Производство судебной экспертизы поручено

Самое главное по теме: "Производство судебной экспертизы поручено" с профессиональной точки зрения. Мы собрали и подготовили ответы на многие сопутствующие вопросы. Если вы не нашли на них ответ, то можете обратиться к дежурному консультанту.

Судебная экспертиза: мифы и реальность

На правах рекламы

Законопроект «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», предложенный в начале года, касается производства судебных экспертиз, за исключением судебно-медицинских и судебно-психиатрических. Необходимость в обновлении закона от 1994 года назрела уже давно, но никак не трансформировалась в документ. Поэтому появившийся документ был встречен с воодушевлением, но все-таки не был принят профессиональным сообществом однозначно положительно.

Особый вопрос у российских экспертов вызывает отсутствие так ожидаемых четких критериев для работы негосударственной экспертизы. Мало того, представители независимых экспертных организаций указали авторам документа на ряд пунктов, дискриминирующих место негосударственного эксперта в судебной системе.

Пройдемся по основным положениям проекта Минюста России. Классификация судебно-экспертных организаций и их полномочия. Согласно статье 13 судебно-экспертными организациями могут быть:

  • государственные судебно-экспертные организации – специализированные организации и экспертные подразделения федеральных органов исполнительной власти, Следственного комитета РФ, созданные для организации и производства судебной экспертизы;
  • негосударственные судебно-экспертные организации – некоммерческие организации (некоммерческие партнерства, частные учреждения или автономные некоммерческие организации), созданные в соответствии с Гражданским кодексом РФ и ФЗ от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», осуществляющие судебно-экспертную деятельность в соответствии с уставами.

Каждый из этих типов экспертных организаций наделяется своим набором обязанностей. При этом именно государство в лице Правительства РФ устанавливает перечень судебных экспертиз, проводимых только государственными судебно-экспертными организациями.

Так, исключительно государственные судебно-экспертные организации (подразделения) в обязательном порядке проводят судебную экспертизу для судов, органов дознания, органов предварительного следствия, Следственного комитета РФ.
И только если назначенная экспертиза не входит в перечень судебных экспертиз, проводимых государственными судебно-экспертными организациями, ее сможет провести негосударственный эксперт.

Собственно, законопроект закрепляет то, что именно государство вправе решать вопрос о допуске к экспертизе частников.

Основная задача судебно-экспертных организаций

Это оказание содействия судам, судьям, следователям, дознавателям, органам (должностным лицам), в производстве которых находятся дела об административных правонарушениях, в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.

Три принципа судебно-экспертной деятельности

Принцип № 1 – независимость эксперта.

При производстве судебной экспертизы эксперт независим.

Не допускается воздействие на эксперта со стороны судов, судей, дознавателей, следователей, а также иных государственных органов, организаций, объединений и отдельных лиц.

Принцип № 2 – научная обоснованность, объективность, всесторонность и полнота экспертных исследований.

Принцип № 3 – соблюдение профессиональной этики судебного эксперта.

Судебный эксперт – кто может им быть?

Государственный судебный эксперт или негосударственный судебный эксперт, соответствующий следующим требованиям:

  • физическое лицо, обладающее специальными знаниями и имеющее стаж работы в качестве судебного эксперта;
  • гражданин Российской Федерации, имеющий высшее профессиональное образование и прошедший последующую подготовку по конкретной экспертной специальности. Должность эксперта в экспертных подразделениях в области внутренних дел может также занимать гражданин Российской Федерации, имеющий среднее профессиональное образование по специальности «судебная экспертиза»;
  • гражданин, имеющий сертификат компетентности судебных экспертов.

Сертификация компетентности государственного судебного эксперта осуществляется 1 раз в 5 лет путем сдачи им квалификационного экзамена с выдачей сертификата компетентности судебного эксперта. Получивший сертификат эксперт попадает в Государственный реестр экспертов. Таким образом, сертификация экспертов носит условно-добровольный характер.

И снова, именно государство уполномочено проводить сертификацию, на что указывают представители негосударственных экспертных учреждений, рассчитывающих на большее равноправие сторон.

  • принять к производству порученную ему руководителем судебно-экспертной организации (подразделения) судебную экспертизу;
  • провести полное исследование представленных ему объектов исследований и других материалов, необходимых для производства судебной экспертизы, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам;
  • составить мотивированное письменное сообщение о невозможности дать заключение и направить данное сообщение в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу, если поставленные вопросы выходят за пределы специальных знаний эксперта;
  • не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с производством судебной экспертизы;
  • обеспечить сохранность представленных объектов исследований и других материалов, необходимых для проведения экспертизы.

Производство судебной экспертизы

Основаниями производства судебной экспертизы в судебно-экспертной организации (подразделении) являются:

  • определение суда;
  • постановления судьи, дознавателя, следователя;
  • определение органа (должностного лица), в производстве которого находится дело об административном правонарушении.

Судебная экспертиза считается назначенной со дня вынесения соответствующего определения или постановления.

Орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, представляют объекты исследований и другие материалы.

Орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, получают образцы для сравнительного исследования и приобщают их к делу. После завершения судебной экспертизы указанные образцы возвращаются в орган или лицу, которые ее назначили.

Может быть назначена дополнительная экспертиза в случае недостаточной ясности или полноты заключения, при возникновении дополнительных вопросов.

Повторная экспертиза назначается в связи с возникшими у суда, судьи, дознавателя, следователя, органа (должностного лица), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, сомнениями в правильности или обоснованности ранее данного заключения.

На основании проведенных исследований с учетом их результатов эксперт от своего имени или комиссия экспертов дают и подписывают письменное заключение.

Что в итоге?

Неоднозначная реакция профессионального сообщества экспертов, которая вылилась в дебаты и даже в альтернативный законопроекту документ. Негосударственные эксперты рассчитывают на то, что их комментарии будут приняты к вниманию Минюстом России, иначе о равноправии и независимости частных экспертных организаций можно будет забыть до очередного проекта закона.

Источник: http://www.garant.ru/ia/opinion/author/1/516754/

Как сделать отвод судебному эксперту: чек-лист для проверки

Низкое качество судебной экспертизы

В судах часто приходится сталкиваться с низким качеством судебных экспертиз. Непрофессионализм или недобросовестность судебных экспертов приводят к искажению результатов судебной экспертизы, введению в заблуждение участников процесса и вынесению неправосудного судебного решения. В результате это приводит к нарушению прав и законных интересов одного или нескольких лиц, участвующих в деле, а иногда – к жёстким несправедливым приговорам по уголовным делам. Аналогичная ситуация имеет место с экспертизой, выполняемой экспертами по ст. 95 Налогового кодекса.

Читайте так же:  Вызов на комиссию по делам несовершеннолетних

Основной проблемой выступает оценка квалификации как готовности эксперта к практической экспертной деятельности в сугубо практической и правовой интерпретации – кого следует назначать следователю, судье и иному уполномоченному субъекту в качестве эксперта по конкретному делу.

Выбор судебного эксперта и (или) судебной экспертной организации регулируется процессуальным законодательством РФ и законодательством о судебной экспертной деятельности.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 79 ГПК РФ производство экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам, обладающим специальными знаниями, необходимыми для ответа на поставленные вопросы.

Экспертиза может проводиться конкретным экспертом или экспертами как в государственном судебно-экспертном учреждении, так и в негосударственной экспертной организации.

Ранее (по состоянию на 2011 год) проведение большинства экспертиз судами поручалось государственным судебно-экспертным учреждениям (72,7%), негосударственным организациям, отдельным экспертам, обладающим специальными знаниями, проведение экспертиз поручалось в 25,8% – из числа дел, изученных по запросу Верховного суда [1].

В настоящее время, согласно статистическим данным о деятельности судов общей юрисдикции за 2013–2018 годы, ежегодно более 180 000 постановлений о назначении экспертизы – 64% всех вынесенных соответствующих постановлений – направляются негосударственным судебно-экспертным учреждениям. Сомнения в правильности и обоснованности полученных экспертных заключений являются основанием для назначения повторных экспертиз. По данным Минюста России, в прошлом году экспертные учреждения министерства провели 585 таких повторных экспертиз [2].

Проблема выбора экспертов

Изучение обобщений, проведённых на уровне ВС субъектов РФ, показывает, что обзор [3] сохраняет актуальность и в настоящий момент. Одной из ошибок, указанных в данном обзоре, является ошибочный выбор экспертного учреждения или эксперта.

При этом однозначных, равных для понимания всех субъектов критериев выбора экспертов (организации, учреждения) в судебной практике не существует, выбор экспертного учреждения или эксперта находится в компетенции суда.

Союз судебных экспертов «Экспертный Совет» и Ассоциация «СРОО «Экспертный Совет» разработали методические разъяснения по выбору судебных экспертов (организаций, учреждений) [4], в которых приведены основные критерии выбора и основания для отвода эксперта, экспертной организации.

В разъяснениях указывается, что при выборе кандидатуры судебного эксперта (организации, учреждения) в качестве определяющего фактора следует рассматривать такие критерии качества, как квалификация, компетенция, опыт проведения аналогичных экспертиз и профессиональное признание.

Опыт работ для организаций складывается из опыта проведения аналогичных внесудебных исследований/экспертиз, опыта судебной экспертизы. Опыт является основой для профессиональной компетенции. Под опытом проведения аналогичных исследований/экспертиз следует понимать опыт выполнения работ, оказания услуг сопоставимого (схожего) с проводимой экспертизой характера. Например, при проведении судебной экспертизы по установлению стоимости акций или долей предприятий должен учитываться опыт по оценке бизнеса, в том числе в рассматриваемой отрасли [5].

Профессиональное признание характеризуется местами в профессиональных рейтингах и профессиональными аккредитациями.

