений, если руководство школы никак не отреагирует или откажет в требованиях.
Помощник руководителя аппарата Тамбовского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» Юлия ИСТОМИНА
Видео (кликните для воспроизведения). |
Юрист: стаж 15 лет
Образование: Воронежский Государственный Университет
Специализация: Гражданское право