Причины нарушения прав ученика виды насилия

Самое главное по теме: "Причины нарушения прав ученика виды насилия" с профессиональной точки зрения. Мы собрали и подготовили ответы на многие сопутствующие вопросы. Если вы не нашли на них ответ, то можете обратиться к дежурному консультанту.

Проблема насилия среди подростков

Анализ влияния возраста школьников на особенности проявления насилия в школе. Изучение симптомов «приближения» подростка к агрессивному поведению: курения, наркомании, пропуска школьных занятий, вступления в субкультуры, раздражительность, конфликтность.

Рубрика Психология
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 11.03.2018
Размер файла 15,5 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Проблема насилия среди подростков

Статья посвящена проблеме психологического насилия в подростковой среде, анализируется влияние возраста школьников на особенности проявления насилия в школе. Причины подростковой жестокости кроются в жизни всего нашего общества: «неблагополучные семьи»; окружение, в котором пребывает подросток; общение в школе; большой объем негативного материала в средствах массовой информации. Также к числу симптомов «приближения» подростка к агрессивному поведению относятся: курение, употребление спиртосодержащих и наркотических веществ; пропуски школьных занятий; вступление в неформальные субкультуры; импульсивность, раздражительность, конфликтность. Все это является основными причинами в формировании подростковой жестокости. К сожалению, сегодня психологическая жестокость является настолько распространенной, что можно с полной уверенностью утверждать: ни один человек не вырастает без того, чтобы не испытать на себе — прямо или косвенно — какое-то из ее проявлений. Отмечается необходимость профилактической работы по профилактике насилия в любых его проявлениях в каждом образовательном учреждении.

Современная образовательная среда становиться все менее безопасной для ребенка. Это проявляется в снижении показателей обученности и воспитанности, нарастающей напряженности психологического климата в ученических коллективах, расширяющемся диапазоне конфликтов. Практически в каждом классе, по мнению многих отечественных и зарубежных ученых, имеются дети, которые являются мишенью, т.е. «козлами отпущения» для окружающих [1, 2, 5, 6]. Их постоянно дразнят, унижают или бьют, издеваются, высмеивают их же одноклассники. Складывающаяся ситуация актуализирует проблему обеспечения психического здоровья всех участников образовательного процесса и требует активизации комплексного исследования насилия в школе.

Целью нашего исследования является изучение особенностей насилия у школьников средних и старших классов.

Предметом исследования выступают особенности психологического насилия у школьников средних старших классов: представление о том, кто является объектом психологического насилия, отношение к насилию, состояние субъекта психологического насилия.

Методы исследования: разработанная нами анкета на выявления особенностей психологического насилия в классе [8]. В качестве эмпирического объекта исследования выступили учащиеся пятых и одиннадцатых классов общеобразовательной школы г. Владикавказ, в количестве 120 человек.

Платоновой Н.М. и Платоновым Ю.П. выделены типы психологического насилия [10]:

1) Игнорирование нужд одного или нескольких одноклассников — игнорирование их потребности в безопасности, поддержке, одобрении, общении;

2) Отвержение — публичное унижение сверстника, предъявление чрезмерных, не адекватных требований, публичная негативная демонстрация отдельных поступков и качеств ребенка, постоянное аппелирование к чувству вины, стыда, жесткая критика;

3) Угрозы и терроризирование — унижение достоинства, угрозы наказанием, побои, угрозы насилием, оскорбление, использование ненормативной лексики в адрес соученика;

4) Изолирование — ограничение социальных контактов ученика со сверстниками или другими значимыми лицами, принудительное территориальное ограничение;

5) Развращение — создание мотиваций асоциального поведения, на воровство, проституцию, употребление алкоголя и наркотиков.

Все перечисленные формы психологического давления в том или ином варианте имеют место в каждой школе, все чаще переходя в физический травматизм [3, 4, 7]. подросток агрессивный поведение насилие

В результате проведенного исследования были получены следующие данные: в 5-х классах психологическому насилию подвергаются в основном глупые и необщительные школьники, ябедники, а в 11-х классах — неудачники, доверчивые люди, не умеющие постоять за себя, не имеющие своей точки зрения, изгои (со странностями). Кроме того, насилию подвергаются как мальчики, так и девочки. В 11-х классах почти в полтора раза меньше школьников, которые подвергаются насилию. Причем, мальчики 5-х классов подвергаются психологическому насилию в 4 раза чаще, чем в 11-х классах. Безразличные и нейтральные чувства по отношению к объекту насилия испытывает большинство школьников 5-х классов. Большая часть школьников 11-х классов, подвергая насилию своих одноклассников, испытывает удовлетворение, удовольствие и радость.

Полученные данные могут говорить о том, что возраст школьников влияет на особенности проявления насилия в школе. По нашему мнению, безразличное отношение школьников 5-х классов к проявлению психологического насилия к сверстникам (при безразличном отношении к этому явлению всех участвующих в воспитании и образовании взрослых), может быть основой для получения удовольствия и удовлетворения в процессе насилия у школьников 11-х классов.