Заинтересованность и зависимость эксперта и организации

Одним из оснований для отвода является заинтересованность и зависимость эксперта или экспертной организации.

Далее рассмотрим примеры судебной практики, где были выявлены такие случаи.

  • факт участия эксперта в качестве представителя стороны в другом деле [6];
  • эксперт, проводящий экспертизу, ранее был конкурсным управляющим в деле, в котором стороны по делу были представителями конкурсного управляющего [7].

Взаимосвязь между экспертом и стороной по делу:

  • руководитель экспертной организации, осуществляющей экспертизу по делу, является также руководителем другой экспертной организации, на заключении которой были основаны возражения ответчика [8];
  • эксперт с 4 марта 2005 года по 7 мая 2008 года работал в ФИПС, подведомственном Роспатенту, в должности государственного патентного эксперта, то есть ранее находился в служебной или иной зависимости от лица, участвующего в деле [9];
  • один из представителей стороны по делу являлся одновременно представителем экспертного учреждения, которому было поручено проведение экспертизы. Назначенный судом эксперт входит в органы управления экспертного учреждения – является исполнительным директором общества, то есть в силу служебного положения также выступает его представителем [10].

Аффилированность между стороной и экспертной организацией:

  • ходатайство об отводе экспертов Торгово-промышленной палаты одного из субъектов РФ удовлетворено, так как истец являлся членом указанной Торгово-промышленной палаты (хотя членство прекратилось за два года до рассмотрения дела) [11];
  • компания, входящая в группу компаний, к которой также относится истец, опубликовала на сайте исследование, выполненное учреждением и специалистом, которые предлагались самим истцом в качестве кандидатуры экспертной организации и эксперта. Суд пришёл к выводу, что «предложенное обществом экспертное учреждение имеет доверительные и рабочие отношения с группой компаний , которые могут повлиять на объективность экспертизы по настоящему делу» [12];
  • по сведениям, внесённым в ЕГРЮЛ, Минмособлимущество (третье лицо по делу) является учредителем ГУП МО «МОБТИ» (экспертная организация), что свидетельствует о наличии предусмотренных п. 6 ч. 1 ст. 21 АПК РФ (находится или ранее находился в служебной или иной зависимости от лица, участвующего в деле, или его представителя) оснований для отвода [13].

Участие при предыдущем рассмотрении дела в качестве иного лица:

  • специалист привлекался к участию в деле для дачи пояснений в суде первой инстанции, а в апелляции после перехода к рассмотрению дела по правилам первой инстанции сторона заявляет его в качестве кандидатуры эксперта [14];
  • основанием для отвода эксперта, проводившего исследование о буровзрывных работах, является наличие в материалах дела его же выводов о характере этих работ, выполненных несколькими годами ранее [15];
  • в основу иска были положены результаты таможенной экспертизы, проводимой региональным таможенным управлением, при этом эксперты центрального офиса учреждения были связаны выводами своего филиала, на основании которых был заявлен иск [16].

Отвод экспертного учреждения или экспертной организации

В практике редко, но встречаются случаи, когда суды рассматривают ходатайства об отводе именно экспертной организации или же указывают на необходимость заявления отвода экспертной организации [17]. Более того, государственному экспертному учреждению не может быть поручено производство судебной экспертизы, а в случаях, когда указанное производство начато, оно немедленно прекращается, если установлены обстоятельства, подтверждающие заинтересованность в исходе дела руководителя данного учреждения [18]. Следовательно, при наличии такого основания необходимо заявить об отводе именно государственного судебного учреждения, которому поручено или может быть поручено проведение судебной экспертизы.

Например, суд в деле, стороной которого являлся территориальный таможенный орган, удовлетворил ходатайство об отводе экспертного учреждения, которое непосредственно входит в структуру таможенных органов, то есть имеются основания полагать, что эксперты такого учреждения не будут беспристрастными при выполнении экспертного исследования [19].

Читайте так же:  Психиатрическое освидетельствование охрана труда

Цена и сроки – это вовсе не основные критерии

Цена проведения экспертизы не является главным и основным критерием отбора судебного эксперта, экспертной организации или учреждения, что подтверждается судебной практикой [20]. Размер вознаграждения не является определяющим фактором при выборе судом кандидатуры эксперта: размер вознаграждения эксперту может учитываться при назначении экспертизы судом, но самая низкая стоимость вознаграждения не является необходимым условием для выбора экспертного учреждения (эксперта)» [21]. Срок проведения экспертизы не является главным и основным критерием отбора экспертной организации [22].

Чек-лист по проверке судебного эксперта

Для удобства анализа можно использовать специальный чек-лист, куда могут быть сведены ключевые факты и выводы при анализе экспертной организации / эксперта.

Источник: http://pravo.ru/story/216136/

Кому суд поручает производство судебно-психиатрической экспертизы? Учитывается ли при этом мнение лица, чье психическое состояние подлежит оценке?