Наше исследование показало:

Чаще всего в школах встречается эмоциональное и физическое насилие. Учащиеся отметили следующие виды эмоционального насилия, встречающиеся в образовательной среде:

— отказ от общения (18,7 %);

— систематическая необоснованная критика (46,9 %) и др.

Психологическое насилие проявляется как в 5-х, так и в 11-х классах.

Психологическое насилие не имеет гендерного аспекта: психологическому насилию подвергаются, как мальчики, так и девочки.

Большинство школьников 11-х классов осознанно подвергают одноклассников психологическому насилию: пытаются унизить, оскорбить одноклассников.

Преобладающее большинство школьников 5-х классов не осознает свои действия и поступки, как действия, унижающие другого человека, проявляя при этом безразличное нейтральное отношение. Большая же часть школьников 11-х классов осознанно подвергает насилию своих одноклассников, при этом испытывает удовлетворение, удовольствие.

Как видим потребность в формировании «Новой школы» безопасной и свободной от насилия назрела в обществе. Но достижение этой цели — задача будущего. На сегодняшний день теоретические представления о психологическом насилии развиты недостаточно, крайне мало накоплено и эмпирических данных по насилию в образовательной среде. Нечеткость категориальных оснований и эмпирического опыта затрудняет поиск эффективных как превентивных мер, так и путей коррекции проблемной ситуации, сложившейся в системе школьного образования [2, 9].

Посильный вклад в профилактику насилия в образовательной среде может внести каждый участник образовательного пространства и, в первую очередь, это касается психологов, педагогов, социальных работников. Необходимо в каждом образовательном учреждении, начиная уже с первого дня начала учебного года, вести работу по профилактике насилия в любых его проявлениях.

Читайте так же:  Признание права собственности на реконструированную квартиру

1. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. — СПб.14 , 2002.

2. Гогицаева О.У. Динамика межличностных отношений подростков//Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 4 (19). С. 38-41.

3. Гогицаева О.У. Инновационные технологии в системе образования//В сборнике: Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты//Материалы IV Международной научно-практической конференции. 2015. С. 177-181. 0

4. Гогицаева О.У. Педагогика индивидуальной работы//Nauka-Rastudent.ru. 2015. № 7 (19). С. 20.

5. Гуриева С.Д. Влияние этнического фактора на динамику межгрупповых отношений//Сибирский психологический журнал. 2009. № 32. С. 89-94.

6. Гуриева С.Д. Межэтнические отношения: этнический фактор в межгрупповых отношениях//Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2008. Т. 5. № 4. С. 79-83.

7. Гуриева С.Д. Проблемы межэтнических отношений в молодежной среде//Казанский педагогический журнал. 2008. № 10. С. 88-96.

8. Зиновьева Н. О., Михайлова Н. Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. — СПб., 2003.

9. Малиева З.К. Роль современных образовательных технологий в решении проблемы морального отчуждения личности // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 769.

10. Платонова Н.М., Платонов Ю.П. (ред.) Насилие в семье: Особенности психологической реабилитации. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2004.- 154с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Параметры, по которым классифицируется насилие, наиболее вероятные его жертвы. Проблема сексуального насилия детей в современном обществе. Реакция на психологическую травму в разные периоды жизни ребенка. Особенности проявления симптомов ПТСР у детей.

реферат [16,3 K], добавлен 24.01.2011

Определения насилия. Корни насилия. Причины насилия. Социально-психологические, социокультурные факторы домашнего насилия. Гендерные различия. Типы насилия в семье и его причины. Предупреждение и сдерживание насилия в семье.

курсовая работа [43,9 K], добавлен 25.05.2004

Понятие насилия, его основные формы и разновидности, причины проявления в семье. Роль насилия в формировании личностных расстройств. Определение сущности семейной психотерапии и основные этапы её развития. Особенности исследования насилия в семье.

дипломная работа [148,8 K], добавлен 03.03.2011

Природа и социально-психологическая сущность насилия. Особенности и проблема домашнего насилия. Многофакторность этой проблемы, ее рассмотрение с точки зрения здравоохранения. Воздействие последствий насилия на ребенка и всю его дальнейшую жизнь.

курсовая работа [29,6 K], добавлен 05.11.2009

Патогенное влияние физического, сексуального и психологического насилия на формирование личности, психики и поведения ребенка. Психологические и психосоциальные факторы риска насилия над детьми. Понятие психологического насилия и рискованного возраста.

реферат [21,1 K], добавлен 16.09.2010

Что позволяет идентифицировать разворачивание насилия и агрессии. Основа для насильственного акта. Специфика психической конфигурации «активного» субъекта или «пассивного» объекта насилия. Вуалирование визуального изображения физического насилия.

реферат [28,0 K], добавлен 06.08.2009

Проблема причин, побуждающих подростков к криминальному поведению, психофизиологические особенности подростка и подросткового возраста, обстановки в семье. Криминальная активность несовершеннолетних и ее мотивация, последствия криминального поведения.

курсовая работа [50,2 K], добавлен 22.03.2010

Рассмотрение понятия, причин развития и форм девиантного поведения подростков. Диагностика склонности старших подростков к отклоняющемуся поведению. Особенности проведения тренинговых занятий как профилактики асоциального поведения старшеклассников.

дипломная работа [2,0 M], добавлен 14.12.2011

Основные теоретические подходы к пониманию природы агрессивного поведения человека. Причины агрессии, её виды и механизмы действия. Источники подростковой агрессии. Исследование влияния демонстрации сцен насилия в СМИ на уровень агрессивности подростков.

курсовая работа [85,3 K], добавлен 03.02.2011

Физические и психические особенности младшего школьного возраста. Конфликтность — психологическая категория. Причины появления конфликтов в среде младших школьников и специфика формирования способности к их разрешению в результате педагогической работы.

курсовая работа [39,7 K], добавлен 30.09.2013

Источник: http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00907287_0.html

Виды насилия, их характеристика. Признаки и последствия насилия над ребенком.

Выделяются следующие виды насилия:

1. Физическое насилие – это преднамерен­ное нанесение ребёнку родителями или людьми, их замещающими, физических (телесных) повреждений, причиняющих ущерб его здоровью, нарушающих его полноценное развитие, лишающих жиз­ни (избиение, истязание, сотрясение по­средством пощёчин, подзатыльников, уда­ров, укусов, прижигание сигаретами и го­рящими предметами, применение отравляющих или снотворных веществ, удуше­ние, утопление).

2. Психическое (эмоциональное) насилие – воздействие на пси­хику ребёнка путём запугивания, угроз с целью сломить его волю к сопротивлению и к отстаи­ванию своих прав;периодическое или постоянное, вербаль­ное или невербальное воздействиероди­телей или лиц, их замещающих,на ребён­ка, приводящее к возникновению у него негативныхчерт ха­рактера, деформации развитияего лично­сти.

3. Пренебрежение интересами и потребно­стями ребёнка – отсутствие со стороны родителей или лиц, их замещающих, не­обходимой заботы о ребёнке, в силу че­го нарушаются его психофизическое здо­ровье и правильное развитие (оставление детей без присмотра, недостаток питания, одежды, отсутствие внимания и забо­ты, вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, отсутствие любви и др.).

4. Сексуальное насилие – использование ребёнка родителями, другими взрослыми членами семьи для удовлетворения сексу­альных потребностей или получения вы­годы (вовлечение его в сексуальные отношения, проституцию, порнобизнес).

5. Экономическое насилие – использование ребёнка родителями, другими взрослыми членами семьи для удовлетворения мате­риальных и финансовых потребностей и выгод (растрата взрослыми семейных де­нег в своих интересах, контроль поведения ребенка с помощью де­нег, использование ребёнка при разводе как средства экономического торга).

6. Моральное насилие – унижение достоин­ства ребенка, которое проявляется в словесном оскорбле­нии, брани, угрозах в его адрес, демонстрации не­приязни к нему, а также в уничижительном срав­нении с другими детьми.

Специалист при наличии выявленного факта физического и других видов насилия над ребенком, осуществляя работу со случаем, как правило, сталкивается с ближайшими и отдаленными последствиями насилия для ребенка:

Ø ближайшие последствия:

физические травмы (синяки, переломы, повреждения внутрен­них органов); головные боли; потеря сознания; кровоизлияние в глаз­ные яблоки; психические наруше­ния; депрессия с чувством собственной неполно­ценности.

Читайте так же:  Объявление явка обязательна

Ø отдалённые послед­ствия:

– нарушения физическо­го и психического раз­вития (остановка в росте, весе, позднее раз­витие речи, низкий уровень успеваемости в школе);

– плохие привычки (грызение ногтей, со­сание пальцев, раскачивание);

– соматические заболе­вания, травмы, поху­дение, кожные сыпи, язва желудка, разрыв прямой кишки, тики, заикание, энурез, энкокрез;

Ø личностные и эмоциональные нарушения:

– агрессия к более младшим по возрасту детям и к животным;

– чувство вины, частые депрессии в виде беспокойства, нарушения сна, чувство одиночества;

Неменее важно также зафиксировать в работе с ребенком признаки насилия: особенности внешнего вида и поведения ребёнка, по от­ношению к которому проявляется насилие со сто­роны родителей или лиц, его опекающих. Имен­но эти особенности чаще всего выступают диагностическими признаками, позволяющими уста­новить факты жестокого обращения. Педагогу, со­циальному педагогу, педагогу-психологу следует предпринять срочные меры по выяснению ситуа­ции в семье, выявлению комплекса характерных особенностей внешнего вида и поведения ребёнка, указывающих на наличие насилия в семье (см. приложение А). Среди них можно выделить следующие:

• агрессивность, тревожность ребёнка;

• стеснительность, нелюбознательность, избе­гание сверстников;

• страх физического контакта, боязнь идти до­мой;

• любые физические травмы (ожоги, царапи­ны, синяки, ссадины и т.д.);

• повторная травма одногои того жеместа;

• отказ от медицинской помощи;

• противоречивые показания о происхожде­нии повреждений;

• сложные, необычные сексуальные познания или действия;

• сексуальные приставания к детям и взрос­лым;

• жалобы на физическое нездоровье;

• инфекции, передающиеся половым путём;

• нахождение под присмотром других детей;

• занятия опасной деятельностью, игнорируе­мые родителями;

• кожные заболевания, развившиесяв резуль­тате плохой гигиены;

• регулярные пропуски занятий в школе;

• сильное отставание в развитии;

• антисанитарные или небезопасные жилищ­ные условия.

Видео (кликните для воспроизведения).

Особенно важно понимание истинных причин семейного насилия в отношении несовершеннолетних, потому что на практике ни законодательство, ни общественное мнение не обеспечива­ют в полной мере защиты детей от физическо­го и особенно психического насилия со стороны взрослых. В большинстве случаев несовершен­нолетние не обращаются за помощью, а взрослые, в свою очередь, часто не осознают факта жестокого обращения с ребёнком.

Если родители обращаются за помощью, то, как правило, не с проблемами своего поведения в отношении детей и не с желанием измениться, а с жалобами на детей. Ребёнок, подвергающий­ся моральному или физическому насилию, может вести себя как агрессор, транслируя жестокость по отношению к родителям, другим людям, либо выступать в роли жертвы, притягивая жестокое обращение сверстников и педагогов. Именно эти проблемы в поведении или развитии личности ребёнка являются содержанием жалобы родите­лей, применяющих жестокие воспитательные ме­ры. Психические травмы, вызванные жестоким обращением со стороны родителей, действительно способны привести ребёнка к серьёзным личностным нарушениям.

В социально-педагогической и психологической практике установлены типичные психолого-педагогические проблемы детей – жертв насилия:

Ø на когнитивном уровне – неумение сосредо­точиться, проблемы с произвольным внимани­ем, памятью, низкая самооценка, отсутствие самоуважения, иррациональные, разрушительные мысли, проблемы с принятием решения и поиском выхода из сложных ситуаций;

Ø на аффективном уровне – неожиданные и необъяснимые приступы гнева, агрессии, тревожность, чувство вины, страх отвержения, стыд, смущение, депрессия, преобладание механизма внешнего контроля над самоконтролем;

Ø на поведенческом уровне – драки, слёзы, упрямство, подозрительность, низкий уровень учебной успеваемости, ночные кошмары, изоляция от окружающих, конфликты, самоистязание, истязание животных.

Лица, подвергавшиеся семейному насилию в детстве, могут быть жестокими с окружающими. Очень важным отличием взрослых жертв являет­ся неспособность справляться с проблемами, а стремление искать и получать помощь от других людей. Когда ребёнок-жертва не находит отклика у собственных родителей, это подрыва­етего стремление к поиску помощи и продуктивным взаимоотношениям в будущем.

Взрослые, пережившие в детстве насилие, так же как и большинство жертв жизненных трав­матических событий, страдают либо от понижен­ного, либо от повышенного контроля за своими чувствами, импульсами, уровнем тревоги. Когда дети-жертвы достигают взрослости, они имеют существенный риск развития психопатологии. Взрослого человека, не справившегося с трав­мой насилия в детстве, характеризуют такие чер­ты:

ü жестокость, насилие, отсутствие заботы по отношению к членам своей семьи;

ü потеря интереса к собственному ребёнку и неприятие его в подростковом возрасте;

ü низкое качество общения с членами семьи;

ü саморазрушающее поведение.

Большинство родителей любят своих детей и желают им добра. Но тем не менее многие мо­гут поднять руку на своего ребёнка и не отрица­ют такой возможности. Почему же это происходит? «Уж, не от того ли, – писал А. И. Герцен, – истязают детей, а иногда и больших, что их трудно воспитывать, а сечь легко? Не мстим ли мы наказанием за свою неспособность воспитывать?» При воспитании такие родители чаще всего исходят из собственного жизненного опыта (в дет­стве меня тоже били, и я стал человеком). Многие родители считают, что ребёнок – их собствен­ность и они в праве делать всё, что захотят.

При этом многие родители не задумываются, что жестокое обращение с детьми наносит вред их физическому и психическому здоровью и имеет тяжёлые социальные последствия, глав­ное из которых – воспроизводство жестоко­сти. Те, кого в детстве били и оскорбляли, вырастая, решают свои жизненные проблемы точ­но так же. Привыкая к насилию, люди начинают считать его нормой.