В соответствии со ст. 79 ГПК РФ проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам. Лица, участвующие в деле (а значит и само лицо, чье психическое состояние подлежит оценке), имеют право просить суд назначить проведение СПЭ в конкретном судебно-экспертном учреждении или поручить ее конкретному эксперту; заявлять свой отвод эксперту.

ГПК РФ, так же как и УПК РФ, не ограничивает производство судебных экспертиз рамками лишь государственных судебно-экспертных учреждений. Используемое в ст.79 ГПК РФ понятие «судебно-экспертное учреждение» охватывает как государственные, так и иные учреждения, т.е. негосударственные, которые, как правило, именуются не учреждениями, а организациями. Принятие Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» сформировало у некоторых экспертов и даже судей ложное представление о том, что судебной экспертизе придан статус государственной. Часть 2 ст.52 ранее действовавших Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, согласно которой СПЭ могла производиться в учреждениях лишь государственной системы здравоохранения, противоречила нормам ГПК РФ и по смыслу определения Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 16 сентября 2004 г. № КАС04-451 не подлежала применению.

Государственные судебно-экспертными учреждениями – это специализированные учреждения (подразделения) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, предусмотренные ст.11 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». СПЭ производится в отделениях судебно-психиатрической экспертизы государственных психиатрических учреждений. Эксперты, работающие в этих отделениях, проводят СПЭ в порядке исполнения своих должностных обязанностей. СПЭ производится в 142 психиатрических учреждениях: 91 психиатрической больнице (в Архангельской, Московской, Курской, Рязанской областях и Хабаровском крае на базе больниц развернуто 5 региональных центров СПЭ), 50 ПНД и ГНЦ ССП им. В.П.Сербского.

Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 2010 г. № 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам», под негосударственными судебно-экспертными учреждениями следует понимать некоммерческие организации (некоммерческие партнерства, частные учреждения или автономные некоммерческие организации), созданные в соответствии с ГК РФ и Федеральным законом «О некоммерческих организациях», осуществляющие судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами.

Экспертами из числа лиц, не работающих в судебно-экспертных учреждениях, как следует из постановления Пленума Верховного Суда РФ, могут быть сотрудники научно-исследовательских учреждений, вузов, иных организаций, обладающие такими знаниями и имеющие в распоряжении необходимое экспертное оборудование.

Следовательно, по аналогии с уголовным процессом те «несколько экспертов», которым суд в соответствии со ст.79 ГПК РФ вправе поручить проведение экспертизы, могут являться сотрудниками научных, лечебных организаций, вузов, членами профессиональных психиатрических сообществ. Будучи избранными судом в качестве сведущих лиц и поименованными в определении суда о назначении экспертизы, они приобретают процессуальный статус экспертов.

В постановлении Пленума Верховного Суда от 21 декабря 2010 г. № 28 разъясняется также вопрос о том, когда производство экспертизы может быть поручено негосударственному судебно-экспертному учреждению или лицу, не работающему в судебно-экспертном учреждении. Такая возможность в постановлении Пленума предусматривается лишь при наличии определенных обстоятельств, а именно в тех случаях, когда в государственном судебно-экспертном учреждении, обслуживающем определенную территорию, невозможно производство судебной экспертизы в связи с отсутствием эксперта конкретной специальности или надлежащей материально-технической базы либо специальных условий для выполнения исследований, а также когда все компетентные государственные судебно-экспертные учреждения на данной территории не могут выступать в этом качестве.

Такая рекомендация, по нашему мнению, как для уголовного, так и для гражданского процесса, ведет к ограничению: а) компетенции суда, назначающего экспертизу, и б) прав подэкспертного, предусмотренных ч.2 ст.79 ГПК РФ, т.е. к фактически нулевым шансам в удовлетворении судом его ходатайства о проведении экспертизы в конкретном судебно-экспертном учреждении или привлечении в качестве экспертов указанных им лиц.

Не согласуется данная рекомендация и с иной, более предпочтительной (с точки зрения обеспечения права на справедливое правосудие) позицией Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении Пленума от 20 декабря 2006 г. № 66 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе», согласно которой заключение эксперта негосударственной экспертной организации не может быть оспорено только в силу того, что проведение соответствующей экспертизы могло быть поручено государственному судебно-экспертному учреждению.

В ГПК РФ отсутствует механизм обеспечения реализации права лиц, участвующих в деле, заявлять отвод эксперту государственного судебно-экспертного учреждения. Согласно ч.1 чт.80 ГПК РФ в определении о назначении экспертизы суд указывает фамилию, имя и отчество эксперта либо наименование экспертного учреждения. Поручение производства экспертизы конкретному эксперту (комиссии экспертов) данного учреждения относится уже к функциям руководителя экспертного учреждения в соответствии со ст.14 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Своевременно заявить отвод эксперту, поэтому не представляется возможным.