Исследования показали, что телесные нака­зания причиняют вред ребёнку и практически не приносят никакой пользы. Наказание такого рода действует только в течение короткого вре­мени, оно, может быть, и разряжает обстановку, но никак не улучшает поведение ребёнка надол­го. Один из нежелательных результатов битья заключается в том, что ребёнок начинает видеть в нём возможность излить накопившийся гнев и разрешить возникшую проблему.

В минуту гнева ребёнок учится прибегать к драке, привыкает к тому, что для снятия напря­жения достаточно поднять на кого-то руку. Он уже считает возможным применять физическую силу и властвовать над более слабыми детьми. И всё это потому, что, демонстрируя ребёнку собственную несдержанность, родители не учат его самообладанию.

Читайте так же:  Полномочия суда кассационной инстанции курсовая

Авторитарные родители добиваются от ребёнка беспрекословного подчинения. Воспитание строится на суровых запре­тах, запугиваниях и угрозах. У детей возникает чувство вины или страх перед наказанием, формируется лишь ме­ханизм внешнего контроля и, как правило, не­достаточно развит самоконтроль. Такие ребята с трудом устанавливают контакты со сверстни­ками, они подозрительны, недоверчивы, зам­кнуты, упрямы, угрюмы, тревожны.

Насилие в семье порождает ряд социальных проблем. Яркими примерами являются бегство детей из дома, детская и подростковая преступ­ность, алкоголизм и наркомания, самоубийство. Не столь заметны, но не менее опасны комплекс собственной неполноценности, чувство незащи­щённости, постоянный страх, рабская психоло­гия.

Наиболее универсальной и тяжёлой реакци­ей таких детей на любое насилие является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закре­плению психологических нарушений, связанных с насилием. Личность с низкой самооценкой пе­реживает чувство вины, стыда. Ребёнку харак­терны постоянная убеждённость в собственной неполноценности, в том, что «он хуже всех». Вследствие этого ему сложно добиться уваже­ния окружающих, успеха, общение со сверстни­ками затруднено.

Таким образом, семейное насилие рассма­тривается как стадия в насилии, передающем­ся из поколения в поколение, когда люди, испытавшие на себе жестокое обращение или яв­лявшиеся его свидетелями в детстве, соверша­ют насилие или становятся его жертвами, буду­чи взрослыми.

Дата добавления: 2016-01-30 ; просмотров: 4159 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник: http://helpiks.org/6-72592.html

Школа как фактор риска в насилии над детьми.

Школьное насилие – это вид насилия, при котором имеет место принуждение, применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам.

Насилие в школе обнаруживается в двух видахформальном и неформальном. Формальная сторона включает в себя часто непродуктивную организацию учебного процесса и непосильные требования современных программ, отражающиеся в их содержании и объеме изучаемого материала.

Неформальная сторона связана с особенностями межличностного взаимодействия детей и учителей (авторитарный стиль общения учителя с учеником), детей друг с другом. Результаты многих исследований показывают, что формальный уровень насилия системы (учебные программы и стандарты) влияет на неформальный уровень, в том числе и на межличностные отношения детей со своими родителями (наказание за плохую успеваемость), с педагога­ми и со сверстниками.

Дети, которые не справляются с программой, терпят, как правило, двойное насилие: 1) в школе, когда их принуждают заниматься тем, что им не под силу; 2) дома, когда их упрекают за плохие оценки и заставляют готовить уроки.

Можно выделить несколько факторов, провоцирующих школьное насилие. Многие исследователи считают, что традиции школьной сре­ды провоцируют и стимулируют жестокость. К таким традициям от­носятся:

ü общий психоэмоциональный фон учреждения образования, характеризующийся высоким уровнем тревожности субъектов вза­имодействия в совокупности с неумением контролировать соб­ственные эмоции и регулировать состояния;

ü «политическая» система учреждения образования, включающая агрессивные взаимоотношения внутри педагогического коллек­тива, в том числе авторитарно-директивный стиль управления, отсутствие обоснованной системы педагогических и профессио­нальных требований;

ü особенности отношения педагогов к школьникам, построенные на необоснованных требованиях со стороны взрослых и макси­мальном бесправии детей;

ü система взаимоотношений внутри классного коллектива (как референтной группы);


ü наличие общепризнанных социальных ролей, включающих роли «жертвы» и «хозяина»;

ü традиции в социуме, пропагандируемые средствами массовой информации.

Наиболее часто школьное насилие имеет вид психоэмоционального (психологического) и/или физического насилия.

Под физическим насилием подразумевают применение физической силы по отношению к ученику, в результате чего возможно нанесение физиче­ской травмы. Сюда относятся – избиение, нанесение удара, шлепки, под­затыльники и т. д.

Чаще всего в учебных заведениях встречается психологическое насилие, которое вызывает у жертвы эмоциональное напряжение, унижа­ет его и снижает его самооценку. Жертвой может стать любой ребенок, но обычно это те дети, которые слабее или как-то отличаются от других.

Наиболее часто жертвами школьного насилия становятся дети, име­ющие:

• физические недостатки – носящие очки, дети со сниженным слухом или с двигательными нарушениями;

• особенности поведения – замкнутые дети или дети с импульсив­ным поведением;

• особенности внешности – рыжие волосы, веснушки, оттопырен­ные уши, особая форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т.д.;

• страх перед школой;

• отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети);

• болезни – эпилепсия, тики и гиперкинезы, заикание, нарушение речи – дислария (косноязычие), дисграфия (нарушение письмен­ной речи), дислексия (нарушение чтения), дискалькулия (нару­шение способности к счету) и т. д.;

• низкий интеллект и трудности в обучении.

Длительные школьные издевки сказываются на «Я-образе» ребенка: падает самооценка, он чувствует себя затравленным. Такой ребенок испытывает трудности социализации: он пытается избегать отноше­ний с другими людьми. Часто бывает и наоборот – другие дети избе­гают дружить с жертвами насилия, поскольку боятся, что сами станут жертвами насилия, следуя логике: «Каков твой друг – таков и ты». В результате этого формирование дружеских отношений может стать проблемой для жертвы, а отверженность в школе нередко экстраполи­руется и на другие сферы социальных отношений. Такой ребенок и в дальнейшем может жить по «программе неудачника». Роль жертвы является причиной низкого статуса в группе, проблем в учебе и пове­дении. Решение своих проблем дети-жертвы насилия часто находят в криминальной асоциальной среде, что нередко сопряжено с формиро­ванием пристрастия к алкоголю, наркотикам. Девочки нередко начи­нают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушаться поло­вая ориентация. И те и другие в дальнейшем испытывают трудности при создании собственной семьи, они не могут дать своим детям дос­таточно тепла, поскольку не решили свои психологические проблемы.

Выделяют две формы проявления насилия в школе: явные и латентные. Явные проявления насилия могут быть направлены не только против отдельных лиц, вызывающих к себе повышенный интерес окружающих, но и против целой группы.

Наряду с явными и вербализованными формами агрессии нередки случаи ее скрытых и тщательно замаскированных проявлений, к сожалению, слишком часто ускользающих от внимания.

Читайте так же:  Звание инспектора по делам несовершеннолетних

К причинам, по которым педагоги в образователь­ном процессе используют различные формы насилия, могут быть от­несены:

• особенности личности учителя (ригидность, тревожность, доми­нирование, низкий уровень эмпатии, агрессивность, раздражи­тельность);

• нелюбовь (негативное отношение) к детям и своей работе;

• неудовлетворенность своим социальным положением;

• низкий уровень социальных навыков;

• проблемы со здоровьем;

• незнание других способов работы с непослушными детьми;

• непродуктивное решение трудных (конфликтных) ситуаций.

Как показывает практика, учитель в школе чаще всего прибегает к психологическому насилию, которое ни учениками, ни их родителями, как правило, не воспринимается как насилие. Если ребенок рассказывает родителям о подобном обращении с ним педа­гога, то родители либо бездействуют, либо идут в школу для беседы с учителем или директором. Другой вариант действий им просто не извес­тен, они не знают, что можно обратиться в СППС школы.

Психологическое насилие в школьной среде проявляется в различ­ных формах. К ним относятся: крики, оскорбления, несправедливые обвинения, издевки, запугивания, невнимание к нуждам ученика, демонстрация нелюбви к нему. Детей в этом случае постоянно критику­ют, обижают, никогда не хвалят (или делают это очень редко), не по­ощряют, не прислушиваются к мнению ребенка, постоянно напоминая о его несостоятельности, глупости и т.д. Чаще всего это происходит при посторонних (одноклассники, учащиеся других классов), из-за чего наносится более тяжкая травма ребенку. Иногда учитель специ­ально высмеивает и оскорбляет близких ребенку людей, чтобы его еще больше унизить и обидеть.

Выделяются типичные способы реагирования педагогов на выходки учеников, которые можно отнести к насильственным: педагог часто употребляет выражение «Учитель здесь пока еще я»; оставляет последнее слово за собой; разговаривает с сарказмом; настаивает на своей правоте; ставит учеников в угол; формулирует обобщения типа: «Вы все одинаковы»; втягивает в конфликт других людей, непричастных к нему; использует такие позы и жесты, которые «давят»: сжатые челю­сти и сцепленные руки; говорит сквозь зубы; сравнивает одного ученика с другим и т. д.