Представляется, что при разрешении данного вопроса следует учитывать разъяснения, данные в постановлении Пленума Верховный Суд РФ от 21 декабря 2010 г. № 28, в котором указывается, что дознаватель, следователь, суд по ходатайству лиц, участвующих в деле, обязаны сообщать фамилию, имя, отчество эксперта, которому руководителем государственного судебно-экспертного учреждения поручено производство экспертизы.

Предложенная процедура, впрочем, менее удачна по сравнению с правилом, сформулированном Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ в уже упоминавшемся постановлении от 20 декабря 2006 г. № 66. Согласно этому правилу фамилия, имя, отчество эксперта, которому руководителем государственного судебно-экспертного учреждения будет поручено проведение экспертизы, должны указываться в самом определении о назначении экспертизы помимо наименования этого учреждения.

Читайте так же:  Оформление загранпаспорта срочно без присутствия

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 2010 г. № 28 также разъясняется, что при поручении производства экспертизы лицу, не являющемуся государственным судебным экспертом, суду следует предварительно запросить сведения, касающиеся возможности производства данной экспертизы, а также сведения об эксперте, в т.ч. его фамилию, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы в качестве судебного эксперта и иные данные, свидетельствующие о его компетентности и надлежащей квалификации, о чем указать в определении (постановлении) о назначении экспертизы, и при необходимости приобщить к материалам уголовного дела заверенные копии документов, подтверждающих указанные сведения.

Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» по сравнению с ранее действовавшими Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан ограничил объем прав лиц при назначении и производстве в отношении них СПЭ. Такие лица утратили право ходатайствовать перед органом, назначившим СПЭ, о включении в состав экспертной комиссии дополнительно специалиста соответствующего профиля с его согласия. Данная норма, содержавшаяся в ч.3 ст.52 Основ, служила дополнительной гарантией обеспечения объективности, полноты и всесторонности экспертных заключений.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://sudmedrmpc.ru/komu-sud-poruchaet-proizvodstvo-sudebno-psixiatricheskoj-ekspertizy-uchityvaetsya-li-pri-etom-mnenie-lica-che-psixicheskoe-sostoyanie-podlezhit-ocenke/

Назначение и производство судебной экспертизы

Экспертиза — это следственное действие, состоящее в проведении исследования различных объектов с применением специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле для установления обстоятельств, имеющих значение по делу.

Назначение и производство экспертизы обязательно, если необходимо установить:

1) причины смерти;

2) характер и степень вреда, причиненного здоровью;

3) психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы;

4) психическое или физическое состояние потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания;

5) возраст подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, когда это имеет значение для дела, а документы о возрасте отсутствуют или вызывают сомнение.

Признав необходимым производство экспертизы, следователь составляет об этом мотивированное постановление, в котором указываются: основания назначения судебной экспертизы; фамилия, имя и отчество эксперта или наименование экспертного учреждения, в котором будет производиться судебная экспертиза; вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в его распоряжение.

Вопросы, которые ставятся на разрешение эксперта, должны входить в его компетенцию. Не допускается постановка перед экспертом вопросов правового характера.

При решении вопроса о назначении экспертизы следователь вправе на основании постановления получить у подозреваемого или обвиняемого образцы почерка или другие образцы (крови, слюны, спермы, волос и т.д.), необходимые для сравнительного исследования.

Такие же образцы могут быть получены у свидетеля или потерпевшего, но лишь при необходимости проверить, не оставлены ли этими лицами следы на месте происшествия или на вещественных доказательствах. При необходимости изъятие образцов производится с участием специалиста.

О получении образцов для сравнительного исследования составляется протокол.

Образцы для сравнительного исследования могут быть получены в ходе производства других следственных действий — обыска, выемки и т.д. В этом случае их изъятие отражается в протоколе соответствующего следственного действия. Кроме того, если получение образцов для сравнительного исследования является частью судебной экспертизы, то оно производится экспертом, что должно быть отражено в заключении.

Процессуальный порядок производства экспертизы зависит от того, где она производится — в экспертном учреждении или вне экспертного учреждения.

В первом случае, приняв решение о производстве экспертизы, следователь направляет в экспертное учреждение свое постановление и материалы, необходимые для производства экспертизы. Руководитель экспертного учреждения поручает производство экспертизы одному или нескольким сотрудникам этого учреждения. При этом руководитель негосударственного экспертного учреждения разъясняет сотрудникам, которым поручено производство экспертизы, их права и ответственность.

При производстве экспертизы вне экспертного учреждения следователь вызывает к себе эксперта, удостоверяется в его личности, специальности и компетентности, выясняет отношение эксперта к обвиняемому, подозреваемому и потерпевшему и проверяет, нет ли оснований к отводу эксперта. Затем следователь вручает эксперту постановление о назначении экспертизы, разъясняет ему его права, обязанности и ответственность.

Следователь вправе присутствовать при производстве экспертизы.

При назначении и производстве экспертизы подозреваемый, обвиняемый потерпевший и свидетель имеют широкие права.

1. судебная экспертиза в отношении свидетеля может быть произведена только с его согласия или с согласия его законного представителя. Такое же согласие требуется получить и у потерпевшего, за исключением когда необходимо установить его психическое, физическое состояние или возраст

2. обвиняемый, подозреваемый и потерпевший имеют право знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы, заявлять отвод эксперту или ходатайствовать о производстве судебной экспертизы в другом экспертном учреждении.

Обвиняемый и подозреваемый вправе ходатайствовать о привлечении в качестве экспертов указанных ими лиц либо о производстве судебной экспертизы в конкретном экспертном учреждении; ходатайствовать о внесении в постановление о назначении судебной экспертизы дополнительных вопросов эксперту; присутствовать с разрешения следователя при производстве судебной экспертизы, давать объяснения эксперту; знакомиться с заключением эксперта или сообщением о невозможности дать заключение, а также с протоколом допроса эксперта.

Знакомиться с заключением эксперта вправе также свидетель и потерпевший, в отношении которых производилась судебная экспертиза,

Так, он имеет право:

1) заявить отвод эксперту;

2) просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц;

3) представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта;

4) присутствовать с разрешения следователя при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;

5) знакомиться с заключением эксперта.

Если при производстве судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы возникает необходимость в стационарном наблюдении, следователь помещает обвиняемого или подозреваемого в соответствующее медицинское учреждение.

Помещение в лечебно-психиатрическое учреждение обвиняемого или подозреваемого, не содержащегося под стражей, производится на основании судебного решения.

Результаты произведенных экспертом исследований оформляются заключением эксперта, которое дается в письменной форме и подписывается экспертом.

В заключении должны быть указаны: дата, время, место и основания производства судебной экспертизы; должностное лицо, назначившее судебную экспертизу; сведения об экспертном учреждении, а также фамилия, имя и отчество эксперта, его образование, специальность, стаж работы, ученая степень, ученое звание, занимаемая должность; сведения о предупреждении эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения; вопросы, поставленные перед экспертом; объекты исследований и материалы, представленные для производства судебной экспертизы; данные о лицах, присутствовавших при производстве судебной экспертизы; содержание и результаты исследований с указанием примененных методик; выводы по поставленным перед экспертом вопросам и их обоснование.

Читайте так же:  Замечания на протокол судебного заседания по гражданскому

Если при производстве экспертизы эксперт установит обстоятельства, имеющие значение для дела, по которым ему не были поставлены вопросы, он вправе указать на них в своем заключении.

После дачи экспертом заключения следователь вправе допросить его для разъяснения данного им заключения. Однако эксперт не может быть допрошен по поводу сведений, не относящихся к предмету данной судебной экспертизы, даже если они стали ему известны в связи с производством судебной экспертизы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10990 — | 7438 — или читать все.

Источник: http://studopedia.ru/14_130739_naznachenie-i-proizvodstvo-sudebnoy-ekspertizi.html

Дознание в органах внутренних дел

Назначение и производство судебной экспертизы

Производство судебной экспертизы — следственное действие, сущность которого заключается в даче заключения лицом, обладающим специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, после проведения специальных исследований по вопросам, поставленным перед ним лицом, осуществляющим производство по делу, в постановлении о назначении экспертизы.

Назначение и производство экспертизы — следственное действие, состоящее в принятии решения о привлечении к уголовному судопроизводству лица, обладающего специальными знаниями для производства исследования и формулирования выводов по поставленным вопросам, а также в проведении самого исследования, завершаемого составлением заключения эксперта.

Случаи обязательного назначения экспертизы определены практикой расследования и судебного разбирательства, свидетельствующей о том. что некоторые существенные обстоятельства дела либо вообще не могут быть установлены с помощью других следственных действий, либо устанавливаются ими недостаточно надежно.

Таковы, согласно ст. 196 УПК:

  1. причины смерти;
  2. характер и степень вреда, причиненного здоровью;
  3. психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве;
  4. психическое или физическое состояние потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать показания (свидетель здесь не упомянут, хотя сомнения в его способности дать показания также могут возникнуть, но экспертиза в таких случаях может назначаться только с согласия свидетеля);
  5. возраст подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, когда это имеет значение для уголовного дела, а документы, подтверждающие возраст, отсутствуют или вызывают сомнение 1 Шейфер С.А. Следственные действия. Основания, процессуальный порядок и доказательственное значение. М.: Юрлитинформ, 2004. С. 146. .

Однако даже в случаях, не относящихся к обязательным, дознаватель не вправе отказаться от назначения экспертизы, если в уголовном деле имеются фактические основания для ее проведения.

Согласно ст. 195 УПК назначение экспертизы складывается из следующих процессуальных действий:

  1. принятие решения о назначении экспертизы;
  2. подготовка материалов для экспертного учреждения;
  3. выбор эксперта или экспертного учреждения;
  4. вынесение постановления о назначении экспертизы;
  5. разъяснение участникам их прав и их реализация при назначении экспертизы.