Среди насильственных форм организации образовательной ситуации выделяют также:

ü подавление педагогом инициативы учеников;

ü наказание за неправильный ответ;

ü некорректные замечания педагога по поводу внешнего вида де­тей, их манеры разговаривать и т.д.;

ü прерывание речи учащихся;

ü насильственное требование к учащимся давать ответы на постав­ленные педагогом вопросы;

ü привилегированное отношение к заискивающим учащимся;

ü оскорбление унизительными, а иногда даже нецензурными словами.

Следует помнить, что правильные взаимоотношения меж­ду детьми и взрослыми – важнейший фактор развития ребенка. При нарушении этих взаимоотношений ребенок испытывает разочарова­ние и склонен к различным проступкам. «Правильные отношения» – это те, в которых взрослый сосредоточивается на пози­тивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки, помогает ребенку поверить в себя и свои способности, помогает ребенку избежать ошибок, поддерживает ребенка при неуда­чах. Вместо того чтобы обращать внимание на ошибки и плохое поведе­ние ребенка, педагог должен сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что тот делает. Поэтому важным направлением деятельности по профилактике насилия в школе явля­ется работа СППС с педагогами школ по обучению ненасильственным спосо­бам коммуникации, по развитию у них доброго отношения к ребенку.

Однако помимо сферы «учитель – ученик» не менее тревожной в плане насилия выглядит сфера «ученик – ученик». Как показывает анализ практики, большинство актов насилия на этом уровне совершается под­ростками в возрасте 12–16 лет. К наибо­лее распространённым способам проявле­ния жестокости относятся вымогательство денег и вещей, а также унижение и из­девательство в виде оскорблений, непри­стойных шуток, реплик и др. Даже такая мягкая форма, как насмешка, может стать причиной устойчивых психических и физических расстройств.

Для выяснения, насколько часто уча­щимся приходится сталкиваться с насилием в школьной жизни, каково их отношение к этой проблеме и влияет ли оно на уровень агрессивности детей, минскими специалистами было проведено анкетирование среди учащихся шестых классов в одной из школ г. Мин­ска. В анонимном опросе участвовали 45 человек в возрасте 11–12 лет. Бы­ло отмечено, что лишь 12,5 % опрошен­ных не сталкивались с актами жестокого обращения со стороны сверстников. На во­прос: «Приходилось ли тебе терпеть униже­ния, оскорбления, издевательства со сторо­ны сверстников?» 40 % респондентов от­ветили «да», 47,5 % – «иногда», причём лишь 27,5 % школьников считают это на­силием, остальные же 72,5 % воспринима­ют подобные явления как обычную школь­ную жизнь.

Проанализировав результаты анкети­рования, был сделан вывод, что система взаимоотношений субъектов воспитания не­посредственным образом влияет на уровень агрессивности детей и подростков и часто­ту проявления актов жестокого обращения и насилия. Так, у детей, подвергшихся на­силию в школе, как со стороны педагогов, так и со стороны сверстников или являв­шихся его свидетелями, уровень агрессив­ности был значительно выше, чем у детей, не ставших жертвами жестокого обращения.

Таким образом, до тех пор, пока дра­ки школьников на переменах будут рассматри­ваться как нормальное явление, а учитель будет позволять себе «в воспитательных целях» оскорблять и унижать нерадивого учени­ка, школе не избавиться от насилия. Из­бежать его можно лишь тогда, когда будет осуществляться активная деятельностьпопредотвращению и профилактике насилия над детьми, начиная от об­щения в семейном кругу и заканчивая работой с учениками, родителями и педаго­гами, что позволит обеспечить психологическую безопасность образовательной среды.

Протестировать специалистам степень психологической безопасности среды в учреждении образования можно с помощью анкеты, варианты которой разработаны как для учащихся, так и для педагогов и родителей школьников (см. приложение В). Специалистам СППС необходимо готовить учителей на педсоветах к правильной реакции в работе с детьми, пережившим насилие. Рекомендации педагога по работе с этой категорией детей помещены в приложение Г.

Дата добавления: 2016-01-30 ; просмотров: 2051 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник: http://helpiks.org/6-72595.html

Причины нарушения прав ученика виды насилия

При зачислении ребенка в первый класс образовательного учреждения, он автоматически наделяется рядом новых прав и обязанностей. Обычно незнание таковых или их нарушение со стороны администрации школы, приводит к конфликтным ситуациям «школа — ученик — родитель». В связи с этим возникает вопрос: как родителям, да и самим ученикам, отстаивать и защищать права в образовательных учреждениях? Итак, рассмотрим несколько примеров.

Читайте так же:  В кассационную инстанцию обжалуются

Возможным вариантом нарушения прав несовершеннолетних школьников может быть принуждение обучающихся убирать территорию образовательного учреждения или пришкольный участок. В такой ситуации нарушается статья 37 Конституции Российской Федерации, устанавливающая, что принудительный труд запрещен. Кроме того, в таком случае не соблюдается часть 4 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (далее – ФЗ № 273-ФЗ), которая определяет, что привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается. Данные нормы указывают на то, что школа не имеет права принуждать школьников брать швабры и мыть школьные помещения, убирать школьную территорию. И даже если ученики изъявили бы желание сами участвовать в трудовом десанте, то директор все равно не смог бы им этого позволить без письменного согласия родителей.