Дознаватель принимает решение о необходимости проведения экспертизы при установлении фактических основании для ее назначения.

Фактическим основанием назначения судебной экспертизы является наличие достаточных данных, дающих основание полагать, что возникшие по делу вопросы могут быть разрешены посредством использования специальных познаний в науке, технике, искусстве и ремесле. Важную роль в повышении эффективности экспертизы играет правильная подготовка ее материалов.

В ходе подготовки материалов для экспертного исследования дознаватель в целях сбора необходимых объектов экспертизы может провести ряд следственных действий, одним из которых является получение образцов для сравнительного исследования. В соответствии со ст. 202 УПК дознаватель вправе получить образцы почерка или иные образцы для сравнительного исследования у подозреваемого, обвиняемого, свидетеля или потерпевшего в случаях, когда возникла необходимость проверить, оставлены ли ими следы в определенном месте или на вещественных доказательствах. О проведении данного следственного действия дознаватель выносит постановление, а по результатам его проведения составляется протокол.

Выполнив указанные задачи, дознаватель приступает к составлению постановления о назначении экспертизы, которое является правовым основанием для всей последующей деятельности эксперта по проведению исследования объектов экспертизы.

Юридическим основанием производства экспертизы является постановление дознавателя о назначении судебной экспертизы.

Признав необходимым производство экспертизы, дознаватель выносит об этом постановление. В постановлении указываются:

  1. основание назначения судебной экспертизы;
  2. фамилия, имя и отчество эксперта или наименование экспертного учреждения, в котором должна быть проведена судебная экспертиза;
  3. вопросы, поставленные перед экспертом;
  4. материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта.

После вынесения постановления о назначении экспертизы дознаватель знакомит с ним подозреваемого, обвиняемого, их защитников и разъясняет им права, предусмотренные законом, которые эти лица имеют при назначении и производстве экспертизы. Об этом составляется протокол, подписываемый дознавателем и лицами, которые ознакомлены с постановлением. Если судебная экспертиза назначена в отношении потерпевшего, он (его представитель) также вправе ознакомиться с постановлением, о чем должен быть составлен протокол. Потерпевшему разъясняются права, которые он имеет при назначении и производстве экспертизы.

Кроме того, потерпевший вправе заявить отвод эксперту или ходатайствовать о производстве судебной экспертизы в другом экспертном учреждении.

К числу прав обвиняемого (подозреваемого), его защитника, которые они имеют при назначении и производстве экспертизы, относятся:

  1. право знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы;
  2. право заявлять отвод эксперту или ходатайствовать о производстве судебной экспертизы в другом экспертном учреждении;
  3. право ходатайствовать о привлечении в качестве экспертов указанных ими лиц либо о производстве судебной экспертизы в конкретном экспертном учреждении;
  4. право ходатайствовать о внесении в постановление о назначении судебной экспертизы дополнительных вопросов эксперту;
  5. право присутствовать с разрешения дознавателя при производстве судебной экспертизы, давать объяснения эксперту;
  6. знакомиться с заключением эксперта или сообщением о невозможности дать заключение, а также с протоколом допроса эксперта.

О предъявлении заключения эксперта обвиняемому (подозреваемому), потерпевшему (свидетелю) и заявлении ходатайств указанными лицами составляется протокол об ознакомлении с заключением эксперта.

Читайте так же:  Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов

После вынесения дознавателем постановления о назначении судебной экспертизы порядок его дальнейших действий зависит от того, где производится экспертиза: в экспертном учреждении или вне экспертного учреждения (государственном судебно-экспертном учреждении). Производство экспертизы в экспертном учреждении складывается из следующих этапов:

  1. рассмотрение постановления дознавателя о назначении экспертизы руководителем экспертного учреждения, поручение производства экспертизы конкретному эксперту (экспертам) с уведомлением об этом дознавателя;
  2. разъяснение эксперту (экспертам) прав и ответственности, предусмотренных ст. 57 УПК, получение подписки эксперта;
  3. производство экспертного исследования;
  4. составление заключения эксперта;
  5. ознакомление с заключением эксперта руководителя экспертного учреждения, направление заключения дознавателю.

В первом случае постановление и необходимые материалы направляются руководителю экспертного учреждения, который поручает производство экспертизы конкретному эксперту или нескольким экспертам из числа работников данного учреждения и уведомляет об этом дознавателя. При этом руководитель экспертного учреждения разъясняет эксперту по поручению дознавателя его права и обязанности, предупреждает об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ, отбирая об этом подписку, которая вместе с заключением направляется дознавателю. Права, обязанности и ответственность эксперту, работающему в государственном судебно-экспертном учреждении (судебно-экспертные учреждения Министерства юстиции. Министерства внутренних дел, Министерства здравоохранения и т.д.), разъясняются при приеме на работу, и, согласно ст. 199 УПК, их не требуется разъяснять перед каждым конкретным случаем производства экспертизы 2 Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 28 июня 2009 г.) // СПС Консультант плюс. .

Постановление дознавателя о назначении судебной экспертизы обязательно для исполнения учреждениями, которым оно адресовано. Однако руководитель экспертного учреждения вправе возвратить постановление дознавателю без исполнения, если в данном учреждении нет эксперта конкретной специальности либо специальных условий для проведения исследований, указав мотивы, по которым производится возврат.

Если судебная экспертиза производится вне экспертного учреждения, то дознаватель после вынесения соответствующего постановления вызывает лицо, которому поручается экспертиза, удостоверяется в его личности, специальности и компетентности, устанавливает отношение эксперта к обвиняемому, подозреваемому и потерпевшему, а также проверяет, нет ли оснований к отводу эксперта. После этого дознаватель вручает постановление и необходимые материалы эксперту и сам разъясняет ему права и обязанности, предупреждает его об ответственности за дачу заведомо ложного заключения и за разглашение данных предварительного расследования.

Эксперт вправе возвратить без исполнения постановление, если предоставленных материалов недостаточно для производства судебной экспертизы, или если он считает, что не обладает достаточными знаниями для ее производства.

Независимо от того, проводится ли экспертиза в экспертном учреждении или вне его, дознаватель вправе присутствовать при производстве экспертизы, получать разъяснения эксперта по ходу выполнения им исследования, о чем делается отметка в заключении эксперта. В любом случае не допускается присутствие дознавателя при формулировании экспертом выводов и составлении им заключения.

Особый порядок ст. 203 УПК предусмотрен для производства стационарной судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, если подозреваемый или обвиняемый не содержится под стражей. Поместить их в стационар возможно только на основании судебного решения. При помещении в психиатрический стационар подозреваемого срок, в течение которого ему должно быть предъявлено обвинение (10 дней), прерывается до получения заключения эксперта. Помещение потерпевшего в стационар возможно только при наличии его письменного согласия.

После проведения исследования эксперт составляет по его результатам заключение. Закон специально оговаривает, что если при производстве экспертизы эксперт установит обстоятельства, имеющие значение для дела, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе указать на них в своем заключении. При этом эксперт проявляет необходимую инициативу, но не может заменить одни вопросы другими. Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта (фотографии, схемы, графики и т.д.), прилагаются к заключению и являются его составной частью.

В случае, если невозможно дать заключение в связи с недостаточностью материалов, отсутствием необходимых условий или отсутствия у эксперта достаточных знаний, дознавателю направляется сообщение о невозможности дать заключение.

Заключение эксперта со всеми приложениями или его сообщение о невозможности дать заключение, а также протокол допроса эксперта предъявляются обвиняемому (подозреваемому), его защитнику, которые имеют право просить о назначении дополнительной или повторной экспертизы. Если судебная экспертиза проводилась по ходатайству потерпевшего или в отношении потерпевшего и (или) свидетеля, то им также предъявляется заключение эксперта. О предъявлении данных документов и заявлении ходатайств указанными лицами составляется протокол об ознакомлении с заключением эксперта.

Судебные экспертизы могут быть классифицированы по видам специальных познаний, использование которых необходимо для разрешения вопросов (криминалистические, судебно-медицинские, судебно-ботанические, судебно-экономические, судебно-товароведческие и т.д.). В зависимости от оснований назначения экспертизы могут быть первичными, дополнительными и повторными. Дополнительная экспертиза назначается при недостаточной ясности или полноте заключения эксперта, а также при возникновении новых вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств. Повторная экспертиза производится в случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в его выводах. Повторная экспертиза назначается по тем же вопросам и поручается другому эксперту (ст. 207 УПК).

В зависимости от состава экспертов и круга разрешаемых вопросов судебная экспертиза может быть производимой одним экспертом в рамках его специальных познаний, комиссионной и комплексной. Комиссионная судебная экспертиза производится не менее чем двумя экспертами одной специальности. Комиссионный характер экспертизы определяется дознавателем либо руководителем экспертного учреждения, которому поручено производство судебной экспертизы (ст. 200 УПК). Комплексная судебная экспертиза заключается в проведении исследований и формулировании выводов экспертами разных специальностей (ст. 201 УПК).

Судебная экспертиза в отношении подозреваемого и обвиняемого может быть произведена принудительно. В отношении свидетеля судебная экспертиза может быть произведена только с его письменного согласия или письменного согласия его законных представителей. В отношении потерпевшего судебная экспертиза, по общему правилу, проводится с его письменного согласия. Однако в случаях обязательного назначения судебной экспертизы согласие потерпевшего решающего значения не имеет.

Применительно к ряду конкретных ситуаций закон однозначно указывает на необходимость назначения экспертизы, избавляя дознавателя от решения вопроса — есть ли необходимость в привлечении специальных познаний эксперта или нет.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://isfic.info/doznanie/foat54.htm

Производство судебной экспертизы поручено
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here