В случае если школа все-таки нарушает права школьников в данном вопросе, то родители могут обжаловать действия образовательного учреждения. Так, можно обратиться к директору с письменной жалобой на действия педагога, который заставляет детей выполнять ту или иную уборку. Если директор откажется освободить ребенка от этого труда, жалобу можно будет написать в органы управления образованием и органы по защите прав ребенка, обратиться в суд.

Необходимо обратить внимание, что «самообслуживание» в школе, конечно, должно быть, но искать решение этой проблемы руководству школы нужно вместе с учениками и их родителями, руководствуясь действующим законодательством, а не самовольно принуждать школьников к труду.

Обязательное для всех учеников посещение православного монастыря, как внеклассного мероприятия – это еще один пример нарушения прав обучающихся. Среди учеников могут быть не только христиане, но и приверженцы других религий. Этот момент в обязательном порядке должен учитываться, ведь посещение монастыря может противоречить религиозным взглядам и убеждениям таких детей.

Регулируя данную ситуацию, Конституция Российской Федерации гласит, что каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания, то есть каждый имеет право сам выбирать религию. В соответствии с этим ученики имеют полное право отказаться от посещения православного или иного монастыря, предлагаемого к посещению школой.

Если же администрация школы или классный руководитель принудительно привлекают школьников к участию в мероприятиях, имеющих отношение к религии, то родителям в таком случае следует подать письменную жалобу директору школы, обратиться в органы управления образованием, к уполномоченному по правам ребенка и другие органы. Если нарушением религиозных принципов ребенку причинены моральные страдания – можно требовать выплаты компенсации такого вреда.

Еще один пример нарушения прав обучающихся – принуждение со стороны руководства школы посещать дополнительные занятия. В этом случае стоит помнить, что в каждом образовательном учреждении есть свой учебный план, в котором строго прописаны предметы, изучаемые в конкретном классе, и количество часов, которое уделяется на эти предметы. Никто не может заставить школьника посещать дополнительные занятия. Все кружки, факультативы, секции могут быть только добровольными, и их школьник имеет полное право не посещать.

Восстановить нарушенные права можно теми же способами – обращением к руководству школы, в органы управления образованием, в прокуратуру, в суд. Действенным способом решения проблемы в этом случае может стать вынесение вопроса на школьный родительских совет, так как при принуждении к факультативным занятиям одними педагогами, уместно поставить этот вопрос на особый родительских контроль, чтобы предотвратить подобные злоупотребления со стороны остальных педагогов.

Унижение учителем ребенка перед одноклассниками или вынесение на всеобщее обсуждение класса мнений или убеждений ученика без его согласия — в данном примере явно прослеживается нарушение норм законодательства, так как согласно части 1 статьи 34 ФЗ № 273-ФЗ обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья.

Если такая ситуация произошла, родителям ученика для начала необходимо выяснить всю суть конфликта. Не исключено, что ребенок, находясь в напряженном эмоциональном состоянии, мог искаженно воспринимать слова педагога. Но в случае, если учитель действительно поступил непрофессионально – можно требовать применения к нему мер ответственности и даже компенсации причиненного ребенку морального вреда.

Удаление ученика с урока или не допуск до занятий – это также нарушение прав ребенка. В такой ситуации школьнику стоит знать, что учитель не имеет права не пускать ученика на урок или выгонять его из класса. Однако в этом правиле есть и исключения. Например, если ученик пришел в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или начал громить школьную мебель – учитель обязан реагировать: вызвать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые «из рук в руки» примут ученика у педагога и продолжат с ним работу по своей компетенции. Если же поведение школьника не представляет никакой опасности и не требует вмешательства специалистов — учитель не имеет права ограничивать ребенка в посещении урока.

Таким образом, любой из школьников или их родители может столкнуться с вышеперечисленными или иными ситуациями, когда нарушаются их права. Большинство из вопросов можно решить уже на стадии обращения к руководству школы. Причем лучше, если обращение будет не устным, а письменным. При этом один экземпляр документа (с отметкой о принятии) нужно сохранить у себя. Он может пригодиться для дальнейших обращений, если руководство школы никак не отреагирует или откажет в требованиях.

Помощник руководителя аппарата Тамбовского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» Юлия ИСТОМИНА

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://xn—-7sbabh0bqfdqodn3j8b9b.xn--p1ai/info/pravovye-publikatsii/201-primery-narushenij-prav-shkolnikov-i-mery-po-vosstanovleniyu-prav

Причины нарушения прав ученика виды насилия
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here